С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Белый дым из выхлопной трубы причины дизель


Причины дымности дизеля

Если дизельный двигатель начал дымить, то ему однозначно необходим ремонт. Также может потребоваться и ремонт форсунок. Цвет выхлопных газов дизеля может быть черным, серым, синим и белым.

Черный дым

Появление черного дыма во время работы дизельного двигателя свидетельствует о том, что топливо не до конца сгорает. Основные причины этого могут быть две: или подается чересчур много топлива, или используемый дизель имеет плохое качество. Если воздуха в двигателе мало, то выхлопные газы приобретают черный или темно-серый цвет. Привести к этому может загрязненный воздушный фильтр.

Причиной повышенной подачи топлива могут быть неправильная настройка топлива на топливном насосе высокого давления, либо форсунки износились, начали «лить», давление впрыска стало низким. Изношенный регулятор оборотов в топливном насосе тоже может быть причиной черной «дымности». Избежать износа ТНВД нельзя, так как это нормальное последствие эксплуатации двигателя.

Все внутренние компоненты топливного насоса при работе мотора трутся друг о друга, поэтому важно наличие хорошей смазки, которая содержится в дизельном топливе. К сожалению, отечественный дизель не отличается высоким качеством, поэтому износ ТНВД наступает быстрее положенного срока. Причинами дымности серого цвета являются те же неисправности, что и в случае образования черного дыма, только в данном случае они не такие ярко выраженные.

Цены на ремонт форсунок

Бесплатные консультации по телефону:  8 (905)  220-43-05

Вид работыСтоимость (руб.)
Сн-уст форсунки (механика) 250 – 500
Сн-уст форсунки (Common-Rail) 500 – 1000
Диагностика форсунки (механика) на стенде 50
Диагностика форсунки (Common-Rail) на стенде (с распечаткой)

500

Диагностика насос-форсунки на стенде (с распечаткой)

500

Ремонт форсунки (механика)

250 - 350
Ремонт форсунки (Common-Rail) Bosch (с распечаткой) 1500 - 7500
Ремонт форсунки (Common-Rail) Delphi ( с распечаткой) 1500 - 5500
Ремонт насос-форсунки с регулировкой на стенде и распечаткой протокола (без учета стоимости запасных частей) 1500 - 4500

Синий дым

Появление синего дыма (или сизого) свидетельствует о том, что топливо в цилиндре не сгорает, а испаряется на деталях выпускного тракта, находящихся под высокой температурой. Причиной этого могут быть возникновение неисправности в аппаратуре, ответственной за подачу топлива, выход из строя одного из цилиндров, а также поздний угол опережения впрыска. Нередко синий дым требует полного ремонта ТНВД.

Синий дым может появляться и на холодном ходу. По мере прогревания дизеля дым исчезает. Это может быть связано с тем, что свечи канала вышли из строя либо снизилась компрессия в цилиндрах. Таким образом, синий дым сигнализирует о том, что в двигателе происходит поздний впрыск, а компрессия – низкая.

Белый дым

Белый дым, по сути, появляется в тех же случаях, когда и синий. Когда разрушается турбина и моторное масло проникает в выпускной тракт, из выхлопной трубы начинает выходить сизый дым, который можно спутать с белым. В действительности же белый дым образуется тогда, когда охлаждающая жидкость попадает в цилиндры. Причиной этого может быть плохая прокладка на впускном коллекторе, прогоревшая прокладка головки блока или и вовсе треснувшая головка блока.

Почему идет белый дым из выхлопной трубы

Выхлоп на исправном автомобиле должен быть бесцветным. Отсутствие каких-либо примесей или едкого запаха свидетельствует о том, что в цилиндре под необходимым давлением сгорает правильное соотношение воздуха и топлива, а система дополнительной очистки газов (катализатор или DPF фильтр на дизельном двигателе) справляется со своей задачей. В статье рассмотрим причины появления белого дыма из выхлопной трубы, методы диагностики поломки, а также способы ее устранения.

Особенности определения неисправностей по дыму из глушителя

Для человека, часто сталкивающегося с ремонтом автомобилей, не секрет, что каждая из характеристик выхлопа имеет значение при диагностике неисправности. Но неопытные автолюбители могут пренебречь некоторыми важными тонкостями. Изменение цвета выхлопных газов легко заметить при любых условиях, но стоит помнить, что у белого дыма могут быть несколько разновидностей:

  • дым с сизым оттенком;
  • выхлоп бело-серого цвета;
  • густой дым;
  • выхлоп в виде пара.

Также для диагностики важно, в каких режимах работы силового агрегата из выхлопной трубы идет белый дым:

  • в холодную погоду;
  • на прогретом двигателе;
  • при резких перегазовках;
  • только на холодную, а после выхода мотора на рабочую температуру дым исчезает.

Важно! Для обнаружения причины необходимо знать тип топлива, используемого в силовом агрегате. Часто неисправность находится в системе питания, которая у дизельных и бензиновых моторов сильно отличается.

Бензиновый двигатель

Изменение цвета выхлопа можно наблюдать преимущественно в холодную погоду. Водителям, заметившим такое явление, беспокоиться не стоит, так как прозрачный дым белого оттенка – это не что иное, как обычный пар. Вода является естественным продуктом горения топливовоздушной смеси (ТПВС). К тому же ни на одной заправке вы не найдете бензин, полностью очищенный от воды. Из глушителя может идти дым из-за того, что пар, контактируя с холодной поверхностью выхлопной системы, частично конденсируется. Густота такого выхлопа зависит от температуры окружающей среды, а также влажности воздуха.

До наступления зимы, а так же при небольших заморозках беспокоиться о паре из глушителя не стоит. Но в сильный мороз во время коротких поездок пар конденсируется на стенках выхлопной системы. В результате чего образовавшиеся капли воды быстро замерзают во время длительных стоянок и постепенно создают ледяную пробку. В итоге у водителя возникнут проблемы с запуском двигателя.

Как определить, что из глушителя идет именно вода? Поднесите к выпускному отверстию трубы чистый лист бумаги. Образовавшееся влажное пятно не должно быть маслянистым. Можете попробовать подсушить след. Если область влажности бесследно испарилась — значит, из выхлопной трубы в момент проверки шел пар.

Причины

Чаще всего появление выхлопа белого цвета свидетельствует о попадании в цилиндры охлаждающей жидкости. Кроме того, для подобной неисправности характерны следующие признаки:

  1. практически всегда проявляется на прогретом двигателе. Антифриз попадает в цилиндр из-за нарушения герметичности рубашки охлаждения. При прогреве мотора трещина будет увеличиваться, связано это с коэффициентом теплового расширения, которым обладают все составляющие ДВС;
  2. сопровождается прорывом выхлопных газов в расширительный бачок охлаждающей жидкости. Во время тактов сжатия и рабочего хода в камере сгорания образуется сильное давление, что приводит к выходу части газов в канал циркуляции антифриза. При этом ОЖ будет перегреваться разгоряченными выхлопными газами. Для проверки достаточно открутить крышку расширительного бачка, а затем повысить обороты. Для большей достоверности проверку следует проводить как на холодном двигателе, так и разогретом;
  3. постепенно уменьшается уровень антифриза, при этом сама жидкость в бачке может быть с масляной пленкой;
  4. при закрученной пробке расширительного бачка в системе будет увеличиваться давление, поскольку перепускной клапан в крышке не рассчитан на сброс такого количества газов. Проверить это можно, сжав патрубок с ОЖ, который при прорыве выхлопов становится твердым и немного раздувается.

Попаданию антифриза в цилиндр также могут способствовать следующие поломки:

  1. пробой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). В ней полностью воссоздана форма отверстий, необходимых для поступления в ГБЦ охлаждающей жидкости и масла. Прокладка является частью камеры сгорания, поэтому на места, огибающие цилиндр, действует такое же высокое давление, как и на стенки цилиндров и ГБЦ. Если прокладку пробивает в месте между камерой сгорания и каналом охлаждающей системы, то в цилиндр начинает поступать антифриз;
  2. деформация ГБЦ. Контактная плоскость головки блока должна быть максимально ровной. При возникновении деформаций нарушается герметичность, в результате чего антифриз может попадать в цилиндры;
  3. трещина в гильзе или блоке цилиндров. Чаще от такой неисправности страдают силовые агрегаты, в которых цилиндры представляют собой гильзы, впрессовывающиеся в тело блока двигателя. Для лучшей теплоотдачи в непосредственной близости к гильзам располагаются каналы охлаждающей системы, что в случае разгерметизации приводит к попаданию антифриза в цилиндры;
  4. трещина в ГБЦ.

Диагностика и ремонт

Чтобы выяснить причины возникновения выхлопа белого цвета, можно воспользоваться все тем же методом с листом бумаги. Водяной пар быстро испарится с поверхности листа, в то время как продукты горения антифриза оставят маслянистое пятно.

Определить неисправность, повлекшую за собой попадание охлаждающей жидкости в камеру сгорания, намного сложнее. Любое из предположений проверяется вскрытием, поэтому без серьезного ремонта двигателя не обойтись.

Наименее болезненный вариант развития событий – пробой прокладки. В таком случае ремонт ограничится установкой новой прокладки ГБЦ, заменой болтов, которые в процессе работы мотора вытягиваются, и фрезеровкой привалочной плоскости головки. В отдельных случаях обойтись можно даже без фрезеровки. Если проблема не в прокладке и визуально не удается найти трещину, через которую мог бы поступать антифриз, то БЦ и ГБЦ отправляются на опрессовку. При удобном месторасположении дефект можно заварить, а треснувшие гильзы — заменить.

Белый дым с сизым оттенком

Такой цвет выхлопа возникает при сгорании в цилиндрах моторного масла и чаще всего наблюдается при перегазовках. Причиной этому могут быть следующие поломки:

  • износ маслосъемных колпачков;
  • закоксованность маслосъемных колец;
  • износ цилиндропоршневой группы (ЦПГ);
  • неисправность турбины. В таком случае говорят, что турбина гонит масло. Чтобы удостовериться в этом, отсоедините воздушный патрубок от холодной части нагнетателя, там вы обнаружите большое количество моторного масла.

На бензиновом двигателе определить повышенный расход масла можно по состоянию свечей зажигания, которые в таком случае будут иметь черный маслянистый нагар.

Дизельный двигатель

Как и в случае с бензиновым мотором, белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя возникает из-за попадания в камеру сгорания антифриза или масла. Однако это явление может сигнализировать и о проблеме, характерной только для моторов, работающих на тяжелом топливе. Речь идет о неполном сгорании ТПВС, которое возникает по следующим причинам:

  1. неправильный угол опережения впрыска. Виной этому могут быть не только фазы ГРМ, но и подклинивание распылителей;
  2. недостаточное давление в камере сгорания. Может возникать из-за естественного износа ЦПГ, при котором компрессионные кольца уже не справляются с герметизацией камеры сгорания. Когда ситуация с упавшей компрессией еще не критична, силовой агрегат выдает бело-серый выхлоп только на холодную.

Можно ли ездить с такой неисправностью?

При эксплуатации двигателя с подобной проблемой значительно повышается риск перегрева. В такой ситуации важно следить, чтобы антифриз в больших количествах не попадал в масло. Как только в поддоне появится эмульсия, даже до ближайшего автосервиса машина должна отправляться на эвакуаторе. При пробое прокладки ГБЦ возможен и обратный вариант – попадание масла в ОЖ, что также не сулит двигателю ничего хорошего. Худший вариант развития событий – гидроудар, который может возникнуть из-за заполнения цилиндра охлаждающей жидкостью во время стоянки. При последующей попытке завести автомобиль произойдет загибание шатуна, после чего придется делать капитальный ремонт силового агрегата.

Белый дым из выхлопной трубы – причины для бензинового и дизельного двигателя.

Выхлоп автомобиля содержит водяной пар, углекислый газ, некоторое количество CO и соединений азота. При отсутствии проблем выхлопные газы – бесцветная, практически невидимая смесь. Хорошо заметный дымовой шлейф из выхлопной трубы сигнализирует о неисправностях, а цвет дыма служит диагностическим признаком, позволяющим определить характер неполадок.

Наиболее распространены случаи появления белого (встречается множество оттенков – от молочно-белого до серого или сизого) и черного дыма.

Второй, как правило, однозначно говорит о неполадках системы приготовления топливо-воздушной смеси. Причины появления первого значительно разнообразнее.

Не обязательно неисправность.

Густой молочно-белый выхлоп на холодную (при непрогретом двигателе или низкой температуре окружающего воздуха) не говорит о неисправностях. Фактически, это не дым, а водяной пар, содержащийся в выхлопных газах.

В летние месяцы много белого дыма (пара) из выхлопной трубы при старте идет благодаря наличию в глушителе конденсата, осаждающегося после остановки двигателя. При прогреве мотора под воздействием потока раскаленных выхлопных газов конденсат испаряется, концентрация водяного пара увеличивается, что приводит к появлению хорошо заметного облака. При полностью прогретом двигателе и высокой температуре глушителя конденсат не образуется (накопившийся на стоянке испаряется), выхлоп становится прозрачным.

К слову, высокая интенсивность образования конденсата в выхлопной системе – явление не безобидное. С ним связано ускорение коррозионных процессов, преждевременный выход глушителя из строя. Наиболее опасны в этом отношении кратковременные поездки – конденсация влаги на внутренних поверхностях деталей выхлопного тракта в таком режиме происходит особенно интенсивно. Профилактика проста — следует несколько раз в неделю совершать поездки длительностью 30 и более минут (или достаточно прогрева двигателя до рабочей температуры на стоянке).

В холодный сезон визуальный эффект усиливается — содержащиеся в выхлопных газах пары воды конденсируются при воздействии низких температур (аналогично образуется пар при дыхании человека зимой). В этом случае идет белый дым даже после прогрева силового агрегата, густота зависит от температуры и влажности воздуха (снижение первого параметра, рост второго ведут к образованию плотного облака пара, увеличению продолжительности процесса).

Тревогу автомобилиста должен вызывать сильный дым из выхлопной трубы на горячую (при достаточной степени прогрева мотора, теплом окружающем воздухе).

Когда глушитель дымит белым – неисправности.

Существует несколько причин, вызывающих появление белого дыма из выхлопной трубы автомобиля. Большинство связаны с наличием в топливо-воздушной смеси посторонних примесей.

Антифриз в цилиндрах.

Безусловным лидером среди неполадок является попадание охлаждающей жидкости в цилиндры силового агрегата. Характерна она для всех авто, вне зависимости от того, установлен бензиновый двигатель или дизельный. Попадая в камеру сгорания, антифриз испаряется, пары смешиваются с продуктами горения. Образовавшаяся смесь попадает в выпускной тракт, проходит глушитель, создавая густое облако белого дыма на выходе.

Диагностика неисправности.

Провести диагностику опытному автомобилисту труда не составит. Необходимо:

  • Завести двигатель, прогреть в течение 10-15 минут;
  • Взять лист белой бумаги, приложить к выхлопной трубе (закрывать до 50% диаметра), держать 10с.

Выводы делают на основе визуального анализа полученного пятна. Мокрый след без включений масла свидетельствует об отсутствии проблем (облако образовано исключительно водяным паром).

Наличие масляных следов является признаком неисправности.

Для гарантированного выявления проблем следует:

  • Открыть крышку расширительного бачка или радиатора. При нарушении герметичности каналов системы охлаждения продукты сгорания попадают в охлаждающую жидкость, признаком чего выступает характерный запах.
  • Контролировать уровень и качество антифриза в системе. При нарушении герметичности количество жидкости постоянно уменьшается (требуется доливка), происходит загрязнение маслом и продуктами горения (изменяется цвет, нарушается консистенция, образуется пена), становится нестабильным давление (жидкость выдавливает в бачок, возможен выброс через крышку).
  • Проверять качество масла. Антифриз, попадающий в цилиндры, смешивается со смазочными материалами и проникает в масляный картер — образуется эмульсия, свойства которой не обеспечивают смазку деталей силового агрегата. Характерный признак проблемы – вспенивание масла (пена хорошо заметна на щупе и пробке при контроле уровня).
  • Осмотреть свечи – следы ОЖ на электродах, юбке, резьбовой части заметны невооруженным глазом.
Причины и следствия.

Причинами разгерметизации становятся:

  • Нарушение технологии крепления при установке головки блока цилиндров (несоблюдение рекомендованной последовательности или усилий при затяжке крепежа приводит к перекосам, неравномерному распределению механической нагрузки, продавливанию прокладки).
  • Частичное разрушение прокладки ГБЦ (возможно вследствие некачественной обработки поверхностей, или, как указано выше, нарушения технологии крепления).
  • Трещины в головке блока или стенках цилиндров.

Часть проблем (например, прорыв прокладки, нарушение целостности цилиндров) обнаруживаются визуально. Если осмотр не дает результатов, используют простую технологию диагностики (для бензинового двигателя):

  • Коленвал проворачивают и устанавливают в положении, соответствующем закрытому состоянию впускных и выпускных клапанов одного цилиндра.
  • Снимают свечу зажигания.
  • В отверстие свечи направляют струю сжатого воздуха, наблюдают поведение жидкости в расширительном бачке. Повышение уровня ОЖ или вспенивание позволяет судить о нарушении герметичности.

Видео (диагностика проблемы).

Неисправности подобного рода представляют значительную опасность – нарушается тепловой режим двигателя, функционирование системы смазки, дефекты быстро прогрессируют. В результате ускоряется износ деталей, существует вероятность полного выхода силового агрегата из строя. В некоторых случаях повышается риск возникновении гидроудара, затрудняется запуск (например, при скапливании жидкости в запоршневом пространстве).

При обнаружении проблем рекомендуется немедленно устранить причины (как правило, требуется квалифицированный ремонт силами специалистов сервисных центров). Кроме того, обязательна проверка состояния системы охлаждения.

Другие варианты неисправностей.

Белый дым из выхлопной тубы появляется и в других случаях (облако приобретает определенные оттенки, по которым можно судить о характере проблем).

Масло в камере сгорания.

Проблемах позволяет выявить характерный запах гари, изменение цвета выхлопа (приобретает сизый оттенок, вплоть до синевы), газовое облако становится устойчивым (долго не рассеивается в неподвижном воздухе). При проведении теста с листом бумаги на поверхности остается явно различимое масляное пятно.

Различают несколько основных причин явления:

  • Проблемы с клапанной группой – дефекты стержней клапанов, выход из строя (неисправность) направляющих втулок, износ маслосъемных колпачков.
  • В двигателях с турбонаддувом — неисправности турбокомпрессора (как правило, требуется замена узла).
  • Проблемы системы вентиляции (необходима регулировка системы, замена изношенных или неисправных компонентов).

Автомобилисту обязательно проконтролировать уровень и качество масла в системе смазки двигателя, проверить детали поршневой группы, ГРМ, чтобы избежать появления серьезных аварийных ситуаций.

Неполное сгорание топлива.

Появление серого оттенка в белом дыме из выхлопной трубы зачастую является признаком поблем со сгоранием топливо-воздушной смеси.

В бензиновых агрегатах основной причиной становится засорение воздушного фильтра. Как результат, изменяется концентрация топлива в смеси (становится переобогащенной), что приводит к образованию сажи (продуктов неполного сгорания). Наличие частиц черного цвета меняет оттенок дыма.

В дизельном двигателе явление обусловлено несвоевременным самовоспламенением смеси. Грязно-белый цвет облака говорит о наличии в выхлопе газов со следами несгоревших частиц солярки.

Следует знать, что явление характерно для исправного дизельного агрегата при прогреве, но может свидетельствовать о серьезных проблемах.

В первом случае «виновником» становится температура внутри цилиндра, недостаточная для своевременного воспламенения и полного сгорания смеси. При полном прогреве ДВС дым исчезает.

Во втором случае, дымное облако выхлопа является признаком нормального функционирования форсунок — своевременной подачи и качественного распыления топлива, но значительного запаздывания вспышки. Как причины следует рассматривать:

  • проблемы в работе свечи накала;
  • износ плунжеров ТНВД;
  • снижение уровня компрессии в цилиндрах;
  • чрезмерное давление впрыска.

Неисправности из списка усложняют пуск дизеля (на холодную и на горячую), заставляют двигатель троить, приводят к потере стабильности (нагруженного и в режиме холостого хода). Кроме того, наблюдается потеря мощности, ухудшение динамики, рост потребления топлива.

Видео (причины для дизеля).

Истории автовладельцев.

Николай, ВАЗ 2110:

На собственном опыте убедился, что причина появления белого дыма может оказаться очень нетривиальной. Задымила машина внезапно, сразу возникли подозрения о пробое прокладки ГБЦ. Причину проблемы найти самому не удалось – пришлось ехать в сервис (подозревал серьезную поломку). Мастера успокоили – оказывается, причиной стало некачественное топливо (заправлялся в Тульской области в командировке). Спустя пару дней белый дым исчез.

Василий, ВАЗ 2114:

Через неделю после ремонта из глушителя повалил белый дым (даже при прогретом движке) с запахом тосола. Отправился на станцию – думал, бракованную прокладку поставили. Оказалось, интереснее – молодой мастер при замене не стал шлифовать поверхности, продавил. Зашлифовали, поставили новую прокладку (бесплатно, совести хватило), проблемы – как не было.

Олег, Шевроле Ланос:

Буквально месяц как приехал с ремонта – тогда повалил белый дым из глушителя, а потом вообще перестал заводиться. Весь антифриз ушел (трещина в головке была). Починились, вчера – снова задымил, хоть не такое густое облако, как в прошлый раз. Сразу поехал в сервис –посмотрели и немного посмеялись –конденсата скопилось много (последнюю неделю практически далеко не ездил – 5 минут до работы и столько же – обратно). Посоветовали греть почаще (собственно, проблема ушла практически сразу).

Андрей, Нива Шевроле:

Вот с какой проблемой пришлось столкнуться — увеличился расход до 15 л/100 км (больше 350 на одной заправке никак, хотя раньше почти 500 было) и из трубы – белое облако. Прошивка заводская, уровень антифриза в норме, не плавает, пленки на поверхности нет, масло однородное, не пенится. Магистрали промыты, фильтры – с нуля. Вылечить удалось интересным методом – обратил внимание на ошибку «Низкий уровень сигнала датчика детонации». Мастер сказал — зажигание позднит, менять надо. Поставил Бошевский – пришло в норму.

Белый, черный и сизый дым из выхлопной трубы дизельного и бензинового двигателей, причины, как устранить

Дым из автомобильного глушителя может стать диагностическим признаком для многих опытных автолюбителей и профессионалов. Он указывает на появившиеся в силовой установке неисправности, даёт понять по цвету, какие именно проблемы возникли. Так в чём же может быть причина дыма из выхлопной трубы авто?

Определение нормального выхлопа

Определение неисправности двигателя по цвету выхлопа является одним из современных методов диагностики

Множество самых разнообразных приборов нынче способны помочь провести качественную диагностику автомотора. Большинство из них непосредственно связываются с блоком двигателя, что существенно облегчает самодиагностику и контроль за счёт сканеров неисправностей. Однако приборы передают лишь поверхностные сведения о функционировании различных систем и датчиков.

Безусловно, они призваны облегчить диагностику, однако ни один из них, каким бы современным он ни был, не подскажет, что именно не в порядке. Диагностический прибор даёт лишь подсказки, и не более.

Получить конкретную информацию поможет газоанализ или изучение выхлопной системы автомобиля. Другими словами — цвет и состояние выхлопа.

Интересный момент. Проводить диагностику выхлопного тракта рекомендуется только после проверки на герметичность. Дело в том, что внутрь системы частенько попадает воздух (в момент разрежения). Молекулы воздуха сбивают с толку показания, и для специалиста это лишняя головная боль.

2-компонентный автомобильный газоанализатор, подключённый к выхлопу, даст возможность проверить нормальные показатели функционирования силовой установки. Контроль уровня токсичности выхлопа проводится по экостандарту ГОСТ-2003, обязательно в соответствии с Евро-4 и Евро-5.

Применение газоанализатора полностью оправданно

Среди преимуществ газоанализатора выделяется возможность измерения количества содержания СО и СH, графическая интерпретация итоговых результатов и многое другое. В таблице ниже приведены технические характеристики автомобильного газоанализатора, по которым можно будет определить состояние и качество функционирования силовой установки.

Таблица: технические характеристики автомобильного газоанализатора

Исправный двигатель должен выделять газы бесцветные, особенно летом, в тёплое время года. Зимой же цвет может быть беловатым, что объясняется наличием водяного пара, присутствующего в выхлопном газе.

Следует знать, что автомашины с дизельным силовым агрегатом попадают под ГОСТ 21393, если речь заходит о диагностике норм выхлопных газов. При этом основным критерием становится числовое значение понижения света, который эксперты называют К.

Внимание. Показатели К всегда рекомендуется измерять на бесскоростном положении, в двух режимах.

Диагностика в режиме свободного ускорения

Благодаря диагностике выхлопа удастся выявить правильность функционирования ДВС

На стоящей неподвижно автомашине измерения проводятся следующим образом:

  1. На глушитель диагностируемого авто ставится оптический детектор или соединяется шланг измерительного зонда газоанализатора. Обязательно задействуется регулятор масла.
  2. Затем непосредственно к силовому агрегату подключается ДЧВ (датчик частоты вращения) коленвала.
  3. Силовой агрегат заводится и прогревается до рабочей температуры. Одновременно ставится частота вращения на самый минимум.

Перед измерениями обязательно следует выполнить серию из 6 повторных циклов изменения амплитуды вращения коленвала автомобильной дизельной силовой установки. Схема должна идти от минимума до максимума, с плавным нажатием на педаль акселератора с временным интервалом 7–15 секунд (крайнее положение — упор педали до пола).

После этого проводится повторная серия, но уже состоящая из 4 измерений. В данном случае надо нажимать на педаль газа быстро, но не резко. Держать педаль следует около 2–3 секунд, поддерживая таким образом постоянную амплитуду вращения коленвала, ограничиваемую ТНВД.

Внимание. Цель манипуляции — определить максимальное значение К, амплитуда вращения с ограничителем ТНВД и амплитуда вращения в бесскоростном положении.

Как определить неполадки в режиме оптимальной частоты вращения

В данном случае показатели снимаются не позднее чем через минуту после испытаний первым способом. На педаль следует нажимать плавно, тем самым управляя подачей горючего равномерно. Педаль удерживается 2–3 секунды, амплитуда вращения регулируется ТНВД.

Диагностика с помощью газоанализатора

Нормальными показателями дымности являются такие значения, при которых они не превышают 6 процентов по специальной шкале, в графе N (подробнее в таблице).

Примечание. Это значение N представляет собой степень ослабления К, что обусловливается поглощением и рассеиванием света выхлопными газами, проходящими сквозь глушитель.

Что касается допустимости норм дымности дизельных агрегатов, то они представлены уже в другой таблице.

Таблица допустимости норм дымности дизельных двигателей

Выявление неисправностей силовой установки по цвету выхлопа

Итак, изменение цвета выхлопа всегда свидетельствует о неисправностях либо в самом моторе, либо в какой-нибудь автомобильной системе. Цвет может быть разным в зависимости от конкретного характера нарушения.

Чёрный выхлоп: причины и последствия

Если из глушителя повалил чёрный дым, то это явное свидетельство неполного сгорания горючего в цилиндрах двигателя. Вероятнее всего, что в мотор поступает недостаточное количество воздуха, смесь обеднена и сгорает из-за этого не полностью.

Черный дым из глушителя может свидетельствовать о неполном сгорании топлива

Дым чёрного цвета также может говорить о малой доле компрессии в силовой установке. Чтобы удостовериться в этом, достаточно проверить расход топлива. Если он повысился, это лишний раз доказывает малую компрессию.

Ещё причины, вызывающие появление чёрного выхлопа:

  • Засорение системы выхлопа.
  • Проблемы с воздушным фильтром.
  • Ошибки в регулировке зазоров свечей.

Кстати, на карбюраторном ДВС появление чёрного выхлопа почти всегда свидетельствует о засорении или неисправности карбюратора.

Что касается разницы появления чёрного выхлопа между дизельными и бензиновыми агрегатами, то на вторых часто это является причиной подтекания форсунок. Решается проблема легко — форсунки очищаются и промываются. У дизельного мотора наличие чёрного дыма несёт куда более обширный характер. Это может говорить о наличии сложностей в самом моторе, особенно при появлении дыма во время запуска.

Кроме того, у бензиновых агрегатов на инжекторе и карбюраторе чёрный выхлоп — прямое свидетельство дефекта датчика системы впрыска. У дизельных агрегатов наличие чёрного выхлопа может говорить также про неисправности систем регулирования наддува, подтекании запальной свечи или чересчур малом давление впрыска топлива из-за неправильно установленных (неродных) форсунок. Сложности могут быть и с ТНВД, что тоже приведёт к появлению чёрного дыма на дизелях, в том числе и турбо.

Чёрный выхлоп легко просматривается в дневное время, когда светло. Подробнее о появлении чёрного выхлопа можно посмотреть в видеообзоре.

Почему из глушителя идёт сильный чёрный дым

Белый выхлоп на бензине и дизеле

Как и было написано выше, белый цвет выхлопа не всегда свидетельствует о неисправности, ведь в холодное время года такое случается. Но такой цвет постепенно исчезает по мере нагревания мотора.

А вот на прогретом ДВС появление густого белого выхлопа — уже не есть хорошо. Причиной этого становится проникновение в моторные цилиндры антифриза (тосола).

Примечание. В этом случае его оттенок может быть разным, так как напрямую зависит от состава жидкости и состояния окружающей среды, степени освещённости и т. д. В некоторых случаях оттенок напоминает сизый цвет, наподобие масляного дыма.

Белый дым из глушителя повод задуматься

Как же отличить нормальный белый выхлоп и неисправный? Легко — надо обратить внимание на то, рассеивается ли дым. Если да, то это водяной пар и ничего более. А после масляного дыма синеватый туман не уходит и остаётся ещё надолго.

Антифриз способен попасть в двигательные цилиндры по разным причинам, но основная — это выход из строя прокладки или трещина в ГБЦ.

Другие причины появления белого выхлопа следующие:

  • Перегрев мотора, вызванный нерабочим термостатом.
  • Проблемы с регулятором задействования вентилятора или выход из строя последнего.
  • Утечка жидкости из радиатора.

После доказания природы белого дыма эксплуатировать автомашину запрещено. Подобные дефекты имеют свойство быстро прогрессировать, да и функционирование ДВС в таком режиме значительно ускорит износ важнейших элементов, и без капремонта мотора через пару сотен километров пробега проблему уже не устранить.

Сизый (синий, голубой, серый) выхлоп

Как правило, основной причиной появления голубого выхлопа эксперты называют масло. Другими словами, смазка попадает внутрь ДВС, в результате чего из глушителя начинает идти сизый дым.

Безусловно, «маслодым» всегда сопровождается повышенным расходом горючего. Если расход топлива не слишком высок, сизый дым появляется в основном только при разгоне автомобиля. Если же потребление горючего уже переходит все границы, синий выхлоп присутствует всегда, даже при обычных режимах езды.

Причина появления такого дыма кроется не в самом попадании масла, а связано это с устареванием внутренних элементов ДВС. Одновременно с этим возможно снижение компрессии.

Надеемся, что нам удалось хоть как-то помочь автолюбителям понять причины появления дыма из выхлопа и по этим признакам определить «болезнь» двигателя автомобиля. Помните, что в машине всегда можно всё отремонтировать, и если что-то не получается сделать своими руками, надо обращаться в специализированные центры.

  • Автор: Марк Хачатрян
  • Распечатать


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости