С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Ремонт клапанов двигателя


Ремонт клапанов двигателя

Клапаны двигателя автомобиля служат для управления потоками топливовоздушной смеси, а также отработанных продуктов сгорания при поступлении их в цилиндр и удалении из него. Соответственно, они должны делать впускную и выпускную системы двигателя абсолютно герметичными и при этом обладать минимальным гидравлическим сопротивлением, чтобы не задерживать смесь топлива и воздуха или отработавшие газы. Клапаны автомобиля работают в невероятно жестких условиях – при высочайшей температуре и под давлением. Для противостояния такой среде их изготавливают из высокопрочных жаростойких материалов, так что при строгом соблюдении условий эксплуатации авто и при своевременном прохождении ТО ремонтировать клапаны придется нескоро. Если же эти условия не соблюдаются, ремонт клапанов авто может очень скоро стать актуальной проблемой.

Признаки и причины выхода из строя клапанов

О неисправности клапанов автомобиля обычно свидетельствует характерный стук, доносящийся при работе мотора из-под капота. Он может возникнуть из-за большого зазора в приводе, когда кулачок распредвала набегает на толкатель с ударом. В такой ситуации страдает не только торец стержня клапана, но и сопряженные узлы, в частности, может потребоваться не только ремонт клапана, но и ремонт распредвала.

Другая причина появления стука – большой зазор между стержнем самого клапана и направляющей втулкой, что часто бывает характерно для двигателей с солидным пробегом. Нередки также случаи, когда в результате перегрева или неправильно выполненного ремонта ГБЦ возникает неконцентричность между седлом клапана и отверстием направляющей втулки.

Как свидетельствует опыт мастеров СТО, где ремонт клапанов является профильным направлением работы, без вмешательства извне они редко выходят из строя – чаще всего неисправность вызвана неграмотной регулировкой. Заподозрить неисправность на слух может каждый автовладелец, но точно выявить ее причину и грамотно отремонтировать клапаны можно только после профессиональной диагностики в условиях специализированного техцентра.

Цены на ремонт клапанов зависят от характера повреждений, кроме того, имеет значение, повреждены ли сопряженные узлы. Например, при обрыве ремня привода распределительного вала потребуется не только ремонт клапанов, но и замена ГБЦ, шатунов и поршней. В любом случае, определить стоимость ремонта клапанов может только специалист после тщательного осмотра и дефектовки.

Ремонт седел клапанов двигателя

Клапанный механизм автомобиля работает в чрезвычайно жестких условиях: температура сгорания топливовоздушной смеси может достигать 2,3-2,5 тыс. градусов, а клапан при этом открывается и закрывается приблизительно 50 раз каждую секунду. Несмотря на то, что клапаны изготавливаются из высокопрочных легированных металлов, избежать их износа все равно невозможно, так что ремонт клапанов рано или поздно понадобится.

Причины появления дефектов клапанного механизма автомобиля

  • естественный физический износ
  • ненадлежащее качество топлива
  • некачественные свечи зажигания
  • ошибки при регулировке зажигания
  • дефекты привода клапанного механизма

Характерные неисправности клапанов автомобиля

  • обгорание привалочной поверхности самого клапана и седла, сопровождающееся образованием раковин
  • коробление, в худшем случае, трещины седла и тарелки клапана
  • механическое повреждение седла неисправным клапаном
В случае если неисправность незначительна, можно обойтись так называемой «притиркой», то есть обработкой поверхности детали специальной абразивной пастой. Если же ремонт седел клапанов или направляющих втулок требуется из-за нарушения их геометрии, притирки будет недостаточно.

Почему важна геометрия седла клапана

Сопряжение между седлом и клапаном должно обеспечивать герметичность, для этого предусмотрена рабочая фаска. Чем меньше ее ширина – тем легче обеспечить герметичность. С другой стороны, эта же фаска отводит большую часть тепла от клапана, то есть для большей эффективности ей нужна большая ширина. Для того чтобы фаска одинаково хорошо выполняла обе эти функции, инженеры автомобильных компаний путем сложнейших расчетов определяют ее оптимальные размеры и геометрическую форму. Дополнительные фаски предназначены для отвода газовых потоков, и их форма рассчитывается таким образом, чтобы минимизировать завихрения рабочих и отработавших газов.

Нетрудно догадаться, что отремонтировать седла клапанов и обеспечить при этом сохранность их геометрии можно только на высокоточном профессиональном оборудовании, а пытаться произвести подобные операции самостоятельно или при помощи автослесарей-кустарей, по меньшей мере, рискованно. В этой ситуации велика вероятность ошибок, что в лучшем случае грозит заменой клапанов. При соблюдении технологии ремонта седел клапанов и последующей сборки двигателя, его ресурс составит не менее 85-90% от ресурса нового мотора.

Дефектовка клапанов — DRIVE2

Исправные клапаны должны быстро и надёжно уплотнять камеру сгорания, выдерживать большие перепады температур и иметь хорошую износостойкость для обеспечения долговечности двигателя. Выход клапанов (или даже одного клапана) из строя приводит к нарушению работы двигателя. А в самом тяжёлом случае — к разрушению поршня, цилиндра или головки блока. Поэтому тщательная дефектовка клапанов очень важна при ремонте мотора.1. Сильный износ, задиры и царапины на стержне клапана.Причины:— Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере.— Работа двигателя на некачественном или грязном масле.— Сильный перегрев, приводящий к разжижению масла.— Попадание в масло топлива (бензина или дизтоплива) и, как следствие, разжижение масла.Действия:Ремонт головки блока: замена направляющих втулок и клапанов, правка седёл клапанов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и головки блока. Применение моторного масла надлежащего качества и регулярная, в предписанные производителем сроки, замена моторного масла и фильтра. Проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.2. Износ (выработка и раковины) на рабочей фаске тарелки клапана. Трещины и прогары тарелки клапана.Причины:— Перегрев двигателя.— Неверно установленное опережение зажигания.— Неотрегулированный зазор в клапанном механизме.— Дефекты гидрокомпенсаторов.— Дефекты и повреждения деталей газораспределительного механизма (толкателей, штанг, коромысел, распредвала, приводных шестерён).— Неверно установленные фазы газораспределения.Действия:Если выработка фаски клапана невелика — возможна шлифовка фаски. При прогарах или сильном износе — замена повреждённого клапана. Правка седла клапана обязательна в любом случае. Проверка, регулировка и при необходимости ремонт или замена деталей газораспределительного механизма. Замена гидрокомпенсаторов. Проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания. Проверка и при необходимости ремонт системы зажигания.3. Изгиб стержня клапана. Повреждения (трещины и забоины) канавок под сухари.Причины:— Попадание в цилиндр посторонних предметов.— Разрушение ремня или цепи привода газораспределительного механизма.— Неверно установленные фазы газораспределения.Действия:Замена повреждённого клапана, замена повреждённой направляющей втулки, правка седла клапана. Проверка, регулировка и при необходимости замена или ремонт других деталей клапанного механизма.Примечание: Как правило, в результате описанных причин происходит соударение поршней и клапанов, что приводит к повреждению направляющих втулок, а также поршней, гильз цилиндров и головки блока цилиндров. В большинстве случаев необходима дефектовка указанных деталей и узлов.4. Повреждения (износ и деформация) торца стержня клапана.Причины:— Неотрегулированный зазор в клапанном механизме.— Дефекты гидрокомпенсаторов.— Дефекты и повреждения деталей привода клапанов (толкателей, штанг, коромысел).— Неверно установленные фазы газораспределения.Действия:При незначительных повреждениях возможна шлифовка торца клапана. В противном случае — замена клапана. Проверка, регулировка и при необходимости замена или ремонт других деталей газораспределительного механизма.Разберем каким требованиям должны соответствовать клапаны:При осмотре клапана особенно бывшего в работе, проверьте диаметр ножки в трех местах: около 3 см ниже кончика, в центре ножки, и в нижней части примерно 1.5 см от выемки(сужения) на ножке. Таким образом проверяются все клапаны и делается запись. Проверьте каждый клапан на биение или изгиб. Если тарелка клапана имеет более 0.025 мм биение, его следует заменить.Проверяем биение самого стержня, на длине 100 мм биение не должно превышать 0.015 мм. Проверяется зазор в направляющей клапана, для этого необходим нутромер. Замер проводится по краям (наибольший износ именно там) примерно 3-4 мм от кромки снизу и сверху, также замеряем повернув на 90 градусов. Проверяем наличие трещин и дефектов клапанов. Осматриваем визуально, для обнаружения микротрещин пользуемся методом магнитопорошковым (выпускные клапаны могут изготавливаться из специальных сталей с очень низкой магнитопроводностью) или проникающей краской. Особо внимательно следует осматривать выпускные клапаны, они постоянно находятся под действием высокой температуры, не имеют охлаждения свежей топливовоздушной смесью как у впускных клапанов, поэтому больше подвержены износу и появлению дефектов.Чаще всего причиной ремонта клапанного механизма является плохая герметичность клапан/седло и в большей степени на выпускных. Можно обнаружить прогар в рабочей поверхности тарелки, его хорошо заметно, обычно место прогара имеет не металлический цвет или из-за деформации, или нарушенного зазора, возможно появление черных точек, мелкие раковины очаги прогара, в том числе и на седле клапана. Для восстановления посадочного места клапана, поверхность заново шлифуется под углом обычно в 45 градусов, хотя возможны и другие углы посадочного места.

При шлифовке посадочного места клапанной тарелки следует учитывать, что теперь клапан будет глубже садится в седле и это увеличит объем камеры сгорания, уменьшит тепловой зазор, что потребует других регулировочных шайб в некоторых случаях.

Дефектовка клапанов — DRIVE2

Исправные клапаны должны быстро и надёжно уплотнять камеру сгорания, выдерживать большие перепады температур и иметь хорошую износостойкость для обеспечения долговечности двигателя. Выход клапанов (или даже одного клапана) из строя приводит к нарушению работы двигателя. А в самом тяжёлом случае — к разрушению поршня, цилиндра или головки блока. Поэтому тщательная дефектовка клапанов очень важна при ремонте мотора.1. Сильный износ, задиры и царапины на стержне клапана.

Причины:

— Работа двигателя с недостаточным уровнем масла в картере.— Работа двигателя на некачественном или грязном масле.— Сильный перегрев, приводящий к разжижению масла.— Попадание в масло топлива (бензина или дизтоплива) и, как следствие, разжижение масла.

Действия:

Ремонт головки блока: замена направляющих втулок и клапанов, правка седёл клапанов. Проверка системы смазки, масляного насоса и при необходимости ремонт или замена масляного насоса. Чистка, промывка и продувка масляных каналов блока цилиндров и головки блока. Применение моторного масла надлежащего качества и регулярная, в предписанные производителем сроки, замена моторного масла и фильтра. Проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания.

2. Износ (выработка и раковины) на рабочей фаске тарелки клапана. Трещины и прогары тарелки клапана.

Причины:

— Перегрев двигателя.— Неверно установленное опережение зажигания.— Неотрегулированный зазор в клапанном механизме.— Дефекты гидрокомпенсаторов.— Дефекты и повреждения деталей газораспределительного механизма (толкателей, штанг, коромысел, распредвала, приводных шестерён).— Неверно установленные фазы газораспределения.

Действия:

Если выработка фаски клапана невелика — возможна шлифовка фаски. При прогарах или сильном износе — замена повреждённого клапана. Правка седла клапана обязательна в любом случае. Проверка, регулировка и при необходимости ремонт или замена деталей газораспределительного механизма. Замена гидрокомпенсаторов. Проверка системы охлаждения и при необходимости её ремонт. Проверка и при необходимости ремонт системы питания. Проверка и при необходимости ремонт системы зажигания.

3. Изгиб стержня клапана. Повреждения (трещины и забоины) канавок под сухари.

Причины:

— Попадание в цилиндр посторонних предметов.— Разрушение ремня или цепи привода газораспределительного механизма.— Неверно установленные фазы газораспределения.

Действия:

Замена повреждённого клапана, замена повреждённой направляющей втулки, правка седла клапана. Проверка, регулировка и при необходимости замена или ремонт других деталей клапанного механизма.Примечание: Как правило, в результате описанных причин происходит соударение поршней и клапанов, что приводит к повреждению направляющих втулок, а также поршней, гильз цилиндров и головки блока цилиндров. В большинстве случаев необходима дефектовка указанных деталей и узлов.

4. Повреждения (износ и деформация) торца стержня клапана.

Причины:

— Неотрегулированный зазор в клапанном механизме.— Дефекты гидрокомпенсаторов.— Дефекты и повреждения деталей привода клапанов (толкателей, штанг, коромысел).— Неверно установленные фазы газораспределения.

Действия:

При незначительных повреждениях возможна шлифовка торца клапана. В противном случае — замена клапана. Проверка, регулировка и при необходимости замена или ремонт других деталей газораспределительного механизма.

Разберем каким требованиям должны соответствовать клапаны:

При осмотре клапана особенно бывшего в работе, проверьте диаметр ножки в трех местах: около 3 см ниже кончика, в центре ножки, и в нижней части примерно 1.5 см от выемки(сужения) на ножке. Таким образом проверяются все клапаны и делается запись. Проверьте каждый клапан на биение или изгиб. Если тарелка клапана имеет более 0.025 мм биение, его следует заменить.

Проверяем биение самого стержня, на длине 100 мм биение не должно превышать 0.015 мм. Проверяется зазор в направляющей клапана, для этого необходим нутромер. Замер проводится по краям (наибольший износ именно там) примерно 3-4 мм от кромки снизу и сверху, также замеряем повернув на 90 градусов. Проверяем наличие трещин и дефектов клапанов. Осматриваем визуально, для обнаружения микротрещин пользуемся методом магнитопорошковым (выпускные клапаны могут изготавливаться из специальных сталей с очень низкой магнитопроводностью) или проникающей краской. Особо внимательно следует осматривать выпускные клапаны, они постоянно находятся под действием высокой температуры, не имеют охлаждения свежей топливовоздушной смесью как у впускных клапанов, поэтому больше подвержены износу и появлению дефектов.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости