Механическая коробка передач выполняет функцию сменщика передаточного отношения скорости вращения колесам от мотора. Ведущие производители оснащают модели современных автомобилей автоматическими и роботизированными коробками. Но такие агрегаты не могут похвастаться простотой конструкции, следовательно, доверие водителей к этим разновидностям КПП не самое высокое.
Механика получила повсеместное распространение благодаря дешевизне обслуживания и ремонтопригодности. Часто водители самостоятельно устраняют неисправности МКПП любой сложности в гаражных условиях. Если выйдет из строя автомат, или, тем более, «робот», без помощи квалифицированных механиков вряд ли получится обойтись. В этой статье разберем, какова схема механической коробки передач и на чем основана работа агрегата.
Еще несколько десятилетий назад каждое транспортное средство оснащалась механической коробкой передач. Сегодня автомобиль может быть наделен и другим агрегатом, но от этого его назначение не меняется. Всё дело в том, что силовой агрегат машины способен работать только в ограниченном и сравнительно небольшом диапазоне оборотов. В начале движения и с последующим развитием скорости транспортного средства увеличивается частота обращения колёс.
При небольшой скорости движения необходимы более высокие обороты двигателя, чтобы создать необходимое усилие и сдвинуть машину с места. С набранной скоростью машина не нуждается в высоких оборотах, следовательно, для поддержания динамики движения хватает небольшой мощности и низких оборотов. Но уже обратная ситуация, когда транспортное средство движется в гору или развивает скорость, преодолевая аэродинамическое сопротивление.
С учетом всего вышесказанного, следует, что автомобиль нуждается в передаче вращения с двигателя на колёса с определенным передаточным числом, которое может меняться в зависимости от условий и режима движения машины. Выбрать одно определенное передаточное число можно, но с технической точки зрения нерационально. В этом убедился Карл Бенц еще в 1887 году. Возникла острая необходимость создания и разработки агрегата с переменным передаточным отношением. Так и появилась механическая коробка передач, исправно выполняющая свои обязанности на протяжении ста лет.
Механические коробки передач различают по количеству валов – трехвальные и двухвальные, – а также по количеству ступеней – четырех, пяти и шестиступенчатые. Впрочем, производители не останавливаются на достигнутом прогрессе, регулярно появляются более совершенные в техническом плане механические передачи.
Первая механическая коробка конструктивно была предельно проста и примитивна: к ведущей оси подводились шкивы разных размеров, вся конструкция агрегировалась с силовым агрегатом при помощи ремня. С помощью специального рычага ремень перекидывали с одного шкива на другой. Спустя некоторое время механическую передачу модернизировали: вместо ремня и шкива коробку оснастили цепью и звёздочкой.
Двухвальная коробка получила соответствующее название из-за компоновки: в её основе заложены два вала, они расположены параллельно. Такая разновидность устройства ставится в основном на легковые переднеприводные автомобили. С помощью ведущего вала возможно соединение коробки с другим важнейшим узлом трансмиссии – сцеплением. На параллельно расположенных валах крепятся блоки шестерней. Шестерни двух валов находятся в жестком закреплении.
1 – шестерня пятой передачи первичного вала; 2 – шестерня первой передачи первичного вала; 3 – муфта синхронизатора включения первой, второй передачи и передачи заднего хода; 4 – шестерня второй передачи первичного вала; 5 – шестерня третьей передачи первичного вала; 6 – корпус КП; 7 — муфта синхронизатора включения третьей и четвёртой передачи; 8 – шестерня четвёртой передачи первичного вала; 9 – картер сцепления; 10 – первичный (ведущий) вал; 11 – шарнир привода передних колёс; 12 – ведомая шестерня главной передачи; 13 – ведущая шестерня главной передачи; 14 – шестерня четвёртой передачи вторичного вала; 15 – вторичный (ведомый) вал; 16 – шестерня третьей передачи вторичного вала; 17 – шестерня второй передачи вторичного вала; 18 — шестерня первой передачи вторичного вала; 19 – шестерня пятой передачи вторичного вала; 20 – муфта синхронизатора включения пятой передачи.
Трехвальной механической коробкой в основном оснащают грузовые и заднеприводные автомобили. Трехвальный агрегат необходим по той причине, что компоновка авто с передним и задним приводом сильно разнится. В конструкцию устройства входят те же самые элементы, что и в двухвальном агрегате, за одним исключением: в компоновку включен еще третий – промежуточный вал. Соединение коробки с коленчатым валом осуществимо благодаря выходному валу. Изначально усилие поступает на входной вал, далее поступает на промежуточный, и, в конечном итоге, на выходной вал – главная передача – колёса.
1 – сальник первичного вала; 2 – задний опорный подшипник первичного вала; 3 – картер сцепления (фрагмент); 4 – кольцо установочное; 5 – передний подшипник вторичного вала; 6 – упорная шайба пружины синхронизатора четвёртой передачи; 8 – сапун; 9 – скользящая муфта синхронизатора; 10 – ступица синхронизатора; 11 – стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора; 12 – блокирующее кольцо синхронизатора; 14 – ведомая шестерня третьей передачи; 15 – ведомая шестерня второй передачи; 16 – вторичный (ведомый) вал; 17 – ведомая шестерня первой передачи; 18 – втулка шестерни первой передачи; 19 – промежуточный подшипник вторичного вала; 20 – стопорная пластина; 21 – ведомая шестерня заднего хода; 22 – рычаг переключения передач; 23 – упорная подушка рычага переключения передач; 24 – упругая подушка рычага переключения передач; 25 – дистанционная втулка; 26 – запорная втулка; 27 – ведущая шестерня привода спидометра; 28 – сальник ведомого вала; 29 – фланец; 30 – гайка; 31 – уплотнитель центрирующего кольца; 32 – стопорное кольцо; 33 – центрирующее кольцо; 34 – задний подшипник ведомого вала; 35 – грязеотражатель; 36 – ведомая шестерня привода спидометра; 37 – задняя крышка КП; 38 – привод спидометра; 39 – вилка включения передачи заднего хода; 40 – ведущая шестерня заднего хода; 41 – промежуточная шестерня заднего хода; 42 – ось промежуточной шестерни заднего хода; 43 – задний подшипник промежуточного вала; 44 – ведущая шестерня первой передачи; 45 – муфта синхронизатора первой и второй передачи; 46 – корпус коробки передач; 47 – ведущая шестерня второй передачи; 48 – ведущая шестерня третьей передачи; 49 – пробка заливного и контрольного отверстия; 50 – крышка картера коробки передач; 51 – промежуточный вал; 52 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 53 – передний подшипник промежуточного вала; 54 – болт; 55 – зажимная шайба подшипника; 56 – шестерня постоянного зацепления ведущего вала; 57 – пружинная шайба; 58 – стопорное кольцо; 59 – передняя крышка коробки передач; 60 – первичный (ведущий) вал.
Одна из главных целей производителей – уменьшить габариты ключевых узлов машины, в это число входит и механическая коробка передач. Именно так зарождаются новые разновидности механических передач. Например, сегодня часто можно встретить авто, оснащенные трехвальными коробками с двумя выходными валами. Нагрузка на элементы в такой компоновке распределяется равномерно: на два выходных вала, в отличие от двухвального агрегата, где весь удар принимает на себя один единственный выходной элемент. Следовательно, можно говорить о большем ресурсе и долговечности такой МКПП.
Устройство механической коробки не вызовет каких-либо сложностей даже у начинающего автолюбителя. Стоит понимать, что все системы машины связаны между собой и не могут функционировать отдельно друг от друга. Механическая коробка в этом плане не является исключением. Все ключевые детали устройства помещены в корпус, который также именуют «картером».
Как говорилось выше, в любую механику входят оси валов, блоки шестерней, синхронизаторы, а также специальный рычаг управления, который выводят в салон автомобиля. Также каждая разновидность агрегата оснащена специальными блокираторами, предотвращающими одновременное включение двух передач.
Принцип работы коробки передач следующий:
Как видим, принцип работы КПП прост – передача крутящего момента с маховика мотора на колеса. Отличительная особенность современных механик – наличие косозубых шестерней. Однако передачи постоянно приобретаю новые схемы в силу определенных конструктивных задач. Тем не менее, косозубые изделия справляются с большими механическими усилиями, при этом не издают шума. С включением нейтральной передачи шестерней свободно вращаются, а все синхронизаторы размыкаются.
С нажатием на педаль сцепления, и перемещением механизма переключения в определенное положение, муфта перемещается вилкой в зацепление с торцом шестерни. Благодаря жесткой фиксации происходит обратная передача крутящего момента. Для обеспечения заднего хода машиной достаточно в коробку между шестерен ведомого вала (ведущей и ведомой) поместить третью – промежуточную. Так удается изменить направление вращения ведомой шестерни, что позволяет транспортному средству обзавестись задним ходом. При этом вторичный вал обретает обратное первичному валу вращательное движение.
Механическую коробку передач невозможно представить без сцепления. Этот механизм создан с целью «мягкого» соединения двигателя с ведущими колесами. Конструктивно состоит из пары дисков: один соединим с силовой установкой машины, а второй с колесами. Выжимая педаль сцепления, водитель разводит диски сцепления, в результате чего между ними образуется небольшой промежуток. С отпусканием педали происходит обратное воссоединение ведущего и ведомого диска. Ведомый диск постоянно находится в прижатом состоянии к маховику – нажим обеспечивает нажимной диск.
Если в самом начале движения резко бросить педаль сцепления, двигатель может заглохнуть. Происходит это в силу того, что ведомый диск с большой силой прижимается к маховику, происходит затормаживание последнего, вплоть до того, что мотор останавливается. Педаль сцепления необходимо отпускать плавно, что часто вызывает трудности у начинающих водителей. Однако с опытом вождения происходит понимание принципа работы авто, коробки передач в частности. Водитель, набираясь опыта, начинает лучше «чувствовать» машину, становится проще плавно трогаться с места без рывков и потери мощности авто.
Без валов в принципе невозможна работа механики. Не менее важными конструктивными деталями считаются шестерни. Благодаря большому количеству шестерней в коробке водитель может приводить в зацепление разные пары, то есть, имеет возможность изменять передаточное отношение. Подробней остановиться нужно и на синхронизаторах. За последние несколько десятилетий их роль в МКПП значительно выросла.
Если бы не эти механизмы, водителю пришлось бы постоянно делать двойной выжим для уравнения окружных скоростей вращения шестерней.
Некоторые спортивные автомобили с механикой лишены синхронизаторов для обеспечения максимально быстрого включения определенной скорости. Впрочем, это модернизированные коробки, встречающиеся не так часто. Автомобили массового производства в обязательном порядке оснащаются синхронизаторами. Они обеспечивают легкое переключение передач, при этом снижают уровень издаваемого коробкой механического шума.
Первая скорость и задняя передача обладают самым большим передаточным отношением, например, в автомобилях ВАЗ 2105 и ВАЗ 2109 это отношение равняется 3.67 и 3.636 соответственно. Объясняется это тем, что двигателем внутреннего сгорания должно создаваться в начале движения большое усилие, иначе машина просто не сдвинется с места. Уже в движении водитель переключает коробку на четвертую или пятую скорость – они самые быстрые, экономичные, следовательно, обладают меньшим передаточным отношением. В модели ВАЗ 2105 на четвертой передаче такое число равняется 1 – прямая передача, при которой уравниваются показатели угловой скорости первичного и вторичного вала.
Если пойти дальше, и выставить передаточное число меньше единицы – повышающая передача, – ведомая шестерня зацепляется с ведущей меньшего размера. Двигатель, работая на той же скорости, которую обеспечивает прямая передача, станет экономичней, уменьшится уровень шума и износ деталей цилиндро-поршневой группы. Фактически силовая установка будет функционировать на меньших оборотах. Повышающая передача, или как её еще называют – овердрайв, – предназначена для поддержания уже набранной скорости движения автомобиля с меньшими затратами топлива и ресурса. Идеальным образом подходит во время езды по магистралям. Но, если возникнет необходимость совершения обгона впереди идущей машины, придется перейти на пониженную передачу.
Идеальных узлов и механизмов не существует. Достоинства и некоторые недочеты свойственны и механической коробке. К основным плюсам такого изделия можно смело отнести следующее:
Как видим, достоинств механики немало, список можно продолжать до бесконечности, но остановимся только на главных «козырях» агрегата. Важно отметить также и некоторые недостатки такой коробки, которые помогут водителю лучше сориентироваться при выборе машины с определенным типом КПП:
Однако преимуществ у механики существенно больше, чем недостатков. Автомобили с МКПП по-прежнему остаются востребованными и популярными. Но, если верить статистическим данным, автолюбители многих европейских стран постепенно переходят на машины с автоматической коробкой и вариатором. Доля продаж авто с механикой упала повсеместно на 10-15%.
А в этом видео вы узнаете 5 вещей, которые никогда нельзя делать с механической коробкой передач:
Практически любой современный автомобиль (кроме электрокаров) обязательно оснащается коробкой передач. Наиболее популярными являются следующие виды коробок передач:
Наиболее распространённой в России является механическая коробка передач. Коробками данного типа оснащены практически все отечественные автомобили и большая часть иномарок.
Механическая коробка переключения передач нужна в автомобиле для изменения передаточного отношения от мотора к колёсам. Переключение скоростей происходит за счёт мускульной силы водителя, его механических усилий по отношению к МКПП. Именно поэтому такая КПП и называется ручная коробка передач. Водитель сам контролирует, когда следует переключать селектор МКПП на более высокую или низкую передачу. Современные МКПП бывают 5, 6 и даже 7-ми ступенчатыми. Наиболее часто в современных автомобилях используется 6-ти ступенчатая коробка передач.
Кроме этого, каждая МКПП коробка имеет заднюю и нейтральную передачу. Задняя позволяет машине двигаться назад, нейтральная передача – это когда отсутствует вращение от мотора к приводу ведущих колёс.
Устройство механической коробки передач включает в себя:
Если объяснять принцип работы МКПП для чайников, то можно сформировать его так:
Каждая МКПП (если это не инновационная модель) устроена по схожей конструкции. На валах (на их осях) располагаются зубчатые шестерни. МКПП бывают с двумя или тремя валами, а корпус называется картером.
Трёхвальная система оборудована тремя валами:
Принцип работы механики заключается в том, что на ведущем валу имеются шлицы, а сам вал соединяется со сцеплением. На шлицах перемещается диск сцепления, а сама ось передаёт свою энергию промежуточному валу, который соединяется с шестерней ведущего.
