Как мы знаем на большинстве современных автомобилей установлен гидроусилитель руля. Главная функция, которую выполняет гидроусилитель рулевого управления, — это обеспечение максимального комфорта при управлении автомобилем. Механизм рулевого управления с гидроусилителем основан на специальной технологии, которая применяется в большинстве автомобилей современного стандарта. Принцип работы гидроусилителя руля для многих автолюбителей остается неопознанным материалом. В этой статье мы расскажем о том, что такое гидроусилитель руля, а также дадим некоторые пояснения по данной теме.
Гидроусилитель руля уже давно применяется на большинстве видов транспорта. В данные категории можно записать такие типы автомобилей как: грузовики, легковые автомобили и другая спецтехника.
Главная задача, которую выполняет гидроусилитель руля это помощь водителю при маневрировании. Схема его работы заключается в том, чтобы давление масла в системе ГУРа способствовало беспрепятственному передвижению гидравлического цилиндра, который напрямую связан с системой управления.
Данное устройство расположено в корпусе рулевой рейки или колонки (зависит от типа автомобиля). Система шлангов соединяет ГУР с его насосом, который в свою очередь вращает вал двигателя с помощью приводного ремня. Специальные клапаны в системе регулируют давление на столько, сколько это необходимо.
Как правило, в большинстве автомобилей объем системы ГУР составляет от одного до полутора литров жидкости. Конечно, для грузовых автомобилей данный объем составляет около 5 литров.
Главное усилие, которое создает ГУР, определяется тем, насколько повёрнут рулевой вал, а именно градусом открытого клапана.
На большинстве автомобилей ГУР располагается на подрамнике передней подвески. С помощью системы шлангов производится в соединении ГУРа с его насосом. В свою очередь насос закреплен на двигателе с помощью специального кронштейна.
Подача гидравлики к насосу осуществляется также с помощью шлангов, которые приходят к бачку или резервуару с маслом. Некоторые насосы оборудованы небольшими баками, уже закрепленными на его корпусе, такое устройство является наиболее успешным, так как отсутствуют лишние шланги и крепления.
Коленчатый вал двигателя приводит в движение насос гидроусилителя посредством приводного ремня. В устройстве приводного ремня предусмотрен натяжной ролик, который убирает провисание ремня, и осуществляет его должную натяжку.
В момент нагрузки на ГУР повышается сопротивление насоса, в это время вступает в работу натяжной механизм, не позволяя ремню проскальзывать.
В современном автомобилестроении применяются и другие устройства усиления рулевого колеса. Например, некоторые производители практикуют использование электронного устройства для усиления руля, в котором установлен электромотор, что значительно снижает нагрузку на двигатель. По уровню комфорта ГУР и ЭУР практически не отличаются, но если говорить о надежности, то устройство ГУР является наиболее предпочтительным вариантом.
Давление в системе ГУР доходит до 180 атмосфер, это почти столько, сколько выдерживают углекислотные баллоны. Для удержания такого давления в схеме ГУР применяются специальные шланги.
Для более надежной и долгой службы, необходимо проводить обслуживание системы ГУР и его компонентов. Для этого достаточно лишь регулярно производить замену жидкости. Крайне не рекомендуется вращать руль на неработающем моторе, так как повышается нагрузка на клапаны всей схемы. Также необходимо регулярно производить смазку вала рейки и замену ее пыльников, это нужно для того, чтобы в рабочую полость, под давлением не попадала лишняя грязь.
Что касается ремонта, здесь значительно сложнее, так как производить ремонт рулевой рейки необходимо на специальном оборудовании. В некоторых случаях ремонт полностью невозможен.
Во избежание поломок мы рекомендуем регулярно проводить осмотр жидкости на предмет ее чистоты и должного уровня.
Для замены гидравлической жидкости необходимо сначала откачать первую порцию из бачка ГУР. Используйте шприц максимального объема, и выкачивайте жидкость через горловину бачка. Внимательно запоминайте, сколько вы слили жидкости.
Внимание! Не оставляйте крышку открытой в момент работы мотора, иначе давление вытеснит всю жидкость наружу.
Замену жидкости можно считать завершенной.
Подводя итоги, можно сказать, что ГУР является отличным решением для повышения ездового комфорта при маневрировании и движении автомобиля. Мы рекомендуем тщательно проводить профилактику и замену жидкости ГУРа для продления срока его службы.
Гидроусилитель рулевого управления
Категория:
1Отечественные автомобили
Гидроусилитель рулевого управления
Для облегчения управления некоторые автомобили (ЗИЛ-130, «Урал-375» и др.) оборудованы гидроусилителями. Гидроусилитель может быть объединен с рулевым механизмом или выполнен в виде отдельного агрегата. У автомобиля ЗИЛ-130 гидроусилитель (рис. 1) непосредственно встроен в рулевой механизм.
Давление жидкости в системе гидроусилителя создается лопастным насосом, состоящим из неподвижной части — статора и подвижной части — ротора с лопатками. Насос приводится в действие от двигателя.
Действие гидроусилителя показано на схемах I, II и III рис. 1. При движении автомобиля по прямой, когда рулевое управление находится в нейтральном положении, обе полости картера рулевого механизма справа и слева от поршня-рейки (схема II) соединены с насосом и сливным бачком. Циркулирующая через эти полости жидкость не влияет на положение поршня-рейки.
При повороте рулевого колеса в правую сторону (схема I) в этом же направлении передвигается и золотник. При перемещении он отключает правую полость картера от линии слива. Поступающая от насоса жидкость давит на поршень-рейку, который, перемещаясь, поворачивает зубчатый сектор на валу сошки и способствует повороту колес автомобиля направо. В то же время проходное сечение, соединяющее левую полость картера рулевого механизма с линией слива, увеличивается, и жидкость из нее свободно перетекает в бачок насоса.
Рис. 1. Гидроусилитель рулевого управления с вынесенным силовым цилиндром: 1 —клапан управления, 2 — шаровой палец сошки, 3— шаровой палец продольной тяги. 4— корпус шаровых шарниров, 5 — силовой цилиндр, 6 — шток, 7 — шарнирная головка
При повороте рулевого колеса в левую сторону (схема III) давление создается в левой полости картера 11, а в его правой полости снижается противодавление. Гидроусилитель создает дополнительное усилие для поворота колес в левую сторону.
Водитель ощущает действие гидроусилителя руля в том случае, когда сопротивление колес автомобиля повороту руля создает на гайке, соединенной с порщнем-рейкой, реактивное усилие, превышающее силу предварительного сжатия пружин и давление масла на реактивный плунжер, стремящихся удержать винт рулевого механизма в среднем положении. Это дает возможность водителю всегда ощущать «чувство дороги».
Если насос по каким-либо причинам не подает жидкость под давлением в систему гидроусилителя, то рулевой механизм работает обычным образом, водитель при этом должен затратить большее усилие для управления автомобилем.
Насос гидроусилителя лопастного типа. На его роторе установлены лопатки, которые при вращении подают жидкость под давлением в трубопровод. Часть жидкости через перепускной клапан постоянно отводится в сливной бачок. Давле-создаваемое насосом, достигает 65— 70 кгс/см2. Если давление превысит этот предел, то открывается предохранительный клапан, и часть жидкости перетекает в линию слива. Вал насоса приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала двигателя.
Гидроусилитель с отдельно вынесенным силовым цилиндром применяется на автомобилях МАЗ-500. Силовой цилиндр (рис. 1), выпопненный в сборе с кпапаном управления и корпусом шаровых шарниров, установлен на левом лонжероне рамы автомобиля. К раме он крепится шарнирной головкой, расположенной на конце штока поршня силового цилиндра. В данной конструкции во время работы усилителя шток с поршнем остаются неподвижными, а цилиндр перемещается относительно их при подаче жидкости под давлением в правую или левую полости цилиндра.
Поворот рулевого колеса в ту или иную сторону вызывает перемещение сошки. Ее шаровой папец выводит зопотник из нейтрального попожения. При этом золотник разобщает нагнетательный трубопровод со сливной магистралью и направляет жидкость, подаваемую насосом, в одну из полостей силового цилиндра. Противоположная полость цилиндра в этот период соединяется со сливной магистралью.
Так, при повороте рулевого колеса вправо открывается проход масла в правую полость силового цилиндра, который перемещается относительно поршня, установленного на неподвижном штоке. Шаровой палец, соединенный с продольной рулевой тягой, передает соответствующее перемещение рулевой трапеции, и колеса поворачиваются на заданный угол. Поворот рулевого колеса влево вызывает соединение левой полости силового цилиндра с нагнетательным трубопроводом, что создает необходимое усилие для поворота колес автомобиля в левую сторону. Как только прекращают поворачивание рулевого колеса, золотник занимает нейтральное положение. Давление в системе создается насосом лопастного типа, приводимым от двигателя.
Категория: - 1Отечественные автомобили
рулевой гайка шестерня гидроусилитель
Насос гидроусилителя рулевого управления. В гидравлической системе рулевого управления используется шестеренный масляный насос НШ 10-3-Л ГОСТ 8753-71. Условные обозначения: 10 -рабочий объем (теоретическая подача масла в см³ за один оборот вала насоса); 3 - третье конструктивное исполнение по ГОСТ 8753-71; Л-левого вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны привода). Объемная подача насоса -20 л/мин при 2200 об/мин.
Насос состоит из корпуса 4 (рис. 6), крышки 1 и качающего узла, В который входят ведущая 5 и ведомая 7 шестерни, два подшипника 3, две фигурные манжеты 6, пластина 9, уплотнения. Подшипники 3 служат опорами цапф шестерен, а также уплотняют торцевые поверхности шестерен. Внешние контуры подшипников имеют форму цифры 8. В каждом подшипнике выполнены две расточки для цапф шестерен. В пазах на противоположной от шестерен стороне расположены фигурные манжеты 6, которые ограничивают зону высокого давления от зоны низкого давления. Стык корпуса 4 с крышкой 1 уплотняется кольцом 2 круглого сечения, которое уложено в овальную расточку на корпусе.
Рис. 6. Насос гидроусилителя рулевого управления:
1 - крышка; 2 - уплотнительное кольцо; 3 - подшипник; 4 - корпус; 5 - ведущая шестерня; 6 и 8 - манжеты; 7 - ведомая шестерня; 9 - пластина.
Приводной конец ведущей шестерни 5 уплотняется двумя каркасными манжетами 8, Исключающими перетекание масла из системы гидроусилителя в картер двигателя.
Для уменьшения перетекания масла через зазоры между торцами шестерен и подшипников 3 в насосе предусмотрено автоматическое поджатие подшипников к торцам шестерен давлением, подводимым из зоны нагнетания в полости, ограничиваемые фигурными манжетами 6. Так как площадь этой зоны больше площади зоны высокого давления, действующего со стороны зубьев шестерен на подшипники, тс последние прижимаются к торцам шестерен с усилием, превосходящим усилие их отжима от зубьев шестерен. Это обеспечивает постоянный поджим подшипников к торцам шестерен, благодаря чему исключаются зазоры между подшипниками и торцами шестерен.
Цапфы шестерен смазываются маслом, которое увлекается в спиральные канавки в расточках подшипников 3 из полости всасывания. Этим маслом смазываются и охлаждаются цапфы шестерен, после чего оно уходит обратно в полость всасывания.
Техническое обслуживание рулевого управления заключается в периодическом наблюдении за уровнем масла в корпусе и отсутствием течи по соединениям гидроусилителя, за состоянием резьбовых соединений рулевого привода, рулевых тяг, крепления сектора, сошки и поворотных рычагов; в своевременном смазывании карданных шарниров рулевого привода, промывке масляного фильтра, замене масла, проверке и регулировке свободного хода рулевого колеса, в оперативном устранении неисправностей, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.
Необходимо следить, чтобы при проверке уровня масла, промывке масляного фильтра и заливке масла в систему гидроусилителя не вносилась грязь.
Промывка масляного фильтра производится через каждые 960 ч в такой последовательности.
Отъединить маслопровод 12 (рис. 3) смазывания верхней опоры от крышки 11 и редукционного клапана 14.
Снять верхнюю крышку 11, для чего вывернуть все болты и, заворачивая равномерно два из них в резьбовые отверстия, приподнять ее.
Отъединить два оставшихся маслопровода от редукционного клапана 14 и, придерживая рукой фильтр 13, выворачивать клапан, пока не освободится фильтр.
Промыть фильтр в бензине или дизельном топливе, очистив его внутреннюю полость от грязи. Одновременно с промывкой фильтра подтяните гайку 8 крепления сектора 7 на валу 21 и проверьте зубчатое зацепление рейка - сектор.
Если зазор между зубьями сектора и рейки более 0,3 мм. зацепление следует отрегулировать.
Для этого выверните четыре болта крепления упора 23 рейки-корпуса АБД и, вынимая попарно прокладки 24, уменьшайте зазор в зацеплении до 0,1...0,3 мм. Зазор между зубьями сектора и рейки замеряют с помощью щупа.
Фильтр устанавливают в обратной последовательности. После установки крышки 11 следует, предварительно отвернув контргайку, завернуть до отказа болт 10, регулирующий осевое перемещение поворотного вала 21. Затем болт выворачивают приблизительно на 1/10-1/8 оборота и контрят гайкой.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453