Впервые приобретая охлаждающую жидкость для своего «стального коня», каждый автолюбитель неожиданно сталкивается с необходимостью выбора между антифризом и тосолом. Есть ли существенная разница в свойствах или противопоказаниях применения данных веществ?
С этим мы и попробуем подробно разобраться.
Для начала необходимо понимать, что рассматриваемые жидкости предназначены для стабилизации работы, а точнее охлаждения, силовых установок и моторов, которые эксплуатируются при отрицательных температурах.
Они разработаны для замены, используемой в прошлом, обычной воды, в отличие от которой, имеют значительно более низкие предел замерзания и степень расширения. Антифриз — термин, объединяющий все охлаждающие жидкости для автомобилей, не зависимо от состава, компонентов, концентрации и места производства.
Основой для них служит этиленгликоль или же пропиленгликоль, разведённый водой с добавлением присадок. Последние призваны защищать механизмы от коррозии, препятствовать образованию конденсата, пара или пены.
Кроме прочего, антифризы подкрашивают. Изменение первоначального цвета является сигналом к замене жидкости, потерявшей свои свойства и непригодной для дальнейшего применения.
Сегодня «незамерзайки» делят на несколько типов, зависящих от входящих в состав фрикционных присадок.
Традиционные составы обладают малым сроком использования, снижают теплообмен и теряют свои свойства при температурах, превышающих +105 °C, поэтому считаются устаревшими и фактически не употребляются. В этом видео, вы сможете просмотреть сравнение охлаждающих жидкостей. Приятного просмотра!
Тосол — это антифриз, относящийся к группе традиционных, состоящий из воды, этиленгликоля и неорганических ингибиторов. Своё название вещество и его модификации приобрели благодаря аббревиатуре и торговой марке «ТОСОЛ», которая трактуется не иначе как «технология органического синтеза отдельной лаборатории».
Изначально для охлаждения мотора в радиаторы автотранспорта заливали воду. Чтобы она не замерзала на морозе и не разрывала детали системы, её начали разбавлять этиленгликолем.
Такое решение оказалось удачным, поскольку при падении температуры состав превращался в вязкую жижу, которая не могла навредить чугунным моторам и радиаторам из латуни. Именно так изобрели антифриз, в дословном переводе означающий «против мороза».
С приходом современных материалов и технологий, встала проблема защиты от коррозии, вызываемой агрессивностью состава охлаждающей жидкости. В институте ГосНИИОХТ задачу решили применив неорганические присадки, защищающие металлические поверхности и устойчивые к воздействию этиленгликоля.
Имя новому продукту дали по первым буквам полного названия отдела, занимавшегося разработкой. «Тосол» — антифриз, который выпускался в СССР и не имел конкурентов, поскольку импортные товары в стране являлись редкостью.
Поэтому название продукта из имени собственного довольно быстро превратилось в имя нарицательное — общее название «незамерзаек» на советском рынке.
«Тосол» — антифриз из СССР
Так родился миф о существенных различиях тосола и антифриза. Однако, без огня дыма не бывает, и разница всё же есть.
Продукт «Тосол» изначально разрабатывался исключительно под отечественные ВАЗовские двигатели, поэтому был рекомендован для использования только для них. Это никоим образом не свидетельствует о плохом качестве или низких эксплуатационных показателях, однако стереотип, что эта элитная жидкость годится только для «жигулей», плотно засел в головах обывателей.
Со временем понятия изменились. «Жигули» стали синонимом «топорной» работы, а «Тосол» из разряда элиты перевели в низкопробную химию для «плохих» машин.
Это при том, что он ничем не уступал иностранным неорганическим аналогам. О серьёзных различиях с представителями других групп (G-11, G-12 и G-13), их присадках, составах и цвету написано выше.
Сегодня российский рынок предлагает «Тосол» следующих марок:
Средний срок службы, рекомендованный производителем, равняется трём сезонам или же 60 000 км. пробега.
Традиционные антифризы, включая тосол, покрывают металл защитной плёнкой в пол микрона. Это предотвращает коррозионные процессы, но одновременно, снижает теплоотдачу, а следовательно, повышает расход потребляемого горючего и скорость износа силового агрегата.
Также недостатками являются: потеря охлаждающей способности после 55-60 тыс. км. пробега, выпадение осадков и солей, максимальная рабочая температура 105 °C. Жидкости групп G-11/12/13 создают защитный слой исключительно в местах, подверженных коррозии, поэтому остальная площадь двигателя не теряет теплопередачи.
Кроме того, данный антифриз сохраняет свои свойства даже после 250 тысяч километров, пройденных легковой машиной. Органические соединения присадок не оставляют осадков, а температура кипения находится значительно выше отметки в 105 градусов.
Тюнинг ваз 2110 своими руками. Более подробную информацию читайте на нашем сайте.
Здесь, находится информация, о том, как выбрать антирадар в машину.
Как выполнить регулировку клапанов ВАЗ 2109, можно узнать из этой статьи. Рекомендуем к прочтению!
Подводя итоги, можно говорить о том, что на территории постсоветского пространства термин «Тосол» правильно применять к неорганическим охлаждающим жидкостям отечественного производства, а «Антифриз» — к современным составам на органической основе, доставленным из-за «бугра».
В любом случае, покупая вещество для собственных нужд, стоит оградить себя от риска приобретения подделки. Для этого спрашивайте у продавцов сертификаты качества и документацию производителя.
Не лишними будут и консультации специалистов в данном вопросе, а на неизвестные или сомнительные бренды антифриза лучше даже не обращать внимания. Обратите внимание на тот факт, что смешивать антифризы различного типа категорически не рекомендуется.
Это может изменить баланс присадок в составе жидкости и привести к их кристаллизации, с последующим засорением каналов системы охлаждения транспортного средства. Именно по этой причине важно понимать отличительные особенности всех групп.
Помните!
Тщательная промывка всей системы и полная замена составов — лучшая гарантия долгосрочной работы механизмов и агрегатов автомобиля.
Так же советуем посмотреть
Охлаждающая жидкость, которая используется для системы охлаждения в двигателе автомобиля, называется антифриз или тосол. В самых первых охлаждающих жидкостях для автомобилей отсутствовали антикоррозийные присадки, в результате чего некоторые детали системы охлаждения покрывались ржавчиной и выходили из строя. Со временем состав жидкости значительно улучшился и даже разделился на две категории — летний и зимний тосол.
Сегодня каждая марка тосола, которая продаётся на широком рынке, отличается только количеством воды и различных присадок в составе жидкости. Основа же любого тосола — этиленгликоль. Это спирт, который имеет в своей структуре два атома. Эта вязкая, бесцветная жидкость со сладковатым привкусом. Использовать его можно практически при любых суровых погодных условиях, так как этиленгликоль не замерзает даже при температуре -198 градусов.
ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»
Этот спирт обладает такими свойствами, при которых вода не будет замерзать в промежутке градусов от -1 и до -89 градусов. И если оптимально соединить водный раствор и спирт, то получится жидкость, которая не будет замерзать и выдержит температуру до 78 градусов по Цельсию.
В химический состав тосола включают такие компоненты:
Все эти компоненты отвечают за качество охлаждающей жидкости. Требованиями для нормальной работы автотранспорта должны соответствовать следующие свойства тосола:
Именно такими свойствами и обладает качественная незамерзающая жидкость для системы охлаждения. ГОСТ на эту жидкость был введён ещё в 1989 году, и с тех пор все отечественные производители выпускают тосол по этим стандартам. Производимые антифризы по ТУ имеют несколько другой состав тосола, ГОСТ на них не распространяется.
Важно знать, что со временем химический состав тосола несколько изменяется под воздействием внешних факторов. Поэтому для нормальной работы всех систем необходимо производить замену незамерзайки после каждых 25 тысяч километров.
Первый советский антифриз был разработан в 1971 году. Предназначался он для использования в автомашинах ВАЗ. Затем его стали применять и для другого транспорта. Буквенное выражение в виде «А» означает, что раствор предназначен только для автотранспорта. А буква M говорит о том, что тосол модернизированный.
Состав тосола а 40 является высшего качества. Основная составляющая этого раствора — спирт этиленгликоль. А также в его состав входят различные антикоррозийные и антипенные присадки.
Основные характеристики антифриза а-40 это:
Ещё одно нарицательное название тосола — хладагент, или как его называют в народе — незамерзайка. Существует два вида антифриза, они различаются по цветам. Зелёный цвет имеет охлаждающая жидкость силикатная, красный цвет у хладагента карбоксильного.
Оба этих вида антифриза покрывают отдельные части системы небольшой накипью и препятствуют коррозии метала. Красный антифриз имеет более длительный срок службы, и после его замены не требуется промывка всей системы охлаждения.
Чтобы различить антифризы, существует специальная маркировка. Так, антифриз силикатный на упаковке имеет обозначение G11. Рецептура такой жидкости содержит в себе такие компоненты, как амины, нитриты, нитраты, бораты, силикаты, фосфаты.
Карбоксильный антифриз обозначается G12. В европейских странах его используют на автотранспорте, выпущенном до 2001 г. В основном своём виде он красного или розового цвета.
Проверку того, что купленный тосол качественный, а не дешёвая подделка, можно осуществить одним простым способом. Подделанную охлаждающую жидкость производят на основе кислоты, а как известно из уроков химии, кислота вступает в бурную реакцию со щёлочью.
Если в небольшую ёмкость отлить немного незамерзайки и к ней добавить щепотку пищевой соды, можно посмотреть на реакцию раствора. Если ничего не произошло, можно спокойно использовать антифриз по назначению.
Можно проверить тосол, его свойства и состав ареометром и лакмусовой бумажкой. Ареометром проверяется плотность тосола. Лакмусовой бумажкой определяется кислотность антифриза. В идеале бумажка должна быть зелёного цвета.
Если же она изменила свой цвет и стала красной или розовой, это означает, что в жидкости присутствует очень много кислоты, а она может повредить некоторые детали системы. Если после проверки бумажка стала фиолетовой, то в антифризе присутствует щёлочь.
Зная эти основные и нехитрые способы проверки, можно обезопасить свой автомобиль от нежелательных последствий.
Устал платить за штрафы? Выход есть! Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - НАНОПЛЁНКА, которая скрывает ваши номера от ИК камер (которые стоят по всем городам). Подробнее по ссылке.Корректная работа силовой установки автомобиля невозможна без охлаждающей жидкости. Также она отвечает за ресурс узлов двигателя. Качество охлаждающей жидкости во многом определяют «комфорт» работы силовой установки и сказывается на общем ресурсе автомобиля.. С целью предотвращения проблем с различными системами силового агрегата нужно серьезно отнестись к выбору охлаждающего состава жидкости. Тосол или антифриз? — разница между ними несущественна, как думают многие. Но это мнение ошибочно. Чем отличается тосол от антифриза и какому из них отдать предпочтение – об этом ниже.
Тосол и антифриз – оба представляют из себя охлаждающую жидкость, но между ними есть различия. Антифриз изготавливается зарубежным производителем, который использует в процессе изготовления карбоксилатную технологию.
В его состав включен: этиленгликоль, вода, присадки на карбонатной основе либо соли органических кислот.
Преимущество антифриза перед своим конкурентом заключается в повышенных антикавитационных, антикоррозийных и антипенных свойствах. Данный вид охлаждающей жидкости распространен на отечественных автомобилях, а также на иномарках.Тосол включает в свой состав технологии традиционные для отечественного производителя. Аналогично антифризу состав содержит воду и этиленгликоль. Но отличие тосола от антифриза заключается в присадках, которые имеют основу из неорганичных кислот. В основном, тосол используется на отечественных автомобилях, и по достижению температурного режима в +105 градусов по Цельсию лишается полезных свойств.
Для беспроблемной эксплуатации рекомендован антифриз. Для этого есть веские причины:
Как итог: разница между тосолом и антифризом очевидна в пользу последнего. Но как их отличить друг от друга?
Визуально и на запах – разница отсутствует. Однако есть другие пути определения:
Антифриз имеет присадки, за основу которых взяты соли органических кислот.
Не рекомендовано смешивать эти жидкости между собой. Перед тем как заливать антифриз, необходима полная очистка охлаждающей системы двигателя внутреннего сгорания от старой жидкости.
Смешивание разных технологий производства составов чревато неполадками и перебоями в работе как системы охлаждения, так и самого двигателя.
Чтобы заменить антифриз или тосол, нужно придерживаться следующего порядка действий:
Тосол и антифриз похожи между собой. Основная отличие заключается в рабочих температурах конкретного состава, а также в его способности выдерживать нагрузки. Иномаркам тосол противопоказан, тогда как отечественный автомобиль старого образца может довольствоваться и тосолом.
В странах с холодным климатом эксплуатация двигателей с водяным охлаждением сопряжена с определенными трудностями. Знаменитые плакаты «Водитель! Не забудь слить воду!» появились не зря – и по сей день в глубинке грузовой транспорт ездит с водой в системе, и, оставляя автомобиль на длительное время, водителям приходиться опустошать блок цилиндров и радиатор, чтобы их не разорвало льдом.
Но то, что привычно промасленному водителю «ГАЗона»-собственного ровесника, то среднестатистическому автомобилисту покажется дикостью. Поэтому появление незамерзающих жидкостей в Советском Союзе произошло во времена запуска Тольяттинского автомобильного завода – выпуская массовые автомобили, нужно было обеспечить их беспроблемную эксплуатацию в любом климате.
Сам по себе тосол по советскому стандарту выпускался двух типов:
В основе же тосола и других типов антифризов лежит этиленгликоль. У этого вещества отличные характеристики для использования в подобных целях: уже при соотношении в растворе с водой 3:2 достигается температура замерзания -40°С, перед этим не происходит увеличение вязкости или расслоение раствора. Однако у этиленгликоля есть и два больших минуса:
Поэтому в состав антифриза на этиленгликолевой основе вводится пакет ингибиторов коррозии, защищающих двигатель, поэтому срок службы антифриза строго ограничен – старая охлаждающая жидкость уже не способна противостоять собственной агрессии по отношению к металлу. Состав пакета присадок может быть различным, он определяет не только совместимость жидкостей, но и их применимость.
Тосол, как и его устаревшие зарубежные аналоги, использовал для снижения коррозионной активности силикатные добавки. Это дешевое решение на практике оказалось малоэффективным – срок службы пакета силикатных присадок составляет не более двух лет, резко снижаясь при нагреве свыше 108 градусов, то есть в современных двигателях с высокой рабочей температурой (например, в двигателях BMW N-серии она переваливает за 100°С) они неприменимы.
Принцип действия подобного пакета присадок – в образовании на всех поверхностях, с которыми он соприкасается, химически инертной силикатной пленки. Но одновременно это снижает теплопередачу, поэтому тосол, как и любой другой антифриз на этиленгликолево-силикатной основе, неприменим в высокофорсированных двигателях. В двигателях с узкими каналами охлаждения их проходное сечение может снижаться до критической величины, поэтому при использовании тосола необходима не только его частая замена, но и промывка системы охлаждения.
Современные охлаждающие жидкости классифицируются следующим образом:
Ядовитость этиленгликоля привела к поиску его замены, и она нашлась в том же классе веществ: ближайший к нему по составу пропиленгликоль не просто безвреден, но и широко применяется в пищевой промышленности. Пропиленгликолево-карбоксилатные антифризы маркируются классом G13.
Для различения охлаждающих жидкостей между собой традиционно применяются красители. Однако же здесь есть важный нюанс – дело в том, что ни один стандарт не оговаривает четкую окраску, поэтому два антифриза одного цвета, но разных производителей могут быть несовместимы между собой. Стандартизированы только цвета оригинальных жидкостей Volkswagen, откуда и пошла общепринятая классификация G11, G12 (G12+), G12++: первые традиционно окрашиваются в зеленый цвет, вторые – в красный, третьи – в голубой. В продаже можно встретить и жидкости других цветов, поэтому необходимо ориентироваться только на указанный на упаковке класс. Например, при заводской заливке концерном Renault-Nissan применяется антифриз желто-зеленого цвета, но по составу он близок к карбоксилатным антифризам G12 – если же ориентироваться по цвету, то можно совершить серьезную ошибку, приняв его за G11.
Начнем с тосола: теоретически возможно его смешение с антифризами класса G11. Но только теоретически – дело в том, что советский состав и само название «тосол» не были запатентованы, поэтому на упаковке с надписью «тосол» может оказаться жидкость с заранее неизвестным составом. Вместо силикатных добавок могут применяться боратные, в то время как к применению в охлаждающих жидкостях класса G11 они запрещены. Поэтому, смешивая современный тосол с антифризом G11, вы всегда действуете на свой страх и риск.
Что же касается остальных антифризов, то их совместимость (при условии соответствия состава классификации Volkswagen, что соблюдается не всеми производителями) описывается следующим образом:
Так как до сих пор наиболее распространены жидкости классов G11 и G12, достаточно запомнить простое правило – они несовместимы, их смешение допустимо только в случае крайней необходимости и кратковременно.
Диапазон рабочих температур и качество теплопередачи – не единственные характеристики, определяющие применимость охлаждающей жидкости. Крайне важна и стойкость к кавитации – образованию микропузырьков при быстром движении крыльчатки помпы в толще антифриза. Кавитация несет сразу два отрицательных момента: сама по себе она разрушительно воздействует на крыльчатку, а пузырки резко снижают эффективность работы системы охлаждения.
Поэтому, начиная с класса G12, в состав охлаждающих жидкостей вводится пакет присадок, противодействующих кавитации. В то же время даже классический состав советского тосола этого не предполагал, состав же современных жидкостей под этим названием и вовсе известен только их производителям. Поэтому применять всевозможные «тосолы», продающиеся сейчас, можно только в низкооборотныхдвигателях с низкой теплонапряженностью (старые грузовики, автомобили ГАЗ с моторами 24Д, 402).
(Пока оценок нет)
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453