Доброго времени суток, уважаемые автомобилисты! Вряд ли. те водители, у кого не отсутствует инстинкт самосохранения, будут спорить о том, что недопустимо: уметь отлично управлять автомобилем, при этом совершенно не зная теории вождения, основанной на ПДД и народном опыте.
Ведь совсем нехитрое дело: лихо выскочить на нерегулируемый перекресток, одной рукой управляясь с авто, другой управляясь с БигМаком и разговаривая по телефону, не уступить дорогу авто с права, и стать виновником ДТП. И вы, свидетели таких ситуаций, ежедневно. Поэтому, давайте к делу.
Никто не ошибётся, если будет утверждать, что нет универсальной программы по подготовке водителя-новичка. Вернее так: нет программы, которая совмещая в себе теорию и практику безопасного вождения, может идеально подходить для всех водителей.
Слишком многие факторы влияют на практическое вождение автомобиля, и самый главный из них – индивидуальность каждого водителя. Да и перечитав массу советов, статей, теорий вождения автомобиля, невозможно научиться безопасному вождению, без практических навыков. Но, это долгий разговор.
Поэтому, давайте постараемся рассмотреть основные факторы теории и практики вождения автомобиля, которые, в итоге, влияют на безопасное вождение каждого из нас – сидящих за рулем.
Вы уже не первый день за рулем, и прекрасно понимаете: очень сложно порой отделить теоретические знания от практических навыков управления автомобиля. Уж очень все в водительском деле взаимосвязано.
Но, давайте, всё же, постараемся отделить теоретические знания от умения и применения на практике азов водительского мастерства. Сейчас будут даже не рекомендации, а неписаные теоретические законы, от которых на 100% зависит практическое вождение автомобиля без ДТП.
Постараётесь принимать неписаные правила вождения автомобиля не как очередные нотации. Просто вспомните о том, что ПДД «написаны кровью». И это не аллегория.
Речь сейчас не пойдет о том, как красиво выполнить «полицейский разворот» или лихо затормозить перед пешеходным переходом, приводя в тихую панику людей.
Хотя, справедливости ради, нужно сказать о том, что если вы не знаете и не умеете совершать обгон, начинаете долго думать при выполнении маневра, то вам просто необходимо повышать свою технику вождения авто. Но, вернемся к практическим навыкам, которые вам будут нужны, для безопасного управления автомобилем.
Как бы то ни было, много у вас теории и практики вождения, или эти категории только в зачаточном состоянии, вы должны помнить одну простую истину.
Вы и только вы, садясь за руль своего автомобиля, берете на себя ответственность за: свою жизнь, за жизнь и здоровье окружающих вас людей. Знакомых или незнакомых, но людей.
Поэтому пренебрежение вами как теории, так и практики безопасного вождения, влечет за собой порой непоправимые последствия. Помните об этом всегда. Удачи вам на дороге, и в жизни.
В процессе обучения вождению целесообразно постоянно общаться с инструктором и обсуждать с ним разные ситуации на дороге (возникающие у вас и не только). В ходе уроков вождения вы должны максимально перенять его опыт руления. Это один из наиболее важных элементов обучения.
Инструктора обучают вождению очень по-разному. Приведу несколько примеров:
— Существует несколько способов выполнять упражнения на площадке, некоторые из них универсальны, некоторые привязана к габаритам конкретного автомобиля. Все способы имеют право на существование, но вы должны понимать не возникнут ли у вас проблемы, когда вы сядете в другой автомобиль (это возможно на сдаче или пересдаче экзамена в ГИБДД).
— Троганье в городе, например, в пробках – можно использовать педаль газа, а можно начинать движение только на сцеплении (для многих современных машин — это вполне корректная ситуация), правильно использовать газ, но это сложней, поэтому учат более простому способу (что для реального руления придется переучиваться инструктора не волнует).
Потом в социальных сетях можно прочитать (авторская редакция): “Как трогаться с места на снегу с повернутыми до упора колесами?глохну жесть)С добавлением газа никогда не трогалась. … Машина Рено логан,не учили с газом,сегодня первый день снег,а вождение последнее было)))) Да я на автодроме и с прямыми колесами глохла,там снегу навалило,до этого вообще не глохла))”
Что бы таких ситуаций не было, нужно почитать какие-то руководства или взять занятие у другого автоинструктора (желательного рекомендованного), чтобы понять, чему и как вас учат.
Начинающие водители неумелыми действиями часто наносят вред автомобилю, больше всего страдает сцепление (его “бросают”), инструкторам, владельцам машины, это не нравится. И они могут пытаться как-то облегчить участь автомобиля, например, придерживая педаль сцепления. Машине лучше, но так научиться водить не получится.
Также имеет место следующий психологический момент – вы привыкаете к инструктору, который вас учит, к его манере общения и командам, на экзамене с вами в машине будет сидеть другой человек, это дополнительный повод попробовать поездить с кем-то еще.
Хотел бы обратить внимание на крики и ругань матом инструкторов. Если ругань матом очевидно недопустима, то крики могут быть элементом обучения. Как мне сказал мой инструктор “если я не буду кричать, то и водить буду я, а не ты” (я не привык к крикам).
Отдельный аспект – продолжительность уроков вождения и их количество. Если занятие идет 90 минут (по правилам должно идти 120 минут, но такое встречается редко), то инструктор записывает учеников с интервалом 90 минут, то есть если вы опаздываете, то время занятий сокращается, дополнительно инструктора отвлекаются на курение и прочее. Так что реально занятие идет 70-80 минут, это реальность. За количеством проведенных занятий вы должны тщательно следить, часто какие-то “съедаются” (по непонятным причинам).
Часы вождения в автошколе, дополнительные занятия по вождению (допы)
В заключении самая сложная тема – если, начиная с какого-то момента (может произойти после пятого занятия, может после пятнадцатого), инструктор начинает объяснять (или намекать), что у вас ничего не получается и в ГИБДД самостоятельно экзамен не сдать, то нужно понимать (далее исключительно мои измышления, оценочные суждения и догадки, лично с подобным не сталкивался), что он заинтересован не в вашем обучение, а в том, чтобы вы попробовали “решить вопрос” со сдачей экзамена в ГИБДД через него. Чем вы раньше услышите подобный намек, тем лучше. У вас соответственно два варианта – в рамках автошколы найти другого инструктора (в некоторых автошколах это бессмысленно) или искать параллельно альтернативного инструктора. Вариант “решить вопрос” естественно тоже остается, но я не советую по нему идти. Подобная ситуация обычно происходит в автошколах, которые занимаются “сопровождением” сдачи экзамена в ГИБДД. “Смазка” процесса для них не менее важный источник дохода чем платеж за обучение и скорее всего некоторые инструктора в этом участвуют. Так что лучше искать альтернативного инструктора, продолжая заниматься в автошколе. Ситуация со “смазкой” процесса сдачи экзамена подробно расписана в отдельном разделе.
Реальная “необучаемость” рулению встречается крайне редко, если думать и хорошо учиться своя ниша на дороге есть почти у любого человека.
Почитать еще:
Программа обучения в автошколе
Часы вождения в автошколе, дополнительные занятия по вождению (допы)
Инструктор по вождению, выбор преподавателя Последовательность обучения вождению автомобиля (сколько учиться на площадке, сколько в городе)
Опубликовано 18.12.2015, версия 1.1 от 1.11.2017
Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить в чем-то еще, например в выборе каких-то устройств или получении каких-то услуг) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.
Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.
Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс (http://www.rulims.ru) в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.
Первая часть заканчивается, когда человек получает водительские права. Многие ошибочно начинают думать, что уже стали водителем. Отнюдь… Смею Вас уверить, что Вы еще не водитель. Вы только «кандидат» в водители.
Настоящим водителем человек становится, проехав 10-20 тыс. км по городу.
Это и есть вторая часть обучения. Однако, долгая езда по городу, сама по себе еще не гарантирует повышения мастерства. Очень многие, имея за плечами годы водительского стажа, так и остаются «чайниками» в худшем смысле этого слова. Они как говорящие попугаи, которые говорят хорошо, много, но совсем не понимают о чем. Почему так происходит?
Все дело в идеологии вождения, т.е. основная мысль при вождении:
— О чем думает «ЧАЙНИК» — Доехал до места, остался жив и, слава Богу! А как он доехал — это уже дело десятое.
— О чем думает «ГОНЩИК» — Да ни о чем!!! За него ноги думают. Для него главное «газу до отказу», а дальше как кривая выведет.
— О чем думает НАСТОЯЩИЙ ВОДИТЕЛЬ — Прежде всего он, думает о безопасности!!! Во вторую очередь о комфорте.
Именно эти две цели должны быть в голове у водителя. Безопасность и комфорт для себя, окружающих пассажиров. Иными словами вождение должно быть красивым. И от этой красоты можно и нужно получать огромное удовольствие.
При езде по городу 90% работы — это работа головой. А вся механическая работа руками и ногами — остальные 10%. Работа головой не только самая объемная, но и самая важная часть вождения. Научиться думать за рулем — это задача даже более важная, чем научиться нажимать на педали и крутить баранку. Потому, что человек умеющий давить на газ с пустой головой, как раз и есть тот, кого называют «обезьяна с гранатой».
В деле вождения ВСЕ ВАЖНО. По степени важности все делится на важное и принципиальное. Важное — это то, что можно обсуждать делать или не делать. Принципиальные вещи обсуждению не подлежат. Это святое. Хочешь, не хочешь, а делать надо ВСЕГДА, без исключений. Потому, что от них прежде всего зависит твоя безопасность, а проще говоря, твое здоровье и жизнь.
Все принципы, как правило, просты и понятны, сродни аксиомам. Например. Куда смотришь — туда едешь, куда не смотришь — туда что?.. Правильно — не едешь! Казалось бы, что тут еще объяснять? Ведь все это знают. Но за рулем мало знать. За рулем надо ВЫПОЛНЯТЬ! Ведь именно не выполнение этого, по сути, элементарного принципа приводит к массе аварий.
Принцип: за рулем всегда надо сначала думать, потом делать. Ни одного движения, сидя за рулем нельзя позволять себе делать, не подумав. Не думая можно только дышать. Этот принцип — основа всей безопасности.
Все, что относится к управлению автомобилем, водитель должен делать «на автомате».
Вождение автомобиля — это, по сути, танец или игра на музыкальном инструменте. Сначала ученик заучивает необходимые движения до автоматизма, а потом, на дороге, руки и ноги делают все как бы сами собой. Вы же при ходьбе не думаете о том, как переставлять ноги?..
ШАБЛОНЫ На первый взгляд кажется, что водитель делает много движений, в разное время по-разному. Возникает впечатление хаоса движений. Но посмотрите на танцора. Он тоже делает массу разнообразных движений. Как он все это запоминает?
Суть в том, что и у того и у другого нет никакого хаоса. В обоих случаях движения состоят из отработанных комбинаций. Танцоры называют это «ПА». В вождении будет называться ШАБЛОНАМИ.
Итак, все действия при управлении автомобилем состоят из шаблонов. Задача обучения состоит в том, что бы выучить и отработать эти шаблоны до автоматизма. Любое действие за рулем — это определенный шаблон.
— Запуск двигателя — это шаблон.
— Начало движения — это шаблон.
— Остановка — это шаблон, и т.д.
Это может, покажется странным, но вся езда по городу это всего на всего один шаблон — шаблон поворота. Все действия водителя, что бы он ни делал, базируются на одном этом шаблоне.
Вся прелесть этой методики состоит в том, что она избавляет ученика от необходимости заучивать и запоминать массу различных движений в разных ситуациях. Достаточно отработать несколько шаблонов. В процессе езды по городу достаточно будет только переключаться с одного шаблона на другой. Но и это еще не все. Главная задача — это работа головой (осмотр, оценка ситуации, принятие решения на маневр), тоже должна состоять из шаблонов, и тоже должна быть отработана до автоматизма!
Начиная обучение, ученик держит порядок действий в голове. При многократном повороте, постепенно упражнение переходит в моторную память (моторику), освобождая голову. Полностью отработав до автоматизма одно упражнение, можно переходить к другому. В следующем добавляются новые элементы, которые по началу так же контролируются головой, предыдущие выполняются на автомате. По мере отработки и эти новые переходят в мониторику, освобождая голову для других элементов.
Так, постепенно, элемент за элементом все действия укладываются в моторной памяти, освобождая голову для других работ.
ПСИХОЛОГИЯ ВОЖДЕНИЯ Работа головой, как уже было отмечено, составляет основную часть процесса вождения. На то как сработает голова, большое влияние оказывает психологический настрой человека. Ведь, иногда бывает так, что опытный водитель в расстроенных чувствах ведет машину хуже новичка.
Из этого следует принцип: у водителя за рулем не должно быть никаких эмоций — Ни положительных, ни отрицательных. Логика проста — пока в голове бушуют эмоции, человек не может думать, а пока он не подумал, он не имеет права ничего делать. Поэтому очень важная часть подготовки водителя — научиться управлять своими эмоциями! Проще говоря — не допускать их до себя. Это особенно важно в критических ситуациях.
Управление эмоциональной сферой человека — одна из самых трудных задач. Она является наиболее сложной потому, что водителю приходится осуществлять контроль самому над собой. Ведь если мысли появляются по воле разума, то эмоции выскакивают абсолютно не произвольно.
Сев за руль, водитель должен настроится на вождение. Во-первых, успокоиться. Во-вторых «включить» все принципы и правила вождения. Водитель, по сути, это уже даже не человек, это функция, «биоробот» выполняющий задачу, которую сам в себя заложил.
Идеал для водителя — это лейтенант Дэйта из сериала «Звездный путь». Все знает, все выполняет согласно инструкциям, постоянно думает, анализирует и полное отсутствие каких бы то ни было эмоций.
В большей мере эмоциональные трудности — это проблема женской части водителей. Известна поговорка: женщина за рулем — это павиан с гранатой. И это, к сожалению, верно.
Весь секрет состоит в том, что за рулем не бывает мужчин или женщин. За рулем должен быть ВОДИТЕЛЬ!!! Сев за руль, женщина должна тут же забыть, что она — женщина потому, что она перестала быть женщиной она уже водитель и только водитель. Те женщины, которые это делают становятся хорошими водителями. Порой даже лучше чем многие мужчины.
В этом мире существует две реальных возможности почувствовать себя абсолютно равноправным, независимо от толщины кошелька, пола, национальности. Первая – выйти в Интернет. Вторая – научиться водить автомобиль.
На дороге водителя «Bentley» и «Оки» уравнивает опасность, которую представляет собой любой движущийся с помощью двигателя внутреннего сгорания предмет.
Степень этой опасности можно снизить лишь в части собственного умения управлять машиной.
Вот как обучиться вождению автомобиля с нуля, причем в сжатые сроки, а так же о том, возможно ли это и нужно ли стремиться к максимальному сокращению срока обучения, и поговорим.
С 5 ноября этого года потенциальным водителям машин отказано в праве обучения вождению автомобиля самостоятельно, извините, но кто не успел, тот – опоздал. Поэтому, говоря о том, что хотелось бы получить права водителя как можно скорее, придется ограничиться лишь тем, что в идеале практику вождения сдать надо за один подход.
Получение прав на вождение автомобиля не означает, что новичок за рулем умеет управлять автомобилем. Это признание того, что его навыки вождения не повышают степени риска для остальных участников дорожного движения сверх допустимых норм.
Умение водить автомобиль шлифуется всю жизнь, и предела совершенству нет.
Однажды я увидел на въезде в одну автошколу плакат: «чтобы научиться управлять автомобилем, в первую очередь надо научиться управлять собой».
Жаль, что подобных плакатов больше нигде не видел, в действительности это главный рецепт успешного обучения.
Главное отличие пешехода от водителя в том, что водитель умеет принимать решение на скорости, превышающей скорость передвижения пешком.
В билетах по ПДД есть один вопрос, который точно отражает причину этого. Он звучит так (или примерно так) – как изменяется угол обзора водителя при увеличении скорости? Правильный ответ – уменьшается.
Именно поэтому многие начинающие курс обучения вождения автомобиля сталкиваются с тем, что перестают видеть вообще что-либо, даже то, что впереди, как только садятся за руль.
Мозг еще не приучен к быстрой смене обстановки, поэтому даже смешные 20 км в час могут быть предельной цифрой, за пределами которой он вообще выключается.
Именно в этом кроется причина неудач, а не личной тупости или принципиальной неспособности к обучению.
Чтобы такое затмение не накатывало при трогании автомобиля, можно посоветовать три рецепта:
Поездить на транспортном средстве, способном передвигаться со скоростью чуть быстрее пешехода, но обязательно с мотором, потому что велосипед не дает такого ощущения независимости средства передвижения от его хозяина, которое обязательно возникает у всех, кто впервые садится на механического коня.
Для этого подойдет не только скутер или мотоцикл, вполне достаточно мотоблока на даче.
Если первая скованность прошла, возникает уверенность и даже эйфория от передвижения – вы на правильном пути.
Постарайтесь садиться на правое переднее пассажирское сиденье автомобиля и совмещать приятное с полезным – наблюдать знаки, изменение дорожной обстановки, просчитывать ситуацию, можно даже понаблюдать за движением ног водителя. Короче вести себя осмысленно.
Не стесняйтесь обучения вождению автомобиля с помощью компьютерных игр, на таких тренажерах сейчас обучаются даже пилоты самолетов.
Если эту статью читают те, кто хорошо понимает компьютер, то подобную тренировку можно сравнить с увеличением объема оперативной памяти. Если оперативная память мала, то никакой супер процессор не справится с элементарной задачкой.
Приучив мозг к быстрому просчитыванию ситуации мы, фактически, увеличиваем лишь объем оперативной памяти, сами же способности «мыслительной мышцы» остаются на прежнем уровне.
К практическим занятиям по вождению автомобиля лучше всего приступать после того, как мозг научиться принимать решения в режиме дефицита времени.
В этом случае он сможет отдавать команды мышцам рук и ног. Именно тогда перестанет казаться дикостью три педали для двух ног и ручка КПП справа. На самом деле делать три дела одновременно не так сложно. Это не преувеличение.
Стоит лишь вспомнить, сколько дел мы успеваем делать, просто прогуливаясь пешком – разговаривать, смотреть по сторонам, размахивать руками, читать вывески. Машина это просто продолжение ваших рук и ног.
Как только мозг увеличит «оперативную память» начинающему водителю становятся доступными ощущения, которые сигнализируют о том, как ведет себя машина в той или иной ситуации. Опять же, надо приучить себя анализировать поступающую информацию.
Существенно увеличивают скорость приобретения навыков и домашние занятия – анализ собственных действий, мысленное проигрывание ситуации.
Попробуйте выйти на Яндекс видео и набрать фразу «видео ДТП с авторегистраторов». Анализ аварийной ситуации и обучение на чужих ошибках дают неплохие результаты.
Качество обучения можно субъективно оценить по тому, как вы себя чувствуете после каждого урока.
Если после урока возникает ощущение, что это не вы ездили на машине, а она на вас – вы на правильном пути, ведь во время вождения автомобиля приходится совершать движения, которых не делалось раньше, а значит нагружать совершенно обленившиеся мышцы (в том числе и мозг).
Откладывать обучение на лето, когда сухой асфальт, птички поют и всякая прочая лирика, это грубейшая ошибка. Учитесь в любое время года, когда есть возможность.
Во время обучения закладывается манера вождения, это точно такой же почерк, как при пользовании авторучкой. Если с первого класса писать «как курица лапой», то и всю жизнь так будет.
При обучении вождению автомобиля с инструктором попытайтесь не обижаться на его грубость, если она не переходит в крайность. Работа у них нервная, понять их можно.
Главное в том, чтобы он не делал за вас необходимых движений. Если инструктор придерживает педаль сцепления или тормозит по своему усмотрению, то у обучающегося не вырабатываются рефлексы и мышечная память.
Еще хуже, если он цепляется за «баранку». С таким инструктором только зря потратите время.
На этот вопрос нет точного ответа. Количество часов, предусмотренное программами автошкол для обучения вождению автомобиля, это усредненное значение, за время которого у среднего, опять же, человека увеличивается объем «оперативной памяти» мозга и вырабатываются основные рефлексы.
Единственный способ увеличить скорость приобретения навыков – вести себя за рулем учебной машины осмысленно, понимать что происходит и почему.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453