Многие владельцы машин не обращают внимания на износ шин своих автомобилей. Однако такая невнимательность чревата существенными проблемами. Не зря даже в правилах ПДД говорится о том, каким должен быть рисунок протектора и при каких показателях покрышки пора выбрасывать.
Очень важно обращать внимание на состояние шин автомобиляТребования к летним покрышкам отличаются от аналогичных условий эксплуатации зимней резины.
Скидки на новые автомобили! Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%Допустимый износ шин для летней резины легковых авто достигает 1,5 мм. При показателе 1,6 мм резину пора менять. У зимних колёс рисунок протектора более рельефный, поэтому и глубина стирания больше. Резина, используемая для езды в холодное время года, может быть сработана на 4 мм.
У грузовых машин свои показатели. Их шины можно сносить только на 1 мм, а затем нужно обязательно поменять. Для автобусов норма износа — 2 мм стёртой резиновой поверхности.
Автомобилистам, решившим проверить свои шины на предмет поношенности, на помощь приходит индикатор износа шин. Это специальная метка, которую производитель наносит на покрышку. С её помощью автолюбители узнают, когда пора переобувать «железного коня». Такое определение является самым быстрым и наименее затратным. Мы расскажем, как определить износ шин с помощью индикатора.
Индикаторы износа шин бывают разными. Наиболее распространены три вида:
Первый вид индикатора является самым информативным, так как может заранее предупредить владельца машины о том, что покрышка вскоре сотрётся. Выглядит он так: на резиновой поверхности выдавливаются цифры разной глубины. Самое большое число является самым поверхностным, а самое маленькое (как правило, двойка) — самым глубоким.
Эти цифры говорят о том, какая высота рисунка протектора у шины сейчас. Во время езды слой резины стирается, с ним пропадают и неглубокие цифры. Когда остаётся последняя, а тем более, когда и её уже нет, пора менять резину.
Второй тип индикатора износа шин — выдавленный узор. Он представляет собой несколько пометок (в виде геометрических фигур, логотипов производителя или полосок), расположенных по всей резиновой поверхности. Он не так информативен, как числовой индикатор, ведь не сообщает о текущей высоте протектора, зато не заставляет автовладельца перемещать авто до тех пор, пока не станут видны показатели на колёсах. Принцип сообщения тот же. Стёрся узор — резине пора на свалку.
Объёмный индикатор, как правило, помещается в борозду рисунка протектора. В его роли также может выступать протекторный блок. Расстояние от вершины этой выпуклости до вершины рисунка протектора, как правило, достигает 1,6 мм. Поэтому, если протектор сравнялся с индикатором, значит, покрышка стёрта.
Как правило, всё, что автомобилист знает о видах износа шин, — это то, что передние и задние колёса стираются по-разному. Однако существует много видов порчи протектора, по которым можно определить и причины стирания.
Существуют следующие виды порчи протектора:
Такой вид стирания располагается лишь на одной части покрышки. Притом её другая часть может быть в порядке. Чем вызвано такое неравномерное стирание? Проблемами с развал-схождением колёс.
По тому, на какой именно части колеса располагаются «плеши», опытный мастер сможет определить, что именно не так со схождением колёс. Порча только внешней стороны покрышки говорит об избыточном положительном развал-схождении. Об избыточном отрицательном — говорит стирание рисунка внутренней стороны протектора покрышки.
Пиловидная порча не является равномерной. При ней рисунок на фронтальной кромке стирается в разы быстрее, чем на задней части покрышки. Он не связан с какими-либо проблемами в автомобиле, а является «болезнью» передних колёс машины. Для того чтобы избавить себя от такого вида стирания резины, покрышки периодически следует менять местами.
Локальный износ представляет собой одно сносившееся пятно на рисунке протектора. К нему, чаще всего, приводит экстренное торможение. При нём колесо не крутится, а стирается об асфальт одной своей зоной. После экстренного торможения покрышки с локальным стиранием рекомендуется менять.
При таком виде порчи многочисленные «плеши» наблюдаются по всему периметру резиновой поверхности колеса. Если вы обнаружили именно такой вид износа протектора шин, обратитесь к специалистам. Они, скорее всего, найдут какие-либо проблемы с подвеской автомобиля.
Равномерного вращения колеса с такими проблемами ждать не приходится.
Это выглядит как ровная площадка на поверхности шины. Причиной могла стать длительная стоянка. Поэтому перед тем как оставить автомобиль на длительное время, лучше повысить давление в его колёсах.
Также к такой проблеме могла привести езда на больших скоростях с резкими поворотами. В таких условиях резина быстро разогревается, а остывает только в состоянии покоя. В этот момент в месте её сцепления с асфальтом и образуется площадка.
Не торопитесь избавляться от таких шин. Их дефект можно исправить повторным нагреванием.
Хоть показатель 1,6 мм кажется мизерным, на стирание такой толщины поверхности качественной шины может уйти до десяти лет. Однако большее количество времени даже самая дорогая покрышка прослужит вряд ли. Притом со временем изнашиваются даже покрышки тех машин, на которых не ездят вовсе.
Причиной тому — сам каучук. Со временем он становится очень пористым. В отверстия попадает влага, которая, расширяясь при замерзании, провоцирует многочисленные разрывы. Переобувать машину даже после десяти лет покоя всё равно придётся.
Когда шины приходится менять раз в год или два, автомобилист, подсчитывая расходы, впадает в бешенство. Однако зря. В такой ситуации лучше успокоиться и понять, почему износ протектора шин так скор.
Часто причиной преждевременного износа шин становится недопустимые показатели давления воздуха. Притом быстро срабатывается резина и с избыточным, и с недостаточным давлением. Если однажды вы измерили этот показатель, и остались довольны, это не значит, что он порадует вас и через месяц.
Воздух постепенно высвобождается. Особенно быстро это происходит в жару. Шина начинает крутиться «на разрыв» и быстро изнашивается. Однако низкое давление может привести не только к быстрому стиранию покрышки, но и к повышенному расходу топлива, так как колесо приобретает повышенное сопротивление к качению.
Часто шины стираются быстрее у неопытных водителей. Они резко «рвут с места» и также резко тормозят. Из-за повышенного трения рисунок протектора стирается куда быстрее обычного. Для того чтобы шины долго оставались пригодными для езды, водить следует плавно.
Повышенная нагружаемость автомобиля также с большой долей вероятности может стать причиной ускоренного старения. Следует помнить, что любое авто обладает ограниченной грузоподъёмностью и при переизбытке тяжестей теряют «здоровье» не только шины, но и остальные механизмы.
Шины желательно регулярно осматривать. В бороздки протектора постоянно забиваются стёкла и остроконечные камушки. Они повреждают резину. Со временем эти повреждения разрастаются и приводят к существенной деформации.
Некачественная установка шин или колёс также может стать причиной ускоренной порчи. Рекомендуется, чтобы этими работами занимались только специалисты, однако разные умельцы никогда не упустят возможности сэкономить и произвести монтаж самостоятельно. Иногда у них всё выходит весьма недурно, но так бывает далеко не всегда. В таких случаях при проблемах ругать производителя шин не стоит.
И, наконец, ещё одна распространённая причина ускоренной порчи — дисбаланс колёс. Однако, при таких проблемах водитель, наверняка, обратит внимание на шины в последнюю очередь. Куда больше его будет волновать повреждение других деталей машины, а также просто неприятная и некомфортная езда. Однако, если колёса были разбалансированы, нужно проверить шины. Скорее всего, они будут стёрты.
Говоря о том, как важно следить за степенью износа шин, следует упомянуть о том, чем может быть опасна невнимательность к этой детали. Стирание покрышек губительно сказывается на управляемости всего автомобиля.
Из-за исчезновения рисунка протектора, например, увеличивается путь торможения. При хороших погодных условиях это, возможно, не будет заметно. Однако на влажной или скользкой дороге тормозной путь может вырасти в несколько раз. Вероятно, ни одному автолюбителю не придётся объяснять, чем чреваты такие проблемы.
Следите за обувью своих «железных коней». Ведь достать пару камней из борозд протектора, или лишний раз подкачать колесо не так сложно, как «разгребать» причины возможного ДТП.
Мы постарались рассказать вам всё, что знаем, об износе шин и о том, как его можно избежать. Однако если у вас есть свои наблюдения, оставьте их в комментариях. Мы будем рады ознакомиться с опытом наших читателей.
Одной из деталей автомобиля, больше остальных подверженной износу, являются шины. Покрышки обеспечивают контакт машины с поверхностью дорожного покрытия. Длительный срок эксплуатации и выполнение непосредственных функций и становится причиной их износа. Безопасность передвижения по дорогам зависит от работоспособности покрышек, и по этой причине необходимо тщательно следить за их состоянием.
Состояние автомобильной резины сказывается в первую очередь на подвеске. По сути, характер износа покрышек является индикатором состояния машины в целом. Неравномерный и повышенный износ протектора — последствия различных неисправностей, требующих устранения.
Автомобильные покрышки с изношенным даже наполовину протектором могут стать очень опасными спутниками во время езды на высоких скоростях. Сцепление машины с дорожным полотном в дождливую и снежную погоду ухудшается в несколько раз, что может стать причиной дорожно-транспортных происшествий.
Проведённые тесты с использованием изношенных шин показали, что качество и надёжность их сцепления с покрытием в два раза хуже по сравнению с новыми покрышками.
Ламели, расположенные на зимних шинах, помогают автомобилю «вгрызаться» в снег, обеспечивая отличное сцепление даже с обледенелой дорогой. В случае с изношенным протектором небольшие наклонные ламели не справляются со своими обязанностями: качество сцепления ухудшается, как и тяга авто в целом.
При езде по мокрым дорогам повышается риск аквапланирования: чем быстрее движется автомобиль, тем выше вероятность этого, поскольку вода не успевает полностью вытечь через канавки протектора. Практически стёртый протектор значительно ухудшает ситуацию, поскольку под шиной остаётся большое количество воды. Высокий риск аквапланирования может привести к печальным последствиям вплоть до ДТП.
Аквапланирование автомобиля на влажной трассе очень опасно!
В дождливую погоду увеличивается тормозной путь, что может быть намного опаснее, чем аквапланирование. Если сравнивать с новыми шинами, изношенным требуется до 2 и более метров для полной остановки на небольшой скорости — порядка 64 км/ч — с учётом использования антиблокировочной тормозной системы.
Изношенные шины лучше всего себя показывают на полностью сухих трассах: практически полностью стёртые канавки и ламели лучше контактируют с дорожным полотном.
Несмотря на последнее преимущество изношенных шин ездить на них крайне опасно и нежелательно: увеличение тормозного пути, повышение риска аквапланирования и снижение сцепления с дорожным полотном могут стать причиной дорожно-транспортных происшествий.
Существует несколько факторов, оказывающих негативное влияние на состояние протекторов:
Немаловажным фактором, который также желательно учитывать, является банальное старение колёс. С течением времени менять шины так и так придётся: максимальный срок эксплуатации составляет 10 лет. Даже если автомобиль не эксплуатировался и хранился в гараже на протяжении нескольких лет, сменить резину необходимо. Причиной снижения прочности и появления трещин покрышек может стать не только нечастое использование авто, но и воздействие окружающей среды — высокого уровня влажности и температуры.
Структурные изменения резины, вызванные длительным сроком эксплуатации, приводят к накоплению влаги, что может стать причиной деформации металлического корда.
Разрушение корда повлечёт за собой разрыв шины. Подобная поломка наиболее опасна на высоких скоростях: автомобиль в результате полностью теряет управление, что может повлечь за собой аварию.
Конкретный тип износа определяется при помощи различных индикаторов, индивидуальных для каждой марки шин.
Типы износа шин, причины и устранение
Этот вид характерен для стандартной эксплуатации машины. Зависит в основном от месторасположения колеса. Для такого типа нормален неравномерный износ обеих пар шин.
Желательно периодически менять задние и передние колёса местами для обеспечения равномерного износа.
На управляемые колёса приходится увеличенная нагрузка. Боковые поверхности — самая изнашиваемая часть покрышек. У размещённой на ведущем мосту пары колёс износ средней части в несколько раз сильнее по сравнению с ведомой парой. Объясняется это тем, что середина покрышки находится в большем взаимодействии с асфальтом.
У заднеприводных машин передние колёса истираются в основном по бокам, в то время как задние — посередине.
Величина тяговой силы на ведущих колёсах автотрансопртного средства ограничивается сцеплением шин с поверхностью дорожного полотна.
Слева передние колёса с нормальным износом, справа задние
Причиной обоих видов истирания протектора является повышенное либо пониженное давление в колёсах. Центральный износ фиксируется при излишне высоком давлении, когда с поверхностью дороги контактирует только середина колеса.
Двусторонний износ, напротив, характерен для низкого давления: шины контактируют с поверхностью трассы большей площадью, что приводит к истиранию боков резины.
Дисбаланс колёс нередко становится причиной ненормального износа шин. Чаще всего фиксируется на колёсах передней оси. Устранить дефект можно обычной балансировкой, при этом проводится она до полной потери покрышкой своей формы.
Если балансировка была проведена, но покрышки всё так же изнашиваются, значит, проблема кроется в подвеске. Для её устранения достаточно провести диагностику и ремонт амортизаторов или рычагов.
Одиночное пятно износа возникает в случаях резкого аварийного торможения.
Пятна могут быть по всей поверхности хаотичные и мелкие, а могут быть и единичные крупные следы торможения
Страдают от него обычно блочные протекторы колёс на ведущей оси. Его причиной становится деформация колеса, проявляющаяся в случае протаскивания блоков по асфальту. В такой ситуации защитное покрытие резины полностью истирается.
Зубцеобразный, или чешуйчатый, износ, характерный для колёс грузовых автомобилей, является следствием перегрузок. При его наличии желательно проверить внутреннюю сторону покрышек на наличие трещин. Велика вероятность того, что такой тип износа возник в результате неправильного подбора шин при максимальной нагрузке. На грузовые авто желательно устанавливать резину с 10%–15% запасом по данному показателю. Срок эксплуатации покрышек с заниженным показателем сокращается в несколько раз.
С одной стороны передних колёс могут образовываться острые края. Причина этому — неаккуратный стиль вождения и плохое дорожное покрытие. На гравийных трассах резина быстро приходит в негодность из-за высокого абразивного износа и появления трещин, царапин и разрывов. Повышение температуры покрышки во время быстрой езды может стать причиной расслоения её составных деталей.
Один из типов износа шин, устанавливаемых на грузовые автомобили. Фиксируется при разнице внешних диаметров, давления или глубины протектора пары колёс на одной оси. Это может стать причиной волочения меньшей шины за большей, ее проскакивания и постоянного торможения.
Край покрышки стёрт вследствие волочения
Протаскивание характерно и для одной шины со слишком высоким или низким давлением и неправильно подобранным диском. При нормальном давлении в шине пятно контакта с трассой равномерно распределяет нагрузку. При отклонении в большую или меньшую сторону от допустимой нормы размеры пятна меняются, и нагрузка перераспределяется неравномерно. Локальный износ может стать причиной разбалансировки колёс.
Характерен для устанавливаемых на ведущую ось колёс с блочным типом протектора. Отличается большим износом сбегающего, а не набегающего края резины. Избавиться от него можно, сменив направление вращения колеса.
Резкие торможения и разгоны, крутые повороты не самым благоприятным образом влияют на резину автомобиля. Такое вождение приводит к продольному гребенчатому износу, сопровождающемуся разрывом шин и появлением трещин в канавках протектора, что особенно характерно для низкопрофильной резины. Аварийное торможение или неполадки тормозной системы могут стать причиной появления так называемых «ползунов».
Избежать крутых поворотов на практике практически нереально: они чреваты «заламыванием» резины. Однако чаще всего причиной такого типа износа становится сам водитель и его стиль вождения.
«Лысые» покрышки не выполняют своих функций и могут стать причиной увеличения тормозного пути, аквапланирования и заносов, что, в свою очередь, может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Способов измерения степени износа множество, однако цифровые измерители всегда остаются максимально точными
Регулярный визуальный осмотр колёс автомобиля поможет определить сроки замены резины. Осуществлять смену шин желательно в следующих случаях:
Для разных категорий транспортных средств и типов резины установлены определённые нормы износа шин:
Для России и стран Европы действуют единые нормативы износа шин. Для зимней резины они составляют 4–6 мм, для летней — 1,6 мм. Такие данные являются предельными. Летние покрышки можно безопасно эксплуатировать при высоте протектора не менее двух-трёх миллиметров.
Представляет собой размещённый в канавках протектора небольшой столбик из резины высотой 1,6 мм. Собственно, шина требует замены после того, как высота протектора сравняется с данным блоком.
Размещенный в протекторе блок износа
Определить, где именно находится индикатор уровня износа, можно, отыскав на боковой стороне одну из меток:
Многие производители выпускают шины, на которых располагаются промежуточные индикаторы. Их истирание говорит о том, что покрышки больше не способны обеспечивать какое-либо должное сцепление с влажным асфальтом.
В ламелях и протекторах резины выдавливаются цифровые индикаторы, каждый из которых отличается по глубине. Наибольшая цифра (стандартно это восьмёрка) выдавлена на небольшую глубину, наименьшая (для летней резины двойка, для зимней шипованной или липучки — четвёрка) на максимальную. По мере эксплуатации шины изнашиваются, цифры стираются и исчезают. Остаточный уровень протектора определяется по наибольшей из оставшихся цифр. Критический износ колёс фиксируется после стирания последнего индикатора.
Маркировка протектора шины цифровым индикатором износа: пример
Производители наносят на протекторы три основных типа цифровых индикаторов:
Сравнительно недавно в продаже появились колёса, которые меняют свой цвет по мере износа. При истирании резины протектор окрашивается в яркий оттенок, что спозволяет узнать о необходимости смены резины.
Определение уровня износа шины по изменению цвета удобно, но колёса не всегда выглядят эстетично
Индикаторы позволяют быстро определить уровень износа, однако не дают точных результатов. Для получения точных показаний используют измеритель глубины профиля — маленький прибор, которым замеряется глубина канавок протектора в нескольких местах. Если полученные результаты меньше установленных законодательством, резина больше не должна использоваться.
Определение уровня износа протектора при помощи измерителя глубины профиля
Пожалуй, самый простой и лёгкий способ измерения глубины канавок протектора — с помощью линейки или штангенциркуля. Для этого щуп штангенциркуля опускается на дно канавки и фиксируется полученное значение. Аналогично измеряется износ резины и при помощи линейки — её вставляют в протектор и проверяют его глубину.
Определить уровень износа шин можно любой металлической монеткой — долларом, евро или рублём. К примеру, доллар опускается головой президента в канавку протектора. Шину пора менять, если волосы Вашингтона видны с перпендикулярной линии зрения. Аналогичным способом можно определяется износ шин монеткой в один цент — только в этом случае должна быть видна макушка Линкольна.
Определение уровня износа протектора при помощи монетки — экспресс-методика
Российские монетки с двуглавым орлом также подойдут для такого способа. Два рубля помещаются в канавку головой орла вниз. Если резина в нормальном состоянии и не требует замены, то голову птицы видно не должно быть, менять же покрышки нужно в случае, если весь орёл на виду.
Выяснить состояние резины можно при помощи монетки в один евро. Если золотой ободок исчезает в канавке протектора, значит, менять резину не нужно, если же большая часть его видна, то придётся покупать замену.
Для увеличения срока эксплуатации резины и снижения уровня её износа достаточно соблюдать несколько рекомендаций:
Простые правила помогут предотвратить преждевременный износ резины и продлить срок её службы.
Износ автомобильных шин — неизбежное следствие эксплуатации транспортного средства. Его причинами могут быть разные факторы — как технические неисправности, так и стиль вождения. Тем не менее соблюдение простых рекомендаций, регулярный визуальный осмотр колёс и своевременное техническое обслуживание автомобиля помогут не только увеличить срок эксплуатации резины, но и предотвратить серьёзные последствия её износа.
1. Несоблюдение норм внутреннего давления воздуха в шинах и их перегрузка
2. Нерегулярное техническое обслуживание и ремонт шин
3. Нарушение правил демонтажа и монтажа шин
4. Дисбаланс колес
5. Неисправности ходовой части и рулевого управления автомобиля
6. Перегрузка (или занижение давления) на 10% снижает пробег на 20%. Одним из определяющих параметров при подборе шин является максимальная допустимая нагрузка на шину. Рекомендуется применять шины с 10-15%-ным запасом по этому показателю. Такие шины будут работать в более благоприятных условиях даже при непродолжительной перегрузке.
7. Постоянная езда по гравию и щебенке. На таких дорогах интенсивность износа выше из-за увеличения абразивного износа, при котором происходит образование царапин, трещин, срезов, разрывов и вырывов резины протектора.
8. Частая эксплуатация в режиме продолжительного движения по трассе с большой скоростью.При длительном движении с высокой скоростью деформация шины происходит чаще. В результате внутреннего трения выделяется энергия, которая в основном преобразуется в тепловую. Происходит интенсивный разогрев резины (особенно в летнее время). Увеличивается трение о дорогу. Повышение температуры снаружи и внутри шины может привести не только к повышенному износу на поверхности протектора, но и возникновению расслоений между деталями шины. Так при температуре 120 градусов Цельсия разрывная прочность обычных резин снижается на 40%
9. Спортивный стиль езды (частые и резкие разгоны и торможения).Активный стиль вождения приводит к проскальзыванию протектора в пятне контакта, что существенно повышает интенсивность износа, как в режиме разгона, так и при торможении. Чем больше скорость, с которой начинается резкое торможение, тем интенсивней износ. Длительное аварийное торможение может привести к образованию пятна износа и даже к отрыву элементов протектора.
Вид износа:Причина:
Вид износа:1Износ резины с обеих сторон по всему периметру.
Причина: Слишком низкое давление в шине.
Вид износа:2Износ резины в середине по всему периметру.Причина: Слишком высокое давление в шине.Вид износа:3
Износ резины по внешней стороне передних колёс по всему периметру.
Причина: Неправильная регулировка углов развал-схождения, а так же преодоление криволинейных участков дороги на высоких скоростях.В этом случае для исключения дальнейшего такого износа шин переверните шины на дисках или поменяйте местами передние и задние колеса.
Износ наружных краев шины больше, чем центральной части поперечного сечения указывает на то, что автомобиль длительное время эксплуатировался со слишком низким давлением в шине.
Вид износа:4Истирание в некоторых местах боковины рабочей поверхности.
Причина: Отсутствие статической и динамической балансировки колес. Возможно чрезмерное боковое биение диска, слишком большой люфт в подшипниках колес или шарнирах рычагов подвески.Вид износа:5
Истирание в некоторых местах середины рабочей поверхности.
Причина: Отсутствие статической балансировки колес. Возможно чрезмерное боковое биение обода.
Вид износа:6Сильный износ в отдельных местах середины рабочей поверхности.
Причина: Последствия блокирования колес при внезапном торможении. Также возможно, тормозной барабан имеет овальную форму и при блокировании колес всегда находится в одном и том же положении.Вид износа:7
Чешуйчатый или зубцеобразный износ. В предельном случае это связано с разрывом основы каркаса, которая по прошествии времени становится видна снаружи.
Причина: Перегрузка автомобиля. Проверить внутреннюю сторону покрышки на предмет трещин.
Вид износа: 8С одной стороны переднего колеса образуются острые края.
Причина: Частая езда по сильно разбитому дорожному покрытию. Быстрая езда на поворотах.
Вид износа: 9Порвана основа каркаса. Вначале это заметно только изнутри покрышки.
Причина: Езда по острым камням, рельсовым стыкам с большой скоростью
Что главное в эксплуатации автомобиля? Несомненно, безопасность. На неё влияет множество параметров: конструктивные особенности, различные электронные системы, манера вождения, износ шин. Последний фактор совсем не грех выделить особо. Ведь именно покрышки непосредственно контактируют с дорогой. Управляемость автомобиля, его тормозной путь — всё это в значительной мере зависит именно от состояния шин. Но нет в мире вечных вещей, не вечны и покрышки. Они стареют, изнашиваются. Расскажем об этой проблеме поподробнее.
Регулярная проверка того, в каком состоянии находятся покрышки автомобиля, должна буквально въестся в плоть и кровь каждого автомобилиста. Не уследили за глубиной протектора? И вот уже увеличился тормозной путь (в случае плохой погоды значительно увеличился). Тут уж недалеко и до беды. Но встаёт вопрос о том, как определить износ шин? Не все это знают. А ведь ничего сложного тут нет. На покрышке имеется протекторный блок толщиной 1,6 миллиметра. Это так называемый индикатор износа шин. Если протектор сработался до этого уровня — всё, эксплуатировать покрышку дальше запрещено. Вашему автомобилю пришла пора «переобуваться».
Все вышедшие «в тираж» покрышки можно разделить на две категории: с нормальным и преждевременным износом. Сущность нормального износа ясна из названия. Просто шина отработала своё, эксплуатационная норма пробега выполнена. И неважно, можно или нельзя её восстановить — всё равно, износ нормален. А если по каким-либо причинам покрышка пришла в негодность, не пройдя положенного количества километров — износ, соответственно, преждевременный. Нельзя забывать о том, что осматривать на предмет допустимого износа шин необходимо все 4 колеса.
Не все знают, но износ ведущих и ведомых колёс различен. Связано это с тем, что на них действуют разные нагрузки. Для рулевых колёс характерна картина бокового «стачивания» протекторов. И это естественно, при повороте именно туда приходится основная часть нагрузки. А вот у ведущих колёс не так. Здесь при передаче момента движения больше изнашивается средняя часть протектора. А если автомобиль с передним приводом? Тогда на передних колёсах эти эффекты складываются, и износ становится более или менее равномерным.
Ещё раз напомним, что определение износа шин производится с помощью индикатора износа. Согласно ему, остаточная высота протектора не может быть менее 1,6 миллиметра для летнего типа резины. Для зимней требования жёстче — 4 миллиметра. Величины прямо регламентированы Правилами дорожного движения. Это общее положение. А теперь поподробнее рассмотрим виды износа. А он бывает:
Определение степени износа шины
При пиловидном износе протектор на фронтальной кромке снашивается быстрее, чем на задней части. Объяснить это можно тем, что при движении шина сначала вдавливается, а потом (колесо-то непрерывно вращается) выпрямляется. Пиловидный износ является неравномерным и увеличивает шум качения покрышки.
Этому виду изнашивания более повержены шины на ведомых колёсах. Бороться с ним можно, для этого необходимо вовремя переставлять колёса, что сделает амортизацию протектора равномерной.
Такой вид изнашивания сигнализирует о неправильном развал-схождении колёс. Причём даже можно определить, какая ошибка в геометрии подвески была допущена. Если износ виден на внешней стороне покрышки — значит, есть избыточное положительное развал-схождение. А если на внутренней — избыточное отрицательное. А если развал нулевой? Тогда вы сможете увидеть картину равномерного, хоть и усиленного, износа.
Иногда бывает, что осмотр показывает наличие мест изнашивания сразу во многих местах. Скорее всего, у вас проблемы с подвеской машины. Рычаги, пружины, амортизаторы — проверять нужно всё. Лучше, если это сделают квалифицированные работники автосервиса. А вот покрышку придётся заменить. Такой вид износа протектора шин приводит к невозможности равномерного вращения колеса, то есть оно начинает «бить». Что не есть хорошо.
Этот вид износа свидетельствует о применение экстренного торможения. Вполне возможно, что этим предотвратили серьёзную аварию или даже спасли человеческую жизнь. Однако блокировка колеса при таком торможении способствует образованию в локальной области пятна со стёртым протектором. Естественно, это нарушает балансировку колеса. Покрышку придётся менять.
Плоские площадки могут образоваться после длительной стоянки автомобиля. Во избежание такой неприятности просто увеличьте давление в колесе перед постановкой авто на хранение.
Вторая причина — остановка машины после движения в спортивном стиле, то есть с резкими ускорениями, поворотами и торможениями. Резина разогревается, а потом, при остановке, «схватывается» в деформированном состоянии. Впрочем, этот дефект легко исправить. Просто нагрейте шину, и она восстановит первоначальную форму.
Срок службы качественной автомобильной покрышки не превышает 10 лет. Тому есть естественные причины — каучук, являющийся основой любой шины, по истечении десятилетия просто теряет эластичность и становится пористым. В поры попадает вода, которая, как известно, при замерзании расширяется и создаёт разрывы, плюс вызывает коррозию металлического корда. Итог — покрышка может прийти в негодность прямо во время движения. Вывод — даже если вы очень редко ездите, «переобувайте» колёса не реже чем раз в 10 лет.
Да, автомобильные покрышки со временем изнашиваются. Существуют нормы износа шин. Но частенько бывает, что автомобиль проехал не такое уж и большое расстояние, а покрышки уже нуждаются в замене. Из-за чего такое происходит? Причины, по которым срок службы «обувки» колёс уменьшился, могут быть разными. Перечислим их:
Причины неравномерного износа шин: 1 — повышенное давление; 2 — пониженное давление; 3 — неправильное схождение колес; 4 — неправильный развал колес; 5 — повышенное биение тормозного барабана; 6 — угловое колебание передних колес
Все покрышки рассчитаны на определённое давление воздуха. Контроль обязан осуществлять водитель. Он должен помнить, что покрышка не герметична. Поэтому давление постепенно падает (особенно когда жарко). И проверять его лучше не на «глазок», тут ошибка может достигать десятков процентов, а специальным манометром.
Итак, давление меньше нормы. Колесо при движении проскальзывает, то бишь шина работает «на разрыв». Неудивительно, что резко падает прочность и увеличивается скорость износа. Плюс у недокачаной покрышки гораздо больше сопротивление качению. Отсюда и увеличенный расход топлива.
При обратной ситуации срок службы шины тоже уменьшается, хотя и не так сильно. Перекачав покрышку, вы автоматически увеличиваете напряжение в каркасе, а это ускоренный износ корда. Следует учесть и уменьшение способности к амортизации, что сказывается на комфорте и пропорционально увеличивает ударные нагрузки. Резко наехали на бордюр или на камень — получили крестообразный разрыв каркаса. Ремонту он не подлежит.
Таким образом, давление в шине должны быть нормальным. Это обеспечить не только равномерный износ и долгую службу самой покрышки, но и убережёт от ускоренной амортизации другие агрегаты автомобиля.
Отчего она возникает понятно. Нельзя нагружать на автомобиль больше, чем позволяет его грузоподъемность. Да и распределять груз надо равномерно. Иначе вкупе с преждевременным износом автомобильных шин вы получите повышение расхода топлива за счёт увеличения сопротивления качению. И это уже не говоря о вероятности самостоятельного размонтирования колеса прямо во время поездки.
От умения водителя зависит очень много. Резкий старт с места «с буксами» и торможение с блокировкой колёс, наезд на препятствия и повороты с заносом — всё это способствует перегреву колёс и интенсивно разрушает протекторы. И это уже не говоря о мелких повреждениях от бордюров и камней. Так делать не надо. Только осторожная и вдумчивая езда продлит жизнь вашим покрышкам.
Покрышки нуждаются в регулярном осмотре. Камушки, кусочки стекла, гвозди застревают в протекторе. Их необходимо удалять, иначе неизбежно постепенное разрушение покрышки. А небольшие прорезы или проколы. Если принять меры сразу же — то ничего страшного. А вот если упустить время, то даже есть вероятность внезапного разрыва покрышки во время движения. Зачем же так рисковать?
Недавние исследования показали, что не меньше 15 процентов повреждений покрышек происходит из-за неправильного монтажа (демонтажа). Эти операции должны проводиться только знающими мастерами на современном оборудовании. Иначе можно повредить не только шины, но и другие детали колёс.
Эта проблема серьёзнее, чем кажется на первый взгляд. Дисбаланс колёс вызывает биение во всех направлениях, снижает срок службы и самих покрышек, и других деталей автомобиля. Страдают управляемость и комфортность езды. И чем больше скорость, тем больше негативных последствий разбалансировки.
Вот мы и рассмотрели основные причины износа шин. Какой же из всего этого можно сделать вывод? А очень простой. Следите за состоянием своего автомобиля, вовремя проходите техническое обслуживание, и вы забудете о том, что это такое — преждевременный износ покрышек.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453