Мало кто из автовладельцев задумывался о том, как промыть систему охлаждения двигателя. Многие водители попросту игнорируют этот процесс, надеясь на авось. Однако такое небрежное отношение к деталям часто приводит к серьёзным неисправностям, которые могут повлечь за собой даже капитальный ремонт мотора из-за частых перегревов.
В данной статье мы рассмотрим, чем промыть систему охлаждения и зачем это вообще нужно.
Обязателен ли этот процесс?
Как известно, в машине нет важных или, наоборот, не важных деталей. Каждая из них выполняет свою функцию и через некоторое время потребует ремонта либо замены. В случае с системой охлаждения такой же случай – нужно не только заливать в авто качественный антифриз, но и время от времени делать чистку радиатора. В противном случае он попросту забьётся, и в один прекрасный момент машина заглохнет и следующим её маршрутом будет путь в сервисный центр.
Чем промыть систему охлаждения двигателя?
Этот вопрос не такой уж и простой, как кажется на первый взгляд. И если вы думаете, что для промывки достаточно просто залить в радиатор воду, вы глубоко ошибаетесь. Данная жидкость по своим свойствам не в состоянии эффективно устранить накипь, которая образовалась в системе. Поэтому промывка водой – это просто пустая трата времени. Иногда бывает так, что устранить загрязнения не может даже сильнодействующая кислота, тогда о какой воде может быть речь? Вот и получается, что на вопрос о том, чем промыть систему охлаждения двигателя, ответ однозначен – использовать специальные кислоты. Найти и купить их можно в любом магазине, к тому же цена на них довольно демократична. Итак, давайте рассмотрим основные виды данных веществ.
Наиболее популярным средством для удаления накипи являются кислотные средства. Они легко справляются со своей задачей. Но вот устранить органические отложения и жиры они не в состоянии. Для этого существуют более агрессивные, щелочные кислоты. Поэтому наша тема «чем промыть систему охлаждения двигателя» продолжается. Вообще правильно называть их не щелочными (поскольку такие средства могут попросту съесть весь металл с отложениями и всем, что там было), а двухкомпонентными и нейтральными. Оба средства очень хорошо очищают систему охлаждения от загрязнений. А теперь давайте поговорим об их отличиях. Первая кислота содержит в себе два раствора – это щелочной и кислотный. Они при попадании в систему легко вымывают всё, что там образовалось во время эксплуатации радиатора. Но всё же, несмотря на такую результативность, большого признания среди автомобилистов они не нашли. Наиболее популярными на сегодняшний день являются нейтральные очистители. Они в отличие от первых не содержат в своем составе ни щелочи, ни кислот. Однако они хорошо устраняют все отложения, которые есть в системе. Кстати, сейчас есть несколько разновидностей данных веществ. Бывают очистители, которые применяются в целях профилактики (они менее эффективны), а бывают такие, что вымывают все типы загрязнений. Поэтому если при покупке данного средства вы не заметили результата, внимательно посмотрите на этикетку. А вообще такая универсальность очень актуальна в сегодняшних условиях.
Среди лучших производителей данных средств стоит выделить IQUI MOLY, LAVR, а также средство для профилактики PINGO KUEHL-SYSTEM.
Наверное, ответ на вопрос о том, чем промыть систему охлаждения двигателя, решён – в качестве очистителя лучше всего применять именно нейтральные вещества.
При постоянной эксплуатации автомобиля со временем засоряется система охлаждения. На проводящих трубках образуется налёт, появляются отложения различных веществ и двигатель перестаёт полноценно охлаждаться. Происходит это потому, что этот самый налёт имеет ограниченную теплопроводность и охлаждение просто физически невозможно через его слой. Образуется налёт по разным причинам, но в общих чертах можно сказать, что это та же самая накипь, которая появляется в чайнике после кипячения. Помимо низкой теплопроводности, ещё один негативный эффект – сужение диаметров трубок. Со временем и сама охлаждающая жидкость меняет свои химические свойства, что даёт ещё один минус в виде дополнительных отложений. Двигатель перестаёт нормально охлаждаться и при забитом пылью и мусоре радиаторе. В совокупности всё это ведёт к снижению срока службы агрегата, а, в конце концов, и к «закипанию», что чревато уже капитальным ремонтом.
Существует ряд признаков, по которым становится понятно, что пришло время промывать систему:
Промывку системы рекомендуется проводить раз в один год, а если автомобиль новый, можно реже, но вообще, идеально при каждой смене охлаждающей жидкости. Делается это или в специализированном сервисе, или же самостоятельно. Ничего сложного в этой процедуре нет.
Промывается система разными способами. Используется для этого или вода (крайне желательно дистиллированная), самостоятельно приготовленный раствор, или же специальные химические жидкости, продающиеся в любом автомагазине. Автомобиль рекомендуется поставить на площадке, допускается установка передней части чуть-чуть выше, чем задней. Под днище авто ставится ёмкость, в которую будет стекать охлаждающая жидкость. Для начала откручивается пробка радиатора и выливается всё, что залито туда. Далее, необходимо открутить крышку расширительного бака и пробку, расположенную на самом двигателе. Делать это можно только при полностью остывшем автомобиле, иначе возможны ожоги. Сразу после этого можно и даже нужно очистить внешнюю часть радиатора от пыли и грязи. Если радиатор сильно загрязнён, допускается его промывка «Кёрхером» или продувка компрессором, при его наличии.
Промывка системы охлаждения водой – не самый лучший способ. Использовать его можно только если автомобиль новый и использованный тосол не сильно загрязнён. Применять стоит дистиллированную воду, так как обычная имеет в своём составе соли и прочие загрязнения, которые в итоге могут сделать только хуже. Ну уж в самом-самом крайнём случае можно попробовать промыть кипячёной водой. Процедура выглядит так: в радиатор заливается вода, потом автомобиль заводится и работает до включения вентилятора. Двигатель глушится, машина остывает, вода сливается, в дальнейшем процедура повторяется до тех пор, пока сливаемая жидкость не станет полностью прозрачной. Не повредит перед заливом антифриза продуть систему компрессором, если есть такая возможность. Способ имеет недостатки: возможно образование новой накипи, к тому же обычная вода просто не может растворить загрязнения.
Следующим по качеству промывки идёт подкисленная вода. Разумно применять её на советских и российских автомобилях с большим пробегом, так как это дешёвый и доступный способ промывки. Применяют при этом лимонную кислоту или уксус. Так же возможно использование каустической соды или молочной кислоты.
Лучше всего применять, конечно, лимонную кислоту, из-за её доступности. Расчёт примерно такой: на литр воды добавляется сто-двести грамм кислоты. Больше класть не стоит, так как при слишком концентрированном расходе возможны повреждения пластиковых деталей.
Промывается следующим порядком: приготовленный раствор заливается в систему, запускается двигатель и работает до включения вентилятора (точно так же, как и при промывке обычной водой). Далее автомобиль оставляется на несколько часов, вода сливается и заливается новый раствор. Всё, как всегда – промывается, пока не пойдёт чистая вода. После окончания процедуры можно залить дистиллированной воды, и, не прогревая двигатель, слить её. Это позволит вымыть оставшиеся кислоты.
Некоторые автолюбители вымывают мусор из системы охлаждения обычной «Coca-Cola». Действительно, она отлично удаляет накипь из-за огромного содержания в ней ортофосфорной кислоты. Но и содержание сахара в ней тоже огромно, поэтому таким способом можно просто напросто окончательно засорить систему. К тому же, напиток газированный, соответственно, возможны последствия для двигателя из-за расширяющихся газов.
Одним словом, этот способ подойдёт только тем, кому совершенно не жалко свой автомобиль. Это сработает, но с непредсказуемыми последствиями. К такому же неоднозначному способу можно отнести и промывку жидкостями для мытья туалетов. Обязательное условие после использования столь агрессивных средств – финишная промывка водой.
Самым лучшим же способом остаётся, конечно, применение специальных средств, разработанных как раз для этой процедуры. Делятся они на несколько классов – щелочные, кислотные, двухкомпонентные или нейтральные. Такое разделение произошло потому что разные виды загрязнений отмываются по-разному. Например, накипь и отложения прекрасно растворит кислота, а остатки антифриза – щёлочь. Но эти два соединения не могут соединяться между собой, поэтому используется только один. Двухкомпонентные жидкости работают по очереди: сначала льётся одна, потом вторая. Такой раствор вполне эффективен, хотя и стоит дороже. Процесс аналогичен предыдущим способам – заливается жидкость, заводится автомобиль, прогревается, система «гоняет» её по большому кругу. Единственное отличие – на этикетке чаще всего будет указано необходимое для полной очистки время работы двигателя. Потом «химия» сливается и, в зависимости от получившегося эффекта процедура или повторяется, или сразу заливается антифриз. В нейтральные растворы никогда не включаются всевозможные щёлочи и окислители, но благодаря своему особому химическому составу они вполне справляются со своими функциями.
Существует и другой класс специальных жидкостей, основанный на процессе катализации. Такие средства могут просто добавляться к антифризу в целях профилактики. Промывать такой жидкость очень удобно: достаточно просто залить её в расширительный бак и продолжать ездить в обычном режиме. В этом случае все вещества растворятся полностью и можно быть уверенным в том, что соринками и остатками не забьются трубки радиатора. На самом деле этот способ самый простой, к тому же не наносит никакого вреда двигателю.
Быстрый и довольно эффективный в некоторых случаях метод – принудительная промывка. При этом в систему подаётся вода под давлением и промывается до тех пор, пока вода, которая идёт из пробки двигателя, не станет прозрачной. Способ этот имеет всё те же недостатки, что промывка водой «на горячую», впрочем, если нужно промыть быстро – это не самый плохое решение.
После всех процедур, в независимости от выбранного варианта, может появиться воздушная пробка. Решается это легко – часть автомобиля поддомкрачивается, или же просто загоняется на небольшой пригорок. В случае если не помогло, достаточно будет отсоединить патрубок дросселя и пробка сразу рассосётся.
Нередко на специализированных форумах, в разговорах и даже при консультации в магазине можно услышать ряд мифов:
Вывод из всего сказанного выше один – самостоятельная промывка двигателя не представляет совершенно никакой сложности и делается без наличия каких-то особых инструментов. Выполнение этой задачи доступно даже начинающему, при этом не стоит слушать иногда очень вредных советов всевозможных гаражных «профессионалов». А из очевидных плюсов этой процедуры – нормальная работа системы охлаждения и повышение ресурса двигателя, поэтому промывка – вполне оправданный по времени и трудозатратам «развести» вас на деньги.
Далеко не каждый автовладелец регулярно выполняет чистку системы охлаждения. Как правило, многие просто периодически меняют охлаждающую жидкость. Уже через некоторое время они замечают, что тосол или антифриз успел почернеть. Все происходит из-за загрязненного радиатора. Необходимо понимать, что система охлаждения загрязняется не лишь снаружи, но также и внутри. Поэтому информация о том, чем и как промыть систему охлаждения двигателя, вам обязательно пригодится.
Важность выполнения этой процедуры можно понять, если подумать о том, как работает загрязненный радиатор. Он не может обеспечить нормальное охлаждение мотора, а в некоторых случаях приходится даже ремонтировать радиатор. Неправильная работа системы охлаждения может привести к перегреву двигателя, последствия чего вам явно не понравятся.
Нередко автомобилисты задают вопрос о том, чем промыть систему охлаждения двигателя. Существуют разные варианты решения данной проблемы, наиболее популярными из которых считают следующие:
Итак, рассмотрим каждый из этих трех способов более детально.
Если машина была куплена недавно и результаты визуальной проверки свидетельствуют о том, что серьезных загрязнений нет, вполне достаточно применить воду для промывки системы охлаждения. Для этого рекомендуется использовать кипяченную или же дистиллированную воду (оптимальный вариант). Выполнить промывку сможет каждый автомобилист. Необходимо залить жидкость в систему охлаждения и включить мотор на холостых оборотах примерно на 20 минут. Затем двигатель можно глушить и сливать воду. Стоит отметить, что процедуру иногда приходится повторить несколько раз. Главное, чтобы в сливном бачке в итоге была полностью чистая жидкость.
Если вы заметили элементы накипи в охлаждающей жидкости, используемой ранее, это признак того, что в системе уже есть осадок. Это может стать причиной поломки системы охлаждения, а также появления засоров в радиаторных трубках. В таких случаях обойтись дистиллированной водой уже невозможно. Промывка системы выполняется с помощью слабокислого раствора, который следует сделать на основе каустической соды, молочной кислоты либо уксусной эссенции. Кислоту нужно применять осторожно, поскольку чрезмерное её количество может привести к разъеданию резиновых элементов системы охлаждения двигателя. Как правило, накипь удаляется в течение 3-8 часов.
Промывка таким методом происходит как обычно – необходимо периодически включать мотор. Правда, в данном случае прогретую охлаждающую жидкость нужно оставить на несколько часов и только после этого слить с системы. Затем процедура проводится ещё раз и так до того времени, пока от различных посторонних примесей не останется и следа. После завершения чистки системы охлаждения необходимо ещё раз промыть её, используя уже дистиллированную воду.
В продаже можно найти также специальные продукты для промывки системы охлаждения авто. В большинстве случаев они разрабатываются для максимально быстрого и действенного удаления значительных загрязнений. Жидкость для промывки системы охлаждения может помочь вам избавиться от различных видов загрязнений, причем она абсолютно не вредит элементам системы. Метод применения таких химических средств не отличается от иных вариантов очистки системы охлаждения. Не забудьте на финальном этапе применить дистиллированную воду.
В отдельных случаях проблема может заключаться в том, что загрязнения присутствуют и на внешних элементах системы охлаждения. Поэтому им также следует уделять внимание. Чистка радиатора происходит с помощью подачи воды под давлением. Кроме этого, применяют компрессор для продувки радиатора воздухом.
Не менее полезной будет статья о мойке двигателя машины, советуем ознакомиться!
Кроме разных методик прочистки радиатора, нужно еще и понимать, зачем его промывать, и как понять, что данная процедура необходима. Так все же чем промыть систему охлаждения двигателя?
Как всем хорошо известно, в систему охлаждения мы летом заливаем воду, а зимой антифриз. Правило заливать дистиллированную воду соблюдается довольно редко, а водопроводная вода особым качеством не отличается. В результате, присутствующие в воде химические элементы, всевозможные соли очень вредят работе деталей системы охлаждения, а при высоких температурах посторонние вещества накапливаются в каналах и трубах охладительной системы в форме накипи.
Антифризы накипь не образуют, но они имеют свойство разлагаться, а образовавшиеся при этом вещества воздействуют на детали охлаждения и провоцируют появление коррозии. Кроме этого, радиатор расположен в передней части автомобиля, вследствие этого, радиатор накапливает всякий мусор, пыль и грязь, очень быстро забивающие все каналы. А если решетка радиатора открытой формы, то к грязи добавляются еще и масса насекомых.
Итак, выходит, что трубки и так тонкие, а загрязнения еще уменьшают их внутренний диаметр. Кроме этого, загрязняющие вещества (накипь, ржавчина, всякая органика и масла) имеют низкую теплопроводность и ощутимо ухудшают теплопроводность всей системы. А значит вся система, охлаждающая двигатель работает менее эффективно и «сердце» машины греется — приходит пора промывки системы охлаждения.
Прежде, чем промыть систему охлаждения двигателя, нужно уметь определять когда промывать.
Основные признаки:
Датчик температуры показывает превышение нормы температуры, машина закипает, при этом вентилятор работает исправно, а уровень тосола в норме.
Однако доводить автомобиль до такого состояния не стоит, куда проще заблаговременно промывать всю систему, когда вы выполняете очередную замену охлаждающей жидкости. Чтобы не было проблем, достаточно это делать раз в год или даже раз в три года (зависит от того, какое у вас авто).
После вышесказанного давайте выясним чем промыть систему охлаждения двигателя? Как вы понимаете, вода не подойдет, она бессильна перед коррозией и накопившейся накипью. Тут нужны другие вещества: с ржавчиной борются кислоты, а накипь удаляют только щелочи.
Для решения этих задач популярна лимонная кислота, хорошо знакомая любой хозяйке.
Пропорция для приготовления раствора следующая, килограмм кислоты лимонной на 10 литров воды (впрочем, можно взять 700 грамм и 7 литров, для промывки этого достаточно). Приготовили раствор — слейте полностью охлаждающую жидкость и наполните систему охлаждения раствором кислоты. Теперь немного надо проехать, чтобы нагрузить двигатель и систему охлаждения, температуру нужно поддерживать в диапазоне 70 – 90 градусов.
Через 40 минут слейте раствор и промойте тщательно систему. Промывка выполняется так: залейте чистой воды, прогрейте автомобиль и слейте воду. Весь процесс повторяется 2 раза. Теперь заливайте охлаждающую жидкость и получайте удовольствие от поездок и стабильной работы машины.
Не меньшей популярностью обладает способ очистки охлаждающей системы обычной кока-колой. Вся процедура выполняется также как и с лимонной кислотой, но достаточно прогревать двигатель всего пять минут. При таком методе важно потом многократно промыть радиатор, так как кока-кола содержит не только кислоту, но и сахар, который необходимо полностью вымыть.
Таким образом, в домашних условиях у вас найдется, чем промыть систему охлаждения двигателя и избавиться от накипи и грязи в радиаторе. Никто не запрещает применять и специальные растворы. Единственное, нужно осознавать бессмысленность экономии на качестве, быть разумным, покупать лучшую продукцию от солидных компаний.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453