Обслуживание и ремонт своего транспортного средства занимает у автолюбителя большое количество собственных сил, средств и времени, тем более это актуально, если автомобилист серьезно занимается состоянием своего автомобиля. Каждое устройство, деталь и узел имеют свои секреты и особенности, вследствие чего возникает необходимость в знаниях, которые помогут в дальнейшем потенциальном ремонте или регулировке устройства. Простой процедурой, которую проходит множество отечественных автомобилей, является регулировка теплового зазора клапанов, которая послужит изменению работоспособности двигателя внутреннего сгорания.
Ни для кого не секрет, что при нагревании любое твердое тело, согласно с физикой и природой, будет расширяться. Учитывая тот момент, что работа двигателя нуждается в точнейшем соприкосновении отдельных деталей, конструкция механизмов с их участием производится таким образом, что работающий двигатель способен изменять их линейные размеры, посредством собственного нагревания.
Важно запомнить, что при всех эксплуатационных условиях тарелка клапана должна достаточно плотно прилегать непосредственно к гнезду. Необходимость в этом заключается в том, чтобы обеспечить достаточно высокий уровень компрессии. Чтобы сам клапанный стержень при своем температурном расширении не смог открыть просвет, между его элементом давления и торцом находится определенный регулируемый тепловой зазор. Различия в величине такого зазора полностью зависят от типа и модели двигателя внутреннего сгорания.
Все автомобилисты, которые определенный период времени проводят за одним транспортным средством, привыкают к его особенностям, которые помогут предопределить состояние тех или иных конструктивных систем. Так, можно достаточно просто проверить правильность регулирования теплового зазора: на слух, так как работающий двигатель будет издавать определенный звон, который может исчезать или стихать при доведении двигателя до нужной рабочей температуры; проверка степени компрессии в цилиндрах, которые должны издавать практически идентичные значения давления в такте сжатия; посредством регулировочного щупа. Конечно же самым точным является последний метод, который может предусматривать еще и использование микрометра. При применении такого рода диагностики можно произвести и необходимую регулировку устройства.
Если газораспределительный механизм имеет в своем арсенале способ регулировки тепловых зазоров клапанов механический, то первым делом автомобилисту нужно обзавестись определенными деталями – щупами. Невзирая на то, что для всех двигателей устанавливаются определенные точные размеры всех зазоров, нужно иметь в своем наборе щупы, которые будут иметь разную толщину. Необходимо это для того, чтобы можно было самостоятельно произвести максимально точную настройку. Зазор считается идеальным, когда он колеблется в пределах от 0,14 до 0, 17 мм, непосредственно на впускном клапане. Если такое присутствует в собственном устройстве, то ни о какой регулировке думать не следует. Сам щуп должен располагаться в зазоре между толкателем и клапаном, имея небольшое, но необходимое усилие. Важно всегда помнить, что даже минимальное заклинивание и проваливание устройства щупа будут сигнализировать о том, что нужно производить регулировку данного узла. Это нужно для того, чтобы избежать всех потенциальных дальнейших неисправностей и проблем.
Все опытные автомобилисты должны знать, что в автомобильной природе существует множество способов, посредством которых можно произвести проверку и регулировку всех параметров тепловых зазоров клапанов. Так, самым простым способом является использование и применение щупа, хотя, конечно же, он не будет самым точным и лучшим. Все специалисты используют иной способ, а точнее – прибор, название которому рейка или планка для регулировки клапанов. Сама процедура регулирования с такого рода устройством будет немного сложнее, но при этом все зазоры можно будет выставить идеально, вследствие чего двигатель внутреннего сгорания значительно улучшит и стабилизирует свою работу.
Устройство рейки прикручивается непосредственно к креплениям блока подшипников, которые относятся к распределительному валу. После этого, по очереди к ней к каждому толкателю будет устанавливаться микрометр. Лапка данного устройства должна соприкоснуться со всеми краями кулачка. Так, кулак нужно будет поднимать вверх посредством захвата, после чего пристально наблюдать за показателем стрелки. Если смещение ее находится на 52 делениях, то это будет указывать на отменную регулировку.
Микромер представляет из себя исключительно точный прибор, а сама рейка же является отличным помощником. Связано это с тем, что при ее заводском изготовлении на верхнюю поверхность наносят нумерацию клапанов и угол, который указывает на разворот коленчатого вала для каждого из этих углов. Именно поэтому практически невозможным является ошибка при регулировке клапанов посредством такой детали как планка.
Регулировка всех тепловых зазоров клапанного узла, которая происходит посредством специального болта, который имеет в своем арсенале контргайку, является более привычной и считается классической процедурой. Вследствие нескольких таких попыток регулировки зазора все автолюбители смогут самостоятельно и свободно справится с поставленной задачей. Тем не менее, в связи с возникновением новых автомобильных моделей, новый модификаций, которые имеют и новые двигатели, иной способ регулировки зазоров возникает на свет.
Автопроизводители отечественные освоили выпуск газораспределительного механизма, тепловой зазор в котором будет устанавливаться посредством метода подбора шайб нужной потребительской толщины. Все регулировочные шайбы клапанов уже с самых первых времен начали выпускаться с комплектами, которые имеют разные толщины. Автомобилистами такого рода транспортным средствам нужно будет раскошелиться на приобретение такого набора шайб. При непосредственной регулировке самого зазора, при несоответствии самой величины с параметрами заданными, имеющуюся шайбу нужно заменить на более тонкую или толстую.
Газораспределительный механизм, к которому относятся и клапаны, и величина теплового зазора, будут оказывать свое огромное воздействия на определенные важные факторы, такие как: экономия топлива, увеличение моторесурса, получение максимально возможной мощности двигателя внутреннего сгорания, уменьшение концентрации токсических веществ, которые находятся в отработанных газах.
Для того чтобы обезопасить и себя, и нервы, и, собственно, автомобиль, каждый автомобилист должен изучить устройство газораспределительного механизма, а также освоить процесс регулировки зазоров клапанов. Кроме того нужно приобрести необходимые инструменты, детали и знать весь несложный принцип их работы.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Когда подходит время регулировать тепловые зазоры клапанной группы, первое, о чем вспоминает водитель, это регулировочные шайбы клапанов. Но нужно учитывать то, что моторы у автомобилей по конструкции разные, отличается и устройство ГРМ. Поэтому заранее необходимо подготовиться и иметь под рукой необходимый инструмент и приспособление для регулировки клапанов для вашего двигателя.
Если ГРМ имеет механический способ регулировки тепловых зазоров клапанов, то первое, чем следует обзавестись — это щупы. Несмотря на то, что для моторов установлены точные размеры зазоров (для «классики» 0,15 мм в холодном состоянии на впускных клапанах и 0,20 мм на выпускных), лучше иметь щупы в наборе разной толщины.
Это необходимо для более точной настройки. Так, если зазор находится в пределах 0,14-0,17 мм на впускном клапане, то регулирования он не требует. Щуп должен входить в зазор между клапаном и толкателем с небольшим усилием. Лёгкое «проваливание» или приклинивание щупа являются сигналами к началу регулирования.
Опытные автолюбители знают, что существует несколько способов проверить и отрегулировать параметры тепловых зазоров клапанов. Использование щупа — это самый простой способ, но не самый точный. Опытные владельцы «классики» применяют иной прибор, который называется планка или рейка для регулировки клапанов. Процесс регулирования с рейкой несколько усложняется, но при этом зазоры будут выставлены идеально, а мотор будет «петь».
Рейка прикручивается к креплениям блока подшипников распределительного вала, затем к ней поочерёдно к каждому из толкателей устанавливается микрометр, лапка которого должна коснуться края кулачка. Захватом поднимаем кулачёк вверх и наблюдаем за стрелкой. Её смещение на 52 деления указывает на хорошую регулировку.
Микрометр является исключительно точным прибором, сама рейка является хорошим помощником, так как при заводском её изготовлении на верхней поверхности наносятся нумерация клапанов и угол разворота коленчатого вала для каждого из них. Поэтому ошибиться при регулировании клапанов с рейкой (планкой) практически невозможно.
Регулирование тепловых зазоров клапанного узла с помощью специального болта с контргайкой является более привычным и считается классическим. После нескольких попыток отрегулировать зазор, любой из автолюбителей свободно справляется с этой работой. С появлением на дорогах страны таких моделей, как ВАЗ 2108 и ВАЗ 2109, а также иных модификаций с подобными моторами, пришлось осваивать иной способ регулирования зазоров.
Отечественный автопром освоил выпуск ГРМ, где тепловой зазор устанавливается методом подбора шайб необходимой толщины. Регулировочные шайбы клапанов выпускаются в комплектах разной толщины. Водителю такой машины придётся раскошелиться на набор шайб. При регулировании зазора, если его величина не соответствует заданным параметрам, имеющаяся шайба заменяется на более толстую или тонкую.
Газораспределительный механизм, в частности клапаны и величина теплового зазора, оказывают влияние на следующие факторы:
Для того чтобы долго и без поломок эксплуатировать автомобиль, любой водитель должен изучить устройство ГРМ и освоить процесс регулирования зазоров клапанов. Не менее важно обзавестись необходимыми приспособлениями и знать принцип их работы.
Парни, Всем Привет!Попал нам в ремонт движок, после ремонта :) (Такое тож изредка бывает).Когда вскрывали голову, обратили внимание на ушедшие зазоры клапанов.Если в двигатель последним заглядывал Японский рабочий — значит там почти порядок в плане регулировок.Однако в этот двигатель заглядывали многие. Думаю, даже случайные прохожие и те — регулировали и притирали на нем клапана.
При вскрытии движка Коля, на всякий случай провел замеры зазоров клапанов — явно ушедшие. Кто в дикий минус, кто в большой плюс.
Все данные записали.
В ходе ремонта притерли клапана, поменяли колпачки и давай думать, как вернуть зазоры.Вообще парни. МАРКИРУЙТЕ толкатели перед извлечением. Не просто раскладывайте их по порядку, а маркируйте. Мышка пробежит, хвостиком махнет и все. Увлекательная арифметика Вам обеспечена.
Шайбы разные и их толщина подбирается под каждый толкатель, выравнивая его высоту. Поэтому путать их местами сильно не рекомендуется.
Далее измерили все шайбы и записали их параметры.
Составили таблицу
Ну а дальше просто поменяли ШАЙБЫ на толкателях, чтобы попасть в допуски.
Как то так…
Итак, давно еще я находил в инете информацию о т.н. RS-толкателях.Вот тут можно о них почитать www.okb-dvigatel.ru/RS.phtmlСейчас пробег 47000, и распредвал уже довольно сильно покоцан — на концах кулачков следы трения о край шайбы. Возможно буду ставить другой валик, и, дабы продлить ему жизнь, решил научиться делать эти шайбы сам. На сайте выше написано как сделать их, оттуда и взял идею.Купил толкатель клапана за 50 рублей, несколько шайб — зазорчики подвести, наждачку разной зернистости.Из набора для регулировки клапанов на классику взял коромысло, часовой индикатор и сваял такое приспособление для контроля завала грани шайбыСтавим упор ближе к центру шайбы, где нет завала, обнуляем индикатор и потихоньку двигаем толкатель с шайбой к краю. Смотрим разницу в высоте. Когда упор соскакивает с края, ловим максимальное значение, которое было — это и есть высота скругления. Я взял 0,20 мм. Мне показалось оптимальным.Теперь собственно как дорабатывать. Берем что-нибудь мягкое. По ссылке выше предлагали коврик от мыши. Я взял сложенную в несколько раз мягкую тряпочку. Можно взять карпет, тонкий поролон, короче толщина и мягкость подстилки подбираются в процессе работы. Кладем сверху шкурку. В толкатель капаем масло, кладем шайбу. Далее прижимаем токатель и круговыми движениями обрабатываем. Следим, чтобы шайба легко вращалась, прочищаем, меняем масло, если засралось. Тут теперь главное набить руку, найти оптимальную подложку, зернистость шкурки, нажим. Короче набираемся опыта. Когда необходимый завал края сделали, берем шкурку 1000 и на той же подложке шлифуем до зеркала края. Потом на ровной твердой поверхности (стекло) шлифуем плоскость шайбы. Я еще прошелся пастой ГОИ. Получились такие шайбочкиНа фотках завал края очень плохо видно, на телефон фоткал, фокуса нет.Первую шайбу я делал наверное больше часа. Потом руку набил и восьмую шайбу обработал за 15 минут неспеша.
Все собрал, завел… холодный двиг замурлыкал как прогретый. Когда подгазовываешь, в салоне звук мягкий, приятный. До рабочей температуры не грел, пошел домой кушать )))
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453