Наверное, в каждом доме есть свечи, простые белые парафиновые или же разнообразной формы и цвета, украшенные декоративные и ароматизированные. Свеча выручает даже в XXI веке — в эру электричества. Ведь когда по каким-то причинам отключается в доме электричество, мы по старинке ищем свечи и сразу обстановка вокруг становится романтической и таинственной, располагающая к задушевной беседе и приятным воспоминаниям.
Огонь сам по себе является символом жизни, ведь без него мы не смогли бы приготовить себе вкусную пищу, замёрзли бы в конце концов. К тому же в древности огонь был сам по себе ещё и источником освещения. К тому же наши предки с помощью самой простой свечи могли измерять время (способ аналогичный солнечным или песочным часам). Огонь также защищал человека от хищных животных. И, как бы ни изменялась наша жизнь и не улучшались её качества, бездушные электрические лампочки не заменят нам живого и тёплого света свечи. Свеча — источник жизни и света, тепла домашнего очага, защиты.
К тому же огонь свечи очищает и лечит, сила огня с древнейших времён почиталась нашими предками на Руси. Сила домашнего очага известна с древних времён, огонь дарит тепло и уют. Именно с огнём связано множество старинных ритуалов и обрядов: прыганье через костёр на Ивана Купала, сжигание чучела зимы на Масленицу. Свеча является символом Нового Года и Рождества. Свеча является одним из главных атрибутов пасхальной корзины на светлый праздник Пасхи.
Свеча символизирует собой тепло, защиту, свет, жизнь. Многие писатели придавали свече в своих произведениях важную роль. Например, Борис Пастернак в своём стихотворении «Зимняя ночь» отдал должное символизму свечи — свеча является главным действующим лицом в нём. Кстати, у певицы Аллы Пугачовой есть песня именно на стих Пастернака про свечу.
Многие знаменитые художники придавали значение свече в своих работах: Карл Брюллов «Гадающая Светлана» (1836 г.), Михаил Нестеров «Князь Александр Невский» (1894—1897 гг.), Илья Глазунов «Девушка со свечой во храме» (1992 г.), Михаил Врубель «Ангел с кадилом и свечой» (1887 г.). Тема свечи в музыке затрагивается рок-группой «Машина времени» — известная и любимая многими песня «Пока горит свеча».
В народе ходит крылатое выражение «Чтобы свеча не погасла», авторство которого приписывают русскому князю Ивану Красному — сыну Ивана Калиты и отцу Дмитрия Донского. Выражение означает передача истории, накопленного опыта и мудрости потомкам.
Весьма распространены сегодня ароматизированные свечи, которые при горении выделяют приятный ненавязчивый запах, тем самым способствуя релаксации после тяжёлого трудового дня. Такую свечу можно поставить и в ванну, процесс принятия ванны от этого только улучшится. Только помните о мерах предосторожности – всё-таки это открытый огонь!
Также красиво оформленная свеча может послужить прекрасным предметом декора вашей комнаты, создаст уютную и романтическую обстановку в спальне. К тому же свеч можно сделать своими руками и подарить близкому человеку на праздник или просто так! Свеча — отличный подарок! Конечно же, не стоит забывать о вкусах и предпочтениях одариваемого — ведь трепетное отношение к свечам проявляется отнюдь не у каждого.
Огонь — символ жизни и света. Как огонь в целом, так в частности и свеча — символ жизни и света, символ тепла и уюта, домашнего очага.
Cтихия огня считается таинственной и очищающей ещё с глубокой древности. С древнейших времён наши предки прекрасно знали силу огня и пользовались ею. Всем нам известно выражение «женщина — хранительница домашнего очага», которое говорит нам, что очаг является главным в жизни каждого дома, каждой семьи. Многовековой опыт магии огня доказывает это.
Огонь очищает и сжигает всё отрицательное, что прилипает к ауре человека и накапливается, отражаясь на биополе.
Если посидеть немного возле свечи и понаблюдать за её пламенем, можно увидеть, как язычки пламени то и дело отклоняются в разные стороны, отбрасывая совсем немного копоти в воздух. Свеча очищает, снимает усталость, злость и обиды, вбирая весь негатив в себя. Душевная боль покидает тело, забирая вместе с собой и боль физическую, ведь все мы знаем, что многие болезни от нервов. Пламя огня дарит людям покой и душевное равновесие.
Есть различные обряды очищения отрицательной энергии человека с помощью свечи. Также может помочь, если просто посидеть у костра и подумать о всех своих невзгодах и попрощаться с ними, огонь исцелит и поможет человеку очиститься. Очищать энергетику свою и своего дома можно с помощью обычной свечи. Многие, наверное, могли слышать, что если в доме возникли конфликты из ниоткуда, нужно вечером, как все уснули, обойти со свечой все комнаты по периметру дома (квартиры). Если же дома произошёл скандал или ссора с домочадцами, следует ночью, как все уснут, обойти с зажжённой свечой всех родных, мысленно желая им спокойной ночи или прося прощение о сказанных словах.
Исцелить свою Душу можно с помощью различных старинных обрядов, медитаций и огня. В своей энергетике оставлять негатив нельзя, наши предки прекрасно об этом знали и были в некоторых аспектах мудрее нас.
Если на душе скребут кошки, плохое настроение, депрессия, кто-то обидел или просто хандра, ступайте на кухню или комнату, где никого нет и зажгите свечу. Поставьте зажжённую свечу на подоконник, сядьте рядом и шёпотом расскажите ей все свои печали и невзгоды. Пусть все плохие мысли, все проблемы очистит огонь своим пламенем.
Если же вы поступили плохо и обидели кого нехорошим словом, извиниться нужно не только перед тем, кого обидели, но и перед самим собой. Расскажите свече и извинитесь перед собой, огонь очистит душу.
В огне кроется огромный энергетический потенциал, свечи используются, как мы видим, в ритуалах очищения и прощения, заменяя древний домашний очаг, возле которого тихими вечерами собиралось всё семейство и проговаривали всё, что случилось за день, искали вместе ответы на вопросы, решали возникшие трудности, вместе проходили через беды. Огонь, пламя свечи несут огромный заряд положительной энергии, только помните, что работать со свечами следует только с добрыми намерениями, чистыми мыслями и открытым добрым сердцем.
Пусть в вашем очаге всегда горит огонь, а дом будет наполнен теплом и уютом.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как ставить свечи в церкви? Что это означает, для чего это нужно? Данная статья – это наставление православному христианину о церковной свече.
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай. Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37). В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь. Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. “Ты, Господи, светильник мой”, – восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). “Слово Твое – светильник ноге моей”,- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос “в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение”, тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: “В горнице, где мы собрались, было довольно светильников ” (Деян. XX, 8).
В первые века христианства при Богослужении всегда возжигали свечи.
С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. “Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме “. В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался. Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников. В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: “во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников “.
” Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники “, – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что “возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире…”
Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.
Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: “Свет во тьме светит, и тьма не объяла его ” (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.
Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: “Свет во тьме светит”. Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. В о с к и е л е й в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века. блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.
Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу. Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам у) свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами “Свет Христов просвещает всех “. Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.
Церковные светильники бывают разные. П о д с в е ч н и к и всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. П а н и к а д и л о (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и п о л и к а н д и л а, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. “Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями… ” (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
“Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Иоан. 1, 9), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную… ”
Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.
Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.
Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.
“Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного” (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб. В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются п о л и к а н д и л а , или как у нас говорят п а н и к а д и л а, что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами. Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии. Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться. Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души. В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на алтарь и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет Василий Великий: “Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится “. В пророческом стихе “Бог Господь и явися нам” прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира. Во время провозглашения мирной етении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. “Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном (1 Тим. 6), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши” (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.
При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.
Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.
Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих. Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: “Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: “Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) “. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: “Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть”. Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших”.
Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой ) купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением. Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы. Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, И), которым был просвещен христианин в крещении.
Один вид церковной свечи может вы звать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о ‘скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.
Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи “о здравии “, “об упокоении “, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи. Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят [ 1 ] А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить? Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи! Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога! Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям. Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу [ 2 ], чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют [ 3 ]. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.
А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.
Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему. ” К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не ноете мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас “. Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.
Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой [ 4 ]. Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: “Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу “. И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.
Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.
1. Каждый новорожденный при крещении получает имя какого-нибудь святого, молитвам и покровительству которого крещаемый поручается на всю жизнь. Таким образом, святой, как молитвенник, покровитель и ходатай пред Богом, делаются для человека другим Ангелом хранителем (каждому при рождении дается от Бога собственно так называемый Ангел хранитель), почему и называется вообще Ангелом. Отсюда день Ангела – день памяти вашего святого. 2. См. 1 Кор. II, 1. 3. Филипп. 3,19.
4. Мф. V, 23, 24.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Наставление православному христианину о церковной свече.-М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; “Новая книга”, 1996 – 32 с.
Словарь “Правмира” – Свеча
Что такое свеча в храме? Это маленький светильник – один из десятков и сотен, которые ежедневно сгорают перед иконами.
Когда мы приходим в храм, мы заходим в церковную лавку, чтобы приобрести свечи и затем поставить их перед иконами. А зачем? Такая традиция, скажут, принято так. И неудивительно, что многие люди приходят в церковь ради того только, чтобы «поставить свечку».
Не на богослужение, не для молитвы. А подразумевая под зажжением свечки в церкви некое магическое действо, которое уже само по себе приносит счастье. Этакая потребительская, в основе своей языческая, форма общения с «высшими» силами, как сделка: я вам свечку – вы мне «чтоб всё хорошо у меня стало». И заглядывают такие люди в церковь лишь по превеликим праздникам, ну, или по крупной житейской нужде. Ставят свечку, как будто галочку в воображаемой «книге учета хороших» дел», и, уверенные, что всё сделали по-христиански, со спокойной совестью забывают об этом самом христианстве до следующей свечки.
Есть и такие, которые кое-что смыслят себе в православии, чаще заходят в церковь, даже могут и часик выстоять, слушая пение и разглядывая иконы. Такие христиане предпочитают, раз уж дошли до храма, по максимуму обойти все иконы, по крайней мере, самые красивые и крупные, и перед каждой поставить свечку, попросить за себя и близких. Какая-то икона да поможет — практично рассуждают они – главное, свечки везде поставить, чтоб уж наверняка… И выходят они из храма, удовлетворённые проделанной работой и вполне довольные собой: «Ай да я, сколько добра попросил, должно сработать! Плюс выгода – сэкономил на покупке свечей». Да, практичные люди приходят в храм со своим пучком свечек, закупленными по дешёвке где-нибудь в похоронном агентстве или другой торговой точке. И даже не задумываются, что, по сути, приносят они каинову жертву. Да, тучную, обильную, но неискреннюю, корыстную, жадную.
Что такое свеча в храме? Это наше скромное вещественное подношение Богу.
Нужно понимать, что свеча, купленная за стенами храма и затем принесённая в храм – это не жертва, а попытка откупиться. И ставить такие свечи к иконам нельзя. Просить у Всеведущего Создателя что-то для себя и при этом хитрить – всё равно, что играть в дурачки с самим собой. Такая игра и свеч-то не стоит.
Лучше уж в храме купить всего две свечки по двадцать рублей, чем приходить с десятком, купленным на ту же сумму за пределами храма. Покупка свечей есть малая жертва Богу и его храму, пусть она будет необременительная, главное — добровольная. Количеством свечей не «задобришь» святых. Испросить духовной помощи можно, принося своё только от чистого сердца. Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым затепли перед образом свечку, пусть она будет даже маленькая, но угодная Богу.
Что такое свеча в храме? Это земной огонёк, который в соединении с молитвой может вознестись в горний мир, как луч прожектора, прорезающий ночное небо.
В церковной традиции свеча – это неотъемлемый атрибут богослужения. Горящая свеча – видимый знак тёплого, светлого горения человеческого сердца, горячей любви к Богу, Богоматери, к святому, кому ставится свеча. Но если нет всего этого, то свечи не имеют никакого значения, жертва пустая. Ставить свечу формально, с холодным сердцем — грех. Зажигая свечу, нужно молиться, хотя бы своими словами, но внимательно, благоговейно, с верою. Все свои мысли и чувства обращая к Богу.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский предупреждает: » Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу».
Что такое свеча в храме? Это крохотный маячок и нашего участия в молитвенном обращении церкви к Создателю.
Объясняя символическое значение свечного воска, литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, говорит: «Чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу, подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу, как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит о церковном огне так: «Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного».
Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу.
В первую очередь, по совету монахов Свято-Троицкой Лавры, хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием). Важно не количество поставленных свечей, а искренность веры и молитвы.
Со свечами связано много суеверий, и все они бессмысленны. Распространяют их в основном невоцерковлённые религиозно безграмотные люди. Не следует верить разговорам о том, что свечку надо ставить только правой рукой; что если она потухла, значит, будут несчастья; что нельзя опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке, и так далее.
Но вот что точно нельзя – это приобретать церковные свечи для неких магических действ, ворожбы, колдовства. Само по себе всё это чудовищный грех. И если вы совершали его, пусть даже по глупости, в детстве, не говоря уже об осознанном участии в этих богомерзких делах, то как можно скорей исповедуйтесь, принесите глубокое покаяние.
И пусть свечи, которые вы зажжете, сообщают небу только о ваших богоугодных намерениях.
Автор: Елена Шмелёва
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВЕЧЕЙ, ПОДСВЕЧНИКОВ, ЛАМПАД И СВЕТА В ХРАМЕ
Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, который просвещает всякого человека, грядущего в мир.
Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день.
Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божии. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.
Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием.
Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым.
Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события.
Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу, подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.
Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый, без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.
Большое богослужебное и таинственное значение имеют лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечнике), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди, Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям.
Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами.
В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило, или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.
Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и поликандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висит одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями…
Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир (Иоан. 1, 9), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную…» (св. прав.Иоанн Кронштадтский).
Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.
Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.
Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.
«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом, служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав.Иоанн Кронштадтский).
По книге «Наставление православному христианину о церковной свече» Московского подворья Св.-Троицкой Сергиевой лавры.
Церковная свеча – символ человеческой любви и послушания Богу. Огонь считается образом Христова света, который есть символ Божественного знания, освещающего весь мир. Каждый компонент православной свечки несет в себе определенное значение, показывающее преданность человеческого сердца своему Господу.
Значение церковной свечи:
Церковная свечка должна быть сделана из чистого воска, потому что он символизирует искренность и чистоту человека, делающего добровольную жертву. Мягкость и эластичность свечки является символом покорности, а пламя символизирует перерождение души человека посредством священного огня.
Светильник, на котором расположена свечка, также играет особую роль, так как символизирует высоту божественного света и его способность осветить весь мир. Многоподсвечники (паникадилы) представляют собой небесную Церковь, собрание людских душ, озаренных светом любви Господа, душ чистых и искренних в своем желании почитать и уважать Бога. Паникадилы висят высоко на потолке храма для освещения того, что происходит на земле – в земной церкви, оберегая и согревая все вокруг Божественным огнем.
Свечки, устанавливаемые перед иконами святых, напоминают прихожанам о необходимости быть искренними в своей любви к Господу. Святые так любили Бога, что ненавидели земной мир с его греховностью, низостью и неверием, поэтому свет, которым они освещены, символизирует чистоту душ и напоминает каждому о необходимости молиться и служить Господу.
Символика свечей не зависит от их формы или размеров, поэтому каждый выбирает ту, которая будет ему по душе. Купить маканые конусные свечи можно в церковной лавке или заказать по Интернету — не важно, где была осуществлена покупка, важно ее значение для каждого человека.
Церковные свечи в жизни человека:
Православные свечки прочно вошли в жизнь современного человека. Они играют важную роль в его духовном становлении и помогают сосредоточиться на общении с Богом. Свечки используют не только в храме, а также во время домашней молитвы, потому что огонь помогает настроиться на нужный лад и отвлечься от ненужных мыслей. Помимо всего прочего, свеча создает правильную энергетику в жилище христианина и напоминает о необходимости почитания и любви Господа.
В Москве представлены компании, предоставляющие занимающиеся производством, продажей и доставкой свечек, пользуясь их услугами можно дешево купить церковные свечи и сохранять божественный свет в своем жилище постоянно.
Свеча – это символ добровольной жертвы своему Богу, она должна быть в каждом доме и возжигаться во время чтения молитвы.
Магические свечи – их так много и все они такие разные. Разные формы, размеры, цвета… Какие свечи выбрать для того или иного обряда, какие из них поставить на алтарь для призвания божества, а какие зажечь ради успеха нового начинания? Вероятно, с подобными вопросами сталкивался каждый, кто начинал практиковать свечную магию.
И если с предназначением основных типов магических свечей разобраться сравнительно не трудно (о них рассказывалось в одной из предыдущих статей), то правильный выбор цвета свечей зачастую вызывает споры даже среди опытных практиков. Действительно, что означает цвет свечи, какого цвета должны быть свечи на алтаре во время магического ритуала – это вопросы далеко не праздные, поскольку во многом определяют успех всего обряда.
Попробуем разобраться в том, какую роль играет цвет свечей в магии и как выбрать подходящие свечи для конкретного ритуала. Прежде всего, следует сказать, что не существует какого-либо единого абсолютного свода правил относительно того, что означает цвет свечи. В разных культурах разных народов существуют свои представления о цветовых соответствиях. Если в христианской Европе белый цвет традиционно воспринимается как символ чистоты, непорочности и божественной благодати, то в странах Востока это часто цвет смерти и траура. Если для человека славянской культуры черный цвет – это воплощение мрака, ночных кошмаров, зла и проклятий, то для африканца это символ ночной страсти, секса и плодородия.
Для адепта западноевропейской церемониальной магии, сформировавшейся на основе гностических учений Востока, алхимических трудов и христианских представлений, голубой/синий цвет – это цвет бескрайнего неба, возвышенных устремлений, истины, верности, целомудрия и правосудия. А для типичного поклонника Сантерии из Бразилии синий цвет – это символ прекрасной богини моря Йеманджи, матери всех ориша, покровительницы семьи, материнства и защитницы детей.
Иначе говоря, при выборе свечей для оснащения магического алтаря и проведения обрядов имеет смысл учитывать особенности того магического (религиозного) течения, в рамках которого ведется работа. В то же время нужно иметь в виду, что в современной магии существуют определенные устойчивые представления о том, что означает цвет свечи, которые достаточно универсальны и могут применяться в большинстве случаев.
Почему же так важен цвет свечей во время магического ритуала? Весь секрет в его личном восприятии оператором. Как отмечал Алистер Кроули, «Магия – это наука и искусство вызывать изменения в соответствии с волей». Волей мага, имеется в виду, того, кто непосредственно осуществляет воздействие. Соответственно, основным магическим инструментом служит сознание мага, его воля, его намерение и способность к ментальной концентрации. При этом все, что усиливает умственные и волевые способности оператора, что помогает раскрыть подсознание и целенаправленно использовать таящуюся в нем энергию, способствует усилению создаваемого влияния.
Цвет горящей свечи (как и цвет прочих окружающих предметов) играет в этом процессе важную роль, поскольку действует как своеобразный ключ, открывающий определенные составляющие подсознания оператора. Цветовой пигмент – это материя, которая испускает энергию определенной длины волны и скорости. Иначе говоря, цвет создает вибрации, которые человеческий мозг способен воспринять и отреагировать на них определенным способом. Каждый цвет несет свой собственный вибрационный эффект.
Однако действующая символика конкретного цвета будет отличаться в зависимости от сложившейся культурной, религиозной и магической традиций. Поэтому так важно не просто следовать указаниям авторитетных источников, а подбирать соответствия, которые имеют значение и смысл лично для вас. Для того, чтобы цветовые вибрации начали работать, они должны вызывать какой-либо субъективный и непротиворечивый отклик в душе практикующего мага.
Это важный момент, поскольку чисто механическое следование даже самым авторитетным указаниям не принесет желаемого эффекта, если противоречит внутренним установкам практика. К примеру, если в руководстве к магической свече сказано, что черный цвет используется для очищения, устранения негативных воздействий, а для самого мага этот цвет несет в себе только отрицательную смысловую нагрузку, если он видит в нем исключительно проявления черной магии, которая вызывает у него внутреннее отторжение, то даже проведенный по всем правилам ритуал будет бесполезен. Поэтому, какими бы серьезными источниками сведений вы не пользовались, не забывайте, что окончательный и самый важный авторитет – это вы.
Приведенные в этой статье трактовки цветов свечей и описания сферы их применения являются наиболее распространенными и универсальными на данном историческом этапе. Их можно использовать в качестве отправной точки в процессе создании собственных ритуалов, но их нельзя принимать в качестве единственно верных и абсолютных. Все требует проверки практикой.
Традиционно в свечной магии применяют три основных (базовых) цвета, символизирующих достаточно широкий спектр явлений, - белый, черный и красный. Если у мага-практика есть возможность расширить этот список – прекрасно, если нет, тоже ничего страшного. Трех перечисленных цветов обычно достаточно для проведения любых обрядов. Все прочие оттенки свечей только уточняют и более тщательно направляют создаваемое воздействие.
БЕЛЫЙ Как известно из школьного курса физики, белый цвет – это сумма всех остальных цветов спектра. В магическом плане это сбалансированное присутствие всех влияний, воплощенная в материи гармония. По этой причине белый цвет свечей считается универсальным, создающим очень мощную и позитивную вибрацию. Белые свечи всегда уместны и на религиозном алтаре, и на магическом. Кроме того, они могут служить заменой свечам любого иного цвета, если тех нет под рукой. Поэтому при пополнении своих свечных запасов в первую очередь следует позаботиться о достаточном запасе белых свечей.
Белый цвет символизирует чистоту, непорочность, искренность, добродетель, высшую духовность и, что немаловажно, правду.
ЧЕРНЫЙ Если с белым цветом все однозначно и в отношении него нет никаких сомнений, то черный цвет зачастую вызывает много кривотолков. Многие люди воспринимают черный цвет как символ ночи, мрака, проклятий и зла. Для некоторых неприемлема сама мысль о том, чтобы зажечь черные свечи на своем алтаре, ведь это может выпустить на волю какое-то зло или подвергнуть опасности самого оператора. Важно понимать, что если имеются ощущения подобного рода, то лучше не использовать черные свечи совсем, независимо от того, что написано в руководстве. Магический обряд, проведенный с чувством внутреннего сопротивления, пользы не принесет.
Тем же, кто не имеет подобных предубеждений и более открыт к неизведанному, стоит обратить внимание на следующие особенности черных свечей. Во-первых, черный цвет уникален тем, что не испускает собственных вибраций. Черный – это пустота, тьма, отсутствие какого-либо цвета и света. Кстати можно упомянуть, что качество пустоты в восточных духовных и магических учениях считается женской / отрицательной полярностью, скорее поглощающей, чем излучающей энергию. Поэтому черные свечи так эффективны. Сгорая, они высвобождают только то, что было в них заложено извне. Соответственно, в зависимости от того, каким намерением ее зарядили, свеча будет «доброй» или «злой».
Поскольку черный цвет свечи не обладает собственным энергетическим воздействием, эти свечи великолепно подходят для духовных практик: медитаций, развития экстрасенсорных способностей и т.п. Часто черную свечу (свечи) используют, когда просят о чем-то невозможном, «чудодейственном» - благополучном выходе из опасной тяжелой ситуации, для достижения невероятной, практически недостижимой цели.
Еще одна важная особенность черных свечей состоит в том, что ни один другой вид свечей не дает таких впечатляющих результатов при изгоняющих и очищающих ритуалах самого серьезного плана.
Черный цвет символизирует инерцию, ночной покой, темные и холодные глубины океана, а также самые глубокие уголки подсознания. Сжигание черной свечи воплощает собой свет, пришедший из тьмы.
КРАСНЫЙ Красный – это цвет жизни, горячей крови, жизненной силы и сексуальной страсти. Он обладает сильной, позитивной вибрацией Марсианского характера. Красный стимулирует и возбуждает. О каком бы чувстве или желании ни шла речь, красный доводит его до предельных возможностей. Красный – это мужество, несокрушимое здоровье, бурная энергия, страстное желание и несгибаемая воля в его реализации.
Красные свечи используют в обрядах защиты от психических атак, физического вреда, насланного при помощи черной магии, а также для преодоления внутренних страхов и лени.
ОРАНЖЕВЫЙ Оранжевый – это цвет летнего полдня, когда солнце находится в зените, это энтузиазм, веселье, жизненная энергия и оптимизм. Иными словами, оранжевый – это цвет большой силы, которую можно использовать для достижения успеха, привлечения в свою жизнь полезных доброжелательных людей и хороших вещей. Оранжевые свечи применяют в ритуалах усиления привлекательности и привлечения дружбы, повышения способности к адаптации, жизненного благополучия.
ЖЕЛТЫЙ Желтый цвет считается цветом элемента Воздух, управляющего ментальной деятельностью людей, поэтому использование желтых свечей стимулирует работу воображения и интеллекта. Желтый символизирует творчество, навыки, способность к коммерции, медицину, дипломатию и способность приспосабливаться. Также желтый цвет может означать неожиданные перемены.
Желтые свечи применяются в ритуалах, когда необходимо «склонить» разум какого-либо человека в желаемом направлении. Также их используют для улучшения памяти, исцеления, достижения успеха в искусстве. Желтые свечи также хорошо помогают при депрессии, когда необходимо улучшить дурное настроение.
Те, кто придерживается карибских традиций в магии, часто используют желтые свечи для изгнания зла и экзорцизма.
ЗОЛОТОЙ Золотой цвет близок по своим свойствам к желтому, но все же имеет заметные отличия. Он символизирует Вселенское содружество, «космический разум», интуитивные способности, а также большую удачу. Золотые свечи часто зажигают для призвания божественного присутствия, установления мира в сообществе или группе, для усиления коллективного взаимопонимания.
Золотой цвет также хорошо подходит во всех обрядах коммерческой направленности: для достижения быстрой удачи в финансовых делах, для привлечения покупателей и клиентов, для увеличения материальных запасов.
РОЗОВЫЙ Розовый – это цвет нежности, любви и привязанности, это тепло и великодушие по отношению к самому себе. Розовый символизирует мягкость, духовную реализацию, единство душ, возвышенную любовь, честь и доброту. Розовые свечи наиболее успешно применяются для решения семейных ситуаций, для привлечения истинной любви, усиления нежной привязанности. Также их используют для исцеления, в основном духовного. Свечи яркого, насыщенного розового оттенка успешно рассеивают мрак и неблагополучие, помогают разрушить неблагоприятные обстоятельства и привлечь удачу. Также ярко розовый – это цвет чувственного удовольствия взаимности.
ЗЕЛЕНЫЙ Зеленый – это цвет планетарного влияния Венеры, а также цвет молодой листвы, цветущих лугов и богатых садов. Это цвет самой жизни, плодородия, природного изобилия и роста. Он символизирует природу, материальное благополучие, крепкое здоровье, обновление, сотрудничество, щедрость и удачу.
Зеленые свечи зажигают в ритуалах на привлечение денег, материального благополучия, обретение богатство любого рода, а также для удачного замужества, возвращения и удержания моложавости и привлекательности. Зеленый очень удачен для проблемных ситуаций, когда требуется восстановить баланс и обрести гармонию, «расщедрить» скупердяя, для повторения и обновления заклинания. Кроме того зеленые свечи очень эффективны, когда требуется свежий, «здоровый» взгляд на «застоявшуюся» ситуацию.
СИНИЙ Цвета синего спектра традиционно широко используются в свечной магии. В зависимости от оттенка их применяют для решения тех или иных проблемных ситуаций.
СВЕТЛО-СИНИЙ (ГОЛУБОЙ) – это цвет безмятежности, вдохновения и преданности. В большинстве традиций он символизирует мир и счастье в семье, спокойствие, бессмертие, невинность или мужскую молодость. На практике свечи светло-синего оттенка женщины часто используют для сохранения мужской преданности, для удержания любви сына или искренней дружбы мужчины. Отсюда в европейских языках возникло выражение “true blue” (с фр.«истинно синий») – «надежный, преданный».
КОРОЛЕВСКИЙ СИНИЙ – яркий, насыщенный цвет воплощает в себе планетарное влияние Юпитера. Он символизирует радость, смех, веселость, а также лояльность на коллективном уровне, успешные групповые мероприятия и расширение. Однако прежде чем обращаться к силе Юпитера и пытаться ее пробудить, стоит более внимательно изучить наиболее частые проявления этой своеобразной планеты. Могущество Юпитера велико, но контролировать его на личностном уровне очень трудно. При неправильном использовании эта сила способна спровоцировать расстройства психики, сумеречное сознание эпилептического или психогенного происхождения, и даже вызвать безумие.
ИНДИГО Насыщенный, густой, темно-синий оттенок индиго в чем-то схож с черным цветом. Это цвет планетарного влияния Сатурна – планеты дисциплины, ограничений и контроля. Свечи цвета индиго наиболее подходят для глубокой медитации, поскольку способны создавать инерционный эффект, успокаивать любую ментальную активность. Их применяют в ритуалах, направленных на прекращение чьего-либо действия с целью прекратить сплетни, нежелательное соперничество, нейтрализовать чью-либо магию. Цвет индиго также помогает ускорить отработку кармы через приобретаемый опыт, принося ясное понимание и мудрость.
ПУРПУРНЫЙ Пурпурный – цвет особенный. Это символ величия, независимости, достоинства и мудрости, а также психических проявлений разного рода, идеализма и спиритических контактов. Пурпурные свечи используются в тех случаях, когда требуется большая духовная сила. Их применяют в ритуалах экзорцизма, против черной магии, от бесноватой одержимости. Этот цвет помогает разрушить колдовские чары и способствует психическому и духовному исцелению. В зловредных воздействиях пурпурные свечи применяются, чтобы уничтожить покров духовной защиты.
МАДЖЕНТА Цвет достаточно редкий и малоизученный, поскольку магические свечи цвета мадженты не часто встречаются в продаже. Но если все же повезет найти эти свечи, имеет смысл приобрести их сразу много в запас, так как их эффект зачастую невозможно получить никаким иным способом.
Маджента не относится к цветам традиционного спектра и испускает вибрации на очень высокой частоте. Этот цвет представляет собой своеобразное иллюзорное колебание между ультрафиолетом и инфракрасным диапазоном, он символизирует собой Супер Силу, всемогущество. Являясь эфирным по своей природе, цвет маджента проникает во все планы бытия и склонен к быстрой работе.
Свечи маджента эффективно зажигать вместе с любыми другими для ускорения заданного процесса. Одну свечу можно применять, чтобы поторопить «запаздывающий» результат. В качестве магических свечи маджента используют для духовного исцеления, они лучше всего подходят для обрядов экзорцизма и желаемых быстрых перемен.
СЕРЕБРЯНЫЙ (Светло-серый) Прохладный серебряный цвет – это символ стабильности, покоя и нейтральности. Серебряные свечи зажигают для нейтрализации любого нежелательного влияния или негативного воздействия. Серебряный цвет особенно хорош для медитации, он помогает в развитии экстрасенсорного восприятия и психических способностей. Алтарные свечи серебристо-металлического оттенка удобно использовать для призыва лунных богинь, для привлечения помощи Великой Матери, как женского аспекта Божественного.
КОРИЧНЕВЫЙ Коричневый – это цвет земли, цвет почвы самой планеты. Его вибрации целиком сосредоточены на материальном плане. Коричневые свечи часто зажигают в периоды финансовых кризисов, поскольку считается, что они привлекают деньги и финансовый успех.
Коричневые алтарные свечи могут использоваться для привлечения духов Земли, которых всегда нужно вознаграждать за помощь и отпускать надлежащим образом, или возвращать их Земле с помощью специального ритуала. Некоторые бросают в яму монету, когда закапывают остатки материалов для заклинания. Другие – кладут на алтарь «особые» дары.
В некоторых традициях существует список большого пантеона духов, где для каждого предусмотрено особое подношение (например: сигара, стакан виски, цветок, початок кукурузы и т.д.). Эти дары сжигаются с остатками материалов для заклинания.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453