С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Срок годности дизельного топлива гост


Срок годности дизельного топлива по госту

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ Технические условияDiesel fuel . Specifications ГОСТ 305-82

Дата введения 01.01.83

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов.

Топливо может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

(Измененная редакция, Изм. № 3, Изм. № 6).

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;

З (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С);

А (арктическое) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1.2. Исключен.

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

Таблица 1

Марка топлива Код ОКП
Л 02 5131
З 02 5132
А 02 5133

(Измененная редакция. Изм. № 6)

1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 — массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А — массовая доля серы.

Примеры условного обозначения

Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40°С:

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой застывания минус 35°С:

Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

Топливо арктическое с массовой долей серы 0,2%:

Топливо дизельное А-0,2 ГОСТ 305-82

(Измененная редакция. Изм. № 6)

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2 .

Таблица 2

Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
Л З А
1. Цетановое число, не менее 45 45 45 По ГОСТ 3122 или ГОСТ Р 52709
2. Фракционный состав: По ГОСТ 2177
50% перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
96% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0 По ГОСТ 33
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта
умеренной -10 -35
холодной -45 -55
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны. По ГОСТ 5066 (второй метод)
умеренной -5 -25
холодной -35
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле,   °С, не ниже: По ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 40 35
для дизелей общего назначения 40 35 30
7. Массовая доля серы, %, не более По ГОСТ 19121
вида I 0,20
вида II 0,05
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01 По ГОСТ 17323
9. сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323
10. Испытание на медной пластинке Выдерживает По ГОСТ 6321
11. водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более 40 30 30 По ГОСТ 8489
13. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более 5 5 5 По ГОСТ 5985
14 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6 6 6 По ГОСТ 2070
15. Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01 По ГОСТ 1461
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более 0,20 0,30 0,30 По ГОСТ 19932
17. Коэффициент фильтруемости, не более 3 3 3 По ГОСТ 19006
18. механических примесей Отсутствие По ГОСТ 6370
19. воды То же По ГОСТ 2477
20. Плотность при 20°С, кг/м3, не более 860 840 830 По ГОСТ 3900
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 22254
— умеренной Минус 5 Минус 25
— холодной Минус 35 Минус 45

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 «Топливо дизельное. Определение цетанового числа».

(Измененная редакция. Изм. № 6)

Примечания:

1. Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З с температурой застывания минус 45 °С и цетановым числом не менее 40 только для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С.

3. Дизельное топливо вида II с массовой долей серы не более 0,05% вырабатывается и поставляется до 31.12.2008, при этом смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60 °С) по ГОСТ Р ИСО 12156-1 должна быть не более 460 мкм.

Источник: http://www.gosthelp.ru/text/GOST30582ToplivodizelnoeT.html

Сколько можно хранить дизельное топливо в канистре

Бесплатная юридическая консультация:

Для готовности к отключению электричества на важных объектах, устанавливаются системы аварийного электропитания, включающие дизельные генераторы с необходимым запасом топлива.

Объёмы в таких ёмкостях достаточно внушительные. Как правильно сохранять горючее в резервуарах? Сколько времени хранится дизельное топливо и не теряет своих свойств?

Три важных условия

Для сбережения всех качеств дизельного топлива, условия хранения должны соответствовать трём критериям:

  • отсутствие попадания прямых солнечных лучей;
  • герметичный резервуар;
  • Достаточно прохладная температура (рекомендуемая +20°С).

Важно не допустить распространённой ошибки — контакта хранимого топлива с окружающей средой. Если в корпусе ёмкости будет трещина или не плотно закрытая крышка, произойдёт окисление горючего и потеря эксплуатационных качеств. Также не следует без надобности открывать крышку.

Из-за перепада температур, воздух находящийся в резервуаре, может конденсировать на стенки мелкими каплями. Последние, стекая в дизельное топливо, ухудшают его свойства. Топливные ёмкости (http://groupp.ru/products/rezervuary/toplivnye/) для хранения горючего могут быть пластиковые и металлические. Пластиковые, немного превосходят своими свойствами; стенки менее склонны к дисцилированию влаги.

Бесплатная юридическая консультация:

Несоблюдение вышеприведённых условий приводит к тому, что в воде, со временем, под действием тепла, образуются бактерии и мелкие водоросли.

Чего ещё избегать

Дополнительными негативными факторами для хранения дизельного топлива являются:

Контактирование с медью и цинком. Если в резервуаре будет медная трубка или оцинкованная пластина, то солярка, вступая в химическую реакцию, быстро разлагается на нестабильные фракции.

Нахождение под воздействием высоких температур. Перегрев дизтоплива ускоряет процесс распада.

Загрязнение ёмкостей. Рекомендуется производить чистку резервуара раз в год. Из-за несоблюдения этого требования, даже свежекупленная, качественная солярка, быстро потеряет свои свойства.

Бесплатная юридическая консультация:

Топливные присадки. Современное дизельное топливо марки «Евро», содержит мало серы. Чтобы повысить смазывающие свойства такого горючего, в него обязательно включают присадки. Ввиду этого солярка быстро распадается при хранении. Для длительного срока лучше выбирать солярку с наименьшим содержанием присадок. В этом плане, летнее дизельное топливо выигрывает, по сравнению с зимнем, в котором ещё присутствуют вещества, препятствующие замерзанию.

Читайте также  Срок годности литиевых аккумуляторов

Оптимальный срок

При соблюдении дающихся здесь советов, современное дизтопливо пригодно для сохранения в резервуарах сроком на 1 год. Если температура в резервуаре 30°С, этот период может сократиться домесяцев.

Если хранить его дольше, то в топливе появляются взвешенные частицы, которые делают его мутным. При дальнейшем использовании такого горючего в двигателях, происходит забивка фильтров. Это может привести к остановке двигателя.

Если же взвешенные частицы пройдут фильтр и сгорят, образуется большое количество сажи, покрывающей систему внутреннего сгорания.

Как обманывают, осуществляя ремонт квартиры

Вспоминаются далекие советские годы, когда на страницах юмористического журнала «Крокодил» размещали карикатуры недобросовестных рабочих из ЖЭКов и строительных управлений.

Что такое транспортёрная лента, какой она бывает и где применяется

Транспортёрная лента – это тяговый резинотехнический элемент ленточного конвейера, предназначенный для перемещения различных материалов и изделий.

Перемычки железобетонные

На сегодняшний день производством железобетонных перемычек занимается достаточно большое количество компаний.

Бесплатная юридическая консультация:

Про регуляторы перепада давления

Изменение скорости движения жидкости, пара в трубопроводе, вызванное закрытием или открытием задвижек, может привести к резкому повышению давления в системе.

Декоративный камень для отделки: долговечность и устойчивость к любым воздействиям

Искусственный декоративный камень давно превзошел по уровню спроса натуральные материалы. Обуславливается это его небольшим весом, удобством в использовании и доступной стоимостью.

Что необходимо знать покупая новую квартиру

В условиях нестабильной экономической обстановки, постоянного повышения цен на социально значимые продукты питания российские семьи стремятся сохранить и приумножить накопленный капитал.

Смотреть в потолок: Натяжные потолки

Перед многими людьми становится непростой выбор, какие потолки лучше: подвесные или натяжные?

Группа компаний «Невский Альянс»

Покупка или продажа недвижимости, очень ответственное дело и относиться к нему нужно с большой серьезностью.

Бесплатная юридическая консультация:

Шторы для кухни — Бюро Текстильных Фантазий

Шторы для кухни являются важным аксессуаром с практической и эстетической нагрузкой, создавая атмосферу уединения.

Возможно ли продать или купить недвижимость самостоятельно?

Покупка квартиры — это одно из самых важных событий в жизни, и ошибка в этом вопросе недопустима. Сегодня купить квартиру легче, чем ее продать, так считают многие.

Выбираем садовую самоходную газонокосилку с сиденьем или Косим по-взрослому

Если участок достаточно обширный, уход за газоном может превратиться в трудновыполнимую задачу.

Маленькая гардеробная комната своими руками – легко и без лишних затрат

Производители предлагают богатый ассортиментный ряд укомплектованных гардеробных, но подобный вариант потребует значительно больших вложений, чем самостоятельное изготовление системы для хранения одежды.

Как самостоятельно сменить личинку в замке входной двери

Все в жизни сталкивались с проблемой замков входной двери. Входная дверь наша единственная защита от неожиданностей внешнего мира.

Бесплатная юридическая консультация:

Как принять квартиру в новостройке с черновой отделкой по нормативам

Некоторое время назад застройщики сдавали дома без какой-либо отделки. Выполнение стяжки, разводка электросетей, водопровода, гидроизоляция, штукатурка стен внутри квартиры отсутствовала.

Покупка поддельных сертификатов на стройматериалы: причины и последствия

Современный мир таков, что купить подделку можно не только в дешевом магазине, либо фирме, но и в дорогостоящих компаниях, которые даже не подозревают о том, что торгуют некачественным, или поддельным сырьём.

Источник: http://www.k-see.ru/st/kak-hranitj-dizeljnoe-toplivo-i-skoljko-vremeni-ono-ne-poteryaet-svoih-kachestv/

Prizrack4x4 › Блог › Хранение дизельного топлива

Попробуем очертить проблему кратко и простым языком. Итак, вы готовитесь к возможному зомби-апокалипсису или к глубочайшему экономическому или топливному (что одно и то же) кризису. У вас есть БП-шный транспорт, например, мощный внедорожник с дизельным двигателем. И еще у вас есть генератор для экстренных нужд, тоже на дизельном топливе.

Показать полностью. И, разумеется, сразу же приходит идея купить цистерну солярки, тонн эдак 70, оборудовать своеобразный «соляровый схрон» и ни о чем больше не заботиться.

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

Или же вы рассчитываете на то, что на стыке эпох вам удастся приватизировать хранилище дизельного топлива, посадить вокруг надежных парней с волынами и продавать соляру ведрами за тушенку и услуги продажных женщин, и таким образом жить безбедно до конца дней… Что же, этот вариант интересен.

Но реальность вносит в радужные мечты грязно-коричневые коррективы))). Дело в том, что в процессе хранения даже самая хорошая солярка меняет свои свойства. И притом меняет не в лучшую сторону. Хотите хранить — храните. Но надо понимать важную вещь: просроченная солярка будет влиять не только на мощность двигателя, но и на его износ.

А в условиях пост_БП-шной экономики ремонт ДВС может оказаться непосильной задачей.

Во-первых, да, солярка окисляется, приходит в негодность. Теряет так называемое цетановое число. Что это за хрень такая, цетановое число? Оно показывает нам время воспламенения топлива в цилиндре.

Чем число выше, тем меньше времени требуется для воспламенения топлива при его компрессии в цилиндре ДВС.

При этом дизельное топливо, цетановое число которого меньше 40, приводит к увеличению износа двигателя, а больше 60-ти — к увеличению расхода солярки, к неполному сгоранию топлива и повышенной дымности. Оптимальным считается цетановое число на уровне 40-55.

Так вот, при хранении топлива даже в соответствующих условиях цетановое число постепенно будет падать (см. Рис. под статьей). Как видно из графика, совсем, до нуля, за пять лет число не упадет, хотя и снизится. Но есть и другие тонкости хранения. Например, в топливо может попасть вода. Это не так страшно, однако могут завестись грибки, которые превратят ваш стратегический запас в «сопли», непригодные к использованию.

Сколько же может храниться дизельное топливо реально? Пять лет — это тот срок, на который рассчитано гарантийное хранение солярки. Реально — год при температуре +20 С и 6-10 месяцев при температуре +30 С. Вот из этого и исходите.

Теперь про условия хранения.

Бесплатная юридическая консультация:

Во-первых, хранить топливо надо в герметичной таре, чтобы исключить попадания кислорода из воздуха. Кислород у нас делает что? Правильно, окисляет. Поэтому без доступа воздуха солярка хранится дольше. Лучше всего использовать для хранения стальные резервуары с двойными стенками и системой климат-контроля. Но это дорого и не каждый может себе это позволить. Если вы все-таки хотите сделать запас, используйте стальные канистры с плотными крышками.

