Устройство ГРМ (газораспределительного механизма) очень важен, для любого автомобиля. Ведь его доработка может прибавить мощности к силовому агрегату! А вот ухудшение наоборот может придушить двигатель и вызвать большое количество проблем, начиная плавающими оборотами и заканчивая прогарами клапанов (про это чуть ниже подробнее). НО вы скажите – «постой, ведь никто специально не ухудшает эту систему?» Да это правда, но она может стать не такой эффективно сама, просто обрастая нагаром! Причем это сплошь и рядом на многих современных автомобилях …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Я уже как то писал статью про MPI (распределенный впрыск) и GDI (непосредственный), и что из них лучше. НО у GDI зачастую может проявляться проблема – зарастания клапанов нагаром, особенно при больших пробегах. Что намного ухудшит характеристики вашего автомобиля, многие даже пишут, что двигатель становится «тупой» и не едет.
Информация совсем для чайников, но она нужна для понимания всего процесса в целом. Клапана это определенные элементы ГРМ, которые закрывают камеру сгорания — в нужный момент — не выпуская от туда воспламененную смесь. Благодаря этому смесь давит на поршень, он в свою очередь идет вниз (раскручивая коленвал), благодаря чему происходит работа двигателя.
Причем клапана должны герметизировать систему ГРМ, то есть они не должны пропускать газы, от слова вообще. Это важно и запомните это!!!
В системе ГРМ мы можем видеть два типа клапанов:
Причем диаметр тарелки клапана, может различаться у некоторых производителей. Делается это для того, чтобы увеличить прохождение смесей (как новой поступающей, так и отработанной). Однако большой конструкцию делать не стоит, он будет тяжелый, будет обладать большой инерцией, и будет работать не так эффективно. Поэтому тут нужна золотая середина.
Вообще тут есть несколько причин:
Но что я хочу отметить!!! ВАЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МАШИН С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ВПРЫСКОМ (GDI). Здесь нагар, образуется от конструктивной ошибки с точки зрения разработчиков.
В чем смысл?
Распределенный впрыск – тут топливо подается во впускной коллектор, там смешивается с воздухом и подается в цилиндры двигателя. Таким образом, происходит как бы «ополаскивание» клапанов этой воздушно – топливной смесью, и нагар ИМЕННО В РАСПРЕДЕЛЕННОМ ВПРЫСКЕ явление ОЧЕНЬ РЕДКОЕ! Если, конечно же, он исправен, а не течет масло через сальники клапанов
Непосредственный впрыск – тут топливо подается в цилиндры двигателя напрямую, то есть форсунка находится в самом блоке (А НЕ ВО ВПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ – ЭТО ВАЖНО, через него ТОЛЬКО подается только воздух), и затем смешение воздуха и топлива происходит непосредственно в самом цилиндре двигателя.
И ИМЕННО НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ВПРЫСК – СТРАДАЕТ НАГАРОМ! Почему? Да очень просто, у распределенного клапана омываются, воздушно-топливной смесью, которая образовалась цилиндров, бензин отмывает весь нагар и просто смывает его. А вот у непосредственного впрыска, бензин подается в цилиндры, минуя клапана, через них идет только воздух, который никак не может очистить их от различного типа налета. Вот вам и нагар! EGR гонит туда повторно газы, у них есть сажа, которая оседает везде и всюду!
Справедливости ради, сейчас многие производители стараются поместить форсунку инжектора ближе к головке блока, а то и в самой головке. НО помогает это не очень сильно. Также есть системы, где стоит сразу две форсунки, сверху в коллекторе и снизу в блоке (но такие системы это редкость).
Тут все элементарно и просто — нагар начинает снижать проходные каналы для воздуха (мощность падает), а иногда является причиной того что система ГРМ вообще выходит из строя, теперь подробнее:
Все это в большом количестве случаев характерно для непосредственного впрыска топлива, еще раз повторюсь – это просто такая конструкция
Распределенный впрыск — вы можете об этой проблеме даже не задумываться!
А вот непосредственный, тут есть над чем подумать:
Лично я считаю что нужно хотя бы раз в 80 – 100 000 км, смотреть эндоскопом нагар. Есть ли он там или нет! Если есть — тогда стоит обратиться в компании которые могут его убрать. Просто снимают впускной коллектор и очищают клапана, машина просто полетит.
Для тех, кто немного не понял, видео версия смотрим.
НА этом заканчиваю, думаю, моя статья и видео были вам полезны. Читайте мой АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал.
Нагар на клапанах — очень вредное явление, которое снижает мощность двигателя, делает его работу нестабильной, а в совсем «запущенных» случаях даже может привести к полному выходу из строя системы газораспределительного механизма. Наиболее подверженными образованию нагара на клапанах являются двигатели с непосредственным впрыском. Это обусловлено их конструкцией. Однако и моторы с распределенным впрыском также подвержены ему, хотя и гораздо меньше.
Содержание:
В настоящее время удалить нагар с клапанов можно двумя методами — с их демонтажом и без него. Первый метод используют, когда количество нагара становится критичным, что приводит к снижению мощностных характеристик двигателя. Обычно эту процедуру выполняют в автосервисе, поскольку она достаточно сложная, и для ее выполнения необходимо наличие специального оборудования. Второй метод (без демонтажа) подразумевает использование специальных химических средств, с помощью которых можно избавиться от нагара. Однако подобные составы эффективны лишь в случае, когда количество нагара невелико, для сложных «запущенных» случаев они вряд ли подойдут.
Перед тем как перейти к вопросу о том, почему образовывается нагар на клапанах и как от него избавиться, необходимо вкратце остановиться на функциях, которые выполняют непосредственно клапана газораспределительного механизма (ГРМ). Это поможет в понимании процесса в дальнейшем. Итак, основная функция клапанов — в определенный момент времени закрыть камеру сгорания для того, чтобы из нее не вышла воспламененная топливовоздушная смесь. Именно она давит на поршень, который, в свою очередь, раскручивает коленчатый вал, что и обеспечивает нормальную работу двигателя.
Клапаны ГРМ бывают двух видов — впускные и выпускные. Через впускные клапана в двигатель попадает воздух или топливовоздушная смесь (это зависит от того, какой тип впрыска используется в двигателе, об этом немного позже). Выпускные же клапана необходимы для отвода выхлопных газов, которые образуются в результате горения в камере цилиндра.
Первый тип впрыска называется распределенный (обозначается английской аббревиатурой MPI). Алгоритм его действия заключается в том, что сначала топливо подается во впускной коллектор двигателя, где смешивается с воздухом. Далее полученная топливовоздушная смесь подается в цилиндры двигателя, где впоследствии и сжигается. При этом происходит так называемое ополаскивание клапанов упомянутой топливовоздушной смесью. Именно поэтому на клапанах нагар не образуется, так как его просто «сносит» в процессе прохождения смеси.
Со временем, конечно, и на таких клапанах может образоваться нагар, однако для зависит от других факторов. Во-первых, от времени. То есть, чем старше двигатель (или он давно не проходил капитальный ремонт и/или чистку клапанов) — тем вероятность образования нагара будет выше. Во-вторых, нагар в данном случае может быть спровоцирован неисправностью системы ГРМ, в частности, нагар образуется в случае, если через сальники клапанов протекает масло. Тогда оно будет закоксовываться, что и приводит к образованию нагара на клапанах.
Устройство двигателя с непосредственным впрыском GDI
Однако большому нагару на впускных клапанах больше подвержены двигатели с так называемым непосредственным впрыском (обозначается английской аббревиатурой GDI). Эти моторы являются более современными и совершенными по сравнению с MPI, однако одним из их недостатков является именно образование нагара на их рабочих клапанах ГРМ. Почему это происходит? Конструкция двигателя GDI подразумевает подачу топлива в цилиндры напрямую. Это реализуется тем, что форсунка находится непосредственно в блоке цилиндров. А через впускной коллектор подается только чистый воздух. Таким образом, смешивание топлива и воздуха происходит непосредственно в самом цилиндре двигателя.
Получается, что бензин подается цилиндры, минуя клапана, а через них проходит только воздушный поток, который не в состоянии удалить (сжечь) топливный налет, который со временем образуется на корпусе клапанов. Это и является основополагающей причиной того, что на двигателях с непосредственным впрыском нагар на впускных клапанах образуется гораздо чаще. Современные автопроизводители знают об этой проблеме, и пытаются решить ее конструктивными схемами. Так, на многих двигателях топливная форсунка расположена ближе к головке блока, а иногда даже непосредственно в головке. Это позволяет увеличить вероятность постепенно сжигания налета, который впоследствии превращается в нагар. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что такие решения помогают не очень хорошо.
Кроме конструктивных особенностей отдельных типов двигателей существуют также объективные причины, по которым образуется нагар на клапанах различных моторов. Так, к ним относятся:
В целом же стоит отметить, что с появлением нагара на клапанах сталкивается большинство автолюбителей, особенно тех, кто эксплуатирует машину регулярно и ездит на ней большие расстояния. На начальном этапе это не вызывает больших проблем как для водителя, так и для двигателя. Однако важно вовремя диагностировать неисправность и предпринять соответствующие действия по их устранению.
Ситуация, когда возникает нагар на клапанах, в общих чертах носит следующие неприятности… Это приводит к тому, что снижается площадь поперечного сечения проходных каналов для воздуха или топливовоздушной смеси, что приводит к работе двигателя не в оптимальном режиме. То есть, возникает ситуация, когда мало воздуха. Это естественным образом приводит к частичному и даже полному выходу из строя системы газораспределительного механизма. А это в свою очередь грозит потерей мощности двигателя вплоть до полного его отказа работать (в самых «запущенных» случаях, когда количество нагара уже действительно критично).
Что касается симптомов нагара на клапанах, то их существует несколько штук. Но сразу нужно оговориться, что перечисленные ниже ситуации могут происходить и по другим причинам, поэтому в первую очередь необходимо провести комплексную диагностику двигателя (в частности, с помощью сканера ошибок считать информацию о них с электронного блока управления двигателем). Итак, к упомянутым симптомам относится:
В более редких случаях из-за нароста нагара может уменьшиться объем камеры сгорания, что также способствует уменьшению мощности двигателя в целом. Однако такая ситуация также способствует возникновению такого неприятного и вредного явления как детонация двигателя.
Перечисленные симптомы засорения клапанов сажей более характерны для уже упомянутых в предыдущем разделе двигателей с непосредственным впрыском топлива. Поэтому владельцам автомобилей с такими моторами необходимо проводить периодическую диагностику состояния двигателя для устранения подобной неисправности.
Нагар на клапане может не просто снизить компрессию в цилиндре, но и полностью ее нивелировать. И при этом достаточно образование совсем небольшого количества нагара. В частности, при разборке двигателя и демонтаже клапанов можно увидеть, что на фаске клапана достаточно образования буквально 1…2 мм нагара для полной потери компрессии. Однако это можно увидеть лишь при разборке двигателя. Либо запуске в цилиндр специальной диагностической камеры.
Если было выявлено большое количество нагара на клапанах, то среди прочего имеет смысл проверить их герметичность. В том числе это имеет смысл делать после выполнения капитального ремонта двигателя, а также после притирания клапанов. Для этого необходимо демонтировать всю головку блока цилиндров с тем, чтобы обеспечить нормальный доступ к клапанам. Кроме этого, необходимо демонтировать распределительный вал и оси коромысел также должны быть сняты. Это обеспечит положение, когда все клапана будут в закрытом состоянии. Также необходимо демонтировать впускные и выпускные коллектора, чтобы обеспечить доступ к их колодцам. Существует два способа проверки — один не совсем корректный, а второй — более полный и правильный.
Следует положить головку на бок таким образом, чтобы отверстия колодцев, куда подсоединяются упомянутые коллектора, были направлены вверх. Соответственно, клапана будут находиться в горизонтальной плоскости. Далее нужно поочередно в эти отверстия необходимо заливать бензин (а лучше всего керосин, он лучше протекает), и смотреть за тем, чтобы из-под клапанов он не просачивался. Это является залогом герметичности клапана. Если же бензин сочиться — значит, клапан необходимо ремонтировать (притирать). При этом необходимо с помощью компрессора (пистолета) осушить выходы клапанов с тем, чтобы обеспечить наглядность появления бензина на выходе клапана. Однако этот метод не способен выявить просачивание газов под нагрузкой. Кроме этого, такой метод проверки сложен для двигателей, оснащенных системой EGR. Обычно на одном или нескольких цилиндрах имеется специальный клапан, через который бензин попросту выльется из колодца.
Головку блока цилиндров необходимо расположить «вверх ногами», то есть, таким образом, чтобы выходы клапанов были сверху, а отверстия колодцев коллекторов были сбоку. Далее нужно налить небольшое количество бензина в полость выхода клапанов. Далее с помощью компрессора подать в боковой колодец струю сжатого воздуха. Причем подавать в отверстия как впускного, так и выпускного коллектора. Если клапана герметичны, то под такой нагрузкой воздух из-под них не будет просачиваться. И соответственно, если герметичность нарушена, то из-под клапана в бензин будет просачиваться некоторое количество воздуха, что будет визуально видно по пузырькам, которые направлены в бензине вверх. Данный метод является очень эффективным и позволяет легко диагностировать соответствующую поломку.
Очистку клапанов от нагара нужно выполнять периодически и регулярно. И делать это желательно, не дожидаясь, когда количество сажи будет критичным. В настоящее время существует два общих метода по устранению нагара на клапанах — без разборки и с демонтажом впускного коллектора. В первом случае это делается при помощи специальных химических составов, во втором — в специальных автосервисах, имеющих соответствующее оборудование. Однако необходимо понимать, что при помощи упомянутых очистителей можно избавиться лишь от незначительного количества нагара, или использовать эти средства в профилактических средствах. Если же количество сажи критично, то никакие средства для чистки нагара на клапанах не помогут, и необходимо обратиться за помощью на станцию технического обслуживания.
Но как убрать нагар на клапанах? В идеале для удаления нагара необходимо демонтировать головку блока цилиндров, и в частности, клапана. Это обеспечит их качественную очистку. Что касается отмывания нагара от их поверхности, то для этого используют специальные средства, предназначенные для этого. В особо тяжелых случаях используют точило и даже токарные станки (если нагар «закаменел»). Однако такими процедурами, как правило, занимаются мастера в автосервисах в силу их сложности и необходимости использования дополнительного оборудования. Рядовым же автовладельцам можно порекомендовать лишь специальные химические средства.
Многих автовладельцев интересует вопрос о том, чем отмыть нагар на клапанах? В настоящее время существует ряд химических средств, предназначенных непосредственно для удаления упомянутого нагара. Как правило, это присадки, добавляемые в топливо. Они смешиваются с бензином, и в процессе сгорания вместе с топливовоздушной смеси размягчают этот состав, способствуя его сжиганию вместе с топливом. Среди таких присадок особой популярностью у автовладельцев пользуются:
Также кроме фабричных средств нагар с клапанов можно удалить при помощи ортофосфорной кислоты. Можно использовать не чистый ее состав, а разбавленный. Она отлично удаляет различные отложения, поэтому хорошо справится и с нагаром. Проверено автолюбителями на практике! Интересно, что в составе популярного напитка Coca-Cola также в небольшом количестве имеется ортофосфорная кислота, поэтому его также можно использовать для отмывки загрязнения.
Многим автолюбителям будет полезно знать, какие меры необходимо предпринимать для того, чтобы минимизировать время, через которое на клапанах появляется нагар. На самом деле такие рекомендации существуют и они достаточно простые. Но здесь важно понимать, что профилактические меры актуальны лишь для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Для распределенного же впрыска профилактика практически бесполезна, поскольку там и так скорость образования налета ничтожна. Итак, для профилактики необходимо:
Существует еще один весьма спорный совет, касающийся того, как предотвратить образование нагара на клапанах двигателя внутреннего сгорания. Его смысл заключается в том, чтобы периодически ездить на машине при высоких оборотах и высокой же температуре двигателя. Такой экстремальный режим позволит избавиться от некоторой части нагара просто за счет того, что он выгорит. Однако тут есть ряд тонкостей. Первая заключается в том, что так можно поступать на машинах с двигателями с распределенным впрыском. Для непосредственного впрыска такой подход не имеет никакого смысла. Вторая тонкость заключается в том, что это действительно профилактическая мера, и она может помочь лишь на начальном этапе, когда количество нагара на корпусе клапана невелико. Если же это количество значительно, то экстремальный режим езды на автомобиле в данном случае не поможет, и для удаления нагара необходимо применять другие меры.
Нагар на клапанах — это достаточно неприятное явление, которое может повлечь за собой выход из строя важных и дорогостоящих элементов двигателя автомобиля. Независимо от типа и конструкции мотора, все же нагар со временем появляется на всех клапанах. Это лишь вопрос времени и пробега машины. Однако наиболее подвержены этому явлению двигатели с непосредственным впрыском топлива (GDI). Поэтому необходимо периодически проверять наличие нагара, и при возможности удалять его. Также имеет смысл периодически использовать специальные присадки, задачи которых состоят как раз в очистке клапанов. Однако использовать их имеет смысл именно для предотвращения появления нагара, а не удаления его. В особо «запущенных» случаях чистка нагара возможна только на станциях технического обслуживания автомобилей.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
Устройство ГРМ (газораспределительного механизма) очень важен, для любого автомобиля. Ведь его доработка может прибавить мощности к силовому агрегату! А вот ухудшение наоборот может придушить двигатель и вызвать большое количество проблем, начиная плавающими оборотами и заканчивая прогарами клапанов (про это чуть ниже подробнее). НО вы скажите – «постой, ведь никто специально не ухудшает эту систему?» Да это правда, но она может стать не такой эффективно сама, просто обрастая нагаром! Причем это сплошь и рядом на многих современных автомобилях …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
Я уже как то писал статью про MPI (распределенный впрыск) и GDI (непосредственный), и что из них лучше. НО у GDI зачастую может проявляться проблема – зарастания клапанов нагаром, особенно при больших пробегах. Что намного ухудшит характеристики вашего автомобиля, многие даже пишут, что двигатель становится «тупой» и не едет.
Информация совсем для чайников, но она нужна для понимания всего процесса в целом. Клапана это определенные элементы ГРМ, которые закрывают камеру сгорания — в нужный момент — не выпуская от туда воспламененную смесь. Благодаря этому смесь давит на поршень, он в свою очередь идет вниз (раскручивая коленвал), благодаря чему происходит работа двигателя.
Причем клапана должны герметизировать систему ГРМ, то есть они не должны пропускать газы, от слова вообще. Это важно и запомните это!!!
В системе ГРМ мы можем видеть два типа клапанов:
Причем диаметр тарелки клапана, может различаться у некоторых производителей. Делается это для того, чтобы увеличить прохождение смесей (как новой поступающей, так и отработанной). Однако большой конструкцию делать не стоит, он будет тяжелый, будет обладать большой инерцией, и будет работать не так эффективно. Поэтому тут нужна золотая середина.
Вообще тут есть несколько причин:
Но что я хочу отметить!!! ВАЖНО ЗНАТЬ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МАШИН С НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ВПРЫСКОМ (GDI). Здесь нагар, образуется от конструктивной ошибки с точки зрения разработчиков.
В чем смысл?
Распределенный впрыск – тут топливо подается во впускной коллектор, там смешивается с воздухом и подается в цилиндры двигателя. Таким образом, происходит как бы «ополаскивание» клапанов этой воздушно – топливной смесью, и нагар ИМЕННО В РАСПРЕДЕЛЕННОМ ВПРЫСКЕ явление ОЧЕНЬ РЕДКОЕ! Если, конечно же, он исправен, а не течет масло через сальники клапанов
Непосредственный впрыск – тут топливо подается в цилиндры двигателя напрямую, то есть форсунка находится в самом блоке (А НЕ ВО ВПУСКНОМ КОЛЛЕКТОРЕ – ЭТО ВАЖНО, через него ТОЛЬКО подается только воздух), и затем смешение воздуха и топлива происходит непосредственно в самом цилиндре двигателя.
И ИМЕННО НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ВПРЫСК – СТРАДАЕТ НАГАРОМ! Почему? Да очень просто, у распределенного клапана омываются, воздушно-топливной смесью, которая образовалась цилиндров, бензин отмывает весь нагар и просто смывает его. А вот у непосредственного впрыска, бензин подается в цилиндры, минуя клапана, через них идет только воздух, который никак не может очистить их от различного типа налета. Вот вам и нагар! EGR гонит туда повторно газы, у них есть сажа, которая оседает везде и всюду!
Справедливости ради, сейчас многие производители стараются поместить форсунку инжектора ближе к головке блока, а то и в самой головке. НО помогает это не очень сильно. Также есть системы, где стоит сразу две форсунки, сверху в коллекторе и снизу в блоке (но такие системы это редкость).
Тут все элементарно и просто — нагар начинает снижать проходные каналы для воздуха (мощность падает), а иногда является причиной того что система ГРМ вообще выходит из строя, теперь подробнее:
Все это в большом количестве случаев характерно для непосредственного впрыска топлива, еще раз повторюсь – это просто такая конструкция
Распределенный впрыск — вы можете об этой проблеме даже не задумываться!
А вот непосредственный, тут есть над чем подумать:
Лично я считаю что нужно хотя бы раз в 80 – 100 000 км, смотреть эндоскопом нагар. Есть ли он там или нет! Если есть — тогда стоит обратиться в компании которые могут его убрать. Просто снимают впускной коллектор и очищают клапана, машина просто полетит.
Для тех, кто немного не понял, видео версия смотрим.
НА этом заканчиваю, думаю, моя статья и видео были вам полезны. Читайте мой АВТОБЛОГ, подписывайтесь на канал.
Опубликовано 16.12.2013, автор moly-shop.ru
В нынешних условиях эксплуатации, даже современные двигатели автомобилей не могут «похвастаться» 100-процентным иммунитетом к накоплению вредных грязи. В частности, частые короткие поездки, огромное количество городских «пробок», плохое и бедное качество топлива, а также большие периоды в техническом обслуживании, только повышают риск образования шламов, шлаков, что становится причиной нагара на клапанах.
Нагар на клапанах мешает всасыванию воздуха, который образовывается в камере горения и, следовательно, нарушается оптимальное формирование смеси в двигателе. Это приводит к снижению производительности, высоким выбросам и увеличенному расходу топлива.
Особенно критически:
Твердая корка на клапане, действует как изолирующий слой и предотвращает рассеивание тепла к головке блока цилиндров. Сильно перегретый клапан может просто сгореть, в буквальном смысле слова. Всё это может привести к перебоям в работе двигателя, а при повторном сбое к отказу и, соответственно, к дорогостоящему ремонту.
Одно из самых простых решений держать двигатель в чистоте, а также очистить клапаны от нагара - использование топливных присадок Liqui Moly, в частности Liqui Moly Ventil Sauber
Liqui Moly Ventil Sauber -это гарантия чистых клапанов!
Регулярное применение топливной присадки, очистит нагар на впускных и выпускных клапанавх двигателя автомобиля, и решит проблему скоплений вредных веществ. A 150 мл достаточно для бака емкостью 75 литров.
На рисунке: Закоксованые клапана не редкость. Такой двигатель никогда нельзя назвать исправным. Чтобы избежать дорогостоящих простоев- необходимо очищение клапанов.
Liqui Moly Ventil Sauber – мягкодействующий препарат, помогающий вашему двигателю исправно работать очень длительное время.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453