С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Акб что значит


Аккумулятор (АКБ)

  • на отрицательном электроде — губчатый свинец серого цвета. Электролит — водный раствор серной кислоты плотностью 1,28 г/смі, который, как и активная масса электродов, принимает участие в токообразующем процессе. В процессе разряда активная масса как положительного, так и отрицательного электродов превращается в сульфат свинца (белого цвета). Поэтому теория, описывающая химические процессы, протекающие при заряде и разряде свинцового аккумулятора, называется теорией двойной сульфатации. При этом плотность электролита снижется к концу разряда до 1,08-1,10 г/смі. Сегодня наиболее распространены автомобильные АКБ номинальным напряжением 12 В. Их емкость составляет от 36 до 190 А•ч. Виды АКБ, продаваемые в России У свинцовых стартерных АКБ в зависимости от исполнения свои конструктивно-технологические особенности, однако, в их устройстве много общего. Все они содержат разноименные электроды, разделенные сепараторами, которые помещают в сосуд, заполненный электролитом. В зависимости от применяемых при производстве материалов и используемых конструктивных, технологических и эксплутационных особенностей, современные батареи можно подразделить на два основных вида: классического исполнения и необслуживаемого исполнения. Классическое (традиционное) исполнение Основы традиционного исполнения батарей сформировались уже в начале 20-го века и постепенно трансформировались до современного состояния по мере появления новых конструкционных материалов, но их эксплуатационные недостатки при этом сохранились. В России батареи традиционного исполнения выпускают как в моноблоках с отдельными крышками, герметизируемыми битумной смазкой, так и в моноблоках с общей крышкой, герметизируемой контактно-тепловой сваркой.

    Аккумуляторные батареи с отдельными крышками (рис 1) собирают в одном многоячеечном корпусе — моноблоке (2), выполненном из эбонита или другой кислотостойкой пластмассы, разделенном перегородками (16) на отдельные камеры-ячейки (банки), по числу аккумуляторов в батарее. В каждую из ячеек помещен блок, состоящий из чередующихся положительных (5) и отрицательных (3) электродов, разделенных сепараторами (4). Он представляет собой отдельный аккумулятор напряжением 2 В. Пространство между дном моноблока и верхними кромками фиксирующих электроды опорных призм (1) служит для накаливания шлама — осадка, образующегося в процессе эксплуатации вследствие оплывания частиц активной массы положительных электродов. Когда объем шламового пространства заполняется, происходит замыкание нижних кромок разноименных электродов и аккумулятор теряет работоспособность.

    Электроды состоят из активной массы, нанесенной на токоотвод решетчатой конструкции — решетку. Сепараторы разделяют участвующие в электрохимических превращениях реагенты, а также обеспечивают возможность диффузии электролита от одного электрода к другому. Сторона сепаратора, обращенная к положительному электроду для облегчения доступа электролита к поверхности активной массы, выполнена ребристой.

    Борн (8), который служит наружным токоотводом аккумулятора, последовательно соединяет соседние аккумуляторы между собой в батарею. К выводным борнам крайних аккумуляторов батареи привариваются полюсные выводы (9) и (14), служащие для соединения батареи с внешней электрической цепью. Положительный (9) и отрицательный (14) выводы имеют разный диаметр, что позволяет исключить возможность переполюсовки при подключении АКБ к бортовой цепи автомобиля.

    В верхней части электродного блока устанавливают щиток (7), предохраняющий верхние кромки сепараторов (4) от повреждения при замерах уровня и плотности электролита.

    Каждый аккумулятор после установки электродного блока в камеру-ячейку моноблока закрывают сверху отдельной пластмассовой или эбонитовой крышкой (15). В ней выполняют по два отверстия с втулками для выводных борнов электродного блока. Между ними расположено резьбовое отверстие для заливки электролита и периодического обслуживания аккумулятора в процессе эксплуатации. После заливки электролита резьбовое отверстие закрывают пробкой из полиэтилена (11), имеющей небольшое вентиляционное отверстие (13), предназначенное для выхода газов при эксплуатации.

    Для герметичной укупорки новых сухозаряженных батарей в верхней части пробки над вентиляционным отверстием выполнен глухой прилив. Для обеспечения нормальной эксплуатации этот прилив, после заливки электролита в батарею, необходимо срезать.

    Благодаря специфическим свойствам термопластичной пластмассы появились аккумуляторные батареи с общей крышкой в моноблоке из сополимера пропилена с этиленом, устройство которых показано на рис 2.

    В моноблоке (1) установлены электродные блоки, состоящие из разноименных электродов (2) и (3), разделенных сепараторами (4). Эти блоки соединены между собой при помощи укороченных межэлементных соединений (6) через отверстия в перегородках (5) моноблока. Крышка (7) сделана единой на все шесть аккумуляторов батареи. Свойства термопластичной пластмассы позволили применить для герметизации АКБ с общей крышкой метод контактно-тепловой сварки, обеспечивающий сохранение герметичности как по периметру, так и между отдельными аккумуляторами в широком диапазоне температур (от −50°C до 70°C).

    Необслуживаемое исполнение. Недостатки традиционных свинцовых батарей обусловлены тем, что содержащаяся в сплаве положительных токоотводов сурьма постепенно, по мере их коррозии, через раствор переходит на поверхность отрицательного электрода. Осаждение большого количества сурьмы на поверхности отрицательной активной массы снижает напряжение на электродах батареи, при котором начинается разложение воды на водород и кислород. Поэтому, в конце зарядного процесса и при небольшом перезаряде, происходит бурное газовыделение, сопровождающееся «кипением» электролита вследствие электролитического разложения входящей в него воды.

    За последние 20-25 лет, по мере развития технологии и совершенствования оборудования, появилось несколько разновидностей батарей так называемого «необслуживаемого» исполнения. Их основная отличительная особенность — использование сплавов с пониженным содержанием сурьмы или вовсе без нее для производства токоотводов. Усовершенствование конструкции при создании необслуживаемых АКБ заключается еще и в том, что для увеличения запаса электролита без изменения высоты батареи, один из аккумуляторных электродов помещают в сепаратор-конверт, который изготовлен из микропористого полиэтиленового материала с низким электросопротивлением. В этом случае замыкание электродов различной полярности, при отсутствии сбоев в работе сборочного оборудования, практически исключено. Поэтому опорные призмы становятся ненужными, и блок электродов можно установить прямо на дно ячейки моноблока. В результате та часть электролита, которая раньше находилась в шламовом пространстве между призмами и не принимала участия в работе аккумулятора, теперь находится над электродами и пополняет его запас, расходуемый при эксплуатации батареи. Первоначально такие батареи начали выпускать в США на базе свинцово-кальциевого сплава (0,07-0,1% Ca; 0,1-0,12% Sn; остальное — Pb) для токоотводов, положительного и отрицательного электродов. Это снизило газовыделение, что обеспечило эксплуатацию АКБ без доливки воды в течение как минимум двух лет. Расход воды у этих батарей так мал, что конструкторы убрали из крышек отверстия для доливки воды и сделали батареи полностью необслуживаемыми. При этом самозаряд батарей замедлился более чем в 6 раз. Однако, при нескольких глубоких разрядах такие АКБ быстро теряют емкость и их стартерные характеристики резко снижаются, из-за чего они не нашли широкого распространения в Европе и России. В это же время в США появились батареи системы «кальций плюс» (гибридные) с содержанием до 1,5-1,8% сурьмы и 1,4-1,6% кадмия в положительном токоотводе и свинцово-кальциевым отрицательным токоотводом. Характеристики этих батарей по расходу воды и саморазряду вдвое лучше, чем у малосурьмяных, но все еще не такие хорошие, как у свинцово-кальциевых. К началу 80-х годов производство необслуживаемых батарей стало быстро развиваться в странах Европы. Но там пошли по пути применения сплавов с пониженным до 2,5-3,0% содержанием сурьмы. Однако, у таких АКБ расход воды и саморазряд в 2-3 раза выше, чем у батарей с кальциевыми токоотводами. Позже и в Европе появились так называемые гибридные батареи. Наконец, в конце 90-х годов и в США, и в Западной Европе началось производство батарей с токоотводами из свинцово-кальциевого сплава с добавкой новых легирующих компонентов, в том числе серебра, которые не боятся глубоких разрядов. В России выпускаются необслуживаемые батареи емкостью от 44 до 90 А•ч с токоотводами из малосурьмяного сплава с содержанием сурьмы 1,7-3,0%. Следует отметить, что эксплуатация батарей без отверстий для доливки воды требует более точной работы системы энергосбережения автомобиля, а также более внимательного отношения автовладельцев к состоянию и исправной работе электрооборудования. В первую очередь это касается натяжения ремня привода генератора и исправности самого генератора, а также регулятора напряжения. Отрицательно сказывается на состоянии батарей последнего поколения и наличие утечек тока в системе электрооборудования или сигнализацию. Подавляющее большинство АКБ, поступающих в Россию из стран Европы, выпускают, как правило, в гибридном исполнении, либо с токоотводами обеих полярностей из свинцово-кальциевых сплавов. При изготовлении сухозаряженных батарей многие производители применяют для электродов обеих полярностей малосурьмяные сплавы с содержание сурьмы 1,6-1,8%.

    Внешний вид

    Европейский стандарт предусматривает тоководы на верхней крышке аккумулятора и универсально подходит ко всем российским и европейским машинам. Североамериканский стандарт предполагает тоководы, расположенные сбоку, и к тому же имеющие конструкцию «резьба вовнутрь». На все американские автомобили, выпущенные для внутреннего рынка США, подходит только этот вариант аккумулятора. Японские аккумуляторы значительно меньше других стандартов. Все дело в том, что промышленность Японии в основном производит небольшие автомобили, и японские конструкторы настолько плотно заполнили подкапотное пространство, что и аккумуляторная батарея стала уже своих, европейских и американских аналогов. Покупая «настоящий» (не европейской сборки) японский или корейский автомобиль, надо быть готовым к тому, что на положенное ему место встанет только «фирменный» агрегат.

    | Наверх |

  • Маркировка аккумуляторов Евро, Япония, Америка. Что значит их расшифровка

    Маркировка аккумулятора имеет ключевое значение при его выборе. Существует четыре основных стандарта, в соответствии с которым на АКБ наносится информация о технических характеристиках — российский, европейский, американский и азиатский (японский/корейский). Они отличаются как системой подачи, так и описанием отдельных значений. Поэтому при расшифровке маркировки аккумулятора или года его выпуска необходимо в первую очередь знать, в соответствии с каким стандартом представлена информация.

    Российский стандарт аккумуляторов. Расшифровка

    Российский стандарт аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.

    Европейский стандарт аккумуляторов. Расшифровка

    Европейский стандарт. Интерактивное изображение значения маркировки

    Отличия стандартов

    Содержание:

    Перед тем как перейти непосредственно к вопросу, что означает маркировка на аккумуляторе, необходимо знать следующее. На российских АКБ «плюс» располагают на левой клемме, а «минус» на правой (если смотреть на аккумулятор спереди, со стороны наклейки). На батареях, выпущенных в Европе и Азии (в большинстве случаев, но не всегда) наоборот. Что касается американских стандартов, то там встречаются оба варианта, однако чаще европейский.

    Полярность и стандарт аккумулятора авто

    Помимо маркировки аккумуляторов для авто они еще отличаются диаметрами клемм. Так, «плюс» в европейских изделиях имеет диаметр 19,5 мм, а «минус» — 17,9 мм. У азиатских АКБ «плюс» с диаметром 12,5 мм, а «минус» — 11,1 мм. Разность диаметра клемм сделана для исключения ошибок, связанных с подключением батарей к бортовой электросети автомобиля.

    Кроме емкости при выборе АКБ необходимо обязательно учитывать максимальный пусковой ток, на который он рассчитан. В маркировке аккумулятора автомобиля не всегда есть прямое указание на такую информацию, и в разных стандартах может обозначаться по-разному, в каждом стандарте есть свои нюансы.

    Так называемый ток холодной прокрутки — это пусковой ток при температуре -18°С.

    Обозначение на отечественном АКБ

    Начнем обзор с самого популярного и распространенного в нашей стране российского стандарта. Он имеет обозначение ГОСТ 0959 — 2002. В соответствии с ним маркировка автомобильных аккумуляторов делится на четыре части, которые условно можно разделить на четыре же цифры. В частности:

    1. Количество «банок» в АКБ. Большинство аккумуляторов для легковых машин имеет на этом месте цифру 6, поскольку именно столько банок по 2 Вольта имеется у стандартной батареи (6 штук по 2 В дают общих 12 В).
    2. Обозначение типа АКБ. Самое распространенное обозначение будет «СТ», что означает «стартерный».
    3. Емкость АКБ. Она соответствует числу, стоящему на третьей позиции. Это может быть значение от 55 до 80 Ампер·часов (далее — А·ч) в зависимости от мощности двигателя машины (55 А·ч соответствует движку объемом около 1 л, а 80 А·ч — для 3-х литрового и даже больше).
    4. Исполнение аккумулятора и тип материала его корпуса. На последнем месте, как правило стоит одна или несколько букв, которые расшифровываются следующим образом.
    ОбозначениеРасшифровка букв
    ААКБ имеет общую крышку для всего корпуса
    ЗКорпус батареи залит и она является полностью заряженной изначально
    ЭКорпус-моноблок АКБ выполнен из эбонита
    ТКорпус-моноблок АБК выполнен из термопластика
    МВ корпусе использованы сепараторы типа минпласта из ПВХ
    ПВ конструкции использованы полиэтиленовые сепараторы-конверты

    Что касается упомянутого пускового тока, то в российском стандарте он не указывается явно, на приведенном шильдике. Однако информация о нем обязательно есть в наклейках возле упомянутой таблички. Например, надпись «270 А» или похожее значение.

    Таблица соответствий типа аккумулятора, его силы разрядного тока, минимальной продолжительности разряда, габаритных размеров.

    Тип аккумулятораСила разрядного тока, АМинимальная продолжительность разряда, минДлинаШиринаВысота
    Стартерный режим разрядаГабаритные размеры батареи, мм
    6СТ-552552,5262174226
    6СТ-55А2552,5242175210
    6СТ-601803283182237
    6СТ-66А3002,5278175210
    6СТ-752253358177240
    6СТ-77А3502,5340175210
    6СТ-902703421186240
    6СТ-110А4702,5332215230

    Маркировка аккумулятора по ETN

    Европейский стандарт

    Европейский стандарт ETN (европейский типовой номер) имеет официальное название EN 60095 — 1. Код состоит из девяти цифр, которые делятся на четыре отдельные области-комбинации. В частности:

    1. Первая цифра. Она условно означает емкость батареи. Чаще всего можно встретить цифру 5, которая соответствует диапазону 1...99 А·ч. Цифра 6 означает диапазон от 100 до 199 А·ч, а 7 — от 200 до 299 А·ч.
    2. Вторая и третья цифры. Они точно указывают на значение емкости АКБ, в А·ч. Например, число 55 будет соответствовать емкости 55 А·ч.
    3. Четвертая, пятая и шестая цифры. Информация о конструкционном исполнении батареи. В комбинации зашифрована информация о типе полюсных выводов, их размере, типе газоотвода, наличии ручки для переноски, особенности крепежных элементов, особенности конструкции, тип крышки, устойчивость аккумулятора к воздействию вибрации.
    4. Последние три цифры. Они означают ток «холодной прокрутки». Однако чтобы узнать его значение последние две цифры нужно умножить на десять (например, если на маркировке аккумуляторов в качестве трех последних цифр написано 043, то это означает, что 43 нужно умножить на 10, в результате чего получим искомый пусковой ток, который будет равен 430 А).

    Кроме основных характеристик аккумулятора зашифрованных цифрами на некоторых современных АКБ размещают дополнительные пиктограммы. Такие наглядные картинки сообщают для каких именно автомобилей подходит данная батарея, с каким дом. оборудованием, а так же определенные нюансы эксплуатации. Например: иллюстрируют использование для системы старт/стоп, городской режим, использование большого количества электронных устройств и т.п.

    Маркировка аккумуляторов BOSCH

    Существует еще несколько обозначений, которые можно встретить на европейских аккумуляторах. Среди них:

    • CCA. Означает маркировку максимально допустимого тока при пуске двигателя в зимних условиях.
    • BCI. Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Battery Council International.
    • IEC. Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу International Electrotechnical Commission.
    • DIN. Максимально допустимый ток в зимних условиях был измерен по методу Deutche Industri Normen.

    Немецкий стандарт

    Одним из разновидностей европейских обозначений является немецкий стандарт, имеющий название DIN. Его часто можно встретить в качестве маркировки аккумуляторов BOSCH. Он имеет 5 цифр, которые по информации схожи с указанным выше европейским стандартом.

    Его можно расшифровать так:

    • первая цифра означает порядок емкости (цифра 5 означает, что АКБ имеет емкость до 100 А·ч, 6 — до 200 Ач, 7 — более 200 А·ч);
    • вторая и третья цифры — точная емкость АКБ, в А·ч;
    • четвертая и пятая означают принадлежность аккумулятора к определенному классу, который соответствует типу крепежа, габаритам, позиции выводов и прочем.

    В случае использования стандарта DIN ток холодной прокрутки не указывается явно, однако эту информацию можно найти где-то рядом с указанной наклейкой или шильдиком.

    Дата выпуска аккумуляторных батарей

    Поскольку все аккумуляторы со временем стареют, то информацию о дате их выпуска всегда актуальна. АКБ, выпущенные под торговыми марками Berga, Bosch и Varta имеют на этот счет единое обозначение, которое расшифровывается следующим образом. Для образца, чтобы понять где маркировка года выпуска аккумулятора, возьмем такое обозначение — С0С753032.

    Расположение и расшифровка даты производства аккумуляторов Бош, Варта, Едкон, Барен и Ексид

    Первая буква — это код завода, где был изготовлен аккумулятор. Возможны такие варианты:

    • H — Ганновер (Германия);
    • C — Ческа Липа (Чехия);
    • E — Бургос (Испания);
    • G — Гуардамар (Испания);
    • F — Руан (Франция);
    • S — Саргемин (Франция);
    • Z — Цвикау (Германия).

    В нашем конкретном примере видно, что АКБ изготовлен на территории Чехии. Второй символ в шифре означает номер конвейера. Третий — тип заказа. А вот четвертый, пятый и шестой символ — это зашифрованная информация о дате выпуска батареи. Так, в нашем случае цифра 7 означает 2017 год (соответственно, 8 — это 2018, 9 — 2019 и так далее). Что касается числа 53, то оно означает май. Другие варианты обозначения месяцев:

    Расшифровка даты производства Varta

    • 17 — январь;
    • 18 — февраль;
    • 19 — март;
    • 20 — апрель;
    • 53 — май;
    • 54 — июнь;
    • 55 — июль;
    • 56 — август;
    • 57 — сентябрь;
    • 58 — октябрь;
    • 59 — ноябрь;
    • 60 — декабрь.

    Приведем еще несколько расшифровок даты выпуска аккумуляторов различных торговых марок:

    Примеры подписей аккумуляторов BOSCH

    • A-mega, EnergyBox, FireBull, Plazma, Virbac. Пример — 0491 62-0M7 126/17. Последнее число означает 2017 год, а три цифры перед обозначением года — это день по счету в году. В данном случае 126-й день — это 6 мая.
    • Bost, Delkor, Medalist. Образец — 8C05BM. Первая цифра — это последняя цифра в обозначении года. В данном случае — 2018. Вторая буква — это обозначение месяца по латинскому алфавиту. А — январь, В — февраль, С — март и так далее. В данном случае март.
    • Centra. Образец — KJ7E30. Третья цифра — последняя цифра в обозначении года. В данном случае — 2017. Четвертый символ — буквенное обозначение месяцев аналогично аккумуляторам Bost (А — январь, В — февраль, С — март и так далее).
    • Feon. Образец — 2736. Вторая цифра означает последнюю цифру года (в данном случае 2017 год). Третья и четвертая цифра — это номер недели в году (в данном случае 36-я неделя, начало сентября).
    • Fiamm. Образец — 721411. Первая цифра — это последняя цифра года, в данном случае 2017. Вторая и третья цифра — номер недели в году, 21 неделя — конец мая. Четвертая цифра — номер дня недели. Четверка — это четверг.
    • Ista. Образец — 2736 132041. Вторая цифра — номер года, в данном случае — 2017 год. Третья и четвертая цифры — номер недели, 36 неделя — начало сентября.
    • NordStar, Sznajder. Образец — 0555 3 3 205 8. Чтобы узнать год производства аккумулятора необходимо от последней цифры отнять единицу. Так получается номер года. В данном случае 2017 год. Предпоследние три цифры означают номер дня в году.
    • Rocket. Образец — KS7J26. Первые две буквы — это шифр названия предприятия, где был выпущен аккумулятор. Третья цифра — означает год, в данном случае 2017. Четвертая буква — шифр месяца английскими буквами (А — январь, В — февраль, С — март и так далее). Последние две цифры — число месяца. В данном случае имеем 26 октября 2017 года.
    • Startech. У аккумуляторов, выпущенных под этой торговой маркой, на днище есть два кружка, в которых явно указываются год и месяц выпуска.
    • Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova). Производители этих аккумуляторов прямо пишут дату изготовления на крышке изделия в формате ЧЧ.ММ.ГГ. Как правило, на Panasonic дата нанесена краской, а на корпусе Furukawa дата выдавлена.
    • ТИТАН, ТИТАН ARCTIC. Имеют маркировку из семи цифр. Первые шесть прямо указывают на дату изготовления в формате ЧЧММГГ. А седьмая цифра означает номер конвейерной линии.

    Российские производители обычно проще подходят к обозначению даты производства. Они указывают на это четырьмя цифрами. Две из них обозначают месяц изготовления, другие две — год. Однако проблема состоит в том, что некоторые первыми указывают месяц, а другие — год. Поэтому в случае недоразумения лучше спросить у продавца.

    Обозначение по SAE J537

    Американский стандарт

    Имеет обозначение SAE J537. Состоит из одной буквы и пяти цифр. Они означают:

    1. Буква. А — автомобильная АКБ.
    2. Первая и вторая цифры. Означают номер типоразмерной группы, а также при наличии дополнительной буквы — полярности. Например, число 34 означает принадлежность к соответствующей группе. По ней размер аккумулятора будет равен 260×173×205 мм. Если после числа 34 (в нашем примере) не будет буквы R, то означает, что полярность прямая, если она есть — обратная (соответственно, «плюс» слева и справа).
    3. Последние три цифры. Они прямо указывают на значение тока холодной прокрутки.

    Интересный момент заключается в том, что в стандартах SAE и DIN пусковые токи (токи холодной прокрутки) значительно отличаются. В первом случае это значение больше. Чтобы перевести одно значение в другое нужно:

    • Для аккумуляторов с емкостью до 90 А·ч ток SAE = 1,7 × ток DIN.
    • Для аккумуляторов с емкостью от 90 до 200 А·ч ток SAE = 1,6 × ток DIN.

    Коэффициенты выбраны эмпирически, на основе практики автомобилистов. Ниже приведена таблица соответствия тока холодных пусков для аккумуляторов по разным стандартам.

    DIN 43559 (ГОСТ 959-91)EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002)SAE J537
    170280300
    220330350
    255360400
    255420450
    280480500
    310520550
    335540600
    365600650
    395640700
    420680750

    Азиатский стандарт

    Имеет название JIS и является одним из самых сложных ведь общего стандарта маркировки аккумуляторов «азия» нет. Может быть сразу несколько вариантов (старый или новый тип) обозначения размеров, мощности и других характеристик. Для точного перевода значений из азиатского стандарта в европейский необходимо пользоваться специальными таблицами соответствий. Также нужно помнить, что указанная на азиатском аккумуляторе емкость отличается от аналогичной на европейских АКБ. Например, 55 А·ч на японской или корейской батарее соответствует лишь 45 А·ч на европейской.

    Расшифровка маркировки на аккумуляторе автомобиля стандарта JIS

    В самой простой трактовке стандарт JIS D 5301 состоит из шести символов. Они означают:

    • первые две цифры — емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера);
    • третий символ — буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры (его описание смотрите ниже);
    • четвертый и пятый символ — число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в [см];
    • шестой символ — буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.

    Что касается третьей буквы в обозначении, то они означают ширину и высоту аккумулятора. Иногда может отображать форм-фактор или размер боковой поверхности. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) — от A до H:

    Маркировка автомобильного АКБ азиатского стандарта на примере аккумулятора Rocket

    • A — 125 × 160 мм;
    • B — 129 × 203 мм;
    • C — 135 × 207 мм;
    • D — 173 × 204 мм;
    • E — 175 × 213 мм;
    • F — 182 × 213 мм;
    • G — 222 × 213 мм;
    • H — 278 × 220 мм.

    Азиатские размеры могут отличаться в пределах 3 мм.

    Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или электролит невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, так само как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.

    Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.

    Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:

    • N — открытая с нерегламентированным расходом воды;
    • L — открытая с малым расходом воды;
    • VL — открытая с очень малым расходом воды;
    • VRLA — открытая с регулирующим клапаном.
    Азиаткий стандарт маркировки аккумулятора по старому типу. Расшифровка

    Азиаткий стандарт (старого типа) аккумуляторов Интерактивное изображение расшифровки обозначений.

    Ниже приведена таблица соответствий размеров, массы и пусковых токов различных азиатских аккумуляторов.

    Аккумуляторная батареяЕмкость (Aч, 5ч/20ч)Ток холодного запуска (-18)Общая высота, ммВысота, ммДлина, ммМасса, кг
    50B24R36 / 45390----
    55D23R48 / 60356----
    65D23R52 / 65420----
    75D26R (NS70)60 / 75490/447----
    95D31R (N80)64 / 80622----
    30A19R(L)24 / 30-1781621979
    38B20R(L)28 / 3634022520319711,2
    55B24R(L)36 / 4641022320023413,7
    55D23R(L)48 / 6052522320023017,8
    80D23R(L)60 / 7560022320023018,5
    80D26R(L) NX110-560 / 7560022320025719,4
    105D31R(L)72 / 9067522320230224,1
    120E41R(L)88 / 11081022820640228,3
    40B19 R (L)30 / 37330----
    46B24 R (L) NS6036 / 45330----
    55B24 R (L)36 / 45440----
    55D23 R (L)48 / 60360----
    75D23 R (L)52 / 65530----
    80D26 R (L)55 / 68590----
    95D31 R (L)64 / 80630----

    Итоги

    Всегда выбирайте аккумуляторную батарею в точном соответствии с требованиями производителя вашего авто. Особенно это актуально для значений емкости и пускового тока (особенно в “холодного”). Что касается торговых марок, то лучше покупать более дорогие или АКБ из среднего ценового диапазона. Это обеспечит их продолжительную эксплуатацию, даже в сложных условиях. К сожалению, многие иностранные стандарты, в соответствии с которыми выпускаются аккумуляторные батареи, не переведены на русский язык, и более того, предлагаются в интернете за немалые деньги. Однако в большинстве случаев приведенной выше информации вам будет достаточно для того, чтобы правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля.

    Не нашли ответ на свой вопрос?

    Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

    Что в аккумуляторе главное?

    С наступлением зимы и приходом морозов «аккумуляторная» тема для многих автомобилистов становится весьма актуальной. Советов по выбору и эксплуатации батареи на просторах Интернета полно, но порой они противоречат друг другу и вызывают определенный скепсис. Поэтому мы попросили рассказать об аккумуляторах человека, который имеет непосредственное отношение к их созданию и производству.

    Наш собеседник — заместитель начальника центра развития производственных мощностей, главный металлург ГК «АКОМ» Сергей Иванович КОНДРАШОВ.

    Что дал прогресс?

    — В чем принципиальное отличие современных аккумуляторов от тех, что производились, скажем, 5 или 10 лет назад? Что дали новые технологии: лучшие характеристики, больший срок службы или что-то еще?

    — Аккумуляторы я проектировал и делал с 2000 года, поэтому есть с чем сравнивать. Во-первых, конечно, практически исчез карточный ПВХ (поливинилхлорид) сепаратор из класса легких стартерных батарей. Его заменил ленточный высокомолекулярный полиэтиленовый сепаратор. Это дало увеличение стартерной мощности, большую защиту от эксплуатационного короткого замыкания, увеличило срок службы батарей. Как металлург скажу, что особенно этот факт и радует металлургов, перерабатывающих отработанные аккумуляторы. Резко уменьшился ввод хлора в процесс и уменьшился выход свинцовых пылей при плавке, тут и вопрос экологии тоже немаловажен.

    На второе место я бы поставил переход от тяжелых электродных решеток гравитационного литья из свинцово-сурьмянистых сплавов к решеткам просечено-растяжным из свинцово-кальциевых сплавов. Что это дало? На порядок упало водопотребление у современных батарей, в разы снизилась скорость саморазряда, почти на 10% увеличился КПД активных масс. За счет лучшей адгезии пасты к решеткам вырос и срок службы.

    Вы заметили, я все время говорю, что вырос срок службы, но мои оппоненты со мной могут и не согласиться, ведь претензий, кажется, и не убавляется — достаточно посетить хотя бы сайты аккумуляторных заводов. На самом деле старшее поколение меня поймет: потребительские качества ну очень существенно выросли, владельцу теперь не нужно каждые две недели проверять уровень электролита в банках.

    На третье место можно поставить ее величество крышку батареи. Тут вне конкуренции, конечно, выступает дуплексная, или лабиринтная, крышка. В чем ее польза? Еще меньше потребление воды, лучшая невыливаемость, если применяется не иммобилизированный (обездвиженный) электролит.

    Конечно, не обошел прогресс и электролит батарей, появились большое количество новых добавок в составе активных масс, различные электронные «помощники» вроде индикаторов разряда, счетчиков запуска, прерывателей нагрузки в случае критического разряда батарей. Но это уже не самое важное. Важно то, что за 50 или даже более лет свинцово-кислотные батареи, став намного надежнее и менее требовательными в уходе, так и не смогли существенно подвинуть планку полезного использования свинца активных масс.

    Правильный выбор

    — На какие параметры следует ориентироваться при выборе аккумулятора? Как вообще правильно выбирать аккумулятор?

    — Прежде всего четко для себя установите, какая батарея является родной для вашего автомобиля. Определитесь с полярностью, типом выводов, посадочной геометрией отсека. Прочитайте этикетку. На ней обратите внимание на внутренний дизайн батареи. Свинцово-кальциевая, кальций плюс, или гибрид, свинцово-сурьмянистая — на этикетках этого обычно не пишут. Но тут помогут буквы, стоящие в конце обозначения батареи (российские батареи в настоящее время выпускаются по ГОСТ Р 53165-2008, но на этикетке может стоять номер и внутренних ТУ завода).

    Например, обозначение 6СТ-60VL. Это необслуживаемая кальциевая батарея на 12 вольт емкостью 60 А/ч с очень малым расходом воды, на что указывают буквы VL. Одна буква L означает аккумулятор с малым расходом воды. Скорее всего, это гибридная батарея, у которой положительные решетки пластин сделаны из свинцово-сурьмянистого сплава, а отрицательные — свинцово-кальциевые. Если же стоит буква N (нормальный расход воды), то это и есть чистая свинцово-сурьмянистая батарея. Сейчас в таком исполнении выпускают только тяжелые стартерные батареи, чему есть свое объяснение, но оно выходит за рамки нашей беседы.

    Также надо считать паспортную емкость батареи и установленный стартерный ток, обычно заявляемый по стандарту EN. Запишите все эти данные — и вперед в магазин!

    — А на что обращать внимание уже при покупке?

    — Дам один совет. Никогда не покупайте батареи в мелких лавочках и магазинчиках, если есть возможность посетить хороший специализированный центр. Никогда не покупайте аккумулятор по первой позиции, которая удовлетворяет вашим записям. Сейчас уже выросло новое племя продавцов, которые могут феерично вам «втюхать» любой лежалый товар.

    Главной характеристикой многие считают емкость, ориентируясь именно на А/ч, но ведь важна и сила тока!

    Просматривая предложения, находите в первую очередь батареи с максимальными показателями стартерного тока, а уже потом — емкости в пределах геометрии вашего бокса. Мы покупаем старт, за это платим деньги и разумно их отдавать за батарею с самым низким внутренним сопротивлением. К тому же производители, увеличивая количество электродных пластин в электродном блоке, поневоле закладывают избыточную активную массу. Емкость батарей с высоким стартом почти всегда больше той, что заявлена на этикетке.

    Обслужить и сохранить

    — Нуждаются ли так называемые необслуживаемые АКБ в каких-либо сервисных операциях?

    — Ничто так не навредило владельцам и не помогло производителям, как эти два слова, взятые из старого ГОСТа. Не обслуживаемые! Это всего лишь значило, что не надо доливать воду в течение гарантийного срока, установленного ГОСТом или самим производителем. Очищать терминалы батарей, следить за чистотой крышки и состоянием контактных групп, подзаряжать батареи при длительных простоях или при езде зимой в коротких циклах. Это было нужно делать раньше, нужно делать и сейчас.

    — Как правильно хранить АКБ (если не использовать в течение длительного времени)?

    — Лучше всего давно проверенный способ — проверить уровень воды, зарядить, протереть крышку, покрыть литолом или вазелином свинцовые терминалы и поместить батарею в холодильник или глубокий погреб. Скорость саморазряда снижается в разы.

    — Важен ли год выпуска батареи? Срок службы начинается с момента выпуска или начала эксплуатации? От чего зависит ресурс АКБ?

    — Батарея начинает «жить» с момента прохождения формирования пластин на заводе, а не с момента продажи. Если сформированная батарея системы кальций/кальций простоит год на прилавке, это не значит, что она сильно потеряла в своих характеристиках. Практика показывает, что после первоначальной подзарядки, как правило, имеющей место быть при продаже, уже через один цикл 30% разряда батарея полностью восстанавливает свою емкость. Пластины таких батарей при разборе не имеют никаких следов старения. Ведь батарея старится прежде всего от смены циклов заряд/разряд, от силы стартерной нагрузки, отнесенной к мощности самой батареи. Чем слабее аккумулятор, чем больше стартов и чем больше глубина циклов разряд/заряд, тем быстрее ваша батарея «прикажет долго жить».

    Вопрос жизни

    — Почему аккумулятор выходит из строя? Как обеспечить максимальную долговечность?

    — Вы меня подбиваете выдать сакральные знания, которые подрывают устои благополучия аккумуляторных заводов, а им и так очень нелегко в настоящее время! Попытаюсь сказать в общих чертах. Если ваша батарейка проходила два сезона и потом отказала, то виноваты ВЫ САМИ и это в подавляющем большинстве случаев.

    Хотите сэкономить на покупке батарей для ваших автомобилей — не покупайте дешевых, не покупайте легких и самое главное — подружитесь с милливольтметром. Каждый раз, когда вы не пользовались своим авто в течение недели, проверяйте напряжение разомкнутой цепи. Всякий раз заряжайте батарею перед пуском двигателя, если напряжение стало ниже чем 12,45 вольт. В таком режиме батарея прослужит не менее 7 лет при пробеге 10-25 тыс. км в год.

    Все «плакальщики» в Интернете — это люди, не знакомые с законом Ома для полной цепи. Вот, кстати, советую и нашим читателям освежить свои знания в этом вопросе. К примеру, АКБ надо рассматривать не только как прибор, имеющий разность потенциалов на клеммах, за счет которого и создается направленный поток электронов во внешней цепи и диссоцоированных ионов в электролите (во внутренней цепи), но и как сопротивление, включенное последовательно в общую цепь, на котором может упасть огромная доля мощности, генерируемая химическими реакциями одновременного окисления и восстановления свинца на разноименных электродах.

    Еще никто не победил свойство сернокислотного электролита значительно увеличивать свое сопротивление при снижении температуры, не в малой степени зависящее и от растущей вязкости при значительных отрицательных температурах. А это ключевая первопричина всех бед.

    — Как можно оценить состояние АКБ, чтобы понять: еще хватит на год-полтора или пора в утиль?

    — Вы обслужили батарею, зарядили. Уровень электролита в норме, батарея вся чистенькая, температура за окном положительная, а стартер крутит лениво, быстро садится напряжение, при подзарядке электролит в отдельных банках начинает кипеть, хотя заряд еще не полный. Эти и другие сопутствующие признаки говорят о многом. Такую батарею в лучшем случае нужно переводить в резерв и в подвал. Жадный заплатит дважды, причем по закону подлости это случится тогда, когда нужно будет срочно отвезти опаздывающую на вокзал к скорому поезду маму жены.Иван КРИШКЕВИЧ, фото автора, Газета «АВТОБИЗНЕС»

    На зарядку становись!

    — Раньше зарядные устройства умельцы делали, как правило, сами из силовых трансформаторов цветных телевизоров и прочего оборудования, — рассказывает Сергей Иванович. — Служили они долго, но наломать дров в руках неопытного пользователя тоже могли.

    Сейчас производители подобного оборудования постарались лишить владельца права на ошибку. По умолчанию это обычный импульсный блок питания, управляемый несложной логикой в цепи стабилизатора напряжения, которая позволяет распознать переполюсовку, отключить прибор в случае перегрева, автоматически сможет перевести заряд в режим ожидания, если батарея уже зарядилась. Обычно присутствуют и «навороты»: устройство само определяет, что батарея в сульфате, может ее «потренировать» импульсами обратной полярности и много другого. Однако в этих девайсах четко реализован самыми дешевыми способами только один принцип — «не навреди».

    Недавно мне пришлось купить зарядное устройство на базе стандартного трансформатора, собранное по классической схеме, оборудованное переключателем большой и маленький ток. Ну очень красивые наклейки! При замере напряжения без нагрузки это устройство отказалось выдавать больше 12,5 вольт. Значит, я был бы обречен до конца дней проклинать всех производителей аккумуляторов и исписывать форумы тезисами, что три дня подряд пытался зарядить батарею такую-то, завтра пойду менять к чертям, полный «отстой» и далее в этом ключе. Сдавать не пошел, домотал обмотку сам, но осадок остался.

    Часто пишут, что устройством можно заряжать батареи до 90 А/ч емкости, но указывают предельный ток не более 3,5 или даже 5 А/ч. Зарядить-то, конечно, можно. Но сколько уйдет на это времени, производитель не указывает. Наверное, чтобы не пугать…

    Наиболее приличные зарядчики (тут цены начинаются от 20$) имеют функции защиты от переполюсовки, предельного тока, тепловой перегрузки и позволяют в ручном режиме заряжать батарею или постоянным током, или по выбору постоянным напряжением. Совсем хорошо, когда есть комбинированные режимы и их можно выбрать. Например, когда батарея разряжена, она способна взять на себя очень большой ток, десятки ампер. Поэтому начало заряда проводится при постоянном токе, продолжается при постоянном напряжении, и, когда батарея перестает принимать зарядный ток в связи с окончанием заряда, пороговая автоматика переводит батарею в режим резервного источника тока. На батарее поддерживается около 13 вольт.

    Мне приходилось работать в лаборатории завода с самыми продвинутыми профессиональными устройствами — зарядно-разрядными системами с регулируемой скважностью, частотой и амплитудой зарядного и разрядного импульсов, с изменением фронта этих импульсов. При этом все вольтамперные кривые и графики температур автоматически сохранялись на компьютер. Глубокий анализ воспитал во мне твердое убеждение, что затраты на подобные устройства не стоят потраченных средств.

    Просматривая предложения, находите в первую очередь батареи с максимальными показателями стартерного тока, а уже потом — емкости в пределах геометрии вашего бокса

    Очищать терминалы батарей, следить за чистотой крышки и состоянием контактных групп, подзаряжать батареи при длительных простоях или при езде зимой в коротких циклах — это было нужно делать раньше, нужно делать и сейчас


    Смотрите также

     

    "Питер - АТ"
    ИНН 780703320484
    ОГРНИП 313784720500453

    Новости