С явлением гидроудара (гидроудар двигателя) знакомы не только автовладельцы , в сантехнике (системы водопровода и отопления) гидравлический удар наносит немалый вред. Как избежать опасности — советы специалиста.
Физику гидроудара Н. Е. Жуковский изучил и подробно описал в 1897—1899 г. Согласно его теории увеличение давления при гидравлическом ударе определяется в соответствии по формуле:
Если обратите внимание на график, увидите что, давление в месте образования гидроудара увеличивается троекратно. Т.е., если труба рассчитана на давление 15 кг/см , а давление в системе 10 кг/см то в пиковых значениях на её стенки кратковременно испытывают нагрузку 30 атм! Что очень опасно.
Очень опасное явление, в результате которого водопроводные трубы, фитинги, запорная арматура выходят из строя. Резкое повышение давления воды при выключении крана смесителя (особенно однорычажного), вызывает отрицательный или положительный гидроудар. После чего, вода по инерции продолжает заполнять трубы прежней скоростью, но встречает на своем пути внезапно возникшее препятствие. При этом в области непосредственно около препятствия, образуется избыточное давление на стенки трубы. Вода не сжимается и ей деваться некуда, как следствие стенки трубы растягиваются, появляются свищи, продольные трещины, возможно повреждение места стыка или пайки трубы.
Значительные перепады давления в водопроводной системе могут быть вызваны включением воды, работой запорной арматуры унитаза, резким включением и выключением смесителя.
Чтобы избежать резких перепадов давления и не подвергать опасности гидравлического удара водопроводные трубы, смеситель и другое сантехническое оборудование необходимо после отключения воды подавать воду плавно, постепенно поднимая давление в системе. Самый надежный метод — установить в систему водопровода регулятор давления воды.
Принцип работы регулятора давления воды можно сравнить с работой электрического стабилизатора напряжения, он срезает излишки напряжения, не позволяя перегрузить телевизор или компьютер. В вашем водопроводе не нужно давление 18 кг/см², для комфортной жизни достаточно давления 1-3 кг/см².
Что бы регулятор прослужил долгие годы, необходимо придерживаться схемы установки как на рисунке ниже:
на схеме направление движения воды с лева на право
Такую схему установки регулятора давления воды (РДВ) целесообразно делать как на холодную, так и на горячую воду. После установки регулятор настраивается на нужное давление и не нуждается в дальнейшем обслуживании.
Поршневой регулятор более точно держит установленное давление вода в системе водопровода квартиры, но более чувствителен к частицам ржавчины и быстрее выходит из строя, чем мембранный редуктор. Конструктивно они не значительно отличаются, в одном в качестве запорного элемента используется поршень, в другом мембрана.
Самая частая причина прорыва труб – гидроудар
Если вы часто слышите какие-то щелчки и удары в водопроводных трубах, это, скорее всего, возникающие при закрытии кранов гидроудары в системе водоснабжения. Явление очень распространенное, и часто приводящее к частичному или полному выходу системы из строя.
Остаться на какое-то время без воды – это ещё не самая большая проблема. Хуже, если прорыв случается в отсутствие хозяев, вызывая потоп в вашей, и нижерасположенных квартирах. Поэтому знать, почему возникает гидроудар, что это такое и как его предотвратить, должен каждый собственник жилья.
Для начала, давайте разберемся, что такое гидравлический удар. Все просто: это резкий скачок давления воды в трубах в ту или иную сторону.
Расширение трубы при гидроударе
Движение потока в разных условиях
Ударная волна затихает не сразу, она накатывает и отступает несколько раз с уменьшающейся силой и амплитудой. Все это происходит за доли секунды, в течение которых трубы испытывают попеременно то положительную, то отрицательную нагрузку.
Есть и другие причины, вызывающие гидроудар. Это воздушные пробки в трубопроводе, резкие повороты или сопряжения труб разных диаметров, резкие включения насоса. Любая преграда на пути скоростного потока жидкости, изменяет её объем и, как следствие – давление.
Теперь давайте посмотрим, к чему могут привести частые гидравлические удары в домашней системе водопровода, как определить, что они есть, и как их устранить.
Начнем с того, что первым признаком возникновения гидроударов является шум в системе: стук, щелчки, глухие удары. Определить их можно и по визуальным признакам. Это, в первую очередь, текущие краны и смесители, а также обжимные фитинги-соединители с резиновыми прокладками.
Когда на водоснабжение дома гидроудары воздействуют с достаточной силой, эти прокладки и уплотнители выдавливаются первыми. Герметичность системы нарушается.
Для справки. Скачки давления могут вывести из строя и счетчики воды, манометры и другие контрольно-измерительные приборы.
Но самое неприятное — это разрыв трубопровода. Слабые толчки ему не страшны, а вот регулярное воздействие мощных ударов, может привести к разгерметизации даже нового водопровода.
Стрелка манометра на фото изогнулась в результате удара об ограничительный штифт при резком скачке давления Разрыв трубы в результате гидроудара Вода в счетной камере водомера, попавшая туда из-за выдавливания уплотнительного кольца Обжимные соединители постепенно сползают с трубы при каждом гидроударе Многослойные трубы из-за частых ударов расслаиваются, и при возникновении зоны разрежения «схлопываются» Печальные последствия нарушения герметичности системыОдним словом, подобные явления серьезно влияют на целостность трубопроводов и срок их безаварийной службы. Подчас мы своими руками создаем себе проблемы, доверяя монтаж водопровода неквалифицированным специалистам, или занимаясь им самостоятельно без знаний и опыта.
Обратите внимание! Результатом могут стать затопление квартиры, порча мебели и бытовой техники, серьезные затраты на восстановление системы водоснабжения. А иногда и серьезные травмы и ожоги, если происходит прорыв трубы отопления или подачи горячей воды.
Защита от гидроудара в системе водоснабжения квартиры, может производиться разными способами. Но первое, что нужно сделать, это провести ревизию всей системы на предмет обнаружения протечек, слабых мест и вообще — возраста и пригодности трубопровода к эксплуатации.
Старые трубы лучше полностью заменить на новые пластиковые, со сварными соединениями. Это самый надежный и долговечный вариант.
Совет. Если смонтировать систему из труб большего диаметра, чем прежде, это значительно ослабит силу гидроударов за счет снижения скорости потока.
Надежность системы зависит от качества материалов и монтажа
Теперь предлагаем изучить несколько способов, как убрать это явление или ослабить его воздействие на вашу водопроводную систему. Одни из них пригодятся в квартирах, другие в загородных домах с автономным снабжением. Но большинство – универсальны.
С них и начнем:
Смеситель вентильного типа
Эластичный участок трубопровода
Специальная резиновая вибровставка
На устройстве таких компенсаторов и правилах их монтажа, стоит остановиться подробнее.
На следующей картинке можно увидеть устройство детали в разрезе, где:
На приведенных выше схемах, показаны примеры правильной установки компенсаторов. Они могут монтироваться горизонтально или вертикально, на коллекторах холодной и горячей воды, либо на любом участке трубопровода, ведущего к конечной точке потребления воды.
Главное – не допускать застоя воды у входа в компенсатор, иначе в системе могут начать размножаться бактерии. По этой причине, инструкция не допускает его установку в верхней части стояка.
Такой способ монтажа недопустим
Что касается технических характеристик, то у данного конкретного устройства они следующие:
Номинальное давление | 10 бар |
Максимальное давление | 50 бар |
Размер присоединения | 1/2″ (16 мм) |
Максимальная температура | 1000С |
Это те параметры, по которым подбирается устройство. Они могут отличаться.
Если ваше жилище снабжается водой из автономного источника с помощью насосного оборудования, для предотвращения гидравлических ударов можно использовать следующие методы:
Устройство гидроаккумулятора
Насос с частотным преобразователем
Это самые распространенные методы, позволяющие надежно защитить внутридомовую систему водоснабжения от деформации и разрушения.
Согласно статистике, больше половины аварий на трубопроводах возникает не из-за коррозии или усталости материалов. Их причиной становятся гидроудары в системе водоснабжения. Но, как вы уже убедились, их вполне можно избежать, если сразу монтировать систему по всем правилам, и оснащать её специальными устройствами, гасящими ударную волну.
Что может произойти, если этого не сделать, смотрите на видео в этой статье.
О таком явлении, как гидроудар в системе водоснабжения, стали говорить еще в 19 веке, когда промышленность развивалась достаточно быстро, и стало повсеместно использоваться оборудование для перекачки жидкостей. И это явления стали сразу же изучать, потому что оно было негативным. Современная статистика утверждает, что 60% поломок трубопроводов с жидкостями – это и есть гидроудар в них.
Разрыв водопроводной трубы от гидроудара
Что такое гидроудар? Это резкий скачок давления внутри трубопровода. А причина банальна – изменение скорости движения жидкости. Поэтому еще на стадии разработки водопровода, необходимо учитывать данное явление, которое будет определять надежность системы водоснабжения. Это явление сопровождается различными шумами внутри труб, щелчками, постукиваниями. Казалось бы, вроде бы ничего опасного, поэтому многие звукам не придают особого значения, но на деле все иначе. Гидроудар в водопроводной системе приводит к растрескиванию труб, к выходу из строя оборудования и запорной арматуры.
Итак, основная причина гидроудара – это изменение скорости потока жидкости в трубе. При этом перепад должен быть скачкообразный, то есть, резким. К примеру, отключился насос подачи воды, или, наоборот, он резко включился. Особенно это будет чувствоваться в местах, где поток воды встречается с какой-либо преградой: воздушным пузырем или запорной арматурой. Через задвижки и вентиля жидкость проходит без проблем, здесь ее скорость практически не изменяется, но увеличивается перед ними ее объем.
А увеличение массы – это увеличение давления на данном участке, которое при разных обстоятельствах может превышать 10 атм. Такой избыточный объем должен куда-то выйти, а так как водопроводная система отчасти закрытая, то появляется большая вероятность, что труба на этом участке, особенно в стыке с запорной арматурой, разорвется.
Пластиковая труба после неоднократных гидроударов
Итак, об основной причине уже упоминалось – включение или выключение насоса. Теперь остальные причины.
Как правильно закрывать запорную арматуру
Безопасность системы водоснабжения основана на правильном подходе к ее проектированию. Поэтому очень важно, создавая водопровод, учитывать все нюансы, касающиеся причин возникновения гидравлических ударов. И самое основное – это постараться создать такую трубную разводку, в которой вода при движении не встречала преград, а точнее, их должно быть как можно меньше.
Но даже установленный вентиль на пути движения воды не всегда будет той преградой, которая создаст большое давление. Ведь все будет зависеть от объема жидкости, которая начнет собираться перед ним. К примеру, короткий трубопровод или труба с малым диаметром. На таких участках гидравлические удары большая редкость.
Что касается последствий, то неприятных моментов, созданных гидроударом достаточно много.
Последствия гидравлического удара в водопроводной трубе
Есть несколько способов, которые помогут избавиться от такого явления, как гидроудар в системе водоснабжения. Некоторые специалисты считают, что комплексный подход использования нескольких методов поможет избежать больших неприятностей.
Есть еще один момент, который касается чисто юридической стороны вопроса. Все инженерные коммуникации многоквартирного дома относятся к управляющим компаниям, которые их обслуживают и за них отвечают. Так вот эксплуатируя эти сети, необходимо проводить оценку системы водоснабжения и остальных в том числе. Все дело в том, что в таких домах слишком много потребителей, к каждому из которых должна быть подана вода под определенным давлением. И это обозначено в законодательных документах.
Стояк водопровода многоэтажного дома
То есть, получается так, что на последнем этаже, скажем двадцатиэтажного дома, вода из крана должна течь так же, как и в квартире первого этажа. Поэтому внутри водопровода создается насосами избыточное давление, чтобы уравновесить его показатели по высоте стояка. Теперь представьте, что случится, если одномоментно отключится большое количество потребителей, что обычно и происходит в ночное время. В стояке быстро повысится давление, которое и приводит к гидравлическим ударам. Поэтому именно управляющие компании отвечают за установку компенсаторов или других приборов, сдерживающих гидроудар.
Отсюда вывод, если компания не выполнила проверку водоснабжения дома, если системы защиты работают плохо или не работают вовсе, то за все несет ответственность руководитель этой компании. К нему все жалобы и претензии. И если управление только отписывается, то смело можно идти в суд, который примет сторону потребителей, то есть, жильцов дома.
Многие неопытные автомобилисты во время езды по лужам на большой скорости зачастую сталкиваются с таким явлением, как гидроудар двигателя. Что это такое, и чем он опасен? Об этом далее.
Гидроудар двигателя — это попадание воды в камеры сгорания. Как правило, она попадает туда через воздуховод, куда, в свою очередь, влетает в виде мощных брызг с воздухом. Опасность этого явления заключается в том, что после проникновения влаги в мотор поршни ударяются об образовавшуюся водяную пробку, вследствие чего двигатель запросто выходит из строя.
На практике это выглядит как характерный удар, после чего двигатель останавливается и не заводится. Причем, чем более высокие обороты были в момент удара, тем выше вероятность значительных повреждений. Ведь таким образом кинетическая энергия вращающихся частей сможет сломать практические любые металлические конструкции.
Процесс возникновения этого явления может быть двух типов. В частности, вода может попасть в двигатель двумя путями:
Нагляднее о гидроударе
Однако, как показывает практика, чаще всего причиной гидроудара является именно первый вариант. То есть, как упоминалось ранее, водители, не знающие об опасностях, которые представляет собой это явление, несутся на огромной скорости по лужам, за что и расплачиваются впоследствии.
Далее все происходит по одинаковому сценарию. Вода, как известно, не сжимается ни при каких условиях, в отличие от воздуха или топливной смеси. Поэтому, во время такта сжатия, то есть, когда клапана находятся в закрытом состоянии, поршень в конце движения естественным образом упирается в водный барьер. Вот этот процесс и представляет собой самый настоящий гидроудар.
Чем больше кинетическая энергия поршня (выше обороты двигателя), тем этот удар будет сильнее. Соответственно, вероятность критической поломки возрастает в разы.
Стоит добавить, что гидроудару более подвержены машины с низкой подвеской (спортивные). Соответственно, чем выше расположение двигателя, тем вероятность его возникновения уменьшается. Однако уменьшается — не значит, что она пропадает вовсе.
Следствиями гидроудара могут самые неприятные ситуации вплоть до критических поломок двигателя. В частности, велика вероятность погнутости шатунов, поломки поршней или их пальцев. Весьма распространенной поломкой является разрыв блока двигателя. Поэтому ремонт возникшей проблемы — дело недешевое.
Какие последствия гидроудара для двигателя
Порой возникает необходимость не только в капитальном ремонте мотора, но и в его замене. Естественно, чем серьезнее поломка — тем дороже ремонт. И речь в данном случае идет не только о покупке необходимых запасных частей, но и об оплате услуг специалистов, проводящих соответствующие работы.Однако, лучше предупредить проблему, чем исправлять последствия ее появления. Поэтому каждый водитель должен знать, как избежать гидроудара, и что делать, если он все-таки приключился с машиной.
Как отмечалось выше, первая и основная рекомендация — не ездить по лужам на большой скорости. А если льет сильный дождь или предполагается ехать буквально по «рекам», то лучше воздержаться от подобных поездок. Необходимо трезво оценивать возможности вашего автомобиля. Если вы находитесь за рулем малолитражки, то вряд ли будет целесообразно преодолевать на ней глубокую лужу.
Но если ехать в описанных погодных условиях все-таки необходимо, то делать это нужно с умом. Если вы знаете дорогу и приблизительное расположение ям, которые превращаются в глубокие лужи — это лучше. В таком случае старайтесь объезжать их как можно дальше. В противном случае не превышайте скорость. Она не должна быть выше 10 км/ч при значительном уровне воды. Включайте лишь первую передачу. Помните об описанном выше правиле — чем выше скорость, тем страшнее потенциальные разрушения двигателя.
Что же делать, если гидроудар все-таки произошел? Первым делом — не паниковать! Первый признак того, что это случилось — отключение двигателя после преодоления значительной водной преграды или лужи на высокой скорости. Запомните — не пытайтесь снова завести мотор, так вы его лишь добиваете. В этом случае необходимо выйти из машины, открыть капот и выкрутить все свечи. После чего необходимо разобрать кожух воздушного фильтра. Если на ощупь он мокрый — значит, дело плохо. В этом случае можно попробовать покрутить вал двигателя. Если вам повезет, то из отверстий, где были вкручены свечи, польется вода. Но все же нельзя вкручивать их обратно и пытаться завести мотор.
Что делать, если автомобиль заглох в луже
Даже в этом случае, не говоря о таких, когда подобные процедуры проделать невозможно или они не закончились положительным результатом, нужно вызывать эвакуатор и ехать с машиной на станцию технического обслуживания. Там с помощью специального оборудования специалисты просушат цилиндры и непосредственно двигатель полностью. Кроме этого, необходимо будет просушить воздушный фильтр и патрубок воздуховода.Помните, что лучший ремонт — это профилактика! Ездите аккуратно по лужам, и гидроудар будет вам нестрашен.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453