С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Ремонт алюминиевого радиатора


Как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях - чем отремонтировать: удалить окисление, заклеить дырку и устранить течь

Батареи из алюминия благодаря своим улучшенным характеристикам быстро пришли на смену своим чугунным собратьям. В зависимости от качества изготовления и условий эксплуатации со временем в них появляются трещины и дыры. Существует несколько способов, как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях, не прибегая к услугам ремонтных мастерских и не тратя денег на его замену. Важно выбрать метод, наиболее подходящий для конкретного повреждения.

Алюминий занимает 3 место в мире по распространённости в земной коре. Среди других промышленных металлов он выделяется прочностью, небольшой массой и повышенной теплопроводностью. Высокую устойчивость к коррозии при контакте с окружающей средой обеспечивает оксидная плёнка.

Эти качества сделали алюминий незаменимым при изготовлении изделий с большой площадью и повышенной теплоотдачей. Хорошая пластичность материала расширяет дизайнерские и технологические границы при изготовлении радиаторов отопления. Учитывая, что секции алюминиевых батарей легко удалить или нарастить, их можно поместить в любую нишу и гармонично вписать в изысканный интерьер.

Алюминиевые отопительные батареи отлично впишутся в интерьер любой квартиры или частного дома

Обладая такими положительными качествами, как быстрая теплоотдача и привлекательный дизайн, алюминиевые радиаторы всё же имеют существенный недостаток — чувствительность к качеству воды и перепадам давления. Из-за этого на батареях часто образуются микротрещины и свищи, провоцирующие протекание жидкости в помещение.

При возникновении течи в батарее появляется необходимость заделки образовавшегося отверстия. Устранить проблему можно путём пайки или проклеивания повреждённого участка. Обычная пайка не подходит, так как защитная плёнка образуется моментально после зачистки обрабатываемого участка и препятствует надёжному соединению припоя с поверхностью радиатора.

Это важно! Даже если поверх оксидной плёнки получилось закрепить припой, в месте пайки образуются постепенно разрастающиеся микротрещины. В результате припой отслаивается, а течь возобновляется.

Для того чтобы обойти оксидную плёнку алюминия, даже при ремонте такого отверстия, используют флюсы

Для эффективной пайки алюминиевых изделий применяют флюсы, которые обладают следующими качествами:

  • Компоненты, входящие в состав средства, растворяют оксидную плёнку и препятствуют её дальнейшему образованию;
  • Защищают место пайки от воздействия окружающей среды;
  • Не позволяют припою растекаться по поверхности, удерживая его только на обработанном участке;
  • Уменьшают натяжение пропаиваемой поверхности;
  • Способствуют равномерному распределению припоя по обработанной поверхности.

Это интересно! Одним из важнейших свойств флюсов является отсутствие химической реакции между ними и припоем. Исключение — специальные составы для реактивно-флюсовой пайки.

Флюсы изготавливают на основе:

  • Кадмия;
  • Цинка;
  • Висмута;
  • Комбинированных веществ;
  • Плавней (изготовленных в домашних условиях).

Промышленные флюсы дорогие, поэтому их часто приготавливают в домашних условиях.

Флюсы для алюминия имеют в своём составе органические и неорганические компоненты, позволяющие разрушать защитную плёнку на металле

Технология ремонта

Прежде чем приступить к ремонту, радиатор необходимо снять, разобрать, слить остатки воды и просушить.

Если место течи не установлено, то его легко определить при помощи автомобильного компрессора. На выходах батареи вкручивают заглушки, на одной из которых имеется ниппель. Радиатор опускают в ванну с водой и закачивают в него воздух компрессором, создав небольшое давление. Через трещину пойдут пузырьки. Также можно полить поверхность радиатора водой с моющей жидкостью. На месте свища также появятся пузырьки воздуха.

Перед началом проведения процедуры, радиатор демонтируют, промывают проточной водой и высушивают

Перед ремонтными процедурами необходимо подготовить поверхность. Проблемный участок при помощи металлической щётки очищают от грязи, удаляют краску и обрабатывают наждачной бумагой. В заключении подготовительных работ очищенную поверхность обезжиривают любым растворителем.

Это важно! От качества подготовительных работ зависит эффективность паяльных и клеевых работ на алюминиевых радиаторах.

Пайка железно-канифольным флюсом

Для работ понадобятся:

  • Паяльник обычный (мощностью более 100 Вт);
  • Напильник;
  • Наждачная бумага;
  • Тигель керамический;
  • Горелка, паяльная лампа, газовая или электроплита;
  • Канифоль;
  • Железная стружка (как можно мельче);
  • Оловянно-свинцовый припой (П 150А, П 250А, П 350А, ПОС 60).

Качественный флюс, который способен паять даже автомобильные радиаторы, возможно изготовить в домашних условиях при помощи всего двух компонентов — канифоли и железных опилок

Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Очищают повреждённый участок.
  2. Готовят флюс. Для этого тигель размещают на плите или разогревают с помощью паяльной лампы, горелки. В горячую ёмкость помещают 2 части канифоли и растапливают. Сюда же засыпают 1 часть металлических опилок. Полученный состав тщательно перемешивают и дают остыть.
  3. Предварительно очистив жало паяльника напильником от нагара, прогревают им повреждённое место. Флюс наносят на прогретую поверхность и распределяют по ней равномерным слоем.
  4. Здесь важно соблюдать технологию работ. Небольшое количество припоя паяльником помещают под слой флюса. Круговыми движениями лудят обрабатываемый участок. Металлическая стружка из флюса выступает в роли абразива, снимая оксидную плёнку, а канифоль препятствует дальнейшему окислению алюминиевой поверхности.
  5. Постепенно добавляя припой, заполняют им всю трещину.

Это интересно! Минусами этого способа являются большая трудоёмкость и возможность запаять только маленькие дефекты. На больших участках флюс успевает застыть, что в разы снижает качество ремонта.

Для ремонта больших повреждений используют самостоятельно приготовленный плавень. В его состав входят:

  • Хлористый калий — 56%;
  • Хлористый литий — 23%;
  • Криолит — 10%;
  • Натрий сернокислый — 4%;
  • Соль поваренная — 7%.

Последовательность работ:

  1. Ингредиенты по отдельности измельчают в ступке до порошкообразного состояния, затем тщательно перемешивают до получения однородного состава. Полученная смесь гигроскопичная и легко впитывает влагу, поэтому её сразу помещают в герметичную ёмкость. Хранят плавень в тёмном и сухом месте.
  2. Далее в тигле плавят оловянно-свинцовый припой и добавляют в него висмут из расчёта 5% от общей массы. Готовый состав можно приобрести в магазине в виде проволоки или прутков (ПОСВ-35, ПОСВ-50).
  3. Необходимое количество плавня доводят до жидкого состояния в тигле и наносят на предварительно прогретый паяльной лампой участок. Также горелкой можно расплавить порошок на месте.
  4. В плавень небольшими порциями добавляют припой и круговыми движениями равномерно распределяют его по всей поверхности, сначала залудив её, а затем постепенно запаивая повреждение.

Припой с низкой температурой плавления

В труднодоступных местах, где не представляется возможным применить пайку с использованием флюсов, можно воспользоваться припоем с низкой температурой плавления.

Это важно! Этот метод эффективен только при заделке маленьких щелей.

Место обработки подготавливают вышеописанным способом. Затем его прогревают газовой горелкой. После нагрева в пламя помещают пруток припоя и несколько раз проводят им по трещине, пока она полностью не затянется.

Проволочный припой можно эффективно использовать для пайки небольших отверстий

Последующая обработка запаянного участка высокотемпературным клеем для алюминия закупоривает оставшиеся микропоры и окончательно фиксирует припой на поверхности.

Пайка алюминиевого радиатора при помощи меди

Повреждённый участок перед пайкой можно покрыть слоем меди. Оловянно-свинцовый припой надёжно ложится на обмеднённую поверхность.

Для этого понадобятся:

  • Паяльник;
  • Наждачная бумага;
  • Батарейка;
  • Медная проволока диаметром 1 мм без изоляции;
  • Медный купорос (CuSO4);
  • Канифоль;
  • Припой.

Последовательность действий:

  1. Повреждённое место зачищают наждачкой.
  2. На очищенный участок наносят раствор медного купороса до образования большой капли.
  3. Положительный полюс батарейки прикладывают к радиатору. Отрицательный полюс соединяют с медной проволокой.
  4. Свободный конец проволоки опускают в купорос, не касаясь радиатора.
  5. На поверхности под раствором вскоре появится тонкий равномерный слой меди, осевшей из купороса.
  6. Участок промывают и высушивают, затем лудят и паяют обычным методом.

Также есть несколько способов, как устранить течь в алюминиевом радиаторе без припоев и флюсов. Рекомендуется их использовать, как временные, например в отопительный сезон. В неотапливаемый период лучше выделить время для более надёжного ремонта.

Эпоксидный клей

Этот метод применим в местах, где вокруг проблемного участка можно обмотать ткань.

Порядок действий:

  1. Место вокруг дефекта очищают от грязи и отошедшей краски при помощи шпателя, щётки по металлу и наждачной бумаги. Можно воспользоваться металлическим тросом, просунув его в нужное место и поочередно протягивая его за разные концы. На месте повреждения должен быть чистый металл. Затем участок обезжиривают растворителем и сушат.
  2. Стеклоткань или плотный материал разрезают на длинные узкие полосы.
  3. На повреждённый участок наносят слой клея.
  4. Ткань накладывают на клей и делают виток вокруг повреждения. Сделав полный оборот, ткань на месте обработанного участка проклеивают и ещё раз обматывают.
  5. Таким способом наносят 4-5 витков. На верхний слой ткани клей не наносится.
  6. Фиксируют намотанный слой проволокой или хомутом.

Даже самый дорогой тюбик эпоксидного клея обойдётся не более чем в 300 рублей

Время высыхания ткани зависит от температуры в помещении. При 20-25 градусах защита затвердевает через 2-3 часа.

Это интересно! Повысить эффективность склеивания можно путём подмешивания в клей алюминиевой или бронзовой пудры. Получают ее, снимая слой с ненужной детали напильником с мелкой насечкой.

Аналогично можно использовать суперцемент, только вместо стеклоткани берут обыкновенный бинт.

Холодная сварка

Этот способ отличается удобством и малым временем, необходимым на устранение дефекта.

Данный материал выпускают в виде одно- и двухкомпонентных составов цилиндрической формы.

По показателям пластичности клей «холодная сварка» схож с пластилином для лепки

Работы выполняют в следующей последовательности:

  1. Поверхность зачищают, обезжиривают и сушат.
  2. Отрезают необходимое количество однокомпонентной холодной сварки и разминают руками до состояния пластилина. Части двухкомпонентного продукта смешивают до получения однородной массы, липнущей к рукам.
  3. Сварку наносят на подготовленный участок, вдавливают в отверстие и затирают мокрым шпателем.
  4. Во время застывания следят, чтобы на поверхности состава не образовывались пузыри, через которые в дальнейшем будет вытекать вода. Если таковые появились, их удаляют тем же шпателем, вновь равномерно распределяя состав по обрабатываемому участку.
  5. Время застывания холодной сварки — 5-7 минут.
  6. На место склеивания для надёжности дополнительно накладывают хомут.

Это интересно! Заклеить небольшую щель на радиаторе можно при помощи термостойкого герметика. Главное — чтоб состав был нейтральным. Кислотные герметики могут разъесть алюминий.

Видео: пайка алюминия

Проверка на герметичность

Качество ремонта можно проверить при помощи воздуха или воды, накачиваемых в радиатор под давлением. Воздушный способ ранее описан.

Водой под давлением проверить можно только во время отопительного сезона. Для этого с одной стороны батареи ставят заглушку, вторую через кран Маевского подключают к подаче. Немного открутив кран и байпас, заполняют радиатор водой. Для облегчения наблюдений под батареей размещают полосу белой бумаги.

Если через 10-15 минут бумага осталась сухой — течь устранена и радиатор можно подключать к общей системе.

Если нет возможности создать давление, то радиатор заполняют подкрашенной водой и оставляют на несколько часов. Обычно через 3-4 часа течь себя проявляет.

Меры предосторожности

Все работы по очистке и пайке алюминиевых батарей необходимо проводить на свежем воздухе или в помещении с принудительной вентиляцией. Пары, выделяемые при нагреве флюсов и припоя, могут вызвать головные боли и тошноту.

Чтоб избежать ожогов от расплавленного припоя и флюса, паяльные работы проводят в закрытой одежде из плотного материала, защитных очках и специальных перчатках.

Для безопасной пайки алюминиевых радиаторов рекомендуется воспользоваться спецодеждой, защитными очками и перчатками

При ухудшении самочувствия нужно срочно прекратить все работы и покинуть помещение.

При прогревании повреждённого участка газовой горелкой необходимо установить мощность пламени, достаточную только для нагрева. Превышение нормы грозит прожжённым радиатором.

Если повреждение слишком большое и нет уверенности в положительном результате ремонта, лучше обратиться к специалистам ремонтной мастерской. В любом случае местный ремонт обойдётся дешевле покупки новой батареи.

Алюминиевые радиаторы имеют много преимуществ, среди которых основным является быстрые нагрев и остывание элементов. Кроме того, они пользуются повышенным спросом благодаря большому количеству дизайнерских решений. Но ремонт данного вида — батарей довольно трудоёмкая процедура и требует определённых навыков.

Как отремонтировать радиатор автомобиля

Вам понадобится

  • - компрессор;
  • - полимерный герметик;
  • - эпоксидный клей и стеклоткань;
  • - паяльник, припой;
  • - резина, хомуты, вулканизатор.

Инструкция

Осмотрите верхнюю часть радиатора. Течи часто появляются именно в этом месте и образуются в результате растрескивания пластиковых частей радиатора, рядом с местами крепления диффузора и кронштейна, поддерживающего тросы акселератора. Достаточно крупная трещина может быть «выделена» цветовым пигментом антифриза. Обнаружив такие пятна на поверхности двигателя, ищите течь в прокладке помпы или термостата. Если в салоне стоит запах тосола, и потеют стекла – осмотрите радиатор отопителя. Если охлаждающая жидкость поступает в салон, протечки могут быть в патрубках радиатора и крана отопителя.

Если течь радиатора имеет место, но визуально обнаружить ее сложно, вооружитесь компрессором. Снимите радиатор и заглушите на нем все отверстия, кроме одного. Подключите насос к этому отверстию и опустите радиатор в ванну с водой. Включив компрессор, по пузырькам выделяющегося воздуха найдите место протекания.

Вспомните старый совет бывалых шоферов – лечить протекающий радиатор сухой горчицей, добавляя ее в охлаждающую жидкость. На самом деле этот метод имеет существенный недостаток – порошок горчицы скапливается в комки и забивает трубки системы охлаждения. Аналогичный, но более современный способ предполагает использование специализированного герметика. Приобретите полимеризующийся герметик для ремонта радиаторов и систем охлаждения.

Технология проста и доступна: добавьте продукт в радиатор согласно инструкции на банке, запустите двигатель и прогрейте его на холостом ходу. Все течи затянуться сами собой. Совет первый: не покупайте порошкообразные герметики. Правильный продукт должен быть похож на канцелярский клей с однородной консистенцией. Совет второй: если обнаруженная течь расположена на трубках радиатора, перед ремонтом пережмите их инструментом выше и ниже течи для уменьшения щелей. Этот способ ремонта проводится без снятия радиатора, но бесполезен для устранения крупных трещин и щелей.

Алюминиевый радиатор заклейте. Для этого слейте антифриз из радиатора и демонтируйте его с автомобиля. Промойте его обычной водой с сильным напором. Тщательно просушите радиатор и обезжирьте поврежденный участок. После этого замажьте трещину эпоксидным клеем (холодной сваркой), просушите в течение 3-5 часов и установите радиатор на место. Для качественной склейки используйте двухкомпонентные клеи на эпоксидной основе. Если течь имеет размеры более 1 см, наложите заплату из стеклоткани и приклейте ее эпоксидным клеем. Обязательно выполните несколько слоев стеклоткани, отдельно проклеивая и просушивая каждый слой. При наклеивании тщательно выгоняйте воздушные пузыри.

Медный радиатор почините с помощью пайки или сварки. Для пайки используйте либо специальный паяльник мощностью не менее 250 Вт, либо медный паяльник высокой теплоемкости с возможностью нагревания паяльной лампой. Для этого нагрейте ремонтируемую поверхность радиатора и наложите на нее слой расплавленного припоя. Данный метод довольно трудоемок и сложен, и не рекомендуется при отсутствии опыта в паяльном или сварочном деле.

Подтекающие резиновые шланги замените. Если нет возможности это сделать, вырежьте кусочек резины и заделайте точечный разрыв, зажав его хомутом над местом протечки. При этом не используйте хомуты китайского производства – они не обеспечат нужного усилия обжима. Большие разрывы устраняйте сырой резиной и вулканизатором.

Источники:

  • ремонт алюминиевых радиаторов автомобилей

Сейчас на многих отечественных автомобилях устанавливаются алюминиевые радиаторы с пластмассовыми бачками. Если вы имеете хоть небольшой опыт ремонта латунных радиаторов, то можете попробовать в случае поломки отремонтировать и алюминиевый.

Инструкция

Даже при отсутствии навыков, имея небольшой запас терпения и немного аккуратности, можно вернуть к жизни поврежденный радиатор с помощью небольшого набора инструментов.

Если в вашем радиаторе порваны и замяты трубки, то необходимо их заглушить. Для этого отверткой или ножом удалите фольгу между трубками, большими ножницами обрежьте рваные трубки под углом 90 градусов к плоскости радиатора. Затем плоскогубцами тщательно сплющите сломанные трубки и заверните их на два оборота.

Если при ударе была нарушена пластина трубок и оторван нижний бачок, то сначала пройдите плоскогубцами по кругу, выравнивая зубцы, т.е. поднимая их вертикально. После этого аккуратно выровняйте саму плоскость пластины. Теперь нанесите на поверхность слой герметика. Лучше использовать американский «красный герметик», так как отечественный для этой операции слишком густой, поэтому ложится толстым слоем и быстро застывает. Нанеся герметик, бачок установите непосредственно на пластину, не используйте штатную резиновую прокладку. Убедитесь, что он плотно прилегает к пластине. Если обнаружили места неплотного сопряжения – добавьте в них герметик. Пластиковый бачок иногда имеет выпуклую форму посадочного бортика, поэтому тщательно все загерметизируйте.

Теперь зажимайте зубья. Для предотвращения перекоса и выдавливания бачка с противоположной стороны, проделайте эту операцию по схеме протяжки головки блока или крест-накрест.

Перед установкой узла обязательно проверьте качество выполненных работ и нет ли протечек, после чего устанавливайте на автомобиль.

Если все же вам не удалось отремонтировать алюминиевый радиатор самостоятельно – не спешите его выбрасывать и покупать новый. Обратитесь в специализированные мастерские. Они с легкостью выполнят ремонтные работы, восстановят пластиковые крышки (банки) радиатора, а также исправят ваши ошибки и проверят герметичность радиатора на специальном стенде. Это займет всего 2-3 часа вашего времени.

Ремонт алюминиевых радиаторов отопления своими руками

Произвести ремонт радиаторов отопления – дело, в общем-то, нехитрое и специальных знаний особо не требует. Здесь главное иметь общее представление о том, что этот самый радиатор из себя представляет. Поэтому надо бы сначала разобраться, какие бывают радиаторы, а уж потом говорить об их ремонте.

Ремонт батарей отопления — штука тонкая

Итак, радиатор – это отопительный прибор, который состоит из колончатых элементов, или секций. Все эти секции внутри полые и по этим полостям циркулирует теплоноситель. В большинстве случаев это вода, но бывает и другая теплонесущая жидкость. Например, минеральное масло.

Классификация радиаторов

Делятся радиаторы на несколько видов:

Чугунный радиатор отопления устанавливаются в многоэтажных помещениях. Они довольно мощные и компактные, не реагируют на плохое качество циркулирующей в них обогревающей жидкости и не подвержены коррозии, что обусловливает их долговечность. Благодаря большому весу эти батареи достаточно теплоемки, однако эта же характеристика усложняет их монтаж и обслуживание.

Старый, но еще не забытый чугунный радиатор

Еще одним минусом является, вероятно, разрушение ниппелей и изнашивание межсекционных прокладок, что часто приводит к образованию течи. Кроме того, на стенках пористых внутренних каналов образуется налет, который снижает теплоотдачу.

Алюминиевые радиаторы имеют следующие подвиды:

  • литые, в которых каждая секция – это цельное литое изделие;
  • экструзионные, то есть такие, в которых каждая секция состоит из трех герметично соединенных компонентов.

Конструкции для отопления, выполненные из алюминия, имеют высокую теплоотдачу. За счет того, что эти батареи вмещают в себя небольшое количество обогревающей жидкости, они достаточно удобны, когда есть потребность в постоянной регулировке температуры.

Широко известный алюминиевый радиатор

Применение данного вида радиаторов в системах, предназначенных для централизованного отопления, не желательно, поскольку они легко разрушаются при перепадах давления. Наряду с этим, они достаточно легко устанавливаются и весят сравнительно немного.

Главным недостатком таких батарей является то, что они плохо переносят те компоненты, которые входят в состав обогревающей жидкости. Кроме этого, в них накапливаются газы, а это обусловливает завоздушивание системы отопления.

Стальные радиаторы бывают следующих подвидов:

Панельная батарея состоит из двух листов стали. Эти листы имеют специальные углубления, которые при сварке образуют каналы для циркуляции обогревающей жидкости.

Панельный стальной радиатор

Такие изделия мало весят, а также имеют небольшую глубину. Для их производства используется сталь, которая обезжиривается, фосфатируется и покрывается эмалью. Данный подвид радиаторов боится коррозии и срок его службы очень не долог.

Секционные стальные батареи очень схожи с чугунными, но их секции соединены сваркой. Они очень прочные, однако, их цена негативно сказывается на популярности.

Трубчатые радиаторы – это сварные конструкции, стыки которых значительно снижают вероятность течи. Их большим минусом можно назвать небольшую толщину стали.

Биметаллические батареи отопления, в отличие от алюминиевых, имеют стальные элементы внутри конструкции. Это позволяет ей принять на себя достаточно высокий уровень давления. Обогревающая жидкость в этих радиаторах совершенно изолирована от алюминия, который входит в состав изделия. Единственным минусом биметаллических батарей является очень высокая цена.

Биметаллический радиатор — прочность и эффективность

Существуют также масляные радиаторы. Такая батарея отопления имеет герметичный корпус, заполненный минеральным маслом. В этом корпусе располагается электрический нагреватель

Ремонт — шаг за шагом

Стоит еще раз сказать, что ремонт радиатора самостоятельно сделать довольно не сложно. В этом деле самое главное, это наличие необходимых инструментов. Основное средство для ремонта радиатора – это специальный радиаторный ключ.

Чаще всего встречается такая неисправность, как течь батареи отопления. причиной ее может оказаться порванная прокладка. Исправляется данный дефект посредством замены испорченного элемента конструкции. Бывает, что течь возникает в результате образования небольшого отверстия в батарее. Это отверстие можно заварить холодной сваркой.

Место протечки чугунной батареи

Случается, когда проблема связана с неисправностью метчика, заглушки или футорки. Тогда ремонт батареи осуществляется так же – путем замены изношенной детали. Это легко сделать своими руками, не прибегая к посторонней помощи.

Если произошло что-то из вышеперечисленного, то начинается ремонт радиатора своим руками со слива воды. Удобнее всего выполнять ремонтные работы не в отопительный сезон, когда батарея холодная, но выбирать не приходится. Иногда после слива внутри радиатора остается какое-то количество жидкости, чтобы она не попала на пол, надо просто подставить тазик и течь не испортит покрытие пола.

Кран для слива воды с системы отопления

Очень часто ремонтные работы затрудняются тем, что не откручиваются заглушки и футорки. Такая ситуация возникает в результате «склеивания» указанных деталей. В этом случае целесообразным будет вызвать мастера, который решит эту проблему с помощью автогена. Это, конечно, стоит денег, но без описанных действий не обойтись.

Иногда ремонт чугунных радиаторов – это, скорее, их реставрация, поскольку дефектом является порча внешнего вида. Исправить сие неудобство можно своими руками с помощью краски, так что стоимость ремонта радиаторов этого типа, в данном случае, напрямую зависит от того, какую именно краску вы собираетесь использовать.

Снятие старой краски с батареи

Покраска батарей производится только в том случае, если поверхность отопительного прибора будет холодной. Перед нанесением нового слоя краски необходимо удалить старый, затем хорошенько вымыть батарею и обезжирить ее поверхность.

Случается, что единственным способом исправить дефект радиатора является его замена. Демонтаж батареи надо проводить тогда, когда отопление отключено, чтобы изделие было холодным. Отделяется радиатор от системы с помощью специальных средств. Такая работа не терпит отлагательств, особенно в холодное время, в противном случае можно вообще остаться без отопления.

Поменять радиатор проще, но дорого

Что касается других видов батарей (алюминиевых, биметаллических, стальных), то их ремонт мало чем разнится. Если повреждение не сложное, его можно исправить своими руками. Небольшую течь можно заделать холодной сваркой. Демонтируются такие конструкции довольно просто, хотя для выполнения этой задачи надо два человека, не меньше.

Ремонт масляных радиаторов также можно произвести своими руками, однако здесь нужно учитывать, что поломка может касаться электрического нагревателя.

Заказать услуги одной из фирм, специализирующейся на ремонте радиаторов, можно сегодня и в сети Интернет, и по телефону, и непосредственно в офисе избранной вами фирмы.

Ремонт и изготовление радиаторов выполняется ныне многими фирмами. Их ценовая политика различна, как и качество продуктов и услуг. Поэтому выбирать надо очень внимательно, анализируя и просчитывая все варианты. Однако если речь идет о незначительной неисправности, лучше выполнить все ремонтные работы самостоятельно, насладившись процессом и сэкономив деньги.

Ремонт радиаторов своими руками – дело ответственное (особенно учитывая высокое давление, под которым подается теплоноситель), но вполне осуществимое. Если вашего опыта для этого не хватает – воспользуйтесь нашими советами или проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом.

Как отремонтировать алюминиевый радиатор

Восстановление рабочего состояния алюминиевого радиатора проводится в зависимости от типа поломки или проблемы, которая сделала его работу неисправной.

Виды поломок

Ремонт следует проводить тогда, когда:

  1. Батарея из алюминия нагревается очень слабо, и при этом в ней нет воздуха.
  2. Чувствуется чрезмерный шум.
  3. Стыки и места крепления покрылись налетом.
  4. Течет теплоноситель.

Все эти проблемы можно выявить еще до начала отопительного сезона.

Однако это касается домов, в которых есть своя система отопления. Для выявления поломок стоит запустить отопительную систему. При этом тесты проводят в усиленном рабочем режиме. То есть теплоноситель нагревают более сильно и подают его под несколько большим, чем обычно, давлением. Во время тестирования проверяют каждую батарею и ищут ее слабые места.

Что касается квартир, батареи которых являются частью централизованной системы, то самостоятельно протестировать радиаторы в них невозможно.

Часто бывает так, что тесты прошли успешно и через несколько недель или месяцев появляются проблемы. Тогда уже нужно экстренно отремонтировать устройство. Часто для ремонта приходится демонтировать радиатор. Снятие всегда проводят в одной последовательности:

  1. Перекрывают запорную арматуру или стояк. Если перекрывается стояк, то нужно сливать из него воду.
  2. Под нижнее соединение ставят емкость для воды или антифриза.
  3. Откручивают нижний запорный или шаровой клапан. Вода, которая осталась в радиаторе, будет стекать в емкость.
  4. Откручивают верхний вентиль или клапан.
  5. Снимают устройство с кронштейнов и ставят на пол лицевой стороной вверх.

Ремонт радиаторов, которые не греют

Основной причиной такой ситуации является наличие воздуха внутри отопительного устройства или грязь. которая накопилась на внутренних стенках. Решить эту проблему можно так:

  1. Спустить воздух и проверить дальнейший уровень нагрева.
  2. Если действия не дали никакого результата, то батарею нужно снять и определить уровень загрязнения. Последнее действие можно провести путем заливки воды в снятый радиатор, измерением объема залитой жидкости и сравнения его с показателем, указанным в технической документации. Если разница существенная, то радиатор имеет много грязи.
  3. Если степень загрязнения не является достаточно большой, можно попробовать промыть батарею очень быстрым потоком воды. В противном случае нужно разобрать ее на секции (детали этого процесса описаны ниже) и промыть каждую секцию. Возможно, секцию придется прочищать проволокой с закрепленной на конце малой узкой щеткой. Желательно, чтобы ворс не был металлическим, но достаточно жестким для снятия грязи.

Альтернативным вариантом чистки может быть временное наращивание секций. Их просто наращивать при боковом подключении батареи. Если подключение является нижним или диагональным, то необходимо проводить маленькие изменения в одной из труб. Ее нужно либо удлинять, либо укорачивать.

Разбор радиатора

  1. Вставляют радиаторный ключ в один из ниппелей и, прикладывая усилие, поворачивают его на четверть или на половину оборота. Сдвинуть ниппель будет нелегко, так как он уже успел частично «срастись» с секциями. Ключом поворачивают либо против часовой стрелки, либо по ней. Все зависит от резьбы ниппеля. Если откручивается ниппель с правой стороны радиатора, то ключом крутят против часовой стрелки, если ключ вставляется в отверстие с левой стороны, то его крутят по часовой стрелке. Стоит помнить, что неправильное определение резьбы ниппеля может привести к срыву резьбы на 2 секциях. После их можно выбрасывать.
  2. Аналогичную процедуру делают с другим ниппелем, расположенным на той же секции.
  3. Делают 2 оборота ключом вверху, а затем столько же внизу. Поочередное откручивание ниппелей позволит избежать перекоса.

Сборка батареи

Собирают алюминиевый радиатор в обратной последовательности. Этот процесс выполняют так:

  1. Проверяют состояние резьбы и пазов, ища сколы и перепады.
  2. Вкручивают и выкручивают ниппель. Это необходимо для облегчения дальнейшего его закручивания.
  3. Если на местах стыка секций есть краска, ее нужно снять с помощью наждачной бумаги. Должна остаться гладкая алюминиевая поверхность. Если этого не сделать, то потом под краску будет проникать вода или другой теплоноситель. Рано или поздно краска не выдержит и расслоится или ее просто разъест теплоноситель. На ее месте появятся микротрещины, через которые начнет вытекать теплоноситель.
  4. Срезают приклеенную производителем прокладку. Это нужно делать тогда, когда после снятия краски на месте соединения была обнаружена прокладка. Срезают ее ножом.
  5. Обезжиривают торцы и ранее промытые мыльным раствором прокладки. Это необходимо для систем, в которых будет использоваться антифриз. Если же теплоносителем будет вода, то обезжиривание можно не проводить. Торцы и прокладка должны высохнуть.
  6. Наживляют ниппели на секцию.
  7. Натягивают на них силиконовые (паронитовые) прокладки.
  8. Ко второму концу ниппелей прикладывают другую секцию. Она должна прилегать плотно.
  9. Вставляют радиаторный ключ в ниппель и делают два оборота. Аналогично поступают со второй ниппель-гайкой. Так по очереди закручивают два ниппеля. Радиаторным ключом крутят без использования рычага. Его можно брать только тогда, когда не хватает сил для кручения ключом без него.
  10. Взяв рычаг, дотягивают ниппели. Однако прикладывать большое усилие не следует, ведь резьба может легко сорваться.
  11. Аналогичным образом прикручивают все другие секции.

Ремонт соединения и борьба с дырками

Протекающее соединение можно отремонтировать несколькими способами. Ими являются:

  1. Замена прокладки.
  2. Заклейка щели, через которую просачивается вода.

Прокладку меняют так:

  1. Снимают радиатор.
  2. Откручивают секцию.
  3. Снимают старую прокладку и ставят новую. Конечно, места соединения очищают.
  4. Собирают батарею.
  5. Ставят на место и подключают к системе.

Заклейку проводят с помощью эпоксидного клея. Она начинается с очистки места протекания от краски и налета. Это делают шпателем или тросом (если вода вытекает в сложно доступном месте). Трос нужно пропихнуть так, чтобы он касался проблемного места.

Далее намазывают эпоксидный клей и обматывают место тонкой полоской стеклоткани. После, клей наносят на полоску и делают еще один виток. Так, нужно сделать до 5 витков. Понятно, что на верхний слой ткани клей не наносят. В конце ткань дополнительно фиксируют хомутом.

Такой ремонт является временным решением. После отопительного сезона надо отремонтировать батарею более надежно, то есть следует заменить прокладку.

Если образовалось отверстие, то такое устройство можно отремонтировать путем замены поврежденной секции, заклеивания дырки или пайки.

Дырку заклеивают вышеописанным способом или с помощью «холодной сварки».

Пайку можно проводить как в домашних условиях (для этого используют особые припои и флюсы), так и в специальных мастерских. В последних часто паяют аргоном. Такой ремонт является лучшим, поскольку обеспечивается высокая прочность отремонтированного участка.

Похожие статьи:

Что делать если потек радиатор Монтируем чугунный радиатор отопления Плинтусный радиатор отопления Масляный радиатор

Возможен ли ремонт алюминиевого радиатора отопления?

При всем многообразии радиаторов отопления алюминиевые выделяются очень хорошими эксплуатационными качествами, но они не слишком популярны среди покупателей. Это обусловлено свойствами материала для изготовления алюминиевых радиаторов – ремонт любой части нагревательного прибора при повреждении вызывает массу проблем, зачастую требует обращения к специалистам, а то и замены батареи. Многие клиенты твердо уверены, что данные радиаторы вообще не подлежат ремонту, и их сразу же нужно менять. А ввиду относительной мягкости алюминия их очень легко повредить.

Достоинства и недостатки радиаторов из алюминия

В первую очередь следует рассмотреть отличительные особенности данного типа приборов, чтобы лучше понимать их устройство и принципиальное отличие от других батарей. Специалисты выделяют некоторые основные особенности в качестве достоинств:

  • Низкая масса батарей, что значительно облегчает транспортировку и особенно монтаж и демонтаж оборудования – с ним справится даже один человек
  • Высокая теплоотдача, позволяющая быстро обогреть помещение и значительно сэкономить на расходе топлива.
  • Батареи имеют уменьшенный объем теплоносителя, что ускоряет нагрев жидкости. На теплоотдаче это не отразилось – она не ниже, чем у аналогов с большим объемом.
  • Радиаторы хорошо работают с любым оборудованием по регулировке и поддержанию температуры и обладают низкой тепловой инерцией. Они реагируют на все изменения очень быстро, что позволяет значительно сэкономить тепло.
  • Большой выбор стилистических решений и современное оформление позволят подобрать оптимальный вариант для любого дизайна помещения.

Однако устройства не лишены и недостатков.

Недостатки приборов

К недостаткам можно отнести следующие факты:

  • Мягкость алюминия и низкая устойчивость к деформации. Удар, который без проблем выдержит сталь или чугун, легко повредит алюминий. Причем повреждения – не редкость в процессе транспортировки и монтажа изделий. Если не рассчитывать силу, можно легко сорвать резьбу в месте крепления ниппеля.
  • Несмотря на высокую в целом устойчивость к коррозии, материал не переносит наличия меди в системе. Если подводка либо теплообменник котла медные, а в системе обычная вода, очень активно протекает процесс электрической коррозии, который способен полностью испортить алюминиевые батареи в течение нескольких лет.
  • Если в качестве теплоносителя используется не специальный раствор с оптимальным уровнем кислотности, а простая вода, то в процессе реакции с алюминием образуется водород. Он способен разорвать радиатор, поэтому настоятельно рекомендуется установка большого количества клапанов для сброса давления. Также система требовательна к качеству теплоносителя — плохая вода служит причиной ускоренной коррозии.
  • Чувствительность к давлению в системе — оптимальный показатель до 9 атмосфер. В большинстве многоэтажных домов давление значительно превышает порог прочности алюминия и составляет 10 атмосфер и даже больше. Поэтому нужно быть готовым к ежегодным ремонтам, а лучше приобрести радиаторы из более прочных материалов.
  • Алюминий неустойчив к гидроударам.

Этапы демонтажа батарей для обслуживания

Место соединения радиатора с трубой

Ремонт алюминиевого радиатора может проводиться по множеству причин. От характера повреждений и неисправностей зависят и перечень работ, и используемое оборудование. В любом случае ремонт включает в себя несколько основных этапов:

  • В первую очередь не забывайте о сливе теплоносителя из системы, чтобы избежать затопления — как собственной квартиры, так и соседей снизу. При этом не забывайте подкладывать тряпку или какую-либо емкость, поскольку всегда при демонтаже выливаются остатки жидкости.
  • Перед проведением работ очень важно запастись необходимым инструментом. Это сантехнический ключ, набор слесарного инструмента, набор метчиков, а также набор прокладок, резинок и заглушек.
  • Все работы удобнее проводить вдвоем — это упростит процесс снятия и предотвратит повреждения, так как одновременно откручивать и держать батарею не очень удобно.

Виды ремонта и их особенности

Чаще всего вы прекрасно представляете объем и характер ремонтных работ. Но иногда, чтобы определить степень повреждения и решить, как поступить с поврежденной частью, необходимо снятие и тщательный осмотр оборудования. К основным видам работ относится:

Параллельное и последовательное подключение

  • Замена прокладок в местах соединения труб или между ребрами радиатора — требуется снятие и разборка батареи. Это не самый сложный вид ремонта, ведь заменяются только уплотнительные элементы.
  • Добавление или уменьшение количества ребер. В этом случае работы аналогичны первому пункту с той лишь разницей, что узел разъединяется для изменения количества секций. При этом прокладки тоже желательно сменить.
  • Если у вас повреждено одно или несколько ребер, а отопительный сезон в разгаре, самым простым методом устранения неисправности будет замена или удаление секции с течью. Если ребра на замену нет, можно просто убрать поврежденное и собрать систему. На качество обогрева это значительно не повлияет, зато позволит пользоваться системой, не дожидаясь ремонтников. Если потекло несколько ребер, обогрев ухудшится, но опять же вы не останетесь без отопления.
  • Многие в качестве средства устранения протечки используют холодную сварку. Следует заметить, что локальную неисправность при необходимости можно устранить и таким способом. Но как только появляется возможность нормального ремонта, стоит немедленно провести его. Гарантии на прочность холодной сварки нет, поэтому вы можете обнаружить течь в самый неподходящий момент, что чаще всего и происходит.
  • Если повреждение не очень большое, устранить его можно и с помощью пайки. В автомагазинах продаются особые виды припоя, предназначенные для алюминия. Пайка алюминиевых радиаторов – процесс, требующий аккуратности и соблюдения высокого качества работ. Этот метод особенно актуален в случаях, когда стенки радиаторов сильно повреждены коррозией, или из-за низкого качества изначально толщина материалов очень мала для применения следующего вида ремонта.
  • Аргонная сварка. Самый надежный метод ремонта изделий из алюминия – запаивание повреждений аргоном. Отличается высоким качеством работы и прочностью восстановленных фрагментов. Проводится чаще всего профессионалами, так как требует определенных навыков и опыта, да и аргонных установок в частном пользовании крайне мало. Также следует учитывать толщину материала. Иногда бывает, что стенки настолько тонкие, что дуга пробьет поверхность, а не починит ее.
  • Если при снятии радиаторов выяснилось, что они сильно повреждены коррозией, следует заменить их. Ведь даже если вы отремонтируете или замените поврежденную секцию, течи из других ослабленных ребер не заставят себя долго ждать.

Заключение

Высокие эксплуатационные качества батарей из алюминия доказывают состоятельность этого материала при обогреве домов. Но не стоит забывать, что алюминий требует бережного отношения и соблюдения ряда условий эксплуатации. Это гарантирует длительную работу системы без сбоев и протечек.

Источники: http://klivent.biz/otopleniye/remont-svoimi-rukami.html, http://poluchi-teplo.ru/radiatoryi/alyum/kak-otremontirovat-alyuminievyiy-radiator.html, http://gidotopleniya.ru/radiatory-otopleniya/remont-alyuminievyx-radiatorov-vozmozhen-li-4772

Особенности ремонта алюминиевых радиаторов отопления

Любопытной закономерностью возникновения неполадок в подавляющем большинстве бытовых приборов является их появление в самое неудобное время. Не являются исключением и алюминиевые радиаторы, предназначенные для отопления, имеющие свойство ломаться именно в ходе зимнего отопительного сезона, когда потребитель вдруг сталкивается с протечками батарей, их холодными секциями и появлением в них засоров, требующих устранения в срочном порядке.

Ремонт алюминиевых отопительных элементов может быть осуществлен своими руками либо потребовать привлечения к нему профессионалов в зависимости от масштаба возникших неисправностей.

При всей привлекательности этого изделия данный тип обогревательных батарей имеет наиболее низкий спрос среди потребителей. Причиной этого является распространенное мнение, что алюминиевые радиаторы при большом числе недостатков и претензий к их работе не отличаются значительным сроком эксплуатации.

Это утверждение верно лишь отчасти, так как батареи, изготовленные из алюминия, способны функционировать при перепадах давления свыше 20 атм. Небольшая масса алюминиевых радиаторов позволяет не только легко транспортировать эти изделия, но и устанавливать их без значительных физических усилий, а простота их устройства зачастую дает возможность отремонтировать их своими силами в случае необходимости при наличии необходимого инструмента и минимальных технических навыков. Высокая степень теплоотдачи создает условия для весьма быстрого нагрева помещения и существенной экономии энергетических ресурсов.

Кроме того, они имеют малый объем теплоносителя, что вызывает практически моментальный нагрев всей рабочей площади батареи. Алюминиевые радиаторы отличаются стильным дизайном, благодаря чему они отлично сочетаются с любым интерьером.

Все эти положительные свойства могли бы вывести эти элементы систем отопления в лидеры продаж в своем рыночном сегменте, если бы не тот факт, что наилучшее применение они находят в отопительных системах для индивидуального подключения.

Это объясняется тем обстоятельством, что алюминий начинает корродировать при длительном отсутствии воды в системе, ведь в системах центрального подключения она обычно сливается в теплый период года. Сюда же следует отнести его РН и химическую чистоту.

При наличии автономного индивидуального подключения системы качественное состояние носителя поддается контролю, то есть его можно оставлять в системе, но при центральной подаче отопления выполнить это практически невозможно.

Основными «симптомами» нарушений работы отопительной системы, состоящей из алюминиевых батарей, выступают слабая степень нагрева таких радиаторов и отсутствие там воздуха, а также появление различных шумов и неприятного стука в отопительном контуре. Сюда же относится наличие течи в теле радиатора либо появление налета в стыковочных узлах между элементами всей системы.

В домах, где оборудован автономный обогрев, эти неполадки легко выявляются при запуске системы в режиме, заданном по максимуму. В этом случае за счет создания высокого давления в отопительном контуре выявятся места нарушения ее целостности и появится возможность обнаружить возникшие в ней неполадки, тогда как в домах, где установлено центральное отопление, осуществить такие мероприятия самостоятельно практически невозможно. Решать вопрос придется путем обращения в управляющую компанию для привлечения их специалистов.

Может случиться так, что тестирование системы дало хороший результат, но непосредственно в период отопительного сезона в ней возникли проблемы. В такой ситуации потребуется экстренное отсоединение от системы поврежденного радиатора.

Если батареи из алюминия были смонтированы правильным образом и их эксплуатация производилась с соблюдением всех требуемых технических условий, то период их эксплуатации может существенно превысить заявленную производителем десятилетнюю гарантию. В таком случае ремонтные работы не будут связаны с большими затратами труда даже в случае необходимости добавления дополнительных секций.

Манипуляции ремонтного характера будут в таком случае заключаться в перекрытии запорной арматуры и стояка, откуда предварительно должен быть слит теплоноситель.

Для слива этого носителя следует установить емкость под вентиль нижнего подключения. Затем откручивается нижний кран для выпуска из батареи оставшейся в ней воды либо, в случае применения такого теплоносителя, антифриза. После этого выкручивается верхний вентиль и выполняется снятие радиатора с его места.

Если алюминиевый отопитель не дает тепла, то корень этой проблемы следует искать путем выпуска воздуха из отопительной системы. После этого необходимо подождать, пока батареи достаточно прогреются, а если этого не случилось, то придется выполнить демонтаж радиатора и проверку его на предмет засорения.

Алюминиевые радиаторы, состоящие из секций, вмещают в себя относительно небольшой объем теплоносителя. Заправив водой предварительно снятую батарею, можно определить, соответствует или нет такое количество воды обозначенному в техпаспорте. При обнаружении несоответствия необходимо не ремонтировать радиатор, а промыть его. Для этого необходимо пропускать под большим напором струю воды через снятую батарею до того момента, пока эта вода не просветлеет.

Если решить проблему за счет такой промывки не удалось, то потребуется разборка радиатора на отдельные секции и промывание каждого из этих элементов. В некоторых случаях, если имеется очень значительное загрязнение секций радиатора, потребуется щетка, но только не с металлическим ворсом, для удаления из батареи сгустков грязи.

В некоторых ситуациях единственной возможностью приведения батарей в работоспособное состояние является полная замена поврежденных секций либо их добавления. Если имеется боковое подключение, то особых хлопот такая манипуляция не доставит, но в случае с нижним или соединением диагонального типа придется, в зависимости от ситуации, либо наращивать трубу, либо, наоборот, уменьшать ее длину.

Разбор демонтированной батареи на отдельные секции начинается с отвинчивания ниппелей. Для этого правый ниппель следует вращать гаечным ключом влево – по левой резьбе. Соответственно, левый ниппель нужно поворачивать вправо, так как резьба у него правая. Выполнение этой манипуляции требует большой аккуратности, потому что ниппель вполне может «прикипеть» к батарее и можно сорвать резьбу неосторожным движением. В итоге придется выбросить 2 секции вместе.

Аналогичным способом поочередно откручиваются ниппели на остальных секциях. После демонтажа всех секций выполняется их очистка. Сборка конструкции проводится в обратном порядке.

В ходе ремонта необходимо проверить состояние резьбовых соединений для всех батарейных секций и произвести их осмотр на предмет наличия сколов. Оба ниппеля следует откручивать и закручивать по несколько раз для того, чтобы добиться достаточной легкости при их дальнейшей установке на место.

Если области стыковки секций покрыты красителем, то следует выполнить его зачистку наждачной бумагой до самого алюминия батареи. Иначе краска через некоторое время потрескается, под ее слоем окажется теплоноситель и на поверхности конструкции появятся микротрещины.

Если после удаления слоя краски в области стыка обнаружится резиновая прокладка, таковую необходимо будет срезать и поставить на ее место новую. При закручивании каждого ниппеля на него натягивается силиконовая прокладка.

Прикручивание следующей секции производится с обратной стороны ниппеля с непрерывным соблюдением плотной подгонки каждого элемента, пока не будет собрана вся конструкция.

При закручивании ниппелей ни в коем случае нельзя использовать силу, чтобы не сорвать резьбу. Если протечка алюминиевого радиатора отопления произошла в период отопительного сезона, следует опасаться горячего теплоносителя, чтобы не получить ожоги от него.

Такая работа может быть выполнена несколькими способами, к которым, в частности, следует отнести замену в радиаторе уплотнителей. Такая работа требует демонтажа батареи и ее разбора на отдельные секции. Если речь идет об устранении течи в батарее в период отопительного сезона, то наиболее эффективным решением будет использование так называемой холодной сварки, если нет возможности полностью заменить поврежденный радиатор или поменять в нем прохудившуюся секцию.

Небольшие дефекты могут быть устранены с помощью припоя для лужения цветных металлов, но такая манипуляция требует навыков лудильных работ и является временной мерой, позволяющей только «продержаться» до окончания отопительного сезона.

При наличии квалификации газоэлектросварщика у потребителя и соответствующего оборудования следует воспользоваться аргонной сваркой для ремонта алюминиевых радиаторов, что, несомненно, является наиболее оптимальным вариантом.

При любых работах с такими радиаторами следует помнить о значительной мягкости алюминия и обращаться с ним особенно бережно. В то же время при правильной установке и тщательном соблюдении правил эксплуатации этих элементов отопительной системы проблема их протечки не должна возникнуть в принципе.

Как отремонтировать алюминевые радиаторы отопления своими руками, смотрите в видео ниже.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости