С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Белый нагар на свечах


Причины белого налета на свечах зажигания (в том числе на инжекторе) и варианты решения проблемы

Двигатель, как и любой другой механизм, может начать давать сбои. А свечи зажигания могут служить своеобразным индикатором состояния мотора. Но далеко не каждый автолюбитель знает, что означают показания этого индикатора. В этой статье расскажем читателю, о чём говорит белый налёт на свечах зажигания и как от него избавиться.

Как выглядит свечной налёт

Налёт на электродах свечей зажигания

Он напоминает слой белой пыли, осевшей на электродах свечи. Иногда имеет сероватый оттенок. Возникает на самых разных автомобилях и чаще всего говорит о неполадках в системе зажигания.

Причины появления белого нагара на свечах зажигания

  • В топливной смеси, поступающей в камеру сгорания, слишком мало воздуха, т. е. она обеднена.
  • Возгорание топливной смеси в камере сгорания происходит слишком рано.
  • Калильное число используемых свечей зажигания слишком низкое.

Это — самые распространённые причины появления белого налёта как в карбюраторных, так и в инжекторных автомобилях.

Способы устранения на инжекторе и карбюраторных авто

  • Если налёт возникает из-за бедной топливной смеси, виной тому плохое качество бензина. Решение очевидно: следует заправляться в другом месте.
  • Если нагар на свечах появляется из-за раннего зажигания, то проблема решается уменьшением угла опережения зажигания.
  • Наконец, если налёт возник из-за низкого калильного числа свечей, следует заменить их новыми, предварительно уточнив верное калильное число в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Как видно из этой статьи, избавиться от белого налёта на свечах зажигания довольно просто. А вот затягивать с устранением этой неполадки не следует, поскольку она часто говорит о систематическом перегреве камеры сгорания двигателя. Перегрев ведёт к прогоранию клапанов двигателя. А ремонт клапанов — это дорого.

  • Автор: Алексей Степанов
  • Распечатать

Причины белого налета на свечах зажигания

Свечи зажигания предназначены для исполнения двух основных функций — розжига топлива внутри камеры сгорания, а также отвода излишков тепловой энергии непосредственно после старта детонации. Функционирование этого элемента оказывает непосредственное влияние на тяговые качества автомобильного мотора. В том случае, если его работа на холостом ходу нарушилась, он начал трудно запускаться или «подергиваться», то нужно взглянуть на состояние именно свечей.

Автомобильные изготовители указывают в техпаспорте сведения, которые касаются периодичности замены свечей. Однако эта информация зачастую преувеличена в целях рекламы, и производить замену свечей зажигания приходится гораздо чаще, нежели утверждают специалисты-разработчики. Если появились какие-то подозрения, касающиеся исправности данной детали, то произвести соответствующую проверку не так уж и трудно: нужно взглянуть на цветовой оттенок нагара на поверхности электродов. Так можно узнать, из-за сбоя в каких именно автомобильных системах появилась проблема.

Причины возникновения

Свечи работают в крайне непростых условиях, при которых они подвергаются химическому и термическому воздействию. В процессе сжигания горючей смеси на поверхности электродов возникает сероватый налет, который является свидетельством правильного функционирования всей топливной системы. Однако налет может иметь белый, черный или красный оттенок, что обязательно должно насторожить автомобилиста: подумать о потребности в проверке мотора на наличие тех или иных неисправностей.

Оттенок нагара говорит о конкретной проблеме с автомобильным двигателем. В большинстве случаев они имеют отношение к моменту образования искры, температуре внутри камеры сгорания и составу топлива.

Проверка свечей

Специалисты говорят, что проверка свечей — это лучшее диагностическое средство для выявления неисправности, связанной с процессом возгорания топлива. Однако диагностика осуществляется лишь на новых свечах, предварительно сделав прокаливание. Их ресурс должен составлять примерно сто пятьдесят-двести километров.

Для того чтобы произвести проверку состояния автомобильного мотора по цвету нагара, нужно:

  1. Поставить «свеженькие» свечи;
  2. Выработать указанный выше ресурс, то есть как следует их прокалить;
  3. Взять свечи и взглянуть на оттенок образовавшегося нагара.

Оттенки нагара

Черный маслянистый

Самая распространенная расцветка нагара — именно черная. Тут есть пара вариантов. Этот нагар различают по структуре.

Если нагар имеет сероватый или кофейный цвет и распределен равномерно, то при сгорании топлива нет никаких проблем. Такой нагар свидетельствует о стабильном функционировании силового агрегата.

Маслянистый налет, появившийся в резьбе и на поверхности электрода, нередко возникает одновременно с иным признаком — синеватой дымкой при запуске мотора. Такой налет свидетельствует о том, что внутрь камеры сгорания попадает слишком много масла. Случается это по ряду причин:

  1. Изношенность колпаков на поршне;
  2. Втулок в клапане;
  3. Поршневых колец.

Из этого можно сделать вывод, что данная проблема относится к элементам цилиндро-поршневой системы. При наличии такого рода неисправностей нужно просто поменять износившиеся элементы.

Сухой

Другая разновидность нагара называется «бархатистой» или «сухой». В этой ситуации в нагаре нет никаких маслянистых подтеков. Зачастую он свидетельствует о попадании воздушно-топливной смеси внутрь камеры сгорания. При появлении налета такого типа возможно наличие следующих проблем:

  1. Неправильное функционирование свечей зажигания. Вполне возможно, что им просто не достает энергии на создание искры;
  2. Недостаточная компрессия цилиндров;
  3. В карбюраторных моторах проблема нередко связана с их некорректной настройкой. Реанимировать двигатель поможет опытный специалист;
  4. В инжекторах неисправность может свидетельствовать со сбоями в работе с устройством, регулирующим давление горючего. В этой ситуации также можно наблюдать чрезмерный топливный расход;
  5. Неисправность или засоренность воздухофильтра, которому нужна очистка.

Красный

Если автомобилист пользуется какими-то присадками для масла или горючего, то он может наблюдать красноватый налет. Это обуславливается выгоранием химических компонентов. В таком случае нужно сократить объем используемых присадок.

Белый

Этот налет может иметь глянцевую поверхность или проявляться в виде беловатых отложений.

Налет с глянцевой структурой говорит о том, что элемент не охлаждается должным образом. Кроме нее, перегреву также могут подвергаться поршни, обуславливая появление трещинок в клапане. Зачастую причина заключается в нехватке жидкости в охлаждающей системе. При появлении глянцевого нагара лучше обратиться за помощью к специалисту, который будет прокаливать свечки и узнает проблему по налету.

При появлении ровного белого налета неприятность кроется в залитом горючем. В этой ситуации желательно произвести проверку качества топлива и заменить его при необходимости.

Современные бензиновые автомобили оснащаются инжекторной системой впрыска, которая требует соответствующего ухода и обслуживания. В процессе экспл .

Обслуживание карбюратора предусматривает периодическую промывку конструкции один раз в два года, а также сразу при проявлении признаков засорения. .

Карбюратор в автомобиле является неотъемлемой частью механизма и относится к системе двигателей внутреннего сгорания. Он находится под капотом, не .

Нагар на свечах зажигания, как средство диагностики

Свеча автомобиля служит для образования искры со скоростью до 15 разрядов в секунду. Цвет нагара, образовывающегося на контактах, точно указывает на проблемы автомобиля.

Организацию слаженной работы двигателя внутреннего сгорания обеспечивают дополнительные системы:

  • зажигания;
  • подачи топливной смеси;
  • охлаждения и смазки;
  • вывода отработанных газов
  • и др.

Каждая из этих систем, прямо или косвенно, влияет на скорость и качество сгорания топлива в цилиндрах двигателя. В результате химических реакций на свечных электродах образовывается налет. В зависимости от качества горючий смеси, времени образовании искры, ее мощности и длительности изменяется кинетическая энергия, двигающая поршень двигателя.

Диагностика по цвету налета электродов свечей

Легкий светло-коричневый (желтый) цвет налета на электродах говорит о нормальной работе двигателя и интегрированных с ним устройств. Но, в некоторых случаях нагар на свечах зажигания может быть черным, белым или красным.

Почему свечи зажигания черные догадаться легко, но определить истинную причину неисправности сложнее. Среди основных причин сгорания смеси с образованием избыточного остатка сажи:

  • нарушение герметичности системы газораспределения (неплотное прилегание клапанов);
  • позднее зажигание (топливная смесь не успевает сгореть полностью);
  • попадание моторного масла в камеру сгорания;
  • избыточная топливная смесь из-за неисправностей карбюратора или инжектора (недостаток кислорода);
  • засорение воздушного фильтра.

Основная причина появления черного налета может быть только из-за неэффективного сгорания топлива по причине попадания в него масла, снижения количества кислорода или несвоевременного искрообразования.

Белый нагар на свечах зажигания образуется по другим причинам. Он говорит об обедненной топливной смеси, подаваемой карбюратором или инжекторами в цилиндр. Можно говорить о том, что система не подает достаточного количества топлива или смесь перенасыщена кислородом.

Автомобиль в таких случаях плохо заводится, но на повышенных оборотах идет выше среднего. Такой режим работы, может быть, и нравится любителям быстрой езды, но приводит к прогоранию цилиндров и плавлению металлических частей свечей из-за повышенной температуры в камере сгорания.

Красный нагар на свечах зажигания показывает, что вы перестарались с использованием топливных присадок, содержащих металл, или используете бензин с повышенным октановым числом путем добавления добавок.

Опасность красного налета заключается в том, что, со временем, между электродами свечи образовывается токопроводящий слой из железа, блокирующий образование искры и приводящий к короткому замыканию в системе зажигания.

Техническое обслуживание свечей зажигания

Обычно свечи зажигания после длительной эксплуатации меняют, однако в некоторых случаях можно продлить их срок службы. Для этого достаточно почистить контакты. Но если только почистить нагар, эффект может быть отрицательным из-за увеличения зазора между электродами.

Восстановить номинальный зазор можно подогнув верхний электрод свечи, контролируя его с помощью специального щупа.

Следует обратить внимание и на состояние изоляторов. Если изолятор имеет трещины или другие механические повреждения, то свеча подлежит замене. Наличие масла и грязи на изоляторе недопустимо. Это снижает эффективность изолятора, снижая сопротивление электрическому току. Его поверхность должна быть очищена.

Если поверхность изолятора покрыта масляным налетом, то возможно, что свечи не плотно закручены. Их необходимо выкрутить, очистить посадочные места, контакты, изолятор и вкрутить заново с помощью динамометрического ключа. В таблице 1 приведены значения крутящего момента в зависимости от вида свечей и материала головки.

Нагар на свечах зажигания причины

Белый нагар на свечах зажигания причины

Сильный белый нагар на свечах зажигания причины просты, бедная смесь! Причина может быть из-за топливного фильтра.

Умеренный белый тепловой конус изолятора имеет цвет от белого до желто-серого и красновато-коричневого. Двигатель в порядке. Калильное число выбрано правильно.Регулирование воздушно-топливной смеси в порядке, нет пропусков искрообразвонаия, устройство для пуска холодного двигателя функционирует нормально. В моторном масле нет содержащих свинец отложений из присадок к топливу или легирующих компонентов. Нет тепловой перегрузки.

Чёрный нагар на свечах зажигания инжектор причины

Покрытие сажей. Рисунки № 3,4

Это интересно:  Как распознать утопленное авто (ВИДЕО)

Тепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи зажигания покрыты матовой черной сажей.

Причина: неправильное регулирование воздушно-топливной смеси(карбюратор, система впрыска топлива): воздушно топливная смесь слишком обогащена, засорен воздушный фильтр, неисправно автоматическое устройство для обогащения смеси при запуске двигателя, частые поездки на короткие расстояния, свеча слишком холодная, диапазон нагрева слишком низкий.

Методы устранения: регулирование состава смеси и пускового устройства, проверка воздушного фильтра

Замасливание

Тепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи зажигания покрыты блестящей сажей или масляным нагаром.

Причины: избыток масла в камере сгорания. Слишком высокий уровень масла, сильный износ поршневых колец, стенок цилиндров или направляющих клапанов. Для 2-такного двигателя: слишком много масла в топливной смеси.

Последствия: пропуски искрообразования, плохие пусковые качества.

Методы устранения: ремонт двигателя, использование правильной воздушно-топливной смеси, замена свечей зажигания.

Сильный износ центрального электрода

Причина: несоблюдение интервалов замены свечей зажигания.

Последствия: пропуски искрообразования, плохие пусковые качества.

Методы устранения: замена свечей зажигания.

Отложение свинца

Тепловой конус изолятора имеет коричнево-желтый налет, возможно с зеленым оттенком. Нагар на свечах зажигания причины: присадки топлива с содержанием свинца. Налет образуется при высокой нагрузке двигателя после длительной работы в режиме частичной нагрузки.

Последствия: при высоких нагрузках налет становится токопроводящим и вызывает пропуски искрообразвания.

Методы устранения: замена свечей зажигания.

Сильное отложение свинца

На тепловом конусе изолятора — коричнево-желтый налет, возможно, с зеленым оттенком.

Нагар на свечах зажигания причины: присадки к топливу с содержанием свинца. Отложения возникают при высокой нагрузке двигателя после длительной работы в режиме частичной нагрузки.

Последствия: при высоких нагрузках налет становится электропроводным и вызывает пропуски искрообразования.

Методы устранения: замена свечей зажигания.

Образование золы

Сильный налет из присадок к маслу и топливу на тепловом конусе изолятора, в полости, доступной для рабочей смеси (кольцевом зазоре) и на боковом электроде. Рыхлая или шлакообразная структура.

Причина: легирующие компоненты, особенно из масла, способствующие отложению золы в камере сгорания и на тепловом конусе изолятора.

Последствия: вероятность возникновения калильного зажигания с потерей мощности, возможно повреждение двигателя.

Методы устранения: ремонт двигателя. Замена свечей зажигания. Замена масла.

Оплавление центрального электрода

Оплавленный центральный электрод, пористая, губчатая размягченная вершина теплового конуса изолятора.

Причина: тепловая перегрузка за счет калильного зажигания, например, за счет слишком раннего зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточного высокого качества топлива. Возможно, слишком низкое калильное число.

Последствия: пропуск искрообразования, потеря мощности(повреждения двигателя).

Метод устранения: проверка двигателя, зажигания и систем впрыска. Установка новых свечей с правильным калильным числом.

Расплавление центрального электрода

Расплавленный центральный электрод, сильно поврежден боковой электрод.

Причина: тепловая перегрузка за счет калильного зажигания, например за счет слишком раннего зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточно высокого качества топлива. Возможно слишком низкое калильное число.

Последствия: аналогично плавлению центрального электрода плюс возможны образования трещины в тепловом конусе изолятора за счет перегрева центрального электрода.

Метод устранения: проверка двигателя, зажигания и систем впрыска.

Оплавление электродов

Электроды расплавлены и образуется подобие цветной капусты. Возможны отложения из посторонних веществ.

Причина: тепловая перегрузка за счет калильного зажигания, остаточных продуктов в камере сгорания, неисправных клапанов, неисправного распределителя зажигания и недостаточно высокого качества топлива.

Последствия: перед полным отказом (поломкой двигателя) возникает потеря мощности.

Метод устраненния: провера двигателя и систем впрыска.

Ферроцен

Горловина изолятора, электроды и часть корпуса свечи зажигания покрыты красно-оранжевым налетом.

Причина: содержание железа в топливе. Отложения возникают после нескольких тысяч километров нормальной работы.

Последствия: железное отложение электропроводно и вызывает проблемы с зажиганием.

Сильный износ бокового электрода

Причина: агрессивные присадки к топливу и маслу. Неблагоприятные условия обтекания топливной смесью в камере сгорания, стук в двигателе. Нет тепловой перегрузки.

Последствия: пропуск искрообразования, особенно при ускорении (напряжения зажигания недостаточно для увеличившегося зазора между электродами). Проблемы с запуском.

Метод устраненния: замена свечей зажигания

Разрушение теплового конуса изолятора (детонация)

Причина: механическое повреждение (удар, падение, сжатие в центральном электроде при неправильном использовании). За счет отложений между центральным электродом и тепловым конусом изолятора и за счет коррозии центрального электрода — особенно при слишком длительной работе — может треснуть тепловой конус изолятора.

Последствия: искра проскакивает в местах недопустимых для рабочей смеси.

Метод устраненния: замена свечей зажигания.

След коронного разряда

Обесцвечивание керамического изолятора вблизи корпуса

Причина: притяжение частиц маслагаза (в отверстии для свечи зажигания) к керамической части вследствие магнитного поля, создаваемого высоковольтным током, протекающим через свечу зажигания. Вредного воздействия на работу свечи зажигания не оказывают. На своём опыте скажу что картинка схожа на прорыв газов между металической и керамической частью свечи. В таком случае свеча подлежит обязательной замене.

Образование дорожек

Прижоги черного цвета (следы нагара), идущие вертикально вниз по изолятору свечи зажигания к корпусу.

Причина: разряд тока, идущий от верхней контактной головки свечи зажигания вниз и наружу изолятора на массу вследствие неправильной установки или износа наконечника вечного провода.

О чем может сказать вывернутая свеча и ее цвет

Существует немало способов диагностики состояния двигателя автомобиля. Среди наиболее часто применяющихся можно назвать компьютерную диагностику, измерение компрессии и другие, однако большинство из них требует специального оборудования. Тем не менее, существует признак, по которому довольно точно можно определить, насколько хорошо работает мотор, без использования дополнительных инструментов – это нагар на свечах зажигания. Внешний вид вывернутой свечи может о многом рассказать, о состоянии силового агрегата и корректности работы вспомогательных систем.

Частая ошибка

Для получения достоверного результата нужно проводить осмотр после того, как двигатель долгое время поработал. В противном случае результат осмотра позволит сделать ошибочные выводы. Довольно часто встречается ситуация, когда водители зимой заводят холодный мотор и, услышав звук его неровной работы, глушат и выворачивают свечи.

Увидев черный нагар, делают преждевременные выводы о неисправности силового агрегата, забывая о том, что черный нагар может образоваться вследствие того, что при отрицательных температурах рабочая смесь принудительно обогащается, а вследствие того, что двигатель не прогрет до оптимальной температуры, она не успевает полностью сгореть. Неустойчивая же работа вполне может объясняться неисправностью высоковольтных проводов, которые давно нужно заменить.

Как правильно

Таким образом, чтобы получить достоверный результат, лучше всего проехать не менее двухсот километров на заведомо чистых исправных свечах зажигания. В этом случае вероятность ошибки практически полностью исключается.

По состоянию вывернутой свечи можно определить, какое расстояние проехал автомобиль после последней замены. Конечно, подсчет получается приблизительным, в качестве исходных данных принимается то, что расстояние между электродами стандартной свечи увеличивается на 0,015 мм с каждой тысячей пройденных километров. Ресурс обычных свечей, как правило, невелик и составляет 30 тысяч километров пробега. В магазинах в качестве альтернативы предлагаются многоэлектродные. Они имеют два преимущества:

  1. увеличенный ресурс (порядка 60 тысяч км);
  2. равномерное распространение фронта пламени в цилиндре, независимо от того, как вкручена свеча зажигания.

Во многих современных автомобилях применяются иридиевые или платиновые свечи. Их отличает тонкий центральный электрод (около 0,4 мм). Менять их приходится раз в сто тысяч километров, а благодаря маленькому диаметру центрального электрода искра образуется практически в одном и том же месте, одной и той же силы.

Цвет нагара на свечах зажигания

Нормальное состояние

Если с мотором автомобиля все в порядке, то отложений на изоляторе будет немного, а его цвет может варьироваться от светло-коричневого до кофейного. Никаких следов масла на свече не может быть. Электрод умеренно выгорает. В случае с иридиевой свечой даже выгорание, скорее всего, останется незамеченным.

Любой другой цвет и состояние свечи является отклонением от нормы и требует повышенного внимания.

Черный

Если изолятор и электроды покрывает бархатистый черный нагар, это свидетельствует о том, что система питания готовит излишне богатую смесь. То, насколько сильный нагар, говорит о степени переобогащения рабочей смеси. Причины кроются в том, что карбюратор неправильно отрегулирован, либо произошел сбой в работе электронного блока управления инжекторным двигателем (например, засорился воздушный фильтр, вышел из строя датчик кислорода, либо неисправен механизм привода воздушной заслонки). Сопровождается данное явление повышенным расходом топлива.

Светло-серый, белый

Светло-серый или белый цвет изолятора свидетельствует о том, что мотор, наоборот, работает на излишне бедной смеси. Если своевременно не принять меры к устранению проблемы, далее последует перегрев или оплавление свечей зажигания, либо перегрев камеры сгорания, который в дальнейшем приведет к прогару выпускных клапанов. Причины появления такого нагара могут быть разными: слишком низкое калильное число («горячая» свеча), применение низкооктанового бензина, большое опережение зажигания. Также необходимо обратить внимание, не проявляется ли такое явление как калильное зажигание, если оно имеет место быть, следовательно, свечи перегреваются во время работы.

Коричневый, красный

Коричневый или красный нагар на изоляторе, сравнимый с цветом красного кирпича, появляется вследствие работы мотора на бензине, содержащем соединения свинца или других металлов. Данные соединения добавляются в горючее в виде присадок для увеличения октанового числа. Если двигатель долго работал на этилированном бензине, на поверхности изолятора образуется коричневый токопроводящий налет, в результате чего нарушается нормальное искрообразование.

Это интересно:  Смена тормозных колодок своими руками

Масло на свечах

Следующий вариант – нагар со следами моторного масла на свече. Как правило, после продолжительной стоянки мотор первое время после запуска троит, а выхлопные газы имеют бело-синий цвет. После прогрева все симптомы исчезают. Дополняет картину увеличенный расход масла. Такие признаки говорят о неправильном температурном режиме в цилиндре. Причины образования маслянистого нагара – слишком «холодная» свеча (с большим калильным числом), износ поршневых колец, маслосъемных колпачков или направляющих втулок клапанов.

Если вывернутая свеча покрыта толстым слоем масла остатками несгоревшего бензина и механическими примесями, значит, данный цилиндр не работает вследствие разрушения клапана или перегородки между поршневыми кольцами, в результате которого частицы металла попадают между клапаном и его седлом. Мотор в данной ситуации троит непрерывно, расход топлива может вырасти в полтора-два раза.

Может случиться и так, что у вывернутой свечи вовсе не окажется ни центрального электрода, ни изолятора. Это происходит в результате продолжительной работы мотора с детонацией, применение низкооктнового бензина, слишком раннее зажигание или заводской брак. Сопутствующие симптомы аналогичны описанному выше случаю. При удачном стечении обстоятельств обломки электрода и изолятора попадут в выхлопную систему и не застрянут между клапаном и седлом, в противном случае потребуется ремонт или замена головки блока цилиндров.

Зольный налет

Свеча может быть покрыта зольными отложениями, их цвет не имеет значения (нагар может быть белый, серый или черный). Это происходит из-за попадания масла в камеру сгорания. Причины образования такого нагара – залегшие кольца или выработка цилиндра. В качестве сопутствующих признаков наблюдается повышенный расход масла, сильный синий выхлоп с характерным запахом, похожий на мотоциклетный.

Эрозия

При долгой эксплуатации свечей без замены, на боковом и центральном электродах заметно проявляются следы эрозии, изолятор при этом может иметь белый, коричневый или кофейный цвет. Мотор автомобиля непрерывно троит, не развивает полной мощности, неустойчиво работает на холостом ходу. Причины этого – несоблюдение интервалов замены свечей зажигания или применение бензина, содержащего тетраэтилсвинец. Соединения свинца вызывают в цилиндре химические реакции, в результате которых происходит быстрое разрушение электродов.

Бензин на свечах

Наконец, последний случай, когда вывернутая свеча оказывается залитой бензином. Если она выкручена не сразу после запуска двигателя в мороз, это свидетельствует о том, что система зажигания, карбюратор или инжектор неисправны. Можно попробовать продуть и высушить свечу, если картина повторится, придется заняться ремонтом.

Причины появления нагара на свечах зажигания

Автомобильные свечи зажигания, особенно их электродная часть, работают, по сути, в экстремальных температурных условиях. На них воздействует и температура электрической искры, и температура сгорания топливной свечи.

Причем если при электрической искре никаких химических реакций практически не происходит, если не считать сгорание кислорода в минимальном объеме, то в случае с горением топлива происходит и химическая реакция, в результате которой на электродах свечи возникает нагар определенного цвета.

Причем нагар будет возникать всегда, как бы правильно ни работала свеча и как бы правильно ни работали системы подачи топлива и другие системы, обеспечивающие работу двигателя. Вот только цвет нагара на свечах зажигания получается совершенно разный.

Есть цвет нагара, который показывает, что система работает нормально. Обычно это образование светло-серого цвета. И такая окраска нагара не несет никакой опасности. В крайнем случае, свечу можно почистить, чтобы удалить этот нагар, если начинаются проблемы с искрой. Но все остальные цвета нагара на свечах являются сигналом, который может указывать на те или иные неисправности в двигателе автомобиля.

Итак, давайте выясним причины появления нагара на свечах зажигания.

Черный нагар на свечах зажигания

Черный нагар на свечах зажигания

Сразу нужно заметить, что черный нагар может быть разный по структуре. И одно дело, если черный нагар выглядит сухим, без малейшего намека на масляные разводы. В этом случае нагар похож на обычную сажу, и причин его возникновения может быть несколько. Но главная причина состоит в том, что топливная смесь чрезмерно обогащена.

На чрезмерное обогащение горючей смеси влияют следующие факторы:

  • Карбюратор работает неправильно или он неправильно настроен;
  • Воздушный фильтр засорился и двигателю не хватает кислорода, чтобы полностью произошло сгорание топливной смеси. Получается, что часть бензина не сгорает полностью и появляются отложения в виде сажи черного цвета;
  • Возникли проблемы с обогатителем;
  • Если двигатель имеет инжектор, то проблемы с появлением черного налета на свечах зажигания связаны с тем, что есть повышенное давление в топливной рампе и происходит чрезмерный впрыск топлива. Повышенное давление в топливной рампе может быть из-за того, что появились проблемы с регулятором давления топлива;
  • Недостаточная компрессия в цилиндре или цилиндрах;
  • Есть проблемы с самой свечой зажигания, а именно с искрой, энергии которой недостаточно.

Но налет черного цвета может быть не только сухим, но и иметь признаки маслянистости в своей структуре. Если налет именно маслянистый, то это связано с тем, что масло попадает в избыточном количестве в камеру сгорания и полностью там не сгорает. Пути попадания масла могут быть различными. Основные: через изношенные маслосъемные кольца на поршне или через изношенные масляные колпачки клапанов.

Если рассматривать двухтактные двигатели, которые используются для лодок, малой сельскохозяйственной техники, то для таких моторов используется топливная смесь из бензина и масла. И появление масляного черного налета на свечах может банально означать переизбыток масла в топливной смеси.

Белый нагар на свечах зажигания

Белый нагар на свечах зажигания

Налет белого цвета на свечах зажигания может появляться по нескольким причинам, одна из которых – некачественное топливо. Но это если налет не имеет глянцевую поверхность. Как только свеча будет почищена и топливо в бак будет залито нормальное, появление белого налета исчезнет.

Несколько другая ситуация, если налет на свече имеет белый цвет и глянцевую поверхность. В этом случае свеча постоянно подвергается перегреву. Кроме этого на электродах могут появляться следы эрозии. Т.е. вместо гладкой поверхности появляются небольшие по размеру раковины. Это тоже свидетельство чрезмерного перегрева.

Причины могут заключаться в следующем:

  • Свеча или свечи не подходят под этот тип двигателя;
  • Чрезмерно обедненная топливная смесь;
  • Происходит несанкционированный подсос воздуха во впускном трубопроводе;
  • Возможно, перегрев происходит из-за того, что есть проблемы с системой охлаждения. И это может быть что угодно, начиная от уровня жидкости в системе охлаждения и до забивания трубопроводов в радиаторе;
  • Зажигание выставлено неправильно. Оно является ранним. Если зажигание раннее, то могут наблюдаться и оплавленные электроды, и при этом свеча может оставаться чистой или иметь белый налет или другой налет, если есть пропуск искры.

Помимо этого может возникать глазурь не совсем белого, а скорее желтоватого цвета. Такой эффект возникает, если наблюдается резкое повышение температуры в камере сгорания при резком повышении оборотов мотора. Решение такой проблемы – установка свечей другого типа, которые не настолько будут реагировать на резкие ускорения при движении. Или следует скорректировать стиль езды.

Красный нагар на свечах зажигания

Красный нагар на свечах зажигания

Появление такого нагара не должно говорить о том, что есть какие-то системные проблемы в работе двигателя. Появление красного нагара – это результат сгорания различных присадок, которые находятся в масле или топливе.

Причем при нормальной пропорции присадок, красный налет обычно не появляется. Но как только количество присадок увеличивается, возможно появление красноватого налета, очень похожего на ржавчину. Какие присадки вызывают такой эффект, сказать сложно. Существует мнение, что это могут быть излишние моющие присадки в масле. Хотя опытных подтверждений такому постулату нет.

В такой ситуации, когда появляется красный налет, особых действий по проверке работы системы делать не нужно. Достаточно прочистить свечу, поменять масло, поменять топливо.

Как должна выглядеть нормальная свеча зажигания?

Цвет должен быть коричневым или серо-желтым. Допустим небольшой износ электродов. Не должен быть мостик между электродами свечи. Если такой мостик появляется, то пропадает искра или искра идет нестабильно, с пропусками.

Не должно быть сколов и трещин в изоляторе, как не должно быть серьезных закруглений у электродов свечи.

И если мостик между электродами еще можно убрать, то различные механические повреждения или износ свидетельствуют о том, что свечу нужно менять.

»

Причины налета на свечах зажигания: белого, черного, красного

Двигатель - это сложный технический механизм. Поэтому, как и любой механизм, он может давать сбои и неполадки. Свечи зажигания - это своеобразный показатель состояния двигателя. По ним можно определить, что в двигателе автомобиля появились какие-либо неполадки.

Однако не все автовладельцы способны понять, что конкретно означают те или иные показания этого индикатора. В этом материале рассмотрим, что может привести к тому или иному налету на элементах зажигания, и какие меры необходимо предпринять, чтобы устранить причину возникновения налета.

Помните, что налет на свече зажигания в исправном двигателе должен иметь светло-коричневый оттенок. Однако допускается потемнение электрода до кофейного цвета. Также свеча должна быть сухая, без каких либо отложений. Любые другие отклонения в цвете свидетельствуют о неполадках.

Причины белого налета на свечах зажигания

Итак, первый случай, который мы рассмотрим - это белый налет на свечах зажигания.

Причиной белого цвета нагара в большинстве случаев является обедненная смесь топлива и воздуха. Это означает, что в топливовоздушной смеси, которая поступает в камеру сгорания, слишком много воздуха. Однако, если с этим все в порядке, то радоваться рано. Надо провести более глубокую диагностику.

Иные причины, которые способны привести к белому налету на свечах зажигания:

  • Перегреваются элементы зажигания (неисправность в охлаждении мотора);
  • Низкое калийное число элемента зажигания (свеча неверно выбрана);
  • Неправильно выставлен угол зажигания (установлено позднее зажигание);
  • Топливо имеет низкое октановое число;

Необходимо обратить внимание на поверхность налета. Если на элементе зажигания глянцевая копоть, то возможны все эти причины. Если же белый налет на свечах зажигания толстый и рыхлый, то виновато некачественное масло и топливо. Необходимо всего лишь поменять эти расходники. После этого надо почистить свечи и заново продиагностировать транспортное средство на наличие неполадок. Скорее всего, этих мер будет достаточно для устранения неисправностей.

Причины образования налета красного цвета

Следующий случай - это налет красного цвета на элементах зажигания. Обычно этот налет имеет красновато-кирпичный оттенок.

Чаще всего подобный цвет свечи приобретают из-за присадок. На заправках сейчас зачастую подливают в топливо различные присадки с целью увеличить октановое число топлива. Из-за такого налета элементы зажигания хуже генерируют искру. Со временем это способно привести к перегреву мотора со всеми худшими последствиями.

Возможно, вы сами виноваты, если используете всякие присадки для уменьшения расхода топлива.

От красного налета можно избавиться простой чисткой элементов зажигания. Ну и в будущем старайтесь больше не пользоваться услугами автозаправочной станции, на которой в бензин заливают всяческие присадки, ну и конечно не заливайте подобные средства сами.

Почему появляется черный нагар на свечах зажигания?

А вот этот вид налета следует рассмотреть несколько подробнее. Так как налет такого цвета бывает разный и может быть вызван различными неполадками.

Черный нагар появляется наиболее часто, но и причин у него также много. Например, налет может быть сухой, в масле или даже с частичками металла. Неполадка может быть где угодно, поэтому надо провести некоторый анализ нагара.

Если черная копоть на сухой свече:

  • В камеру сгорания попадает чересчур обогащенная смесь;
  • Воздушный фильтр сильно загрязнен;
  • Слишком низкая компрессия;
  • Слабый заряд искры.

Масляная черная копоть на элементе зажигания бывает по следующим причинам:

  • Неисправны масляные колпачки клапана (сальники);
  • Износились маслосъемные кольца поршня.

Если на свечах маслянистый слой копоти с остатками несгоревшего бензина и частицами металла, то причина тому, скорее всего, полностью не работающий цилиндр. Такое может произойти из-за того, что разрушился клапан или перегородка между кольцами поршня.

Мотор с подобным дефектом будет функционировать неровно (троить) и сильно расходовать топливо. Если его не ремонтировать, то в скором времени, возможно, возникновение детонации. Вскоре от этого разрушится центральный электрод и изолятор. Поэтому авто нужно как можно быстрее вести на диагностику и делать ремонт. Если вы будете продолжать эксплуатировать такой двигатель, то в последующем стоимость ремонта обойдется вам в разы дороже.

Ну и в заключение надо отметить, что свечи зажигания необходимо периодически проверять на наличие любого из вышеперечисленных видов налета. Если вы заметили, что свечи выглядят не так, как должны, то не надо медлить с дальнейшей диагностикой и ремонтом, иначе потом неисправность будет непременно расти, что приведет к гораздо более дорогостоящим ремонтным работам.

О чем говорят разные цвета нагара на свечах зажигания?

Перед поездкой не поленитесь проверить свечи. Но не следует после прогрева машины глушить ее и вытаскивать их на проверку, это сомнительный способ. Прогретый двигатель сильно обогащается горючей смесью, и он быстро запускается. На них образуется маслянистый налет, но он исчезает при прохождении определенного расстояния. Осматривайте их после того, как проедете свыше 200 км. Если взять это за правило, то можно избежать поломками и вовремя устранить первые проявления проблемы. Запомните, что нормальный цвет – это светло-коричневый. Не должно быть следов масла или нагара. Если цвет отличается, то имеет место проблема и ее причину необходимо выяснить.

Причины появления нагара

Нормальный срок эксплуатации свечей зажигания 50 тыс. км. По преодолению такого рубежа их необходимо заменить. Это нормальный результат, его избежать нельзя. Интересный факт, вы можете отлично ухаживать за машиной, но появлению налета не избежать. Нормальный цвет для них – серый. Легкие изменения – не страшны, если электроды не имеют видимых повреждений. Если на новых свечах появился налет, тогда нужно искать причины.

Цвет нагара – о чем говорит и что делать?

Присмотритесь внимательно к свечам зажигания. Их цвет поможет вам понять многое… Например, вы сможете выявить проблемные места автомобиля. Не достаточно только заменить проблемный элемент, смотрите глубже, ищите причину. Если ее не исправить новая свеча очень быстро придет в негодность. Проблему нужно рубить на корень. Первым делом необходимо разобраться с системой зажигания. А следующий шаг – рассмотреть свечи. Определите, какой цвет имеет образовавшийся налет. Выделяют:

Каждый из них свидетельствует о наличии той или иной проблемы.

Черный нагар

Такой вид нагара возникает при наличии ряда причин. Выделяют два подвида:

Черный и сухой нагар на свечу зажигания подается чересчур обогащенная смесь. Этому могло предшествовать:

  • Неправильная работа карбюратора;
  • Засорение воздушного фильтра;
  • Большое давление в топливном рампе;
  • Маленькая энергия искры;
  • Слабая компрессия.

При появлении маслянистого нагара – проверьте, чтобы масло не попадало в горючую смесь. Часто причина банальна – износ маслосъемных поршневых колец. Также может повлиять повреждение колпачков клапанов.

Белый налет

Такой цвет появляется из-за целого ряда причин. Белый налет на свечах зажигания может иметь несколько оттенков. Слегка пепельный появляется, когда двигатель работает на низкокачественном бензине. Чтобы побороть проблему – снимите их, протрите и они снова пригодны к использованию. Ну, и следить за качеством бензина. А вот появление блестящего нагара, эрозии на контактных электродах – признак использования перегретых свечей. Это случается из-за не обогащенной горючей смеси, произведение раннего зажигания, неработоспособности системы охлаждения. Перегрев для свечей зажигания очень опасен, ведь он приводит к появлению трещин и разного рода повреждений. Чаще всего такая ситуация требует замены.

Красный и коричневый нагар

Что касается нагара красного (иногда его называют и коричневым) цвета, то его появление сигнализирует о наличии в топливе ненужных составляющих. Также возможен вариант, что в масло введено слишком много присадок. Такой цвет, как красный кирпич, может появиться и в том случае, если двигатель длительное время работал на этилированном бензине. Поверхность изолятора укрывается коричневым токопроводящим налетом, который нарушает нормальное образование искр.

Устранить проблему достаточно просто – очистить систему.

Свеча зажигания не дает искру, если нагар перекрывает зазор между электродами. Это стандартная ситуация для автомобилей, в которых мотор длительное время подвергается высоким нагрузкам. Чтобы решить проблему – замените свечи.

Зола, эрозия, масло, бензин

Кроме цвета о наличии проблем могут свидетельствовать ряд факторов. Так, если на электродах проявляется эрозия, то имеет место сгорание топлива низкого качества или содержащего высокое число свинца. Ее вызывает и неправильный зазор между электродами. Зола выступает изолятором и в один момент она просто не даст развиться нужному напряжению для пробивания изоляционного слоя. Зола появляется от того, что в цилиндре не до конца сгорает масло. Последнее появляется, когда есть проблемы с кольцами на поршне.

Наличие на поверхности свечи остатки масла, золы свидетельствует о разрушении клапанов или перегородок между кольцами. Иногда вы даже можете рассмотреть частицы металлической пыли. Еще одна причина – заливание топливом. Причин несколько: некорректная работа топливной системы, есть проблемы в работе системы зажигания. Если машина длительное время стоит, то вначале работы мотор может троить. Из трубы вырывается выхлопной газ бело-синего цвета. Но, как только автомобиль прогреется, все это исчезает. Не думайте, что это норма. Скорее всего, неисправен температурный режим цилиндра. Маслянистый нагар на свечах загорания появляется, если используется холодная свеча, изношены поршневые кольца или маслосъемные колпачки.

Если она укрыта толстым слоем масла, различными механическими примесями или бензином – цилиндр не справляется. Причина – разрушен клапан или перегородки между поршневыми кольцами. Слышится троение мотора, а расход топлива растет в 1,5 – 2 раза. Когда свеча вовсе не имеет изоляторов, электродов – нарушена работа мотора. Такая ситуация опасна тем, что обломки могут застревать между седлом и клапаном. Это может вызвать большую поломку, требующую замены цилиндра или длительного ремонта. Следите за появлением нагара на свечах зажигания, чтобы вовремя выявлять проблемы.

Видео “Раскраска свечей зажигания”

В данной записи Наиль Порошин расскажет, какими могут быть цвета свечей зажигания и покажет все это на примере


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости