Коленвал — деталь сложной формы, благодаря которой соединяется в одно целое поршневая группа. В цилиндрах происходит сжатие и воспламенение топлива, поршень двигается поступально вперед и назад. Движение поршней через шатуны передается на коленчатый вал. На коленвале содается крутящий момент, передаваемый затем от двигателя на трансмимссию автомобиля. Изготавливается эта деталь из особопрочных сплавов стали или чугуна. Для того, чтобы коленвал выдерживал температурную и механическую нагрузку, производят его путем ковки и штампования на специальных станках. Конструкция деталипринципиально не меняется уже много десятилетий.
Коленвал
На спортивных автомобилях устанавливают так называемый, «облегченный» коленвал — его масса уменьшена за счет более точной балансировки и уменьшения маховика, а так же благодаря изготовлению из более легких сплавов. Это позволяет двигателю быстрее набирать обороты и выдавать больше мощности. На серийных автомобилях, не участвующих в соревнованиях, не рекомендуется установка облегченного коленвала.
На ранних моделях автомобилей коленвал можно было проворачивать с помощью специальной рукояти, в народе называемой «кривой стартер«. Так двигатель можно было запустить «вручную», а на самых ранних автомобилях и некоторых грузовых моделях 20 века двигатель заводился только таким образом. Вплоть до 90х годов прошлого столетия владельцы жигулей, москвичей и уазов возили такую рукоять в багажнике, а в морозы двигатель обязательно перед запуском о стартера несколько раз «проворачивали» вручную. Это значительно облегчало пуск и позволяло избежать поломки промерзшего двигателя. В современных двигателях эта проблема практически отсутствует. Во-первых, сильно изменились составы моторного масла и оно практически не замерзает, вплоть до -50С. Во-вторых, значительно изменились конструкции двигателей и материалы изготовления деталей, что делает беспроблемным хлоодный пуск двигателя даже после длительной стоянки в условиях сниженных температур.
При сильном износе коленвала двигатель может выйти из строя или вовсе «заклинить». Поэтому, несмотря на то, что деталь изготавливается из выскопрочных сплавов, при большом «пробеге» двигателя может потребоваться ее ремонт или полная замена. На старых двигателях, ввиду значительной стоимости детали, ее обычно стараются отремонтировать. На новых моделях, ввиду невозможности обработки детали вне заводских условий и отсутствии запчастей, деталь заменяется аналогичной.
Распределительный вал в двигателе служит для открытия и закрытия клапанов в цилиндрах строго в соответствии с расчетными интервалами. Распредвалов в двигателе может быть несколько, в зависимости от конструкции. Обычно устанавливается один или два вала на каждую группу цилиндров. Автомобильный двигатели, как правило, имеют один или два распредвала.
Двигатели так же могут разделяться на верхне- и нижневальные, в зависимости от расположения распредвала — в головке блока цилиндров или в его основании. Для управления фазами газораспределенияв двигателе распредвал жестко связан с коленвалом одним из способов: привод ремнем или цепью или через шестерни. На спортивных автомобилях устанавливается распредвал с измененными кулачками, для соответствующего изменения в фазах газораспределения двигателя. Это, с одной стороны, может служить для увеличения мощности двигателя, а с другой, может приводить к быстрому износу деталей, не рассчитанных на такую работу.
Распредвал
Распредвал при работе, так же, как и любая деталь двигателя, подвержен износу. В двигателях старых поколений иногда возможен ремонт распредвала, путем наплавления кулачков и их последующей обработки и замены вкладышей. В современных двигателях распредвал не ремонтируется, а сразу заменяется на новый.
Долговременную работу распредвала обеспечивает хорошо работающая система смазки в двигателе. При недостаточном уровне смазки происходит ускоренный износ детали, что может приводить к сбоям в работе двигателя — нарушению фаз газораспределения, неравномерной работе одного или нескольких клапанов.
Часть современных двигателей лишена распредвала, а газораспределительным механизмом управляет электроника с помощью электро-механических приводов. Это позволяет задавать режимы работы двгателя, отличающиеся от сьандартных и не зависящие от оборотов коленвала.
Коленвал и распредвал в двигателе служат для выполнения разных задач. Конструктивно при отсутствии любой из этих деталей двигатель не будет работать. Коленвал всегда один и служит основой цилиндро-поршневой группы. Распредвалов может быть больше одного, может не быть вовсе. Коленвал не может выполнять функции распредвала и наоборот. Изначально в конструкции двигателя внутреннего сгорания был только коленвал, а распредвал появился значительно позже.
Распредвал и коленвал – две важных детали двигателя, без любой из них мотор не сможет работать. Каждая из них выполняет свои функции, но между собой они жестко соединяются, поэтому скорость вращения одного зависит от количества оборотов другого. Многие современные автомобили не имеют распределительного вала, его функции выполняет установленная электроника.
Распредвал и коленвал не могут заменить друг друга. Каждый элемент выполняет свою функцию:
При наличии износа распредвал и коленвал требуется заменить, в противном случае могут возникнуть более серьезные поломки двигателя.
Коренные вкладыши принципиально хотел поставить с широкой пятой шейкой, объездил все магазины, нигде нет, только все узкие(мотористы говорили ставь узкие и не парься). Я продолжил поиски и у Сергея, моего хорошего знакомого нашелся комплект необходимых коренных вкладышей. Комплект шатунных вкладышей, шестерни грм, масляный насос и еще кое какие мелочи я нашел у своего друга Кости Киянова, который мне подарил все эти детали!
Вставил вкладыши, обильно смазал маслом и установил коленвал, сперва без набивки, что бы проверить легко ли он вращается, оказалось легко, ровно и без заеданий. Меня это даже насторожило, думаю может зазор слишком велик, взял нутромер и микрометр, померил, показания получились в максимальных значениях допуска, около 0.08мм, на этом и успокоился.
Такую же процедуру произвел и с шатунами, прикрутил их на снятый коленвал, тоже оказалось все в норме.Далее пришло время устанавливать набивку, перечитал кучу информации кто и как это делал, в книге очень скудно об этом написано, говориться лишь что надо использовать специальную оправку. Проанализировав все способы установки, так и не нашел для себя нужного варианта, сделал следующим образом:1. Купил набивку Виктор Реинз, отрезал от не полукольцо с небольшим припуском(режется она очень тяжело).2. Наживил на блок скобу, вставил в нее набивку, уплотнил и зажал скобу (вторую часть набивки стоящую на бугеле, пока не устанавливал).3. Установил коленвал, зажал бугеля с нужным усилием, покрутил немного за маховик, затем разобрал, набивка при этом уплотнилась как надо, и заняла свое место.4. Отрезал выступающие части набивки над блоком, как сказано в инструкции, примерно на 0.7 мм, аккуратно открутил скобу с набивкой и отложил ее в сторону.5. Проделал ту же процедуру со второй частью набивки,6. Когда обе части набивки были готовы, собрал все в месте, из кучи подаренных мне четверок выбрал две подходящие по размеру и мягкости, и установил на крышку коленвала.
7, Далее уже окончательно установил вал и зажал динамометрическим ключом, набивка прилично зажала коленвал, но он от небольшого усилия, без труда проворачивается за маховик.
Полный размер
На всякий случай замазал герметиком заглушку распредвала.
Установил распредвал и новые шестерни грм, тут не возникло ни каких сложностей.
Сегодня поменял шестерни коленвала и распредвала, за одно поменял сальник коленвала и шкив коленвала.
Снял колесо, открутил защиту
Выставил все по меткам
снял ремень генератора
Снял ремень ГРМ
Снял шестерню распредвала
Снял шкив коленвала
Новый сальник, цена 100 рублей)))
И тут пошел дождь, пришлось переждать
Шкив коленвала после дождя покрылся ржавчиной
Шестерню коленвала снимал часа 2… ну никак не хотела сниматься
Установил новый сальник
Поставил новую шестерню, убедился, что метки на месте
Тоже установил и убедился, что метки совпадают
Прикупил спецключ для натяжки ремня, цена вопроса 80 рублей
При помощи вот этого мы натягивали ремень в прошлый раз
Все собрал, ремень натянул
Установил новый шкив коленвала, далее надел ремень генератора, установил защиту и кожух
Цена вопроса: 455 ₽ Пробег: 160000 км
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453