Здравствуйте уважаемые читатели моего блога. В этой статье я познакомлю вас с очень важной системой, которая есть в каждом современном транспортном средстве. Это – АВС или антиблокировочная система. Что такое АБС в автомобиле? По-простому говоря, это набор приборов, которые во время торможения, невзирая на действия водителя, обеспечивают предотвращение блокировки колес.
Зачем это нужно? Все объясняется очень просто. Если водитель нажимает на педаль тормоза, автомобиль замедляет движение. Однако при необходимости мгновенной остановки резкое нажатие на педаль становится причиной скольжения заблокированных колес. В это время машина неуправляема. Но, оборудованный системой АВС автомобиль не будет двигаться с не вращающимися колесами во время экстренной остановки, он сохранит управление и стойкость на проезжей части. А это значит, что вы легко объедете любое препятствие, а во время торможения не попадете в занос на скользком повороте.
Вы можете подумать, что система АБС была изобретена недавно. Но она появилась еще в 1978 году и до нашего времени претерпела множество изменений и усовершенствований. В 1985 году АБС интегрировали в антипробуксовочную систему, а начиная с 2004 года каждый автомобиль, который выпускается в Европе, должен оснащаться этой разработкой.
Вы, наверное, слышали о компании Bosch. Именно она является лидером по производству ABC. Самая современная система имеет вес примерно 1 кг. Преимущество ее в том, что вы можете купить блок АВС и установить в штатную тормозную систему транспортного средства, не внося в нее какие-либо изменения.
В наше время наиболее эффективно работает 4-канальная антиблокировочная система. Преимущество здесь в том, что она способна индивидуально регулировать скольжение каждого колеса. Если на вашем автомобиле установлена такая АБС, можете считать себя счастливчиком, ведь индивидуальная регулировка обеспечивает оптимальность тормозного момента каждого колеса, учитывая условия на дороге. В результате тормозной путь будет минимальным.
Давайте теперь посмотрим, какие технологические решения входят в состав АБС. Современная антиблокоровочная система состоит из:
Каждое колесо оснащено датчиком скорости. Зафиксированные им значения частоты вращения в виде электроимпульсов передаются в блок управления, который с помощью специальных программ формирует управляющие сигналы. Принимая их, исполнительные устройства контролируют процесс торможения.
Во время работы АБС вы будете ощущать импульсы и толчки на тормозной педали. Это все нормально, как и звук «трещотки». Но всегда помните, что исправность системы определяет световой индикатор «АВС». Во время включения зажигания он горит, а через 2-3 секунды после запуска мотора гаснет.
Также имейте в виду, что если ваш автомобиль оснащен АВС, тормозить он будет порывисто и многократно. Во время торможения всегда держите педаль нажатой с усилием. Только так система сможет обеспечить самый короткий тормозной путь.
Если дорожное полотно сухое, АВС позволит вашему автомобилю на 20% сократить тормозной путь по сравнению автомобилем, у которого колеса заблокированы. А если вы едете по мокрому асфальту, покрытому снегом или льдом, разница будет существенно больше.
Итак, что такое АВС в машине вы уже, наверное, поняли. А теперь перейдем к практическим советам. Современные системы отличаются высокой надежностью, и если вы установили одну из них на свой автомобиль, она будет работать долго и надежно. Отказы здесь крайне редкие, этому способствуют предохранители или реле. А если все же АВС дает сбой в работе, то скорее всего, причина кроется в нарушениях правил использования. Поэтому, прежде чем садиться за руль современного автомобиля, нужно уяснить правила и рекомендации использования антиблокировочной системы.
Как вы думаете, какое самое уязвимое место АБС? Если ответите – колесные датчики, то угадаете. А причина уязвимости скрыта в их неблагополучном размещении: возле полуосей, ступиц и вращающихся деталей. Датчики могут отказываться работать из-за загрязнений и большого люфта в подшипниках ступицы. Этого иногда становится причиной замены датчика АВС. Но это далеко не все проблемы. Если напряжение между клеммами аккумулятора ниже 10,5 В, блок предохранителей может самостоятельно отключить АВС. Система также отключится, если в сети транспортного средства будут замечены всплески напряжения или недопустимые колебания.
Этих неприятностей вы можете избежать, выполняя простые правила.
Производители позаботились обо всем. Если АВС выйдет из строя, вы непременно узнаете об этом. На приборной панели загорится контрольная лампочка. Но не стоит волноваться. Ведь отключение работы антиблокировочной системы не значит, что вы остались без тормозов. Однако во время торможения автомобиль будет вести себя как обычный.
Лампочка также может загораться и гаснуть. Это свидетельствует о неправильной работе контакта электроцепи АВС. В таком случае вам придется тщательно осмотреть провода и зачистить контакты. Но если эти действия не принесли результата, придется посетить специализированный автосервис.
Помните также, что обслуживание тормозной системы автомобиля, оснащенного АБС, имеет ряд особенностей. К примеру, перед тем как заменить тормозную жидкость, придется разрядить аккумулятор давления в гидроблоке антиблокоровочной системы. Это можно сделать, если при включенном зажигании нажать тормозную педаль разов двадцать.
Все же, какой бы надежной не была современная антиблокоровочная система, главным всегда будет оставаться водитель. Именно от вас в большей степени зависит безопасность. По мнению специалистов, АВС формирует иллюзию безопасности. Этот механизм способен эффективно предотвращать блокировку тормозов, обеспечивает контроль над поворачиваемостью и курсовой устойчивостью. Но полной гарантии уменьшения тормозного пути все же нет. Поэтому всегда используйте все свое мастерство и контроль в любой ситуации, а АБС пусть сделает свою часть работы.
Ну, вот, пожалуй, и все. О системе антиблокировки колес можно говорить еще много, но это уже удел узкой специализации. Вам же следует для начала знать главные вещи, которые приведены выше.
Современный автомобиль – сложный механизм. Он начинен множеством уникальных технических решений. В этой статье вы узнали только об одной из многих его систем, пусть даже очень важной. Но, путешествуя по страницам моего блога, вы откроете для себя и другие секреты. Здесь собраны ценные рекомендации специалистов и мои личные открытия.
С уважением, Максим Марков!
ABS (Anti-lock braking system) — система вашего автомобиля, позволяющая предотвращать блокировку колес при торможении. Предназначено для сохранения управляемости машины при резком отрможении и предотвращении заноса.
Вы когда нибудь катались на лыжах? Я думаю, да. Статичная поверхность лыж без проблем катится по снегу, на радость лыжнику. Однако автомобилисты не разделяют этих позитивных эмоций.
При резком торможении на снегу (к примеру) на автомобиле без ABS, колесо жестко фиксируется в одном положении, колесо прессует снег и катится по нему как тот самый лыжник, уходя в занос или стукаясь бампером о бетонный забор. Ситуацию усугубляет трение, которое частично плавит снег и уменьшает и без того малое сцепление с покрытием.
То же применимо к песку, воде и другим поверхностям и с малым коэффициентом сцепления.
ABS предотвращает возникновение подобных ситуаций, определяя скорость вращения каждого колеса авто, посредством системы датчиков. При резком торможении датчики фиксируют, что колеса заблокированы тормозным усилием, однако автомобиль продолжает свое движение. Датчик сообщает тормозной системе , что необходимо снять усилие с этого колеса, которое вновь начинает вращаться (обычно — долю секунды).
За один акт торможения система ABS может срабатывать 5-10-20-30 и более раз. Цикличность процесса явно ощущается водителем в форме вибрации, характерного хруста и «отдачи» педали тормоза в ногу.
Ощутив это — ни в коем случае не бросайте педаль, а продолжайте торможение (если оно все еще необходимо).
Система включает:
Здравствуйте уважаемые автолюбители и читатели блога Arafanat.ru. Сегодня поговорим об одной из главных систем безопасности автомобиля, а именно антиблокировочной системе тормозов.
Давайте рассмотрим, что она из себя представляет:
Антиблокировочная система автомобиля (Anti-lock braking system) или просто АВС, служит для предотвращения блокировки колес при торможении. Опасность блокировки колес состоит в том, что при резком торможении, или в случае торможения на скользкой дороге, водитель может потерять управление транспортным средством из-за неконтролируемого скольжения заблокированных колес. В таких ситуациях автомобиль может либо вообще перестать «слушаться руля», либо, в лучшем случае увеличиться тормозной путь. Именно для предотвращения таких опасных ситуаций и была создана антиблокировочная система.
АБС состоит из датчиков ускорения, которые устанавливаются на ступицы колес автомобиля, управляющих клапанов (модуляторов давления), встроенных в магистраль тормозной системы, а также из электронного блока управления (ЭБУ), который получает сигналы от датчиков и управляет работой клапанов.
Каждый из датчиков измеряет скорость вращения того колеса, на котором установлен. Полученная датчиком информация отправляется в ЭБУ, где обрабатывается процессором и, в соответствии с полученными от датчиков данными, посылается на клапана, которые выполняют роль исполнительного механизма. Клапана в зависимости от ситуации изменяют давление в рабочем тормозном цилиндре каждого колеса с таким расчетом, чтобы не допустить егополной остановки во время движения. Этот процесс повторяется с очень высокой частотой – несколько десятков раз в течение секунды. При срабатывании АБС водитель может почувствовать заметную пульсацию тормозной педали, и по этому признаку можно определить момент срабатывания антиблокировочной системы.
Тормозное усилие может ограничиваться не только в отдельно взятом колесе, но и во всех колесах одновременно, или в колесах одного борта автомобиля. Это зависит от конструкции АБС (одноканальная или многоканальная). Кроме того, современные АБС оснащаются системами самодиагностики, контролирующими работу всех узлов системы по физическим параметрам.
Выполнение торможения на автомобиле с АБС имеет свои особенности. Конечно, с такой системой эффективность работы тормозной системы значительно увеличивается. Главное, что при торможении автомобиль с АВС абсолютно не изменяет свое прямолинейное движение. Управляя таким автомобилем можно забыть о плавном, прерывистом торможении, и постоянном контроле за сцеплением колес. Наоборот, если на автомобиле есть АВС, то по тормозам нужно, как говорится «бить», то есть при экстренном торможении педаль тормоза нужно нажимать сильно, прикладывая к ней полное усилие. Также следует учитывать, что при торможении не нужно пользоваться помощью мотора, то есть «тормозить двигателем» – АВС любит работать самостоятельно. Другими словами, при экстренном торможении нужно одновременно нажимать и педаль тормоза, и педаль сцепления, отключая двигатель от трансмиссии.
На этом все, главное не возлагать все надежды на электронику и стараться избегать моментов в которых включится ABS.
О недостатках АБС расскажу попозже,
До новых встреч!
Похожие статьи:
Сегодня наша статья посвящена небольшой части тормозной системы в которой мы постараемся объяснить, что такое ABS в автомобиле и для чего этот самый АБС нужен.
Пожалуй, не найдётся такого водителя, которому ни разу в жизни не приходилось бы совершать объезд внезапно появившегося препятствия, тормозя при этом. В теории всё просто: жми себе на тормоз, крути баранку и корректируй таким образом траекторию движения своего железного коня.
Стоит лишь утопить педаль тормоза сильнее необходимого (а так нередко случается в сложной ситуации), и колёса автомобиля блокируются. Срабатывает ABS. А дальше – как бы усердно Вы ни манипулировали рулём, свернуть не удастся: заблокированные колёса лишают машину возможности маневра. Лишь очень опытный водитель сможет отпустить на мгновение педаль тормоза, вернув себе контроль над колёсами.
Опасность внезапной блокировки колёс не только в потере автомобилем маневренности – это ещё и самая частая причина заноса авто. Случается занос тогда, когда, например, в ходе предыдущего маневра значительно изменилась нагрузка по осям машины.
Или если на колёсах автомобиля установлены разные шины, что для современной России, как бы дико это не звучало, не редкость. Да и банальное столкновение или уклон дорожного полотна тоже легко меняют траекторию авто, и скорректировать её практически невозможно. Кроме того, блокировка колёс значительно растягивает тормозной путь авто.
К счастью, с оснащением автомобилей системой антиблокировки тормозов или по простому ABS, эти ситуации ушли в прошлое. Водитель авто, оснащенного антиблокировочной системой (АБС), может быть спокоен: если он затормозит, вращая при этом рулевое колесо – блокировки колёс автомобиля не произойдёт.
Впервые в серийное производство автомобиль, оборудованный функцией ABS вышел в 1979-м году – это был Mercedes S-класса. Правда, очень долго система являлась лишь опционной, и только в 1992-м году стала частью стандартного оснащения любого уважающего себя авто.
Конечно, за прошедшие 35 лет антиблокировочная система (АБС) значительно спрогрессировала – выросло её быстродействие и число циклов срабатывания в определённую единицу времени. Уменьшился и размер блока ABS – теперь это полуторакилограммовое устройство против первых, семикилограммовых, экземпляров.
Давайте более подробно узнаем как работает ABS в автомобиле. Принципиальное устройство системы АБС достаточно простое.
Она состоит из датчиков, определяющих то, с какой скоростью вращается каждое колесо (они устанавливаются внутри ступицы). Модулятора, задачей которого является смена давления тормозной жидкости и блока управления. Это все, что входит в систему ABS.
Колёсные датчики непрерывно совершенствуются, становясь всё компактней и надёжней, и работая всё чётче. Когда-то такой датчик был только один, и устанавливали его на задний мост.
Затем датчиками стали снабжать также передние колёса. А в наши дни ABS в машине подразумевает оснащение датчиком каждого колеса отдельно и соединение этого датчика с индивидуальным модулятором.
Система антиблокировки (АБС) последних поколений не только следит за скоростью вращения колёс. Устройство ABS строго контролирует все составляющие общих показателей динамики автомобиля – как продольной, так и поперечной. Полученные данные система анализирует и соответственно корректирует давление в тормозной системе. А при необходимости может даже принудительно изменить силу тяги двигателя.
То есть, если в ходе маневра с торможением колесо буквально “стопорится” (и датчики определяют показатель угловой скорости, приближающийся к нулевому), об этом в доли секунды узнаёт управляющий блок системы, который немедленно принимает решение о том, что колесо необходимо “растормаживать”.
Для этого соответствующий модулятор ABS снизит давление тормозной жидкости и оперативно направит её избыток в гидроаккумулятор. И так будет продолжаться, пока колесо снова не станет управляемым и маневренным и успешно “зацепившись” за дорожное полотно снова не станет вращаться. Колесо разблокировано, его скорость снова повысилась?
Система АБС вернёт давление тормозной жидкости и будет снова притормаживать колесо. Это будет повторяться, пока автомобиль не остановится окончательно, или пока водитель не перестанет давить на тормоз. Если система не исправна, то в этом случае загорается лампочка аниблокировочной системы ABS на консоли приборной доски.
Технический прогресс постепенно делает вождение автомобиля всё более безопасным. Безусловно, система ABS на автомобилях, как и прочая “умная” электроника – это не абсолютное спасение от любых аварийных ситуаций и не замена мастерству вождения.
Однако доказано: правильно настроенная на полностью исправном автомобиле ABS позволяет сэкономить до четверти тормозного пути и даёт водителю шанс для успешного маневра. Это драгоценная возможность, которая уже спасла и ещё спасёт не одну жизнь!
Всем удачи и хороших тормозов!
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453