Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.
При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям. Тормозные жидкости различных классов в основном применяются: - DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами; - DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах; - DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.
Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность. Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди. Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.
Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.
Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые. Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С. Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла. Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться. На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты). Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими. Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают: ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, не основанная на силиконе).
На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются. Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.
На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов. 1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).
Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.
2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость. При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.
Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась. Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.
91. Жидкости для тормозных систем. Состав, свойства, разновидности по ГОСТ, методы подбора и применение
Тормозные жидкости должны обладать низкой температурой замерзания, хорошими антикоррозионными свойствами, иметь высокую смазывающую способность и не воздействовать отрицательно на резиновые изделия.
Выпускаются тормозные жидкости на касторовой, глицериновой, гликолевой и нефтяной основах.
На касторовой основе выпускаются автомобильные тормозные жидкости марок ЭСК и БСК. Жидкость ЭСК представляет собой смесь 60% касторового масла и 40% этилового спирта и окрашена в красный цвет. БСК - это смесь 50 % касторового масла и 50 % бутилового спирта и окрашена в оранжевый цвет Обе жидкости отвечают всем необходимым требованиям, обладая высокой смазывающей способностью Недостатком является невозможность применения в зимних условиях при температуре воздуха ниже минус 20… 25°С, когда при низких температурах касторовое масло кристаллизуется в виде салообразной массы и в растворе остается практически только спирт. При попадании воды жидкости не пригодны к применению. Жидкость БСК токсична и огнеопасна и требует определенных мер безопасности при использовании.
На глицериновой основе готовят жидкости, содержащие 35 % очищенного глицерина и 65 % спирта ректификата. По эксплуатационным свойствам такие жидкости аналогичны ЭСК и БСК. Жидкости, содержащие спирты, необходимо хранить в герметичной таре, так как спирт легко испаряется.
На гликолевой основе выпускают автомобильные тормозные жидкости марки ГТЖ-22М и «Нева». Основным компонентом в них является гликоль и его производные. Обладают улучшенными эксплуатационными свойствами за счет введения вязкостных, противоизносных, противокоррозионных и других присадок Низкотемпературные качества этих жидкостей позволяют применять их в системах тормозов круглый год.
Жидкость ГТЖ-22М окрашена в зеленый или зелено-коричневый цвет и принята в качестве единой всесезонной гидротормозной жидкости для отечественных автомобилей всех марок. Не расслаивается при попадании воды, так как этиленгликоли хорошо смешиваются с водой. Устойчива при хранении. Имеет температуру замерзания -65 °С, вязкость -7.9..8.3 мм2/с при 50°С. Недостатком жидкости является се агрессивность к чугуну и невысокие смазывающие свойства.
Жидкость «Нева»- это композиция на основе этилкарбитола с добавлением загустителя и антикоррозионной присадки. Представляет собой прозрачную однородную жидкость от желтого до светло-желтого цвета без осадка. Температура застывания -60°С, кипения -190 °С. По эксплуатационным свойствам «Нева» превосходит ГТЖ-22М, но вызывает разбухание кожи, токсична и огнеопасна. Работоспособна при температурах от минус 50 до +50 °С. При обводнении «Невы» температура кипения резко падает до 120... 140 °С и при этом снижается безопасность автомобиля.
Жидкость «Томь» - всесезонная тормозная жидкость, желтого цвета, представляющая собой смесь гликолей и эфиров борной кислоты. Имеет низкую гигроскопичность, незначительно снижается температура кипения при попадании воды, хорошие противоизносные и коррозионные свойства. Эксплуатационные свойства жидкости обеспечивают надежную работу приводов тормозов грузовых и легковых автомобилей
Жидкость «Роса» - на основе борсодержащих соединений с комплексом антиокислительных и антикоррозионных присадок. Применяется для тормозных систем всех типов автомобилей. Работоспособность от минус 50 до +500С, совместима с «Невой».
На нефтяной основе применяется в качестве жидкостей для тормозных систем АМГ-10 и Г Т Н (обе красного цвета). Обладают хорошими низкотемпературными свойствами. Температура застывания для ГТН - минус 63°С, вязкость - 10 mm2/c при 50 °С. Однако необходимо читывать, что при эксплуатации эти жидкости вызывают набухание резины, а поэтому должны применяться, когда уплотнительные детали тормозных систем изготовлены из маслобензостойкой резины.
Кроме того, смешивание любой тормозной жидкости с топливом и маслами недопустимо, так как нефтепродукты разрушают резиновые детали. Запрещается применение смеси спирта и глицерина и других веществ, не рекомендованных к использованию в тормозных системах
Перед заполнением тормозную систему промыть и прокачать растворителями, например ацетоном Жидкости требуют замены в соответствии с правилами по техническому обслуживанию.
Пополнять убыль в системе необходимо жидкостью той же марки, так как разные copтa жидкостей могут расслаиваться При сомнениях в имеющихся марках жидкостей надо проверять их совместимость Для этого примерно равные количества жидкостей из системы и добавляемой перемешивают и дают отстояться Если образуются два слоя, то жидкость добавлять нельзя, она приготовлена на иной основе. В этом случае освобождают систему oт жидкости, промывают и заливают имеющейся.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ
ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТИПЫ ТОРМОЗНЫХ
ЖИДКОСТЕЙ
ГОСТ 29200-91 (ИСО 9128-87)
КОМИТЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Транспорт дорожный ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТИПЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ Road vehicles. Graphical symbols designating brake fluid types | ГОСТ 29200-91 (ИСО 9128-87) |
Дата введения 01.01.93
Настоящий стандарт регламентирует графические символы и их цвета, используемые для обозначения типа тормозной жидкости с целью предотвращения аварийного выхода из строя тормозной системы автотранспортных средств.
В настоящее время наиболее широко распространены два типа тормозной жидкости: на нефтяной основе и на ненефтяной основе (например, на гликолевой).
Жидкости этих типов несовместимы и требуют использования различных материалов для уплотнительных деталей. Использование непредусмотренного типа жидкости или смешивание различных типов жидкостей даже в незначительной пропорции может привести к аварийному выходу из строя тормозной системы.
Требования пп. 3.1 - 3.3, 4.1, 4.4 и 4.5 являются обязательными, другие требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.
Настоящий стандарт регламентирует графические символы и их цвета для обозначения на автотранспортных средствах типа применяемой жидкости:
на нефтяной основе;
на ненефтяной основе:
Примечания
1 При создании в будущем типов жидкостей, требующих дополнительной классификации, будут установлены дополнительные символы.
2. Подобные символы применяют для маркировки контейнеров, предназначенных для транспортирования тормозной жидкости.
3.1. Должен быть ясно виден, по крайней мере, один соответствующий символ, нанесенный на резервуаре для тормозной жидкости.
3.2. Символы должны быть долговечны и прочно закреплены, выгравированы или выбиты на резервуаре на расстоянии не более 100 мм от крышки заливной горловины резервуара.
3.3. Минимальный номинальный размер а символа должен быть 12 мм.
3.4. Рекомендуется использовать символы и больших размеров, исходя из имеющегося пространства.
4.1. Символы должны соответствовать черт. 1 и 2 (пп. 4.4 и 4.5).
4.2. При необходимости символ может быть целиком перечеркнут с указанием «не использовать».
4.3. По усмотрению изготовителя может быть нанесена дополнительная надпись со ссылкой на инструкцию по эксплуатации или с другой информацией, но она не должна находиться в пределах границ символа.
4.4. Тормозная жидкость на нефтяной основе для гидравлических устройств, аккумулирующих энергию
Символ должен представлять собой равносторонний треугольник зеленого цвета с красной каймой, с изображением капли белого цвета, расположенной в центре внутри треугольника (черт. 1).
4.5. Тормозная жидкость на ненефтяной основе
Символ должен представлять собой правильный восьмиугольник желтого цвета с черной каймой, с условным изображением тормоза черного цвета, расположенного в центре восьмиугольника (черт. 2).
Черт 1
Черт. 2
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН ТК 56 «Дорожный транспорт»
РАЗРАБОТЧИКИ
О.И. Гируцкий, канд. техн. наук (руководитель темы); А.А. Крылов, канд. техн. наук; Б.В. Кисуленко, канд. техн. наук; Н.К. Дьячков, канд. техн. наук; И.И. Малашков, канд. техн. наук; П.В. Антонов, Л.В. Вендель
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 25.12.91 № 2104
Настоящий стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта ИСО 9128-87 «Транспорт дорожный. Графические символы для обозначения типов тормозной жидкости» и полностью ему соответствует
3. Срок первой проверки - 1996 г., периодичность проверки - 5 лет
4. Введен впервые
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТРАНСПОРТ ДОРОЖНЫЙ
ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТИПЫ ТОРМОЗНЫХ
ЖИДКОСТЕЙ
ГОСТ 29200-91 (ИСО 9128-87)
КОМИТЕТ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ СССР Москва
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Транспорт дорожный ГРАФИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТИПЫ ТОРМОЗНЫХ ЖИДКОСТЕЙ Road vehicles. Graphical symbols designating brake fluid types | ГОСТ 29200-91 (ИСО 9128-87) |
Дата введения 01.01.93
Настоящий стандарт регламентирует графические символы и их цвета, используемые для обозначения типа тормозной жидкости с целью предотвращения аварийного выхода из строя тормозной системы автотранспортных средств.
В настоящее время наиболее широко распространены два типа тормозной жидкости: на нефтяной основе и на ненефтяной основе (например, на гликолевой).
Жидкости этих типов несовместимы и требуют использования различных материалов для уплотнительных деталей. Использование непредусмотренного типа жидкости или смешивание различных типов жидкостей даже в незначительной пропорции может привести к аварийному выходу из строя тормозной системы.
Требования пп. 3.1 - 3.3, 4.1, 4.4 и 4.5 являются обязательными, другие требования настоящего стандарта являются рекомендуемыми.
Настоящий стандарт регламентирует графические символы и их цвета для обозначения на автотранспортных средствах типа применяемой жидкости:
на нефтяной основе;
на ненефтяной основе:
Примечания
1 При создании в будущем типов жидкостей, требующих дополнительной классификации, будут установлены дополнительные символы.
2. Подобные символы применяют для маркировки контейнеров, предназначенных для транспортирования тормозной жидкости.
3.1. Должен быть ясно виден, по крайней мере, один соответствующий символ, нанесенный на резервуаре для тормозной жидкости.
3.2. Символы должны быть долговечны и прочно закреплены, выгравированы или выбиты на резервуаре на расстоянии не более 100 мм от крышки заливной горловины резервуара.
3.3. Минимальный номинальный размер а символа должен быть 12 мм.
3.4. Рекомендуется использовать символы и больших размеров, исходя из имеющегося пространства.
4.1. Символы должны соответствовать черт. 1 и 2 (пп. 4.4 и 4.5).
4.2. При необходимости символ может быть целиком перечеркнут с указанием «не использовать».
4.3. По усмотрению изготовителя может быть нанесена дополнительная надпись со ссылкой на инструкцию по эксплуатации или с другой информацией, но она не должна находиться в пределах границ символа.
4.4. Тормозная жидкость на нефтяной основе для гидравлических устройств, аккумулирующих энергию
Символ должен представлять собой равносторонний треугольник зеленого цвета с красной каймой, с изображением капли белого цвета, расположенной в центре внутри треугольника (черт. 1).
4.5. Тормозная жидкость на ненефтяной основе
Символ должен представлять собой правильный восьмиугольник желтого цвета с черной каймой, с условным изображением тормоза черного цвета, расположенного в центре восьмиугольника (черт. 2).
Черт 1
Черт. 2
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН ТК 56 «Дорожный транспорт»
РАЗРАБОТЧИКИ
О.И. Гируцкий, канд. техн. наук (руководитель темы); А.А. Крылов, канд. техн. наук; Б.В. Кисуленко, канд. техн. наук; Н.К. Дьячков, канд. техн. наук; И.И. Малашков, канд. техн. наук; П.В. Антонов, Л.В. Вендель
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 25.12.91 № 2104
Настоящий стандарт подготовлен методом прямого применения международного стандарта ИСО 9128-87 «Транспорт дорожный. Графические символы для обозначения типов тормозной жидкости» и полностью ему соответствует
3. Срок первой проверки - 1996 г., периодичность проверки - 5 лет
4. Введен впервые
СОДЕРЖАНИЕ
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453