Ведомый вал механической коробки передач с помощью подшипника внутри первого вала соединяется с ведущим и располагается таким образом, что оси ведомого и ведущего соотносятся между собой. В свою очередь такое строение позволяет им вращаться независимо друг от друга. Шестеренки ведомой оси жестко не зафиксированы по отношению к ведомому валу, а сами шестерни имеют специальные разграничители – синхронизатор-муфту. Такие разграничители, в отличие от блоков шестеренок, крепко прикреплены к ведомому валу. Однако это не мешает им перемещаться по шпицам вдоль оси.
Торцы муфты-синхронизатора имеют форму зубчатых венцов, что позволяет им соприкасаться с венцами на торцах шестеренок ведомого вала. В настоящее время устройство передач оснащается такими синхронизаторами на всех передних передачах.
Разграничители-муфты при нейтральном режиме, который характеризуется плавным вращением шестерен, разымаются. В момент переключения рычага на одну из возможных ступеней при полном выжимании сцепления, вилка в коробке передач направляет муфту-синхронизатор на соприкосновение со своей парой на торце шестеренки. Такое зацепление дает жесткую фиксацию шестерни с валом и, как следствие, передачу усилия и вращения.
При заднеприводном типе авто передача крутящего момента и оборотов на ведущие колеса происходит через карданный вал, а при переднеприводном – с помощью ШРУСов и редуктора. В случае, если отсутствует шестерня, и муфта цепляет напрямую ведомый и ведущий валы, коробка переключения передач дает максимально возможный коэффициент полезного действия. Для задней передачи устройство коробки оснащается шестерней, позволяющей менять направление вращения в обратном порядке.
В последнее время производители механических коробок передач отдают предпочтение шестеренкам с косым зубом. В отличие от прямозубых, такие шестерни производят минимум шума при работе и отличаются большей износостойкостью. Срок годности таких шестерен обусловлен материалом, из которого они изготавливаются: сталь высоколегированная, закаленная током высокой частоты и нормализированная для снятия напряжения.
Работа МКПП, оснащённой двухвальной коробкой, проходит по тому же принципу, что и трёхвальной. Единственным отличием является схема расположения шестерёнок. Вместо одной на ведущей оси, тут расположен целый блок из шестерен. Промежуточный вал отсутствует, зато два оставшихся вала идут параллельно друг к другу.
В целом, двухвальная система отличается большим коэффициентом полезного действия, но передаточное число на таких системах довольно низкое. Именно по этой причине двухвальные КПП устанавливаются лишь на легковые автомобили. Для грузовиков величина передаточного числа должна быть выше.
Большинство легковых автомобилей, как отечественных, так и иномарок, имеют МКПП, в которых есть синхронизатор. Данный элемент помогает выравнивать скорость шестерен, что приводит к снижению уровня шума и более лёгкому переключению передач, чего невозможно добиться, если в коробке не стоит синхронизатор.
Неважно, какой привод в вашем автомобиле, передний или задний, за процесс переключения передач всегда отвечает специальный рычаг. Если посмотреть на МКПП в разрезе, можно заметить, что расположение рычага на переднем приводе значительно отличается от его же расположения на заднем приводе.
Автомобили с задним приводом имеют более простую схему расположения рычага переключения КПП, что упрощает их ремонт и техническое обслуживание. Рычаг расположен прямо на корпусе КПП, механизм переключения спрятан внутри корпуса. Данное расположение имеет множество плюсов, но, к сожалению не лишено минусов.
Плюсы конструкции:
Минусы конструкции:
В машинах с передним приводом рычаг переключения коробки передач может располагаться в следующих местах:
Такая особенность приводит к тому, что многоступенчатая механическая коробка передач на автомобилях с передним приводом работает только дистанционно, с использованием кулис или тяг. Такая особенность конструкции также имеет свои плюсы и минусы:
Минусы данной конструкции заключаются в следующем:
Любая система, в том числе и КПП, имеет несколько различных конструкций, обладающих различными плюсами и минусами. Рассмотрим, чем МКПП отличается от других типов КПП:
Недостатки МКПП заключаются в следующем:
Постепенно мировая автомобильная промышленность сокращает количество автомобилей с МКПП, особенно для рынков стран с высоким уровнем жизни.
ТО для МКПП заключается, как правило, в проверке уровня масла в ней. Необходимо следить, нет ли подтёков на картере, стыках и заливных и сливных пробках.
Автомобили, оборудованные бортовым компьютером, могут сигнализировать владельцу о проблемах с узлом МКПП. Каждых сигнал компьютера расшифровывается, после чего принимаются соответствующие меры. Расшифровка может быть в мануале к вашему авто или в специальной программе на ноутбуке, который можно подключить к бортовой системе автомобиля. В большинстве иномарок масло в коробке не меняется, если нет никаких неполадок. Необходимо только изредка проверять его уровень (если нет следов утечек).
МКПП – система достаточно простая и ремонтопригодная. Если вам нужен простой и надёжный автомобиль, то выбирайте машину, оборудованную МКПП.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на нихМеханическая коробка передач (МКПП) представляет собой набор шестерен, которые входят в зацепление в различных сочетаниях, образуя несколько передач или ступеней с различными передаточными числами. Чем больше число передач, тем лучше автомобиль «приспосабливается» к различным условиям движения.
Преимущества:
Недостатки:
Ступенчатые механические коробки передач выполняются по двум схемам: трехвальные и двухвальные. Трехвальная коробка передач устанавливается, как правило, на заднеприводные автомобили. Двухвальная механическая коробка передач применяется на переднеприводных и заднемоторных легковых автомобилях. Устройство и принцип работы этих коробок передач имеют различия, поэтому они рассмотрены отдельно.
Как следует из названия, такая коробка имеет три вала: ведущий, промежуточный и ведомый.
Ведущий вал соединяется со сцеплением. На валу имеются шлицы для ведомого диска сцепления. Далее крутящий момент передается через шестерню, находящуюся на валу в жестком зацеплении, на промежуточный вал.
Промежуточный вал расположен параллельно ведущему валу. На валу располагается блок шестерен, находящийся с ним в жестком зацеплении.
Ведомый вал расположен на одной оси с ведущим. Такое расположение осуществляется за счет подшипника на ведущем валу, в который входит ведомый вал. Жёсткой связи они не имеют и вращаются независимо друг от друга. Блок шестерен ведомого вала не имеет закрепления с валом и свободно вращается на нем. Между шестернями ведомого вала располагаются муфты синхронизаторов. Муфты имеют жесткое зацепление с ведомым валом, но могут двигаться по нему в продольном направлении за счет шлицевого соединения. На торцах муфты имеют зубчатые венцы, которые могут входить в соединение с соответствующими зубчатыми венцами шестерен ведомого вала. На современных коробках передач синхронизаторы устанавливаются на всех передачах (кроме заднего хода).
Шестерня ведущего вала, блок шестерен промежуточного и ведомого вала находятся в постоянном зацеплении. При нейтральном положении рычага переключения крутящий момент от двигателя на ведомый вал не передается, а его шестерни свободно вращаются. При перемещении рычага КПП, соответствующая вилка перемещает муфту синхронизатора, который обеспечивает выравнивание (синхронизацию) угловых скоростей шестерни ведомого вала с угловой скоростью самого вала за счет сил трения.
После этого, зубчатый венец муфты заходит в зацепление с зубчатым венцом шестерни и обеспечивается блокировка шестерни на ведомом валу. Ведомый вал передает крутящий момент от двигателя на ведущие колеса с заданным передаточным числом. При соединении синхронизатором первичного и вторичного валов (минуя шестерни) образуется прямая передача. Передаточное число прямой передачи равно единице. На прямой передаче шестерни вращаются вхолостую и не изнашиваются, коробка работает с максимальным КПД.
Движение задним ходом обеспечивается за счет промежуточной шестерни заднего хода, устанавливаемой на отдельной оси. Шестерни трехвальной коробки передач обычно (кроме первой передачи и передачи заднего хода) делают косозубыми. Такие шестерни обладают повышенной прочностью, более долговечны и бесшумнее в работе, чем прямозубые.
Двухвальная коробка передачВедущий вал, также как и в трехвальной коробке, обеспечивает соединение со сцеплением. На валу жестко закреплен блок шестерен, а не одна шестерня, как в трехвальной коробке. Промежуточный вал отсутствует. Параллельно ведущему валу расположен ведомый вал с блоком шестерен. Шестерни ведомого вала находятся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала и свободно вращаются на валу. На ведомом валу жестко закреплена ведущая шестерня главной передачи. Между шестернями ведомого вала установлены муфты синхронизаторов.
Принцип работы аналогичен трехвальной коробке. Однако прямой передачи в двухвальной коробке нет. Каждая передача, кроме заднего хода, создается одной парой шестерен, а не двумя, как в трехвальной коробке. Это повышает КПД двухвальной коробки, но не позволяет добиться большого передаточного числа. Поэтому и применяется она только в легковых автомобилях.
Синхронизатор служит для бесшумного переключения передач путем выравнивания угловых скоростей включаемых элементов. Он состоит из ступицы 1, муфты 2, двух блокировочных колец 3, трех сухарей 4, двух проволочных колец 5. Ступица устанавливается на шлицах вторичного вала и жестко фиксируется. На ступице нарезаны наружные зубья и пазы под сухари.
Муфта расположена на зубьях ступицы и в среднем положении удерживается сухарями, выступы которых входят во внутреннюю кольцевую канавку муфты. Сухари прижимаются к муфте упругими кольцами (как вариант, вместо колец могут использоваться подпружиненные шарики). Бронзовые блокировочные кольца имеют наружные зубья со скосами и впадины под сухари; ширина впадин несколько больше ширины сухарей. Кольцо может провернуться относительно ступицы на величину разницы ширины паза кольца и ширины сухаря. Для увеличения сил трения на конической поверхности кольца нарезана резьба и выполнены продольные канавки.
Работает синхронизатор следующим образом. При включении передачи вилка переключения перемещает муфту в направлении шестерни включаемой передачи. При перемещении муфты усилие через сухари передается на одно из блокировочных колец, которое вместе с муфтой перемещается относительно ступицы в сторону включаемой шестерни до соприкосновения с ее конической поверхностью.
Вследствие разности угловых скоростей включаемой шестерни и ведомого вала на конических поверхностях возникает сила трения, которая поворачивает блокировочное кольцо до упора его в сухари. При этом зубья блокировочного кольца станут напротив зубьев муфты и дальнейшее перемещение муфты становится невозможным. После выравнивания угловых скоростей шестерни и синхронизатора сила, сместившая блокировочное кольцо, исчезает; под действием усилия водителя оно вернется в первоначальное положение, чему способствуют скосы на зубьях муфты и кольца.
После этого муфта свободно проходит между зубьями блокировочного кольца и соединяется с зубьями малого венца включаемой шестерни. При этом гребни сухарей выходят из кольцевой проточки муфты, а сухари утапливаются, преодолевая упругую силу кольцевых пружин. Шестерня жестко соединяется со вторичным валом, передача включается. Весь процесс занимает время порядка милисекунд. С помощью одного синхронизатора можно поочередно включать две передачи в коробке.
Конструкция механизма переключения передач зависит от конструкции автомобиля. В заднеприводных рычаг располагается непосредственно на корпусе коробки передач. В этом случае весь механизм переключения расположен внутри корпуса коробки и рычаг напрямую воздействует на него.
Плюсы такой схемы – простота, более чёткое переключение передач, меньший износ в процессе эксплуатации. Недостаток — такой привод непригоден для использования на большей части переднеприводных и всех заднемоторных автомобилях. В этом случае применяется иная схема механизма переключения: рычаг располагается дистанционно (напольно, на рулевой колонке или на панели приборов) и связан с коробкой передач при помощи расположенных вне ее корпуса тросов либо тяг (называемых обычно «кулисой»).
Плюсы такого решения — удобное расположение рычага КПП, отсутствие его вибрации и практически полная свобода в компоновке автомобиля. Однако, дистанционный привод менее долговечен и со временем допускает разбалтывание, что требует его регулировки или замены. Кроме того, чёткость переключения передач с таким механизмом переключения хуже, чем при непосредственном расположении рычага на корпусе КПП.
Несмотря на различия в конструкции привода включения передач, механизм включения в большинстве коробок передач имеет одинаковое устройство. Он состоит из подвижных штоков 1, расположенных в крышке коробки передач, и закрепленных на каждом штоке вилок 2. Вилки своими концами входят в пазы муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода — в кольцевую проточку шестерни заднего хода. Также в любой коробке передач предусмотрены устройства, предохраняющие от неполного включения, самовыключения передачи и одновременного включения двух передач.
КПП с непосредственным приводом включения передачПри расположении рычага переключения 3 непосредственно на корпусе коробки передач его нижний конец входит в пазы головок подвижных штоков. Поперечное перемещение рычага, находящегося в нейтральном положении, приводит к выбору необходимого штока (передачи), а продольное — вызывает смещение штока, закрепленной на нем вилки и включение требуемой передачи.
Для удержания штока в нейтральном или включенном положении в нем выполнены гнезда, к которым поджимается пружиной шарик фиксатора. Штоки имеют по три гнезда под шарик фиксатора: среднее служит для удержания штока в нейтральном положении, а крайние — для фиксации одной из включенной передач. Шток вилки включения заднего хода имеет два гнезда: одно для фиксации штока в нейтральном положении, другое — во включенном положении передачи заднего хода.
Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в приводе имеется замковое устройство. Один из вариантов его конструкции — три блокировочных сухаря 4. Два крайних сухаря установлены в отверстия задней стенки картера, а средний — в отверстии среднего штока.
У штоков имеются гнезда для сухарей. При перемещении одного из крайних штоков он выдавливает из своего гнезда сухарь, который, перемещаясь, входит в гнездо среднего штока и одновременно сдвигает два других сухаря, блокируя и второй крайний шток. При перемещении среднего штока, он прижимает два крайних сухаря в гнезда крайних штоков. Тем самым неподвижные штоки оказываются в запертом положении.
КПП с дистанционным приводом включения передачЕсли рычаг коробки передач располагается дистанционно, то, как уже упоминалось, он соединяется с коробкой с помощью тросов или тяг 1, которые через шток выбора передач 2 воздействуют на механизм выбора передач 3. На конце штока выбора передач крепится двуплечий рычаг 4, который при перемещении штока поворачивает трехплечий рычаг 5 механизма выбора передач.
Трехплечий рычаг перемещает шток выбранной передачи с закрепленной на нем вилкой. Одно плечо трехплечего рычага служит для включения передач переднего хода, другое для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. Блокировочные скобы 6 предназначены для предотвращения одновременного включения двух передач. Механизм включения передач состоит из штоков, вилок и шариковых фиксаторов.
При эксплуатации коробки передач необходимо следить за уровнем масла в картере и доливать его в случае необходимости. Полная замена масла производится в сроки, указанные в инструкции по эксплуатации автомобиля. При грамотном обращении с рычагом переключения передач и периодической замене масла в картере коробки, она не напоминает о себе практически до конца срока службы автомобиля.
Обычно неисправности и поломки в коробке передач появляются в результате грубой работы с рычагом переключения. Если водитель постоянно «дергает» рычаг, то когда-нибудь обязательно выйдут из строя механизм переключения или синхронизаторы, да и сами валы с шестернями. Передачи надо переключать спокойным плавным движением, с небольшой паузой в нейтрали для того, чтобы сработали синхронизаторы.
Основные неисправности коробки передач:
Механические трансмиссии в силу своей простоты широко применяются на автомобилях. Чаще всего они устанавливаются на дешевые машины, которые являются первым транспортным средством для новичков. Знание принципов работы и устройства механической коробки передач позволит начинающему водителю быстрее освоить тонкости управления узлом.
Расшифровка аббревиатуры МКПП — механическая коробка перемены (или переключения) передач. Узел позволяет изменять передаточное отношение от коленчатого вала двигателя к колесам по нескольким ступеням. На современных автомобилях встречаются 5 и 6 скоростные коробки. На машинах выпуска 60-70 годов можно встретить 3 и 4-ступенчатые трансмиссии. Переключение передач выполняется водителем вручную при помощи рычага, расположенного на тоннеле или рулевой колонке.
МКПП от ВАЗ 2107Коробка передач осуществляет транзит и трансформацию потока крутящего момента от маховика двигателя на ведущие колеса. Для этого в узле имеется несколько валов, оснащенных шестернями с различным числом зубьев. Водитель, выбирая передачу, вводит в зацепление пары зубчатых колес. За счет этого происходит изменение частоты вращения выходного вала. Переключение скоростей позволяет удерживать обороты двигателя в оптимальных пределах и обеспечивает разгон автомобиля.
Валы установлены на роликовых или шариковых подшипниках в жестком корпусе, называемом картером. Внешняя часть коробки служит также для установки узла на автомобиль — путем крепления к картеру сцепления и дополнительным опорам. Внутри корпусной детали имеется масляная ванна, смазка выполняется разбрызгиванием. В редких случаях применяются насосы, подающие масло к наиболее нагруженным точкам. Сверху картер коробки прикрывается крышкой, на которой установлены вилки переключения скоростей.
Шестерни и валы механической трансмиссииКоробка передач обеспечивает:
Принцип функционирования коробки передач основан на изменении передаточных отношений между входящим и выходящим валом. Для этого используются переключаемые пары шестерен. Благодаря чему обеспечивается требуемый режим движения — динамичный разгон, экономичная эксплуатация или перемещение в условиях бездорожья.
Коробка передач механического типа позволит переключить скорость в результате совместной работы:
Общий принцип работы продемонстрирован в ролике от канала AlexKolmak.
Для обеспечения передачи крутящего момента, а также разъединения двигателя и коробки применяется сцепление.
В серийном производстве находятся несколько разновидностей механизма:
Классическое сцепление подразделяется на виды по числу рабочих дисков:
Рабочие диски сцепления разделяют по типу контакта:
На современных автомобилях наибольшее распространение получило однодисковое диафрагменное сухое сцепление.
Диафрагменное сцепление имеет низкую цену, надежно в работе и не нуждается в различных регулировках. В качестве исполнительного элемента применяется дисковая пружина в форме усеченного конуса. В центре пружины выполнены лепестки, служащие рычагами при отключении и включении механизма.
Диафрагменное сцеплениеПринцип действия узла:
В автомобильных механических коробках используется параллельное расположение валов в одном направлении с коленчатым валом. Реже встречаются схемы с перпендикулярной установкой. Подобные узлы применяются на тракторах, поскольку обеспечивают увеличение числа передач при заданных габаритах картера.
Комплект шестерен и валов МКППС маховиком через сцепление соединен первичный или ведущий вал. Далее момент передается при помощи жестко посаженной шестерни на вторичный вал. На ведомом элементе расположены подвижные шестерни, которые обеспечивают выбор передачи.
Ступица синхронизатора имеет внутри шлицы, при помощи которых деталь перемещается по валу совместно с муфтой переключения. На внешней стороне ступицы имеются дополнительные шлицы и пазы. Они служат для соединения с муфтой и установки сухарей соответственно. Обычно монтируются три сухаря под углом 120º, причем выступающие части детали входят в проточку, выполненную на муфте. Для обеспечения контакта под элементами установлены пружины.
Боковые поверхности на шестернях имеют небольшую конусность, позволяющую установить блокирующие кольца. Кольца изготовляются из бронзы и свободно вращаются. Внешняя часть элементов находится в контакте с сухарем. Для этого на поверхности кольца выполнена проточка, превышающая размер сухаря на 50%. Дополнительно имеются зубья, соединяющие кольцо со ступицей и шестерней.
Принципиальная схема синхронизатораВ состав механизма синхронизатора входят:
Рассмотрим работу синхронизатора подробно:
Процедура переключения скорости в механической трансмиссии мало зависит от типа привода. Разница имеется в числе валов, установленных в коробках, и в схеме соединения рычага переключения скоростей. Также немного отличаются приводы управления сцеплением. Это связано с расположением коробки и силового агрегата на автомобиле.
Схема переключения передачВ конструкции коробки, помимо ведущего и ведомого вала, установлен промежуточный. Крутящий момент подается через муфту сцепления на ведомый вал, а затем через пару шестерен на промежуточный. Шестерня ведущего элемента закреплена на нем неподвижно. Промежуточный вал также оснащен набором шестерен, жестко зафиксированных на поверхности.
На ведомом валу установлены группы свободно вращающихся шестерен. Дополнительно установлены муфты синхронизаторов, способные перемещаться по валу, но вращающиеся вместе с ним.
Торцевые поверхности муфт МКПП имеют зубцы, которые входят в зацепление с венцами соответствующих шестерен.
Шестерни всех валов находятся в постоянном зацеплении. При положении рычага переключения в нулевой или нейтральной позиции передачи момента на ведомый вал нет. Движение рычага поступает на вилку и вызывает перемещение муфты. После выравнивания частоты вращения происходит блокировка шестерни ведомого вала. Операция выполняется зацеплением венцов синхронизатора и шестерни.
Включение заднего хода выполняется специальной кареткой, представляющей собой промежуточную шестерню. Заднеприводные автомобили, как правило, имеют рычаг переключения, установленный на крышке коробки передач. Отсутствие тяг и тросов обеспечивает короткие ходы и уверенное переключение скоростей. Также отличается конструкция коробки — в ней имеются только шестерни для переключения. Дифференциал и главная передача вынесены на задний мост и связаны с выходом коробки карданным валом.
В двухвальной коробке имеется ведущий и ведомый вал. Но на первом зафиксированы несколько шестерен, представляющих собой блок. На ведомом валу имеются шестерни, находящееся в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами на ведущем элементе и свободно вращающиеся на подшипниках. Также на ведомом механизме имеется шестерня главной передачи, жестко зафиксированная от проворота. Между остальными установлены муфты переключения с синхронизаторами.
Принцип работы коробки аналогичен изделию для машин с задним приводом. Формирование каждого передаточного числа обеспечивается одной парой шестерен, а не двумя. Благодаря этому повышается эффективность трансмиссии, но коробка не позволяет получать большие значения передаточных чисел. Поэтому двухвальный узел используется только на легковых автомобилях и небольших развозных грузовиках.
Кулиса переключения связана с коробкой тягами или тросом. Тросовый привод обеспечивает надежное переключение скоростей, тяги подвержены к разбалтыванию. В состав коробки входит главная пара и дифференциал. На картере имеются два выхода, служащие для подключения приводных валов с шарнирами равных угловых скоростей.
Эксплуатация механической коробки является сложной задачей для «чайников», как часто называют начинающих водителей. Необходимо контролировать обороты двигателя, переключать скорости, при этом не терять концентрации и следить за дорогой.
Для управления механической коробкой необходимо:
Если у водителя нет уверенности в своих силах, то рекомендуется потренироваться в управлении на свободной площадке. Постепенно человек начинает распознавать моменты переключения передач на слух. После этого для него не возникает трудностей при эксплуатации механической трансмиссии.
Для автомобилей с двигателями объемом 1,2-2,0 л производители рекомендуют выдерживать скорости на передачах:
Значения указаны для движения по дороге с твердым покрытием. При эксплуатации автомобиля по бездорожью или скользкой трассе значения скоростей будут иными. Кроме того, для интенсивного разгона скорость на передаче может превышаться.
Пример графика скоростных диапазонов механической трансмиссииДвигатели современных автомобилей не позволяют раскрутить коленчатый вал свыше допустимых оборотов, поскольку оборудованы электронным ограничителем.
Рекомендации со скоростными режимами движения на каждой передаче приведены в инструкции по эксплуатации автомобиля. В период обкатки возможно снижение показателей, необходимое для приработки деталей.
Подробный алгоритм переключения скоростей выглядит следующим образом:
Неточности, которые допускают начинающие водители при работе с механической коробкой:
В процессе движения автовладельцу необходимо распознавать число оборотов двигателя на слух. Помощником малоопытным водителям является тахометр. При эксплуатации бензинового двигателя рекомендованный диапазон оборотов лежит в пределах 2-3 тыс. об/мин, для дизеля — 1,5-2,5 тыс. об/мин.
Основные плюсы коробок с ручным переключением:
Подобно любому узлу автомобиля, ручная коробка не лишена недостатков:
Недостатки механических коробок передач чувствительны только для начинающих или малоопытных водителей.
На серии фото показаны некоторые узлы двухвальной коробки передач.
Задняя крышка коробки Хорошо видна вилка переключения Каретка задней передачи Подшипники валов Расположение валов в коробке Еще одна вилка переключения Валы коробки в сборе Элементы валовПринцип работы механической коробки представлен в видеоуроке от автора Павел Ковалев.
Загрузка ...
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453