С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Развитие акб что это


В этом разделе представлены основные термины и определения, используемые при работе торговым представителем:

FMCG - товары повседневного спроса (от англ. fast moving consumer goods)

B2B - бизнес для бизнеса, в качестве продавца и покупателя здесь организации и индивидуальные предприниматели (от англ. business-to-business)

B2C - Бизнес для потребителя, в качестве продавца выступает организация, а в качестве потребителя конечный потребитель (от англ. Business-to-consumer)

On-trade - канал продаж, в котором потребление товаров происходит в месте покупки

SKU - одна единица складского учета (один вид товара)

OUT OF STOCK - SKU закончилась в точке

FACING - одна единица продукции на полке (к примеру, если на витрине стоят 3 разных пачки сигарет - у каждой пачки по одному фэйсингу, если же стоят три одинаковых пачки - это тройной фэйсинг)

POSM - рекламные материалы (от англ. Point Of Sale Material)

FIFO - первый пришел, первый ушел, это организация товарооборота, согласно которой реализация товаров с более ранним сроком годности должна реализовываться раньше (от англ. First in firs out)

SMART - набор составляющих позволяющих правильно поставить цель:

        Specific – конкретная        Measurable – измеримая        Agreed – согласованная        Realistic - достижимая        Timed - ограниченная по времени

ЛПР - лицо принимающее решения

Доля полки - процент от всех мест продаж в ТТ, занимаемой нашей продукцией

ТТ - торговая точка

АКБ - активная клиентская база

Мерчендайзинг - действия по размещению продукции, оборудования и рекламных материалов, направленные на увеличение продаж из торговой точки

как увеличить клиентскую базу

13.07.2018

Акции направленные на лояльность покупателей, можно разделить на несколько видов. Акции для торговых точек на увеличение клиентской базы, на увеличение объема продаж, на расширение ассортимента.

Например: Если у меня клиентская база 75 клиентов и я в этом месяце выполняю план по АКБ (активная клиентская база сработавшая за 1 месяц, далее АКБ), то акция направленная на расширение АКБ будет не эффективной. Зачем мне лишние клиенты в этом месяце, я их лучше приберегу для следующего месяца. То есть акция будет эффективна только для тех торговых представителей, которые не набрали план по клиентской базе. Для тех же кто набрал план по клиентской базе логика будет проста, зачем мне делать больше плана клиентскую базу в этом месяце, если в следующем месяце мне повысят план по АКБ исходя не из предыдущего плана, а исходя из фактической АКБ в этом месяце, которая будет больше.

Акция по расширению АКБ звучит так: каждая новая точка за заказ на 1000 рублей получает в подарок продукцию на 200 рублей. Подарок лучше выбирать из ходовой продукции, чтобы он действительно был подарком. Выгода точки 20% от заказа. Ваш расчет на то, что с вами будут работать магазины взявшие товар по акции оправдается приблизительно на 80-90%, то есть если по акции взяли 100 магазинов, то постоянно будут работать с вами 80-90 магазинов. Остальные 10-20 магазинов опять возьмут продукт в следующей акции. Что делать, все ищут выгоду.

Приведу пример: менеджер хотел зимой увеличить активную клиентскую базу. Он сделал акцию на 4 дня 3+1, то есть если клиент берет три упаковки воды, то четвертая в подарок, но больше трех упаковок брать нельзя, и он сделал бонус торговым представителям 5000 рублей за лучший показатель. Представьте всего за 4 дня работы заработать 5000 рублей, это хорошие деньги к зарплате.

Я включился в акцию на 1 день позже, так как работал еще на одном районе области не попадавшим в акцию. Я ездил в течение трех дней и предлагал воду всем магазинам подряд, давая подарочную упаковку сразу  при заказе, чтобы клиенты видели, что акция реальная, о том, что кто то возьмет упаковку, а заказ потом не примет я не беспокоился, потому что знал, что отказываются от заказа после получения подарка очень редко в итоге я набрал больше всех клиентов около 30 и заработал 5000 рублей. А менеджер в итоге получил прирост клиентской базы где то в 70 клиентов со всех торговых представителей, и это зимой, когда вода вообще не продается. Вот так, правильно менеджер использовал акцию.

В то же самое время если я не выполняю план по продажам, то мне нужна акция на расширение ассортимента и увеличение объема продаж. Акция на увеличение объема продаж будет выглядеть так. Клиент берет 5 упаковок продукта 6-ая упаковка в подарок, и можно брать любое количество упаковок.

Опять же зимой мы проводили акцию 5+1 по пиву и один клиент взял у меня продукции на 25% от моего плана. Эффективность таких акций очевидна, план я выполнил, главное чтобы это было выгодно самой компании. Обычно такие акции проводятся зимой потому что зимой сложнее выполнить план.

Формирование стационарных аккумуляторных батарей

10.1. Формировочный заряд

10.1.1. Формировочный заряд батареи - ответственная операция, в значительной степени определяющая качество работы и срок службы аккумуляторной батареи. Сущность формировочного заряда (приведение батареи в действие) заключается в том, чтобы электрическим путем получить на положительных поверхностных пластинах нормальный слой двуокиси свинца, а массу отрицательных пластин отформовать в губчатый свинец.

10.1.2. В соответствии с «Правилами устройства электроустановок» [3] аккумуляторные помещения в период формирования батарей являются взрывоопасными. Во время формирования батарей необходимо строго выполнять все требования, предусмотренные для работы во взрывоопасных помещениях.

10.2. Включение батареи на заряд

10.2.1. Аккумуляторы должны быть включены на заряд не раньше, чем через два часа после заливки электролитом последнего аккумулятора и не позже, чем через шесть часов после заливки первого. 10.2.2. При включении на заряд напряжение зарядного устройства должно быть на 5-6 В выше напряжения батареи. 10.2.3. Учитывая, что напряжение батареи из положительных пластин в формированном незаряженном состоянии до заряда близко к нулю, необходимо в главную цепь (зарядное устройство - аккумуляторная батарея) включать реостат. По мере повышения напряжения аккумуляторной батареи реостат в главной цепи должен постепенно выводится, а затем закорачиваться. 10.2.4. Перед включением батареи на заряд следует убедиться в наличии всех сепараторов в аккумуляторах, убрать из аккумуляторного помещения инструменты, газовые и кислородные баллоны. 10.2.5. Сборку и разборку электрической схемы, включение и отключение зарядного устройства, регулировку зарядного тока выполняет представитель эксплуатационной организации по указанию аккумуляторщика.

10.2.6. Ответственность за исправность щита постоянного тока, зарядного устройства и приточно-вытяжной вентиляции на весь период формировочного цикла возлагается на эксплуатационную организацию.

10.3. Электрический режим

10.3.1. Стационарным свинцовым аккумуляторам типа СК и СКЭ, собранным из новых положительных и отрицательных пластин, необходимо при формировочном заряде сообщить девяти-десятикратную емкость десятичасового режима. 10.3.2. Максимально допустимые токи при формировании должны составлять на одну положительную пластину типа И-1 - 7 А; И-2 - 10 А; И-4 - 18 А.

10.3.3. Формировочный заряд должен производиться в следующем режиме:

  • заряд в течение 25 часов;
  • перерыв (нахождение батареи в бездействии) - 1 час;
  • заряд до увеличения емкости на однократную номинальную емкость;
  • перерыв - 1 час и т.д. до тех пор, пока батарее не будет сообщена необходимая емкость.

Длительность формировочного заряда в зависимости от типа батареи - примерно 70-95 часов. 10.3.4. Запрещается отключать батарею ранее, чем через 25 часов после начала заряда. 10.3.5. Температура электролита при заряде не должна быть выше 40°С. При повышении температуры выше 40°С необходимо понизить зарядный ток либо отключить батарею, но не ранее, чем через 25 часов после начала заряда. 10.3.6. Доливку батареи при формировании следует производить электролитом плотностью 1,18 г/см3. 10.3.7. Аккумуляторщики должны вести систематические наблюдения за общим состоянием батареи, интенсивностью газообразования и производить замеры. 10.3.8. Замеры следует производить в контрольных аккумуляторах (4-5% общего числа аккумуляторов) каждые 4 часа и результаты их заносить в «Протокол замера основных характеристик элементов аккумуляторной батареи в процессе формовки».

В протоколе необходимо фиксировать следующие параметры:

  • время замера;
  • напряжение батареи и зарядный ток;
  • напряжение, плотность электролита и его температуру на каждом контрольном аккумуляторе.

10.3.9. Каждые шесть часов необходимо производить замеры напряжения и плотности электролита на всех аккумуляторах батареи без записи в протокол. При обнаружении отстающих аккумуляторов следует подвергнуть их тщательному осмотру и замеченные дефекты устранить. 10.3.10. Номера отстающих аккумуляторов следует занести в протокол замера и вести на них записи, как и для контрольных. 10.3.11. В конце формирования необходимо произвести замеры плотности электролита и напряжения всех аккумуляторов батареи (перед отключением зарядного тока). Данные замеров должны быть занесены в «Протокол замера основных характеристик элементов аккумуляторной батареи в конце формовки». 10.3.12. После прекращения формировочного заряда аккумуляторы следует тщательно осмотреть; электроды, покоробленные в процессе формирования, вырезать свинцерезом, отрихтовать, установить на место и приварить к соединительным полосам. После этого батареи должны быть включены на заряд током десятичасового режима в течение 2 ч.

10.3.13. Заряд считается законченным при соблюдении следующих условий:

  • батарее сообщена предусмотренная заводской инструкцией емкость;
  • напряжение и плотность электролита сохраняют постоянство в течение 4-6 часов. Напряжение в конце заряда при токе десятичасового режима должно быть равно 2,65±0,05 В;
  • при включении батареи на заряд, следующий за часовым перерывом, во всех аккумуляторах немедленно начинается кипение с обильным газовыделением;
  • полностью заряженные положительные электроды должны иметь темно-коричневый цвет, а отрицательные - светло-серый;
  • в полностью заряженной батарее в конце заряда производится корректировка плотности электролита с тем, чтобы в аккумуляторах типа СК и СКЭ она была равна 1,205±0,05 г/см3.

10.3.14. После окончания формирования из аккумуляторного помещения следует удалить пропитанные электролитом опилки и капли электролита с баков, изоляторов и стеллажей, для чего их протереть сухой ветошью, промыть 5%-ным раствором кальцинированной соды, затем дистиллированной водой и снова протереть сухой ветошью.

10.4. Испытание аккумуляторной батареи на отдачу по емкости

10.4.1. При сдаче в эксплуатацию для определения электрического заряда батарею следует подвергать контрольному разряду. Разряд может производиться любым током, но не выше максимального. При этом ни в коем случае не следует брать от батареи емкость, превышающую гарантированную при соответствующем режиме разряда. Гарантированная емкость аккумуляторов в зависимости от режима разряда приводится в приложении 3. Емкость аккумуляторов СК и СКЭ должна быть на первом цикле разряда не менее 70% гарантированной. Гарантированная емкость должна быть достигнута на 4 цикле. Фактическая емкость батареи в ампер-часах подсчитывается по формуле: Сф = It где: I - средний ток разряда в течение часа, А; t - длительность разряда батареи до допустимого понижения напряжения или плотности электролита, ч.

Если средняя температура электролита во время разряда будет отличаться от 20°С, то полученная фактическая емкость должна быть приведена к емкости при температуре 20°С по формуле:

где: С20 - емкость, приведенная к температуре 20°С, А×ч; Сф - емкость, фактически полученная при разряде, А×ч; a - температурный коэффициент (см. табл. 10.1);

t - средняя температура электролита при разряде, °С.

Таблица 10.1

Продолжительность разряда, ч Температурный коэффициент
от 5 до 20°С от 20 до 40°С
10 0,0060 0,0026
3 0,0104 0,0050
1 0,0125 0,0078
0,5 0,0182 0,0095
0,25 0,0228 0,0166

10.4.2. При разряде током трехчасового и более длительных режимов батарею можно разряжать до тех пор, пока напряжение на отдельных аккумуляторах не понизится до 1,8 В, при разряде же током одно- и двухчасового режима разряд должен прекращаться при снижении напряжения на отдельных аккумуляторах до 1,75 В. 10.4.3. При разряде батареи малыми токами нельзя определить окончание разряда по напряжению. В этом случае конец разряда следует определять по плотности электролита. Разряд может считаться оконченным при снижении плотности на 0,03...0,06 г/см3 по сравнению с плотностью в начале разряда. 10.4.4. До начала контрольного разряда необходимо проверить мегаомметром или методом вольтметра (см. приложение 4) сопротивление изоляции батареи.

Сопротивление изоляции должно быть:

  • для батареи 110 В - не менее 50 кОм,
  • для батареи 220 В - не менее 100 кОм.

Если сопротивление изоляции окажется ниже допустимого, следует отключить все шины от выводной плиты со стороны аккумуляторного помещения и провести повторные измерения. Если и в этом случае сопротивление изоляции окажется ниже допустимого, следует обработать стеллажи и изоляторы 5%-ным раствором кальцинированной соды, затем дистиллированной водой и протереть сухой ветошью. 10.4.5. Разрядное сопротивление резисторов, поставляемых заказчиком, следует подбирать расчетом (см. приложение 5). При этом напряжение каждого аккумулятора принимается равным 2 В. 10.4.6. Схему для разряда батареи (см. рис. 18) необходимо собирать так, чтобы разрядное сопротивление подключалось к сборным шинам щита постоянного тока через рубильник. Разрядную рукоятку элементного коммутатора совмещают с зарядной рукояткой на ламели последнего элемента. При этом к сборным шинам подключаются и участвуют в разряде все аккумуляторы батареи. 10.4.7. Контрольный разряд следует проводить, как правило, током десятичасового и трехчасового режима, а по требованию заказчика аккумуляторы типа СК могут быть испытаны на разряд одночасовым режимом. 10.4.8. Разрядный ток определяют как среднее арифметическое значение тока в начале и в конце данного часа разряда. 10.4.9. При разряде трехчасовым режимом допускается, чтобы не более 5% общего количества аккумуляторов имели в конце разряда напряжение 1,78 В. 10.4.10. В конце разряда необходимо замерить напряжение всех аккумуляторов и зафиксировать аккумуляторы, ограничивающие емкость батареи, после чего их следует тщательно осмотреть. Если видимых дефектов нет, следует сообщить этим аккумуляторам дополнительный заряд. Если перезаряд не дает результатов, следует подвергнуть эти аккумуляторы нескольким циклам «заряд-разряд». 10.4.11. Нецелесообразно из-за нескольких аккумуляторов подвергать значительным перезарядам всю батарею, поэтому, если таких аккумуляторов несколько в батарее и они не расположены рядом, необходимо вырезать их и вновь смонтировать в конце ряда элементного коммутатора, а затем производить тренировочные заряд-разряды только этих аккумуляторов. 10.4.12. Если в батарее ограничивает емкость один аккумулятор или несколько расположенных рядом, то их рекомендуется подзарядить от отдельного источника. В этом случае к соединительным полюсам аккумулятора следует подводить питание либо от отдельного низковольтного источника питания, либо, если таковой отсутствует, аккумулятор подзаряжать от обычного зарядного генератора, предварительно разомкнув цепь его обмотки возбуждения. Напряжение генератора с разомкнутой обмоткой возбуждения создается остаточным магнетизмом.

10.4.13. Допускается применять также следующие способы:

  • удалить из отстающих аккумуляторов положительные электроды и распределить их по одному в аккумуляторы с наибольшим зарядом, а извлеченные положительные электроды из аккумуляторов с наибольшим зарядом вварить в аккумуляторы с недостаточным зарядом;
  • разрезать соединительные полосы дефектного аккумулятора.

При разряде батареи следует включить его «навстречу» так, чтобы он заряжался разрядным током батареи, а при заряде аккумулятор включить нормально, при этом он заряжается одновременно со всей батареей. 10.4.14 Если и эти операции не приведут к повышению заряда аккумуляторов и всей батареи в целом, то необходимо полностью заменить электроды в отстающих аккумуляторах новыми и, собрав их в отдельную группу в конце батареи, провести дополнительное формирование. 10.4.15. Если аккумулятор имеет пониженную емкость, а утечки тока, коротких замыканий и сульфатаций нет, то причиной следует считать электроды. Для определения полярности пластин (электродов), ограничивающих емкость аккумулятора, следует пользоваться кадмиевым электродом. Кадмиевый электрод может быть любой формы (палочка длиной 8-10 см и толщиной 6-8 мм или пластинка той же длины толщиной 3-5 мм). В верхнюю часть электрода впаивают изолированный провод. Место сварки покрывают асфальтовым лаком и изолируют поливинилхлоридной лентой. На электрод надевают чехол из перфорированного эбонита или другого изоляционного материала, не разрушаемого электролитом. Кадмий, не бывший в употреблении, следует на 2-3 суток опустить в раствор серной кислоты плотностью 1,15±0,05 г/см3. Это необходимо для обеспечения устойчивых показаний. В промежутках между замерами кадмий следует держать в электролите, не допуская высыхания электрода. К отрицательному зажиму вольтметра присоединяют провод кадмиевого электрода, к положительному - гибкий провод. Кадмиевый электрод опускают в электролит аккумулятора так, чтобы он не прикасался к пластинам (иначе показания вольтметра будут неправильными). Концом провода, подсоединенного к положительному зажиму вольтметра, касаются поочередно положительных и отрицательных полос аккумулятора. Определяют общее напряжение аккумулятора на соединительных полосах. При правильно выполненных замерах напряжение аккумулятора равно разности показаний вольтметра «кадмий-плюс» и «кадмий-минус». Например: напряжение «кадмий-плюс» = 2,0 В, «кадмий-минус» = 0,3 В; тогда напряжение аккумулятора равно 1,7 В.

О состоянии пластин обычно судят по замерам в конце разряда. У аккумулятора, в котором положительные и отрицательные электроды находятся в примерно одинаковом состоянии, в конце разряда при общем напряжении на аккумуляторе 1,75...1,8 В напряжение «кадмий-плюс» должно быть равно 2,0...1,95 В, напряжение «кадмий-минус» = 0,15...0,2 В. Если емкость ограничивается отрицательными пластинами, то напряжение «кадмий-минус» в конце разряда повысится. Если емкость аккумулятора ограничивается положительными пластинами, то в конце разряда напряжение «кадмий-плюс» понизится.

Например: напряжение аккумулятора в конце разряда под нагрузкой равно 1,75 В, напряжение «кадмий-плюс» = 1,98 В; напряжение «кадмий-минус» = 0,15 В. Емкость ограничивается положительными пластинами. В другом аккумуляторе при том же общем напряжении в конце разряда, равном 1,75 В, «кадмий-плюс» показал 2,1 В, «кадмий-минус» - 0,35 В. Емкость ограничивается отрицательными пластинами.

Пластины, ограничивающие емкость аккумулятора, подлежат замене.

10.5. Заряд

10.5.1. Не позднее, чем через 2 часа после окончания разряда, батарею следует включить на заряд. Заряд можно производить максимальным зарядным током до начала заметного газовыделения, после чего зарядный ток снизить на 50%. 10.5.2. Заряд окончен, когда плотность электролита и напряжение аккумуляторов не изменяются в течение часа и имеет место бурное газовыделение. При заряде батарее необходимо сообщить 118-120% емкости, снятой при разряде. По окончании заряда батарею необходимо отключить от зарядного устройства.

10.5.3. Через час после отключения батареи, когда диффузия электролита в основном закончена, производятся замеры электродвижущей силы, плотности и температуры электролита в каждом аккумуляторе, а показания заносятся в технический отчет.

10.6. Заряд аккумуляторов, отремонтированных без замены электродов

10.6.1. Перед зарядом аккумуляторы, отремонтированные без замены электродов, следует залить электролитом плотностью 1,19 г/см3. 10.6.2. Заряд следует производить током, составляющим 75-80% от максимально допустимого зарядного тока (например, аккумуляторы СК-10 - током 68-72 А), до начала значительного газовыделения, то есть до напряжения 2,35-2,4 В на аккумуляторе, после чего снизить наполовину.

10.6.3. Как правило, батареям, собранным из старых электродов, при заряде следует сообщить 200-300 % емкости десятичасового режима.

  • Следующая страница
  • Предыдущая страница
  • Содержание

2550

Закладки

Что нужно знать об аккумуляторе для автомобиля

Владельцы автомобилей, которые разбираются в устройстве своего «железного коня», понимают важность такой детали, как аккумулятор. Если он неисправен, то двигатель машины в штатном режиме завести не удастся. Поэтому всем автовладельцам желательно иметь представление о назначении АКБ, принципе работы и о том, как правильно выбрать аккумулятор для своей машины. У нас на сайте есть много статей, посвященных различных аспектам эксплуатации аккумуляторов для автомобиля. В этом материале мы попытались собрать всю информацию об аккумуляторных батареях воедино. Статья ориентирована на новоиспечённых владельцев автомобилей и дает общую информацию об автомобильном аккумуляторе.  

Что такое автомобильный аккумулятор и его назначение?

Автомобильный аккумулятор представляет собой разновидность электрической АКБ. Применяется на автомобильных и мотоциклетных транспортных средствах. Назначение аккумулятора заключается в запуске двигателя, а также выполнении функций источника питания в бортовой сети машины при заглушенном моторе. Автомобильный аккумулятор также выступает в роли стабилизатора напряжения бортовой сети транспортного средства.

Наиболее распространенными являются АКБ с номинальным напряжением 12 вольт. Их можно встретить на легковых автомобилях, микроавтобусах, легких и средних грузовиках. Аккумуляторы с напряжением 6 вольт применяются на мотоциклетной технике. А батареи с напряжением 24 вольта эксплуатируются на тяжелых грузовиках, специальной и военной технике.

Номинальное напряжение, ВВид транспортного средства Номинальное напряжение, ВВид транспортного средства
6мопеды, квадроциклы, скутеры и т.п.
12легковые автомобили, мотоциклы
24грузовые автомобили, спецтехника

Для запуска двигателя требуется его прокрутка, которую обеспечивает стартер. А питание стартера обеспечивает аккумуляторная батарея. Поэтому их ещё часто называют стартерными АКБ. В этот момент стартер потребляет большой ток (несколько сотен ампер), разряжая батарею автомобиля. После того, как машина завелась, выработку электроэнергии в бортовой сети обеспечивает генератор. Схема построена так, что при поездке на автомобиле, аккумулятор подзаряжается и восполняет заряд, который был отдан при запуске мотора.

Вернуться к содержанию  

История возникновения и развития АКБ

Первые образцы аккумуляторных батарей появились более 200 лет назад, еще на заре электротехники. Одним из первых шагов в этом направлении сделал итальянский физик Алесандро Вольта в 1800 году. Он собрал источник питания, в котором медные и цинковые пластины был помещены в кислоту для прохождения электрического ток.

Изобретение получило название «батареи Вольта». Несколькими годами позже физик Джоан Вильгельм из Германии создал сухой гальванический элемент и АКБ. Эти изобретения не имели непосредственного отношения к автомобильным аккумуляторам, но были важным шагом на пути к ним.

Спустя полвека Вильгельм Зинстеден обнаружил и исследовал электрохимический процесс, который лег в основу будущих автомобильных АКБ. Он выяснил, что если через свинцовые пластины, погруженные в серную кислоту, пропускать электрический ток, то на положительно заряженном электроде образуется двуокись свинца. При этом отрицательно заряженный электрод никак не изменяется. При замыкании этого устройства возникал ток, и он присутствовал до момента полного растворения двуокиси свинца в кислоте. Но Зинстеден лишь изучил данное явление и никак не воплотил его на практике.

И вот в 1859 году Гастон Планте создает на базе этого процесса первый образец свинцово-кислотного аккумулятора. Можно сказать, что это и был прародитель аккумулятора для автомобиля. Эта батарея включала в себя 2 пластины из свинца, которые были надеты на цилиндр из дерева и разделены прокладкой из ткани. Эта конструкция помещалась в емкость с подкисленным раствором и подключалась к электрической батарее. После проведения заряда АКБ некоторое время выдавала электрический ток постоянного значения.

Аккумулятор Гастона Планте

Аккумуляторная батарея Планте была небольшой ёмкость и быстро разряжалась. Поэтому французский ученый стал заниматься подготовкой поверхности электродов. Он обнаружил, что для увеличения ёмкости их нужно сделать максимально пористыми. С этой целью он пропускал ток в противоположном направлении через разряженную батарею. Данный прием он назвал формовкой пластин и делал его много раз подряд для наращивания окисла свинца на поверхности пластин. Широкое распространение такие аккумуляторные батареи получили после изобретения динамо-машины, то есть, после того, как появилась возможность быстрого заряда АКБ.

Камилл Фор в 1882 году значительно продвинулся в конструкции и производстве электродов для аккумуляторов. Фор стал покрывать свинцовые пластины окислом свинца. Когда производился заряд АКБ, то этот окисел превращался в перекись. Одновременно на другой пластине образовывалась низкая степень окисла. В результате этой операции на электродах получался пористый слой окислов свинца.

Дальнейшим усовершенствованием аккумуляторов занимался уже Томас Эдисон в начале XX века. Он как раз работал в направлении усовершенствования аккумуляторов под использование их на транспортных средствах. В ходе исследований он разработал железно-никелевые АКБ. Электролитом в них был едкий калий. Через некоторое время налаживается промышленный выпуск портативных аккумуляторов для автомобилей, которые нашли применение на транспортных средствах и судах. Корпус АКБ сначала делали из дерева. Потом для этого стали использовать эбонит. Аккумуляторная батарея состояла из нескольких элементов с номинальным напряжением 2,2 вольт. К примеру, в аккумуляторе номиналом 12 вольт имеется шесть таких элементов.

В легковых автомобилях долгое время стандартом считалось использование АКБ номиналом 6 В. Примерно в середине прошлого столетия начался переход на аккумуляторы для автомобиля номиналом 12 вольт. А батареи 6 вольт остались только на легкой мотоциклетной технике. Корпуса из эбонита постепенно заменили моделями из полипропилена, который легче и прочнее. Постепенно стали появляться автомобильные аккумуляторы, которые имели различные легирующие вещества в свинцовых электродах для изменения свойств. Позже появились модели аккумуляторов, где электролит находился в связанном состоянии (AGM, GEL). Но принцип действия АКБ для автомобиля оставался неизменным на протяжении все истории их развития. Вернуться к содержанию  

Принцип действия аккумулятора и основные характеристики

Принцип действия свинцово-кислотного аккумулятора базируется на основе электрохимических реакциях Pb и PbO2 в электролите. В качестве электролита используется водный раствор серной кислоты. Подробнее о том, что такое аккумуляторная кислота, читайте по ссылке. В автомобильном аккумуляторе протекают десятки различных реакций, но мы рассмотрим только основные. Когда на выводы аккумуляторной батареи подается внешняя нагрузка, запускается электрохимический процесс взаимодействия электролита с оксидом свинца. В результате протекания этой реакции металлический Pb окисляется до PbSO4. При разряде АКБ на аноде идет процесс восстановления PbO2, а на катоде происходит окисление Pb. В процессе заряда аккумуляторной батареи для автомобиля протекает обратный процесс. Когда сульфат свинца расходуется, начинается процесс электролиза воды. В ходе его протекания на катоде и аноде выделяются водород и кислород, соответственно.

Ниже представлены реакции, протекающие на электродах АКБ. Слева направо реакция идет в процессе разряда. Справа налево процесс происходит при заряде аккумулятора.

Анод (положительный электрод):

PbO2 + SO42- + 4H+ + 2e− -> PbSO4 + 2h3O

Катод (отрицательный электрод):

Pb + SO42- − 2e− ->PbSO4

Когда аккумулятор на автомобиле разряжается, идет процесс расхода серной кислоты и понижение плотности электролита. Когда аккумуляторная батарея заряжается, процесс идет в обратном направлении и плотность электролита повышается. Когда заряд подходит к концу и сульфат свинца исчерпывается до некоторого порогового значения, запускается электролиз воды.

В результате выделения водорода и кислорода создается впечатление, что электролит кипит. Лучше избегать этого процесса, поскольку при нем расходуется вода, растет плотность электролита, а из-за гремучей смеси (водород + кислород) повышается опасность взрыва.

Чтобы поддерживать необходимый уровень электролита в элементы АКБ при необходимости доливают дистиллированную воду. Подробнее о том, почему кипит аккумулятор, читайте по ссылке.

Вернуться к содержанию  

Конструкция аккумулятора

Как уже говорилось, АКБ автомобиля состоит из отдельных элементов. Сам элемент имеет в своей конструкции положительные и отрицательные электроды, а также сепараторы (разделительные пластины). Сепаратор выпускается из материалов, которые не вступают в реакцию с серной кислотой. Его назначение – это исключить замыкание пластин разной полярности. Сами электроды – это решётки, выполненные из свинца. В зависимости от типа автомобильного аккумулятора в свинец могут быть добавлены различные легирующие добавки.

На решётки положительных электродов нанесен порошок PbO2, а отрицательных электродов – порошок металлического свинца. Это делается для того, чтобы нарастить ёмкость АКБ, поскольку порошок значительно увеличивает поверхности электродов, которая взаимодействует с электролитом. Сегодня наиболее распространёнными являются АКБ для автомобиля, в которых свинцовые решётки выполнены из сплава свинца и сурьмы. Сурьмы содержится примерно 1—2 процента. Такие аккумуляторные батареи называются малосурьмянистыми (содержание сурьмы до 6 процентов). Их можно встретить в ассортименте различных производителей, включая аккумуляторы Барс.

Сурьма добавляется для увеличения прочности пластин. Решетки из чистого свинца недолговечны и быстро разрушаются. Решетки электродов часто легируются кальцием. Он может добавляться как в оба электрода (кальциевые аккумуляторы или Ca/Ca), так и только в отрицательный электрод (гибридные аккумуляторы Sb/Ca). Подробнее о гибридных аккумуляторах можно прочитать в отдельной статье. Преимущество кальция в том, что он значительно снижает процесс электролиза воды и практически устраняет необходимость доливки. А главный недостаток таких батарей в необратимой потери ёмкости при глубоком разряде.

Пластины электродов погружены в электролит. Для приготовления электролита используется серная кислота и дистиллированная вода. Простую воду использовать нельзя, поскольку в ней содержатся соли магния и кальция, которые ухудшают характеристики АКБ и уменьшают срок эксплуатации.

В зависимости от концентрации серной кислоты в электролите меняется его электрическая проводимость. Она принимает максимальное значение при плотности 1,23 г/см3 и комнатной температуре. От проводимости электролита зависит внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи. Чем проводимость выше, тем внутреннее сопротивление ниже. При уменьшении внутреннего сопротивления снижаются и потери. Но плотность электролита, чаще всего, поддерживается выше. Это значение на заряженном аккумуляторе держат 1,275 г/см3. В северных регионах рекомендуется поднимать плотность до 1,29 г/см3. Делается это для того, чтобы понизить температуру замерзания электролита. В случае замерзания электролита велика вероятность коробления пластин и разрыва банок АКБ.

Существует еще отдельный класс аккумуляторных батарей для автомобиля с гелеобразным электролитом. Одни из них выпускаются по технологии AGM, другие GEL. В батареях AMG электролит содержится в виде пропитки стекловолокна. В моделях GEL электролит переводится в гелеобразное состояние посредством соединений оксида кремния. Подробнее о гелевых аккумуляторах. Но, несмотря на отсутствие жидкого электролита, гелевые батареи также плохо переносят низкие температуры. Вернуться к содержанию  

Основные характеристики аккумуляторной батареи

  • Ёмкость аккумулятора. Характеризует количество отдаваемого электричества при разрядке до минимально допустимого напряжения. Единица измерения ёмкости ─ ампер-часы;
  • Ток холодной прокрутки. Также называется пусковым током. Согласно ГОСТ проверка на заявленный пусковой ток проводится после охлаждения АКБ до -18 градусов Цельсия. Автомобильный аккумулятор разряжается пусковым током 30 секунд. После этого его напряжение должно быть не меньше 8,4 вольта. В случае разряда продолжительностью 150 секунд напряжение должно быть не меньше 6 вольт;
  • Электродвижущая сила батареи (ЭДС). Параметр, показывающий напряжение на выводах батареи, на которую не повешена внешняя нагрузка и нет утечек. ЭДС можно измерить при помощи вольтметра или мультиметра;
  • Внутреннее сопротивление АКБ автомобиля. Эта характеристика объединяет в себе сопротивление сепараторов, электродов, электролита, выводов и прочих элементов батареи;
  • Степень заряженности. Это параметр зависит от множества факторов и точное значение узнать сложно. Но ориентировочно степень заряженности оценивается по ЭДС и плотности электролита;
  • Особенности конструкции (вес, типоразмер);
  • Полярность. Подробнее о том, как определить полярность аккумулятора автомобиля;
  • Срок хранения. Аккумулятор может храниться некоторое время в сухозаряженном состоянии прежде, чем попадет к потребителю;
  • Срок эксплуатации. Подробно о том, сколько служит аккумулятор автомобиля;
  • Саморазряд АКБ. Это процесс уменьшения ёмкости аккумулятора. Он вызван окислительно-восстановительными процессами на электродах.

Подробнее о характеристиках автомобильного аккумулятора можно узнать в отдельной статье по указанной ссылке.

Вернуться к содержанию  

Виды автомобильных аккумуляторных батарей и компании-производители

Все автомобильные аккумуляторы можно подразделить на следующие виды:

  • Сурьмянистые. Эти модели АКБ ушли в прошлое и сегодня для автомобилей не используются. В электродах этих батарей содержится больше пяти процентов сурьмы;
  • Малосурьмянистые. Пластины с уменьшенным содержанием сурьмы стали для того, чтобы снизить разложение воды на кислород и водород. Но проблема обслуживаниях в них до сих пор актуальна. На сегодняшний день один из наиболее распространенных видов АКБ;
  • Кальциевые АКБ. Кальцием стали легировать свинцовые решетки для решения проблемы расхода воды и снижения саморазряда. При этом добавилась проблема потери ёмкости при глубоком разряде;
  • Гибридные батареи. Это современные автомобильные аккумуляторы, которые стали попыткой найти компромисс между малосурьмянистыми и кальциевыми аккумуляторами;
  • AGM и гелевые батареи. Это относительно новые аккумуляторы для автомобилей. Они стали следующим шагом в обеспечении безопасной эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
  • Щелочные аккумуляторы. В этом типе аккумуляторов вместо кислоты роль электролита выполняет щелочь. Наиболее распространены аккумуляторы никель-железо и никель─кадмий;
  • Литий-ионные АКБ. Модели аккумуляторов этого вида довольно перспективны, но на сегодняшний день не получили широкого применения на автомобилях из-за ряда нерешённых проблем.

Подробнее о видах аккумуляторов для автомобилей.

В списке ниже приводятся основные бренды автомобильных аккумуляторов, сгруппированные по странам:

  • Россия (Зверь, Аком, Титан, Тюмень, Исток);
  • Германия (Varta, Bosch, Moll, Tenax, Energizer);
  • Польша (Sznajder, Autopart, Centra, 1 Storm, Timberg);
  • Украина (Westa, Vortex, Docker, Forse, Ista, Volta, Oberon);
  • Турция (Mutlu);
  • Япония (FB, GS Yuasa, Panasonic, Hitachi, Alaska);
  • США (Exide, Hagen, ACDelco, Afa, Duracell, American, Gigawatt, Space, Deka, Optima, Tudor);
  • Италия (Fiamm);
  • Казахстан (Барс);
  • Словения (Tab, Topla, Moratti);
  • Южная Корея (Medalist, Delkor, Solite, Nord, Rocket).

Более подробные обзоры линеек аккумуляторов разных производителей можно прочитать в разделе «Выбор». Подробнее о том, сколько весит автомобильный аккумулятор, можно прочитать по ссылке. Вернуться к содержанию  

Выбор АКБ для автомобиля

При выборе аккумулятора для автомобиля следует обращать внимание на ряд следующих критериев: разновидность АКБ, типоразмер, полярность, пусковой ток и ёмкость. Что касается вида аккумуляторной батареи, то здесь нужно исходить из того, на какой автомобиль приобретается АКБ. Если у вас недорогая иномарка, отечественный автомобиль, подержанное авто, то в общем случае можно посоветовать покупку малосурьмянистой аккумуляторной батареи. Это будет оптимальное приобретение с точки зрения цена-качество.

На автомобили иностранного производства из среднего ценового диапазона со стандартным набором опций разумно будет установить аккумулятор Ca/Ca, которые относят к необслуживаемым автомобильным аккумуляторам (ссылка на материал). Также можно рекомендовать и гибридные аккумуляторы Sb/Ca, которые объединяют в себе преимущества кальциевых и малосурьмянистых батарей.

Для представительских авто, моделей с большим количеством электрооборудования и системами «старт-стоп» специалисты рекомендуют приобретать AGM аккумуляторы или модели с жидким электролитом, выпущенные по технологии EFB. Это лучшие автомобильные аккумуляторы на сегодняшний день.

При покупке нового автомобильного аккумулятора обязательно нужно учесть типоразмер. Есть три основных типоразмера: евро, азия и американский. Они отличаются габаритами, формой, токовыводами. Стандарт «евро» используется на отечественных и европейских авто. АКБ типоразмера «азия» предназначены для эксплуатации на автомобилях, выпущенных в азиатском регионе. АКБ американского типоразмера у нас мало распространены и предназначены для использования на автомобилях американского производства. Лучший совет при покупке нового аккумулятора для автомобиля – это приобрести модель с типоразмером, который был у старой батареи.

Если вы слабо разбираетесь в аккумуляторах, то при выборе полярности нового автомобильного аккумулятора следует ориентироваться на прежнюю аккумуляторную батарею. Нужно брать АКБ аналогичной полярности, чтобы потом не было проблем с ее подключением.

Пусковой ток и ёмкость – параметры, определяющие мощность автомобильного аккумулятора. Упрощённо можно сказать, что чем больше объем двигателя автомобиля, тем больше величины пускового тока и ёмкости должна иметь батарея. Можно взять с небольшим запасом, чтобы работа автомобильного аккумулятора была стабильной. В таблице ниже вы можете посмотреть ёмкости АКБ для различных транспортных средств.

Ёмкость аккумулятора, А-чТранспортное средствоОбъем двигателя, л Ёмкость аккумулятора, А-чТранспортное средствоОбъем двигателя, л
55легковые автомобили1 - 1,6
60легковые автомобили1,3 - 1,9
66легковые автомобили (кроссоверы, внедорожники)1,4 - 2,3
77грузовые автомобили малой грузоподъемности1,6 - 3,2
90грузовые автомобили средней грузоподъемности1,9 - 4,5
140грузовые автомобили3,8 - 10,9
190спецтехника (экскаваторы, бульдозеры)7,2 - 12
200грузовые автомобили (фуры, автопоезда)7,5 - 17

Вернуться к содержанию  

Обслуживание аккумуляторной батареи

Недостаточно просто выбрать лучший автомобильный аккумулятор для своей машины. Нужно еще уметь правильно его обслуживать. Ниже приводятся советы по обслуживанию аккумулятора, следуя которым вы увеличите срок его эксплуатации.

  • Периодическая подзарядка. Нельзя хранить аккумулятор разряженным, обязательно делать подзарядку после глубокого разряда и периодически проводить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл);
  • Следить за исправностью электрической проводки и потребителей тока в бортовой сети авто. Особенное внимание должно уделяться исправности генератора и регулятора напряжения. Они оказывают прямое воздействие на состояние аккумулятора;
  • Проверка уровня электролита. Ни в коем случае нельзя допускать ситуации, когда аккумулятор эксплуатируется с уровнем электролита ниже пластин. Электролит должен быть залит на 10─15 миллиметров выше уровня пластин;
  • Подготовка автомобиля к зиме. Помимо зарядки аккумулятора нужно еще провести ряд мероприятий с автомобилем. Сюда относится замена свечей, заливка синтетического масла, приведение в порядок системы зажигания. Работа аккумулятора зимой и так затруднена. Поэтому не нужно создавать для него дополнительных проблем;
  • Не допускать коррозии клемм. Клеммы нужно хорошо затягивать и при появлении окисления зачищать эти места наждачной бумагой. Рекомендуется покрывать клеммы и выводы специальным составом;
  • Контроль плотности электролита. Полностью заряженный автомобильный аккумулятор должен иметь плотность 1,27 гр./см3. В зимний период плотность можно довести до 1,29 гр./см3. Ориентироваться в параметрах электролита поможет таблица плотности;
  • Чистота автомобильного аккумулятора. Хотя бы верхнюю часть батареи рекомендуется держать в чистоте. Масло, пыль, подтеки электролита – все это на поверхности АКБ превращается в проводник и приводит к разряду батареи;
  • Осмотр. Периодический осмотр аккумулятора позволит своевременно найти повреждения, неполадки, загрязнения, нарушения контактов клемм аккумулятора и т. п.;
  • Хранение. При длительном простое рекомендуется снять АКБ с автомобиля, провести зарядку и хранить отдельно.

Вернуться к содержанию  

Итоги

В этом материале мы постарались объединить все вопросы, задаваемые по аккумуляторам. Подробно рассказать обо всём в одной статье невозможно. Поэтому были рассмотрены основные тезисы и даны ссылки на статьи, подробно рассматривающие те или иные вопросы. Надеемся, что эта статья поможет вам выбрать лучший автомобильный аккумулятор и грамотно эксплуатировать его. Если у вас остались вопросы или пожелания, пишите их в комментариях. Удачи в выборе аккумулятора для автомобиля!

Вернуться к содержанию


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости