В октябре 2011 года на международном форуме по нанотехнологиям в Москве «АвтоВАЗ» представил широкой аудитории первый в своей истории электромобиль под названием EL Lada, разработка которого обошлась отечественному производителю в 10 миллионов евро. В 2013-м «зеленая» пятидверка была выпущена пилотной партией из 100 экземпляров – из них примерно половина «уехала» к дилерам Южного и Центрального федеральных округов с целью опытной эксплуатации, а остальная часть осталась на заводе. Но и их судьба была вскоре решена – с начала 2014 года руководство тольяттинского предприятия решило реализовать имеющиеся машины через дилерскую сеть, причем продавались они по себестоимости исключительно юридическим лицам (без возможности перепродажи).
Внешне Lada Ellada – это вполне себе обычный универсал «Калина» оригинальной генерации с симпатичным и гармоничным, но однозначно устаревшим наружным оформлением. Ну а его «электрическую» сущность выдают надписи «Электромобиль» на боковинах, передний бампер от «первой» Kalina Sport и шильдик-логотип «EL Lada» на багажной двери.
В длину «Эллада» вытянута на 4040 мм, из которых на колесную базу перепадает 2470 мм. Ширина кузова у электрокара насчитывает 1700 мм, а высота укладывается в 1500 мм. В «походном» состоянии пятидверка весит 1200 кг.
Внутри EL Lada – «плоть от плоти» стандартная Kalina первой генерации: в интерьере машины преобладают округлые формы, отчего выглядит он весьма интересно, хоть во многом и отсылает в 90-е года прошлого века.
Отличительными особенностями грузопассажирского электромобиля являются лишь рычаг трансмиссии с тремя буквенными обозначениями (D, N, R) и комбинация приборов с индикатором расхода энергии вместо тахометра и размеченным только до 160 км/ч спидометром. Салон пятидверки повсеместно исполнен из «дубовых» пластиков, а сиденья облачены в простецкую ткань.
«Эллада» способна принять на борт до пяти взрослых человек, вот только на заднем ряду более-менее комфортно усядутся только двое (третий ощутит явный недостаток пространства по ширине). Передние кресла имеют приличные диапазоны продольных регулировок, но вот продуманностью профиля похвастать не могут – слишком уж он аморфен.
Объем багажного отсека Lada Ellada составляет 350 литров – ровно столько же, сколько и у обычной «Калины» в универсальном кузове. Задний диван «сравнивается» с полом двумя неравными частями, доводя запас свободного пространства до 650 литров. В «трюме» электромобиля можно обнаружить кабель зарядного устройства, полноценную «запаску» да стандартный набор инструментов.
Технические характеристики. Под капотом «Эллады» находится пластиковый кожух, а под ним – асинхронный электродвигатель с жидкостным охлаждением швейцарской фирмы MES S.A., развивающий 81.6 лошадиную силу и 275 Нм крутящего момента и направляющий весь доступный потенциал на передние колеса через одноступенчатую трансмиссию. «Питается» силовая установка от литий-железо-фосфатных аккумуляторов емкостью 23 кВт/час, большая часть из которых располагается в моторном отсеке, а оставшиеся – над задней осью, вместо выпускной системы и бензобака.
С места до 60 км/ч отечественный электромобиль «выстреливает» всего за 5 секунд, однако до «сотни» в дальнейшем разгоняется еще 13 секунд. «Максималка» пятидверки не выходит за рамки 130 км/ч (установлен электронный «ошейник»).
От обычной бытовой сети на полную «заправку» батарей универсалу необходимо 8 часов, в то время как на специализированных станциях (которые в России можно сосчитать по пальцам) это время сокращается до «мизерных» 30 минут.
В идеальной обстановке «дальнобойность» машины достигает 150 км (что интересно, но заявленный ресурс аккумуляторов – 3000 циклов, а это порядка 500 тысяч км пробега). Однако на деле запас хода варьируется в пределах от 45 до 207 км в зависимости от нагрузки и температурных условий (такие цифры были зафиксированы в ходе дорожных испытаний).
Конструктивно Lada Ellada повторяет «Калину» оригинальной генерации и использует переднеприводную «тележку» с независимой подвеской типа McPherson спереди и полунезависимой балкой кручения сзади (на обеих осях – с поперечными стабилизаторами и классическими пружинами). Грузопассажирский электрокар оборудован реечным механизмом рулевого управления, который «щеголяет» электрическим усилителем. Передние колеса универсала вмещают вентилируемые дисковые тормоза, а задние довольствуются барабанными устройствами (в «базу» входят ABS и система рекуперации тормозной энергии).
Комплектация и цены. На момент своего появления «Эллада» оценивалась в 1 250 000 рублей, однако уже зимой 2014 года дилеры продавали электромобили по 960 000 рублей, а в дальнейшем и вовсе «избавлялись» от них с солидными скидками. В стандартной комплектации «зеленый» универсал может похвастать усилителем руля, двумя подушками безопасности, тремя задними подголовниками, четырьмя электростеклоподъемниками, подогревом передних кресел, противотуманными фарами, ABS, 14-дюймовыми литыми дисками, встроенной в комбинацию приборов навигационной системой, обогревом и электроприводом боковых зеркал, аудиосистемой, а также датчиками парковки, дождя и света.
ОтзывыЯ отправился за первым российским электромобилем с одержимостью аргонавтов, которые когда-то отважились на путешествие за золотым руном. Давка в трамвае, людское море в метро — и вот он, заветный островок техцентра, где ждет «Эллада». Но, как и у древнегреческих мореплавателей, с достижением цели мои приключения только начались.
Внешне электро-«Калина» — обычный универсал (только передний бампер иной). Внутри тоже все знакомо, потому особых эмоций поначалу не возникает.
Поворачиваю ключ в замке. Секундная пауза, и на панели приборов высвечивается маленький зеленый автомобильчик. Селектор в «драйв» — машина бесшумно трогается под шорох шин.
Чувствительная педаль газа требует привыкания. Коснулся — и электрокар прямо прыгнул вперед! Для традиционных «Калин» такое ускорение — предел мечтаний. Прежде у автовазовских машин подобной динамики не встречал. Но азарт остудил борткомпьютер: на цветном дисплее высветился приговор — 13 км до подзарядки. И это с полностью заряженными батареями... Сразу вспомнил зимний тест «Мицубиси-iMiEV» (ЗР, 2012, № 6), на котором мы до редакции так и не доехали. Звоню коллегам: мол, протягивайте нить Ариадны в виде буксировочной стропы, а то до розетки, боюсь, не дотяну. Хорошо хоть, на улице —1 ºС, а не —20º, как тогда.
Выключаю фары, печку, еду спокойно, не быстрее 50 км/ч. На спуске с моста жму на тормоз и чувствую, как в конце хода педали растет усилие, а стрелка в левом блюдце панели приборов опускается в синюю зону — рекуперативное торможение ободряет борткомпьютер, он милостиво показывает 14 км. Уже лучше, но левая педаль от этого не стала более информативной. Замедление невнятное, а на черепашьей скорости колеса будто кто-то схватывает щипцами. У iMiEV и «Рено-Зое» тормоза настроены гораздо лучше.
Внутри почти ничего нового. В глаза бросается лишь переключатель направления движения со знакомыми буквенными обозначениями — D, N и R.Внутри почти ничего нового. В глаза бросается лишь переключатель направления движения со знакомыми буквенными обозначениями — D, N и R.Внутри почти ничего нового. В глаза бросается лишь переключатель направления движения со знакомыми буквенными обозначениями — D, N и R. Lada Ellada: легенды «Эллады» на базе «Калины»Плыву дальше, и чем плавнее, тем быстрее растет пробег до разрядки. В общем, за 40 минут езды и толкания в пробках — четверти «бака» как не бывало.
Благополучно приехал на редакционную парковку и любуюсь высветившимися на мониторе магическими цифрами: 30 км. Окрыленный результатом, подзарядил машину от розетки за ночь (примерно 8–10 часов) и снова вырулил на городские улицы. Включив печку, замечаю, что салон прогревается долго. Но, по ощущениям, тепло уходит медленнее, чем в «Мицубиси-iMiEV», хотя «Калина» заметно больше. Накрутив по городу около 20 км, разрядил машину почти на 60%. Очередную зарядку решил провести на ближайшей консоли — в Москве их уже немало. На сайте компании «Револьта» (Revolta, занимается развитием сети зарядных станций) есть подробная карта. Увидев поблескивающий на солнце столбик, понимаю — это не привычный визит на АЗС!
Lada Ellada: легенды «Эллады» на базе «Калины»Увы, добраться до живительного тока невозможно: места для зарядки заставлены бензиновыми машинами! Да и специальной карточки оплаты в кармане нет. Впрочем, это для меня всё впервые, а обладатели электромобилей заранее продумывают процесс. Своему клиенту «Револьта» может бесплатно установить консоль хоть дома, но тогда за каждый киловатт придется платить чуть ли не вдвое больше. Однако самое ужасное — «Элладу» от этих станций зарядить все равно не получится, потому что стандарты зарядки машины и консолей разные!
Стандарты определяют тип кабелей, розеток, коннекторов, допускаемых к использованию в зарядных устройствах. И разработчики электрокаров в Европе и Америке следуют этим правилам. То есть «Тесла», iMiEV и другие — на зарядку становись, а «Эллада» — нет. И это сильно осложняет жизнь владельцам российского электромобиля. У большинства заграничных машин кабель снабжен преобразователем напряжения Mode 2 (медленная зарядка переменным током от бытовой сети с использованием защиты внутри кабеля), опять же описанный в стандарте и предохраняющий от удара током или возгорания, а у автовазовского электромобиля кабель без этого «излишества».
Lada Ellada: легенды «Эллады» на базе «Калины»Прогрессивное мышление, подобно Гераклу, постепенно побеждает невежество Минотавра. Снижение пошлин на электромобили позволило сбросить цену «Мицубиси-iMiEV» с 1 799 000 до 999 000 рублей. Ценник на серийную «Элладу» обещают существенно ниже.
Но если завод действительно хочет превратить миф об электромобилях в быль, нужно сделать так, чтобы «Эллада» подзаряжалась от различных зарядных консолей. Затем объяснить дилерам структуру их будущих доходов от продажи экзотической пока машины. Наконец, обучить спасателей, как это делает «Тесла». Ведь, если машина попадет в серьезное ДТП, нужно знать, где разрезать кузов и как разрывать силовую цепь, находящуюся под большим напряжением.
Вот тогда у АВТОВАЗа появится шанс завладеть поистине золотым руном. Уверен, появление массовых электромобилей в России и высокий спрос на них у населения и корпоративных клиентов — лишь вопрос времени.
Lada Ellada: легенды «Эллады» на базе «Калины» ПЛЮС Великолепная динамика, хорошее оснащение и тишина в салоне. МИНУС Ограниченный пробег и медленный прогрев салона, неинформативные тормоза.Благодарим автосалон «АвтоГермес» за предоставленный на тест электромобиль и компанию «Револьта» за помощь в подготовке материала.
Первый российский электрокар построили в 1899 году в Санкт-Петербурге.
В 1917 году фирма Woods Motor Vehicle показала первый гибрид.
В 1971 году электромобиль побывал на Луне в составе экспедиции «Аполлон-16».
К 2011 году почти половина европейских стран ввела льготы на покупку машин с нулевыми выбросами СO 2.
В начале 2014-го в России на два года отменили таможенную пошлину на электромобили для юридических лиц. Раньше она составляла 19%.
Электромобили — отнюдь не изобретение современного мира. Первый трехколесный электрокар француз Гюстав Труве показал еще в 1881 году. А в 1897-м американцы заставили электричество зарабатывать деньги. Тогда в такси Нью-Йорка начали работать первые машины на электротяге. Позже, в 1912 году, в США появилась еще одна интересная машина — Detroit Electric Clear Vision Brougham (на фото). При мощности 4 л.с. она развивала 37 км/ч и могла проехать около 160 км. Основными покупателями были женщины, так как пуск электромотора, в отличие от бензинового двигателя, не требовал больших физических усилий. Изначально модель оснащали свинцово-кислотными батареями, но вскоре примерно за 600 долларов доплаты начали ставить и железоникелевый аккумулятор Эдисона. Росту продаж (около 1500 экземпляров в год) помогали высокие цены на бензин, ведь полным ходом шла Первая мировая война.
Еще в 2011 году компания АвтоВАЗ представила в Москве электромобиль Лада Эллада, разработка которого обошлась автопроизводителю в немаленькую даже по сегодняшним меркам сумму в 10 млн. евро.
Процесс создания авто нельзя назвать простым. Спустя год после первой презентации производитель объявил о запуске мелкосерийного производства в количестве 100 единиц. Продавался российский электроавтомобиль плохо, но компания сумела найти выход из сложившейся ситуации, подписав договор с таксопарком в Кисловодске: согласно документу, АвтоВАЗ предоставлял солидную скидку за партию машин, при этом часть расходов легла на казну края. Если рыночная цена электромобиля составляла 1,25 млн. рублей, то таксистам эта машина досталась за 610 тысяч рублей.
Однако администрация края не выполнила своих обещаний, не найдя денежных средств на закрытие сделки. В итоге таксисты получили всего 5 автомобилей, оставшуюся же часть партии завод был вынужден продать чуть ли не по себестоимости дилерам, дабы освободить склады от залежавшегося и не пользующегося спросом товара. На сегодняшний день те первые 5 проданных электроавто регулярно эксплуатируются.
Внешне машина выглядит как обыкновенная Лада Калина с несколько устаревшим оформлением кузова универсал. О том, что это всё же электромобиль Lada Ellada, говорят соответствующие надписи на боковых частях кузова и шильдик, расположенный на двери багажника.
Длина авто равняется 4,04 метрам, его ширина составляет 1,7 метра, высота – 1,5 м. Размер колесной базы – 2470 мм.
Отличительной особенностью электрокара является комбинация приборов, показывающая расход энергии, а также спидометр, максимальное значение на котором равняется 160 км/ч.
Салон рассчитан на пятерых человек. Используется в нем далеко не самый хороший пластик, о котором в народе говорят «дубовый». Сиденья обшиты недорогой и простоватой тканью. В интерьере преобладают округлые формы, однако стиль оформления не выглядит современным, как бы возвращая в 90-е года прошлого века.
На заднем сиденье тесновато: не мешая друг другу, смогут расположиться лишь два человека, третьему же явно будет не хватать свободного пространства по ширине. Передние сиденья оснащены большим количеством регулировок, но при этом продуманность профиля оставляет желать лучшего.
Объем багажника равняется 350 литрам, при складывании задних сидений это значение увеличивается до 650 литров. В багажник производитель положил кабель для зарядного устройства, стандартный набор инструментов и запасное колесо.
Оснащается электромобиль ВАЗ асинхронным электромотором, мощностью 81,6 л. с. Ёмкость аккумуляторов равняется 23 кВт/час: основная их часть находится в моторном отделении, еще часть установлена над задней осью.
До 60 км/ч авто разгоняется за 5 секунд, однако, чтобы развить скорость, равную 100 км/ч, электрокару потребуется 18 секунд. Максимально возможная скорость – 130 км/ч.
Торможение осуществляется сначала двигателем, затем уже в дело включаются тормозные механизмы. Система работает не так гладко, как хотелось бы, и переключение между ступенями торможения ощущается, особенно с непривычки.
По сравнению с «Калиной», Ellada тяжелее на 120 кг, при этом большая часть дополнительного веса находится в пределах колесной базы, что пошло машине только на пользу: автомобиль более мягко преодолевает неровности дороги, улучшилась и управляемость при прохождении поворотов.
В стандартной комплектации электрический автомобиль оборудован усилителем руля, электростеклоподъемниками, двумя подушками безопасности, подогреваемыми передними креслами, системой ABS, дисками 14 дюймов, зеркалами с электроприводом, а также некоторыми другими опциями.
В технической документации, составленной производителем, указано, что на полной зарядке Лада электромобиль способен преодолеть 150 км при условии плюсовой температуры на улице и спокойного стиля езды (эта информация подтверждается на практике). Однако даже при пятиградусном морозе ёмкость батарей снижается, вследствие чего подзарядка потребуется уже через 100 км пробега. Если же включить обогрев стёкол, электроотопитель и магнитолу, запас хода и вовсе может снизиться до 50 км.
Конечно, с такими показателями Эллада не является идеальным вариантом для такси, поскольку, со слов генерального директора таксомоторной компании в Кисловодске Шамиля Касымова, машина должна зарабатывать. Водителю же всё время приходится прикидывать в уме примерный оставшийся запас хода (в Кисловодске есть три станции быстрой зарядки, позволяющие «заправиться» за полчаса, от обычной же розетки аккумуляторы полностью заряжаются за 8 часов), поэтому ни о какой комфортной работе не может идти и речи.
Отечественные инженеры продолжают работать над увеличением запаса хода, что позволило бы сделать серийное авто более востребованным на рынке. Был разработан «увеличитель хода», благодаря которому транспортное средство может проехать без подзарядки 350 км: он состоит из нескольких небольших двигателей внутреннего сгорания, вращающих генератор, отвечающий за питание батареи. Но применение данного способа не лишено недостатков: автомобиль фактически лишается багажника, всё свободное пространство которого занимают ДВС и генератор, поэтому система нуждается в доработке.
Не до экологии: на рынке электромобилей наступил блэкаут
Электромобили рискуют исчезнуть с российского рынка — из-за отмены нулевых пошлин их поставки практически остановились. Впрочем, правительство обещает вернуть беспошлинный ввоз «зеленых» машин и готовит другие стимулирующие меры для развития рынка электрокаров и зарядной инфраструктуры. Однако эксперты сомневаются в перспективах экологически чистого транспорта в нашей стране, чья экономика во многом завязана на потреблении нефтепродуктов.
Подбираем шины для Lada Ellada: электрокроссСпециалисты АВТОВАЗа предложили шинной тест-группе журнала «За рулем» принять участие в исследовательской работе по подбору шин для электромобиля Эллада. Результаты будут интересны и тем, кто ездит на обычных Калинах, — и не только на них.
Глава Минпромторга использует электромобиль Lada Ellada на дачеГлава Минпромторга Денис Мантуров, который в прошлом году стал владельцем электромобиля Lada Ellada, созданного на базе универсала Lada Kalina, использует транспортное средство для передвижения за городом. Он считает, что из-за девальвации рубля электромобиль АВТОВАЗа стал доступнее для россиян по сравнению с аналогами. Однако в салонах дилеров Lada «Элладу» не продают.
Электромобили рискуют исчезнуть с российского рынка — из-за отмены нулевых пошлин их поставки практически остановились. Впрочем, правительство обещает вернуть беспошлинный ввоз «зеленых» машин и готовит другие стимулирующие меры для развития рынка электрокаров и зарядной инфраструктуры. Однако эксперты сомневаются в перспективах экологически чистого транспорта в нашей стране, чья экономика во многом завязана на потреблении нефтепродуктов.Специалисты АВТОВАЗа предложили шинной тест-группе журнала «За рулем» принять участие в исследовательской работе по подбору шин для электромобиля Эллада. Результаты будут интересны и тем, кто ездит на обычных Калинах, — и не только на них.Глава Минпромторга Денис Мантуров, который в прошлом году стал владельцем электромобиля Lada Ellada, созданного на базе универсала Lada Kalina, использует транспортное средство для передвижения за городом. Он считает, что из-за девальвации рубля электромобиль АВТОВАЗа стал доступнее для россиян по сравнению с аналогами. Однако в салонах дилеров Lada «Элладу» не продают.Уже в этом году страны, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), могут обнулить пошлины на ввоз компонентов для производства электромобилей. Таким образом Россия намерена помочь отрасли, существующей у нас в зачаточном состоянии.АВТОВАЗ подготовил новую версию электромобиля ELLada, главная особенность которой — кондиционер с электроприводом. Кому достанется первый автомобиль в новой комплектации, на предприятии умалчивают.Президент АВТОВАЗа Бу Андерссон вручил королю Иордании в качестве подарка электромобиль ELLada, построенный на платформе модели Lada Kalina в кузове универсал. Абдалла II ибн Хусейн получил новый автомобиль 2012 года выпуска. Автопроизводитель изучает возможности для начала поставок на рынок Иордании.Вазовская EL Lada успешно стартовала в экопробеге вдоль Черноморского побережья по маршруту Краснодар-Анапа-Новороссийск-Геленджик-Туапсе-Сочи. На первом этапе, который завершился в воскресенье, 25 мая, отечественный электромобиль своим ходом на одной зарядке преодолел 207 км между Краснодаром и Анапой.Знакомимся с первым серийным российским электромобилем и надеемся на лучшее. В России он представлен с февраля 2014 года. Цену подскажет рынок.Дебютировавший на Московском автосалоне — 2012 вазовский электрокар EL Lada хоть и не стал самым большим хитом, но уж точно заставил приподнять брови даже тех, кто скептически относится к попыткам АВТОВАЗа создать современный и качественный автомобиль. Оно и понятно: не каждый день отечественный производитель не просто «локализует» зарубежные технологии, а вторгается в самый перспективный и бурно развивающийся сегмент — электромобилей.В перспективе парковка для электромобилей в Москве может стать бесплатной. Об этом сообщил заммэра, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов. Проект будет реализовываться совместно с АВТОВАЗом.АВТОВАЗ доставил первые пять электромобилей EL LADA в Кисловодск — столицу курортной зоны Кавказских Минеральных Вод. К началу летнего сезона в регионе будут ездить уже 90 электромобилей-такси производства Волжского автозавода.Правительство решило дать шанс отечественным разработчикам электрокаров и отозвало из Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) предложение об отмене 20%-ной ставки ввозной пошлины на электромобили. От этого решения выигрывает, прежде всего, АВТОВАЗ.Две новости поступили из Тольятти — АВТОВАЗ начал сборку линии для выпуска французских двигателей семейства «К4» по лицензии Renault и запустил в малую серию свой первый электромобиль.Сегодня на Московском международном автосалоне состоялась презентация первого серийного электромобиля EL LADA. АВТОВАЗ подписал с правительством Ставропольского края соглашение о поставке 100 электромобилей для использования в качестве такси в Кавказских Минеральных Водах.2011-й стал годом нашествия в Россию электромобилей. Свои бесшумные и безвредные для окружающей среды машины привезли в Москву Mitsubishi, Nissan, Renault и Volvo. Правда, в официальную продажу из всех «электротуристов» поступил только Mitsubishi i-MiEV. Да и то по такой цене, что о российских перспективах авто на батарейках говорить пока рано.Страницы
← предыдущаяследующая →
12
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453