С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Схема тормозной системы


Схема пневматической тормозной системы

Рис. Схема пневматической тормозной системы: 1 — тормозная колодка; 2 — оттяжная пружина колодок; 3 — разжимной кулак; 4 — рычаг-корпус регулировочного механизма; 5 и 6 — нагнетательный и впускной клапаны; 7 — шланг подачи очищенного воздуха; 8 — плунжер; 9 — регулятор давления; 10 и 11 — шкалы давления воздуха соответственно в тормозных камерах и воздушных баллонах; 12 — предохранительный клапан; 13 — кран отбора сжатого воздуха; 14 — кран выпуска конденсата из воздушного баллона; 15 — тяга ножного привода тормозов; 16 — рычаг ручного привода тормозов; 17 и 20 — диафрагмы секции привода тормозов прицепа и автомобиля; 18 и 19 — выпускной (слева) и впускной клапаны секций тормозов прицепа и автомобиля; 21 — рычаг включения привода тормозов автомобиля; 22 — тормозной барабан; 23 — коромысло включения привода тормозов прицепа; 24 — шток; 25 — педаль рабочего тормоза; 26 — рычаг стояночного тормоза; 27— вилка регулировочная; 28— возвратная пружина педали; 29 — регулировочный червяк; I — компрессор; II — манометр; III — тормозной механизм; IV — воздушный баллон; V — соединительная головка; VI — разобщительный кран; VII — тормозная камера; VIII — тормозной кран

Метки: СхемыТормозная система

(оцени первым)

Схема тормозной системы переднеприводных автомобилей ваз

Все отечественные автомобили до конца 90-х годов XX века не были избалованы техническими новинками, упрощающими жизнь водителя. Тормозная система (ТС) не была исключением из общих правил.

К примеру, водитель ВАЗ-2109 – одного из самых популярных тогда автомобилей – не мог похвастаться наличием систем активной безопасности (ABS, EBD, SBC, HBA и т.д.) и насладиться их преимуществами при торможении. Однако переднеприводные автомобили ВАЗ – это целая водительская эпоха, утолившая постсоветский голод по обладанию собственным транспортным средством.

Общее устройство ТС

Говоря о тормозной системе автомобиля ВАЗ-2109, следует признать, что более правильным будет применение термина «тормозная система ВАЗ-2108». Именно на «восьмерке» и оказалась реализована схема указанной ТС. Узлы, детали и агрегаты новинки были доработаны и оптимизированы. Но новая тормозная система принципиально не отличалась от системы торможения российских заднеприводных автомобилей. ТС «девятки» представлена рабочей и стояночной ТС.

В структуру рабочей ТС входят:

  • тормозной механизм, к функциям которого относится осуществление непосредственно торможения;
  • тормозной привод, служащий для преобразования и доведения команды водителя на торможение и усилия, прилагаемого им для этого.

Схема работы тормозного механизма ВАЗ-2109 основана на работе фрикционных механизмов, реализующих принцип трения деталей.

Сами тормозные механизмы расположены в колесах и представляют собой конструкции из вращающейся части (диска или барабана) и неподвижной части (специальных колодок). В отечественных машинах семейства ВАЗ используется дисковый принцип на передних колесах и барабанный – на задних. Последние модели ВАЗ-2109 стали оснащаться электронной системой контроля за изношенностью передних колодок.

Устройство тормозов ваз 2108,09,10-15

Тормозной привод автомобиля ВАЗ-2109 имеет классический вариант, основанный на двухконтурном гидравлическом (жидкостном) принципе функционирования. Схема привода включает в себя:

  1. тормозную педаль;
  2. расширительный бачок (с датчиком уровня жидкости);
  3. вакуумный усилитель торможения;
  4. главный цилиндр;
  5. шланги и трубопроводы;
  6. колесные цилиндры;
  7. регулятор давления.

По сравнению с заднеприводными моделями, тормозная система ВАЗ-2109 имеет некоторые усовершенствования в узлах и агрегатах – главном и рабочем цилиндрах, вакуумном усилителе, регуляторе давления, механической части и пр.

Однако эти изменения носят узкоспециализированный характер и понятны исключительно профессионалам, осуществляющим сервисное обслуживание и ремонт автомобилей. Хотя есть и более существенная новация. В отличие от «классических» моделей, тормозная система ВАЗ-2109 имеет немного иной принцип функционирования привода.

Рабочая тормозная система отечественных переднеприводных авто использует диагональное разделение контуров привода: один из контуров отвечает за работу правого переднего и заднего левого механизмов, а другой – переднего левого и правого заднего.

Подобная схема функционирования независимых контуров существенно повышает безопасность торможения и минимизирует возможность общего отказа в работе тормозной системы. Она позволяет компенсировать неисправности одного контура за счет перераспределения функций на другой контур.

Стояночная тормозная система ВАЗ- 2109 (в водительском обиходе – «ручник») основана на механическом тросовом принципе раздвижения задних колодок и блокирования тормозных барабанов. Она имеет некоторые усовершенствованные решения технического характера (по сравнению с «классикой»), что достаточно сильно облегчает ее ремонт.

Основы эксплуатации ТС

Неисправности тормозной системы транспортного средства основательно подрывают безопасность дорожного движения. К примеру, неадекватное торможение может стать причиной ДТП, сделав дистанцию до впереди двигающегося автомобиля недостаточной для безаварийной остановки.

А как быть, если существует необходимость применения экстренного торможения? Именно поэтому эксплуатация и ремонт тормозной системы – это важная составляющая обязанностей водителя. Наиболее популярные неисправности тормозной системы ВАЗ-2109 включают в себя:

  • неэффективность (как рабочей, так и стояночной ТС);
  • утечку тормозной жидкости;
  • увеличение холостого хода педали гидропривода;
  • увод (смещение) автомобиля от прямолинейного движения в момент торможения;
  • увеличение необходимого усилия на педаль тормоза.

Чаще всего ремонт ТС обусловлен износом и выходом из строя колодок, дисков или барабанов, элементов гидропривода (главного или колесных цилиндров, шлангов).

Водитель должен осуществлять постоянный мониторинг тормозной системы, своевременно обнаруживать и ликвидировать недостатки, вовремя осуществляя необходимый ремонт.

Для этого не следует пренебрегать периодическим визуальным анализом узлов и агрегатов системы, непосредственно контактирующих с окружающей средой, на предмет механических повреждений и коррозии.

Контроль за уровнем тормозной жидкости в расширительном бачке облегчается наличием механического датчика и электрической (световой) сигнализации, расположенной на приборной панели (в виде лампы красного цвета с изображением восклицательного знака).

Требования ПДД, предъявляемые к исправности ТС

ПДД исключают возможность движения при неисправности рабочей тормозной системы (неэффективности или негерметичности). Водитель должен произвести ремонт рабочей ТС на месте или вообще отказаться от эксплуатации автомобиля, используя буксировку (если это разрешено разделом 20 Правил) или транспортировку (перевозку на эвакуаторе).

Неэффективность «ручника» определяется конкретными фиксированными показателями, связанными с неподвижным состоянием транспортного средства. Так, автомобиль ВАЗ-2109 c полной нагрузкой должен оставаться неподвижным на уклоне не менее 16%, а в снаряженном состоянии (готовом к движению – с водителем, но без груза) – не менее 23%.

При несоответствии указанным требованиям (а, следовательно, неисправности стояночной тормозной системы) водитель обязан также воздержаться от эксплуатации автомобиля. Однако при этом ему разрешается движение с соблюдением мер предосторожности до того места, где будет осуществляться стоянка или ремонт автомобиля.

Таким образом, тормозная система ВАЗ-2109 в процессе эксплуатации доказала свою эффективность. Именно поэтому она была распространена и на другие переднеприводные модели известного отечественного бренда. Так, тормозная система ВАЗ-2110 и всего семейства «десятых» – это точная копия ТС «девятки».

Тормозная система (общее устройство)

Тормозная система предназначена для  изменения скорости автомобиля, остановки, а также удержания на месте длительное время используя тормозную силу между колесом и дорогой. Тормозное усилие может создаваться  тормозным механизмом, двигателем автомобиля (т.н. торможение двигателем), гидравлическим или электрическим тормозом-замедлителем  трансмиссии.Для реализации указанных функций на автомобиле могут быть установлены следующие виды тормозных систем: -  рабочая; -  запасная; - стояночная.Роль рабочей тормозная системы - обеспечение управляемого уменьшения скорости и остановки автомобиля.Запасная тормозная система применяется при отказе и неисправности рабочей системы. Она выполняет те же функции, что и рабочая система. Запасная тормозная система может применяться как специальная автономная система или как часть рабочей тормозной системы.Стояночная тормозная система используется для удержания автомобиля на месте длительное время.Тормозная система - это важнейшее средство обеспечения активной безопасности автомобиля. На легковых и большинстве грузовых автомобилей используются различные устройства и системы, повышающие эффективность работы тормозной системы и устойчивость при торможении: усилитель тормозов, антиблокировочная система, усилитель экстренного торможения и др.Тормозная система состоит из тормозного механизма и тормозного привода.

Тормозной механизм предназначен для создания тормозного момента, необходимого для замедления или остановки автомобиля. На автомобилях устанавливаются фрикционные тормозные механизмы, принцип работы которых основан на использовании сил трения. Тормозные механизмы рабочей системы устанавливаются непосредственно в колесе. Тормозной механизм стояночной системы может располагаться за коробкой передач или раздаточной коробкой.

Схема тормозной системы:1.Трубопровод контура «левый передний-правый задний тормозные механизмы»;2.Сигнализирующее устройство;3.Трубопровод контура «правый передний - левый задний тормозные механизмы»;4.Бачок главного тормозного цилиндра;5.Главный тормозной цилиндр;6.Вакуумный усилитель тормозов;7.Педаль тормоза;8.Регулятор давления;9.Трос стояночного тормоза;10.Тормозной механизм заднего колеса;11.Регулировочный наконечник стояночного тормоза;12.Рычаг привода стояночного тормоза;13.Тормозной механизм переднего колеса.В зависимости от конструкции фрикционной части бывают барабанные и дисковые тормозные механизмы.

Тормозной механизм состоит из вращающейся и неподвижной частей. В качестве вращающейся части барабанного механизма используется тормозной барабан, а неподвижной части – тормозные колодки. В процессе эксплуатации, ввиду износа, требуется замена тормозных колодок.

Вращающаяся часть дискового механизма представлена тормозным диском, неподвижная – тормозными колодками. На передней и задней оси современного легкового автомобиля как правило устанавливаются дисковые тормозные механизмы.Дисковый тормозной механизм состоит из вращающегося тормозного диска и двух неподвижных колодок которые установлены внутри суппорта с обеих сторон.Суппорт закреплен на кронштейне. В направляющих пазах суппорта установлены рабочие цилиндры, которые при торможении прижимают тормозные колодки к диску.Тормозной диск во время торможения сильно нагреваются. Охлаждение тормозного диска осуществляется потоком воздуха. Для лучшего отвода тепла на поверхности диска выполняются отверстия. Такой диск называется вентилируемым.  На спортивных автомобилях, для повышения эффективности торможения и обеспечения стойкости к перегреву, применяются керамические тормозные диски.Тормозные колодки прижимаются к суппорту пружинными элементами, а на самих колодках закреплены фрикционные накладки. На современных автомобилях тормозные колодки оснащаются датчиком износа.Тормозной привод обеспечивает управление тормозными механизмами. В тормозных системах автомобилей применяются такие типы тормозных приводов как: -  механический; -  гидравлический; -  пневматический; -  электрический; -  комбинированный.Механический привод используется в стояночной тормозной системе. Механический привод состоит из системы тяг, рычагов и тросов, соединяющих рычаг стояночного тормоза с тормозными механизмами задних колес. Он состоит из: -  рычага привода; -  регулируемого наконечника; -  уравнителя тросов; -  тросов; -  рычагов привода колодок.На некоторых моделях автомобилей стояночная система может приводиться в действие от ножной педали, т.н. стояночный тормоз с ножным приводом. В последние годы в стояночной системе стали широко использовать электропривод, а само устройство называется электромеханический стояночный тормоз.Гидравлический привод является основным типом привода в рабочей тормозной системе. Конструкция гидравлического привода включает в себя: -  тормозную педаль; -  усилитель тормозов; -  главный тормозной цилиндр; -  колесные цилиндры; -  трубопроводы и шланги.Тормозная педаль передает усилие от ноги водителя на главный тормозной цилиндр.

Усилитель тормозов создает дополнительное усилие, передаваемое от педали тормоза. Наиболее широкое применение на автомобилях нашел вакуумный усилитель тормозов.

Главный тормозной цилиндр создает давление тормозной жидкости и нагнетает ее к тормозным цилиндрам. На современных автомобилях применяется сдвоенный  главный тормозной цилиндр,  создающий давление для двух контуров.Над главным цилиндром располагается расширительный бачок, предназначенный для пополнения тормозной жидкости в случае незначительных потерь.Колесный цилиндр обеспечивает срабатывание тормозного механизма, то есть прижатие тормозных колодок к тормозному диску или барабану.Для выполнения тормозных функций работа элементов гидропривода осуществляется по независимым контурам. При выходе из строя одного контура, его функции исполняет другой контур. Рабочие контура могут выполнять часть функций, дублировать друг-друга или выполнять только работу определенных тормозных механизмов. Самой востребованной является схема, в которой два контура функционируют диагонально.На современных автомобилях в структуру гидравлического тормозного привода включены различные электронные компоненты: -  усилитель экстренного торможения; -  антиблокировочная система тормозов; -  система распределения тормозных усилий; -  антипробуксовочная система. -  электронная блокировка дифференциала;Пневматический привод наибольшее применение нашел в тормозной системе грузовых автомобилей.Комбинированный тормозной привод представляет собой комбинацию нескольких типов привода. Как например, электропневматический привод.Принцип работы тормозной системы рассмотрен на примере гидравлической рабочей системы.При нажатии на педаль тормоза осуществляется передача нагрузки к усилителю, который создает дополнительное усилие на главном тормозном цилиндре. Поршень главного тормозного цилиндра нагнетает жидкость по трубопроводам к колесным цилиндрам. При этом растет давление жидкости в тормозном приводе. Поршни колесных цилиндров перемещают тормозные колодки к дискам (барабанам).Дальнейшее усилие на педаль увеличивает давление жидкости и происходит срабатывание тормозных механизмов, в результате чего происходит замедление вращения колес и появляются тормозные силы в точке контакта колеса с дорогой. Чем больше приложена сила к тормозной педали, тем быстрее и эффективнее осуществляется торможение колес. Давление жидкости при торможении может составлять 10-15 МПа.

При окончании торможения (т.е. отпускания тормозной педали), педаль под воздействием возвратной пружины перемещается в исходное положение. Соответственно в исходное положение перемещается и поршень главного тормозного цилиндра. Пружинные элементы отводят колодки от дисков (барабанов). Тормозная жидкость из колесных цилиндров по трубопроводам вытесняется обратно в главный тормозной цилиндр. Давление в системе падает.

Устройство тормозной системы

Назначение тормозной системы

Тормозная система предназначена для снижения скорости движения и полной остановки (экстренной) автомобиля, а также для удержания на месте неподвижно стоящего автомобиля.

Процесс торможения движущегося автомобиля заключается в создании искусственного сопротивления этому движению. Обычно уменьшение скорости автомобиля вплоть до полной его остановки осуществляется путем создания тормозных сил в контакте колес с дорогой, направленных в сторону, противоположную движению. Тормозные силы необходимы и для удерживания автомобиля на месте.

Тормозная сила создается путем торможения колеса специальным, обычно фрикционным, устройством — тормозным механизмом. Наиболее высокая эффективность торможения требуется в экстренных случаях. Именно на это должна быть рассчитана тормозная система, хотя они составляют не более 1—3% от общего числа использования тормозной системы.

Устройство тормозной системы делится на:

Рабочая тормозная система позволяет водителю снижать скорость движения автомобиля и останавливать его при обычном режиме эксплуатации.

Схема рабочей тормозной системы  автомобиля:

1 — тормозной диск колеса; 2 — скоба тормозного механизма передних колес; 3 — передний тормозной контур; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — бачок с датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости; 6 — вакуумный усилитель; 7 — толкатель; 8 — педаль тормоза; 9 — выключатель света торможения; 10 — тормозные колодки задних колес; 11 — тормозной цилиндр задних колес; 12 — задний контур; 13 — кожух полуоси заднего моста; 14 — нагрузочная пружина; 15 — регулятор давления; 16 — задние тросы; 17 — уравнитель; 18 — передний (центральный) трос; 19 — рычаг стояночного тормоза; 20 — сигнализатор аварийного падения уровня тормозной жидкости; 21 — выключатель сигнализатора стояночного тормоза;

22 — тормозная колодка передних колес.

Запасная тормозная система позволяет водителю уменьшать скорость движения автомобиля и останавливать его при неисправности рабочей тормозной системы. С целью упрощения конструкции отдельная (автономная) запасная система практически не применяется. Обычно ее роль выполняют оставшиеся исправные части (контуры привода) рабочей тормозной системы или специальным образом спроектированная стояночная тормозная система. Часто на больших автомобилях для повышения надежности используют одновременно оба указанных технических решения.

Стояночная тормозная система позволяет удерживать автомобиль в неподвижном состоянии на наклонной поверхности и при отсутствии водителя.

Вспомогательная тормозная система предназначена для длительного поддержания постоянной скорости, в основном на затяжных спусках. Используемые в остальных тормозных системах фрикционные тормозные механизмы при длительной работе перегреваются и резко снижают эффективность торможения. Поэтому на некоторых типах автомобилей (автобусы, грузовые автомобили большой грузоподъемности) для поддержания безопасной скорости на длительных спусках применяют вспомогательные механизмы, так называемые тормоза-замедлители.

Автоматическая тормозная система — оборудование, автоматически затормаживающее прицеп при его случайном отделении от тягача.

Содержание:

1. Привод тормозной системы

1.1 Системы тормозов

1.2 Приводы тормозных механизмов

1.3 Механический привод тормозов

1.4 Гидропривод тормозов

1.5 Пневмопривод тормозов

1.6 Усилители тормозных приводов

1.7 Двухконтурные тормозные приводы

1.8 Многоконтурные тормозные приводы

1.9 Приборы тормозного пневмопривода

1.10 Двухсекционный тормозной кран

1.11 Кнопочный тормозной кран

1.12 Двухпроводный привод

1.13 Защитные устройства пневматических приводов

1.14 Механизмы пневматических тормозных приводов

2. Тормозная система и ее обслуживание

2.1 Как подобрать тормозную жидкость

2.2 Какой ресурс тормозных колодок?

2.3 Как работает АБС

2.4 Устройство антиблокировочной системы

2.5 Стояночная тормозная система

2.6 Как менять тормозные колодки самому


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости