При разборе и ремонте двигателя транспортного средства возникает необходимость затяжки болтов головки блока цилиндров. Но не каждый автолюбитель осознает, что это такое. Что такое момент затяжки болтов ГБЦ, для чего он нужен и как проходит этот процесс?
Некоторые автомобилисты понятия не имеют, зачем соблюдать последовательность и регулировку момента затяжки болтов ГБЦ. Автомобилист должен понимать, что использование неподходящей технологии в результате станет причиной появления проблем в работе мотора. Это очень важно, и значит, что ему следует уделить внимание. Особенно если привыкли сами заниматься ремонтом своего «железного коня», а не обращаться за помощью на СТО.
Цифрами отмечены элементы мотора, которые следует затянутьПока не приступили к вопросу порядка натяжения элементов ГБЦ, отметим, что каждый двигатель имеет свой момент затяжки. Соответственно, для каждого автомобиля коэффициент различен.
Некоторые автомобилисты считают, если они занимались ремонтом двигателя или затягиванием его винтов, то они имеют достаточно опыта. Но следует учитывать, что данную процедуру надо проводить только в соответствии с определенными параметрами двигателя. Эту информацию можно найти в мануале по эксплуатации к вашему авто.
Процедура затяжки нужна тогда, когда следует предотвратить появление конденсата и влаги в местах соединения ГБЦ с блоком.
Или, если происходит утечка масла. Эта причина распространенная. Кроме того, необходимость затягивания болтов возникает, когда автомобилист выполняет ремонт мотора или производит замену прокладки ДВС. Также регулировка нужна, когда нарушена структура БЦ.
Утечка масла — одна из причин необходимости натяжки компонентов ДВСОтметим, что на момент натяжения влияют несколько факторов. Если сделать это самостоятельно, то нужно знать, что влияет:
Итак, если решили заняться затяжкой винтов ГБЦ и регулировкой момента, то нужно соблюдать определенный порядок и последовательность. Болты крепления ГБЦ не должны быть слишком затянуты или не дотянуты. Усилие нужно прикладывать, но не увлекаться. Если не имеете опыта, то за помощью лучше обратиться к профессионалам.
Несмотря на то что этот процесс ремонтных работ требует особенного индивидуального подхода, подготовка к нему проходит быстро. Все потому что для этого не надо подготавливать целый набор инструментов. Если решили заняться этим самостоятельно, то понадобится приготовить только динамометрический ключ.
В хозяйстве такой ключ вряд ли получится найти, придется его приобретать в магазине. Сегодня средняя стоимость такого инструмента составляет около 800 рублей (250 гривен). Это более дешевый вариант. Можно приобрести и профессиональный ключ, его стоимость составляет около 1 500 рублей (500 гривен) и больше.
Загрузка ...Рассмотрим схему процесса. Сразу же отметим, процедура затяжки осуществляется в несколько этапов, каждый имеет определенные шаги. При первом этапе порядок действий такой:
Что касается второго этапа работ, то он осуществляется в несколько шагов:
Рассмотрим поэтапную инструкцию по затягиванию болтов. Как сказано выше, она будет индивидуальна для каждого транспортного средства. Поэтому, если хотите заняться этим делом самостоятельно, то вам в любом случае необходима сервисная книжка к своему авто. В частности, вам потребуется:
Как сказано выше, процедура по затягиванию штифтов ГБЦ происходит в несколько этапов. Рассмотрим этот процесс на примере автомобиля ВАЗ 2109:
Затянуть болт? В чем проблема: гаечный ключ и… вперед, затягивай себе до упора.
Так подумает человек, который плохо себе представляет какое значение имеет правильный порядок затяжки болтов головки блока цилиндров. И к каким неисправностям двигателя может привести нарушение порядка и технологии затяжки болтов ГБЦ. На самом деле - это очень щепитильный вопрос, поэтому давайте разбираться.
Естественно, если у вас куча денежных знаков и даже вытряхивать пепельницу в салоне, вы едете на автосервис, то и незачем. Но для тех автолюбителей, которые хотят и могут производить ремонт автомобиля вообще, и ремонт двигателя в частности, эта информация лишней не будет.
Это важно! Прежде, чем мы поделимся с вами особенностями порядка затяжки ГБЦ, следует обратить ваше внимание на то, что у каждой модели двигателя существуют свои параметры затяжки болтов головки блока цилиндров.
Не следует ни в коем случае, особенно при работе с ГБЦ современных авто, полагаться на свои знания и опыт, приобретенные при ремонте ГБЦ на других двигателях. Порядок затяжки и протяжка болтов головки блока цилиндров осуществляется в строгом соответствии с требованиями производителя к данному двигателю. Эти параметры вы без труда найдёте в мануале к ремонту и обслуживанию двигателя.
Знание порядка затяжки и подтяжки головки блока цилиндров вам понадобится не так часто. В случае, когда потребуется провести замену прокладки ГБЦ или при ремонте двигателя.
Начнем с того, что по старой памяти эксплуатации отечественных моделей авто, многие автомобилисты переживают по поводу необходимости проведения профилактической протяжки болтов ГБЦ. Особенно после капитального ремонта двигателя или ремонта ГБЦ.
Протяжка головки блока цилиндров в современных двигателях не требуется. Это связано с тем, что для крепления головки к блоку цилиндров применяются самозатягивающиеся болты или так называемые «пружинные болты».
Их характеристика такова, что после первой затяжки они уже не нуждаются в протяжке в период эксплуатации. Более того, протяжка головки блока цилиндров в данном случае может только повредить качеству болтов.
Если раньше, протяжка ГБЦ являлась одним из обязательных пунктов ТО автомобиля, то сегодня этот пункт можно применять только к устаревшим моделям двигателей Москвичей, ГАЗ и ВАЗ.
При наличии разных параметров и характеристик, общие правила затяжки болтов, в принципе применимы при работе со всеми типами двигателей.
Если вы всё же приняли решение произвести дотяжку (протяжку) болтов головки блока цилиндров, то примите во внимание, что она производится: у двигателя с чугунной ГБЦ – на «горячую», т.е. минимум 800 температура двигателя, у двигателя с алюминиевой ГБЦ на «холодную».
Остаётся пожелать вам успехов при проведении затяжки головки блока цилиндров.
Так как машину собираю сам, думаю тем, кто тоже зймется ремонтом эти данные будут важны и нужны. Итак, немного цифр.Затяжка головки блока цилиндров выполняется в 5 приемов:1) затягиваем болты с 1-10 моментом 20 Нм (2 кгс м)2) затягиваем болты 1- 10 моментом 69,4-85,7 Нм (7,1 — 8,7 кгс м)3) затягиваем болт 11 моментом 31,4 — 39,1 Нм (3,2-4 кгс м)4) доворачиваем болты с 1-10 на 90 градусов5) доворачиваем болты с 1-10 на 90 градусов
PS Выполнять затяжку поочередно, как на схеме
ГБЦ
Затяжка гидрокомпенсаторовЗатягиваем моментом 15 — 20 Нм (1,5-2 кгс м)Затяжка распредвалаЗатягиваем моментом 18,33 — 22,6 Нм (1,87 — 2,3 кгс м)
PS Выполнять затяжку поочередно, как на схеме
Крышка распредвала
Затяжка звездочки распредвалаЗатягиваем моментом 41,2 — 51 Нм (4,2 — 5,2 кгс м)Затяжка крышки ГБЦЗатягиваем моментом 1,96 — 4,6 Нм (0,2 — 0-47)
Нужны динамометрические ключи и не верьте тем, кто говорит, что не нужны.Один стоит порядка 1000-1200 руб ~ до 25 кгс мВторой около 300-400 руб ~ до 0,5 кгс м
Динамометрический ключ ~ 25 кгс м
Моя радость
Ремонт ГБЦ нельзя назвать простой процедурой, для которой необходимы определенные навыки и некоторый опыт. Для ремонта нужны специальные инструменты. Как правило, во время этих работ меняется прокладка и регулируется момент затяжки ГБЦ: ВАЗ 2109 в нашем случае. Чтобы регулировка была выполнена правильно, нужно неукоснительно следовать инструкции. При грамотном подходе, вы благополучно проведете регулировку, добившись желаемого результата.
Основная масса сегодняшних авто не нуждаются в подтяжке болтов головки, но на ВАЗ 2109, она требуется хотя бы для прохождения ТО.
Если начала скапливаться влага в тех местах, где соприкасается блок с цилиндрами, то это верный признак того, что требуется неотложная подтяжка болтов. Влага в вышеупомянутых местах это признак утечки смазки. Основные причины затяжки болтов это:
Головка блока цилиндров
Для того чтобы выполнить все правильно и избежать ошибок нужно строго придерживаться определенных правил и соблюдать порядок выполнения.
Подтяжку нужно проводить только специальным динамометрическим ключом, который позволяет осуществлять контроль за моментом подтяжки.
Динамометрический ключСначала, при помощи динамометрического ключа, ставим держатель в нулевое положение. Это означает, что данные устройства, равны моменту исходной позиции. Затем, нужно посмотреть на показатель прибора при старте крепежа. Вращая держатель, следим за показателями. Если момент не изменился, то это означает, что крепеж может поддаваться растяжению и это нормально, так и должно быть. Если момент быстро возрос, необходимо достичь движения болта. Этот говорит о малом растяжении держателя. Значит, нужна стабилизация.
Во время работы автомобиля, болты, которыми закреплена головка блока цилиндров, все время испытывают различные воздействия. Постоянно происходит их нагрев и остывание, что со временем приводит к разрушению структуры крепежей.
Для всех силовых агрегатов имеются конкретные правила, которых необходимо придерживаться при работе:
Комплект болтов для замены
Наиважнейшие данные касающиеся регулировки, есть в аннотации к каждому конкретному авто. Вследствие этого, надо внимательно изучить и придерживаться того, что в нем написано. Во время эксплуатации транспортного средства, нужно строго соблюдать все требования производителя и систематически диагностировать авто. Правильная и отлаженная работа силового агрегата ВАЗ 2109, предотвращает надобность в регулировании держателей головки блоков цилиндров.
Так как, головка блока цилиндров ВАЗ 2109 непростой узел, то необходимо проводить ремонтные работы лишь при абсолютной уверенности в своих действиях. Строго соблюдая порядок выполнения работ. В случае обнаружения отклонения в работе мотора, немедленно проведите его диагностику. Это позволит избежать более дорогостоящих ремонтных работ.
Схема затяжки ГБЦ такая же, как и на традиционных моделях и начинать нужно с центра. Проходит в четыре приёма.
Схема по которой должна проходить протяжка ВАЗ 2109Чтобы было понятней опишем подробней этой процесс:
Внимание! На 16-ти кл силовых агрегатах болты можно использовать повторно, но если их длина не более 95 миллиметров.
В ином случае он меняется. Длина меряется вместе с шайбой. Не пытайтесь заменить динамометрический ключ иным приспособлением иначе, последствия могут быть непредсказуемыми.
Загрузка ...В этом видео опытный специалист подробно рассказывает как нужно правильно проводить работы с ГБЦ и какие необходимы для этого инструменты. На ВАЗ 2109 они проходят по этой же схеме.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453