Довольно часто в автомобилях российского производства в зимний период холодно. Создать более комфортные условия можно путем установки дополнительной помпы.
Увы, многие автомобили, независимо от производителя, не выдерживают в суровых российских условиях никакой критики в вопросах теплообеспечения салона. Проще говоря, деятельность печки не оправдывает возложенные на нее надежды, и в машине, при большом уличном минусе, просто холодно. Но, оказывается, все исправимо, причем своими руками. Главное иметь голову на плечах и инструкцию к применению.
Модернизация отопительной системы автомобиля заключается в установке дополнительной электропомпы. Рассмотрим на примере десятой модели Ваза, так как чаще всего владельцы этих автомобилей жалуются на отсутствие достаточного тепла в их машинах, особенно на холостом ходу двигателя. Для проведения операции необходимы:
1. Электропомпа от Газели. Именно данная модель лучше подходит к этой роли дополнительного нагнетателя тепла в салон. Она представляет собой простой центробежный насос, в котором происходит отброс потока жидкости от центра к периферии посредством лопаток.
2. Реле. Лучше всего взять реле стартера или зажигания, где контакты лучше всего разомкнуты.
3. Небольшие отрезки алюминиевого и армированного шланга.
4. Охлаждающая жидкость в объеме не менее двух литров.
5. Хомуты, достаточно шести штук.
Перед началом работы охлаждаем двигатель естественным способом. После чего сливаем охлаждающую жидкость в чистую емкость. Нам она еще пригодится, поэтому приходится беспокоиться о ее чистоте.
После этой процедуры берем новую помпу и с той стороны, где стоит крыльчатка, откручиваем четыре самореза. Прокладку из резинового материала, которая обнаруживается в этом месте, подвергаем смазке обычным герметиком. Далее, производим обратную сборку помпы, но вместо снятых саморезов устанавливаем удлиненные тонкие болты под гайки. Только такой подход обеспечивает наилучшую герметизацию соединения.
Следующий шаг заключается в определении места установки дополнительного электронасоса. Есть для этого несколько возможностей:
— на шпильке крепления бачка омывателя;
— на шпильке возле аккумуляторной батареи;
— на креплениях штатной шумки, расположенной на щитке мотора.
Обычно отдают предпочтение стандартному подходу, который описан в инструкции, прилагаемой к электропомпе, то есть второму варианту. Поэтому помпу нужно расположить таким образом, чтобы горизонтальный ее патрубок смотрел в сторону блока, для чего следует железный крепительный хомут разжать.
Следующий этап, после установки помпы в выбранной позиции, является установка шлангов. Для этого их снимаем с печки и с трубки, выходящей из-под коллектора. Далее берем достаточной длины армированный шланг, примеряем его по месту. Главное, чтобы он от коллекторной латунной трубки до трубки насоса доходил без изломов и напряжений.
Для закрепления на трубке из-под коллектора, на нее прежде нужно установить уголок переходник (чтобы не произошло загиба шланга) с небольшим куском шланга (не менее 10 см), крепление конструкции производим хомутами (потребуется 4 штуки).
Процесс соединения помпы со шлангом от печки проходит куда легче, так как не требует установки переходников, достаточно просто протянуть нужный размер и провести соединение. Закрепить также хомутами (2 шт.). Для того чтобы окончательно все закрепить, на установленные шланги рекомендуется надеть алюминиевую гофрированную трубу в районе выпускного коллектора, чтобы шланги от горячего воздуха не оплавились. Окончательно все закрепляем и переходим к подключению электрики.
При установке помпы массовый провод обмотки нужно заделать на массу, силовой провод реле соединяем с проводком насоса, плюсовой от реле пропускаем через предохранитель, который соединяется с аккумуляторным плюсом. Управляющий от реле плюс тянем к кнопке запуска в салон вместе с плюсом АКБ. Кнопка в салоне размещается в любом удобном месте.
Завершающий этап – это проверка помпы в действии. Для этого нужно вернуть тосол на родину, и при необходимости еще долить, запустить двигатель и немного подождать, когда двигатель прогреется. После чего посредством кнопки запустить дополнительную помпу.
Водяной насос – не очень сложное автомобильное устройство, которое относительно часто выходит из строя. Назначение данного насоса, который также часто называют просто помпой, заключается в доведении до максимума эффективности системы охлаждения автомобиля. Поскольку водяное охлаждение на порядок эффективнее воздушного, но вместе с тем система, использующая для охлаждения воду, включает в себя множество элементов, каждый из которых должен работать исправно. Мы рассмотрим основные неисправности водяного насоса, его конструкция и методики подбора новой детали в случае выхода из строя старой.
В автомобиле для охлаждения используется как обычный воздух, так и специальные жидкости, называемые антифризами. С последними напрямую работает насос, обеспечивая их циркуляцию по системе – к примеру, жидкость во внутренних полостях радиатора не может двигаться самостоятельно, ее нужно как бы подталкивать. Такой процесс инженеры называет принудительной циркуляцией.
Насос устроен просто: по входным патрубкам антифриз от печки и автомобильного радиатора движется внутрь, где, попав на вращающуюся крыльчатку, двигается дальше через отводящий патрубок. Далее происходит циркуляция жидкости по системе охлаждения и она снова возвращается к насосу. Если он не работает, двигатель автомобиля перегревается очень быстро. Даже вынужденная конвекция при всех своих достоинствах не обеспечивает главного: движения антифриза по трубкам.
Что касается силы, приводящей вал с закрепленной на нем крыльчаткой, то она отбирается от двигателя. Запуская автомобиль, вы автоматически приводите в движение крыльчатку. По сути, водяная помпа является механическим устройством. Вал крепится на двух особо прочных подшипниках, патрубки уплотняются резиной, а материалом корпуса является алюминий или сталь – казалось бы, ломаться нечему.
Как показывает практика, в водяном насосе чаще всех других элементов выходит из строя сальник. В нем находится пружина, которая прижимает друг к другу трущиеся колеса. Механическое повреждение сальника или старение металла пружины – очень частые неполадки.
Конструкция насоса предусматривает наличие специального дренажного отверстия, из которого может стекать антифриз. Отверстия высверливаются намеренно: если герметичность нарушена, давления внутри устройства сбрасывается и жидкость отводится, что можно наблюдать при поломке.
Иногда изнашиваются подшипники. В этом случае помпа работает очень шумно. Поскольку подшипники могут функционировать даже при очень сильных вибрациях, они выходят из строя по той же причине, что и многие другие движущиеся компоненты автомобиля: недостаток смазки приводит к слишком быстрому износу материала детали.
Как следствие, владелец авто может столкнуться со следующим:
Все автолюбители знают, что в систему охлаждения можно заливать дистиллированную воду. Однако, даже очищенная вода не обеспечивает должного охлаждения, а вода с примесями, как-то водопроводная, образовывает накипь. Кроме этого, в обычной воде образуются пузырьки. Так называемая кавитационная эрозия будет наблюдаться во всей красе: схлопывание пузырьков производит шум и воздействует на металл, вследствие чего на нем появляются выемки круглой формы. По этой причине частое использование чего-то кроме антифриза сказывается даже на насосе, а конкретнее на состоянии его крыльчатки.
К антифризу требования всегда очень высокие. Как минимум должно соблюдаться следующее:
Достаточно редко на корпусе водяного насоса появляются трещины. К причинам их появления можно относить вибрацию, перепады давления и температуры. Причем изменение давления меняет температуру кипения охлаждающей жидкости. Как видите, все взаимосвязано. Правильно подобранная помпа исправно функционирует в определенных условиях и с правильно выбранным антифризом.
Ресурс насоса составляет 60-160 тысяч километров, хотя бывает и так, что его не меняют на протяжении всего жизненного цикла автомобиля. Чтобы продлить эксплуатацию, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Также важно следить за общим состоянием мотора. Не забывайте следить за показаниями датчиков – в перегретом двигателе ломается множество деталей, не только насос.
Как и обычно, мы рекомендуем вести поиску по VIN-коду транспортного средства. Так вы точно найдете оригинальную деталь или ближайшие к ней аналоги, которые будут на порядок дешевле.
Найти насос можно и самостоятельно, особенно если вам привычен поиск каких-либо товаров в интернете. Задаются следующие критерии поиска: характеристики двигателя, модель транспорта, марка и год выпуска.
Часто можно слышать о том, что сломавшуюся помпу нельзя отремонтировать. Выше мы писали из чего она состоит. Так вот, теоретически ремонт может включать в себя замну износившихся уплотнительных элементов, крыльчатки и подшипника. Износ корпуса скорее будет воспринят как повод заменить всю помпу в целом, хотя можно найти и новый корпус. Что же касается перечисленных элементов, то мы с уверенностью можем сказать – ремонту быть. Но не все так просто.
Производители водяных насосов тонко подгоняют каждую деталь. Можно ли добиться того же, скажем, в гараже? Вряд ли получится. Качественное уплотнение является залогом эффективной работы системы охлаждения. Отремонтированная деталь снова подтекает? Не факт, что со второго раза получится сделать лучше. Привнесения каких-то новшеств в испытанную на заводе конструкцию или просто ремонтная работа, проведенная без должного мастерства, автоматически списывает помпу в утиль. По этим, а также некоторым другим причинам ремонт водяного насоса возможен, но не всегда целесообразен.
Ремонт оригинальной помпы с новой иномарки может стоить дорого. При этом нет гарантий того, что она не «накроется» прямо на дороге. А вместе с этим придет вскипание антифриза, перегрев, капитальный ремонт двигателя. Советуем брать новую запчасть и обращаться к мастерам за помощью с ее правильной установкой – это самый надежный вариант.
Вы точно не прогадаете, взяв OEM-насос. Оригинал идеально подойдет к вашему автомобилю и прослужит очень долго. Его высокая цена оправдана на все сто процентов.
Хоть японские фирмы и создают качественные помпы, лучшие все-таки производят в Европе: SKF (Швеция), Saleri Sil (Италия), Hepu (Германия), Valeo (Франция). Изделия выполнены из очень качественного металла. Подшипники в них очень живучи, то же можно сказать о крыльчатке. Цена высокая, но и качество на высоте.
Обратите также внимание на фирмы Ruville (Германия), а также Graf и Dolz (Италия). Их продукция не слишком дорогая, однако, прослужит очень долго.
Замыкают наш топ следующие фирмы: Profit (Чехия), а также JP Group (Дания) и Thermotec (Польша). Они производят широкую нуменклатуру недорогих запчастей. Если ваши финансы ограничены, можете брать комплектующие системы автомобильного охлаждения этих фирм.
Водяные помпы подделывают не очень часто, и, что интересно, внешне подделка от фирменных запчастей почти не отличаются – различают их разве что специалисты. Работа с металлом хорошая. В плане функциональности все неоднозначно: такие помпы то служат почти как оригинальные, то выходят из строя через первые 40 тысяч километров.
Дабы купить качественную деталь, обращайте внимание на следующее:
Не советуем покупать помпу в сомнительных местах, как-то на рынках. Если вам привычно совершать там покупки, то будьте готовы провести небольшую «экспертизу»: изучить упаковку, сравнить коды (они не должны быть затерты). Кстати, помпу покупайте только новую – если видны царапины и сколы, а продавец говорит, что это слегка потертая б/у запчасть, вы не можете быть уверены в сроке ее службы.
Водяная помпа не относится к категории запчастей, которые нужно часто менять. Если замены регулярны, причина кроется в самой детали – она или бракованная, или поддельная, или произведена сомнительной фирмой. Закрывать глаза не неисправности помпы нельзя ни при каких условиях. Вы рискуете серьезно навредить своему двигателю. Если подошло время замены, советуем брать помпы от Ruville, SKF, Valeo.
С наступлением зимних холодов многие автомобилисты всерьёз задумываются об утеплении автомобиля. Этой проблеме наиболее подвержены автомобили семейства ВАЗ. Их штатные отопители греют недостаточно хорошо, особенно это заметно на холостых оборотах. Эта проблема устранима при помощи установки дополнительной помпы. Кроме этого, салон утепляется с помощью других доработок, например, переделкой отопителя для повышения эффективности потока горячего воздуха со стороны боков и по ногам пассажиров или монтажом дополнительного отопителя. В данной статье мы расскажем о том, как доработать систему охлаждения автомобиля благодаря установке дополнительной помпы в разрез патрубка. Для некоторых автовладельцев доработка такого плана может оказаться бессмысленной тратой времени, но в качестве примера отметим, что подобные внедрения уже на заводском уровне успешно используются такими европейскими гигантами автомобилестроения, как Mercedes и BMW.
Как правило, приобретают помпы двух разных видов:
- Помпа для «Газели» стоимостью в среднем 300-500 гривен.
- Помпа Bosch, которая раза в три дороже отечественной, в зависимости от мощности насоса.
Помпа от «Газели» из-за своей плохой конструкции начинает протекать через прокладку спустя некоторое время. Такую проблему можно решить, предварительно разобрав насос и смазав прокладку силиконовым герметиком, или же наглухо термическим клеем или другим герметиком закрепить крышку с прокладкой. Немецкая помпа не имеет такого недостатка в силу своей конструкции. В ней нет прокладок, и течи возникнуть не может.
Давайте представим, что на улице 10 градусов мороза, а двигатель разогрелся до 85 градусов. Теперь заглушите мотор и включите отопитель на первой скорости. Тёплый воздух подует в салон практически сразу же, но поток окажется слишком слабым. Но как только вы запустите дополнительную помпу, сразу же подует горячий воздух, и его поток прекращаться не будет, пока температура силового агрегата не снизится до температуры 45 градусов.
Мы не являемся первооткрывателями. Дополнительные помпы уже достаточно давно ставятся на многие модели автомобилей, ответственные владельцы которых «воюют» с проблемами плохой работы обогревателя в холодное время года. При таком решении замена радиатора отопителя совершенно не потребуется, тем более данная процедура – очень трудоёмкое занятие. На некоторых автомобилях придётся снимать всю переднюю панель салона.
Тюнинг автомобильной системы отопления заключается в установке дополнительной электрической помпы. Мы рассмотрим данную процедуру на примере ВАЗ-2110, ведь именно владельцы данных автомобилей жалуются на то, что салон нагревается недостаточно хорошо, особенно на холостом ходу силового агрегата. Для проведения тюнинга вам потребуется:
1. Электрическая помпа от «Газели» – именно такой вариант лучше подойдёт для роли дополнительного нагнетания тёплого воздуха в салон автомобиля. Конструктивно – это обычный центробежный насос, в котором отброс потока охлаждающей жидкости происходит от центра к периферии при помощи лопаток.
2. Реле со стартера или зажигания. В таких элементах лучше всего разомкнуты контакты.
3. Короткие отрезки алюминиевого и армированного шлангов.
4. Три литра охлаждающей жидкости.
5. Шесть хомутов нужного диаметра.
Прежде чем приступать к работе, необходимо дать двигателю остыть естественным для него способом. Затем слейте охлаждающую жидкость в чистую посудину. Вам она ещё пригодится, поэтому позаботьтесь о том, чтобы она осталась чистой.
После этого возьмите новую помпу и со стороны расположения крыльчатки открутите четыре самореза. Резиновую прокладку смажьте обычным герметиком. Далее соберите помпу в обратном порядке, но вместо выкрученных саморезов установите длинные тонкие болты под гайки. Только так вы обеспечите наилучшую герметизацию соединения. На следующем этапе вам необходимо определить место установки дополнительной электропомпы. Для этого есть несколько вариантов:
- на шпильке возле аккумуляторной батареи;
- на шпильке крепления бачка омывателя;
- на креплениях штатной шумоизоляции, которая расположена на моторном щитке.
Как правило, действуют по стандартному подходу, который описан в инструкции, которая прилагается к электрической помпе, то есть варианту под номером два из нашего списка. Помпу необходимо разместить таким образом, чтобы её горизонтальный патрубок был направлен в сторону блока, для чего металлический хомут крепления необходимо разжать. Далее, установив помпу в надлежащую позицию, необходимо установить шланги. Для этого с отопителя и с трубки, выходящей из-под коллектора, их нужно снять. Далее возьмите армированный шланг достаточной длины и примерьте его по месту. Главное, чтобы он пролегал без изломов и напряжений от латунной трубки коллектора до трубки насоса.
Необходимо установить уголок-переходник для воспрепятствования загиба, с небольшим отрезком шланга не менее 10 см. Крепление конструкции производится хомутами в количестве четырёх штук.
Соединить помпу и шланг от печки между собой значительно легче, так как устанавливать переходники не требуется, просто необходимо протянуть нужный размер шланга и соединить, также закрепив двумя оставшимися хомутами. Чтобы всё закрепить «на совесть», на монтированные шланги лучше одеть алюминиевую гофрированную трубу в районе выпускного коллектора, чтобы не оплавились шланги от горячего воздуха. Окончательно всё закрепите и приступайте к подключению электрики.
Устанавливая помпу, массовый провод обмотки необходимо заделать на массу. Силовой провод реле соедините с проводкой насоса. Плюсовой, идущий от реле, пропустите через предохранитель, соединённый с положительным контактом аккумуляторной батареи. Управляющий плюс от реле протяните к кнопке запуска прямо в салон вместе с плюсом аккумулятора. Расположить кнопку можно в любом удобном для вас месте.
На завершающем этапе остаётся проверить помпу в действии. Верните охлаждающую жидкость на место, запустите силовой агрегат и немного подождите, пока он не прогреется. Затем при помощи выведенной кнопки запустите дополнительную помпу.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453