Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) информирует компьютер автомобиля о том, насколько сильно вы нажимаете педаль газа. Дроссель – это отверстие, которое открывается или закрывается в зависимости от того, сколько воздуха требуется двигателю. Чем сильнее вы нажмете на педаль акселератора, тем больше воздуха будет поступать в двигатель. ДПДЗ контролирует положение дроссельной заслонки, чтобы определить, сколько топлива необходимо двигателю для правильной работы в заданный момент времени.
Существует множество проблем, которые могут возникнуть в результате поломки датчика положения дроссельной заслонки. Вот одни из самых распространенных симптомов:
ДПДЗ – это несложное электронное устройство, называемое потенциометром. Чтобы лучше понять, как диагностировать этот датчик, необходимо понимать, как работает потенциометр. Потенциометр – это подключенный к шкале переменный резистор с подвижным контактом, который передает значение напряжения, основанное на положении контакта. На рисунке ниже изображена схема потенциометра.
ДПДЗ имеет три контакта:
Использование мультиметра – один из лучших способов проверки ДПДЗ, причем подойдёт даже дешевый прибор.
На рисунке ниже красная стрелка указывает на этот датчик.
В демонстрационных целях я удалил патрубок подачи воздуха, чтобы вы могли видеть, как устроен дроссельный узел. Это поможет вам при проверке датчика.
Подключите черный провод мультиметра к минусовой клемме аккумулятора и установите прибор в режим постоянного тока.
Важно отметить, что до тех пор, пока на одном контакте будет присутствовать 5 вольт и примерно 0 вольт на двух других, вы можете не переживать о целостности проводки. Помните, что сигнальный контакт обычно является средним в разъеме и запомните, где расположены 5 вольт и заземление.
Это происходит по причине физического износа датчика дроссельной заслонки. Если вы обнаружили участок, на котором напряжение прыгает каждый раз, когда вы его проходите (либо по пути вверх, либо вниз), это является признаком износа резистора. Информация об этом всплеске напряжения передается на электронный блок управления, в результате чего компьютер думает, что вы резко нажали или отпустили педаль газа.
Если проверка ДПДЗ показала, что датчик неисправен, заменить его будет несложно. Как правило, он крепится всего двумя болтами. Необходимо лишь отключить электрический разъем, открутить крепежные болты, вытащить датчик и установить новый.
Рестайлинговый вариант знаменитой «ВАЗовской» девятки — ВАЗ 2114 появился в серийном производстве в 2003 году. Поначалу на него устанавливали восьмиклапанный полуторалитровый двигатель ВАЗ-2111, затем был ВАЗ-11183 1,6 литра, а в 2010 году стали ставить двигатель ВАЗ 21126 мощностью 98 л. с. Все эти силовые агрегаты объединяет то, что они являются инжекторными, с впрыском топлива.
Инжекторные двигатели потребовали установки большого количества автоматических приборов регулирующих и контролирующих деятельность всех систем силовой установки. Изменился принцип привода одного из основных механизмов регулирующих подачу топлива в двигатель — дроссельной заслонки. Привод стал электрическим, с электронным управлением. Его отличие от механического заключается в следующем:
Поскольку жесткой связи между педалью и заслонкой не стало все управление осуществляется за счет работы электронных систем. В этой схеме, наряду с управляющим блоком важную роль играет датчик дроссельной заслонки.
Сам прибор установлен на одной оси с дроссельной заслонкой. Работает он как потенциометр:
Расположение ДПДЗ на ВАЗ 2114
Контролировать работоспособность ДПДЗ надо путем замера сопротивления, применяя омметр. Для этого прибор соединяется с входным и выходным контактом датчика. При нажатии педали газа должно происходить плавное изменение сопротивления, если же прибор показывает нуль или сопротивление уходит в бесконечность, это говорит о неисправности ДПДЗ на ВАЗ 2114.
Опытные автомобилисты рекомендуют покупать ДПДЗ ВАЗ 2114 от производителей — «Омега» г. Москва, ОАО «Счетмаш» г. Курск и ОАО «Автоэлектрика» г. Калуга (Автоэлектрика — это бесконтактный ДПДЗ).
В процессе работы автомобильного двигателя, особенно напичканного всякой электронной начинкой, могут случаться всякие неполадки. Если рассматривать один из элементов этой электронной начинки — датчик дроссельной заслонки ВАЗ 2114, признаки неисправности могут быть следующими:
Конечно, такие признаки могут проявляться и по другим причинам, но для ДПДЗ они очень характерны. Проверить его, замерив сопротивление, совсем несложно, даже снимать ничего не надо, зато с большой долей вероятности можно установить причину неприятностей с двигателем.
В заводских условиях на двигатели ВАЗ 2114 устанавливают пленочно-резисторные ДПЗД, ресурс работы такого прибора около 50 тысяч километров. Отказ или неустойчивая его работа чаще всего происходит по следующей причине.
Проверка датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ 2114
Подвижный контакт датчика, или ползунок, при изменении положения заслонки перемещается, контактируя постоянно с резистивным полем ДПДЗ. В результате длительного взаимодействия поле разрушается и контакт исчезает, сигнал больше не передается на контроллер, или передается неравномерно, вызывая неустойчивую работу автоматики.
В последнее время стали поступать в продажу бесконтактные датчики дроссельной заслонки. Производит их в Калуге «Автоэлектрика». Они уже имеют много положительных отзывов от автолюбителей. Ротор этого прибора сделан из немагнитного материала на котором расположен магнит. Вторая составная часть, статор находится на строго заданном расстоянии от магнита и выполнен из материала, который воспринимает магнитное поле. Эти датчики дороже вдвое, но срок службы у них очень большой.
Изучив признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки и определив его непригодность, надо принять меры к его замене.
Пленочно-резисторные ДПДЗ продаются во всех магазинах автомобильных запчастей и стоимость их достаточно невелика, не более 300 — 400 рублей, поэтому ремонт датчика положения дроссельной заслонки не представляется целесообразным. На ремонт уйдет много времени, в то время как замена этого прибора достаточно проста.
Конечно, есть любители ремонтов любой детали и описываются такие случаи в отношении ДПДЗ. Но в качестве примера приводится скорее всего нетипичный случай. Автолюбитель, вскрыв датчик установил наличие микротрещины в районе одного из контактов. Он заделал эту трещину токопроводящим клеем и работоспособность прибора наладилась.
Однако резистивный слой восстановить невозможно, и ремкомплектов таких для ДПДЗ не предлагается.
Если водитель относится внимательно к поведению своего автомобиля и постоянно контролирует работоспособность электроники машины и двигателя, то он может быть в уверен в том, что неожиданности на дороге его не поджидают. Надо постоянно помнить о том, что ваша машина будет служить вам долго и верно только в том случае, если вы будете заботиться о ней и о ее внутренностях. Любая машина любит заботу, даже выехав из мойки можно почувствовать насколько мягче начинает работать двигатель и насколько плавнее машина едет по дороге.
Практически любое транспортное средство насчитывает в себе большое количество всевозможных механизмов и узлов. Поэтому когда неисправность касается даже небольшого агрегата, все это сулит серьезными проблемами для всей машины. Датчик положения дросcельной заслонки – один из таких небольших и в то же время очень значительных узлов в автомобиле. Рассмотрим его назначение, принцип работы и основные причины неисправностей, а также как с ними бороться.
Датчик положения дроссельной заслонки
В автомобильных двигателях внутреннего сгорания, работающих на бензине, неотъемлемой частью системы впуска является дросcельная заслонка. Главной задачей этого механизма является регулирование количества поступающего воздуха в камеры. Таким образом, она обеспечивает пропорциональное смешивание воздуха с топливом для достижения максимального результата при сгорании. Как и во многих других, в автомобилях марки Киа Спектра этот аппарат монтируется на участке между воздушным фильтром и коллектором впуска. Можно сказать, что его действие сродни воздушному клапану: в открытом состоянии достигается давление равное атмосферному, а в закрытом снижается до вакуума.
В компоненты датчика входят переменный, постоянный и однооборотный резисторы, суммарное сопротивление которых равняется приблизительно 8 кОм. Датчик положения дроссельной заслонки имеет два крайних вывода, на один из которых и поступает напряжение, подаваемое контроллером.
Второй вывод при этом запитан на массу. К контроллеру сигнал поступает через резистор, который передает фактическое положение заслонки на текущий момент. В зависимости от положения, передается сигнал, импульс которого варьируется в пределах 0,7 – 4 В.
Как правило, различают два типа ДЗ: электрическая и механическая. Последняя используется обычно в недорогих автомобилях. Она состоит из следующих компонентов: регулятор холостого хода, корпус, датчик, дроссельная заслонка. Что касается корпуса, то он является частью системы охлаждения. Для обеспечения вентиляции картера и фильтрации бензиновых паров предусмотрена система, которая патрубками соединена с датчиком. Когда дроссельная заслонка находится в закрытом положении, при запуске или прогреве двигателя, регулятор холостого хода обеспечивает необходимую частоту оборотов коленчатого вала. РХХ обеспечивает подачу воздуха в систему впуска мимо перекрытой заслонки.
Датчик дроссельной заслонки электрического типа более популярен и используется в автомобилях последнего поколения. Этот вид наиболее продуктивен и имеет электронную систему управления, чем достигается наиболее идеальное значение крутящего момента, мощность увеличивается, а расход горючего снижается. В отличие от механической, тут отсутствует прямое взаимодействие между педалью газа и заслонкой, а регулирование холостого хода осуществляется путем изменения ее положения. Помимо этого электроника способна сама просчитывать оптимальное значение крутящего момента. Этот процесс осуществляется благодаря работе блока управления и входных датчиков. Именно благодаря датчикам и блоку управления осуществляются многие процессы связанные в конечном счете с регулированием подачи воздуха.
Этот модуль состоит из дроссельной заслонки, пружинного механизма, электродвигателя, редуктора, ДПДЗ и корпуса. Существует практика установки одновременно двух датчиков положения дроссельной заслонки. Это обусловлено исключительно предосторожностью, поскольку позволяет в случае неисправности одного, переключить работу на другой. В таком случае различают бесконтактный датчик положения дроссельной заслонки и со скользящим контактом. Пружинный механизм обеспечивает возвратное положение заслонки при аварийном режиме.
Тест датчика положения дроссельной заслонки
Как и всякий механизм, ДПДЗ подвержен неисправностям. Проверка его состояния позволит определить поломку. В случае серьезных повреждений, потребуется его замена.
Для начала стоит обратить внимание на количество оборотов, совершаемых двигателем на холостом ходу. Если их значение скачет, тогда следует проверить исправность работы датчика. Возможно потребуется его замена. Еще один момент неисправности – при резком сбрасывании газа глохнет двигатель. Или же при разгоне скачет скорость, отсутствует отклик на нажатие педали газа, обороты двигателя находятся в пределах полторы – три тысячи. Все это свидетельствует о необходимости проверить работоспособность ДПДЗ, а в случае необходимости должна быть произведена замена либо целого узла, либо его компонентов.
Диагностика для любого автомобиля, как и для Киа в том числе, проводится одинаково. Все, что потребуется из инструментов – это мультиметр. Далее, необходимо завести авто и посмотреть не светится ли Чек энджин. Если все в порядке, глушим мотор, находим под капотом массу и снова заводим двигатель. Начинаем поиски минуса. Отыскиваем запитывающий провод. Следует проверить, поступает ли ток к датчику. Затем необходимо убедиться, что размыкание холостого хода функционирует исправно. Для этого к разъему датчика подсоединяем один из проводов нашего измерительного прибора, а вторым изменяем положение заслонки. Если все исправно, то значение прибора измениться. Если значение не поменялось, это говорит о неисправности переменного резистора и, возможно, необходима будет его замена.
Вам понравилась статья? Она была полезной?
Похожие статьи:
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453