16 Сентября 2013
Свеча зажигания — очень важный и довольно капризный элемент двигателя внутреннего сгорания. От правильности выбора свечи зависит стабильность и эффективность работы двигателя. Об основных характеристиках, на которые стоит обращать внимание при покупке, Вы можете узнать далее из статьи.
Свечи зажигания имеют несколько характеристик:
- Величина искрового зазора; - Калильное число; - Габаритно-присоединительные размеры; - Материал центрального электрода; - Количество боковых электродов; - Ресурс;
- Способность к самоочищению.
Первые три характеристики — базовые, именно по ним определяется пригодность свечей для того или иного двигателя.
Это расстояние между центральным и боковым электродами, именно здесь возникает электрический разряд, поджигающий топливно-воздушную смесь. В современных свечах величина зазора составляет 0,5-2 мм.
Показать все товары
При достижении температуры около 900 градусов искровая свеча становится калильной — поджиг топливно-воздушной смеси производится раскаленным тепловым конусом. Калильное число как раз и показывает способность свечи нагреваться и сохранять тепло при различных тепловых нагрузках. Чем выше калильное число — тем меньше свеча нагревается, чем ниже — тем нагрев сильнее даже при малых тепловых нагрузках.
Свечи принято делить на «горячие» и «холодные». Горячие свечи обладают небольшим калильным числом и быстро нагреваются до высоких температур, поэтому они могут применяться в двигателях с низкой степенью сжатия, использующих низкооктановые топлива. Холодные свечи, напротив, мало нагреваются даже при значительных тепловых нагрузках, а поэтому могут работать в форсированных двигателях высокой мощности. Также существуют унифицированные (или термоэластичные) свечи, сочетающие свойства горячих и холодных свечей.
В настоящее время выпускаются свечи с калильным числом от 8 до 26.
Сюда входит несколько параметров:
У обычных свечей электрод выполняется из железоникелевых сплавов, однако в последнее время все большее распространение получают свечи с покрытием из благородных и редкоземельных металлов, которые значительно повышают ресурс всей свечи, а также улучшают некоторые ее характеристики. Наиболее часто используются платина и иридий, также находят применение иттрий, палладий и вольфрам.
В среднем, ресурс платиновых и иридиевых свечей в 3-5 раз выше, чем обычных. Однако при всех своих достоинствах такие свечи имеют довольно-таки высокую цену.
Наиболее часто применяются свечи с одним боковым электродом, однако в последние годы распространение получили свечи с количеством электродов от двух до четырех. Такие свечи обеспечивают более стабильную работу двигателя, так как увеличенное число электродов повышает вероятность возникновения электрического разряда даже при большом пробеге и загрязнении свечи.
Это неколичественный параметр, показывающий способность свечи препятствовать возникновению нагара и других загрязнений на ее электродах. Нагар очищается при достижении свечи температуры 400 и более градусов. Высокой способностью к самоочищению обладают свечи с биметаллическим центральным электродом, «горячие» свечи и свечи с особой формой центрального электрода.
Продолжительность нормальной работы свечей зажигания зависит от множества факторов, и не в последнюю очередь — от ее конструкции. Считается, что свечи необходимо менять каждые 15-20 тысяч км пробега — это относится к простым недорогим свечам. Свечи с повышенным ресурсом могут работать до 30 и более тысяч км. Однако «рекордсменами» являются свечи с покрытием центрального электрода платиной, иридием и другими металлами — они могут исправно служить 80-100 тысяч км.
Рано или поздно приходит время менять свечи зажигания. Как выбрать свечи зажигания именно для вашего автомобиля? Через сколько менять свечи зажигания?
Менять их нужно по мере износа. В среднем это каждые 30000 км пробега. Кто-то меняет на сервисе по пробегу, кто-то, когда свечи выходят из строя. Понять, что свеча требует замены, легко. Если машина подергивается при езде, стартер не сразу срабатывает, для того, чтобы завести машину, требуется несколько его холостых оборотов, увеличивается топливный расход, падает мощность двигателя — пришло время менять свечи. Для того, чтобы сориентироваться в огромном предложении свеч зажигания, нужно знать критерии их выбора.
1. Тип корпуса свечи. 2. Калильное число. 3. Искровый промежуток. 4. Тепловые характеристики свечи. 5. Количество электродов. 6. Материал исполнения. Для того, чтобы определиться с размером, не нужно особо мучаться. В руководстве по эксплуатации вашей машины обязательно будет указаны все необходимые параметры для свечей зажигания.
Однако в мире не существует единой системы маркировки свечей зажигания и чтобы вам было удобнее определиться с выбором свечей разных производителей, сверьтесь по таблице взаимозаменяемости свечей:
Калильное число свечи – это давление, при котором начинает возникает калильное зажигание в свече. Калильное зажигание – это воспламенение топливно-воздушной смеси от разгоревшегося электрода свечи. Это важный показатель свечи, должен соответствовать строго вашему двигателю. Он также указывается в руководстве по эксплуатации.
Искровый промежуток – это расстояние между боковым и центральным электродом. У каждого производителя он разный. Неправильно подобранный промежуток приводит к перебоям в работе двигателя и увеличению топливного расхода. Температурный диапазон свечей – это температура, до которой нагревается свеча в процессе работы. Этот диапазон должен быть от 500 до 900 °С. В таком промежутке работы свечи в ней не будет образовываться нагар, который ведет к замыканиям, пробоям на сторону, проблемам с искрообразованием и снижению срока службы свечей. По количествам электродов свечи бывают от одноэлектродных до четырехэлектродных. От количества электродов зависит только надежность зажигания свечи. То есть если откажет один, включается в работу другой, откажет второй – включается третий. Это увеличивает срок службы свечи. По тепловым характеристикам свечи подразделяют на «горячие» и «холодные». «Горячие» устанавливают на стандартные двигатели внутреннего сгорания, не испытывающих больших температурных нагрузок. Самоочистка от нагара у этих свечей осуществляется при достаточно низких температурах. «Холодные» оснащают форсированные двигатели, которые подвержены сильным температурным перепадам и нагрузкам. Такие свечи очищаются от нагара при высоких температурах. В обычных ДВС они не смогут очищаться и вскоре выйдут из строя.
Теперь нужно обратить внимание на материал центрального сердечника.
Его изготавливают из: • Меди с жаростойким никелевым покрытием; • Никелевого сплава; • Иридиевого сплава; • Наплавления из платины; • Серебра, золота и их сплавов. Никелевые электроды бывает, «заливает» зимой. Платиновые уменьшают диаметр электрода более чем в два раза. Такие электроды обеспечивают отличный холодный пуск двигателя. При этом увеличивается срок службы свечей и снижается токсичность выхлопа.Иридиевые электроды даже потоньше платиновых, капельки топлива на них не задерживаются. Способны отлично справляться с обедненным топливом и работать при относительно низком напряжении.
Читать Как настроить ГБО 4 поколения: профессиональный подход
Мало кто из автолюбителей придает особое значение выбору свечей зажигания. Однако свечи являются важнейшим элементом системы зажигания, ведь от устойчивости и своевременности искрообразования зависит стабильность работы всего двигателя. К основным характеристикам свечи можно отнести: калильное число, способность к самоочищению, величину искрового промежутка, число боковых электродов, срок службы, тепловую характеристику свечи и рабочую температуру свечи. Теперь обо всем этом подробно.
Основные характеристики
Калильное число
Первое, на что следует обращать внимание при выборе, - это калильное число. Данный параметр является условным и показывает, при каком давлении в цилиндре двигателя возникает калильное зажигание - воспламенение смеси не от искры, а от контакта с нагретыми участками свечи. Калильное число выбранной свечи должно строго соответствовать рекомендованному для вашего двигателя. Допускается непродолжительное использование свечей с несколько большим значением калильного числа, но категорически запрещается использовать свечи с меньшим значением, так как это может привести к самым печальным последствиям, вплоть до пробоя прокладки головки блока цилиндров, прогорания поршней, клапанов и т. д.
Способность к самоочищению
Тоже является условной характеристикой, не поддающейся количественной оценке. В процессе работы двигателя часть продуктов сгорания топливовоздушной смеси осаждается на поверхности камеры сгорания, поршнях и на тепловом конусе свечи.
Практически все производители говорят о том, что их свечи обладают высокой способностью к самоочищению, однако проверить правдивость подобных заявлений можно только на практике. В идеале свеча, прогревшаяся до рабочей температуры, вообще не должна покрываться нагаром, однако в реальных условиях добиться этого невозможно.
Теперь настала пора поговорить о том, чем вреден образовавшийся нагар.
Искровой промежуток
Это расстояние между центральным и боковым электродами. Для каждого типа свечей завод-изготовитель устанавливает определенный зазор, и дальнейшая его регулировка не предусмотрена. Если же вы каким-то образом изменили его величину, то «бюджетный» вариант решения проблемы - восстановление первоначального зазора, разумный - замена свечи.
Число боковых электродов
Классическая конструкция свечи предполагает один центральный электрод и один боковой. Однако некоторое время назад производители начали изготавливать двух-, трех- и даже четырехэлектродные модели. Бытует ошибочное мнение, что в процессе их работы образуются две, три и четыре искры соответственно. Это неверно. Просто искрообразование становится устойчивее, обуславливая более стабильную работу двигателя в режиме малых оборотов, улучшается процесс поджига смеси и, наконец, увеличивается срок службы самого изделия.
Недавно в продаже появились свечи вообще без боковых электродов, роль которых выполняют дополнительные, расположенные на изоляторе. Вот при такой конструкции как раз и возникает несколько разрядов, причем не все сразу, а по очереди, образуя тем самым «гуляющую» искру. Подобные конструкции являются весьма перспективными, так как объективно обеспечивают более надежное воспламенение смеси. Однако вследствие усложнения технологии производства они имеют и более высокую цену.
Рабочая температура свечи
Это температура рабочей части свечи при данном режиме двигателя. На всех режимах работы мотора она должна лежать в пределах от 500 до 900 градусов Цельсия. Как бы не различались тепловые потоки, бушующие в камере сгорания при пуске, работе на холостом ходу и режиме полной мощности, температура свечи не должна выходить из указанного поля допуска. Так как понижение температуры приведет к образованию нагара на изоляторе, способного шунтировать («закоротить») межэлектродный зазор и вызвать перебои в искрообразовании. А при повышении возникнет калильное зажигание.
Этот неуправляемый процесс способен полностью нарушить строго согласованный рабочий цикл двигателя и резко снизить его мощность. Помимо этого повышение средней температуры электродов сокращает срок службы самой свечи.
Тепловая характеристика свечи
Это зависимость температуры теплового конуса изолятора и центрального электрода (рабочей температуры свечи) от режима работы двигателя. Для увеличения рабочей температуры теплового конуса увеличивают его длину, однако выше 900 градусов разогревать конус нельзя, так как при этом возникает калильное зажигание.
Исходя из тепловой характеристики все свечи можно условно поделить на «горячие» и «холодные».
«Горячие» свечи предназначены для применения на двигателях, где необходимо достижение температуры самоочищения от нагара при относительно небольших тепловых нагрузках. Свечи, «горячее» положенных для данного двигателя, будут вызывать калильное зажигание.
«Холодные» свечи используются когда предусмотрен нагрев меньше температуры калильного зажигания при максимальной мощности двигателя. Свечи «холодные» для данного двигателя не будут достигать температуры самоочищения от нагара и перестанут работать через короткий промежуток времени.
Технологии «двойного металла»
Казалось бы, что еще нового можно привнести в конструкцию свечи? Оказывается - очень многое. На самом деле свеча имеет гораздо более сложное «внутреннее строение», чем принято считать.
В настоящее время многими производителями освоено производство свечей с составными, биметаллическими центральными электродами. По внешнему виду они ничем не отличаются от обычных - центральный электрод вроде бы также выполнен из хромоникелевого сплава. Но внутри - медь, теплопроводность которой заметно выше. Это позволяет улучшить процесс самоочистки от нагара и повысить защиту от перегрева. Диапазон рабочих температур у них значительно расширен, поэтому они получили название «термоэластик».
«Термоэластичные» свечи способны достигать нижнего температурного предела тепловой характеристики при наименьшей эффективной мощности, развиваемой двигателем.
Кроме того, применение биметаллических электродов снижает термонагруженность свечи, благодаря чему значительно увеличивается срок службы. Кстати, биметаллическим может быть не только центральный, но и боковой электрод, что еще больше расширяет температурный диапазон работы свечи.
А еще?
Появление особо форсированных моторов с турбонаддувом заставило искать материалы с более высокой эрозионной стойкостью, чем хромоникелевые сплавы. В результате появились свечи с центральным электродом из платиновых или иридиевых сплавов. По температурным характеристикам такие модели не имеют преимуществ перед обычными, вот только служить они будут как минимум в 2 раза дольше биметаллических, а цена их в 2-3 раза выше.
Чего ждать от нагара?
По образующемуся нагару происходит утечка энергии на корпус, значительно ослабляющая мощность электрической дуги между центральным и боковым электродами свечи (т.е. искру). Может случиться, что нагар полностью заполнит пространство между электродами, образуя электропроводный мостик, что полностью выведет свечу из строя. В большинстве случаев количество отложений, достаточное для потери свечей работоспособности, возникает при неисправности системы питания и неверно выставленном угле опережения зажигания. Если вы обнаружили, что свечи серьезно «закоптились», не пытайтесь отмачивать их в бензине или ацетоне с тем, чтобы затем очистить щеткой. Дело в том, что на поверхности электродов большинства современных свечей производится напыление благородных металлов. Таким образом, проводя вышеуказанные процедуры, вы буквально обдерете свечу, как липку, что только ухудшит ее характеристики. Кроме того, вы рискуете изменить величину искрового промежутка, чем окончательно нарушите ее работу.
Если уж по каким-то причинам нет возможности приобрести новый комплект свечей (что является самым разумным решением), то просто на время немного прикрутите винт токсичности (совет подходит только для карбюраторных двигателей) в сторону обеднения смеси. После пробега 50-100 километров нагар самоликвидируется, если только причина его возникновения не кроется в нарушении нормальной работы какой-либо из систем двигателя.
О цвете и запахе
Срок службы правильно подобранной свечи во многом зависит не только от ее конструкции, но и от исправности систем питания, зажигания, а также деталей самого двигателя.
Ну а сами свечи зажигания вполне можно отнести к уникальным деталям, по внешнему виду которых можно судить о неисправностях тех или иных систем силового агрегата. Итак, переходим непосредственно к цветам отложений.
Светло-серый или светло-коричневый может быть вызван наличием небольшого количества отложений продуктов сгорания, заметных также на боковых поверхностях электродов. Эрозия практически отсутствует. Значит, двигатель и все его системы работают нормально, и в топливном баке у вас залит качественный бензин.
Черный свидетельствует о том, что на каких-то режимах двигателя система питания переобогащает топливовоздушную смесь. Она не сгорает полностью и образует большое количество копоти.
При загрязнении топливом изолятор и электроды свечи покрыты влажными отложениями черного цвета, а свеча пахнет бензином. Кроме того, причиной подобного явления может стать нестабильная работа системы зажигания, приводящая к сбоям искрообразования, а также использование чрезмерно «холодной» свечи.
Если электроды и изолятор свечи покрыты шлаком, имеющим маслянистый блеск, то можно сделать вывод о загрязнении свечи маслом. При длительной эксплуатации такой свечи, и не устраняя причину, можно получить полностью закоксованые продуктами сгорания масла изолятор и электрод. К этому приводит попадание масла в камеру сгорания, которое может быть вызвано износом маслосъемных колпачков, направляющих втулок клапанов, маслосъемных поршневых колец.
Иные, не так часто встречающиеся, но все же возможные причины - подтекание тормозной жидкости через поврежденную диафрагму вакуумного усилителя и просачивание во впускной коллектор трансмиссионной жидкости через мембрану вакуум-корректора (для машин с автоматической КПП). Чтобы уточнить причину, необходимы дополнительные диагностические методы. Возможна такая картина и на первых километрах пробега при обкатке нового двигателя или после ремонта, когда кольца еще не приработались.
Если в бак вашего автомобиля регулярно попадает этилированный бензин, то неизбежно отложение свинца на поверхности изолятора и электродов. Их поверхность покрывается пористыми отложениями, обладающими резким запахом сероводорода. Цвет этих отложений зависит от видов применяемых в бензине присадок и может изменяться от грязно-белого до темно-коричневого. Как показывает практика, срок службы свечей при использовании этилированного бензина сокращается как минимум вдвое.
Износ и остекленение
В ряде случаев происходит износ свечи. Изолятор имеет нормальный цвет, а кромки бокового и центрального электродов скруглены в результате эрозионного износа. Электродный зазор недопустимо увеличен. Такая свеча гарантирует проблемы при запуске двигателя, особенно в холодное время года, и увеличение расходов на топливо. Причина одна - несвоевременная проверка и замена свечей. Выгоревшие или сильно корродированные электроды, выгоревший «изъязвленный» изолятор - симптомы перегрева свечи. Причина - слишком низкое калильное число, неправильная установка зажигания, низкооктановый бензин. Менее вероятны, но возможны и другие причины - слишком бедная смесь, зависание клапана, плохое охлаждение и перегрев двигателя. Результат в любом случае один - калильное зажигание и сильная детонация. Если вы эксплуатируете автомобиль преимущественно в тяжелых условиях, поставьте более «холодные» свечи.
Если вы часто допускаете перегазовки и «кик-дауны», то у вас есть все шансы узнать, что такое остекленение свечи. Поверхность изолятора приобретает желтоватый цвет с глянцевым блеском. Образование глазури происходит из-за быстрого повышения температуры в камере сгорания в момент резкого нажатия на педаль газа. При разогреве находящиеся на поверхности изолятора отложения плавятся, образуя электропроводное стекловидное покрытие. В результате возникают сбои искрообразования, особенно на высоких оборотах двигателя. В большинстве случаев восстановлению такие свечи не подлежат.
Причины калильного зажигания и детонации
При перегреве электродов и изолятора возникает калильное зажигание. Следствием перегрева является оплавление электродов. Как правило, причиной перегрева служит неверный выбор типа свечи (более горячей, чем требуется). Если же свеча выбрана правильно, то следует искать неисправность в системе питания. Возможно, смесь переобеднена по причине нарушения регулировок карбюратора или неисправности одного из датчиков (на двигателях с впрыском топлива), как правило - ДМРВ. Также необходимо убедиться в отсутствии подсоса постороннего воздуха во впускной коллектор и проверить регулировку клапанов, так как неверно установленный угол опережения зажигания тоже может служить причиной перегрева свечей.
При использовании низкооктанового бензина, а также при нарушении регулировки зазора между электродами и слишком раннего зажигания может возникать детонация. Как следствие трескается или даже выкрашивается тепловой конус свечи. Гораздо большую опасность детонация имеет для поршневой группы и может послужить причиной прогорания поршней. Определить наличие детонации можно по повышенной вибрации двигателя и регулярному «постреливанию» из выхлопной трубы на холостом ходу (не путать с «вытраиванием» двигателя).
Чуть-чуть о ресурсе
Современные свечи зажигания при эксплуатации на полностью исправных и отрегулированных двигателях должны в соответствии с ОСТ 37. 003 081 бесперебойно работать в течение 30 тыс. км пробега для классической и 20 тыс. км для электронной системы зажигания. По мнению специалистов, фактический ресурс примерно вдвое выше, но труднодостижим из-за необходимости идеальных условий эксплуатации свечей, которые возможны не всегда. Однако с учетом прогресса в области новых технологий ресурс современных свечей, при условии исправности всех систем двигателя, составляет в среднем 50 тыс. км.
Безусловно, выбирая свечи, необходимо руководствоваться не только требуемыми характеристиками, но и здравым смыслом. Ведь если вы являетесь владельцем ВАЗовской «классики», двигатель которой является архаизмом во всех отношениях, то ставить свечи по $10-20 за штуку по меньшей мере неразумно. И наоборот, трудно представить себе владельца Lexus, покупающего дешевые свечи с ресурсом не более 20 тыс. км.
Характеристика свечей зажигания.
1. Характеристика свечей зажигания должна соответствовать ГОСТ Р 53842-2010 «Двигатели автомобильные. Свечи зажигания искровые. Технические требования и методы испытаний».
Данный стандарт предъявляет требования при производстве свечей по следующим показателям:
а) габаритным и присоединительным размеры свечей зажигания в разрезе свечей со штыревой и резьбовой контактных головок, с плоской и конической опорной поверхностью;
б) калильному числу из ряда 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26 условных единиц;
в) условному обозначению свечей зажигания;
г) по покрытию металлических деталей свечей зажигания (кроме электродов);
д) испытательному напряжению не менее 22 кВ (эффективное значение) при частоте 50 Гц в течение 30 с для свечей зажигания с размером шестигранника под ключ 20,8 мм и более, не менее 18 кВ (эффективное значение) для свечи зажигания с размером шестигранника менее 20,8 мм;
е) установленной безотказной наработкой свечей зажигания двигателей автомобилей при системе зажигания с энергией разряда до 20 МДж для первой категории условий эксплуатации по ГОСТ 21624 (не менее 30 тыс. км пробега автомобиля), свыше 20 мДж — не менее 20 тыс. км пробега автомобиля.
2. Характеристика свечей зажигания по габаритным и присоединительным размерам:
— тип корпуса А — для автомобильных свечей с резьбой М14х1.25;
— длина резьбовой части 12,7, 19 и 26,5 мм;
— размер шестигранника под ключ: 16,0; 19,0; 20,8 (мм).
Свеча зажигания компактная с плоской опорной поверхностью имеет длину резьбовой части 9,5мм. Плоская опорная поверхность свечей предназначена для герметизации свечного отверстия специальным уплотнительным кольцом, коническая поверхность герметизирует соединение с головкой блока без уплотнительного кольца.
3. Характеристика свечей зажигания по калильному числу.
Калильное зажигание по вышеуказанному ГОСТу: полностью или частично неуправляемое зажигание рабочей смеси в двигателе с принудительным зажиганием, вызванное источником зажигания, не зависящим от искры в искровом зазоре свечи зажигания. Калильное число — число, характеризующее свойство свечи зажигания не вызывать калильного зажигания накаленными точками своих деталей при стандартных условиях.
Для бесперебойной работы свечи нижний (тепловой) конус изолятора должен иметь температуру в пределах 500 — 600 °С. При этой температуре попадающее на изолятор масло сгорает, не образуя нагара, — это так называемая температура самоочищения свечи. При температуре теплового конуса ниже указанного значения масло будет сгорать не полностью, образуя слой нагара. В результате свеча начнет работать с перебоями, так как через нагар возникнет утечка тока высокого напряжения.
Если температура изолятора и центрального электрода слишком высока (более 800 °С), то возникает калильное зажигание. Рабочая смесь воспламеняется от соприкосновения с накаленным концом изолятора и центрального электрода. В результате происходит слишком раннее воспламенение рабочей смеси. Признаком значительного перегрева свечи является белый цвет нижней части теплового конуса и оплавление глазури изолятора и металла центрального электрода. Внешние признаки калильного зажигания – падение мощности, звонкие стуки, а также работа двигателя на малых оборотах с выключенным зажиганием.
Тепловая характеристика свечи зависит от ее размеров: диаметра и длины резьбовой части корпуса и выступания теплового конуса изолятора за торец корпуса. Характеристикой тепловых качеств свечей является калильное число, которое задается из ряда условных единиц 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. Калильное число – отвлеченная величина, пропорциональная среднему индикаторному давлению, при котором во время испытания свечи на моторном испытательном стенде в цилиндре двигателя начинает появляться калильное зажигание. Чем больше калильное число, тем меньше длина теплового конуса изолятора и больше теплоотдача свечи. Свечи с малой теплоотдачей от изолятора к корпусу условно называются горячими, а свечи с большей теплоотдачей – холодными. Горячие свечи устанавливаются на тихоходных двигателях с небольшой степенью сжатия. Холодные свечи устанавливаются на быстроходных двигателях с высокой степенью сжатия.
4. Характеристика свечей зажигания по условному обозначению.
Условное обозначение свечи зажигания должно содержать: — обозначение резьбы на корпусе: А — резьба М14х1,25; — обозначение размера шестигранника под ключ: У — 16 мм (кроме свечей зажигания с конической опорной поверхностью); М — 19 мм (если маркировка не содержит буквы У или М перед обозначением длины резьбовой части корпуса, размер шестигранника под ключ — 20,8 мм); — обозначение конической опорной поверхности: К; — обозначение длины резьбовой части корпуса для свечей с плоской опорной поверхностью: Д — 19 мм, если маркировка не содержит буквы Д, длина резьбовой части корпуса — 12,7 мм, за исключением свечей зажигания с размером шестигранника под ключ 19 мм, для которых длина резьбовой части корпуса — 9,5 мм; — обозначение длины резьбовой части корпуса для свечей с коническим посадочным местом: М — 7,8 мм, Д — 17,5 мм, С — 25 мм (если маркировка не содержит буквы М, Д или С перед обозначением калильного числа, длина резьбовой части корпуса — 11,2 мм); — калильное число из ряда условных единиц 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26; — обозначение выступания теплового конуса изолятора за торец корпуса: В (если маркировка не содержит буквы В, выступание теплового конуса изолятора за торец корпуса отсутствует); — обозначение наличия встроенного помехоподавительного резистора: Р (если маркировка не содержит буквы Р, встроенный помехоподавительный резистор отсутствует); — обозначение наличия медного центрального электрода с жаростойкой оболочкой: М после обозначения калильного числа (если маркировка не содержит буквы М, центральный электрод не является медным с жаростойкой оболочкой);
— порядковый номер разработки или модернизации (кроме базовых конструкций).
Пример условного обозначения при заказе свечи зажигания с резьбой на корпусе М14х1,25, калильным числом 17, длиной резьбовой части корпуса 19 мм, имеющей выступание теплового конуса изолятора за торец корпуса, со встроенным помехоподавительным резистором, с центральным электродом, выполненным из меди с жаростойкой оболочкой, имеющей базовую конструкцию: Свеча зажигания А17ДВРМ ГОСТ Р 52842 (А – автомобильная с резьбой М14х1.25; 17- калильное число; Д – длина резьбовой части, равной 19 мм; В – тепловой конус изолятора выступает за торец корпуса; Р – имеется помехоподавительный резистор; М — наличие медного центрального электрода с жаростойкой оболочкой.
Пример условного обозначения при заказе свечи зажигания с резьбой на корпусе М14х1,25, с конической опорной поверхностью, длиной резьбовой части корпуса 7,8 мм (М), калильным числом 20, с порядковым номером разработки (модернизации) 1: Свеча зажигания АКМ20-1 ГОСТ Р 52842.
5. Характеристика свечей зажигания по числу боковых электродов.
Стандартная (гостовская) конструкция свечей предполагает один центральный электрод и один боковой. В то же время производители свечей начали изготавливать двух-, трех- и даже четырехэлектродные модели. Искра в многоэлектродных моделях образуется одна, но она гарантированно проскакивает с одного из боковых электродов. Искрообразование в многоэлектродных моделях становится устойчивее, наблюдается более стабильная работа двигателя в режиме малых оборотов, улучшается процесс воспламенения смеси и, наконец, увеличивается срок службы свечей из-за снижения выгорания боковых электродов.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453