С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Какие аккумуляторы для авто лучше


Рейтинг аккумуляторов (АКБ) для автомобилей

Автомобильный аккумулятор – ключевая точка бортовой электроцепи машины. Его задача заключается в том, чтобы обеспечивать вместе с генератором питание всего электрооборудования авто. Функции автомобильных аккумуляторов заключаются в следующем:

  • Подача напряжения при включении стартера.
  • Электропитание бортовой цепи при отключении двигателя.
  • Питание электрооборудования вместе с генератором при включённом двигателе.

При работающем моторе аккумулятор на порядок поднимает стабильность работы электроцепи – он сглаживает пульсацию тока, что спасает оборудование от перегрузок.

Так же рекомендуем ознакомится с рейтингом аккумуляторов 2017-2018 года.

Принцип работы

Принцип действия АКБ на авто выглядит несложно – электрический ток продуцируется за счёт происходящей в нём химической реакции. В свою очередь, работа двигателя приводит в движение генератор, вращение которого приводит к образованию механической энергии – она преобразовывает её в электрическую и отправляет на АКБ, где она сохраняется или «аккумулируется» до тех пор, пока в ней не возникнет потребность.

Если ваш автомобиль отказывается заводиться, в большинстве случаев виной тому разряженный аккумулятор

У аккумулятора для автомобиля имеются два полюса – положительный и отрицательный. Они подключаются через клеммы АКБ к бортовой цепи на авто и, кроме стартера, обеспечивают работу следующих служб:

  • Дворники.
  • Аудиосистема.
  • Фары.
  • Кондиционер.
  • Бортовой компьютер и т.п..

Аккумуляторы для легковых автомобилей отличаются по характеристикам от грузовых. Это объясняется тем, что условия эксплуатации для грузовика и для легкового автомобиля разные – большие авто потребляют больше электроэнергии, им нужны приборы высокой мощности и способные работать в линейке низких температур.

Штатное электропитание всех элементов системы является залогом успешной эксплуатации транспортного средства

Необходимость в покупке АКБ на авто возникает тогда, когда старый вышел из строя – его приходится часто снимать, чтобы подзарядить, а обращаться к людям с просьбой «прикурить» неловко и хлопотно. Это значит, что срок службы для АКБ закончился и пора подумать о приобретении нового.

Покупка нового устройства может быть вызвана и тем, что вы установили на автомобиль новое электрооборудование и старый АКБ уже не справляется с его питанием. И в этот момент вы задумываетесь, как выбрать аккумулятор для автомобиля, какой фирмы аккумулятор лучше в плане надёжности и долговечности, изучаете цены и отзывы.

Причины разрядки аккумуляторов

Характеристики

Чтобы определить, какие аккумуляторы подходят для автомобилей вашего типа, вам придётся оценить ряд характеристик. Прежде чем выбирать по отзывам и по марке, определитесь с теми параметрами, которые нужны для вашего авто.

Аккумуляторы на легковой и грузовой автомобиль характеризуются следующими характеристиками:

  • Номинальная ёмкость – это способность устройства при работе непрерывно отдавать энергию на протяжении 20 часов. Для её определения батарею непрерывно разряжают при температуре 25С – эта характеристика указывают на этикетке батареи.
  • Резервная ёмкость – это способность батареи непрерывно давать питание при неработающем генераторе.
  • Пусковая мощность – это максимальное значение выходной мощности, которую способна давать батарея на протяжении тридцати секунд при температуре -18С. В европейской классификации интервал времени составляет не тридцать, а десять секунд.
  • Полярность – расположение клемм на корпусе батареи. Учитывая, что силовые кабели автомобиля бывают короткими, важно, какие клеммы для него вы выберете.
  • Масса прибора.
  • Габаритные размеры.
Если у вас дизельный автомобиль, это чуть ли не ключевой критерий при выборе нового источника питания

Оценив характеристики, вы первоначально определяете, какой АКБ подойдёт для вашего авто, и от каких вариантов стоит заведомо отказаться. После этого выберите лучший аккумулятор для своего автомобиля среди тех, характеристики которых вам подошли.

Виды батарей

В зависимости от конструкции, аккумуляторные батареи делят на три группы:

  • Свинцово-кислотные – самая простая и старая разновидность. Конструкция такой батареи состоит из шести сосудов, наполненных раствором серной кислоты. В этот раствор помещены пластинки из свинца. Работа устройства основывается на взаимодействии свинца с серной кислотой. При разряде происходит восстановительная реакция на катоде, а при заряде – окислительная на аноде.

К достоинствам данной разновидности относят невысокую стоимость и возможность восстановить вышедший из строя агрегат, заменив электролит. Некоторые марки аккумуляторов свинцово-кислотного типа возможности восстановления не дают – пробки в банках не выворачиваются. Они справляются с избыточным зарядом, однако при переразряде теряется ёмкость вследствие разрушения пластинок.

  • Гелевые – у них принцип действия и конструкция сходны с используемым в свинцово-кислотных устройствах. Разница состоит в том, что в кислоту добавляют кремниевые соединения, вследствие чего она загустевает и превращается в гель. Гелевые, как более современный тип АКБ, лучше – они герметичны и допускается их наклон под любым углом. Гелевые устройства не теряют работоспособности при переразряде, однако они капризны в условиях зарядки.
Особенностью таких аккумуляторов можно назвать и спиральную компоновку, которая обеспечивает минимальную скорость самостоятельного разряда в сочетании с минимальным износом при частом повторении циклов перезарядки

К достоинствам гелевых батарей относят то, что они не требуют профилактических работ. В случае утраты герметичности или повреждения корпуса можно не бояться утечки электролита. Стоимость таких батарей наиболее высока.

  • AGM – это комбинация двух предыдущих конструкций, в них наполнитель из стекловолокна или другого подобного материала пропитывается электролитом и помещается между пластинками. К достоинствам относят разрешение работать при наклоне под углом и устойчивость к вибрациям. Однако небрежность с границами зарядки и разрядки приводит к выходу из строя.
Читайте также:  Как ездить зимой на ABS?

Сравнительный анализ разных видов батарей

У автомобилистов иногда возникает вопрос, какой аккумулятор лучше для установки на авто – свинцово-кислотный, гелевый или AGM. У каждого из этих видов есть недостатки и преимущества, поэтому однозначно определить, какой лучше, невозможно.