Во-вторых, очень важна температура хранения. Зимняя солярка может храниться до -25 С, летняя — до — 5 С. При этих температурах начинается кристаллизация парафиновой фракции, что при использовании такого топлива приводит к серьезному засорению фильтров топливной системы.

Эти металлы образуют с топливом нестабильные соединения, что так же не есть хорошо.

Перед длительным хранением емкости следует хорошо промыть, как раз таки чтобы предотвратить плесневение. Хорошо бы, чтобы в емкости имелся циркуляционный насос с фильтром, очищающим топливо от грязи и примесей.

А вообще, хранить солярку в домашних условиях больше года — гиблое дело. Затраты по профессиональному оборудованию долговременного солярового схрона несопоставимы с выгодой.

Источник: http://furtour.ru/skolko-mozhno-hranit-dizelnoe-toplivo-v-kanistre/

Дизтопливо: Гост 305-82. Характеристики дизтоплива по ГОСТу

На качество работы двигателя и всей топливной системы не в последнюю очередь влияют свойства топлива. Сегодня производители в России предлагают и дизтопливо Гост 305-82. Государственный стандарт, разработанный еще в 1982 году, уже устарел, как, впрочем, и само топливо, которое по нему до недавнего времени изготавливали.

Гост 305-82

Созданный еще в Советском Союзе, этот стандарт, который регламентирует изготовление ДТ, является межгосударственным. Он определяет как технические условия производства, так и характеристики топлива, которое предназначалось для автомобилей, промышленных агрегатов и судов с быстроходными дизельными двигателями.

Современное топливо, изготовленное по международным европейским стандартам, практически вытеснило с рынка солярку, для производства которой использовался старый ГОСТ. Дизтопливо ЕВРО, кроме того что имеет значительно более высокие эксплуатационные характеристики, еще и намного экологичнее.

Впрочем, и сегодня считается (по крайней мере на постсоветском пространстве), что горючее, в котором можно применять различные разрешенные присадки, имеет некоторые преимущества из-за своей универсальности и широкого диапазона рабочих температур.

Область применения

Дизтопливо (Гост 305-82) использовалось до недавнего времени для военной, сельскохозяйственной техники, дизельных судов и грузовых автомобилей старого образца.

Читайте также  Есть ли у бензина срок годности

Этим топливом пользовались для отопления малоэтажных зданий, расположенных далеко от центрального теплоснабжения. Сочетание низкой цены и достаточно высокой энергоэффективности позволяло экономить затраты на содержание домов.

Почему в прошлом? Государственный стандарт 1982 года заменен на ГОСТ 305-2013, вступивший в действие с января 2015 года. И в нем четко указано, что дизтопливо ГОСТ 305-2013 не реализуется через АЗС общего пользования и предназначено для быстроходных и газотурбинных двигателей как внутри страны, так и в странах Таможенного союза (Казахстане и Белоруссии).

Итак, главные достоинства – это универсальность и рабочие температуры. Кроме того, преимуществами старой доброй солярки считают ее эксплуатационную надежность, проверенную десятилетиями; возможность длительного хранения без ухудшения технических характеристик; повышение мощности двигателя.

Дизтопливо Гост 305-82 легко фильтруется, содержит незначительное количество сернистых соединений и не разрушает детали двигателя.

Бесспорным преимуществом солярки является ее низкая цена по сравнению с другими видами жидкого топлива.

Главный недостаток

Главным недостатком горючего, из-за которого, собственно, и ограничено его использование, является низкий класс экологичности. Дизтопливо Гост 305-82 (2013) принадлежит к классу К2. А на сегодняшний день на территории РФ запрещены к обращению даже виды топлива с классом экологичности К3 и К4.

Марки дизтоплива

Старый ГОСТ устанавливал три марки топлива, новый же — четыре. Также несколько отличаются температурные диапазоны их использования и характеристики.

Параметры (ГОСТ) дизтоплива летнего (Л): эксплуатационная температура — от минус 5 °С, температура вспышки для дизельных двигателей общего назначения – 40°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных — 62°С.

Такая же температура вспышки у межсезонного топлива (Е), рабочие температуры которого начинаются с минус 15°С.

Зимнее топливо (З) используется при температурах до минус 35°С и до минус 25°С. И если в технических условиях 1982 года диапазон рабочих температур определялся температурой застывания топлива, то в новом документе речь идет о температуре фильтрации – минус 35°С и минус 25°С соответственно.

Арктическое (А) дизтопливо Гост 305-82 можно было использовать, начиная с температуры минус 50°С. В новом документе этот предел подняли на пять градусов, называется уже рекомендованная температура от 45°С и выше.

Виды дизтоплива

Дизтопливо ГОСТ 52368-2005 (ЕВРО) делится по массовому содержанию серы на три вида:

  • I – 350 мг;
  • II – 50 мг;
  • III – 10 мг на один кг горючего.

В Гост 305-82 дизтопливо в зависимости от процентного содержания серы делится на виды:

  • I — топливо всех марок, в котором доля серы не больше 0,2%;
  • II — дизтопливо с содержанием серы для марок Л и З — 0,5%, а для марки А — 0,4%.

Новый ГОСТ 305-2013, приближаясь к международным стандартам, делит топливо на два вида по массовому содержанию серы вне зависимости от марки. К виду I относится горючее с содержанием серы 2,0 г, а к виду II – 500 мг на килограмм топлива.

Даже вид II содержит серы в полтора раза больше, чем топливо вида I, соответствующее международным стандартам.

Большое количество серы – это вредные выбросы в атмосферу, но и хорошие смазывающие свойства топлива при этом.

Условные обозначения

В Гост 305-82 топливо маркировалось заглавной буквой Л, З или А (летнее, зимнее или арктическое соответственно), массовой долей серы, температурой вспышки летнего и температурой застывания зимнего топлива. Например, З-0,5 минус 45. Сорта высший, первый или без него, характеризующие качество топлива, указываются в паспорте на партию.

Дизтопливо (ГОСТ Р 52368-2005) маркируется буквами ДТ, указывается сорт или класс в зависимости от значения температур фильтруемости и помутнения, а также вид топлива I, II или III.

Для Таможенного союза существует свой документ, регламентирующий требования к топливу, в том числе и его условное обозначение. Он включает буквенное обозначение ДТ, марку (Л, З, Е или А) и коэффициент экологичности от К2 до К5, показывающий содержание серы.

Поскольку документов много, понятие сортности в них разное, а характеристики более подробно указываются в паспорте качества, то сегодня не редкость объявления типа «Продажа дизтоплива трубного сорт 1 ГОСТ 30582005». То есть все параметры и качество горючего соответствуют указанному стандарту, кроме содержания серы.

Основные характеристики дизтоплива

Самыми важными эксплуатационными показателями, которыми характеризуется дизтопливо Гост 305-82 (2013), являются: цетановое число, фракционный состав, плотность и вязкость, температурные характеристики, массовые доли различных примесей.

Цетановое число характеризует воспламеняемость топлива. Чем выше этот показатель, тем меньше времени проходит от впрыска топлива в рабочий цилиндр до начала его горения, а следовательно, меньше длительность прогрева двигателя.

От фракционного состава зависит полнота сгорания топлива, а также токсичность отработанных газов. При перегонке дизельного топлива фиксируется момент полного выкипания определенного количества горючего (50% ли 95%). Чем тяжелее фрикционный состав, тем уже диапазон температур и выше нижний порог кипения, а значит, позднее происходит самовоспламенение горючего в камере сгорания.

Плотность и вязкость влияют на процессы подачи и впрыска топлива, его фильтрование и эффективность.

Примеси влияют на износ двигателя, коррозионную стойкость топливной системы, появление в ней налета гари.

Предельная температура фильтруемости – это такая низкая температура, при которой загустевшее топливо перестает проходить через фильтр с ячейками определенного размера. Еще один температурный показатель – это температура помутнения, при которой начинает кристаллизоваться парафин, то есть мутнеет дизтопливо.

Характеристики ГОСТ 305-2013 устанавливает для всех марок одинаковые: цетановое число, массовую долю серы, кислотность, йодное число, зольность, коксуемость, загрязнение, содержание воды. Отличия касаются температурных показателей, вязкости и плотности топлива. В Гост 305-82 были отличия еще и по коксуемости.

Технические требования к дизтопливу

Итак, цетановое число для всех марок топлива равно 45, содержание серы — либо 2,0 г, либо 500 мг на один кг. Это самые важные показатели, характеризующие горючее.

Плотность дизтоплива по ГОСТ меняется от 863,4 кг/куб. м для горючего марок Л и Е до 833,5 кг/куб. м для марки А, кинематическая вязкость – от 3,0-6,0 кв. мм/с до 1,5-4,0 кв. мм/с соответственно.

Фракционный состав характеризуется диапазоном температур от 280°С до 360°С для топлива всех марок, за исключением арктического, для которого температуры выкипания находятся в пределах от 255°С до 360°С.

Характеристики (новый ГОСТ) дизтоплива летнего ничем не отличаются от характеристик межсезонного горючего, за исключением предельной температуры фильтруемости.

Температура вспышки зимнего топлива для дизельных двигателей общего назначения – 30°С, для газотурбинных, судовых и тепловозных — 40°С, арктического – 30°С и 35°С соответственно.

Отличия дизтоплива Гост 305-82 (2013) и ЕВРО

Еще в 1993 году европейские стандарты качества устанавливали цетановое число не ниже 49. Спустя семь лет стандарт, который определял технические характеристики топлива ЕВРО 3, установил более жесткие показатели. Цетановое число должно быть более 51, массовая доля серы – меньше 0,035%, а плотность – меньше 845 кг/куб. м. Стандарты ужесточились в 2005 году, а сегодня действуют международные, установленные в 2009 году.

Сегодня в РФ производится дизтопливо ГОСТ Р 52368-2005 с цетановым числом выше 51, содержанием серы меньше 10 мг/кг, температурой вспышки от 55°С, плотностью в пределах от 820 до 845 кг/куб. м и температурой фильтруемости от плюс 5 до минус 20°С.

Даже сравнивая первые два показателя, можно сделать вывод о несоответствии дизтоплива ГОСТ 305-2013 современным требованиям экологии.

Требования безопасности

Поскольку дизельное топливо — жидкость горючая, то меры безопасности касаются, прежде всего, защиты от возникновения пожара. Достаточно всего 3% его паров в общем объеме воздуха в помещении для того, чтобы спровоцировать взрыв. Поэтому высокие требования предъявляются к герметизации оборудования и аппаратуры. Защищенными выполняются электропроводка и осветительные приборы, инструменты используются только те, которые не высекают даже случайно искру.

Важными для соблюдения техники безопасности и условий хранения дизтоплива Гост 305-82 (2013) являются температурные показатели, касающиеся способности к горению.

Марка топлива Температура самовоспламенения, °С Температурный предел воспламенения, °С
верхний нижний
Летнее, межсезонное 300 119 69
Зимнее 310 105 62
Арктическое 330 100 57

Особенно важно соблюдение мер безопасности и температурных режимов в местах длительного хранения многих тысяч тонн дизельного топлива, например на электростанциях.

Характеристики дизтоплива для электростанций

Дизельные электростанции и сегодня используют горючее по ГОСТу 305-82. Оборудование на них установлено как отечественного производства, так и зарубежное.

Зарубежные производители не рекомендуют, но и не запрещают использовать дизтопливо Гост 305-82 (2013) с высоким содержанием серы 0,5% и 0,4 %.

Например, компания F.G.Wilson к использованию рекомендует высший и первый сорта всех марок топлива с цетановым числом от 45, содержанием серы не больше 0,2%, воды и присадок – 0,05%, плотностью 0,835 — 0,855 кг/куб. дм. Этим характеристикам соответствует горючее вида I Гост 305-82 (2013).

В договоре на поставку дизельного топлива на электростанцию обязательно указываются его физико-химические свойства: цетановое число, плотность, вязкость, температуру вспышки, содержание серы, зольность. Механические примеси и вода не допускаются вообще.

Читайте также  Как определить срок годности огнетушителя

Для проверки качества поставленного горючего и соответствия его характеристик установленным государственным стандартом пределам определяют содержание нежелательных примесей и температуру вспышки. Если в работе оборудования наблюдаются сбои и его детали интенсивно изнашиваются, определяют и остальные показатели.

Гост 305-82 устарел и заменен, но и новый документ, введенный в действие с начала 2015 года, не так заметно изменил требования к дизельному топливу для быстроходных двигателей. Может быть, когда-нибудь такое горючее запретят к использованию вообще, но сегодня его еще используют как на электростанциях, так и на тепловозах, тяжелой военной технике и грузовых автомобилях, парк которых сохранился еще со времен Советского Союза.

Источник: http://fb.ru/article/242408/diztoplivo-gost---harakteristiki-diztopliva-po-gostu

Гост 305-82 топливо дизельное. технические условия

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ Технические условияDiesel fuel . Specifications ГОСТ 305-82

Дата введения 01.01.83

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов.

Топливо может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

(Измененная редакция, Изм. № 3, Изм. № 6).

Какой срок хранения у солярки и бензина

В условиях постоянного повышения цен на бензин многие автолюбители стремятся приобрести топливо про запас, полагая, что хранить его можно очень долго. Подобное мнение бытует еще с советских времен, когда срок хранения бензина по нормам составлял 5 лет, однако и технология его производства была совсем иная.

Современные высокооктановые виды топлива хранятся всего 1 год – согласно ГОСТу, принятому в 1997 году. Так что затариться горючим «на ближайшую пятилетку», увы, не получится. К тому же далеко не все люди, запасающие это топливо, знают правила его хранения. А в неопытных руках горючие материалы могут быть очень опасны.

Испарение и окисление

Специалисты не зря установили однолетний срок хранения бензина. В состав современного автомобильного топлива входят, кроме углеводородов, различные присадки и летучие вещества, которые добавляются, чтобы повысить октановое число. Они легко испаряются, при этом бензин портится, так как нарушается соотношение между его фракциями. Чем дольше топливо хранится, тем больше веществ улетучивается, и тем хуже по качеству оно становится.

Кроме испарения у бензина есть еще один враг – окисление. В результате взаимодействия с кислородом, в автомобильном топливе начинают образовываться смолистые вещества. Залив такое горючее в бак, можно получить проблемы в виде смолистого налета и нагара в «начинке» машины. Высокие температуры и свободный доступ воздуха на порядок ускоряют этот процесс.

Бороться с испарением и окислением можно с помощью следующих мер:

  • Хранить топливо следует только в герметично закрытых емкостях.
  • В помещении для хранения должна выдерживаться достаточно низкая температура: не выше 15 ºС.
  • Помещение должно быть затемненным и хорошо проветриваемым.
  • Необходимо беречь топливо от огня и искр.

При соблюдении этих условий хранить бензин можно до 1 года. Дольше держать его в канистрах не стоит, поскольку полностью остановить процессы окисления и испарения невозможно, даже если топливо будет храниться в абсолютно герметичной таре при низкой температуре. К тому же в нем постоянно происходят процессы разложения множества других добавок, так что октановое число со временем постоянно падает, и качество горючего становится все хуже.

Кстати: бензин в чистом виде хранится дольше, чем его соединения с другими веществами. К примеру, для двухтактных двигателей часто используется его смесь с маслом. Специалисты не рекомендуют хранить такое топливо более полугода, а если компоненты смеси недостаточно хорошего качества, то срок хранения лучше ограничить 3-4 месяцами.

Для того чтобы «реанимировать» бензин, простоявший в канистре около года, следует смешать его со свежей порцией той же марки. При этом чем дольше хранилось топливо, тем больше свежего бензина нужно подлить. Это же правило действует и при хранении в бензобаке: если ваша машина много месяцев пылилась на стоянке, перед запуском двигателя в бак необходимо добавить свежего горючего.

Тара для бензина

Кроме температуры и герметичности, большое значение для успешного хранения топлива имеет тара. Действующий ГОСТ устанавливает следующие сроки хранения автомобильного бензина в зависимости от емкостей, в которых он содержится.

Другими словами, чем объемнее тара, тем длительнее становится срок хранения бензина. В домашних условиях в заглубленных резервуарах его никто не хранит, поэтому максимум, на что может рассчитывать обычный потребитель – хранение в бочке.

Обязательно обращайте внимание на материал, из которого сделана емкость. Лучше всего для хранения подходят бочки и канистры из металла или алюминия. А вот держать топливо в таре из меди и ее сплавов не стоит: процессы окисления в ней идут гораздо быстрее.

Работники заправок отлично знают об этой особенности и очень неохотно наполняют подобную тару даже в случае крайней необходимости. Поэтому держать топливо в пластиковой канистре у вас может не получиться, потому что его туда попросту откажутся наливать. Если вы все-таки решили хранить бензин в пластиковой бочке, позаботьтесь о ее защите от статического электричества.

Независимо от того, из чего сделана бочка или канистра, следите за тем, чтобы она была заполнена на 95% объема. При хранении неполных емкостей воздух, заполняющий не занятый бензином объем, окисляет его, и топливо портится гораздо быстрее. Так что наполнять тару следует почти доверху, а крышки у бочек и канистр должны быть оснащены резиновыми прокладками, чтобы обеспечить таре максимальную герметичность.

Многих автолюбителей интересует, сколько хранится топливо в автомобильном бензобаке. Если машиной вы временно не пользуетесь, ее резервуар действительно можно использовать в качестве емкости для хранения бензина. Однако за счет наличия в баке деталей, изготовленных из медных сплавов, процессы окисления в нем идут быстрее, и срок годности существенно уменьшается.

Специалисты не рекомендуют хранить топливо в бензобаке более полугода. Исключение составляют северные районы, где хранение возможно на протяжении 8-10 месяцев. В южных регионах хранить горючее в автомобильном баке лучше не более 3 месяцев. Садясь в машину после длительного перерыва, не забудьте подлить в ее бак свежего бензина, иначе через какое-то время могут возникнуть технические неполадки.

Обратите внимание: транспортировать бензин на дальние расстояния лучше не в пластиковых, а в металлических емкостях. В результате трения канистры при езде металл может стираться до дыр, поэтому во избежание неприятностей тару следует обернуть тканью или прорезиненым материалом.

Хранение дизельного топлива

У солярки, как и у бензина, есть свой срок годности, регулируемый правилами ГОСТ 305.

ТараСрок хранения (годы)
Заглубленные и полузаглубленные резервуары 10
Автоцистерны и бочки 10
Канистры 5

Однако срок годности дизельного топлива зависит не столько от нормативов, сколько от условий его хранения. Если держать солярку в цинковой или медной таре при достаточно высокой температуре, портится она гораздо быстрее.

В ней, как и в других видах топлива, постоянно происходят процессы окисления, которые приводят к образованию твердых частиц взвеси, забивающих топливные фильтры. При сгорании старого горючего вырабатывается большое количество сажи, оседающей на инжекторах.

Чтобы этого не происходило, необходимо тщательно соблюдать следующие условия хранения дизельного топлива.

  • Храните солярку в герметичных металлических или алюминиевых канистрах, полностью исключив контакт с медью, цинком и латунью. Если же контакт с этими металлами присутствует, можно добавить в дизтопливо деактиватор металлов.
  • Тара для хранения должна быть идеально чистой и сухой. Присутствие в ней даже небольшого количества воды может привести к размножению бактерий и грибков.
  • Старайтесь, чтобы температура в месте хранения не превышала 15 ºС.
  • Перед использованием дизельное топливо желательно фильтровать.
  • Несмотря на пятилетний срок хранения, лучше не держать солярку в бочках и канистрах более 1 года.

Соблюдение этих правил позволит вам всегда заправлять свое авто качественным продуктом.

Ваш домовенок. 

(проало: 1, оценка: 5,00 из 5)

Источник: http://domovityi.ru/tehnika/srok-hraneniya-benzina.html

ГОСТ 305-82. Топливо дизельное

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Diesel fuel. Specifications

Дата введения 01.01.83

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для поставок для экспорта.

Топливо может содержать присадки, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, жизни и здоровью животных и растений.

(Измененная редакция, Изм. № 3, Изм. № 6, Изм. № 7).

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;

З (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С);

А (арктическое) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1.2. Исключен.

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

Таблица 1

Марка топлива

Код ОКП

Л

02 5131

З

02 5132

А

02 5133

(Измененная редакция. Изм. № 6)

1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 — массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А — массовая доля серы.

Примеры условного обозначения

Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40°С:

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой застывания минус 35°С:

Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

Топливо арктическое с массовой долей серы 0,2%:

Топливо дизельное А-0,2 ГОСТ 305-82

(Измененная редакция. Изм. № 6)

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

Л

З

А

1. Цетановое число, не менее

45

45

45

По ГОСТ Р 52709 или ГОСТ 3122
2. Фракционный состав: По ГОСТ Р ЕН ИСО 3405 или ГОСТ 2177
50% перегоняется при температуре, °С, не выше

280

280

255

95 % перегоняется при температуре, °С, не выше

360

340

330

3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт)

3,0-6,0

1,8-5,0

1,5-4,0

По ГОСТ 33
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта
умеренной

-10

-35

холодной

-45

-55

5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны. По ГОСТ 5066 (второй метод)
умеренной

-5

-25

холодной

-35

6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле,  °С, не ниже: По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или  ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

62

40

35

для дизелей общего назначения

40

35

30

7. Массовая доля серы, %, не более По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ 19121
вида I

0,20

вида II

0,05

8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

0,01

0,01

По ГОСТ 17323
9. Содержание сероводорода

Отсутствие

По ГОСТ 17323
10. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более

40

30

30

По ГОСТ 8489
13. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более

5

5

5

По ГОСТ 5985
14 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

6

6

6

По ГОСТ 2070
15. Зольность, %, не более

0,01

0,01

0,01

По ГОСТ 1461
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более

0,20

0,30

0,30

По ГОСТ 19932
17. Коэффициент фильтруемости, не более

3

3

3

По ГОСТ 19006
18. Содержание механических примесей

Отсутствие

По ГОСТ 6370
19. Содержание воды

То же

По ГОСТ 2477
20. Плотность при 20°С, кг/м3, не более

860

840

830

По ГОСТ 3900
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 22254
— умеренной

Минус 5

Минус 25

— холодной

Минус 35

Минус 45

_______________

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52709-2007 «Топливо дизельное. Определение цетанового числа».

(Измененная редакция. Изм. № 6, Изм. № 7)

(Поправка. ИУС 5-2009 г.)

Примечания:

1. Допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З с температурой застывания минус 45 °С и цетановым числом не менее 40 только для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу продукции.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С.

3. Дизельное топливо вида II с массовой долей серы не более 0,05% вырабатывается и поставляется до 31.12.20011, при этом смазывающая способность (скорректированный диаметр пятна износа при температуре 60 °С) по ГОСТ Р ИСО 12156-1 должна быть не более 460 мкм.

Допускается выпуск дизельного топлива вида I, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, до 03.09.2011.

4. Исключен.

5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02% (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3 топлива.

6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива.

7. Исключен.

8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0°С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта — отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5°С.

9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок З и А — не более 860 кг/м3.

10. Исключен.

11. Исключен.

12. Для дизельного топлива марки Л, вырабатываемого из газовых конденсатов, допускается кинематическая вязкость (2,0-6,0) мм2/с.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5, Изм. № 6, Изм. № 7).

(Поправка. ИУС 10-2007)

(Поправка. ИУС 5-2009 г.)

2.3. Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цветов) и вещества-метки.

(Введен дополнительно. Изм. № 6)

2.4. Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки.

(Введен дополнительно. Изм. № 6)

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3% (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л — 300°С, марки З — 310°С, марки А — 330°С; температурные пределы воспламенения для марок:

Л — нижний 69°С, верхний 119°С;

З          »        62°С,          »       105°С;

А         »        57°С,          »       100°С.

Температура вспышки для марок: Л — выше 40°С, З — выше 30°С, А — выше 30°С — топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л — выше 61°С, З — выше 40°С, А — выше 35°С — топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3. Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении — углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива, сопровождаемое паспортом.

Паспорт должен соответствовать требованиям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118, и настоящего стандарта.

При реализации продукции продавец по требованию покупателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие:

наименование продукции и ее целевое назначение;

информацию о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция;

наименование изготовителя, его местонахождение, страну происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца;

номер партии продукции, поставленной для реализации;

массу нетто продукции в таре;

сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок;

знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности;

сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции.

Изготовитель (продавец) дизельного топлива, поступающего на реализацию, обязан в информационных материалах, размещенных в доступных для потребителя местах, указывать наименование и марку продукции, экологический класс автомобильной техники, для которой дизельное топливо рекомендовано.

(Измененная редакция. Изм. № 6)

(Поправка. ИУС 5-2009 г.)

4.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

4.4. Исключен.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы — 2 дм3 топлива.

5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50°С.

5.3. В случае разногласий арбитражным методом испытаний качества топлива устанавливается метод, указанный в таблице 2 первым.

(Введен дополнительно. Изм. № 6, Изм. № 7)

(Поправка. ИУС 5-2009 г.)

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива — по ГОСТ 1510.

 (Измененная редакция, Изм. № 4, Изм. № 6).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива — 5 лет со дня изготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Т.Х. Мелик-Ахиазаров, Е.М. Серегин, Б.А. Энглин, B.C. Азев, О.П. Наметит, Т.Н. Митусова, А.А. Кукушкин, С.А. Бнатов, Ф.В. Туровский

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1386

3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта

ГОСТ 33-2000 2.2
ГОСТ 1461-75 2.2
ГОСТ 1510-84 6.1
ГОСТ 2070-82 2.2
ГОСТ 2177-99 2.2
ГОСТ 2477-65 2.2
ГОСТ 2517-85 4.2, 5.1
ГОСТ 2667-82 2.2
ГОСТ 3122-67 2.2
ГОСТ 3900-85 2.2
ГОСТ 5066-91 2.2
ГОСТ 5985-79 2.2
ГОСТ 6307-75 2.2
ГОСТ 6321-92 2.2
ГОСТ 6356-75 2.2
ГОСТ 6370-83 2.2
ГОСТ 8489-85 2.2
ГОСТ 16350-80 2.2
ГОСТ 17323-71 2.2
ГОСТ 19006-73 2.2
ГОСТ 19121-73 2.2
ГОСТ 19932-99 2.2
ГОСТ 20287-91 2.2, 5.2
ГОСТ 22254-92 2.2
ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 2.2
ГОСТ Р 52709-2007 2.2, 5.3
ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 2.2
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 2.2
ГОСТ Р 51947-2002 2.2

(Измененная редакция. Изм. № 6, Изм. № 7)

5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ИЗДАНИЕ (сентябрь 2001 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

ГОСТ 305-82

ГОСТ 305-82

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ

Технические условия

Diesel fuel. Specifications

ГОСТ 305-82

Дата введения 01.01.83

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.

Допускается изготовлять топливо с присадками, допущенными к применению в установленном порядке.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1. МАРКИ

1.1. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива:

Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0°С и выше;

З (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С и выше (температура застывания топлива не выше минус 45°С);

А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50°С и выше.

(Измененная редакция, Изм. № 4, 5).

1.2. По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида:

I - массовая доля серы не более 0,2%;

II - массовая доля серы не более 0,5% (для марки А не более 0,4%).

1.3. Коды ОКП дизельного топлива приведены в табл. 1.

Таблица 1

Топливо

Код ОКП

Топливо

Код ОКП

Л-0,2-40, высший сорт

02 5131 0103

З-0,5 минус 35

02 5132 0101

Л-0,2-40, первый сорт

02 5131 0107

З-0,2 минус 45, высший сорт

02 5132 0103

Л-0,5-40

02 5131 0102

З-0,2 минус 45, первый сорт

02 5132 0107

Л-0,2-62, высший сорт

02 5131 0104

З-0,5 минус 45

02 5132 0104

Л-0,2-62, первый сорт

02 5131 0106

А-0,2, высший сорт

02 5133 0102

Л-0,5-62

02 5131 0105

А-0,2, первый сорт

02 5133 0103

З-0,2 минус 35, высший сорт

02 5132 0102

А-0,4

02 5133 0101

З-0,2 минус 35, первый сорт

02 5132 0108

1.4. В условное обозначение топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки, топлива марки 3 - массовая доля серы и температура застывания, топлива марки А - массовая доля серы.

Примеры условного обозначения

Топливо летнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40°С:

Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82

Топливо зимнее с массовой долей серы до 0,2% и температурой застывания минус 35°С:

Топливо дизельное 3-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82

Топливо арктическое с массовой долей серы 0,4%:

Топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. № 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Дизельное топливо должно быть изготовлено в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

2.2. По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

Л

З

А

1. Цетановое число, не менее

45

45

45

По ГОСТ 3122

2. Фракционный состав:

По ГОСТ 2177

50% перегоняется при температуре, °С, не выше

280

280

255

96% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше

360

340

330

3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт)

3,0-6,0

1,8-5,0

1,5-4,0

По ГОСТ 33

4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:

По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта

умеренной

-10

-35

-

холодной

-

-45

-55

5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны.

По ГОСТ 5066 (второй метод)

умеренной

-5

-25

-

холодной

-

-35

-

6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже:

По ГОСТ 6356

для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин

62

40

35

для дизелей общего назначения

40

35

30

7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

По ГОСТ 19121

вида I

0,20

0,20

0,20

вида II

0,50

0,50

0,40

8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

0,01

0,01

По ГОСТ 17323

9. Содержание сероводорода

Отсутствие

По ГОСТ 17323

10. Испытание на медной пластинке

Выдерживает

По ГОСТ 6321

11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей

Отсутствие

По ГОСТ 6307

12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более

40

30

30

По ГОСТ 8489

13. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более

5

5

5

По ГОСТ 5985

14 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более

6

6

6

По ГОСТ 2070

15. Зольность, %, не более

0,01

0,01

0,01

По ГОСТ 1461

16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более

0,20

0,30

0,30

По ГОСТ 19932

17. Коэффициент фильтруемости, не более

3

3

3

По ГОСТ 19006

18. Содержание механических примесей

Отсутствие

По ГОСТ 6370

19. Содержание воды

То же

По ГОСТ 2477

20. Плотность при 20°С, кг/м3, не более

860

840

830

По ГОСТ 3900

21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше

-5

-

-

По ГОСТ 22254

Примечания:

1. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать и поставлять топливо марок А и З (с температурой застывания минус 45°С) с цетановым числом не менее 40.

2. Топливо марки З с цетановым числом не менее 45 по требованию потребителей допускается вырабатывать с температурой застывания не выше минус 40°С.

3. По согласованию с потребителем для дизельного топлива марки З, получаемого из летнего топлива с применением карбамидной депарафинизации, допускается температура помутнения не выше минус 11°С при температуре застывания не выше минус 35°С. Остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л.

4. По согласованию с потребителем допускается вырабатывать топливо марки З (из летнего топлива) с температурой застывания минус 35°С с применением депрессорной присадки, при этом остальные показатели должны соответствовать требованиям к топливу марки Л. Топливо с присадкой допускается к применению при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15°С.

5. Для дизельных топлив марок З и А, вырабатываемых из бакинских нефтей, допускается зольность не более 0,02% (кроме топлив, предназначенных для газовых турбин) и концентрация фактических смол не более 60 мг на 100 см3 топлива.

6. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг на 100 см3 топлива.

7. Дизельное топливо марок Л, З, А высшего сорта должно выпускаться с нормами по показателям, указанным ниже:

массовая доля серы, %, не более - 0,2;

концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более - 25;

йодное число, г йода на 100 г топлива, не более - 5;

зольность, %, не более - 0,008;

коксуемость 10%-ного остатка, %, не более: для марки Л 0,20, для марок З и А 0,10;

коэффициент фильтруемости, не более - 2.

8. По согласованию с потребителем допускается выработка и применение топлива марки Л с температурой застывания не выше 0°С (без определения температуры помутнения) и содержанием воды не более «следы» (для топлива высшего сорта - отсутствие) при минимальной температуре воздуха (на месте применения топлива) не ниже 5°С.

9. Для дизельных топлив из сахалинских, троицко-анастасьевской, а также из смеси троицко-анастасьевской и казахстанских нефтей устанавливается норма по плотности для марки Л не более 875 кг/м3, для марок З и А - не более 860 кг/м3.

10. Примечания 1-6 не распространяются на дизельное топливо всех марок высшего сорта, а также поставляемое на экспорт.

При поставке топлива на экспорт наряду с показателями, указанными в табл. 2, определяют и указывают в сопроводительной документации цвет по ГОСТ 2667 и предельную температуру фильтруемости по ГОСТ 22254.

11. Для техники, эксплуатируемой при подземных разработках и в карьерах, применяют топливо с содержанием серы не более 0,2%.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3, 4, 5).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Дизельное топливо представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3% (по объему). Температура самовоспламенения топлива марки Л - 300°С, марки З - 310°С, марки А - 330°С; температурные пределы воспламенения для марок:

Л - нижний 69°С, верхний 119°С;

З » 62°С, » 105°С;

А » 57°С, » 100°С.

Температура вспышки для марок: Л - выше 40°С, З - выше 30°С, А - выше 30°С - топлив для дизелей общего назначения и соответственно: Л - выше 61°С, З - выше 40°С, А - выше 35°С - топлив для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин.

Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабочей зоны 300 мг/м3. Дизельное топливо относится к малотоксичным веществам 4-го класса опасности. Топливо раздражает слизистую оболочку и кожу человека.

3.2. Оборудование, аппараты слива и налива, с целью исключения попадания паров топлива в воздушную среду рабочего помещения, должны быть герметизированы.

3.3. В помещениях для хранения и эксплуатации дизельного топлива запрещается обращение с открытым огнем, искусственное освещение должно быть во взрывобезопасном исполнении.

3.4. При работе с топливом не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру. При загорании топлива применимы следующие средства пожаротушения: распыленная вода, пена, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ, состав 3,5 и перегретый пар.

3.5. При разливе топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой, а при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.

3.6. При отборе проб, проведении анализа и обращении в процессе транспортных и производственных операций с топливом применяются индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам, утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

3.7. Емкости, в которых хранится и транспортируется топливо, а также трубопроводы должны быть защищены от статического электричества.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Дизельное топливо принимают партиями. Партией считают любое количество однородного по своим показателям качества топлива и сопровождаемого одним документом о качестве.

4.2. Объем выборок - по ГОСТ 2517.

4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей, по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы от удвоенной выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

4.4. Показатель по п. 21 табл. 2 определяют для топлива, предназначенного для экспорта.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

5.1. Пробы дизельного топлива отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы - 2 дм3 топлива.

5.2. Температуру застывания дизельного топлива определяют по ГОСТ 20287 без предварительного и последующего подогрева топлива до 50°С.

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

6.1. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование дизельного топлива - по ГОСТ 1510.

На документе о качестве дизельного топлива марок Л, 3, А высшего сорта должно быть указано - «высший сорт».

(Измененная редакция, Изм. № 4).

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие дизельного топлива требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

7.2. Гарантийный срок хранения дизельного топлива - 5 лет со дня изготовления.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

РАЗРАБОТЧИКИ

Т.Х. Мелик-Ахиазаров, Е.М. Серегин, Б.А. Энглин, B.C. Азев, О.П. Наметит, Т.Н. Митусова, А.А. Кукушкин, С.А. Бнатов, Ф.В. Туровский

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31 марта 1982 г. № 1386

3. ВЗАМЕН ГОСТ 305-73 и ГОСТ 4749-73

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ИЗДАНИЕ (сентябрь 2001 г.) с Изменениями №1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в апреле 1983 г., июне 1987 г., июне 1989 г., декабре 1989 г. и июле 1990 г. (ИУС 7-83, 11-87, 11-89, 4-90, 11-90)

СОДЕРЖАНИЕ

1. МАРКИ 1

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 2

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 3

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ 4

5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ 4

6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ 4

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ 4


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости