С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Как почистить сажевый фильтр дизельного двигателя своими руками


Чистка сажевого фильтра на дизеле своими руками

Владельцам автомобилей, выпущенных после 2005 года, хорошо известно, что такое сажевый фильтр на дизеле чистка которого представляет собой довольно трудоемкую процедуру, а замена может вылиться в кругленькую сумму. Поэтому очень важно знать, какими способами можно продлить срок службы этого фильтра на своем автомобиле, как правильно его эксплуатировать и как его чистить в случае засорения.

Зачем нужен сажевый фильтр, и какие признаки его засорения

Образование сажи является неизбежным эффектом, возникающим в процессе работы двигателя внутреннего сгорания. Особенно подвержены этому дизельные двигатели, топливо которых содержит больше тяжелых фракций нефти. Выброс образовавшейся сажи происходит с выхлопом двигателя.

Сажевые частицы очень токсичны. Они обладают выраженными канцерогенными свойствами, способны вызывать тяжелые аллергические реакции и другие болезни. Поэтому во многих странах приняты нормативные акты, которые обязывают автопроизводителей принимать меры по снижению токсичности автомобильных выхлопов. Особенно требовательно к этому относятся в Евросоюзе. Согласно экологическому стандарту ЕВРО-4, все автомобили с дизельными двигателями должны быть оснащены сажевыми фильтрами, которые предназначены для уменьшения выброса сажи в атмосферу.

Устройство, фильтрующее сажу, представляет собой цилиндр из металла. Внутри него находится специальный жаропрочный материал из керамики, имеющий ячеистую структуру. Благодаря этому, мелкие частицы сажи, образующиеся в процессе работы двигателя, задерживаются и оседают внутри устройства и не могут попасть в атмосферу.

Исходя из описанного выше принципа действия сажевого фильтра понятно, что он представляет собой устройство, которое подлежит замене спустя определенное время. Стандартный срок его службы составляет от 120 до 150 тыс. километров пробега. Но в случае неправильной эксплуатации этот срок может значительно сократиться.

Сигнализировать о засорении сажевого фильтра могут следующие признаки:
  • увеличивается расход топлива;
  • понижается тяга мотора;
  • увеличивается количество дыма в выхлопе;
  • двигатель неритмично работает на холостых оборотах;
  • уровень масла выше нормы;
  • в работающем двигателе появляются шипящие звуки.

Замена фильтрующего элемента стоит очень дорого, поэтому при появлении вышеназванных признаков следует принять меры по его очистке.

Основные методы очистки

Чтобы уменьшить засоряемость сажевого фильтра, производителями предусмотрена функция его автоматической очистки. Она называется регенерацией. Суть ее состоит в том, чтобы на некоторое время поднять температуру в устройстве выше 500 градусов. При этом накопившиеся частицы сажи выгорают и фильтрующее устройство очищается.

Регенерация запускается электронным блоком управления двигателя путем увеличения количества топлива, впрыскиваемого в камеру сгорания. Но для этого необходимо, чтобы двигатель работал с полной нагрузкой. При поездке на небольшие расстояния, при длительном стоянии в пробках, в холодное время года двигатель просто не может прогреться как следует, и регенерация не запускается.

Поэтому чистка сажевого фильтра дизельного двигателя может проводиться и другими способами:
  1. Принудительная регенерация. Этот способ заключается в том, что автомобиль нужно разогнать до скорости 80 км/час на пониженной передаче и проехать таким образом не менее 40 км. При такой нагрузке температура отработанных газов повышается и происходит возгорание накопившейся в фильтре сажи. Данную процедуру можно провести и в условиях СТО с помощью специального оборудования.
  2. Понижение температуры, при которой загорается сажа. Очистить сажевый фильтр таким способом можно с помощью специальных присадок, которые добавляются в топливо. Применять присадки нужно на раннем этапе загрязнения фильтра через каждые 2-3 тыс. километров пробега.
При использовании присадок необходимо убедиться в хорошем качестве предлагаемого продукта. На рынке можно встретить много подделок, применение которых может привести к проблемам с топливной системой двигателя.

Промывка сажевого фильтра

Если сажевый фильтр чрезмерно засорен и не удается запустить регенерацию — выходом из положения может стать его промывка. Эту услугу предоставляют в сервисных центрах, но при желании можно осуществить промывку и своими руками.

Промыть сажевый фильтр дизельного двигателя можно как со снятием, так и непосредственно на автомобиле. Для этого используется специальная промывочная жидкость. При этом почистить фильтр без снятия нельзя той же самой жидкостью, что используется для промывки демонтированного устройства.

Снятие фильтра необходимо производить в соответствии с рекомендациями по эксплуатации автомобиля.

Затем необходимо:
  • замочить фильтр в очищающей жидкости (сроки зависят от типа применяемого средства);
  • продуть его с помощью компрессора;
  • установить обратно на место.

После этого следует запустить двигатель и провести регенерацию в штатном порядке.

Для того чтобы провести промывку сажевого фильтра без его снятия с автомобиля, необходимо выкрутить из выхлопной датчик температуры или давления. В отверстие от них вставляется специальный зонд, с помощью которого очищающая жидкость будет распыляться на фильтр. Обычно для этого используют щелочной раствор. Впрыскивание раствора необходимо повторить несколько раз с интервалом в 5 секунд. Вследствие такой манипуляции частички сажи растворяются и равномерно распределяются по поверхности фильтра. Это создает возможность сжечь их впоследствии в процессе регенерации.

Так как замена сажевого фильтра стоит очень дорого, многие автовладельцы предпочитают вообще удалить его из автомобиля.

Действительно, это позволяет улучшить работу двигателя, но одновременно приводит к увеличению токсичности выхлопа.

Выезд на таком автомобиле за границу становится невозможным, а гарантия от производителя теряется.

Стоит ли удалять сажевый фильтр дизельного двигателя и как правильно провести эту процедуру?

Владелец автомобиля с дизельным двигателем может столкнуться с проблемой засорения и выхода из строя фильтра, предназначенного для улавливания частиц сажи. В этом случае можно установить новые детали или провести процедуру удаления сажевого фильтра.

Конструктивно сажевый фильтр представляет собой контейнер, изготовленный из нержавеющей стали. Элемент размещается в выпускном тракте на минимальном расстоянии от турбокомпрессора для обеспечения высокой температуры газов. В одном корпусе с очистительным устройством размещается нейтрализатор газов окислительного типа. Поток газов сначала проходит через нейтрализатор, а затем попадает в фильтр.

Внутренний объем фильтра заполнен сотовым керамическим элементом (карбид кремния) с каталитическим покрытием поверхности. Керамика применяется по причине способности выдерживать нагревы до высоких температур. Соты расположены параллельно и по очереди перекрыты то с одной, то с другой стороны. За счет этого обеспечивается проход газов через пористые стенки каналов, покрытых катализатором. На этом этапе происходит фильтрация частиц сажи.

Система сажевого фильтра

Сажевый фильтр входит в состав целого комплекса, состоящего из узлов:

  • 1 — контроллер, расположенный в комбинации приборов;
  • 2 — блок управления работой двигателя;
  • 3 — измерительный датчик расхода воздуха (ДМРВ);
  • 4 — двигатель;
  • 5 — сенсор температуры газов перед турбокомпрессором;
  • 6 — турбокомпрессор;
  • 7 — сенсор температуры газов перед фильтром;
  • 8 — лямбда-зонд;
  • 9 — фильтр;
  • 10 — сенсор замера перепада давления выхлопных газов в фильтре;
  • 11 — сенсор температуры газов после фильтра;
  • 12 — глушитель.

На V-образных двигателях установлены индивидуальные сажевые фильтры и датчики на каждый блок цилиндров.

Типы фильтров

На дизелях применяются два типа фильтров, отличающихся способом очистки от сажи:

  • тип DPF, требующий ручной промывки специальными жидкостями;
  • модель FAP, с системой самоочищения по данным от датчиков.

На ранних моделях дизелей мог применяться внешний фильтр, устанавливаемый в выхлопной трубе. В настоящее время подобное устройство не используется.

Сажевый фильтр – благо или проблема?

Система очистки газов от сажи имеет важное значение для экологии. Но препятствием является качество дизельного топлива, которое в России далеко от идеала. Если в Европе и Северной Америке сажевые фильтры служат по 150-200 тыс. км, то в РФ очиститель зачастую выходит из строя через 40-50 тыс. км. Можно провести замену устройства, но ценник запчастей превышает 100 тыс. рублей и не факт, что новый фильтр прослужит долго.

Для продления срока службы сажевого фильтра рекомендуется проводить принудительный прожиг сот при каждом плановом ТО и использовать моторное масло с пометкой «для двигателей, оснащенных сажевым фильтром».

Помимо оригинальных деталей, на рынке встречаются аналоги, обладающие сниженной стоимостью. Несмотря на экономическую выгоду, не рекомендуется установка подобных узлов. Это связано с низким качеством компонентов, не выдерживающих температурной регенерации. Из-за этого керамическая вставка разрушается, а корпус может прогореть. Прогар устройства становится причиной возгорания автомобиля.

Некоторые владельцы авто пытаются заменить керамические соты металлической стружкой, мотивируя это тем, что сохранится функциональность фильтра. По факту подобное изделие не выполняет своих обязанностей. Датчики будут фиксировать ошибки и выводить информацию на комбинацию приборов. Некоторые автомобили при появлении ошибок фильтра сразу переводят двигатель в режим аварийной работы.

Почему засоряется сажевый фильтр?

Причинами ускоренного засора являются:

  • неисправность элементов системы рециркуляции газов;
  • попадание в фильтр масла из турбокомпрессора;
  • поломки топливной аппаратуры, приводящие к подаче излишнего горючего;
  • засоренный воздушный фильтр, из-за которого смесь становится обогащенной;
  • эксплуатация автомобиля в режиме коротких поездок без полноценного прогрева мотора;
  • использование моторного масла ненадлежащего качества.

Особенно вредны для фильтра частицы сульфатов металлов, которые входят в состав присадок моторных масел. Частицы попадают в устройство через изношенную цилиндро-поршневую группу или через опоры роторов компрессора и турбины. Загрязнения формируют на поверхностях фильтра прочный слой нагара, который не удаляется прожигом или химической очисткой.

Разрез керамических сот, забитых сажей

Причиной повреждения фильтра может стать выход из строя сенсоров температуры или давления. Некорректный сигнал от датчиков переводит двигатель в режим аварийной работы с отключенным турбокомпрессором. Длительное функционирование дизеля в режиме ограниченной мощности способствует интенсивному отложению сажи на сотах.

Признаки засорения сажевого фильтра

Признаки фильтра с забитыми каналами или разрушенным каталитическим слоем:

  • постоянные ошибки в системе управления, вызывающие включение лампы Check Engine и переход двигателя в аварийный режим работы;
  • снижение мощности мотора из-за уменьшения проходных сечений системы выпуска;
  • увеличение расхода топлива из-за попыток проведения регенерации фильтра;
  • плавающие обороты холостого хода;
  • возможно появление посторонних шумов при работе двигателя и возникновение дымного выхлопа.

Большинство автомобилей с сажевым имеет специальный индикатор на комбинации приборов, включение которого сигнализирует водителю о неисправности компонента.

Значок аварийной работы сажевого фильтра

Способы очистки сажевого фильтра дизельного двигателя

Дизельные двигатели оснащены электронными системами управления, которые ведут очистку фильтра автоматически. Но может наступить момент, когда владельцу придется промывать и чистить фильтр при помощи специальных химических составов. Процедура очистки жидкостями может выполняться самостоятельно.

Регенерация устройства

По мере оседания частиц сажи потоку выхлопных газов становится все труднее проходить в атмосферу. Помимо этого, снижается эффективность работы устройства. Для предотвращения подобного явления применяется периодическая регенерация устройства. Во время процедуры происходит выжигание частиц сажи. Процесс выполняется в автоматическом режиме без вмешательства водителя. Поведение автомобиля при этом не меняется.

Прожиг сажевого фильтра

Различают два вида температурной регенерации:

Пассивная очистка происходит в постоянном режиме и не требует корректировок в программе блока управления двигателем. Прочистка производится за счет высокой температуры выхлопных газов в фильтре, которая находится в пределах 400-500 ºС. Нагрев становится катализатором химической реакции, при которой углерод соединяется с диоксидом азота, получая на выходе диоксид углерода. Дополнительным ускорителем реакции является слой платины, нанесенный на сотах фильтра.

Активный режим очистки включается при помощи блока управления двигателем. Активация специального алгоритма приводит к повышению температуры выхлопных газов. Подобная процедура автоматически включается на машинах, перемещающихся на короткое расстояние, недостаточное для пассивной очистки. Включение режима происходит по данным от датчиков, температура выхлопа доходит до 650 ºС. Очистка занимает не более 10 минут, химические процессы аналогичны пассивному режиму.

Процедура прожига сажевого фильтра на двигателе Ford Focus 1,6 TDCI показана в видеоуроке от канала «MCAR BMW Михаил М».

Промывка сажевого фильтра своими руками

Промывка фильтра жидкостью выполняется на устройствах любого типа. Процедура применяется в тех случаях, когда температурный метод регенерации не позволяет удалить слой сажи.

Существуют две методики промывки:

  • со снятием фильтра с автомобиля;
  • без снятия.
Жидкость для очистки TUNAP MP 131

Жидкость МР 131 производится германской компанией Tunap Group. Входящие в состав присадки активно растворяют сернистые соединения, отложившиеся на поверхности фильтра.

Жидкости МР 131 и 132

Чистка сажевого фильтра жидким средством ТУНАП производится следующим образом:

  1. Демонтировать из выхлопного тракта сенсор температуры или давления, установленный перед фильтром.
  2. Ввести в отверстие зонд для распыления жидкости МР 131. Подача выполняется несколькими порциями со временем распыла пять секунд. Между подачами выдерживается пауза в пять секунд, необходимая для размягчения слоя сажи.
  3. Промыть фильтр жидкостью МР 132, которая распределяет растворенную сажу по поверхности фильтра.
  4. Установить на место снятые детали и запустить двигатель. Произойдет выгорание сажи и очистителя в режиме пассивной или активной очистки. Регенерацию можно активировать в ручном режиме, поскольку конструкция электроники дает такую возможность.

Если промывка жидкостями МР 131 и 132 не дала ожидаемого эффекта, то потребуется снять фильтр для повторной очистки более активными средствами.

Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid

Жидкость немецкого производства содержит компоненты, разрушающие слой нагара и отложений. Вещества абсолютно инертны по отношению к материалам фильтра.

Упаковка DPF Flushing Liuquid

Очищение DPF Flushing Liuquid производится следующим образом:

  1. Снять с автомобиля фильтр.
  2. Закрыть один из каналов устройства для предотвращения вытекания жидкости.
  3. Наполнить корпус фильтра жидкостью Flushing Liuquid.
  4. Выдержать средство в фильтре не менее 10 часов. Рекомендуется взбалтывание промывки через каждые 2-3 часа.
  5. Слить промывочный раствор и промыть устройство проточной теплой водой.
  6. Высушить фильтр и установить на место.
  7. Добавить в топливо дополнительное средство DPF Super Clean и прожечь фильтр нормальным способом. Рекомендуется включить принудительную процедуру регенерации при помощи тестового прибора, подключенного к автомобилю.

Самостоятельная вырезка сажевого фильтра

Если фильтр не удается прочистить прожигом или промыть спецрастворами, то владельцы автомобилей удаляют устройство. Непосредственно фильтр возможно вырезать самому, но требуется программное регулирование системы управления двигателем. Данная операция выполняется в условиях специализированного сервиса.

Последствия вырезки фильтра

Из-за того, что сажевые фильтры работают со специальным алгоритмом программного обеспечения, существует риск некорректной работы двигателя. Вернуть мотор к прежнему состоянию можно только путем установки нового дорогостоящего сажевого очистительного элемента.

Распространенные проблемы некорректного удаления фильтра:

  • невозможно контролировать работу двигателя по имеющимся датчикам;
  • наблюдается некорректная работа двигателя с переходом в аварийный режим;
  • затрудняется диагностика системы управления двигателем.

Некоторые модели автомобилей включают регенерацию по объему израсходованного топлива. Не получая обратной связи от датчиков, блок управления станет инициировать прожиг постоянно. Подача лишнего топлива приведет к перегреву выпускной системы и возгоранию. Излишки топлива могут попасть в моторное масло, что становится причиной неконтролируемой работы дизеля «в разнос». Конечным итогом станет капитальный ремонт двигателя.

Как правильно удалить сажевый фильтр из автомобиля?

Перед началом удаления очистительного устройства необходимо убедиться в наличии скорректированного программного обеспечения для двигателя. ПО работы дизелей с удаленным фильтром существует не для всех моделей автомобилей.

Корректная процедура удаления сажевого фильтра состоит из:

  • вырезки керамического сотового наполнителя;
  • аккуратной заделки отверстия или установки пламегасителя;
  • полноценного программного удаления фильтра.

Процедура удаления сажевого фильтра применяется тюнинговыми ателье, которые форсируют дизельные двигатели. Параллельно удаляются вихревые заслонки, стоящие на впуске, и глушится клапан рециркуляции выхлопных газов EGR.

Методы удаления

Для демонтажа фильтра имеется всего одна методика — механическое удаление сотового наполнителя, а затем корректировка программы. Обе операции должны производиться совместно, любые другие методики недопустимы.

Подготовленный к удалению наполнителя фильтр
Физическое удаление компонента

Убрать фильтр можно следующим образом:

  1. Демонтировать выхлопную трубу вместе с сажевым фильтром.
  2. Снять фильтр.
  3. Удалить термозащитные экраны и щитки.
  4. Распилить корпус фильтра болгаркой и выбить керамический сотовый наполнитель. В зависимости от формы и конструкции устройства керамический наполнитель выбивается целиком или частями.
  5. Заварить прорезь в корпусе фильтра. Для сварки применяется стандартный полуавтомат или аргоновая установка.
  6. Установить фильтр на штатное место и смонтировать выхлопную трубу назад.

Некоторые владельцы монтируют на место сажевого фильтра даунпайп, который призван убрать неприятный звук резонанса в пустом корпусе.

На фотографиях приведены этапы удаления наполнителя из сажевого фильтра автомобиля Фольксваген Каравелла.

Корпус фильтра разрезан Хорошо виден слой сажи Остатки сажи на стенках корпуса Выбивание наполнителя Стыковка половин корпуса Нанесение антикоррозионной защиты на шов
Программное удаление компонента

Примерная последовательность выполнения работ:

  1. Считать штатную прошивку блока управления и сохранить ее на компьютер. Считывание выполняется непосредственно через разъем блока управления или через диагностическую колодку OBD-II. Способ зависит от модели автомобиля и особенностей конструкции системы управления.
  2. Откорректировать прошивку, удалив из нее алгоритмы управления сажевым фильтром.
  3. Залить измененное программное обеспечение обратно в блок управления. Программа должна обеспечить возможность проведения диагностики электроники, поскольку при корректировке эта функция зачастую удаляется.
  4. Провести тестовые прогоны двигателя для проверки отсутствия ошибок.

Преимущества удаления сажевого фильтра

К положительным аспектам удаления относятся:

  • небольшой рост мощности двигателя из-за снижения сопротивления потоку выхлопных газов;
  • нет необходимости слежения за состоянием фильтра и отсутствуют затраты на запасные части;
  • снижается расход топлива из-за отсутствия алгоритма регенерации;
  • меньшая температура нагрева выпускного коллектора;
  • нет необходимости стоять и ожидать окончание регенерации (прерывать процедуру не рекомендуется);
  • нет потребности в периодических поездках по трассе, необходимых для очистки сажевого фильтра;
  • возможность использования для двигателя универсального моторного масла, предназначенного для дизельных и бензиновых моторов.

Последствия удаления сажевого фильтра

По отзывам владельцев автомобилей с удаленным фильтром, можно выделить минусы операции:

  1. Выброс частиц сажи из выхлопной трубы, заметный визуально на некоторых режимах работы.
  2. Ограничение въезда на территорию ряда государств, требующих соблюдения экологических нормативов.
  3. Увеличение оборотов турбокомпрессора, из-за чего может стать слышимым свист при работе.
  4. Снятие автомобиля с гарантийного обслуживания. Поскольку сажевый фильтр удаляется на машинах с пробегом, то этот недостаток считается незначительным.

Видео «Снятие сажевого фильтра»

Процесс снятия сажевого фильтра на Фольксваген Т5 показан в видеоролике, снятом для канала Drive Time.

Как прочистить сажевый фильтр без снятия способом регенерации, как промыть сажевый фильтр после демонтажа. Как почистить сажевый фильтр методом регенерации. Чистка сажевого фильтра способом регенерации.

В прошлом веке экологи начали свирепо бороться с владельцами нефтяных вышек и автомобильных компаний, обвиняя их в избыточном загрязнении окружающей среды. С целью хоть как-то утихомирить недовольство борцов за очищенную атмосферу, инженеры разработали такой элемент, как сажевый фильтр. С его появлением в автомобилестроении люди перестали дышать сажей, выделяемой в процессе сгорания дизельного топлива. Об этом далее в статье. 

Сажевый фильтр дизельного автомобиля, зачем он нужен

Сажевый фильтр применяется в конструкции дизельных двигателей. Он дает возможность тщательно очищать выхлопные газы от разных нежелательных примесей, поскольку характеризуется мелкой структурой ячейки.

Сажевый фильтр задерживает сажу, а затем выжигает ее по экологически безопасной технологии. Использование фильтра дает возможность добиться уменьшения частиц сажы в выхлопных газах до 99,9 процентов.

Сажевый фильтр дизеля, как он устроен и где установлен

Сажевый фильтр в автомобиле находится, как правило, за каталитическим нейтрализатором. В некоторых конструкциях данная деталь объединена с катализатором окислительного типа и расположена прямо за выпускным коллектором, где температура выпускных газов максимальна. Называют его сажевым фильтром с каталитическим покрытием.

Главный конструктивный компонент сажевого фильтра — матрица, которую изготавливают из керамики (то есть карбида кремния). Матрица расположена в металлическом корпусе. Керамическая матрица обладает ячеистой структурой, состоящей из каналов мелкого сечения, закрытых попеременно с обеих сторон. Боковые стенки каналов играют роль фильтра и имеют пористую структуру.

Причины загрязнения сажевого фильтра

Несмотря на все свои полезные качества, сажевый фильтр обладает одним существенным недостатком — потребностью в частой очистке. Проблема в том, что фильтр способен самопроизвольно очищаться лишь при движении на высоких оборотах, а это не всегда возможно для автовладельца. Эксперты рекомендуют после каждых 150 километров прогазовывать транспортное средство на трассе. Но даже при соблюдении данного совета замена этой детали неизбежна, поскольку сажевый фильтр не может очищаться полностью.

Признаки загрязнения сажевого фильтра

Существует несколько основных признаков загрязнения сажевого фильтра:

  1. Ощутимо выросло потребление горючего.
  2. Значительно снизилась динамика (то есть пропала тяга).
  3. Большой уровень масла в моторе.
  4. При работе двигателя слышно подозрительное шипение.
  5. Неустойчивая (неритмичная) работа силового агрегата на холостом ходу.
  6. На панели приборов горят иконки.
  7. Систематически происходит чрезмерно дымный выхлоп газов.

Сажевый фильтр забит, что грозит автомобилю

Большая степень загрязненности сажевого фильтра способна повлечь за собой следующие нежелательные последствия:

  1. Перегрев двигателя в жаркий период.
  2. Уменьшение ресурса двигателя, приводящее к его поломке.
  3. Уменьшение мощности дизельного двигателя и увеличенный расход топлива.

Регенерация сажевого фильтра

Чтобы восстановить работоспособность сажевого фильтра, следует очистить его поры от инородных частиц. Для этого предусмотрена такая процедура, как регенерация сажевого фильтра, которая бывает активной и пассивной.

пассивная (подробный ход работы)

Очистить внутреннюю поверхность таким образом довольно просто. Это предусмотрено конструкцией фильтрующего элемента.

Применяются следующие способы:

  1. Дожигание частиц топлива, которые не сгорели. Для этого внутри сажевого фильтра обеспечивается достаточно высокая температура (не меньше шестисот градусов), особенно тогда, когда нагрузка мотора максимальная.
  2. Регенерация при помощи специальных добавок в топливо, таких как EOLYS и мочевина, которые обеспечивают сгорание сажи в условиях более низких температур (не больше пятисот градусов).
  3. Регенерация с помощью каталитического покрытия на внутренней поверхности трубок из керамики. Применение высокой температуры и катализаторов влечет за собой окисление частиц сажи (сгорание).

принудительный прожиг

Активная регенерация осуществляется посредством принудительного повышения температуры выхлопных газов на протяжении определенного временного промежутка. Сажа, накопленная при этом, окисляется, то есть сгорает.

Существует ряд методов увеличения температуры выхлопных газов во время активной регенерации:

  1. Дополнительный впрыск горючего на такте выпуска.
  2. Поздний впрыск топлива.
  3. Применение перед сажевым фильтром электрического нагревателя.
  4. Нагрев выходных газов микроволнами.
  5. Впрыск порции топлива сразу перед сажевым фильтром.

Как промыть сажевый фильтр после демонтажа

Начнем с метода, предполагающего демонтаж сажевого фильтра. Подобная процедура промывки, как правило, требует около восьми часов. Когда работы по снятию фильтрующего элемента окончены, корпус полностью заполняется специальным средством для очистки. Данные жидкости широко представлены на рынке. Лидерами является продукция PRO-TEC, Luffe, Liqui Moly.

Жидкости изготавливаются из нефтяных компонентов, чаще всего фасуются в пятилитровые канистры. Расход для эффективной промывки одного фильтра, как правило, составляет не меньше четырех литров состава. Помимо этого, канистра может заранее обладать наличием специальной горловины, поскольку далее понадобится подсоединить шланг. Также возможны варианты канистр, уже укомплектованные готовым шлангом.

Принцип работы промывочного средства заключается в том, что жидкость качественно растворяет смолы (выдерживается примерно восемь часов), на которых и держится появившийся нагар. Нужно старательно следить за требованиями изготовителя, поскольку крайне важно выждать требуемое время для полноценного влияния промывки на сажу.

Затем освободившаяся сажа попросту смывается обычной струей воды под давлением. Далее фильтр сушится и монтируется на место. Важно знать, что промывка с демонтажем допускает применение лишь специальных жидкостей, которые оказывают влияние на смолы на молекулярном уровне. Строго запрещено применять другие средства, поскольку матрица внутри фильтра обладает хрупким платиновым слоем.

Как промыть сажевый фильтр без демонтажа фильтра

Второй метод — промывка сажевого фильтра без его демонтажа, то есть все работы проводятся прямо на автомобиле. Фильтрующий элемент дизельного автомобиля оборудован датчиками температуры и/или давления. Если датчик выкрутить, появляется возможность подать промывочное средство.

Поскольку промывка производится на автомобиле, производители учитывают возможные риски возгорания промывочного состава. Применять в таких условиях нефтепродукты нельзя. Для очистки рекомендуются водно-щелочные растворы вместе со смывающей жидкостью. Такая жидкость способна нейтрализовать вредоносную щелочь после завершения процесса очистки с помощью раствора. Жидкость в корпус элемента подается благодаря специально предназначенному для этого пистолету. Также используется изогнутый либо прямой зонд, дополнительно предусматривается насадка-распылитель.

Пистолет, набор жидкостей, зонды и распылители позволяют работать фактически с любой моделью дизеля, оборудованного сажевым фильтром. Промывка этим методом подразумевает дозированную поэтапную подачу очистителя посредством отверстия датчика. Зачастую применяется место монтажа именно датчика давления, расположенного перед элементом. Автомобиль заранее прогревают, затем позволяют фильтру остыть до примерной отметки сорок градусов по Цельсию. Стоит отметить, что щелочной состав наиболее эффективен именно при такой температуре.

Для чистки понадобится примерно один литр жидкости, которую оставляют на пятнадцать минут в корпусе элемента. Пистолет-распылитель высокого давления подсоединяется к изогнутому либо прямому зонду, который вводится в отверстие датчика. Распыляется очиститель с перерывами прямо на поверхность фильтра — десять секунд распыляется, десять секунд пауза. Рабочее давление во время распыления должно составлять примерно восемь бар. Желательно вращать зонд при распылении состава и перемещать назад-вперед для достижения наилучшего качества нанесения очищающего средства на матрицу.

Затем аналогичным образом распыляем ополаскиватель, нейтрализующий и смывающий очиститель. Понадобится примерно пол литра очищающей жидкости.

Смывается состав с помощью того же пистолета-распылителя, между этапами распыления соблюдаются похожие временные интервалы. Затем монтируем обратно датчик давления, запускаем и прогреваем дизель. После этого запускается режим самоочистки.

Как часто нужно менять сажевый фильтр

Срок службы современных сажевых фильтров составляет примерно 120 000 километров пробега. Из-за высокой стоимости автовладельцы, как правило, не меняют сажевые фильтры, которые выработали ресурс, а просто удаляют их с дальнейшей перепрошивкой системы управления мотором.

Советы профи: качество топлива, манера вождения их влияние на работу сажевого фильтра

На преждевременный износ в существенной степени воздействует манера езды, условия движения и, конечно же, качество топлива. Если данные условия являются тяжелыми для транспортного средства, замена может понадобится гораздо раньше.

Как на Алиэкспресс найти и заказать автотовары, автозапчасти, мобильные телефоны по сходной цене и бесплатной доставкой

  • Переходим на сайт Алиэкспресс.
  • Проходим регистрацию. Соответствующая кнопка расположена в правом верхнем углу сайта. При нажатии на нее откроется форма регистрации. Вам будет нужно ввести email-адрес, фамилию, имя и придумать пароль. Важно не забыть подтвердить email-адрес, иначе вам аккаунт будет заблокирован.
  • Перейдите в свой профиль. Здесь есть много интересного — сообщения, заказы, список желаний, отзывы, споры и так далее. Желательно добавить адрес доставки, чтобы в дальнейшем не пришлось к этому возвращаться. Очень важно заполнять адрес доставки именно латинскими символами.
  • Поскольку на Алиэкспресс миллионы товаров, несложно найти нужный. Намного сложнее выбрать с тысяч результатов поиска. Чтобы сузить поиск, воспользуйтесь фильтрами, а также дополнительными функциями сортировки.
  • На Алиэкспресс больше двухсот тысяч продавцов, которые и отправляют вам заказы. Чтобы выбрать лучших продавцов, воспользуйтесь удобной системой рейтинга Алиэкспресс. Кроме того, не забудьте обратить внимание на отзывы других покупателей.
  • Когда вы найдете искомый товар, выберите нужное количество, цвет и размер.
  • Нажмите «Купить сейчас», если будете оплачивать товар сразу, либо «Добавить в корзину», если желаете оплатить заказ позже.
  • Оплачиваем заказ.

Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя своими руками

С развитием двигателей внутреннего сгорания, упор ведётся непосредственно на защиту окружающей среды от загрязнения, путём снижения выброса вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. Такой результат достигается наличием специальных фильтров и катализаторов, находящихся в выхлопной системе.

В автомобилях, которые оснащаются дизельными двигателями, предусмотрен катализатор и сажевый фильтр. Во время сгорания дизельного топлива, в выхлопной системе помимо вредных отработавших газов образуются твёрдые углеродные частицы в виде сажи, которые улавливаются специальным фильтрующим элементом.

Сажевые фильтры для дизельных двигателей состоят из корпуса, широкополосного лямбда-датчика, датчика давления перед фильтром, датчика давления после фильтра и датчика дифференциального давления. Внутри корпуса, находится сам фильтрующий элемент, изготавливаемый из карбида кремния, который имеет ячеечную структуру из каналов малого сечения.

Такая конструкция фильтра предназначена для улавливания больших и малых частиц сажи, которые со временем скапливаются и препятствуют прохождению выхлопных газов, в результате чего происходит существенноеснижение мощности двигателя, потеря динамики и тяговых характеристик. В таком случае в фильтре предусмотрены два режима работы: фильтрация и регенерация.

В режиме фильтрации происходит задержка частиц сажи на стенках фильтрующего элемента. Когда элемент достаточно загрязнён, необходима его очистка от скопившейся сажи, для этого предусмотрен режим регенерации. Различают два режима регенерации: пассивную и активную.

Во время пассивной регенерации, очистка сажевого фильтра происходит за счёт температуры отработавших газов, которая достигает 600 градусов при работе мотора на высоких нагрузках и заставляет сгорать сажевые частицы, превращая их в углекислый газ, который выходит вместе с выхлопом. А с добавлением в топливо специальных присадок, пассивная регенерация возможна при температурах 450-500 градусов.

Но так как частая езда по городу не всегда может обеспечить достаточную нагрузку, для этого применяется активная регенерация — датчик дифференциального давления, сравнивая показатели с датчиков давления до и после фильтра, посылает сигнал на электронный блок управления, который запускает этот процесс.

Активная регенерация представляет собой принудительное повышение температуры отработавших газов каждые 400-500 км одним из следующих способов:

  • поздний впрыск топлива;
  • дополнительный впрыск топлива на такте выпуска;
  • электрический нагреватель перед сажевым фильтром;
  • впрыск порции топлива перед сажевым фильтром;
  • нагрев отработавших газов с помощью микроволн.

Благодаря этому, фильтрующий элемент очищается и готов к дальнейшей эксплуатации.

В настоящее время, дизельные автомобили оснащаются сажевым фильтром, с системой ввода присадок в топливо. Рядом с топливным баком располагается бачок с присадкой, уровень которого контролируется датчиком. Обычно присадки хватает на весь срок службы одного сажевого фильтра.

Подача присадки осуществляется в топливный бак, с помощью электрического насоса, при каждой заправке. Количество дозировки контролируется электронным блоком управления, на основании показаний датчика уровня топлива.

В присадке содержатся элементы, которые входят в соединение с сажей, откладываясь на стенках фильтра, что позволяет задерживать её ещё больше, даже самые маленькие частицы. А оксид церия присадки, отдаёт свой кислород сажи, улучшающий её сгорание, тем самым увеличивая степень очистки всего фильтра. В такой системе также предусмотрена пассивная и активная регенерация.

Минусом данной системы является то, что содержащийся в присадке оксид церия, отдав свой кислород, оседает на стенках фильтра, со временем загрязняя его. Так как процесс регенерации не может полностью сжечь все отложения, со временем он станет и вовсе бесполезным, поэтому каждые 80-140 тыс. км необходима его замена. Такая работа не из дешёвых, однако, есть способ увеличения срока эксплуатации — это промыть свой сажевый фильтр.

Существует два основных способа как промыть сажевый фильтр: без снятия его с автомобиля, или со снятием. Второй способ обеспечивает более качественную очистку, чем первый.

Для промывки используется специальная промывочная жидкость. В первом способе перед самой процедурой, автомобиль заранее прогревается, затем ему нужно дать остыть, чтобы температура катализатора была около 40 градусов, для эффективного действия промывки.

После этого, из фильтра откручивается датчик давления до фильтрующего элемента, затем с помощью пульверизатора впрыскивается промывка, чтобы направление подачи соответствовало направлению движения отработавших газов.

Для такой чистки понадобиться минимум 1 литр жидкости, которую после каждого распыления оставляют в фильтре на 15 минут, чтобы дать саже откиснуть. Распыление следует осуществлять короткой очередью, с вращением пульверизатора, чтобы очищающий состав захватил больше поверхности фильтра.

Так как в промывке содержаться вещества способные к возгоранию во время работы двигателя, используется промывка-нейтрализатор около 500мл, которая подаётся тем же способом с такими же интервалами распыления через отверстие датчика на сажевый фильтр, чтобы нейтрализовать и смыть остатки промывочной жидкости.

После промывки, датчик вкручивается обратно, автомобиль заводят и прогревают до своей рабочей температуры. Затем целесообразно включить режим регенерации фильтра, эксплуатируя двигатель под нагрузкой или запустить его вручную, с помощью специального программного обеспечения.

Второй способ предусматривает снятие сажевого фильтра с автомобиля, а рекомендуемый объём промывочной жидкости составляет 5 литров. Для начала, от фильтра отсоединяются все датчики и отпускаются хомуты во входящей и исходящей трубе. После снятия, отверстия датчиков должны быть герметично закрыты заглушками, либо если это делается в домашних условиях, то можно использовать пробки.

Затем сажевый фильтр полностью заполняется промывкой через входящую в корпус трубу, по направлению движения отработавших газов. Фильтр оставляют откисать на 40 минут, периодически его, потряхивая, и так повторяя промывку пока вся жидкость не закончится.

По окончанию работы промываемый фильтр очищается от промывочного состава либо специальным нейтрализатором, либо большим количеством воды, затем хорошо высушивается, устанавливается в порядке, обратном снятию, автомобиль прогревается, и запускается режим регенерации вручную либо эксплуатируя двигатель под нагрузкой.

Не каждый водитель имеет у себя набор инструментов, такой как пистолет-распылитель, специальный кабель, и оборудование с программным обеспечением для синхронизации с электронным блоком управления автомобиля.

Поэтому в продаже стали доступными специальные аэрозольные баллончики объёмом на 400мл, содержащие пенный очиститель, благодаря которым возможна промывка сажевого фильтра дизельного двигателя своими руками, без надобности его снятия с автомобиля.

Вначале откручивается датчик давления до фильтра, и предварительно встряхнув баллончик, очиститель распыляется прямо в отверстие датчика короткими очередями с выдержкой небольших промежутков. Для удобства распыления, в комплекте с баллончиком идёт специальный зонд, облегчающий распыление.

Зонд желательно вращать по кругу, двигать вперёд и назад, меняя углы распыления, чтобы промывка захватила больше площади фильтрующего элемента. Проделав данную процедуру нужно оставить фильтр откисать приблизительно 30 минут. Такой способ ещё хорош тем, что во время откисания фильтра, пена очистителя приобретает жидкое состояние и самонейтрализируется, тем самым, исключая использование промывки-нейтрализатора.

Дав промывке постоять полчаса, датчик вкручивается обратно на своё место. Перед пуском двигателя, необходимо предварительно залить в топливный бак присадку, рекомендованную при использовании данного баллончика, в соответствии с дозировкой, которая там также будет указываться.

Стоит всегда помнить, что как бы там не было, промывка старого фильтра лишь ненадолго увеличивает его срок службы, и вскоре его всё равно придётся поменять на новый.

Есть ещё метод, когда заменяется сам фильтрующий элемент. В данном случае корпус разрезается, из него извлекают старый фильтрующий элемент, на его место устанавливается новый, а корпус заваривается. Проблема метода заключается в том, что не на каждый автомобиль можно приобрести соответствующий фильтрующий элемент.

Такой метод дешевле, чем поменять фильтр целиком, но дороже его промывки, однако обеспечит срок службы такой же, как и при замене фильтра вместе с корпусом.

Промывка и замена сажевого фильтра очень ответственная работа, требующая хороших знаний, сноровки, наличия специальных инструментов и оборудования. Поэтому надёжнее всего будет обратиться за помощью на станцию технического обслуживания автомобилей и доверить такую процедуру высококвалифицированным работникам. И всё же лучше всего будет поменять сажевый фильтр целиком, чтобы не допускать возможных осложнений после промывки старого.

Важно ещё помимо сажевого фильтра, следить за состоянием катализатора, который устанавливается перед фильтром, потому что износ фильтра, прямо пропорционален износу катализатора. Даже при новом фильтре, загрязнённый катализатор может значительно понизить срок службы фильтра.

В итоге, когда они оба загрязнены, возможен выход из строя двигателя. А это уже другая работа, и другие, не малые затраты для водителя. Поэтому разработчики рекомендуют вместе с заменой сажевого фильтра, целесообразно будет заменить и катализатор.

Каждый водитель должен иметь ввиду, что срок службы фильтра и катализатора непосредственно зависит и от качества топлива, на котором работает его автомобиль, и самое главное — неисправность лучше предупредить. Поэтому нужно заправляться только на проверенных автозаправочных станциях.

Проводить время от времени диагностику автомобиля, на наличие ошибок и неисправностей, а также следить за состоянием его элементов. Вовремя их заменять на новые, и использовать только качественных производителей.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости