Неотрегулированное зажигание обязательно приводит к падению мощности вкупе с повышенным расходом топлива. Стук поршневых втулок, детонация цилиндров и, как следствие, перегрев двигателя также связаны с неправильным состоянием системы. Знания того как выставить зажигание двигателя помогут добиться легкого запуска, устойчивой работы холостого хода, без пригорания клапанов, черного шлейфа из глушителя и потери приемистости автомобиля.
Следует помнить, что воспламенение горючей смеси происходит в мгновение, когда поршень достигает конкретного положения относительно ВМТ. Следует также знать о терминах: раннее и позднее зажигание.
В первом случае происходит ранняя подача искры и, воспламенение горючего до достижения поршнем ВМТ.
Во втором случае — это поздняя подача искры, когда смесь воспламеняется при движении поршня вниз.
В силу ненормального, то есть раннего или позднего возгорания топлива, цилиндр подвергается воздействию своеобразного взрыва. Но как выставить зажигание и избежать сильных ударных нагрузок, когда поршень несколько смещается от центра, ударяясь о стенки цилиндра?
В результате детонации края и рабочая плоскость клапанов, как правило, оплавляются и прогорают. Это явление тесно связано с требованиями установки угла опережения зажигания (УОЗ).
Значит, за оборот коленвала необходимо успеть подать искру так, чтобы горючая смесь успела сгореть полностью.
Возгорание смеси, например, бензин-воздух происходит от подаваемой в камеру сгорания свечной искры. Происходит сие в момент достижения поршнем такта сжатия, то есть ВМТ. Дело в огромной частоте вращения коленчатого вала. За мгновение поршень проходит путь, отталкиваясь от момента возгорания до перемещения вниз под воздействием сгоревших газов. Если воспламенение произойдет, когда поршень достигнет ВМТ, то горение возникнет в начале рабочего процесса (хода). Это приведет к снижению давления газов. Но если возгорание произойдет раньше, чем он переместится вверх, то произойдет противодействие его перемещению.
Система зажигания ориентирована подавать искровой разряд к свечам в такт работы двигателя. Существует варианты контактной, бесконтактной и электронной системы, идентичные по способу создания импульса. Чтобы иметь поверхностное понятие о том, как выставлять зажигания, нелишне знать об основных его элементах:
Следует помнить, что выставление зажигания заключается в необходимости сгорания топливной смеси без остатка. А это значит, что ее нужно подать и сжечь, по достижении поршня ВМТ. Неправильная установка УОЗ обязательно приведет к детонации цилиндров со всеми вытекающими последствиями.
Возникает вопрос, как выставить зажигание. Итак, усвоили, что возгорание смеси должно происходить по достижении поршня ВМТ. Момент этот определяется положением коленчатого вала. Иными словами, речь идет о положении (в градусах) коленчатого вала к ВМТ. Если имеет место смещение в сторону ВМТ, то такая позиция называется поздним зажиганием. Смещение к НМТ называется ранним УОЗ. Величина последнего напрямую зависит от оборотов двигателя. Значит, при высокой частоте вращения вала, устанавливается ранним УОЗ. Сама процедура, как выставить зажигание на автомобиле намного проще его словесного изложения.
Не вдаваясь в тонкости, ставим авто, например, ВАЗ 2105 на нейтральное положение с затяжкой ручного тормоза. Последовательность операции заключается в снятии крышки прерывателя распределителя (трамблера) и проворачивании коленвала специальным ключом до положения, пока бегунок не окажется направленным к первому цилиндру. Визуально следует зафиксировать положение заводских меток и отливов на шкиве и передней крышке. Совпадение их чрезвычайно важно.
Выставляем самостоятельно
Перед тем, как выставить зажигание на своем авто, нужно проверить:
Убедившись и в исправности карбюратора, вакуумного узла, можно начать выставлять зажигание.
Метка коленчатого вала ВАЗ 2109
Допускаем, что трамблер после ремонта нужно вернуть на место. Для этого находим 1-цилиндр и ориентируемся на метки коленчатого вала и отлива на крышке ГРМ (газораспределительный механизм). Делается операция проворачиванием коленвала. Это совпадение будет свидетельствовать о такте сжатия. Вставленная в свечное отверстие пробка, для проверки компрессии, обязательно вылетит. Далее нужно совместить метку на шкиве с самой длинной меткой на крышке. Устанавливаем трамблер в шлицы ГРМ, чтобы бегунок разместился в направлении 1-цилиндра.
Далее, чтобы провернуть коленвал, трамблер чуть приподнимается и на один шлиц переносится зацепление по часовой стрелке. Делается это для придания распределителю окончательной регулировки. По заводской Инструкции устанавливается контактный зазор. Если есть разбег между метками, то трамблер нужно повернуть на несколько градусов в ту или иную сторону. Нужно запомнить:
Установку угла опережения можно произвести обычной контрольной лампой или стробоскопом. Но это другая тема.
О том, как правильно выставить зажигание следует провести тестовую проверку УОЗ, начиная с разгона автомобиля до 40км/час. Далее, нажатием на акселератор машина разгоняется до 60 км (желательно больше) и внимательно прослушивается работа мотора. Может возникнуть клацающий звук, что будет свидетельствовать о наличии детонации. С набором скорости звуки должны прекратиться. Таковое может означать, что система работает нормально, а водитель разбирается в том, как выставить зажигание на своем авто. Обычно детонация свидетельствует о раннем угле опережения зажигания.
Часто то, как выставить зажигание, становится для многих автомобилистов настоящей проблемой. Они совершенно не знают, как это сделать. И информация о способах его выставления, думаем для многих станет актуальной и нужной.
Начнем с того, что является причиной исчезновения так называемых заводских настроек. Другими словами, из-за чего настроенная работа зажигания выходит из строя. Оказывается, виноватым часто оказывается сам водитель, который по какой-то причине демонтирует трамблер, как называют в народе распределитель зажигания. После проведения необходимых работ, из-за которых был извлечен распределитель, водитель с удивлением обнаруживает, что двигатель работает уже не так эффективно. В некоторых случаях завести автомобиль вообще не удается.
Почему же это происходит? Оказывается, все дело в метках, установленных заранее. И владелец автомобиля, снимая трамблер, не задумывается о том, что он эти самые настройки заводские уничтожает.
Ладно, не будем корить себя и винить, ведь все равно поделать уже ничего нельзя. Остается только единственное – самому выставить зажигание. Многие, естественно, бегут к мастеру в сервис, но это делать каждый раз, согласитесь, не всегда удобно.
Первое что должен сделать установщик зажигания, это найти и выставить правильные метки. Другими словами, нужно метки на шкиве коленвала и штыре выставить одинаково. А для этого нужно взять ручку и прокрутить шкив коленвала или же, поставить высокую передачу и толкнуть авто вперед. При этом нужно смотреть, чтобы метки на шкиве вала и штыре совпадали.
Идем дальше. После этого нам нужно будет снять крышку трамблера и запомнить положение бегунка. Другими словами, надо посмотреть, на какой цилиндр направлена его разносная пластина. Запомнив, можно спокойно снимать трамблер.
Очень важно знать следующее: ни в коем случае прокручивать шкив коленчатого вала при демонтированном распределителе зажигания нельзя! Это приведет к полному сбиванию меток, а работу придется начинать заново.
Метки на шкиве коленвала и штыреНе на каждом автомобиле установка распределителя проходит одинаково. Например, в семействе Ваз бегунок выставляют перед установкой по первому цилиндру. А вот на марках зарубежных автомобилей трамблер на корпусе имеет специальную метку, на которую и выставляется бегунок.
Что касается культовых Москвичей, Заз и Газ 24, 31, то здесь в хвостике распределителя зажигания можно заметить два полумесяца разного размера. Один из них короткий, а другой длинный. И такой сектор находится в приводе трамблера, который размещен в блоке двигателя. Держим направление такое же, как на приводе и все.
После этого, можно установить трамблер и проверить, опять же, совмещение меток. Прокручиваем двигатель на два оборота и если метки совпадут, значит все в порядке. Все уже можно крепко закрепить, проследить за проводами, идущими на свечи и запустить двигатель. Важно: следить за тем, чтобы свечные провода были установлены правильно. Они должны идти на свечи в соответствие с порядком работы цилиндров мотора. Главный же провод – центральный, который обязан идти на катушку зажигания.
Регулировка зажигания автомобиля ВАЗКак правильно выставить зажигание, если не знаете порядок работы цилиндров? Узнать это легко. Нередко номера проводов бывают отмечены прямо на них или крышке распределителя. Что касается порядка отсчета, то он идет от радиатора и имеет вид следующий: сначала первый, потом третий, затем четвертый и наконец, второй.
Если двигатель после данных манипуляций опять не заводится, проверьте подачу бензина. Может быть так, что нужно подкачать бензин вручную. И все, не забываем снять ручку из шкива коленвала. Заводим двигатель и все должно получиться.
На видео — установка зажигания:
Именно к этой детали новички-автомобилисты чаще всего прикасаются. Наверное, слышали звон, но не знают где он. Всякий раз трогают трамблер, если работа двигателя кажется им сомнительной и в итоге начинаются проблемы. То они проверяют установку зажигания, то состояние контактов прерывателя, то ширину зазора, то наличие пробоя изоляции и многое другое.
С одной стороны быть таким любознательным неплохо. Все великие конструкторы с детства ломали машинки, чтобы увидеть, что скрыто внутри. Но то ребенок, а здесь вполне солидный человек в возрасте, а и тот лезет руками в самое, если можно так выразиться, сверхчувствительное устройство.
Полезно перед тем, как научиться выставлять зажигание, узнать принцип работы данного устройства. Двумя словами принцип работы трамблера можно охарактеризовать так: создается высокое напряжение, и оно идет по цилиндрам с помощью контактов.
Любая система зажигания подразумевает наличие распределителя, генератора, выключателя зажигания, прерывателя, свечи, катушки и аккумуляторной батареи. Это основные действующие лица, благодаря которым и производится завод.
Механический прерыватель, задействованный в данной сети, осуществляет размыкание цели низкого напряжения. Это и является главной целью первичной обмотки в катушке. При возникновении размыкания контактов, наводится и высокое напряжение. А какие детали защитят контакты от такого высокого напряжения, спросите вы? Конечно же, конденсаторы.
Что делает катушка зажигания? Она преобразовывает низкий ток в высокое напряжение. Цена катушки зажигания начинается от 500 рублей.
А механический распределитель этот ток высокого напряжения посылает на свечи каждого из цилиндров.
На многих автомобилях сейчас стоит бесконтактная или электронная система распределения зажигания. Попробуем узнать, как выставить электронное зажигание?
И обязательно проверяем нагар на свечах, который если слишком уж заметен, вынудит данную деталь заменить. Не забываем также проверить контакты. Подгоревшие образцы нужно будет заменить.
Установка безконтактного зажигания
Точная регулировка электронного зажигания должна проводиться на специальном стробоскопе. Если его нет, то можно отрегулировать и по искре, как делают опытные мастера. Теперь подробнее:
В процессе данной работы нужно убедиться в том, что электроды бегунка установились правильно. Другими словами, они должны стоять напротив вывода от крышки датчика-распределителя, помеченный цифрой 1. Важно также найти пластинку октан-корректора и затянуть ее болтом таким образом, чтобы указатель совпал со средним делением в шкале регулировки октан-корректора. Сам болт должен иметь вставленный на него указатель.
Теперь о том, как выставить зажигание на дизеле. Как известно, эффективная работа дизельного двигателя возможна только при полном сгорании топлива. А неправильная регулировка зажигания это препятствует.
Отличие дизеля от обычного двигателя в том, что здесь вы не найдете свечей, принудительно поджигающих топливо. Такты дизеля должны четко соответствовать моментам подачи топлива в цилиндры.
Правильная регулировка подразумевает установку поршня на первом цилиндре, как это описано выше. Просто здесь нужно будет открутить декомпрессионный механизм.
Кроме того, нужно будет снять корпус горловины, куда заливают масло и мотосчетчик. Устанавливаем рычаг, который регулирует подачей топлива в положение самое крайнее. Устанавливаем моментоскоп и проверяем, идет ли по трубке чистая струя, когда проворачиваем коленвал. Другими словами, подача топлива должна соответствовать метке впрыска на маховике.
Выставить зажигание на инжекторе также не сложно. Здесь нужно осмотреть тщательно дроссельное устройство и степень его открытия, положение заслонки и проводов. Не помешает проверить и напряжение датчика тестером, а также бортовую сеть.
Полученные результаты нужно сравнить с показаниями, представленными в эталонных показателях. Норма напряжение датчика – 0,45 или 0,55 вольт.
И, наконец, рассмотрим, как выставить опережение зажигания. Понятно, что размеренный рокот двигателя возможен только при нормально выставленном угле опережения.
Видео о том, как выставить зажигание:
Работы проводим так же, как и было указано выше. Ставим бегунок в нужное положение и поворачиваем коленвал мотора, пока метки не совпадут.
Далее берем контрольную лампу и соединяем один провод к катушке. Другой у нас должен пойти на массу мотора или кузова.
Включаем зажигание, а бегунок распределителя прижимаем против хода и смотрим на контрольную лампу. Если она горит, то бегунок поворачивается в противоположном направлении, пока не погаснет лампочка.
Поворачиваем корпус прерывателя в обратном направлении и если лампа загорится, фиксируем болты крепления в этом положении.
Надеваем крышку на место. Все – опережение зажигания настроено.
Многие начинающие автолюбители не знают, как выставить зажигание на своём четырехколесном друге. Для начала, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять, как устроено зажигание и каков принцип его работы.
Сначала о банальном – именно с помощью зажигания мы можем завести автомобиль. Оно необходимо для создания искры, а если быть точным, целого искрового разряда. Он, в свою очередь, распределяется по всем свечам зажигания, всё это должно произойти в определенный такт работы двигателя. Если двигатель бензиновый, то для генерации заряда используется искра, если дизельный, то возгорание произойдет не от искры, а в момент наибольшего сжатия, то есть система зажигания от искры как бы и не нужна. В дизеле поворот ключа зажигания приводит к активации системы сжатия и правильного вбрызгивания горючей смеси в мотор.
Зажигание в автомобиле может быть реализовано тремя способами: контактным, бесконтактным и с помощью микропроцессора. В случае контактной системы за накопление энергии в катушке зажигания отвечает прерыватель-распределитель (трамблер), в бесконтактной – транзисторный коммутатор, а в последнем варианте системы зажигания за этот процесс отвечает электронный блок управления. Затем катушка преобразует напряжение с 12 В аж до 30 000 В, отсюда и рождается искра, которая в подходящий момент подается на свечи. Точнее всего этот процесс происходит, конечно, в электронной системе, поэтому и регулировка для нее нужна намного реже. Как нетрудно догадаться, сбой зажигания будет заключаться в нарушении какого-то из этих этапов.
После того, как вы получили представление о принципе работы автомобильного зажигания, перейдем к описанию случаев, когда может понадобиться его регулировка. Некорректную работу зажигания будет видно сразу, автомобиль начнет часто глохнуть, особенно во время поездки, а не только при пуске мотора. Хотя и при старте у вас будут периодически возникать буквально мистические моменты, когда авто сразу после первого рывка заглохнет и тут же, как ни в чем не бывало, заведется по первому требованию и благополучно поедет, но через пару километров повторит этот «кульбит».
Если у вас карбюраторный двигатель, то стоит обратить внимание на сам карбюратор, он тоже может быть не совсем в порядке, и зажигание тут будет ни при чем. Он может периодически издавать резкие звуки, похожие на выстрел, их трудно не заметить. Так что перед тем, как выставлять зажигание, убедитесь, что неполадки скрыты именно в нем. Потому что зажигание не стоит выставлять лишний раз, это не пойдет автомобилю на пользу. Если у вас дизель, то у вас может активно выходить черный дым из трубы. Стоит обратить внимание, что данная проблема не является безальтернативным признаком неправильно выставленного зажигания, которое у дизеля и вовсе устроено по-другому.
Итак, теперь перейдем к самому главному: как правильно выставить зажигание? В целом, это не сложно, вам просто необходимо соблюдать приведенную инструкцию. Выставьте наружный контакт трамблера на первый цилиндр (для семейства ВАЗ) или на специальную метку (для иномарок). Номер цилиндра или спецметку, чаще всего, вы сможете легко найти, когда залезете под капот, или посмотрите в описании к автомобилю, где именно их искать. Также озаботьтесь, чтобы все метки на шкиве коленчатого вала и штыре блока цилиндров совпадали. После этого можно открутить крепления трамблера и снять его, напоследок запомните, куда (номер цилиндра) указывала его разностная пластина, то есть отметьте для себя положение бегунка.
Как только вы сняли прерыватель-распределитель, ни в коем случае не вращайте шкив коленвала!
Теперь нам необходимо установить метку на шкиве генератора. Здесь нам пригодится универсальный ключ, которым мы сможем воспользоваться для разворота гайки храповика. Если метка находится далеко, то при помощи прокрутки стартера нам необходимо приблизить шкив к максимальному расстоянию. Чтобы было удобнее, обозначьте метку на шкиве мелом. Возьмите индикаторную отвертку и определите момент зажигания. Для этого вам понадобится подсоединить один щуп индикатора к контакту низкого напряжения трамблера, а другой щуп – соединить с массой. Далее включите зажигание и, используя ключ, плавно поворачивайте храповик до того момента, как загорится лампочка индикатора.
Теперь стоит проверить момент зажигания, поэтому соберите систему и закройте крышку трамблера. Прогрейте автомобиль и наберите скорость до 50 км/ч, включите 4 передачу. Затем нажимайте педаль акселератора, после этого должна возникнуть детонация. Будьте внимательны, продолжительность детонации составляет примерно от 1 до 3 секунд. Если детонации не возникло, вам стоит увеличить угол опережения зажигания, поворачивая распределитель против часовой стрелки. И если детонация долгая, то необходимо угол, наоборот, уменьшить по часовой стрелке. С карбюратором все понятно, но как выставить зажигание на дизеле? Принцип остается таким же, от вас требуется установить поршень (аналог бегунка в системе зажигания дизеля) на первом цилиндре, но демонтировать придется декомпрессионный механизм и некоторые части рядом находящихся систем.
Правильная и безотказная работа всех узлов и агрегатов автомобиля, зависит от их правильной и своевременной настройки и регулировки. И зажигание – не исключение. Со временем, многие автовладельцы начинают замечать, что двигатель ведёт себя совсем не так, как при покупке авто. В чём причина? Причина – в неправильной регулировке зажигания. Что же делать спросите вы? Конечно же, можно воспользоваться услугами сервис-центра, но лучше сделать всё самостоятельно. Сегодня, мы с вами рассмотрим, как выставить зажигание своими руками.
И для начала, давайте выясним, вследствие чего происходит сбой заводских настроек. Причина довольно проста – вмешательство самого водителя, который по тем или иным причинам, снимает распределитель зажигания, иначе именуемый трамблёром, проводит с ним определённые работы, а после установки на место, с удивлением обнаруживает, что работа двигателя изменилась. Нередки и случаи, когда после подобных процедур, автомобиль вообще не заводится. Так в чём же дело? Очень просто – в сбросе заводских меток, которые, по сути, и определяют правильную работу данного устройства.
Рассмотрим пошаговую процедуру того, как выставить зажигание. Для начала необходимо восстановить исходное состояние меток.
Сделать это очень просто – необходимо при помощи пусковой рукоятки, прокрутить двигатель таким образом, чтобы совпали метки, имеющиеся на штыре, установленном на блоке цилиндров и шкиве коленвала. Если пусковой рукоятки нет, совместить данные метки можно просто толкая автомобиль вперёд, включив для большей лёгкости повышенную передачу.
После сведения меток, необходимо снять крышку на трамблёре и запомнить положение бегунка – на какой конкретно цилиндр смотрит его разносчик, после чего приступать к демонтажу.
Не рекомендуется прокручивать коленвал, после снятия трамблёра, так как это может сбить установленные метки. В отечественных авто, бегунок выставляется непосредственно по первому цилиндру, а что касается иномарок, то здесь, для облегчения работы, за основу берётся специальная риска, нанесенная на корпус трамблера, по которой и выставляется бегунок.
В некоторых моделях авто, вместо риски используется два полумесяца – короткий и длинный, расположенные и на трамблёре и на корпусе двигателя. Ориентируясь на положение маленького полумесяца на двигателе, аналогично выставляем его и на самом трамблёре, после чего монтируем на место.
Теперь можно проверить работу двигателя. Для этого, прокручиваем его на два оборота вперёд и сверяем правильность сведения меток. Если всё в порядке, и они совпадают друг с другом, можно фиксировать агрегат и переходить к запуску двигателя.
Проверяем последовательность установки проводов, идущих от трамблёра к свечам. Помните, что они должны быть выставлены согласно порядку работы цилиндров, начиная от радиатора – 1, 3, 4, 2, с подключением центрального провода к катушке зажигания. Номера проводов можно просмотреть на распределительной крышке. При необходимости, выполняем подкачку бензина, включаем зажигание и запускаем двигатель.
Работа окончена, и мы ответили на вопрос, как правильно выставить зажигание, не прибегая к услугам специалистов.
Вопрос как выставить зажигание, решен, осталось проверить правильность проведённой операции. Для этого необходимо следующее:
Пришла пора подводить итоги. Мы рассмотрели вопрос, как выставить зажигание в домашних условиях. Как видите, в процедуре нет ничего сложного и она по силам даже наименее опытным водителям, не обладающим специфическими знаниями и навыками. Всё что требуется – немного терпения и чёткое следование изложенным выше рекомендациям.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453