Понятия «самый лучший аккумулятор» в природе не существует. Если говорить о том, какой выбрать для конкретного автомобиля, остановитесь на оптимальном решении, которое заключается в грамотном балансе критериев выбора.

Если вы владелец старого авто, вам нет смысла тратить деньги на дорогую покупку. Будет лучше для автомобиля «в возрасте» приобрести агрегат свинцово-кислотного типа. Он обойдётся недорого и будет добросовестно выполнять свою задачу при условии, что вы им правильно пользуетесь и обеспечиваете своевременную профилактику.

Если у вас современная модель авто, лучше выбрать либо гелевый, либо AGM. Какой лучше подойдёт для вашего авто – решать вам.

Преимущества AGM:

  • Герметичность конструкции и наличие клапанной регулировки, отсутствие опасности утечки кислоты и коррозии.
  • Безопасный режим работы – отсутствует опасность взрыва или выделения токсичных веществ.
  • Большая величина разряда.
  • Стабильность и устойчивость к воздействию низких температур.
  • Короткое время подзарядки.
  • Высокая устойчивость к вибрациям.
Схема AGM аккумулятора

Преимущества гелевой конструкции:

  • Электролит не вытекает.
  • Устойчивость к вибрации.
  • Долговечность и надёжность – электролит не разлагается, пластины не разрушаются через некоторое время эксплуатации.
  • Стабильность в диапазоне температур от -35С до +55С.
  • Разрешается кратковременный переразряд.
  • Долговечность – гелевые устройства служат в два раза дольше, чем другие.
  • Отсутствует испарение электролита.
  • Стабильность в условиях повышенной влажности.
  • Одинаково работает и в стартерном, и в крутящем режиме.
Устройство гелевого аккумулятора

Теперь давайте поговорим о недостатках каждой конструкции – даже наилучшие изделия не обходятся без них.

Если же вы передвигаетесь на шикарной иномарке, то и аккумулятор должен держать марку

Начнём с батарей AGM:

  • Малое количество электролита становится причиной крайней чувствительности к превышению лимита заряда.

У гелевых конструкций отмечают следующие минусы:

  • Нагрузочные характеристики гелевых конструкций ниже, чем у других видов.
  • Выдвигаются серьёзные требования к стабильности напряжения при подзарядке.

Если сравнивать количественно и качественно преимущества и недостатки этих конструкций, делаем вывод, что лучшая по характеристикам – это гелевая. Однако высокая стоимость гелевой группы делает её доступной далеко не для всех. Кроме того, когда стоит вопрос, что лучше выбрать для данного автомобиля, не всегда оптимальным вариантом будут самые лучшие батареи – иногда хватает просто хороших характеристик. Не покупайте за большие деньги самый лучший АКБ – приобретите конструкцию, которая станет полноценно выполнять свою задачу в заданных условиях.

Большинство европейских и американских автомобилей оснащаются аккумуляторами с прямой полярностью

Если составить сравнительный рейтинг конструкций по видам, он будет выглядеть следующим образом:

  • Гелевые конструкции – самые лучшие, однако и самые дорогие. Их цена для большинства служит препятствием. Поэтому, автомобилисты выбирают их как элемент тюнинга.
  • AGM-конструкции – они уступают по характеристикам гелевым, однако водители чаще выбирают их из-за доступной цены.
  • Свинцово-кислотные конструкции – это хорошие «рабочие лошадки», которые стоят дешевле гелевых и AGM, однако утрачивают востребованность из-за устаревшей конструкции и большого перечня недостатков.

Обзор лучших АКБ для авто

Напоследок давайте посмотрим рейтинг аккумуляторов для автомобиля 2016 года – какая марка пользуется доверием потребителей, и какая фирма возглавляет топ лучших производителей аккумуляторов. Этот рейтинг АКБ для авто 2016 поможет вам сориентироваться, какой лучше приобрести для своей машины. При этом не забывайте о значении характеристик прибора – номинальной и резервной ёмкости, пусковой мощности и том, какие клеммы для вашего авто окажутся подходящими.

АКБ в разрезе
  • Возглавляет «Топ 10» самый популярный бренд АКБ 2016 года – немецкая компания Bosсh. Производители из Германии Bosсh редко разочаровывают потребителей – они оказались на высоте и на этот раз. Среди достоинств их продукции повышенная ёмкость, уменьшение скорости саморазряда, запуск при -30С, способность восстанавливаться после переразрядки. Кроме того, компания подумала и об экологическом критерии – уровень испарения электролита здесь понижен. Из недостатков отметим выход из строя в случае неполадок в цепи – причиной поломки может стать неисправный генератор.
Аккумуляторы Bosсh
  • Второе место занимает продукция бренда из Германии Varta — он выпускает лучшие АКБ после Bosh. Аккумуляторы Varta не дотянули, чтобы возглавить рейтинг аккумуляторов для автомобиля 2016 года, уступив первенство соотечественникам. Отличаются долгим сроком службы, устойчивостью к коррозии. Губчатый фильтр в качестве отсекателя пламени исключает опасность возникновения пожара. Эта марка запускает двигатель при температурах от -30С. Срок службы таких батарей составляет от пяти до семи лет.

    Аккумулятор VARTA

  • Третье место принадлежит марке Topla — она пользуется широким спросом на нашем рынке, поскольку надёжен, отличается долгим сроком службы и эксплуатационными характеристиками. Подчёркивается способность стабильно работать аккумуляторов Topla в условиях низких температур.
Аккумулятор Topla
  • Tudor — продукция от этого производителя пользуется популярностью, поскольку зарекомендовала себя надёжной и удобной в эксплуатации. В состав пластин входит кальций, что повышает их прочность – они меньше сыплются и страдают от коррозии. Срок службы АКБ Tudor составляет 4 – 5 лет, а запуск осуществляется при температурах ниже -30С. В батареях Tudor соблюдается оптимальный баланс цены и качества.
Аккумулятор TUDOR
  • Aktex — считается наилучшим среди недорогих вариантов. Он хорошо переносит глубокую разрядку, самостоятельный разряд минимизирован, работоспособность довольно высока. Однако старт двигателя при морозе -30С такое изделие не гарантирует.
Автомобильный Актех
  • Vortex — отличается высокими токовыми характеристиками, стабильно работает на морозе, обеспечивает повышенную мощность и даёт возможность осуществить реанимацию в случае глубокого разряда. Имеет надёжную систему защиты от возгорания – в нём установлены для этого специальные фильтры. Его качество вполне оправдывает стоимость, которая относится к средней категории.
Аккумулятор Vortex
  • Optima — детище американских производителей, которое известно хорошей стабильностью работы при низких температурах. Аккумуляторные батареи Optima порадовали своей хорошей защитой от саморазряда, износостойкостью, прочностью к механическим воздействиям. Однако этот вид приборов по мнению экспертов имеет завышенную стоимость.
Аккумуляторы Optima
  • Exide — предлагает батареи для работы в авто с завышенным потреблением электроэнергии. АКБ Exide имеют мощность, которая на 30 % выше, чем у аналогов, и улучшенные эксплуатационные характеристики. Однако эксперты утверждают, что в процессе тестирования этот вид неудовлетворительно показал себя при запуске мотора при низких температурах.
Аккумулятор Exide
  • Banner — вариант от австрийских производителей, он отличается высокой надёжностью. АКБ Banner не боятся глубокого разряда и даже способны при этом осуществить пуск двигателя. Обеспечивать высокую мощность и рекомендованы для применения в машинах с высокой потребностью в электропитании. Также отличаются стабильностью и безотказностью при работе в низких температурах.
Аккумулятор Banner
  • Закрывает парад лидеров серия Deka — она отличается хорошей способностью выдерживать переразрядку, производительностью и надёжностью. Однако по мнению экспертов стоимость изделий этого бренда несколько завышена.
Аккумулятор Deka

Заключение

Кто-то сказал, что если мотор можно назвать сердцем машины, то АКБ вполне может претендовать на роль нервного центра. Без этого важного элемента авто превращается в дорогую кучу металла – это в достаточной степени характеризует ту позицию, которую АКБ занимает в конструкции автомобиля.

Промышленность сегодня предлагает хороший выбор самых разных устройств подобного типа – вам остаётся внимательно изучить информацию, ознакомиться с характеристиками, почитать отзывы. После этого вы сможете грамотно и осознанно решить, какой выбрать АКБ для своего автомобиля.

Какой аккумулятор для автомобиля лучше выбрать?

От правильного подбора аккумулятора зависит не только срок его службы, но и сохранность всех электрических деталей автомобиля. Казалось бы, ответ на вопрос, какой аккумулятор для автомобиля лучше выбрать, стоит поискать в руководстве эксплуатации, найти там раздел, посвященный аккумулятору, прийти в магазин и сказать продавцу, чтобы вручил батарею с точным соответствием этим параметрам.

Да, такой способ весьма действенен, однако, выбор аккумулятора для автомобиля имеет много разных нюансов и уловок продавцов, чтобы продать «нужный для них» товар. К тому же у многих автовладельцев, в основном у тех, кто купил свою машину на вторичном рынке, руководство по эксплуатации отсутствует. Вот для таких случаев и нужно хорошо разбираться в этой тематике.

Также эта статья будет полезна всем автолюбителям для общего развития. Для того чтобы сделать предварительный выбор нового аккумулятора, нужно посмотреть на свой старый АКБ и отталкиваться от его характеристик.

По данной теме есть похожая статья - Как выбрать пуско-зарядное устройство для автомобиля?

Современный рынок автомобильных батарей предоставляет покупателю просто огромный выбор. Есть много производителей как отечественных, так и зарубежных, продукция которых может отличаться по цене больше чем в 2 раза за аккумуляторы с идентичными характеристиками.

Сразу стоит сказать, что принцип «чем дороже, тем лучше» в этой сфере работает далеко не всегда, потому надеяться на него не стоит.

Характеристики автомобильных аккумуляторов

Все автомобильные АКБ имеют три основные характеристики: напряжение, емкость и пусковой ток. Напряжение аккумулятора автомобиля для всех легковых моделей одинаково: 12 вольт. Конечно, есть и батареи с напряжением в 24 вольт, но это касается только грузовиков, и то не всех.

Следующая характеристика – емкость. Емкость аккумулятора – показатель времени, на протяжении которого батарея может выдавать при разряде свои эксплуатационные параметры. То есть чем больше емкость, тем дольше можно слушать музыку или оставлять световые приборы включенными при незаведенном двигателе.

Емкость автомобильных аккумуляторов измеряется в ампер-часах (Ач). Например, маркировка на корпусе 60 Ач говорит о том, что емкости данной батареи хватит на 1 час при нагрузке в 60 ампер или на 60 часов при нагрузке 1 ампер.

На разных моделях автомобилей завод-производитель рекомендует разную емкость батарей. К примеру, для малолитражек это 40-60 Ач, а для более объемных моторов около 60-100 Ач. Зависимость емкости аккумуляторов от объема двигателя исходит из того, что емкость напрямую связана с пусковым током.

А пусковой ток как раз и влияет на запуск. Чем больше объем двигателя, тем больше силы тока нужно, чтобы его провернуть стартером, соответственно, тем больший должен быть пусковой ток.

Пусковой (стартерный) ток – это способность батареи выдавать максимальную силу тока за короткий промежуток времени. Измеряется пусковой ток в амперах (А) и на корпусе будет обозначаться как 540 А, 720 А, 850 А и т. д.

Чтобы завести малолитражный бензиновый автомобиль при температуре в 0 °C, понадобится около 200-300 ампер. Если же в этих условиях заводить бензиновый автомобиль с объемом 2,5 и более литров, то пусковой ток нужен больше 400 ампер. При понижении температуры возрастает потребность в пусковом токе.

В сильный мороз для запуска понадобится чуть ли не в 2 раза больше пускового тока, чем при плюсовой температуре для одного и того же автомобиля. Нужно это учитывать при выборе батареи, особенно для регионов с холодным климатом.

Можно купить аккумулятор для машины с большим пусковым током, чем рекомендует производитель, но никак не меньшим. Больший пусковой ток будет плюсом. Например, при долгом простое автомобиля, особенно при отрицательной температуре, пусковой ток все еще будет достаточен для запуска двигателя, ведь аккумулятор выбирался «с запасом». И в такой же ситуации пускового тока может не хватить если эта характеристика выбрана «впритык».

Также можно приобрести и АКБ с большей емкостью, чем рекомендует производитель. Больше емкость – дольше автономная работа потребителей. Но с емкостью можно и переборщить.

Чем больше емкость, тем дольше такая батарея будет заряжаться после N количества дней простоя. А если автомобиль используется довольно редко и поездки, как правило, короткие, то батарея (с большей емкостью) может не успевать зарядиться на 100%. А эксплуатация недозаряженной батареи сильно влияет на срок её службы, и он становится существенно короче.

Если же в машине стоит аккумулятор с существенно большей емкостью и автомобиль эксплуатируется часто, не реже, чем через день и минимум по нескольку часов, то тогда проблем с недозарядом не будет и увеличенная емкость будет приносить только плюс.

При обычных условиях эксплуатации аккумуляторную батарею можно приобрести с емкостью не более +30% от рекомендуемой.

К тому же место, отведённое под аккумулятор в подкапотном пространстве, не позволит установить батарею с большой емкостью, ведь чем больше емкость, тем больше размеры.

Как выбрать автомобильный аккумулятор? Видео:

Как уже понятно, пусковой ток – один из самых важных параметров аккумулятора, и чем он больше, тем лучше. Также пусковой ток влияет и на срок службы аккумулятора автомобиля, чем больше пусковой ток, тем аккумулятору легче крутить стартер, тем его разряд становится менее глубоким.

Глубокий разряд очень негативно сказывается на ресурсе АКБ. Обычно достаточно 2-3 раза полностью разрядить аккумулятор, и он уже не будет иметь своих начальных характеристик или вовсе выйдет из строя.

Пусковой ток маркируется по-разному, в зависимости от производителя. Маркировка бывает такой:

  • EN – европейский вариант маркировки. В России может обозначаться как ГОСТ 959-2002. На корпусе выглядит так – 520А(EN), 600A(EN), 850A(EN) и т. д.;
  • DIN – немецкий вариант маркировки. На корпусе выглядит так – 280А(DIN), 330A(DIN), 540A(DIN) и т. д.;
  • SAE – американский вариант маркировки. На корпусе выглядит так – 550А(SAE), 650A(SAE), 890A(SAE) и т. д.

В России принято пользоваться именно ГОСТ 959-2002, то есть европейским стандартом (EN). При выборе нужно ориентироваться именно на этот стандарт. Если на корпусе аккумулятора нанесена маркировка DIN, то следует конвертировать данные в европейский стандарт.

Для этого есть специальная формула: EN = DIN * 1,7. А если на аккумуляторе пусковой ток отображен в SAE, то эту цифру нужно снизить на 5-10%, чтобы получить данные по европейскому стандарту.

При покупке АКБ продавцы, как правило, демонстрируют его характеристики при помощи специального мультиметра, который показывает не только напряжение, но и пусковой ток. Такой мультиметр может показывать пусковой ток как во всех трёх стандартах.

Если продавцу нужно продать старую или бракованную батарею, которая уже не имеет заявленного заводом пускового тока, то при её проверке такой продавец выставит на мультиметре стандарт SAE, а будет выдавать его потенциальному покупателю как стандарт EN.

На практике это выглядит так: есть АКБ, с заявленным пусковым током в 520А(EN), но эти 520 ампер она уже не выдаёт, а выдаёт всего 490А(EN). Такую батарею уже никто не захочет покупать.

Тогда продавец включает на мультиметре режим измерения пускового тока в SAE и демонстрирует потенциальному покупателю цифру в 524, и деньги идут в кассу. Так что нужно внимательно следить за тем, что рассказывает и показывает продавец.

Процесс покупки

Когда подбор аккумулятора по авто закончен и потенциальный покупатель определился с моделью и характеристиками, следует попросить продавца принести данную модель со склада, чтобы она была запечатана. Лучше не покупать аккумулятор, который стоит на прилавке, есть вероятность, что это плохая батарея, которую подзарядили только для продажи.

Перед распаковкой нового АКБ следует посмотреть дату изготовления. Не рекомендуется покупать батарею, с момента выпуска которой прошло больше 3 месяцев.

Важно еще знать, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, чтобы не платить деньги за заводской брак.

Следует попросить продавца распаковать АКБ и продемонстрировать такие параметры, как напряжение, пусковой ток и плотность электролита. Если все эти параметры в норме, то батарея точно рабочая, без дефектов и будет служить долго.

Напряжение на новом аккумуляторе должно быть не ниже 12.5 вольт, что соответствует 85-90% заряда согласно таблице:

100% – 12.71в 95% – 12.65в 90% – 12.57в 85% – 12.53в 80% – 12.47в 78% – 12.41в 70% – 12.37в 65% – 12.33в 60% – 12.29в 55% – 12.25в 50% – 12.21в 40% – 12.13в 30% – 12.05в 20% – 11.99в 10% – 11.95в

Пусковой ток не должен быть ниже заявленного. Он может быть на 2-5% больше, это считается нормой.

Также стоит попросить продавца измерить плотность электролита во всех 6 банках ареометром. Плотность должна быть 1,26-1,28, не ниже, при температуре +20-25 °C. Плотность электролита не должна отличаться между всеми банками. Если плотность, напряжение, пусковой ток и дата выпуска в норме, можно смело совершать покупку.

Гарантия аккумуляторной батареи

На все новые аккумуляторы есть гарантия. Срок гарантии разный, он может быть 12, 24, 36 месяцев или больше. Чем больше гарантийный срок, тем, конечно, лучше.

Однако гарантия на аккумуляторы имеет свои особенности, которые не знают многие автолюбители, в результате чего лишаются гарантии.

Условия гарантии у разных производителей разные, и лучше их узнать перед покупкой. Для этого можно попросить продавца рассказать про условия гарантии модели батареи, которая приглянулась. Можно также изучить эти условия и самому, они, как правило, располагаются на самом гарантийном талоне.

При покупке важно стремиться не к максимальному сроку гарантии, а к наиболее адекватным условиям этой гарантии. Гарантия АКБ предполагает проведение специалистами, представителями производителя ТО через некоторое время в течение всего срока гарантии.

Как правило, ТО нужно проходить раз в 6 месяцев, но бывают и другие варианты, к примеру, раз в год или раз в 3 месяца.

Под адекватными условиями гарантии понимается проведение ТО бесплатно и наличие сервисного центра фирмы в своем городе, чтобы не пришлось ехать в другой город ради отметки в гарантийном талоне.

Под понятием ТО подразумевается проверка основных характеристик, таких как напряжение, уровень электролита в автомобильном аккумуляторе, плотность электролита и тест работы генератора с нагрузкой и без. Если всё в норме, то ставится отметка и водитель уезжает.

Также хорошо, когда нет строгих и неадекватных правил в стиле: «У вас тут стоят дополнительные противотуманки, которые не предусмотрены заводом, потому в гарантии отказано».

Гелевые аккумуляторы для авто

Наряду с обычными свинцово-кислотными АКБ, есть и гелевые аккумуляторы, которые имеют свои отличия. Главное отличие таких батарей в том, что электролит внутри не жидкий, а гелеобразный. В эксплуатационных характеристиках гелевые АКБ по всем параметрам превосходят свинцово-кислотные.

Гелевый аккумулятор способен дольше держать заряд, также имеет больший пусковой ток при сравнительно небольшой емкости. И главное преимущество – стойкость к полному разряду. Гелевые АКБ не потеряют своих свойств после зарядки при полном разряде, даже если это происходит неоднократно.

Что касается срока службы, то и здесь «гель» имеет преимущество. Обычные батареи рассчитаны на 3-5 лет эксплуатации, и, как показывает практика в последние годы, редко какому аккумулятору удается отслужить 5 лет. Гелевые же рассчитаны на срок службы в 5 и более лет.

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора? - здесь больше полезной информации.

При всех своих преимуществах у гелевых аккумуляторных батарей есть один недостаток – цена. При одинаковых характеристиках гелевая батарея будет более чем в 2 раза дороже за свинцово-кислотную от известных европейских производителей.

Гелевые АКБ применяют, как правило, в автозвуке, где идёт большое потребление тока. При обычной эксплуатации автомобиля особой разницы в виде аккумулятора нет.

Так что покупать гелевый АКБ или нет, предстоит решать автолюбителям лично.

Вас заинтересует эта статья - Как выбрать пуско-зарядное устройство для автомобиля?

Гелевый или кислотный аккумулятор — какой лучше выбрать? Видео:

Рейтинг аккумуляторов для автомобиля меняется из года в год, появляются новые качественные товары, популярные производители начинают экономить и теряют высокие позиции в рейтинге, так что верить какой-то таблице, которая к тому же составлена более полугода назад, не стоит.

Конечно, стоит узнать, какие модели АКБ всё-таки держат свою марку популярности уже долгое время, но и нелишним будет расспросить продавца-консультанта, главное, найти хороший сертифицированный магазин в своём городе, а не какую-нибудь точку на рынке.

Среди популярных АКБ, представленных на рынке, можно выделить следующие:

  • Varta. Известные во всём мире аккумуляторы от немецкой компании. Настоящее хвалёное европейское качество с соответствующей ценой для тех, кто не задумывается над вопросом, сколько стоит аккумулятор на машину.
  • Bosch. Прямой конкурент Varta, по сути, ничем ей не уступающий. Часто и цена батарей этих двух европейских производителей одинаковая.
  • Mutlu. Турецкая фирма, которая еще со времен СССР поставляет свои АКБ в Россию. Многие автомобилисты отмечают, что это отличный выбор в плане цена/качество.
  • Зверь. Российские аккумуляторы, которые имеют очень привлекательную цену. Качество хорошее, также этот бренд имеет много различных наград от известных печатных изданий и автомобильных телепрограмм.
  • Tyumen battery. За сравнительно небольшую цену может похвастаться высоким пусковым током, что особо актуально зимой. Его главный плюс – доступная цена, а главный минус – долговечность, которая несколько меньше, чем у конкурентов.
  • Aktex. Это батареи отечественного производителя, которые по характеристикам и надежности очень похожи на Mutlu, но их цена на порядок дешевле. Продукция этого производителя особенно не любит глубоких разрядов, но, если генератор даёт положенный заряд, то АКБ будет служить долго.
  • Аком. Хорошие российские АКБ, по многим отзывам имеют хороший срок службы. Многие автовладельцы при замене батареи снова выбирают точно такую же.
  • A-mega. Славятся повышенным пусковым током, при одинаковой емкости со многими другими батареями этой ценовой категории. Очень любимы владельцами дизельных автомобилей, ведь не подводят даже в сильный мороз.
  • Tornado. Немного уступает по характеристикам всем вышеперечисленным, но это бесспорный лидер по цене, которая самая низкая на рынке. За эти деньги вполне приемлемый бюджетный вариант.

Рейтинг лучших аккумуляторов для автомобилей

Множество независимых экспертов и специализированных агентств тестировали автомобильные аккумуляторы. Результат всегда был один и тот же: даже при равных заявленных параметрах батареи имеют разные показатели надежности и долговечности. Тогда как определить действительно стоящую модель, подходящую для всех автомобилей? На что нужно обращать внимание? Какая батарея легко справится с полным электропакетом, даже если выключился генератор?

Рекомендуем посмотреть видео о правилах выбора автомобильного аккумулятора:

Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено масштабное исследование. В тестировании участвовали АКБ стандартных размеров (242х175х190 мм) и емкости (60—66 Ah). Испытуемый тщательно проверялись, в том числе и на способность завести автомобиль при очень низкой температуре. В результате рейтинг лучших аккумуляторов сформировался следующим образом.

Первое место

Первое место делят между собой АКБ Bosch Silver и TYUMEN BATTERY Лидер. Отличительной чертой первого использование сплава серебра во время производства решеток. Такая технология позволила замедлить окислительные процессы в агрессивной среде. Также батарея имеет кальциевую компоновку.

Вместо привычных банок используется глазок, цвет которого зависит от уровня заряда аккумулятора. Применение лабиринтных каналов в крышке АКБ позволило свести уровень потери электролита к минимуму путем осаждения большей части жидкости в виде конденсата.

Первое место в рейтинге также занимает аккумулятор Bosch Silver Plus, который может похвастаться измененной геометрией решетки и повышенным содержанием серебра. Такие характеристики сделали его устойчивым к экстремальным температурным режимам. Также он отличается повышенной ёмкостью, меньшей скоростью саморазряда и сниженным уровнем испарения электролита.

Стоит отметить, что аккумуляторы серии Bosch Silver быстро выходят из строя, если поврежден один из узлов электроцепи. Ещё одним их недостатком является высокая стоимость — цена находится в пределах 5,5—8 тысяч рублей.

В свою очередь, TYUMEN BATTERY Лидер можно приобрести за 2050 рублей. Он также отлично справляется с низкими температурами. Заявленная емкость составляет 64 А/ч. Отзывы многих водителей показывают, что он справляется с поставленной задачей не хуже батарей Bosch Silver, а стоит в 2,5 раза меньше.

Второе место

Второе место заняли АКБ Varta Blue Dinamic и MUTLU Silver Evolution. Как и Bosch Silver, Varta также изготовлена с применением серебра. Разница между ними заключается в том, что последняя имеет литую компоновку. В результате была снижена долговечность аккумулятора. Другими словами, с помощьюVarta Blue Dinamic вы без труда заведете машину в любой минус.

Этот автомобильный аккумулятор отличается от других:

  • высоким уровнем безопасности, за которую отвечает губчатый фильтр из стекловолокна (в экстренных ситуациях он играет роль пламеотсекателя);
  • устойчивостью к частой зарядке;
  • минимальным уровнем саморазряда.

Результаты исследований показали, что этот аккумулятор может хранить свои положительные свойства в течение 5—7 лет непрерывного использования. Однако такое удовольствие обойдется в 8—12 тысяч рублей, в зависимости от выбранной модификации.

Другим, более дешевым и при этом не уступающим по характеристикам, вариантом является турецкая батарея Mutlu Silver Evolution. Её заявленная емкость составляет 63 А/ч. Изготовленная из полипропилена оболочка пластин не только легко справляется с повышенными вибронагрузками, но и позволяет использовать батарею в температурном режиме от -40 до +60 градусов по Цельсию. Индикатор сообщит владельцу о снижении уровня заряда. Стоимость Mutlu Silver Evolution составляет 2800 рублей.

Третье место

Рейтинг лучших аккумуляторов был бы неполным без американских батарей Optima Red Top. Их особенностью является способность осуществить большие токи пуска при низких температурах. Кроме того, они также могут похвастаться:

  • минимальной скоростью саморазряда;
  • устойчивостью к частым повторениям циклов перезарядки;
  • способностью справиться с повышенной нагрузкой на электросеть, связанной с установкой дополнительных отопителей, подогревателей, аудиосистем и так далее;
  • максимальной надежностью, которую обеспечило применение технологии AGM при изготовлении батареи;
  • устойчивостью к внешним повреждениям — они могут завести мотор после аварии средней тяжести.

Благодаря таким впечатляющим техническим характеристикам этот АКБ должен был находиться на первом месте, если бы не одно но — его цена составляет 15—17 тысяч рублей. Кстати говоря, с точки зрения параметров его аналогом является TYUMEN BATTERY Лидер, который занимает в нашем обзоре первое место. Напомним, что цена этой отечественной батареи составляет 2000 рублей.

Необъявленный лидер

Также неплохим вариантом является АКБ AKTEX. Стоит отметить, что по резервной емкости он занимает первое место среди всех участвовавших в обзоре батарей — его результат автономной работы составляет 124 минуты. Этот аккумулятор изготовлен по гибридной технологии, благодаря чему может похвастаться высокими пусковыми токами, устойчивостью к глубоким разрядам, низким саморазрядом и выносливостью.

Использование полиэтиленового конверта сепаратора гарантирует высокую надежность и обеспечивает защиту от короткого замыкания. Усовершенствованная геометрия электрода снизила сопротивление и вместе с тем улучшила прием и отдачу заряда. Корпус аккумулятора отличается высокой морозоустойчивостью и ударопрочностью.

Этот необъявленный в нашем обзоре лидер был отмечен многими наградами:

  • «Автоаккумулятор года 2013»;
  • Лучший АКБ по итогам испытаний передачи «Главная дорога» на НТВ;
  • Победитель конкурсов «100 лучших товаров России» в 2001, 2004, 2006 и 2013 гг.;
  • Финалист Национальной Премии «Автокомпонент года».

Несмотря на такое множество наград, AKTEX имеет доступную цену — 2550 рублей.

Какой АКБ самый надежный?

Если вы хотите приобрести батарею, работоспособность которой не зависит от исправности всех узлов электросети, то обратите внимание на Medalist. Она изготовлена с применением кальциевой технологии, благодаря чему её пластины не подвергаются окислению даже в случае нагрева.

Высокие пусковые токи и минимальная скорость износа этой батареи обеспечивается спиральной формой лучей решеток. Согласно проведенным тестам, АКБ Medalist будут работать без перебоев минимум 7 лет.

Звание самой надежной батареи они заслужили также благодаря специальным губчатым фильтрам на крышке. Их задачей является улавливание испаряющегося электролита и последующее его осаждение в виде конденсата. Такие меры положительно отразились на сроке службы АКБ. Стоимость батареи Medalist находится в пределах 4,5—5,5 тысяч рублей.

Критерии выбора идеального АКБ

Лучшие батареи из нашего обзора проходили последнее испытание. Они проверялись в экстремальных погодных условиях, ночевали во дворе, сталкивались с интенсивным энергопотреблением и частой зарядкой. В результате было обнаружено, что идеальный АКБ должен иметь:

  • среднюю емкость, достаточную, чтобы завести машину зимой, и в то же время не слишком большую, чтобы не «страдать» от неполной зарядки;
  • высокий пусковой ток;
  • способность держать напряжение не меньше 10,5 В с отключенным генератором.

Какой же АКБ самый лучший?

Таким образом, лучший АКБ среди всех участвовавших в нашем обзоре — это TYUMEN BATTERY Лидер. Он может удерживать напряжение не меньше 10,5В на протяжении 109 минут с отключенным генератором. Также эта батарея имеет доступную для всех водителей цену — 2000 рублей.

За такие деньги вы получите АКБ с:

  • небольшой скоростью саморазряда, которая обеспечивается оптимизированной формой решетки;
  • отличными электротехническими и антикоррозийными свойствами;
  • намазочной пастой, которая обеспечивает высокие пусковые токи;
  • большой толщиной пластин.

Таким образом, отечественный аккумулятор является лучшим вариантом, как для вашего кошелька, так и для вашего автомобиля.

Какой лучше аккумулятор для автомобиля выбрать — отзыв профессионала

Автор: Максим Марков

Дата: 2016-04-15

Всем доброго времени суток! Если ваш автомобиль отказывается заводиться, в большинстве случаев виной тому разряженный аккумулятор. Зачастую, чтобы вернуть ему прежнюю энергию его достаточно подзарядить, в прошлой статье мы подробно обсудили импульсное зарядное для аккумулятора, которое отлично подойдет для этих целей. Однако, как быть, когда такая процедура уже не приносит должного результата? Кроме как купить новый АКБ, здесь ничего не придумаешь. Именно в этот момент приходится решить, какой лучше аккумулятор для автомобиля конкретной модели стоит выбрать.

На первый взгляд, может показаться, что проблем при выборе возникнуть не должно, но это далеко не так, нюансов масса. Сегодня я постараюсь все их обговорить с вами, для того чтобы ваш автомобиль получил такую батарею, которая способна обеспечить стабильным питанием все узлы транспортного средства. Начнем с главного…

Содержание

Классификация автомобильных батарей

Итак, как выбрать аккумулятор для автомобиля? На какие параметры обращать внимание при его покупке? Эти два равноценных вопроса заведут в тупик любого новичка, для которого единственным выходом остается довериться продавцу-консультанту. Другое дело опытные водители, они никогда не обращают внимание на болтовню человека с намерением любой ценной реализовать свой товар. Конечно, не все они такие, есть и порядочные, но надеяться на это не стоит! Взять ситуацию под свой контроль может и любитель для этого, необходимо знать, чем батареи для легковых автомобилей отличаются между собой. Поверьте, уже к концу этого раздела в вашей голове появится вся необходимая информация по этому поводу!

Мощностью пускового тока

Если у вас дизельный автомобиль, это чуть ли не ключевой критерий при выборе нового источника питания. Ведь ни для кого не секрет, что для запуска такого мотора необходим аккумулятор с более высоким значением пускового тока, нежели для бензиновых силовых агрегатов. Почему? Да потому что именно от этой характеристики зависит насколько быстро при запуске двигателя, его будет вращать стартер.

Безусловно, в летний период на дизельном автомобиле без проблем будет функционировать и самый обычный АКБ. Но вот зимой, при значительном минусе, с вероятностью в 99% справиться со своими непосредственными обязанностями такому агрегату не удастся! Данный нюанс слава богу учитывают и производители, который в обязательном порядке перед выпуском своей продукции в реализацию, проводят соответствующие испытания в экстремальных условиях. Однако, каждая страна к этому процессу подходит по-своему.

  • Германия – тесты проводятся при температуре -18 градусов в течение 30 секунд, задействовав пусковой ток, контролируя при этом напряжение, если оно упадет ниже чем до 10 В, такой агрегат выбраковывают.
  • Другие страны Евросоюза – процедура осуществляется при той же температуре, а время нагрузки на АКБ снижается до 10 секунд, напряжение не должно опуститься ниже 7.5 В.
  • США – янки испытывают аккумулятор в тех же климатических условиях на протяжении 30 секунд, крайняя точка напряжения равняется 7.2 В.

Таким образом, нам россиянам крайне важно обращать внимание на страну выпуска приобретаемого аккумулятора, по большому счету из-за различного подхода производителя к таким измерениям. Российский ГОСТ не очень отличается от немецкого, поэтому я рекомендую отдавать предпочтения батареям, не только произведенным там, но и нашим. Обратите внимание: это не требование, а совет!

Емкостью аккумулятора

Конечно же, главный критерий при выборе аккумулятора – это его емкость. Она измеряется в ампер-часах и демонстрирует объем энергии, который способен накопить при подзарядке конкретный аккумулятор. Тут нужно понимать, что для каждого отдельно взятого автомобиля необходимо подбирать определенное значение этого показателя. Так, для ВАЗ 2107 идеальным вариантом будет АКБ с номинальной емкостью в 60 АЧ, для ВАЗ 2110 – 55 АЧ, а буржуйская Тойота Прадо и вовсе потребует все 95 АЧ. Отыскать эти цифры можно на корпусе любого источника питания, поэтому отличить «белое от черного» не составит труда.

Большинство любителей мыслят неправильно. Они думают так: чем больше значение объема, тем лучше для их железного коня. Думаю, бывалые согласятся – это в корне неправильный подход! Запомните раз и на всегда дорогие друзья, емкость батареи – закрепленный автопроизводителем показатель и изменять его нельзя!

Установив АКБ с низким значением, автомобиль просто не получит необходимый уровень энергии, да и о долговечности самой батареи, работающей в таком режиме, речи не идет. А источник питания с повышенной емкостью на вашей машине, будет постоянно недозаряжен, так как генератору потребуется куда больше времени на зарядку, что в свою очередь также снижает срок годности агрегата. Короче говоря, гнаться за большей емкостью не нужно, главное узнать свою! Как это сделать? Да взгляните на старый аккумулятор или же если его нет – интернет вам в помощь!

Расположением клемм

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание при выборе аккумулятора, это расположение выводных клемм. Сделать это нужно для того, чтобы необконфузиться при его установке. Не мне вам рассказывать какой длины в большинстве автомобилях силовые провода, разверни батарею, и что плюсовой кабель, что минусовой уже не достанут до своих клемм. Поэтому о полярности забывать не стоит, тем более что она бывает всего двух видов:

  1. Прямая – плюсовая клемма находится слева, минусовая – справа.
  2. Обратная – все то же самое, но с точностью до наоборот.

Стоит отметить: определяя полярность, смотреть на источник питания нужно с лицевой стороны. По большому счету большинство европейских и американских автомобилей оснащаются аккумуляторами с прямой полярностью. Ну а у тех, у кого все наоборот и полярность обратная – это я об японцах и азиатском континенте в целом.

Габаритами

Если присмотреться, то на полках автомагазинов можно увидеть аккумуляторы совершенно разных размеров, причем производитель «играет» как шириной, так и высотой. Поэтому отправляясь, за покупкой батареи вооружитесь рулеткой и произведите замер габаритов АКБ. В обратном случае, можно приобрести «кота в мешке», то бишь аккумулятор, который даже не влезет в посадочное место. Слишком маленький источник питания тоже плохо, ведь надежно закрепить батарею не удастся, а это чревато коротким замыканием и выходом агрегата из строя.

Типом обслуживания

Еще один не менее важный параметр, отличающий аккумуляторы между собой, это тип его обслуживания. По этому критерию все автомобильные батареи разделяются на три вида:

  • Обслуживаемые – несколько устаревший вид источника тока, который несмотря на это продолжает пользоваться спросом. Минусы агрегата: ненадежный эбонитовый корпус, необходимость контроля за уровнем электролита, а также заливка из мастики, теряющая свои изоляционные качества после короткого эксплуатационного срока. Но есть и свои плюсы – они ремонтнопригодны и доступны.
  • Малообслуживаемые – состоят из свинцово-малосурьмянистых пластин. Как и у предыдущего экземпляра срок службы данного типа составляет около 3 лет. К тому же за такой батареей также нужен уход, но не такой пристальный. Недорогой и надежный вариант.
  • Необслуживаемые – самый хороший источник питания из всех перечисленных, по мнению специалистов и потребителей. Они состоят из более современных свинцово-кальциевых пластин, а доступ к электролиту отсутствует напрочь. То есть, здесь вы не увидите привычных пробок, которые позволяют добраться до каждой банки. Все они надежно запаяны благодаря чему данный вид аккумулятора прослужит на целых 2 года дольше чем предыдущие. Само собой, и раскошелиться придется на порядок больше.

Как видите, сложного ничего нет! Теперь, когда вы знаете на что обращать внимание при покупке аккумулятора, выбрать будет намного проще! Однако, нужно учитывать и непосредственно фирмы производителей, которые можно встретить в наших просторах. Не вспомнить о них, ну никак нельзя.

Лучшие марки автомобильных аккумуляторов

Чтобы продемонстрировать вам дорогие друзья лучшие торговые марки, встречающиеся в продаже на территории России, я создал небольшой рейтинг. В этом мне помогли отзывы, причем как потребителей, так и производителей. Вот что из этого получилось.

  1. Bosch – славный немецкий бренд пока еще выдерживает конкуренцию. Их любят за короткий срок зарядки, высокую пусковую мощность и надежность. Производитель ответственно относится к процедуре выпуска и в продажу поступают только те модели, которые действительно отвечают заявленным характеристикам. Гарантия на аккумулятор с таким логотипом распространяется на 2 года.
  2. Varta – еще один представитель Германии на российском пьедестале лучших автомобильных батарей. Огромная часть выпускаемых в Европе автомобилей оснащаются именно аккумуляторами Varta и это неспроста. Ведь при их производстве активно применяются последние разработки в данном направлении и материалы высокого качества.
  3. Medalist – отличный аккумулятор очень любимый таксистами за надежность и долговечность, которая шокирует даже опытных водителей. Средний срок его службы составляет нереальные 7 лет. Производители проявили изобретательность и несколько изменили строение агрегата, что определенно улучшило его характеристики. Так, лучи решетки имеют форму спирали, благодаря чему значительно увеличиваются пусковые токи. К тому же, это еще и помогает снизить скорость износа при частой подзарядке батареи.
  4. «Зверь» – без сомнения, лучший источник питания отечественного производства. В его составе присутствуют специальные вещества, которые содержат минимум сурьмы и значительно повышают токопроводящие свойства уникальной по своей конструкции решетки. Производитель предлагает потребителю три года гарантии.
  5. «Тюмень» – бюджетный аккумулятор российского производства. Он оснащен оптимизированной решеткой благодаря чему, скорость саморазряда существенно снижается. Более того, многочисленные тесты говорят о том, что по своим характеристикам батареи этой марки ничем не уступают более знатным заводам, причем как отечественных, так и зарубежных.

Конечно же, этот список можно продолжать еще очень долго, но я отобрал лучшию по сугубо личному мнению пятерку, опираясь на такой критерий, как цена-качество.

Какой аккумулятор купить?

Выслушав все мои доводы, уверен найдутся те, кто задаст такой вопрос, – «А какой лучше купить аккумулятор на ВАЗ?». Опять же однозначного ответа быть не может, все зависит от ваших финансовых возможностей и типа автомобиля. В случае же с близкой к сердцу классикой, думаю достаточно будет и недорогих наших производителей типа: «Тюмени» или «Зверя». Стоят они в пределах 2.5-4 тысяч рублей и в деле выглядят неплохо. Более того, прихватив с собой старый изживший себя источник питания, можно получить еще и небольшую скидку. Около 300 рублей – мелочь, а приятно!

Если же вы передвигаетесь на шикарной иномарке, то и аккумулятор должен держать марку. Естественно, потратиться придется практически в два раза больше, но иногда просто нет другого выхода.

Как правильно ухаживать за аккумулятором?

Более-менее с вопросом какой лучше мы кое-как разобрались, не удивлюсь если кто-то уже побежал в магазин проверять честность консультантов. Однако, как нужно следить за батареей чтобы этот поход разделяло минимум лет 5? Ну насчет пяти не знаю, но скажу вам точно, придерживаясь определенных правил, свой гарантийный срок купленный аккумулятор точно выдержит.

  1. Проверка электролита – если вы по старинке отдали предпочтение обслуживаемому источнику питания, нужно регулярно следить за уровнем рабочей жидкости и при необходимости восполнять потери, особенно летом. Также периодически при помощи ареометра не помешает проверять и плотность электролита.
  2. Никакого окисления – контролируйте чистоту клемм и окружающего их пространства ведь различные жидкости, грязь и другие раздражители приводят к преждевременному старению АКБ.
  3. Правильная зарядка – каждый аккумулятор требует разного подхода к процедуре подзарядки, поэтому прежде чем приступить, учтите все факторы и выберите оптимальный режим. Иначе появляется риск навредить не только самой батареи, но и окружающим его людям.
  4. Незабитые отверстия в корпусе – они предназначены для выхода газов, поэтому глупо здесь что-то объяснять, и так все ясно – они должны быть свободными.

Вот теперь все, можно смело догонять тех, кто ушел в магазин чуть раньше и наконец, купить новый аккумулятор, избавив тем самым себя от проблем при запуске двигателя вашего автомобиля. Как с ним обращаться потом, я вам уже рассказал, а значит, мне остается поклониться и удалиться. Но перед этим, заостряю ваше внимание на расположенное ниже видео, где обговаривается волнующий нас сегодня вопрос.

(19 голосов, в среднем: 4.5 из 5)

Уважаемые читатели, если вам понравилась данная статья, то вы всегда можете поделиться ею со своими друзьями в соц. сетях:

С уважением, Максим Марков!

Понравилась статья? Добавляйте сайт в закладки!


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости