С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Датчик холла в автомобиле что это


Датчик зажигания Холла - что это такое в автомобиле?

Поломки в системе зажигания — серьезная проблема, которая вполне может вызвать сбои в работе двигателя, в плоть до того, что автомобиль вообще не заведется. Что бы иметь возможность своевременно устранить возникшую неприятность, нужно хорошо разбираться в строении этой системы. Но для начала, достаточно будет узнать об одной из главных частей этой системы — датчике зажигания. Существует несколько разновидностей данной детали, однако, сегодня мы расскажем о том как провести диагностику и заменить лишь одну из них — датчик зажигания Холла.

1. Что такое датчик зажигания и чем он полезен?

Датчик зажигания устанавливается на автомобилях с бесконтактной системой, которая стала следующей ступенью в развитии транзистор-контактного механизма, использующегося для активации топливного узла. Главной отличительной чертой такой системы является наличие специального бесконтактного датчика, причем допускается возможность взаимосвязи контактного зажигания с бесконтактным. По своей сути, датчик зажигания — это контрольный прибор, работа которого сосредоточена на фиксировании перемен в магнитном поле, путем изменения выходного напряжения двигателя. На автомобилях с бесконтактной системой (преимущественно отечественных) чаще всего используется датчик Холла, при чем на прорези стального экрана появляется магнитное поле, из-за чего в полупроводниковой пластине формируется напряжение. Учитывая, что прорези чередуются между собой, возникающие на экране импульсы имеют низкое напряжение. Другими словами, импульсный датчик играет роль создателя специализированных электрических импульсов, имеющих низкое напряжение. Неисправность этой детали может привести к сбоям в работоспособности инжектора.

Самая простая форма датчика, действующая благодаря эффекту Холла, дает возможность передавать текущие командные сигналы, определять скорость, переключать рядом расположенные контакты. Такая система, возвращая питание, выступает в роли аналогового преобразователя. Электрическая энергия прибора, включается с помощью проводника (коммутатора), излучающего, в последствии, магнитное поле. Данное устройство, в случае замыкания или сбоев в работе двигателя позволяет замерить силу тока, без прерывания цепи, что очень удобно, если транспортное средство неожиданно заглохнет. Кроме этого, датчик Холла имеет и другие, полезные для автомобиля достоинства: способствует повышению мощности силового агрегата; позволяет ускорить функционирование различных систем транспортного средства и определенным образом защищает автомобиль от аварийных ситуаций на дороге.

На ряду с описанным датчиком зажигания, в современном автомобильном мире применяются и другие: индуктивный датчик, работа которого базируется на изменении индукции специального элемента, имеющего повышенный уровень чувствительности. В этом случае, подобные изменения вызваны сменой:

- зазора между чувствительным элементом и постоянно движущимся ферромагнитным объектом;

- оптический датчик зажигания.

Работает путем прерывания шторками обтюратора, направленного на фототранзистор, инфракрасного луча. В основном, именно ним заменяют датчик Холла.

Каким бы не был датчик зажигания в бесконтактной системе, все они соединены с блоком распределителя, составляя таким образом единый целостный механизм, который так и назвали — датчик-распределитель. С внешней стороны, такое устройство похоже на прерыватель, имеющие практически аналогичный привод, при чем он может соединятся с коленвалом мотора. Что касается датчика зажигания, использующего в работе эффект Холла, то в большинстве случаев, он применяется в автомобилях с целью оперативного запуска антиблокировочной тормозной системы, двигателя внутреннего сгорания и тахометра.

2. Как можно проверить датчик Холла?

Если датчик Холла вышел из строя, определить причину появление проблемы «на глаз» у Вас точно не получится. Максимум, что можно сразу сделать — это визуально оценить состояние прибора, посмотреть нет ли на нем заметных механических повреждений, осуществить проверку электрической цепи на наличие обрыва или неправильного подключения соединительных разъемов. Для более детальной диагностики, придется обращаться за помощью к сотрудникам станции технического обслуживания, где смогут провести необходимое тестирование. Заключается подобная процедура в проверке приема сигнала датчика с помощью специального прибора осциллографа, в процессе использования которого, будет показан полный список имеющихся неисправностей. Поводом «позвать на помощь», могут стать следующие признаки нестабильной работы транспортного средства:

- часто возникающие проблемы с запуском двигателя: либо тяжело заводится, либо реакция на старт полностью отсутствует;

- нестабильность работы двигателя на холостом ходу: рывки, перебои, «плавание» оборотов;

- периодическое «дерганье» автомобиля в процессе езды на больших оборотах;

- непредсказуемое поведения мотора — может в любой момент прекратить работу.

При наличии описанных симптомов, стоит осуществить проверку датчика Холла. На сегодняшний день известны несколько способов проведения подобной диагностики. Наиболее простой из них — позаимствовать у кого-то исправный датчик и установить его на место своего. Если проблема ушла, значит придется посетить автомагазин и приобрести новую деталь. Также, можно одолжить тестер (вольтметр) и измерить напряжение на выходе, у исправного датчика оно должно находится в пределах от 0,4 до 11 В.

Еще одним вариантом проверки является метод имитации датчика Холла. Для этого нужно вытянуть из датчика колодку с тремя штекерами, затем включить зажигание и соединить между собой третий и шестой выходы. Если в результате появилась искра, то с большое долей вероятности, можно говорить о неисправности устройства. В случае отсутствия вольтметра, датчик Холла можно проверить и без него, главное не спеша выполнять перечисленные ниже действия:

- подключите свечу к выводу провода катушки;

- соедините резьбовую часть свечи с массой;

- каретку с датчиком нужно демонтировать, после чего подсоедините разъем;

- включите зажигание, а затем проведите металлическим предметом (можно отверткой) возле датчика. Если на свечке появится искра — значит все работает.

Некоторые автолюбители рекомендуют проводить проверку с помощью несложного самодельного прибора. Для его создания Вам понадобятся простой светодиод и сопротивление в 1 Ом с двумя отрезками гибкого провода (их длина должна быть удобной для работы), которое припаивается к его ножке. Суть проверки этим способом заключается в определении наличия электропитания на датчике, следующим путем: штекерная коробка отсоединяется, а тестер подключается к 1 и 3 клемме, после чего включают зажигание, если проводка автомобиля работает в нормальном режиме, прибор покажет напряжение в 10 Вольт и выше.

Дальше, точно также (к тем самым клеммам) подсоединяем самодельное устройство и если полярность была выбрана верно, то светодиод загорится, в противном случае, концы проводов следует поменять местами. Дальнейшая схема проверки следующая: накинутый на первую клемму провод там и оставляем, а на свободную вторую, перебрасываем конец с третьей, затем проворачиваем распредвал (стартером или вручную) и наблюдаем за реакцией светодиода. Если он «моргает», значит датчик зажигания исправен и не нуждается в замене.

Для проверки датчика Холла используют также мультиметр, который подсоединяют к выходному контакту зажигания, предварительно выставив на нем режим вольтметра. Исправное устройство заставит стрелку прибора двигаться в диапазоне от 0,4 до 3 Вольт.

Инструкция замены датчика Холла

Предположим, что результаты диагностики подтвердили Ваши подозрения: датчик зажигания Холла сломался и его нужно заменить, с чего же начать этот процесс? В первую очередь, стоит отметить возможность самостоятельного устранения возникшей проблемы, но перед покупкой новой детали не лишним будет подробное изучение рекомендаций производителя, касающихся ее параметров. И так, когда все готово, включая подручные инструменты (отвертки, ключи, молоток, пласкогубци и т. д.) можно преступать к замене. На начальном этапе производится демонтаж старого датчика (тут главное сделать все правильно и не переусердствовать):

- трамблер снимается с машины (при помощи ключа на 13), после чего его крышка отсоединяется (откручиваются болты крепления);

- бегунок нужно демонтировать (достаточно будет просто потянуть его немного вверх);

- следом за бегунком снимают черную (обычно пластиковую) крышку, выкручивают крепежный болт, отвечающий за крепление штекера и достают сам штекер;

- крепежные болты, удерживающие пластину датчика следует выкрутить;

- тоже самое проделайте с болтами, которые крепят вакуум-коректор;

- теперь, через небольшое отверстие извлекаем стопорное кольцо, при этом, удобнее всего использовать длинногубцы;

- тяга вакуум-корректора снимается со штифта опорной пластины, а следом за ней с распределителя достают корректор;

- дальше, с помощью отвертки, нужно легонько разогнуть зажим и вынуть провода, после чего опорную пластину снимают, а так как ее больше ничего не держит, сделать это несложно;

- перевернув пластину, Вы увидите сломанный датчик Холла, который предстоит заменить. На этом этап демонтажа можно считать завершенным.

Дальнейшие действия, также не составят труда: нужно просто открутить два болтика и выполнить замену. После монтажа нового датчика, все описанные действия выполняются в обратном порядке. Ну что ж, надеемся все получилось!

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

Для чего нужен датчик холла в автомобиле: назначение и зачем нужен

Датчик холла (ДХ) – это главный компонент системы зажигания современных автомобилей. Благодаря ему происходит контроль над изменением тока, а при возникновении незначительной неполадки ДХ, происходит остановка всего функционала силового агрегата. В свою очередь, такая защита положительно сказывается на эксплуатации мотора и других важных узлов машины.

ДХ – элемент трамблера, распределяющего ток на свечи. Установлен он бывает на самом распределителе, и чтобы до него добраться, трамблер приходится снимать и разбирать.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год! Читать дальше»

Невосприимчивость к механоизносу, относительная дешевизна и несложность эксплуатации делают ДХ незаменимыми элементами в автопроме.

Немного истории

Схема включения датчика холла на ваз

В 1879-м г. западным ученым Балтиморского ВУЗа – Э. Холлом, был открыт сенсационный и никем ранее не замеченный эффект — ежели в радиусе зоны воздействия электромагнита расположить кристаллический материал с полупроводниковыми свойствами (какую-либо пластину прямоугольного типа), а к его малым сторонам подвести напряжение, то на широких сторонах полупроводника появится ток.

Величина тока может дотягивать пары сот мВ.

Интересно, но в техническом применении это сенсационное открытие задержалось лет на семьдесят пять, что было связано со сложностями фабричного выпуска пластин этого типа.

Колодка разъем датчика холла

Уже после, с мерой прогресса в области изучения и производства электронных компонентов, удалось изготовить небольшой прибор, содержащий все нужное в себе. Другими словами, и чип, и магнит, и все остальное.

Назначение ДХ и принцип его функционирования

ДХ имеют много преимуществ, среди которых выделяются:

  • небольшие размеры;
  • прямоугольный формат электросигнала, что дает возможность мгновенно набирать конкретную константу без каких-либо скачков и всплесков.

Среди недостатков ДХ выделяют:

  • чрезмерная чувств-сть к помехам ЭЛМ полей, возникающих в цепочке питания;
  • более высокая стоимость ДХ относительно магнитоэлектрического устройства, обладающего при этом большей надежностью (с точки зрения теории).

В условном понимании ДХ можно разделить на 2 группы: линейные и логические. Другими словами, в одном из датчиков выход подразумевает линейность, в другом – логичность.

Например, линейный датчик используется для вычисления незначительных сдвигов или для конструирования иных, менее упрощенных приборов. Кроме того, такой ДХ может быть использован, как сверхчувствительный компонент регулятора напряжения с химической основой.

Назначение логического датчика – вычисление наличия любых соединений с магнитными свойствами, что реализуется чувствительной областью ДХ.

Внимание. Эта же уникальная черта регулятора может быть использована для вычисления итогового положения металлической составляющей, а также амплитуды вращения импеллера или специального наполюсного магнита.

Самое главное в применении ДХ – отлаженное и проверенное годами производство, ведь только таким образом обеспечивается полная и несомненная надежность изделия.

Датчики с магнитом – одни из самых распространенных приборов в автомобильной промышленности. Родившись в эру прогресса электро, они остались популярными до сих пор.

Взаимосвязь магнита и тока, выраженная тем, что трансформация импульса всегда связана с возникновением магнитного поля, привела к сегодняшним реалиям. Другими словами, контроль перемены силы тока в автомобильных системах зажигания регулируется с помощью ДХ.

Современные датчики холла полностью вытеснили старую контактную группу трамблеров, по вине которой часто возникали сбои в работе системы зажигания. Датчики холла, напротив, хотя тоже могут выходить из строя, намного лучше справляются со своими функциями.

ДХ – обязательный элемент современной бесконтактной системы зажигания. Кроме того, эти датчики нашли применение и в других автомобильных системах. Например, используются они в качестве счетчиков оборотов – тахометров, но обязательно в связке с постоянными магнитами.

ДХ состоят, как и говорилось выше, из пластины холла и магнита. Однако, это не аксиома, так как встречаются ДХ и без встроенного магнита.

Функционирование и назначение ДХ можно легко объяснить его составом. На прямоугольнике-полупроводнике, размером в несколько квадратных миллиметров или пленке, изготовленной из кристаллического материала имеются 4 электрода. Они предназначены для подвода тока и съема информации.

Принцип работы датчика холла

В целях исключения случайных механических сбоев, полупроводниковый материал крепится на прочной подложке, а пленка обрабатывается диэлектрическим веществом.

Чтобы обеспечить лучший эффект, толщина пластинки или пленки датчика делается как можно меньше.

ДХ применяются для бесконтактного контроля магнитной зоны. В некоторых случаях можно применять ДХ с вмонтированным ферритовым стержнем, что позволяет в разы увеличить КПД регулятора.

Еще один способ представить работу датчика холла, выглядит следующим образом.

  • В ДХ имеется постоянный магнит, образующий магнитную зону.
  • Пластина-полупроводник пересекает это самое поле, образуется преобразование – замыкание промежутка зубца, расположенного на распредвале.

Этот самый зуб называется репером (в геодезии – знак, метка).

  • Итак, это самая точка в момент соприкосновения образует токоимпульс, подающийся к ЭБУ.
  • Передаваемый импульс зависит полностью от амплитуды вращения распредвала. Это означает, что он поступает на различных временных промежутках.
  • Импульс, как и говорилось, идет на ЭБУ.
  • Последний раскодирует импульс, таким образом определяя положение ВМТ в 1-м цилиндре двигателя.
  • Только после этого идет разрешение на поступление горючего в камеру сгорания с ее последующим возгоранием.

Примечательно, что несколько иначе функционирует аналогичный датчик дизельного мотора. Топливо в данном случае более тяжелое, что и определяет разницу. Датчик холла дизеля больше нужен для контроля прохождений поршней ВМТ. Таким образом, с наибольшей точностью выставляется отношение валов между собой.

Проверка системы зажигания и датчика холла комбинированным устройством

Комбинированное устройство для проверки состоит из корпуса, на котором фиксируется полностью рабочий ДХ.

Комбинированное устройство для проверки ДХ

Есть такой же выход, какой присутствует на трамблере, и колодка, подключаемая к распределительному разъему на автомобиле. Обязательны в устройстве также 2 зажима для питания.

Помимо этого имеются 2 индикатора с разным цветом: например, красный индикатор будет сигнализировать о подключении прибора, зеленый – будет показывать импульсы, вырабатываемые датчиком холла.

Проверка системы осуществляется так:

  • от автомобильного датчика холла отсоединяется колодка разъема;
  • она подключается к комбинированному устройству;
  • включается зажигание.

Теперь нужно вооружиться пластинкой с 4-я шторками, которая будет имитировать сам датчик.

Дальше делается так:

  • на главный бронепровод, выходящий из катушки зажигания, устанавливается разрядник;
  • самодельной пластинкой со шторками надо провести в разрезе комбинированного устройства (как на фото).
Самодельной шторкой по разрезу

Если в процессе проведения шторкой по разрезу в разряднике появляется искра на всех 4 шторках, то вся система зажигания автомобиля, включая коммутатор и катушку зажигания, находится в исправном состоянии.

Чтобы проверить отдельно ДХ:

  • колодку устройства подключаем к разъему трамблера на авто;
  • подключается питание от АКБ, и на приборе загораются 2 индикатора (это свидетельствует о том, что датчик подключён и запитан);
  • включается зажигание, прокручивается ДВС.

Если мигает зеленый свет постоянно (индикатор импульсов), то датчик холла, установленный в автомашине, полностью исправен. Если мигание индикатора на определенном этапе зависает, это свидетельство полуисправного датчика, одна или несколько шторок которого не работают.

Внимание. Если при подключении штекера в разъём проверочного устройства, зеленый индикатор вообще не загорается, это свидетельствует о полной неисправности датчика холла.

ДХ – сегодня нужен автомобильной системе зажигания. Как будут обстоять дела завтра, покажет время. Пока же не придумано ничего более толкового в плане контроля за искрой.

Устал платить за штрафы? Выход есть!

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - НАНОПЛЁНКА, которая скрывает ваши номера от ИК камер (которые стоят по всем городам). Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2.4).
  • Скрывает от фото-видеофиксации.
  • Устанавливается самостоятельно за 2 минуты.
  • Не видна человеческому глазу, не портится из-за погоды.
  • Гарантия 2 года,

Датчик холла принцип работы и какова его роль в системе зажигания?

На блоге мы уже рассматривали различные системы зажигания, в частности, бесконтактных, у которых механический прерыватель в трамблёре заменён хитрым датчиком. О нём и поговорим, о датчике Холла, так его называют. Датчик Холла принцип работы его заключается в том, что он дает отсечку в нужной точке для поджига рабочей смеси в цилиндре, но давайте по порядку.

Датчик Холла принцип работы

Как мы видим, наш сегодняшний герой выполняет крайне ответственное задание в системе зажигания, но пока что он остаётся для нас тёмной лошадкой. Исправим данный недостаток. Итак, датчик холла что это и как работает?

Для начала немного истории. Своё название это устройство получило благодаря одному из сотрудников балтиморского университета Э. Холла, который в конце ХIХ века открыл эффект возникновения напряжения на краях полупроводниковой пластины при изменении магнитного поля, в котором она находится.

Другими словами, если специальную пластинку поместить в место, где будет периодически проскакивать магнит или что-либо, что может изменить имеющееся магнитное поле, к примеру, металлический предмет, то на её краях будут появляться импульсы напряжения, а они в свою очередь могут использоваться электроникой в качестве сигналов к действию.

Одно из ключевых преимуществ подобных датчиков – отсутствие каких-либо механически контактирующих элементов, а это значит, что нет износа и, как следствие, продолжительный срок безотказной работы узла.

Надо отметить, что эффект Холла стал массово использоваться в промышленности лишь во второй половине ХХ века, когда полупроводниковые материалы стали доступными.

Своё место датчики Холла нашли и в автомобилях, а если точнее – в двигателях, где их полезные свойства пригодились в системах зажигания.

Устанавливается такое устройство в корпус трамблёра. Внутри него, как мы уже знаем, имеется вал, именуемый в литературе валом прерывателя-распределителя.

В определённом месте на этом валу закреплена магнитопроводящая пластина, имеющая столько сердечников, сколько и цилиндров в силовом агрегате.

Вращаясь синхронно с распредвалом и коленвалом, она в момент прохождения одного из сердечников мимо датчика, возбуждает в нём импульс электрического напряжения, который затем поступает в коммутатор системы зажигания, где используется для управления работой катушки зажигания. Этот импульс является отправной точкой для генерации искры свечи.

Система зажигания сгенерирует искру именно в тот момент, когда необходимо поджечь топливно-воздушную смесь – ни на мгновение раньше, ни на мгновение позже, иначе мотор просто-напросто не сможет нормально работать. Такой вот нехитрый алгоритм.

Как проверить датчик Холла?

Как и любой другой электронный элемент, наш герой тоже может выходить из строя, и узнать об этом мы можем по плохой работе двигателя авто, а именно:

  • мотор сложно завести или он вообще отказывается стартовать;
  • на холостом ходу заметны перебои или просадки оборотов;
  • при движении машина внезапно глохнет;
  • на высоких оборотах авто начинает дёргать.

Конечно же, не факт, что эти симптомы связаны именно с датчиком Холла, но, тем не менее, проверить его нужно. Сделать это можно своими силами.

  1. Попросите у друзей или где-нибудь на время проверки, переставьте и убедитесь в том, является ли причиной ваших бед именно датчик Холла;
  2. Просто замерьте напряжение на выходе, оно должно быть в точке разрыва 0,4 В, а в точке прохода пластины — 11В.;
  3. Разобрать трамблер, провод высокого напряжения с надсвечником и свечей положите на корпус автомобиля с гарантией контакта на минус. Включите зажигание и замкните контакты 6 и 3 на панели коммутатора. Если искра на контактах свечи зажигания появится, то ваш датчик вышел из строя.

Но все-таки наиболее простой и примитивный способ – замена датчика на заведомо исправный. На видео ниже, видно как это просто.

Все-таки проверка требует квалифицированного подхода, если вы им не обладаете, не стоит экспериментировать. Надежно и с гарантией успеха лучше обратиться к специалистам и сделать все как положено.

Пожалуй, вот так кратко, датчик Холла принцип работы и его значение вам понятны. Надеюсь, вы почерпнули минимальные полезные знания из этой статьи.

На этом разрешите откланяться и напомнить, читайте свежие и интересные публикации, появляющиеся на блоге, поможет подписка. До скорых встреч!

Датчик Холла от А до Я

Систему зажигания по степени важности для автомобиля трудно сравнить с силовым агрегатом. Но можно однозначно утверждать, что существенная часть проблем, если не сказать большинство, связанных с неудачными или проблемными пусками двигателя, вызваны именно из-за неисправностей системы зажигания. Её работа контролируется несколькими разновидностями датчиков. Сегодня мы познакомимся с одним из них – датчиком Холла. Узнаем, для чего он нужен, какие функции выполняет, как устроен и в каких случаях выходит из строя. Словом, информации будет вполне достаточно, чтобы уметь самостоятельно диагностировать это устройство и выполнить в случае необходимости ремонт датчика или его замену.

Функции датчика Холла в автомобиле

Как ни странно, но это единственный датчик, устанавливаемый в современном транспортном средстве, название которого содержит

Скидки на новые автомобили! Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%

Данный датчик единственный в автомобиле, который имеет имя собственное. Эдвин Холл – известный американский физик второй половины XIX столетия Он назван в честь известного американского физика Эдвина Холла, который и стал первым учёным, исследовавшим особенности поведения полупроводниковых материалов при взаимодействии с магнитным полем.

Строго говоря, датчик Холла отвечает за фиксацию магнитного поля. Делается это следующим образом: полупроводник в виде плоской пластины размещается в зоне действия магнитного поля. Когда на него подаётся напряжение, ток под воздействием силовых линий магнитного поля смещается к одному из краёв пластины, создавая разницу потенциалов, которую можно фиксировать.

Если говорить об автомобильном ДХ, то здесь он используется как ключ или реле. В трамблёре имеется магнит, который в момент пуска двигателя начинает вращаться, взаимодействуя с датчиком. Последний улавливает магнитное поле и подаёт электрический импульс, провоцирующий формирование искры зажигания.

Таким образом, ДХ является обязательным элементом системы зажигания. Но в некоторых случаях его используют и для других целей: в цифровых спидометрах/тахометрах, для контроля функционирования АБС, для проверки характеристик передаточных колёс и т. д.

Отличительной особенностью датчика Холла является простота конструкции и, соответственного, высокая надёжность устройства. Он практически не подвержен износу, а все его неисправности обычно происходят из-за загрязнения или внешнего механического воздействия. Как правило, ДХ устанавливают таким образом, чтобы его можно было легко демонтировать и поставить на место.

Принцип работы датчика Холла

Хотя сам эффект Холла был открыт и запатентован ещё в 1879 году, пошло более 70 лет, прежде чем устройства, работающие по данному принципу, начали производить промышленным способом, чему в немалой степени способствовали революционные открытия в сфере полупроводников, случившиеся в середине прошлого века.

Первые микросхемы, хотя и отличались достаточно большими размерами и несовершенными техническими характеристиками, оказались достаточно надёжными и нашли применение в генераторах, названных именем американского физика. По мере миниатюризации электронных компонентов появились действительно компактные датчики аналогового или цифрового способа действия. При этом принцип действия датчика Холла может быть линейным (так работают приборы, измеряющие ток, расход технической жидкости, силу вибрации) и логическим (измерение частоты вращения, количества импульсов, датчики приближения).

Мало кто знает, но даже в приводе CD/DVD дисков, работающих в составе компьютерной, видео- или аудиотехники, присутствует устройство, измеряющее ЭДС по методу Холла.

Но наибольшее распространение ДХ получил именно в автомобилестроении, где он используется для измерения положения коленвала/распредвала, в качестве инициатора искры зажигания в бесконтактных электронных системах зажигания. Это устройство умеет считывать необходимую информацию и передавать полученные данные в контроллер, ЭБУ или непосредственно на исполнительное устройство, что и обеспечивает нормальное функционирование той или иной системы автомобиля.

В качестве примера того, как работает датчик Холла, можно привести систему воспламенения рабочей смеси. В данном случае вращение зубчатого колеса распредвала инициирует возникновение разности потенциалов, фиксируемых датчиком, который посылает соответствующий сигнал в бортовой компьютер, который на основании этой информации определяет время возгорания ТВС в камере сгорания. Если силовой агрегат автомобиля оснащён системой, обеспечивающей автоматическое изменение фаз, управляющий контроллер располагают непосредственно на клапанах распредвала.

Где располагается ДХ

Прибор, отвечающий за определение момента зажигания, обычно располагают в трамблёре. Такой датчик применяется вместо контактов, являясь более надёжной заменой в составе бесконтактных электронных систем зажигания.

Чтобы его увидеть, нужно снять крышку трамблёра, а также бегунок и некоторые другие детали. Он расположен в непосредственной близости от вала трамблёра, на пластине рядом с постоянным магнитом. Сверху датчик прикрывает магнитопроводящая пластина с зубьями в виде короны, количество которых соответствует числу цилиндров силового агрегата.

Снаружи распределителя устанавливается колодка с проводами, посредством которой осуществляется связь между датчиком и ЭБУ.

ДХ, устанавливаемый на распредвале, обычно крепится на его задней крышке. Датчик Холла выглядит как цилиндрическая деталь, помещённая в корпус из прочного пластика, с внешней стороны которого имеется разъем для подключения проводку. Сверху можно увидеть ту самую пластину с прорезями.

Устройство ДХ

Мы уже отмечали, что в автомобиле датчики, работающие по принципу, изобретённому почти полтора столетия назад, могут использоваться в самых разных целях, но при этом обязательной компонентой он является только в системе зажигания.

Поэтому имеет смысл описать устройство датчика Холла именно этого типа. Он состоит из:

  • микросхемы, реализующей улавливание изменения напряжения на пластине;
  • постоянного магнита;
  • пластикового корпуса;
  • лопасти ротора;
  • контактной группы;
  • магнитопроводов.

Несмотря на относительное большое количество компонентов, такой датчик обладает целым рядом неоспоримых достоинств:

  • благодаря миниатюризации современных микросхем он имеет компактные размеры;
  • выражаясь терминами электротехников, электрический сигнал, формируемый датчиком, имеет чётко выраженную прямоугольную форму – при включении он практически мгновенно принимает определённое стабильное значение без плавных подъёмов и спусков, что чрезвычайно важно для цифровых устройств типа контроллера;
  • в датчике, измеряющем скорость вращения коленвала, динамика частоты срабатывания (как результат изменения оборотов мотора) не приводит к рассогласованию момента измерения.

Однако есть у ДХ и недостатки. Главный из них заключается в низкой чувствительности прибора, на который могут оказывать существенное влияние внешние электромагнитные помехи, формируемые в бортовой электросхеме автомобиля в результате работы большого количество электронных/электрических устройств и приборов.

Более высокая стоимость датчика Холла по сравнению с аналогами магнитоэлектрического типа действия нивелируется простотой крупномасштабного производства. Что касается надёжности, то уязвимость ДХ заключается в слабой защищенности от электрических наводок, но зато в нём отсутствуют или сведены к минимуму механические компоненты, подверженные быстрому износу.

Возможные неисправности

Хотя датчик Холла относится к одним из самых надёжных устройств подобного типа, он всё же подвержен поломкам – ничто в природе не вечно, даже атомы. Но следует отличать полную неработоспособность (в этом случае мы просто не сумеем запустить мотор) и частичную, когда возникают определённые трудности с запуском и эксплуатацией силового агрегата. Как же определить, что ДХ неисправен? Об этом можно судить по следующим симптомам:

  • расход горючего значительно увеличился – обычно это происходит потому, что впрыск ТВС производится чаще, чем следует (один раз за оборот коленвала);
  • двигатель начал работать нестабильно, с необъяснимыми «замираниями», что проявляется дёрганьем, особенно при наборе скорости. В отдельных случаях разогнаться выше 50 км/час просто не удаётся;
  • силовой агрегат глохнет «на ходу»;
  • мотор запускается с трудом или и вовсе отказывается «заводиться».

Отметим, что перечисленные признаки неисправности датчика Холла не являются аутентичными, и это характерно практически для любого нештатного поведения автомобиля. Другими словами, каждая из вышеназванных неисправностей может свидетельствовать о проблемах с нашим датчиком, но вовсе необязательно – такая же симптоматика наблюдается и при поломке целого ряда других узлов и деталей автомобиля. Поэтому так важно уметь диагностировать этот важный для системы зажигания прибор, что является достаточно трудоёмкой и нетривиальной задачей.

Устранение неисправностей

В принципе датчик Холла редко ломается, но если это происходит, автопроизводители советуют просто заменить его на новый. Но поскольку стоимость прибора немаленькая, особенно если речь идёт об иномарке (а здесь работает следующее правило: чем престижнее автомобиль, тем дороже запчасти к нему), то многие автовладельцы отдают предпочтение самостоятельному ремонту. В принципе конструкция датчика относительно проста, поэтому особых сложностей при его реставрации возникнуть не должно.

В качестве примера рассмотрим алгоритм проведения ремонта ДХ, устанавливаемого на некоторые модели Volkswagen. Обычно наиболее подверженной поломкам является логический элемент микросхемы, маркируемый последовательностью символов S441А. Собственно говоря, он и является сердцем датчика, регистрирующим отклонения в напряжении на рабочих пластинах. Наша задача – заменить его, для чего предстоит выполнить следующие действия:

  • само собой, без приобретения нового логического элемента не обойтись – при этом вполне может подойти и его аналог;
  • купленную деталь предварительно следует проверить на работоспособность. Делается это следующим образом: нужно соединить в цепочку обычный светодиод и сопротивление номиналом 1-2 кОМ, после чего подключить данную конструкцию к выводам «выход» и «+» микросхемы. Величина напряжения, которым следует запитывать логический элемент, должна варьироваться в пределах 3-30 В – этого достаточно, чтобы при воздействии на микросхему достаточно мощным магнитом светодиод засветился;
  • посередине датчика сверлом диаметром 8-10 мм следует проделать отверстие, обрезают провода «заподлицо», чтобы они не выглядывали наружу, после чего с помощью тонкого надфиля в корпусе пропиливаем канавки, в которые будут уложена новая проводка;
  • вышедший из строя логический элемент прикрепляем в проделанном окошке и устанавливаем ДХ на место для проверки его работоспособности. В момент прохождения шторки вала через прорези «короны» светодиод должен гореть, когда прорезь «уходит» — светодиод гаснет;
  • если ничего не получилось – дело в полярности плюсового и минусового выводов. Их нужно просто поменять местами;
  • если наша схема со светодиодами работает, остается выполнить разводку выводов микросхемы через проделанные канавки. Для этого в окошке припаивают провода, концы которых следует соединить с разъемом. Здесь важно снова не перепутать полярность выводов (на разъёме трамблёра они маркируются как «+», «-» и «0»);
  • после пайки внимательно осматриваем проводки на отсутствие повреждений, тестируем датчик мультиметром на предмет отсутствия коротких замыканий. Если всё нормально – герметизируем проделанное нами технологическое отверстие (желательно и канавки тоже) термостойким клеем;
  • осталось установить ДХ на штатное место и протестировать все провода на предмет отсутствия КЗ (они не должны «прозваниваться» на корпус).

В принципе точно таким же образом можно восстановить работоспособность датчика Холла на других марках авто, поскольку принципиально они все схожи мех собой – различия могут заключаться только в геометрии компонентов прибора.

В некоторых случаях (например, механическая поломка) ДХ ремонту не подлежит, и тогда придётся приобретать новую запчасть и производить замену датчика целиком. Это несложная операция, которая под силу даже начинающим автомобилистам. Приводим алгоритм процедуры:

  • демонтируем сам трамблёр, не отсоединяя его провода;
  • снимаем крышку, совмещаем метки ГРМ с меткой, расположенной на коленвалу;
  • фиксируем положение трамблёра;
  • извлекаем крепёж, фиксаторы и стопоры;
  • вынимаем вал;
  • отвёрткой откручиваем клеммы ДХ и сам датчик;
  • аккуратно вынимаем прибор, оттянув для этого регулятор;
  • устанавливаем исправный датчик и проделываем все операции в обратном порядке.

Опять же, описанный алгоритм пригоден для большинства марок/моделей авто, за редким исключением.

Проверка работоспособности ДХ

В отличие от механических деталей автомобиля, неисправность которых зачастую определяется чисто визуально, с датчиком Холла такой фокус не проходит. Разумеется, если он подвергался ощутимому механическому воздействию (например, при ремонте трамблёра), то на его пластиковом корпусе останутся следы ударов, и это будет веской причиной для проверки работоспособности датчика. Точно так же, как и при осмотре проводки и выявлении проблемных мест (оголения изоляции, подгорания контактов и т. д.).

Поводом для таких действий могут стать и другие появившиеся в работе силового агрегата симптомы:

  • он стал плохо заводиться;
  • нестабильно работать в режиме ХХ;
  • при работе двигателя на повышенных оборотах наблюдаются непредсказуемые провалы, проявляющиеся «дёрганьем» авто;
  • мотор может просто глохнуть в самый неподходящий момент.

Если вы не дружите с техникой и никогда ранее не работали с электроизмерительными приборами, лучше всего обратиться к специалистам ближайшего автосервиса, которые проверят датчик Холла с помощью осциллографа, позволяющего вывить самые незначительные отклонения в работе устройства.

Но в принципе проверку датчика Холла мультиметром можно осуществить и самостоятельно, причём существует несколько способов выполнения этой процедуры.

Разумеется, самый кардинальный из них – установить заведомо рабочий датчик и проверить его в работе. Конечно, этот метод применим при наличии хорошего друга, готового предоставить вам на некоторое время своё устройство. Но если такая возможность имеется, то это самый простой способ удостовериться в жизнеспособности ДХ.

Если таковых добровольцев найти не удалось, стоит попробовать другой способ, для которого нам потребуется тестер. На работающем моторе необходимо проверить напряжение на выходе датчике, которое должно находиться в диапазоне 0.5-11.0 В. Если это не так – при бор неисправен и подлежит ремонту или замене.

Наконец, проверить функционирование ДХ можно посредством использования так называемого метода имитации. Он заключается в отсоединении от датчика колодки, включения зажигания (без запуска мотора!) и соединении шестого и третьего выхода. Проскакивание искры будет свидетельствовать о том, что устройство работает не в штатном режиме, то есть неисправно.

Рассмотрим ещё один способ, как проверить датчик Холла, также не требующий наличия вольтметра/тестера:

  • подключаем свечу зажигания контактом к выводному проводу катушки зажигания;
  • резьбовую часть СЗ закорачиваем на массу;
  • выполняем демонтаж каретки вместе с датчиком Холла, затем подсоединяем разъем;
  • при включённом зажигании проводим любым металлическим предметом (гаечным ключом или отвёрткой) возле ДХ. Наличие искры на свечке говорит о том, что прибор исправен.

О несложном тестировании датчика мы уже говорили. Напомним, речь идёт о проверке наличия электропитания на устройстве, требующем соединения в одну электрическую цепь обычного светодиода и резистора номиналом 1-2 кОм. В этом случае датчик отключаем от штекерной коробки, присоединяя один конец собранной цепи в клемме №1, а второй – к 3-ей клемме с последующим включением зажигания. При наличии вольтметра достаточно было бы измерить напряжение на ножках прибора, но в нашем случае тестер отсутствует, поэтому загорание светодиода будет свидетельствовать о том, что с питающим напряжением всё в порядке. Но если светодиод не загорелся – это может означать, что мы просто перепутали полярность подключения (а это для полупроводниковых устройств важно). Меняем полярность и снова включаем зажигание. Если и в этом случае лампочка не подаёт признаков жизни – значит, продолжаем наш эксперимент.

Для этого оставляем первую клемму в таком же положении, а провод с третьего контакта перебрасываем на второй. Проворачиваем распредвал (например, стартером, хотя можно и вручную любым удобным способом) и наблюдаем, как на это реагирует наш светодиод. Если при включённом зажигании он моргает с высокой частотой – датчик Холла исправен и не нуждается в замене. В противном случае потребуется более тщательная диагностика прибора, выполняемая на осциллографе. Скорее всего, у вас такого измерительного прибора нет, поэтому остаётся либо показать датчик специалисту, либо не заморачиваться и сразу приобретать новый.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости