С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Диагностика коробки автомат


Как произвести диагностику АКПП?

На международном автомобильном рынке машины с АКПП заслуженно получили широкое распространение. Выбор в пользу транспортного средства с автоматом делается потому, что данная скоростная коробка отличается надежностью, работает в автоматическом режиме, позволяет водителю сосредоточиться на трассе. При поломке автомата требуется профессиональная поддержка.

Обслуживание коробки автомат

Каждые 10000 (15000) км автотранспорт должен проходить ТО. В первую очередь осматривается двигатель, система трансмиссии. При правильной эксплуатации автомобиля с АКПП, коробка может профункционировать более 200000 км пробега.

Система не потребует проведения дорогостоящего ремонта, если своевременно менять фильтры, не пропускать прохождение ТО, придерживаться размеренных поездок.

Диагностика АКПП необходима, если отмечается невозможность переключения режимов работы коробки. Периодически автомобиль нужно загонять на смотровую яму, чтобы проверить состояние коробки передач, нет ли подтеков масла. Если да, то требуется замена уплотнительных прокладок, трансмиссионного масла. Проверка АКПП или МКПП на СТО включает обследование данной системы при помощи профессионального компьютерного оборудования.

Компьютерная диагностика автомобиля

Диагностические процедуры могут включать проверку количества смазывающей жидкости, замену дефектных, деформированных комплектующих деталей. Компьютерная диагностика выручает, если при визуальном осмотре трансмиссии сложно объективно выявить характер неисправности. Углубленная диагностика позволяет не только замерить уровень масла, но и проверить его качество.

Самостоятельные попытки восстановления АКПП могут усугубить ситуацию, если автовладелец не имеет соответствующего опыта, оборудования, инструментов. Кроме того, в специализированном сервисном центре на производимые работы дается гарантия.

Следует рассмотреть основные признаки неисправности АКПП.

Выявление неисправностей коробки автомат

АКПП состоит из ряда комплектующих деталей, при поломке которых будет отмечаться затрудненное (невозможное) управление машиной. Причины и признаки неисправностей автоматической коробки передач:

  • износ фрикциона. Проявлений при этом несколько. В большинстве случаев машина начинает буксовать, не включается задняя скорость. Продолжать дальше эксплуатировать такую машину нельзя. В противном случае помимо трансмиссии даст сбой сам двигатель, прилегающие к нему компоненты;

  • проблема с гидротрансформатором. Автотранспорт не приводится в движение, возможны рывки при переключении передач. Со временем появляются стуки, характерные вибрации, упадет динамика хода;
  • забился гидроблок или масляный фильтр. Симптомы: наличие рывков при смене скоростного режима, увеличение траты горючего. Могут включаться не все передачи;
  • неисправность работы соленоидов может выражаться в падении магистрального давления. Однако при таком проявлении нужно проверить, насколько забит масляный фильтр, не изменило ли свою консистенцию масло. Если жидкость стала гуще или наоборот приближена по консистенции к воде, такое горючее необходимо заменить. О недостаточном давлении могут сигнализировать датчики;
  • недостаток масла в коробке. Из-за этого, в первую очередь, страдают фрикцион, насос, втулки. Происходит стирание механизма, появляются посторонние звуки при их работе, общая производительность трансмиссии падает;
  • проблема с подшипником. Если поломка связана с данной запчастью, при работе силового агрегата становится слышен характерный шум, появляются вибрации. К этому добавляется пробуксовка при смене передач.

В большинстве случаев поломки АКПП вызываются физическим износом отдельных ее комплектующих деталей. Все перечисленные проблемы с АКПП разрешаются. Главное при этом подобрать правильный способ.

Если поломка не имеет серьезный характер, то ее возможно устранить своими руками, например, провести очистку регулятора. При длительной эксплуатации авто (более 150000 км пробега) практически всегда требуется разборка трансмиссии, чтобы ликвидировать неполадку. К этому времени исчерпывают свой ресурс фрикционы. Вождение автомобиля, где стали прогрессировать толчки или рывки является опасным занятием. Такую машину нужно незамедлительно диагностировать.

Устранение неполадок

Как проверить коробку автомат? Ремонт автоматических коробок передач отличается своей сложностью. Как правило, чтобы точно определить поломку требуется демонтаж трансмиссии с ее последующим вскрытием. Восстановительные работы лучше доверить механикам. работающим в сервисном автотехцентре.

Изношенные кольца и втулки не восстанавливают. Они только подлежат замене. Периодичность замены соленоидов зависит от эффективности работы электронного блока управления (ЭБУ).  Соленоид не является дешевым в ценовом отношении элементом, если требуется его замена.

Неисправности автоматической коробки передач возникают и из-за того, что используется некачественное горючее или постоянно доливается новое масло к старому. От некачественного масла страдает вся система трансмиссии. Ремонт своими руками может сводиться к тому, что нужно только сменить отработавшее свой ресурс масло.

Как проверить АКПП? Благодаря инновационным технологиям выявить характер присутствующей неисправности можно при помощи специальных встроенных датчиков в самой коробке. Однако лучше при подозрении на наличии поломки в данной системе обратиться к компетентным работникам. Только профессиональная диагностика коробок автомат позволяет выявить и устранить типичные неисправности, которые возникают в данной системе.

Предотвратить утечку масла из коробки легко. Для этого нужно заменить резинки, рабочую жидкость. Датчики позволяют своевременно предупредить о том, что имеется недостаточный уровень трансмиссионной жидкости.

Утративший свои функции гидротрансформатор подлежит ремонту. Чистку гидроблока актуально производить при капитальном ремонте. При длительной эксплуатации данный элемент забивается инородными частицами, мусором.

Важно! Если произошла поломка АКПП на автомобиле, в результате чего возникли затруднения в передвижении, лучше воспользоваться эвакуатором. Осуществить буксировку машины с автоматической коробкой передач проблематичное занятие, требующее соблюдения определенных правил.

Диагностика АКПП самому! Что нужно знать и делать?

Диагностика АКПП своими руками сложна тем, что причиной одних и тех же симптомов может быть как ненадежный контакт в цепи электронного управления, так и неисправность, обнаружить которую можно только после полной разборки коробки передач. Рассмотрим методы самостоятельной диагностики, а также наиболее вероятные соответствия между симптомами и поломками АКПП.

В статье речь пойдет об автоматических коробках передач гидротрансформаторного типа, так как особенности поломок роботизированных КПП и вариаторов заслуживают отдельного рассмотрения.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА АКПП

Если на вашем автомобиле установлена АКПП, работой которой управляет электронный блок управления (ЭБУ), то проверку следует начинать с компьютерной диагностики. На многих автомобилях полноценную диагностику можно провести только с помощью дилерских сканеров, заточенных под конкретную марку автомобилей. Зачастую только в памяти этих приборов имеются допуски параметров датчиковой аппаратуры, участвующей в работе АКПП. Сравнивание показаний в реальном времени помогает с большей точностью интерпретировать причину поломки. В большинстве автосервисов вам предложат провести диагностику мультимарочным сканером. Ввиду высокой стоимости, большого смысла в покупке мультимарочника для личного пользования нет.

Своими руками вы можете провести диагностику, используя специальный шнур для подключения к разъему OBD II и программное обеспечение, позволяющее прочитать ЭБУ двигателя и АКПП на вашем автомобиле. К примеру, для диагностики автомата на авто производства VAG-Group вам потребуется адаптер VAG-COM KKL и оригинальное либо взломанное ПО. Целью компьютерной диагностики АКПП является поиск кодов неисправностей, записывающихся в память ЭБУ при самодиагностике и обнаружении некорректной работы тех либо иных устройств. Проблем с поиском расшифровки кодов неисправности у вас возникнуть не должно.

Если по поисковому запросу по конкретной модели авто информацию найти не удается, ищите расшифровки по модели АКПП. Очень часто одни и те же автоматические коробки передач устанавливаются на автомобили совсем несвязанных между собой концернов.

НЕ СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коварство компьютерной диагностики в том, что ошибка может возникнуть не вследствие механического износа внутри КПП, а по причине плохого контакта либо окислов в разъемах электропроводки. Поэтому перед снятием и разборкой АКПП необходимо проверить жгут проводки и разъемы. Окислы, надламывание проводов вполне могут стать причиной пинков, задержек при переключении либо активации аварийного режима АКПП. Методы проверки проводки своими руками:

  • визуальный осмотр на предмет наличия окислов, целостности проводки, соединений;
  • с помощью мультиметра. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то без труда сможете проверить провода на обрыв. Также с помощью прибора можно проверить наличие и величину напряжения на тех либо иных контактах блока управления;
  • с помощью галогенной лампы и безопасного выключателя. Проверяя электропроводку без нагрузки, мы можем лишь определить наличие либо отсутствие разрыва в цепи. Но качество контакта, влияющее на сопротивление в цепи, проверить таким способом невозможно. Для полноценной проверки на один конец проводки в жгуте подается напряжение, а на втором конце к проводу подключается галогенная лампа. Если лампа будет светить тускло, значит, провод надломлен либо окислен в местах соединений. Учтите, что мощность лампы и длительность проверки должны быть таковыми, чтобы провода не грелись и не плавились. Подобный метод диагностики своими руками показан на видео.
Случай из практики

Если вы хотите проверить АКПП своими руками, обязательно разберитесь в принципе работы автоматической коробки передач и связи ЭБУ АКПП с системами, задействованными в работе двигателя автомобиля. В качестве поучительного примера приведем случай с Volkswagen Passat B5 и АКПП 5HP19 от ZF. Признаки неисправности АКПП вполне типичны – рывки при переключении передач. После неудачной диагностики специалисты приговорили КПП к капитальному ремонту (замена пакетов фрикционов, ремонт «бублика», замена гидроблока), но результата дорогостоящий ремонт АКПП не дал. Как позже оказалось, проблема скрывалась в некорректных показаниях расходомера воздуха. Суть дела в том, что для обеспечения плавности хода 5HP19 необходимо понимать расчетную величину нагрузки на мотор. Показания ДМРВ и ДПДР часто используются АКПП для выбора корректного временного интервала между переключениями передач, поэтому неисправности датчиков могут влиять на работу коробки передач

СОСТОЯНИЕ МАСЛА

Любая жидкость ATF имеет ресурс, сроки замены трансмиссионного масла прописывает производитель КПП. Особенно чувствительны к срокам замены современные АКПП, в которых для улучшения динамических характеристик и меньшего расхода топлива блокировка гидротрансформатора происходит раньше, чем в АКПП старого образца. Это приводит к попаданию в масло большего количества фрикционной пыли, которая забивает каналы в гидроблоке, выступает в качестве абразива, повреждая рабочие поверхности соленоидов, клапанов.

Черное масло свидетельствует о том, что его долго не меняли. Горелый запах говорит о том, что происходит перегрев фрикционных элементов. Чрезмерно загрязненный фильтр приводит к падению давления масла, что на поведении автомобиля отображается толчками при переключении передач (чаще на холодную).

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И ИХ СИМПТОМЫ
Симптомы / характерные особенности. Возможные причины поломки.
Из коробки доносится металлический стрекот при работе в режиме холостого хода. Чрезмерный износ фрикционных дисков, одного из барабанов либо гидротрансформатора.
Пинки, рывки при переключениях вследствие недостаточного давления масла в магистралях.
  1. Засорение каналов гидроблока продуктами износа фрикционных дисков.
  2. Низкий уровень масла.
  3. Наличие подсоса воздуха во всасывающем трубопроводе (часто при этом масло в АКПП пенится).
  4. Подклинивание клапана сброса избыточного давления жидкости ATF.
  5. Износ сальников, уплотняющих втулок.
  6. Забит фильтр очистки масла.
  7. Износ масляного насоса.
Масло приобрело коричнево-белый цвет, изменило консистенцию. Наблюдаются пробуксовывания, толчки. Попадание внутрь АКПП воды.
Коробка автомат работает только на холодную. После прогрева начинается пробуксовывание (вплоть до полного обездвиживания автомобиля).
  1. Изношенные фрикционные диски пакетов или/либо фрикцион ГДТ.
  2. Потери давления жидкости ATF (после прогрева масло становиться жиже, поэтому маслонасосу тяжелее нагнать давление).
  3. Износ маслонасоса.
Потеря динамических характеристик автомобиля (именно вследствие пробуксовывания АКПП), запоздалое переключение передач. Выход из строя гидротрансформатора.
Толчки при смене передач.
  1. Износ пакетов фрикционов.
  2. Старое масло с большим количеством продуктов износа, препятствующее нормальной работе гидроблока.
  3. Износ элементов гидроблока.
  4. Износ либо неправильная регулировка тормозной ленты.
Машина начинает движение при переводе селектора в положение «N»
  1. Проблема в подклинивании сцепления (поршня) какой-либо из муфт.
  2. Сцепление фрикционных и стальных дисков вследствие долгой пробуксовки и высокой температуры.
При переключении селектора в положение D или R происходит ощутимый толчок, но автомобиль не движется.
  1. Проблема в работе гидротрансформатора.
  2. Слишком низкий уровень масла.
  3. Малое давление масла, причиной чего может стать износ маслонасоса, негерметичность магистралей либо забитый фильтр.
КПП никоим образом не реагирует на смену положения селектора.
  1. Неисправность ГДТ.
  2. Поломка мехатроника (гидроблока).
  3. Полностью забитый фильтр.
  4. Критически низкий уровень масла.
  5. Износ поршней, манжет пакетов.
  6. Неисправность ведущей шестерни маслонасоса.
  7. Чрезмерный износ пакетов фрикционов.
Постоянный вой, гул либо вибрации, усиливающиеся с набором скорости.
  1. Проблема с ГДТ.
  2. Износ сателлитов дифференциала.
Включается только 3-я скорость (возможно, периодически) В процессе самодиагностики системой управления была обнаружена неисправность. Для сохранения автоматической коробки передач ЭБУ переводит ее в аварийный режим.

С ЧЕГО СТОИТ НАЧАТЬ

Правильная диагностика АКПП любого автомобиля начинается со сбора информации. Часто те либо иные модели коробок имеют характерные проблемы – «болезни», симптомы и решение которых хороши известны. Также не следует пренебрегать визуальным осмотром. Если конструкцией не предусмотрен щуп для проверки уровня масла, а в местах стыков АКПП с двигателем, в месте крепления поддона либо входа жгута проводки наблюдается большая течь, то вполне вероятно, что причиной толчков, пробуксовываний является недостаток жидкости АТФ или потеря давления в системе.

Если в процессе диагностики в электронной части проблем не было обнаружено, то дальнейшая дефектовка состояния гидроблока, фрикционов, ГДТ и ремонт АКПП возможны только после снятия и полного разбора коробки передач. Если у вас недостаточно слесарных навыков и теоретической подкованности, то ремонт АКПП руками специалиста будет всегда результативней.

Статьи ТОП Мото Видео обзоры Фотоподборки Видео обзоры

Диагностика АКПП. Порядок проведения и рекомендации владельцу

Любой владелец автомобиля должен себе четко представлять необходимость диагностики. Поскольку автомобиль является средством повышенной опасности, диаг

Своевременная диагностика АКПП обязательна для сбережения коробки

Любой владелец автомобиля должен себе четко представлять необходимость диагностики. Поскольку автомобиль является средством повышенной опасности, диагностика должна проводиться регулярно и не так, как проводится Технический Осмотр, т.е. просто за деньги для наличия талона, без которого после нового года нельзя будет застраховать автомобиль.

Диагностика акпп

Большинство даже не вдумываются в необходимость диагностики, не представляют меру ответственности за результаты ДТП, в которое могут попасть по своей вине (не дай Бог, конечно). Стоит напомнить, что есть целые поселения, где проживают осужденные автомобилисты, по вине которых погибли люди. Такое действие квалифицируется как убийство по неосторожности. Но ведь в большинстве случаев водители сами виноваты в произошедшем. Автоматическая коробка передач входит в список узлов и агрегатов, которые необходимо регулярно подвергать диагностике.

В предыдущей статье уже было написано о простейшей диагностике АКПП, связанной с проверкой утечки трансмиссионной жидкости. Но вот углубленную диагностику сможет сделать только мастер ремонтник. К сожалению, подавляющее большинство владельцев авто с акпп задумываются о диагностике только в момент наступления проблемы. Конечно, можно решать проблемы по мере их наступления, но, поверьте, в этом случае вы потеряете больше денег. Статистика неумолимая вещь и за почти 15 лет ремонта акпп наши мастера видели очень много случаев, когда люди не прислушиваются к советам, а затем наступает ситуация небольшого шока от цены ремонта. Но ведь цена ремонта складывается не на ровном месте. Поговорим чуть позже об этом узком вопросе.

Зато когда человек понимает необходимость и знает о возможности технологической переборки (мы этот вопрос обсуждали в интервью с Андреем), стоимость обслуживания совсем другая, чем ремонт разваленной коробки. Поэтому первая рекомендация для владельцев – время от времени заезжайте к мастерам и консультируйтесь по поводу диагностики.

Диагностика АКПП

Нужно знать одну важную вещь, о которой также частенько забывают. Появившиеся симптомы проблем с коробкой не всегда связаны непосредственно с коробкой. Вспомните историю с лямда-зондом на Мерседесе. Точно также много симптомов может давать некачественная работа двигателя, который находится в непосредственной связи с акпп. Прислушайтесь к работе двигателя. Возможно, на первом этапе нужна диагностика двигателя, чтобы убедиться, что передаваемый на акпп крутящий момент соответствует требованиям технической документации. Вот если отсечены другие возможности искажения работы коробки, тогда пора ехать на техцентр АКПП-Сервис и заказывать полную диагностику.

Будьте готовы к тест-драйву с мастерами. Вы должны в движении показать мастерам то, что вас смутило, что вам не нравится в работе коробки. Часто понимание ситуации приходит к мастеру именно во время такого тест-драйва. Это опыт. За почти 15 лет таких тест-драйвов мастера могут часть проблем “поймать” не разбирая коробки. Объяснить, как это получается иногда невозможно. Просто, когда автомобиль начинает движение у них в мозгу прокручивается вся картина взаимодействия внутренних деталей и узлов и интуитивно складывается картина.

Диагностика АКПП

После тест-драйва возможно подключение тестера, который считывает коды неисправностей. Развитие компьютерных технологий позволило в блоках управления (опишем в следующих статьях о ЭБУ) накапливать много информации, в том числе и о сбоях в акпп. Возможна в некоторых случая и проверка давления в системе коробки. Здесь не будем обсуждать проверку уровня и состояния трансмиссионной жидкости. О снятии поддона, очистке магнитов и проверке качества фильтра поговорим в отдельной статье.

Если становится понятным, что коробка действительно не едет и необходимо ее разбирать для полной диагностики, то примите решение о присутствии при разборке. В бытность работы мастеров в автосервисе Диамонд на угольном складе существовало негласное правило, установленное руководством. Это правило говорило о необходимости новым клиентам обязательно

Сгоревший фрикцион АКПП

присутствовать при разборке. Смысл такого правила заключался в сокращении времени на обсуждение замены сгоревших деталей и узлов. Многие говорили, что они ничего не понимают. Однако когда разборка осуществлялась при клиенте, понять, что внутренность сгорела, не составляет большого труда. Не нужно понимать, что это за деталь, а нужно видеть, что сгоревшую деталь необходимо менять. Вот как на фото видно же, что фрикцион, который мастер держит в руках, уже стерся до железа.

Когда доверие установлено, можно уже не присутствовать при разборке и доверить мастеру самостоятельно написать список замен для последующего утверждения, но учтите, что в тяжелом случае лучше потратить время и сразу на месте подробно обговорить все нюансы с мастером исходя из возможностей вашего бюджета на ремонт.

Удачи вам всем на дорогах и безаварийной езды!

Углубленная диагностика АКПП

18.02.2009

Загадочное и красивое выражение: «Компьютерная автомобильная диагностика», уже давно не привлекает автолюбителей, они уже поняли, что главное не сканер или мотортестер, а человек, который работает с этими приборами.

Всё правильно.

Но можно ли считать выводы проведенной диагностики при помощи сканера окончательными и бесповоротными?

В большинстве случаев, ответ «да».

Но остается определенный процент неисправностей, которые нельзя обнаружить даже при помощи самого новейшего сканера и наличии Большого Опыта самого Диагноста.

Самое печальное то, что даже дилерские организации «болеют» этим вопросом. И часто, что бы не доставлять себе «головняков», делают или поспешные выводы, или такие, которые и машину «спихнут» с глаз долой, и претензий при этом не возникнет.

Если с диагностикой двигателя и других систем все более-менее организовано и изучено, то автоматическая коробка передач как была, так и остается для многих Диагностов и просто водителей «загадочным» устройством.

Да, можно прочитать возникшие коды неисправностей и принять меры для их устранения, можно разобрать-собрать АКПП, пытаясь найти причину, но всегда ли такой метод диагностики и ремонта приносит результат?

Ответ: «Не всегда».

Вопрос: «Почему?»

Ответ: «Надо не только понимать и знать происходящие внутри АКПП процессы, но и ВИДЕТЬ их».

А после этого оценивать ситуацию и принимать определенное решение.

И до последнего времени «видеть» такие процессы было просто невозможно, не было таких устройств, которые позволяли бы это делать.

Почему «до последнего времени»: только в этом, 2009 году руководитель исследовательского отдела компании BrainStorm Кудинов Алексей Сергеевич придумал и создал диагностический прибор, а сейчас уже разрабатывает методики его использования для «углубленной диагностики автоматических коробок передач».

А перед нашим с ним разговором можете посмотреть, что означает это выражение: «Углубленная диагностика АКПП»,- смотрим скриншоты ниже:

Красивые осцилограммы, согласитесь.

Что это такое?

Это как раз и есть «работа АКПП при различных режимах».

Что можно понять из осциллограмм?

Буквально всё.

Однако лучше об этом расскажет разработчик данного устройства Кудинов Алексей Сергеевич.

Образование: Высшее, окончил МАДИ

Стаж практической работы по специальности

«Автомобильная Диагностика»: более 5 лет,

последняя должность «Инженер по гарантии компании ROLF

Занимаемая должность в настоящее время: Руководитель исследовательского отдела компании, преподаватель курса по автоматическим коробкам передач.

Сертификат автоэксперта при ЛАРО-МАДИ

Теперь, когда мы познакомились, будем говорить.

Итак, с чего всё начиналось, как пришла мысль о создании подобного устройства…

Если разбираться в структуре автоматических трансмиссий легковых автомобилей, то их условно можно разделить на несколько типов:

- гидравлические трансмиссии

- в период с 80-х по конец 90-х годов,- постепенный переход от «чисто» гидравлических к электрическим и электронным (появления соленоида повышающей передачи)

- XXI век,- переход к полностью электронно-управляемым трансмиссиям

Тот, кто постоянно работает по вопросу Диагностики и ремонту АКПП знает, что практически все руководства, заводские инструкции и рекомендации говорят только о такой проверке АКПП, которая называется «статической».

Что это означает: это проверка какой-то одной, отдельно взятой передачи АКПП. Проверяется давление на этой отдельно взятой передаче, проводится так называемый «сталл-тест»,- правильность замыкания пакета фрикционов либо тормоза, а при помощи сканера или другого прибора проверяется электрическая часть АКПП.

Первые упоминание о динамической проверке АКПП можно встретить у компании MAZDA на автомобиле с роторным двигателем. Это приблизительно 2002-2003 года.

В Руководстве по этому автомобилю говорится не только о проведении статической проверки АКПП, но и о динамической проверке.

Что предлагается: проверить время и качество переключений с одной передачи на другую.

Что не понравилось в предлагаемой методике (хотя первоначальная мысль Производителя верная и правильная, динамическая проверка может рассказать Диагносту гораздо больше и точнее, чем статическая проверка, согласитесь).

Так вот, Производитель предлагает (почти дословно из мануала):

- возьмите двух специалистов, один из которых должен сидеть за рулем автомобиля и заниматься переключением передач АКПП (в ручном режиме), а второй рядом, с секундомером

- первый специалист включает передачу, а второй включает секундомер и по своим ощущениям определяет момент включения передачи внутри АКПП и останавливает секундомер

- проведите такие проверки не менее 10 раз и выведите среднее арифметическое времени включения передач, оно должно составлять 1.4 – 1.8 секунд.

Всё вроде бы правильно, однако…реакция здорового человека на какое-то событие составляет приблизительно 0.5 секунды. Это означает, что погрешность при данном виде измерения будет составлять 1.4 – 1.8 секунд «плюс-минус» 0.5 секунды, причем дважды: в момент включения секундомера и его выключения. В итоге получается погрешность равная приблизительно ОДНОЙ секунде.

И можно ли сделать абсолютно правильный вывод о состоянии АКПП при таком способе измерения? Можно, но такой вывод будет весьма и весьма приблизительным…

И принятие какого-то определенного решения будет с высокой долей погрешности. А сколько еще автомастерских работают именно по такой «методике»? Сколько ошибок уже совершено и сколько напрасно разобрано АКПП?

Из практики работы можно сказать, что одна из десяти АКПП, которые разбирались и ремонтировались, не проходит выходной контроль по качеству переключения передач.

Это «качество переключения передач» быстро определяется владельцем автомобиля: задержки при переключении, толчки и т.п.

И приходилось заново снимать и разбирать АКПП, что бы попытаться устранить неисправность, «завязанную» на ту или иную передачу, переключение которой не устраивало владельца автомобиля.

Что означает понятие «некачественное переключение»: это, например, раннее включение одной передачи и позднее выключение другой передачи, пересечение» передач», т.н «выбег» автомобиля при переключении – одна передача выключилась, а вторая включается с задержкой.

И эти процессы желательно как-то измерять и «видеть», но как?

Как обычно на помощь пришел случай.

Лаборатория компании BrainStorm никогда не занимается плановыми ремонтами, берутся только такие автомобили, которые прошли уже несколько автосервисов и где не смогли решить вопрос и устранить неисправность.

Автомобиль Mitsubishi Pajero Sport, привезен из Америки, прошел пять автосервисов, а неисправность такая: «Выбег автомобиля при переключении со второй передачи на третью». Нигде не смогли ни определить конкретную неисправность, ни отремонтировать автомобиль.

Неисправность неприятная: «выбег при переключении». Вот представьте:

автомобиль набирает скорость, наступает момент переключения со второй передачи на третью и…вторая передача выключается, двигатель начинает резво набирать обороты, а третья передача еще не включилась. Проходит 4-5 секунд, обороты двигателя уже большие, и тут включается третья передача. Происходит сильный удар внутри АКПП, общий толчок по кузову автомобиля и только после этого набор скорости продолжается.

Конечно, с такой неисправностью эксплуатировать машину нельзя, всё это когда-то приведет к ремонту АКПП и замене пакетов фрикционов или других деталей, толчки и удары просто так не проходят…

Стоимость ремонта этого автомобиля уже составляла более 200. 000 рублей. И владелец давно бы уже купил новую АКПП, если бы ремонтный бюджет не делился на эти пять мастерских, в каждой из которых брали за «диагностику и ремонт», но меньше, чем стоимость новой АКПП.

И владельцу уже просто захотелось разобраться в причине неисправности.

С чего начали: с проверки всех систем, которые отвечают за качество переключения. Не забыли и про двигатель. Сканер его «прочитал», правда, в начале немного «запнулся», предложил проверить ID, но потом выдал положительный результат: «Ошибок нет».

Что касается коробки передач, то там за пять проведенных ремонтов скопился «букет» неисправностей: неправильные технологические зазоры, где-то «криво», где-то «косо», но все устранили и собрали коробку вновь.

Обрадовались, потому что все неисправности «ушли», даже некачественное переключение со второй передачи на третью.

Однако, «недолго музыка играла».

Через два дня автомобиль приехал снова, и снова с такой же неисправностью:

«выбег при переключении со второй на третью».

Эту АКПП мы разобрали-собрали еще один раз (контрольный), так как устанавливали не оригинал, но причина неисправности точно не определялась. Решили пойти по другому пути, использовать другие методы контроля.

В чем могла быть причина неисправности? Разделим на части:

- в механике (работе фрикционных пакетов)

- в гидравлике

- в исполнительных электрогидравлических устройствах (соленоиды)

- в электронном управлении

Так как коробка много раз разбиралась-собиралась, то механическую часть исключили полностью.

Остается «гидравлика и электрика».

Решили начать с самого сложного, с «гидравлики».

Подключили в определенные гидравлические порты манометры, и нам удалось зафиксировать, что есть проблемы с гидравлическим переключением, стрелка одного из манометров двигалась в своем «поле» не так, как ей было положено. На вопрос «почему» - ответить сначала не смогли, и тут пришла мысль создать такое устройство, которое могло бы максимально точно фиксировать и показывать на мониторе компьютера все гидравлические процессы, происходящие внутри АКПП при переключении передач.

Два месяца создавался этот прибор, два месяца машина каталась по Москве, владелец был согласен: «Вы мне только отремонтируйте…».

Надежда всегда умирает последней.

Когда прибор был готов (фото слева), мы произвели замеры с двух портов: с порта выключаемого тормоза передачи и замер давления в пакете муфты, который отвечает за организацию 3-ей передачи.

Такую картинку на мониторе мы видели впервые (см. фото на стр.№2)…нет, в японских мануалах и других попадались похожие картинки, но сами понимаете, дело новое, опыта никакого и все пришлось нарабатывать в ходе проводимого ремонта. Решили найти «донора» - такой же автомобиль, и провести на нем такие же измерения. Нашли. Провели. Что оказалось: на ремонтируемом автомобиле зона удержания давления в момент, когда происходит управляемое скольжение в пакете фрикционов, отличается от эталонного автомобиля.

Стали разбираться, что отвечает за эту зону, оказалось, что соленоид, а его ШИМ - управление определяет эту зону управляемого скольжения пакета.

Пришли к тому, что да, есть проблемы с давлением, но связаны они не напрямую с давлением, а с управлением давлением. Фактически это указывало на неисправный соленоид данного порта, но и его уже не раз проверяли, а так же меняли местами с аналогичными по конструкции. Пошли дальше, «пошли по проводам» и нашли: под правой лобовой стойкой находился разъем, который был полностью окисленным и выступал в роли шунта для данного соленоида (фото внизу - справа).

Естественно, управление было некорректным, сигнал приходил, но тока для управления сердечником соленоида не хватало и давление в порту нарастало «неэталонно».

Дилерский сканер, например, MUT-3, позволяет проводить проверку соленоидов, задавать 50% DUTY режим работы, и тогда на слух можно что-то определить.

Однако «на слух» - это одно, а вот увидеть реальную картинку на мониторе, иметь возможность провести измерения,- это совершенно другое и более правильное.

Как оказалось, когда автомобиль прибыл в Россию, ему разбили лобовое стекло, и он долгое время стоял в таком виде под открытым небом. Естественно, был дождь, и вода затекала куда угодно…

Были на седьмом небе от счастья. Мало того, что за такое короткое время придумали и изготовили прибор, но еще и первые ростки методик диагностики. Автомобиль отдали хозяину, но…

Да, все правильно – неисправность вернулась. Ровно через два дня, как и раньше. Тогда взяли автомобиль на более долгое время и стали проводить реальную углубленную диагностику АКПП.

Так как определенные наработки по методике использования нашего прибора уже имелись, провели тестовое сравнение работы двух АКПП – на нашей неисправной машине и на «доноре».

Оказалось, что сейчас все показатели совпадают и, значит, неисправность на данный момент заключается не в АКПП.

Тогда в чем же?

Двигатель. Остается он и его управление. В автомобиле всё «завязано» друг на друга и двигатель оказывает свое влияние на работу АКПП.

Начали смотреть и проверять очень детально работу двигателя.

Кодов неисправностей не было вообще.

Но обратили особое внимание на то, что при подключении сканера все время выдавался запрос: «Проверьте ID».

Вспомнили «дедовский» метод проверки и сняли несколько разъемов, при отключении которых код неисправности обязательно высветится на панели приборов и сканере,- датчик температуры и кислородники.

Кодов неисправностей опять не было. Ни лампочка на панели приборов не светилась, ни в памяти бортового компьютера не было записано ни одного кода неисправности. Насторожило,…стали копаться еще глубже. И обнаружили такой странный «нюанс», которым можно все и объяснить.

Но что бы понять его – два теоретических слова.

Как происходит переключение передач в АКПП? Вспомните, что водитель никак не управляет этим процессом, он продолжает держать ногу на педали газа в одном положении.

Но передачи переключаются. И машина при этом не дергается, хотя должна бы, ведь как-то надо выравнивать угловые скорости входного вала АКПП и коленчатого вала двигателя, правильно?

А как они выравниваются, за счет чего?

Правильно, за счет особенности работы гидропередачи и изменения угла опережения зажигания, т.е. снижение крутящего момента двигателя.

Все происходит приблизительно таким образом:

Блок управления АКПП (БУ АКПП) говорит БУ двигателя: «Условия для переключения на повышенную передачу созданы. Прошу уменьшить крутящий момент, чтобы при выравнивание угловых скоростей снизились обороты двигателя.

Блок управления двигателем отвечает: «Понял, сейчас все сделаем»,- и меняет угол опережения зажигания до минимального, как правило (часто встречается), до «0» и «говорит» блоку управления АКПП: «Все сделано».

БУ АКПП проверяет по своим датчикам оборотов соответствие скоростей входного и выходного валов и начинает манипулировать соленоидами нужных гидравлических портов.

Более подробнее об этом расскажем чуть позже, а сейчас вернемся к нашему «нюансу».

Итак, определили, что при переключении со второй передачи на третью угол опережения зажигания не менялся, оставался таким же.

Но такого в принципе быть не должно.

А на всех остальных передачах угол опережения менялся, как положено.

В чем же причина?

Вспомнили и постарались проанализировать все «странности», которые встретились при проведении Диагностики этого двигателя.

Вспомнили, что сканер все время запрашивал и рекомендовал проверить ID.

И пригласили тогда специалиста по вопросам программирования и перепрограммирования блоков управления автомобилей, в Москве таких людей найти можно.

Вывод, который он сделал, немного ошарашил:

- Блок управления «перешит», туда «залита» измененная версия прошивки.

Ему объяснили ситуацию, и человек так её прокомментировал:

- Систему самодиагностики могли или «вырезать», или деактивировать на программном уровне. Но когда вторгаются в такие сложности, то не избежать накладок, могли забыть «прописать» изменение угла опережения на этой передаче, или что-то повлияло на этот момент.

Да, «странностей» у этого автомобиля было много, одна из них – «гоночная» резвость, владелец говорил, что никогда еще не ездил на ТАКОЙ РЕЗВОЙ машине. Правда и расход топлива был под стать стилю, более 22 литров на 100 км.

А теперь давайте посмотрим и постараемся описать осциллограмму переключения передач со второй на третью.

Методика работы с этим устройством отработана еще не полностью, работа идет постоянно, так что расскажем то, что можем сейчас рассказать.

Итак, осциллограмма переключения со второй передачи на третью:

2-1 – давление в порту тормоза второй передачи (просматривается ШИМ управления и гидравлические колебания от насоса и регулятора)

2-2 – начало снижения давления (этот момент совпадает с точкой 3-1, то есть, началом открытия гидравлического порта муфты для 3-ей передачи)

2-3 – гидравлически управляемое снижение давления

2-4 – давление окончательно сброшено

3-1 – начало открытия порта давления 3 передачи (совпадает с точкой 2-2)

3-2 – окончание «поджатия» пакета фрикционов и начало управления давлением до того момента, пока угловые скорости входного и выходного валов не сравняются.

3-3 – зона давления для скольжения пакета фрикционов (выравнивание угловых скоростей), согласование скоростей входного и выходного валов АКПП, путем необходимого поджатия фрикционов.

3-4 – бросок давления из-за инерции в магистрали управления регулятором по каналу запитываемой муфты. При переходе со 2-ой на 3-ю передачу, уровень рабочего давления снижен.

3-5 – работа клапанов и колебания в гидравлической линии муфты на 3-ей передаче.

…существует незыблемый закон Природы: «Пустота всегда заполняется».

Так и здесь.

Вот не было такого прибора, такого устройства, которое бы позволяло на детальном уровне рассматривать работу АКПП.

А для специалистов, которые реально занимаются Диагностикой и ремонтом АКПП, такое устройство крайне нужное.

Вот оно и появилось.

Работы впереди у руководителя исследовательского отдела Кудинова А.С. много. Надо создавать методики проведения Диагностики автоматических коробок передач, улучшать и совершенствовать сам прибор.

Тем более, что он успешно применяется при проведении курсов обучения по автоматическим коробкам передач, но об этом будет отдельная статья.

А эту статью хотелось бы закончить «словами удивления».

Действительно, на дворе мировой кризис, рубль стремительно валится вниз, люди удручены массовыми увольнениями, а здесь, в компании BrainStorm, обстановка совершенно другая.

Как уже говорилось, сотрудники «работают на перспективу».

Они видят её?

Наверное, «да», иначе бы, какой смысл думать и создавать такой прибор? Организовывать и проводить консультационные курсы обучения не только по АКПП, но и по другим направлениям.

Вкладывать деньги в то, что «выстрелит» не сразу, а через какое-то время.

«Жить и работать на Перспективу – это славное занятие».

И кто понимает ЭТО, кто способен внутренне собраться, способен пожертвовать Малым ради Большого,- тот и этот мировой кризис переживет, и далее будет жить в радости и достатке.

Ну и последнее: если у кого-то есть «тяжелый» случай неисправности АКПП, и Вы прошли много автомастерских, где наслушались много «умных» слов, заплатили много неразумных и неадекватных денег, а коробку передач Вам так и не отремонтировали,- обращайтесь к Алексею Сергеевичу –

Тел.: (495) 226-3708, (495) 967-4274

Прислушайтесь.

Это хороший и Добрый совет.

Владимир Петрович Кучер

Обсуждение статьи на форуме: http://forum.autodata.ru/7/11907/


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости