С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Электродвигатель для компрессора


Электродвигатели для поршневых компрессоров

Главная   \  Запчасти   \  Для поршневых компрессоров   \  Электродвигатели

Электродвигатель YL90L-2 2,2 кВт 220В

12 500,00 ₽

В корзину

Заказ в 1 клик

Электродвигатель АИР 80 В2 2,2 кВт

6 750,00 ₽

В корзину

Заказ в 1 клик

Электродвигатель АИР 90 L2 3,0 кВт

9 500,00 ₽

В корзину

Заказ в 1 клик

Электродвигатель АИР 100 S2 У3 4,0 кВт

10 400,00 ₽

В корзину

Заказ в 1 клик

Электродвигатель АИР 100 L2 5,5 кВт

13 490,00 ₽

В корзину

Заказ в 1 клик

Электродвигатель АИР 132

15 500,00 ₽

В корзину

Заказ в 1 клик

Электродвигатель АИР 112 M2 7,5 кВт

15 500,00 ₽

В корзину

Заказ в 1 клик

Электродвигатель АИР 132 М2 11,0 кВт

20 500,00 ₽

В корзину

Заказ в 1 клик

Mobil Polyrex EM смазка для подшипников

667,00 ₽

В корзину

Заказ в 1 клик

Коробка конденсаторов электродвигателя

1 390,00 ₽

В корзину

Заказ в 1 клик

Электродвигатели компрессоров и вентиляторов - Машинист электропоезда

Для вращения вала компрессора, обеспечивающего сжатым воздухом пневматическую сеть электропоезда, применяют электродвигатель компрессора. На электропоезде ЭР2 установлен электродвигатель ДК-409В, а на электропоезде ЭР2Р – 548А.

Электродвигатель ДК-409В

Электродвигатель ДК-409В постоянного тока, последовательного возбуждения, с четырьмя главными полюсами, дополнительных полюсов нет. Корпус электродвигателя литой, круглый; внутри него на шпильках укреплены Главные полюсы. Сердечники главных полюсов набраны из отдельных изолированных стальных листов, скрепленных под прессом заклепками. Катушки изготовлены из изолированного круглого провода ПДБ. Корпусная изоляция выполнена из одного слоя тафтяной, шести слоев лакотканевой и одного слоя киперной ленты. Катушки в процессе изготовления компаундируют и покрывают лаком. На сердечниках полюсов они удерживаются пружинными фланцами.

Рис. 71. Схема соединения обмоток электродвигателя компрессора

К корпусу электродвигателя со стороны коллектора шестью болтами крепят подшипниковый щит сложной формы с четырьмя ребрами жесткости. Закрывают его снаружи кожухом, который крепят специальным замком. Кожух имеет войлочное уплотнение. В подшипниковый щит устанавливают шариковый подшипник №408. Снаружи подшипник закрыт глухой крышкой, а со стороны коллектора – крышкой с лабиринтным уплотнением. Со стороны компрессора в корпусе электродвигателя имеется отверстие,в котором находится роликовый подшипник №32310. Со стороны якоря подшипник закрыт крышкой с лабиринтным уплотнением, а также войлочным кольцом; со стороны компрессора – крышкой треугольной формы, которая обхватывает вал якоря электродвигателя. В крышке имеется резиновое уплотнение. Конец вала якоря конусной формы. На нем шпонкой укреплена цилиндрическая косозубая шестерня, служащая для привода компрессора.

К кольцевому выступу подшипникового щита двумя болтами крепят поворотную траверсу, при помощи которой можно регулировать положение щеткодержателей с целью улучшения коммутации.

Электродвигатель имеет два щеткодержателя, расположенных под углом 90° (на электродвигателях прежних выпусков было четыре щеткодержателя). Корпус щеткодержателя изготовлен из бронзы и имеет обойму для установки щеток, а также прижимной палец с пружиной. В каждую обойму вставляют по одной щетке ЭГ-2А размерами 10x25x40 мм. Кронштейн щеткодержателя выполнен из пластмассы и имеет с одной стороны гребенку для болтового соединения с корпусом щеткодержателя. Другой стороной кронштейн крепят к приливу поворотной траверсы.

Сердечник якоря набирают из отдельных листов электротехнической стали и зажимают между передней и задней нажимными шайбами, которые одновременно служат опорой для лобовых частей обмотки якоря. Сердечник якоря, а также нажимные шайбы удерживают на валу якоря шпонкой. Обмотка якоря волновая, уложена в 39 пазах. В каждом пазу расположены стороны семи шестивитковых секций, изготовленных из такого же провода, что и обмотки главных полюсов, и имеющих такую же изоляцию. При укладке в пазы секции, изолированные лакотканью и тафтяной лентой, дополнительно изолируют электрокартоном. Обмотку якоря в пазах крепят текстолитовыми клиньями, а на лобовых частях – бандажной проволокой.

Схема соединения обмоток электродвигателя компрессора поясняется рис. 71.

Коллектор состоит из 273 пластин, зажат между двумя втулками (конусной и нажимной) и стянут гайкой. Коллекторные пластины изолированы друг от друга миканитовыми прокладками, а от втулок — миканитовым цилиндром и манжетами. На валу коллектор удерживается шпонкой. Вентилятора электродвигатель не имеет, так как при повторно-кратковременном режиме его работы достаточно естественного охлаждения.

Технические данные электродвигателя компрессора

Номинальное напряжение, В...................... 1500 Номинальный ток, А............................. 4,65 Мощность двигателя, кВт........................ 5 Частота вращения, об/мин....................... 1020 Число главных полюсов.......................... 4 » витков обмотки главного полюса .............. 642 (диам. 1,74 мм) »    пазов..................................... 39 »    проводников в пазу........................ (16X7)2 »    витков в секции........................... 6 »    сторон секций в пазу...................... 7X2 Шаг по пазам................................... 1 —10 »    »    коллектору........................... 1—137 Число коллекторных пластин..................... 273 » щеткодержателей.............................. 2 » щеток в щеткодержателе....................... 1 Сопротивление обмоток двигателя при 20 °С, Ом . 19,76

Электродвигатель 548А

Электродвигатель 548А асинхронный, трехфазный, переменного тока, с короткозамкнутым ротором. Ротор со специальным валом и сердечник статора встроены в корпус от электродвигателя постоянного тока ДК-409В. Это сделано потому, что как на электропоездах ЭР2, так и на электропоездах ЭР2Р эксплуатируется компрессор ЭК-7Б, который легко монтируется с корпусом электродвигателя ДК-409В.

Статор электродвигателя 548А выполнен из листов электротехнической стали, изрлированных лаком. В пазах статора уложены три обмотки, сдвинутые друг относительно друга на 120°. Проводники трехфазной однослойной обмотки состоят из секций, изготовленных из круглого обмоточного провода ПСДКТ. Обмотка статора соединена в звезду, и шесть концов ее выведены в зажимную коробку.

Ротор также выполнен из отдельных листов электротехнической стали и имеет обмотку в виде беличьей клетки.

Принцип действия электродвигателя: если по обмотке статора пропускать трехфазный переменный ток, который создает вращающееся магнитное поле, то в стержнях ротора будет индуктироваться э. д. с., под влиянием которой по стержням ротора потечет ток. В результате взаимодействия тока стержней ротора с вращающимся магнитным полем статора возникают силы, образующие вращающий момент.

Электродвигатель полностью закрыт и защищен от попадания влаги во внутреннюю полость. Вал ротора вращается в двух роликовых подшипниках, один из которых установлен в подшипниковый щит, а другой (со стороны компрессора) — в корпус электродвигателя. Подшипники закрыты крышками, внутренние из которых имеют лабиринтное уплотнение. Со стороны компрессора в корпусе электродвигателя установлен роликовый подшипник № 32310, а с противоположной стороны — шариковый № 408. Режим работы повторно-кратковременный. Охлаждение воздушное, естественное.

Электродвигатели вентиляторов

Для принудительной подачи воздуха в пассажирское помещение (летом — для вентиляции, зимой — для обогрева) применяют электродвигатель вентилятора.

Рис. 72. Электродвигатель П-41: 1 – панель для крепления; 2 – винт заземления; 3, 13 – подшипниковые щиты; 4 – траверса; 5 – коллекторная пластина; 6 – якорь; 7 – главный полюc; 8 – кольцо; 9 – дополнительный полюс: 10 – остов; 11 – обмотка якоря; 12 – вентилятор; 13 – шариковый подшипник; 15 – выводная коробка: 16 — панель зажимов

Электродвигатель постоянного тока П-41, применяемый на электропоездах ЭР2, имеет четыре главных полюса 7 (рис. 72) с катушками параллельного возбуждения и четыре дополнительных 9 с катушками последовательного возбуждения.

Якорь вращается в двух шариковых подшипниках 14, один из которых со стороны, противоположной коллектору, допускает осевое перемещение до 1 мм. На вал якоря 6 насажен наборный сердечник, в котором уложена петлевая обмотка; на валу он удерживается шпонкой.

Коллектор имеет пластмассовый корпус. Два шеткодержателя крепят к траверсе, закрепленной в строго определенном положении. Из-за неправильного положения траверсы может возникать искрение, и коллектор может быть выведен из строя. Нажатие щеток ЭГ-4 на коллекторные пластины 5 регулируют в пределах 1,5-2 Н. Зазор между нижней кромкой обоймы шеткодержателя и поверхностью коллекторных пластин составляет 1,5—2,5 мм.

На конические свободные концы вала насажены крыльчатки вентилятора. Направление вращения двигателя левое, если смотреть со стороны коллектора. Холодный воздух с чердачного помещения засасывается вентилятором и прогоняется через калорифер. Режим работы двигателя продолжительный, с самовентиляцией. Частоту вращения меняют регулировочным резистором, установленным в цепи обмотки параллельного возбуждения.

Электродвигатель АОМ-32-4

Трехфазный асинхронный электродвигатель АОМ-32-4 с короткозамкнутым ротором, применяемый на электропоездах ЭР2Р, по конструкции аналогичен электродвигателю 548А.

Электродвигатель АОМ-32-4 (рис. 73) полностью закрыт и защищен от попадания воды во внутреннюю полость. В выводной коробке 4 предусмотрено сальниковое водонепроницаемое уплотнение. В электродвигателе применена аксиальная (осевая) система вентиляции, для чего на вал ротора 2 насажен вентилятор внешнего обдува со стороны, противоположной свободному концу вала.

Корпус статора 6 и подшипниковые щиты 1 выполнены из алюминиевого сплава АЛ-9. Посадка подшипников на вал плотная. Со стороны вентилятора установлен шариковый подшипник П306Ш1 (внутренняя обойма его закреплена на валу пружинным кольцом, а наружная — подшипниковой крышкой). Подшипник со стороны свободного конца вала двигателя может перемещаться в ступице щита и тем самым компенсировать линейное расширение вала при нагревании.

Рис. 73. Электродвигатель АОМ-32-4: 1 – подшипниковый щит; 2 – вал ротора; 3 – обмотка статора; 4 – выводная коробка; 5 – сердечник статора; 6 – корпус статора; 7 – наружный вентилятор; 8 – рым-болт

В подшипниковых щитах имеются отверстия для спуска конденсата. На свободный конец вала насажен вентилятор 7 ЦВМ. Подача его составляет 10 000 м3/ч летом и 5000 м3/ч зимой (с рециркуляцией).

Технические данные асинхронных электродвигателей

Тип электродвигателя 548А АОМ-32-4 АОМ-22-2
Номинальная мощность, кВт . . 5 1,5 1,0
Напряжение, В 220 220 220
Номинальный ток, А 28 7,62 4,4
Частота сети, Гц 50 50 50
Частота вращения, об/мин 975 1390 2820
К. п. д., % 80 70 78
COS ф 0,87 0,74 0,88

Буквы и цифры обозначают: А—асинхронный, О—обдуваемый, М — морской; первая цифра после букв указывает номер диаметра статора, вторая — номер длины статора, третья — число полюсов.

Вспомогательные электродвигатели

На моторных вагонах электропоезда ЭР2 для подъема токоприемника установлен вспомогательный компрессор КБ-1B. Это поршневой прямоточный одноступенчатый компрессор, который приводится в действие электродвигателем постоянного тока П-11. Такой же двигатель служит для привода вентилятора кабины машиниста. Электродвигатель П-11 по устройству аналогичен электродвигателю вентилятора П-41. Свободный конец вала якоря электродвигателя служит для насадки шкива (муфты), который связан с валом компрессора. Несоосность осей компрессора и двигателя должна быть не более 1 мм. Электродвигатель защищенного исполнения, возбуждение смешанное. Режим работы продолжительный.

На моторных вагонах электропоезда ЭР2Р установлен вспомогательный компрессор А70.000. Он приводится в действие электродвигателем постоянного тока П-31, аналогичным по устройству двигателю П-41.

Технические данные электродвигателей постоянного тока

Тип электродвигателя П-11 П-31 П-41
Номинальная мощность, кВт 0,5 0,7 1,2
Напряжение, В 50 110 50
Частота вращения, об/мин 2800 1000—2000 900—1200
Число главных полюсов 2 2 4
Число дополнительных полюсов 1 1 4
Масса, кг 18,5 54,5 78

Для привода вентилятора кабины машиниста электропоезда ЭР2Р служит электродвигатель АОМ-22-2, по устройству аналогичный электродвигателю АОМ-32-4.

Количество просмотров: 116

Электродвигатель для компрессора 380В 3кВт

  • Сеть питания: 380В.
  • Мощность: 3 кВт.

Данная модель двигателя штатно устанавливается на поршневые компрессоры REMEZA и линейки AirCast и Fiac. Стандартно данные агрегаты выпускаются с компрессорными установками в тандеме с поршневыми блоками LB40, LB30 и AB515. Также представленные моторы могут быть установленны на воздушные компрессоры со схожеми техническими требываниями установки. Одним из основных плюсов этого электрического мотора является трёхфазное напряжение сети питания, отличающееся стабильностью.

Электромотор для компрессора 3кВт

  1. Качественное выполнение агрегата.
  2. Долгий срок эксплуатации.
  3. Напряжение сети питания  380В.

Электрический двигатель для компрессора

  • Сеть питания: 380В.
  • Мощность: 3 кВт.
  • Обороты: 3000 об/ мин.

Электрооборудование мотор-компрессоров. Двигатели ДХ и ФГ. :: АвтоМотоГараж

Поводом к написанию этой статьи послужил один комментарий с вопросом и попавший ко мне неисправный агрегат от холодильника. Коментарий: После 10-15 секунд работы двигатель отключается,что может стать причиной?

Во времена СССР в производстве холодильников в основном использовались два типа мотор-компрессоров: ДХ и ФГ-0,100 (LS-08B). Зарубежные типы компрессоров здесь не рассматриваю, так как они не часто попадают в руки к самодельщикам. Ниже рассмотрим мотор-компрессор со стороны электротехники. Но сперва вкратце об устройстве компрессоров ДХ и ФГ и их отличиях.

Мотор-компрессоры ДХ и ФГ-0,100 различаются по подвеске. ДХ компрессор и двигатель закреплены жесткое кожухе, подвешенном на раме с пружинами. Компрессор и двигатель мотор-компрессора ФГ-0,100 подвешены на пружинах внутри кожуха, а кожух жестко закреплен на раме. По внутренней конструкции компрессорные установки тоже имеются различия.

Мотор-компрессор ДХ.

Дополнительные фото и чертежи можно посмотреть тут: Мини - компрессор из холодильника (теория).

 

Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с вертикально расположенной осью цилиндра. Возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре осуществляется при помощи кривошипно-шатунного механизма. Смазка трущихся частей принудительная при помощи масляного насоса ротационного типа. Компрессор приводится в действие электродвигателем типа ДХМ. Двигатель однофазный, асинхронный переменного тока для работы от сети напряжением 220 или 127 В 50 Гц. Номинальная частота вращения ротора 1500 об/мин. Ротор напрессован непосредственно на коренной шейке коленчатого вала, статор закреплен в кожухе мотор-компрессора. Герметичные проходные контакты, через которые осуществляется электропитание двигателя, впаяны в одну из крышек кожура. Кожух мотор-компрессора ДХ цилиндрической формы состоит из трубы, закрытой с торцов наглухо приваренными к ней крышками. Подвеска кожуха мотор-компрессора пружинная.

Мотор-компрессор ФГ-1,100 (LS-08B). Дополнительные фото можно посмотреть тут: Устройство компрессора ФГ-0,100.

 

Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с горизонтально расположенной осью цилиндра. Поршень перемещается в цилиндре при помощи кулисного механизма. Смазка трущихся частей осуществляется под действием центробежной силы через наклонно просверленное отверстие в нижнем торце коренной шейки вала. Двигатель компрессора однофазный, асинхронный переменного тока, для работы от сети напряжением 220 В. Номинальная частота вращения ротора 3000 об/мин. Статор закреплен на корпусе компрессора, который опирается на три пружины, симметрично расположенные в кожухе по окружности. Кожух мотор-компрессора ФГ-0,100 имеет форму горшка, закрытого приваренной крышкой. Три штампованные площадки на крышке, расположенные над опорами мотор-компрессора, ограничивают его перемещение внутри кожуха и препятствуют соскакиванию мотор-компрессора с пружин подвески.

Мотор-компрессор ФГ-0,100 (LS-08B) выгодно отличается от мотор-компрессора ДХ меньшим уровнем шума при работе, а также своей компактностью. Первому благоприятствует внутренняя подвеска, второму - применение высокооборотного двигателя.

Электродвигатель компрессора.

Статор является неподвижной частью двигателя. Он состоит из отдельных листов электротехнической стали, собранных в пакет. Вырезы, имеющиеся на внутреннем диаметре листа, необходимы для укладки обмоток. Обмоток две — рабочая и пусковая. Пусковая обмотка рассчитана на кратковременное включение лишь при запуске двигателя. Для повышения сопротивления ее выполняют из провода меньшего сечения, чем рабочую.

Для обмоток применяют провод марки ПЭВ-2 с высокопрочной лаковой (випифлекс) изоляцией, не растворяющейся под действием фреона и масла. Пропитывание обмоток лаками не допускается во избежание их растворения фреоном, а также отслаивания лака.

Витки обмоток в секциях скрепляют льняными нитками. Одни из концов рабочей и пусковой обмоток соединяют. Таким образом, обмотки имеют три выводных конца — рабочий, пусковой и общий конец обеих обмоток. 

 

Для выводных проводников используют многожильные провода в хлопчатобумажном чулке с вплетенной цветной ниткой для отличия концов обмоток.

Пускозащитное реле

Обычно пусковое и защитное реле совмещено в одном корпусе. Пусковые реле электромагнитные, с соленоидными катушками, которые включены в цепь рабочей обмотки двигателя. В нормальном состоянии контакты пускового реле разомкнуты и замыкаются в зависимости от перемещения сердечника в магнитном поле катушки. Защитные реле токовые, с нагревательными элементами и биметаллическими пластинками, деформирующимися от нагрева током и воздействующими на контакты. Контакты защитного реле размыкающие.

Пусковое реле работает следующим образом. При включении холодильного агрегата в сеть по рабочей обмотке двигателя и катушке пускового реле, а также через замкнутую цепь защитного реле проходит большой ток короткого замыкания (ротор неподвижен). В результате возникающего магнитного поля якорь втягивается в катушку соленоида и через пружинку увлекает стержень вместе с планкой контактов, которые замыкаются с контактами. При замыкании контактов включается пусковая обмотка двигателя, в результате чего начинается разгон ротора. При вращающемся роторе ток снижается, напряженность магнитного поля катушки слабеет, якорь опускается своей массой и контакты размыкаются. Двигатель работает с включенной в сеть рабочей обмоткой.

 

Принципиальное устройство и схема включения пускового реле:

1 – соленоидная катушка: 2 - якорь; 3 - подвижные контакты;  4 - неподвижные контакты; 5 - стержень; 6 – пружина; РО – рабочая обмотка; ПО - пусковая обмотка; ПР - пусковое реле

Работа защитного реле заключается в следующем. При включении холодильника в сеть, когда ротор двигателя еще неподвижен, по замкнутой цепи защитного реле через нагревательный элемент и биметаллическую пластинку проходит большой ток короткого замыкания. При нормальном запуске двигателя и быстром разгоне ротора биметаллическая пластинка не успевает нагреться настолько, чтобы ее изгиб привел к размыканию контактов. Цепь защитного реле остается также замкнутой и при нормальном рабочем токе. Однако в случае повышения тока нагрев биметаллической пластинки приведет к размыканию контактов и отключению двигателя от сети.

 

Принципиальное устройство и схема включения защитного реле:

1 - нагревательный элемент; 2 - биметаллическая пластина; 3 - подвижный контакт; 4 - неподвижный контакт; РО — рабочая обмотка; ПО — пусковая обмотка; ЗР — защитное реле

Пускозащитное реле РТК-Х применяется для мотор-компрессоров с двигателями ДХМ-5 (220 В). По своим токовым характеристикам реле РТК-Х, взаимозаменяемо с реле РТП-1 для тех же двигателей. Оно монтируется на проходных контактах компрессорной установки. Пусковое реле РТХ-Х отличается от реле РТП-1 наличием двойного разрыва контактов, расположением контактов над соленоидной катушкой, а также меньшей массой сердечника, что способствует его бесшумному перемещению при размыкании контактов. Устройство защитного реле РТК-Х на 220 В отличается наличием дополнительного нагревательного элемента, благодаря чему улучшена защита пусковой обмотки двигателя и мотора в целом.

 

Устройство и схема включения пускозащитного реле РТК-Х: 1 - соленоидная катушка; 2 - якорь; 3 - стержень, 4 - планка подвижных контактов пускового реле; 5 - подвижные контакты; 6 - пружин а; 7 - неподвижные контакты пускового реле; 8 - нагревательный элемент цепи пусковой обмотки; 9 - нагревательный элемент цепи рабочей обмотки; 10 - подвижный контакт защитного реле; 11 - неподвижный контакт защитного реле; 12 - биметаллическая пластинка; 13 - упор контактодержателя; 14 – контактодержатель

Ниже фотографии реле РТК-Х выпуска времён СССР и Россия (чёрный и белый соответственно).

   

  

Далее фотографии реле РТП-1:

  

   

Определение выводных концов обмоток

Расположение проходных контактов на кожухе и присоединение к ним выводных концов рабочей и пусковой обмоток у разных мотор-компрессоров разное.

Присоединение выводных концов обмоток можно определить при помощи тестера (или батареи 3336Л и лампочки на 4,5 В). Выводные концы обмоток определяют включением какого-либо из перечисленных приборов попеременно между каждой парой проходных контактов. При этом стрелка прибора будет отклоняться по-разному, в зависимости от сопротивления обмотки, включенной между конкретной парой контактов. При проверке выводных концов лампочкой, будет заметна разница по ее яркости.

Практическая часть. Необходимо демонтировать реле. Нарисовать схему расположения контактов на корпусе агрегата и обозначить каждый контакт условным порядковым номером. Далее проверить попеременно каждую пару проходных контактов и записать результаты в табличку. К паре контактов, между которыми будет наибольшее сопротивление (наименьшая сила тока или наименьшая яркость лампочки), присоединены выводные концы рабочей и пусковой обмоток, следовательно, оставшийся контакт - общий выводной конец обеих обмоток. Определив присоединение общего выводного конца обмоток, следует сравнить результаты проверки между этим контактом и остальными. Наименьшее сопротивление (наибольшая сила тока, наибольшая яркость лампочки) будет указывать на контакт, к которому подключен выводной конец рабочей обмотки, и следовательно, к оставшемуся контакту - выводной конец пусковой обмотки.

 

В моём случае получилось следующее. Эксперимент проводил на трёх одинаковых мотор компрессорах типа ДХ. Обозначил контакты условными номерами 1, 2 и 3, сделал замеры и записал полученные результаты в табличку:

 

Из полученных данных следует, что к проходному контакту 2 присоединен общий конец обмоток, к контакту 3 - конец рабочей обмотки и к контакту 1 - конец пусковой обмотки:

 

Теперь по подробнее о третьем мотор компрессоре (из-за которого и пришлось написать эту статью). Ситуация была следующей. При подаче питания на компрессор, он включался. Поработав не продолжительное время, около тридцати – сорока секунд (максимум минуту) выключался. И включение происходило только после того как, что-то щёлкнет в пусковом реле. Если запустить компрессор и через десять секунд выключить, а после выключения включить повторно, то уже при старте двигателя в блоке реле произойдёт щелчок и мотор выключится, а далее всё заново. После того как были сделаны измерения сопротивления обмоток электродвигателя стало ясно что рабочая обмотка имеет коротко замкнутые витки. Щелчки которые раздавался при остановки двигателя и его старте, были срабатывания реле защиты. 

Третий мотор в утиль ...

Всем удачи!!!

Page 2

Поводом к написанию этой статьи послужил один комментарий с вопросом и попавший ко мне неисправный агрегат от холодильника. Коментарий: После 10-15 секунд работы двигатель отключается,что может стать причиной?

Во времена СССР в производстве холодильников в основном использовались два типа мотор-компрессоров: ДХ и ФГ-0,100 (LS-08B). Зарубежные типы компрессоров здесь не рассматриваю, так как они не часто попадают в руки к самодельщикам. Ниже рассмотрим мотор-компрессор со стороны электротехники. Но сперва вкратце об устройстве компрессоров ДХ и ФГ и их отличиях.

Мотор-компрессоры ДХ и ФГ-0,100 различаются по подвеске. ДХ компрессор и двигатель закреплены жесткое кожухе, подвешенном на раме с пружинами. Компрессор и двигатель мотор-компрессора ФГ-0,100 подвешены на пружинах внутри кожуха, а кожух жестко закреплен на раме. По внутренней конструкции компрессорные установки тоже имеются различия.

Мотор-компрессор ДХ.

Дополнительные фото и чертежи можно посмотреть тут: Мини - компрессор из холодильника (теория).

 

Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с вертикально расположенной осью цилиндра. Возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре осуществляется при помощи кривошипно-шатунного механизма. Смазка трущихся частей принудительная при помощи масляного насоса ротационного типа. Компрессор приводится в действие электродвигателем типа ДХМ. Двигатель однофазный, асинхронный переменного тока для работы от сети напряжением 220 или 127 В 50 Гц. Номинальная частота вращения ротора 1500 об/мин. Ротор напрессован непосредственно на коренной шейке коленчатого вала, статор закреплен в кожухе мотор-компрессора. Герметичные проходные контакты, через которые осуществляется электропитание двигателя, впаяны в одну из крышек кожура. Кожух мотор-компрессора ДХ цилиндрической формы состоит из трубы, закрытой с торцов наглухо приваренными к ней крышками. Подвеска кожуха мотор-компрессора пружинная.

Мотор-компрессор ФГ-1,100 (LS-08B). Дополнительные фото можно посмотреть тут: Устройство компрессора ФГ-0,100.

 

Компрессор поршневой, одноцилиндровый, с горизонтально расположенной осью цилиндра. Поршень перемещается в цилиндре при помощи кулисного механизма. Смазка трущихся частей осуществляется под действием центробежной силы через наклонно просверленное отверстие в нижнем торце коренной шейки вала. Двигатель компрессора однофазный, асинхронный переменного тока, для работы от сети напряжением 220 В. Номинальная частота вращения ротора 3000 об/мин. Статор закреплен на корпусе компрессора, который опирается на три пружины, симметрично расположенные в кожухе по окружности. Кожух мотор-компрессора ФГ-0,100 имеет форму горшка, закрытого приваренной крышкой. Три штампованные площадки на крышке, расположенные над опорами мотор-компрессора, ограничивают его перемещение внутри кожуха и препятствуют соскакиванию мотор-компрессора с пружин подвески.

Мотор-компрессор ФГ-0,100 (LS-08B) выгодно отличается от мотор-компрессора ДХ меньшим уровнем шума при работе, а также своей компактностью. Первому благоприятствует внутренняя подвеска, второму - применение высокооборотного двигателя.

Электродвигатель компрессора.

Статор является неподвижной частью двигателя. Он состоит из отдельных листов электротехнической стали, собранных в пакет. Вырезы, имеющиеся на внутреннем диаметре листа, необходимы для укладки обмоток. Обмоток две — рабочая и пусковая. Пусковая обмотка рассчитана на кратковременное включение лишь при запуске двигателя. Для повышения сопротивления ее выполняют из провода меньшего сечения, чем рабочую.

Для обмоток применяют провод марки ПЭВ-2 с высокопрочной лаковой (випифлекс) изоляцией, не растворяющейся под действием фреона и масла. Пропитывание обмоток лаками не допускается во избежание их растворения фреоном, а также отслаивания лака.

Витки обмоток в секциях скрепляют льняными нитками. Одни из концов рабочей и пусковой обмоток соединяют. Таким образом, обмотки имеют три выводных конца — рабочий, пусковой и общий конец обеих обмоток. 

 

Для выводных проводников используют многожильные провода в хлопчатобумажном чулке с вплетенной цветной ниткой для отличия концов обмоток.

Пускозащитное реле

Обычно пусковое и защитное реле совмещено в одном корпусе. Пусковые реле электромагнитные, с соленоидными катушками, которые включены в цепь рабочей обмотки двигателя. В нормальном состоянии контакты пускового реле разомкнуты и замыкаются в зависимости от перемещения сердечника в магнитном поле катушки. Защитные реле токовые, с нагревательными элементами и биметаллическими пластинками, деформирующимися от нагрева током и воздействующими на контакты. Контакты защитного реле размыкающие.

Пусковое реле работает следующим образом. При включении холодильного агрегата в сеть по рабочей обмотке двигателя и катушке пускового реле, а также через замкнутую цепь защитного реле проходит большой ток короткого замыкания (ротор неподвижен). В результате возникающего магнитного поля якорь втягивается в катушку соленоида и через пружинку увлекает стержень вместе с планкой контактов, которые замыкаются с контактами. При замыкании контактов включается пусковая обмотка двигателя, в результате чего начинается разгон ротора. При вращающемся роторе ток снижается, напряженность магнитного поля катушки слабеет, якорь опускается своей массой и контакты размыкаются. Двигатель работает с включенной в сеть рабочей обмоткой.

 

Принципиальное устройство и схема включения пускового реле:

1 – соленоидная катушка: 2 - якорь; 3 - подвижные контакты;  4 - неподвижные контакты; 5 - стержень; 6 – пружина; РО – рабочая обмотка; ПО - пусковая обмотка; ПР - пусковое реле

Работа защитного реле заключается в следующем. При включении холодильника в сеть, когда ротор двигателя еще неподвижен, по замкнутой цепи защитного реле через нагревательный элемент и биметаллическую пластинку проходит большой ток короткого замыкания. При нормальном запуске двигателя и быстром разгоне ротора биметаллическая пластинка не успевает нагреться настолько, чтобы ее изгиб привел к размыканию контактов. Цепь защитного реле остается также замкнутой и при нормальном рабочем токе. Однако в случае повышения тока нагрев биметаллической пластинки приведет к размыканию контактов и отключению двигателя от сети.

 

Принципиальное устройство и схема включения защитного реле:

1 - нагревательный элемент; 2 - биметаллическая пластина; 3 - подвижный контакт; 4 - неподвижный контакт; РО — рабочая обмотка; ПО — пусковая обмотка; ЗР — защитное реле

Пускозащитное реле РТК-Х применяется для мотор-компрессоров с двигателями ДХМ-5 (220 В). По своим токовым характеристикам реле РТК-Х, взаимозаменяемо с реле РТП-1 для тех же двигателей. Оно монтируется на проходных контактах компрессорной установки. Пусковое реле РТХ-Х отличается от реле РТП-1 наличием двойного разрыва контактов, расположением контактов над соленоидной катушкой, а также меньшей массой сердечника, что способствует его бесшумному перемещению при размыкании контактов. Устройство защитного реле РТК-Х на 220 В отличается наличием дополнительного нагревательного элемента, благодаря чему улучшена защита пусковой обмотки двигателя и мотора в целом.

 

Устройство и схема включения пускозащитного реле РТК-Х: 1 - соленоидная катушка; 2 - якорь; 3 - стержень, 4 - планка подвижных контактов пускового реле; 5 - подвижные контакты; 6 - пружин а; 7 - неподвижные контакты пускового реле; 8 - нагревательный элемент цепи пусковой обмотки; 9 - нагревательный элемент цепи рабочей обмотки; 10 - подвижный контакт защитного реле; 11 - неподвижный контакт защитного реле; 12 - биметаллическая пластинка; 13 - упор контактодержателя; 14 – контактодержатель

Ниже фотографии реле РТК-Х выпуска времён СССР и Россия (чёрный и белый соответственно).

   

  

Далее фотографии реле РТП-1:

  

   

Определение выводных концов обмоток

Расположение проходных контактов на кожухе и присоединение к ним выводных концов рабочей и пусковой обмоток у разных мотор-компрессоров разное.

Присоединение выводных концов обмоток можно определить при помощи тестера (или батареи 3336Л и лампочки на 4,5 В). Выводные концы обмоток определяют включением какого-либо из перечисленных приборов попеременно между каждой парой проходных контактов. При этом стрелка прибора будет отклоняться по-разному, в зависимости от сопротивления обмотки, включенной между конкретной парой контактов. При проверке выводных концов лампочкой, будет заметна разница по ее яркости.

Практическая часть. Необходимо демонтировать реле. Нарисовать схему расположения контактов на корпусе агрегата и обозначить каждый контакт условным порядковым номером. Далее проверить попеременно каждую пару проходных контактов и записать результаты в табличку. К паре контактов, между которыми будет наибольшее сопротивление (наименьшая сила тока или наименьшая яркость лампочки), присоединены выводные концы рабочей и пусковой обмоток, следовательно, оставшийся контакт - общий выводной конец обеих обмоток. Определив присоединение общего выводного конца обмоток, следует сравнить результаты проверки между этим контактом и остальными. Наименьшее сопротивление (наибольшая сила тока, наибольшая яркость лампочки) будет указывать на контакт, к которому подключен выводной конец рабочей обмотки, и следовательно, к оставшемуся контакту - выводной конец пусковой обмотки.

 

В моём случае получилось следующее. Эксперимент проводил на трёх одинаковых мотор компрессорах типа ДХ. Обозначил контакты условными номерами 1, 2 и 3, сделал замеры и записал полученные результаты в табличку:

 

Из полученных данных следует, что к проходному контакту 2 присоединен общий конец обмоток, к контакту 3 - конец рабочей обмотки и к контакту 1 - конец пусковой обмотки:

 

Теперь по подробнее о третьем мотор компрессоре (из-за которого и пришлось написать эту статью). Ситуация была следующей. При подаче питания на компрессор, он включался. Поработав не продолжительное время, около тридцати – сорока секунд (максимум минуту) выключался. И включение происходило только после того как, что-то щёлкнет в пусковом реле. Если запустить компрессор и через десять секунд выключить, а после выключения включить повторно, то уже при старте двигателя в блоке реле произойдёт щелчок и мотор выключится, а далее всё заново. После того как были сделаны измерения сопротивления обмоток электродвигателя стало ясно что рабочая обмотка имеет коротко замкнутые витки. Щелчки которые раздавался при остановки двигателя и его старте, были срабатывания реле защиты. 

Третий мотор в утиль ...

Всем удачи!!!


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости