Печка в автомобиле – это очень хорошо, особенно когда приходит зима и управлять автомобилем в холодном салоне не просто неудобно, но и опасно для здоровья. Тем не менее, обычные печки потребляют достаточно много энергии автомобиля, так как они могут подпитываться и от электросети, и от бака с горючим. Чтобы хоть как-то снизить расход на автомобиль, владельцы начали использовать автономные отопители салона, которые по сравнению с классическим обогревом автомобиля имеют ряд преимуществ, главное из которых – экономия.
Автономный отопитель салона представляет собой устройство, способное подогревать воздух в салоне автомобиля или же его рабочие жидкости, независимо от работы автомобильного двигателя. В зависимости от того, какую среду они предназначенные нагревать, все автономные отопители следует разделить на три типа:
• Воздушные – греют только воздух в салоне и зачастую представляют собой привычный вентилятор, нагнетающий тепло.
• Жидкостные – могут подогревать как систему охлаждения, если она не активируется двигателем, так и топливную систему, что особенно важно для дизельных автомобилей. Могут использоваться также и для обогрева салона, оттаивания замков и лобового стекла.
• Масляные – подогревают масляную магистраль автомобиля, что также ускоряет и упрощает запуск двигателя в морозную пору.
Что касается целесообразности использования того или иного вида отопителя, то выбор лучше остановить сразу на нескольких устройствах. Благодаря такому подходу вы сможете обеспечить автомобилю полноценный обогрев в холодное время суток: без проблем и поломок будет запускаться и работать двигатель, да и вам с вашими пассажирами за рулем автомобиля будет комфортно.
Рациональность установки такого устройства на автомобиль во многом зависит от того, как интенсивно авто эксплуатируется в зимнее время. Если вы выезжаете на нем только раз в месяц, то прогрев рабочих агрегатов и салона можно обеспечить и «дедовскими» способами. Однако если колесить приходится каждый день – дополнительный обогреватель в автомобиле станет не только помощником в экономии денежных средств, но и сохранит ваше здоровье. Особенно актуальным автономный отопитель является для таксистов и водителей-дальнобойщиков.
Важно! При регулярном использовании автономного отопителя салона удается сэкономить от 25 до 100 литров топлива за один зимний сезон. % экономии зависит от частоты езды, стиля езды, и вида обогревателя, который используется на автомобиле.
Существуют и другая классификация «автономок», которая базируется на том, какое топливо используется для работы устройства, а также классификация в зависимости от мощности обогревателя. Особенности всех видов этих устройств мы рассмотрим выше, однако заблаговременно приведем список критериев, по которым стоит выбирать автономный отопитель салона для своего автомобиля:
• габариты «автономки» и вашего автомобиля;
• мощность штатной электрической сети на машине;
• частота, с которой вы планируете эксплуатировать обогреватель для авто;
• климатические особенности местности, в которой вы проживаете;
• рентабельность установки – ее потребительские характеристики;
• окупаемость отопителя конкретно для вас;
• конструкционные особенности машины – возможно ли в принципе подключение к ней дополнительного обогревающего устройства.
Практически все автономные подогреватели салона, которые используются современными автовладельцами, рассчитаны на мощность от 12 до 24 Вольт. Подобный факт заставляет многих бросаться к друзьям за советом и искать информацию в Интернете, так как остается непонятным, какой из этих двух обогревателей будет эффективным и безопасным для авто.
Но на самом деле все просто: отопители салона с более низкой мощностью в 12 Вольт предназначены для использования на легковых автомобилях, так как они идеально подходят для подключения к бортовой сети автомобиля, и при этом их мощности вполне хватает для того, чтобы обогреть небольшой салон. Что же касается отопителей мощностью в 24 Вольта – они предназначены для большегрузных автомобилей.
Работают такие «автономки» посредством использования жидкого газа. Благодаря его сгоранию запускается вентилятор, который в свою очередь обеспечивает естественную циркуляцию воздуха в салоне автомобиля, разогревая его до необходимой температуры. Чтобы ускорить процесс нагревания иногда используются дополнительные вентиляторы.
Важно! Газовые автономные отопители салона автомобиля способны работать даже при заглушенном моторе и без подключения к бортовой электрической сети машины, что не характерно для штатной автомобильной печки. Таким образом, даже во время длительной стоянки водитель автомобиля не рискует посадить в «0» аккумулятор, но при этом и сам не будет мерзнуть в салоне.
К преимуществам такого типа обогревателей относят и отсутствие в них электронных элементов, а также общая надежность конструкции, что существенно увеличивает период их эксплуатации. К тому же он вполне безопасен для водителя, так как для сгорания газа воздух в устройство подает не из салона, а с улицы. Газы, образовавшиеся в процессе сгорания, также выбрасываются наружу.
Чтобы обеспечить работу такого устройства придется всего лишь периодически закупать баллоны со сжиженным газом. Учитывая разницу в стоимости бензина, дизельного топлива и газа, подобный вариант для обогрева салона авто является наиболее выгодным с экономической точки зрения.
Но есть у такого устройства и свои недостатки: с его помощью вы сможете обеспечить подогрев только салонной части автомобиля. Установить газовый автономный отопитель под капот невозможно по причине его габаритов и особенностей работы.
В бензиновом варианте зачастую выпускаются не автономные отопители салона, а предпусковые подогреватели конструкции автомобильного двигателя. По этой причине подобные устройства отличаются свой компактностью, а благодаря размещению под капотом автомобиля, еще и бесшумностью работы. При правильной эксплуатации такой отопитель также будет обеспечивать размораживания лобового стекла. Расход топлива такого предпускового обогревателя в среднем составляет 0,5 литра бензина в час.
Что же касается бензиновых устройств для обогрева салона, то их рационально использовать только при необходимости обогрева больших по площади автомобилей, так как благодаря использованию бензина, эффект от работы обогревателя является большим. А вот расход топлива при обогреве салона уменьшается, и составляет около 0,3 литра в час.
Обратите внимание! Зачастую автономные отопители салона могут работать на одном из двух видах топлива – на бензине или солярке.
Дизельные отопители мало чем отличаются от бензиновых, тем более что они могут представлять одно и то же устройство. Но вот есть у них один существенный недостаток – используемое для работы топливо может подвергаться негативному воздействию отрицательных температур, поэтому запустить такой отопитель на морозе будет не менее сложно, нежели и сам дизельный двигатель.
Плюсом дизельных автономных отопителей салонов является то, что современные конструкции устройства зачастую по минимуму используют заряд автомобильного аккумулятора, что не менее важно при осуществлении зимних поездок.
Какими бы безобидными не казались автономные подогреватели салона, все же они остаются электрическими устройствами (за исключением газовых), а поэтому с ними необходимо обращаться максимально осторожно:
1. При покупке устройства обязательно изучите особенности его подключения и тщательно следуйте всем указаниям производителя. Особенное внимание стоит обратить на мощность отопителя. Если она не соответствует мощности бортовой сети вашего автомобиля – не подключайте его.
2. При каждом включении проверяйте работоспособность устройства, отсутствие повреждений и течей.
3. При эксплуатации газового отопителя очень важно предупредить вытекание жидкого газа, так как подобное может стать причиной отравления водителя и его пассажиров.
4. Ни в коем случае не допускайте максимальную работу отопителя салона, так как чрезмерное нагревание воздуха в салоне автомобиля может быть нежелательным для вашего самочувствия (при нагревании салона воздух в нем может стать чрезмерно сухим, что потребует максимально частого проветривания). Стоит также понимать, что эксплуатация устройства «на пределе» может привести к его преждевременному выходу из строя.
Также при покупке салонного отопителя не постесняйтесь узнать у продавца максимум информации о нем и его производителе. Очень важно, чтобы приобретенное Вами устройство было совместимо с вашим авто, так что не лишним будет узнать у дилеров автомобиля о возможности использования автономного отопителя салона.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?Главная страница » Электроника » Система отопления и кондиционирования
Вопрос покупки автономного отопителя (АО), как правило, приходит в голову автомобилистам с началом холодов. Действительно, иногда практичнее использовать автономный отопитель, чем заставлять мотор функционировать на холостых оборотах для прогрева салона. В этой статье мы поговорим о конструкции, видах и способе установки устройства своими силами.
Устройство системы автономного отопления салона авто
Начнем с характеристик бензинового, дизельного или электрического АО на 12 Вольт. Необходимо отметить, что на практике бензиновый автономный отопитель является одним из самых надежных. При надобности водитель может активировать только обогрев салона, а не все элементы транспортного средства. Автономный отопитель может быть оборудован различными функциями, в том числе таймером, а также устройством предварительного запуска. При эксплуатации АО кабина или салон транспортного средства может быть прогрет за несколько минут.
Какое устройство АО (рассмотрим на примере дизельного агрегата):
Это очень удобная вещь, которая, к тому же, продлевает ресурс вашему двигателю!
Как же работает бензиновый или электрический стояночный отопитель на 12 или 24 Вольт? Принцип работы такой печки схож с принципом работы обычного фена — система просто подогревает попадающий в салон авто воздушный поток в результате сгорания топлива. В зависимости от типа системы, расход топлива при работе составляет в районе 100 грамм в час, но этот показатель может быть другим, в зависимости от производителя (автор видео — Александр Термокиров).
Принцип работы следующий:
Что касается видов АО для автомобиля, то их может быть три, в зависимости от того, какую часть авто они будут греть:
Комплект системы отопления салона
Также печки для прогрева кабины и салона автомобиля могут разделяться по способу питания:
Чтобы впоследствии не потребовался ремонт автономных отопителей автомобилей, большинство производителей изначально рекомендуют обращаться к специалистам за установкой. Разумеется, монтаж такой системы для кабины или салона автомобиля лучше доверить профессионалам, особенно, если вы сталкиваетесь с такой задачей впервые. Но иногда автовладельцам приходится осуществлять установку АО своими силами. Особенно этот вопрос актуален для автолюбителей из небольших городов, в которых просто отсутствуют хорошие специалисты и соответственно, возможность качественной установки.
Кроме того, произвести установку бензинового или электрического АО на 12 или 24 вольт своими силами иногда приходится из-за высокой стоимости монтажа. Однако, всегда необходимо помнить о том, что владельцам автомобилей не всегда удается сэкономить на самостоятельном монтаже АО. Ведь если вы случайно сломаете хотя бы одно крепление электрического АО на 12 ил 24 Вольт, это может привести к серьезным финансовым затратам.
Итак, чтобы произвести самостоятельный монтаж электрической системы на 12 или 24 Вольт в кабину или салон машины, следует выполнить следующие действия:
Что необходимо учесть при использовании устройства, чтобы не допустить его ускоренного выхода из строя:
На видео ниже вы можете посмотреть, как проходит тестирование работы установленной системы отопления салона (автор ролика — Слава Петров).
У Вас остались вопросы? Специалисты и читатели сайта LABAVTO помогут вам, задать вопрос Поддержите проект - поделитесь ссылкой, спасибо!Оценить пользу статьи:Оцени автора (4 голос(ов), среднее: 4,00 из 5) Загрузка...Воздушные отопители применяются для обогрева салонов легковых, грузовых, специальных автомобилей и микроавтобусов, а также строительной техники. Воздушные отопители подключаются к топливной системе и электрооборудованию автомобиля. Нагрев воздуха в салоне автомобиля происходит за счет тепла, выделяемого в отопителе при сгорании топлива. При включении воздушного отопителя свеча начинает накаляться и нагнетатель воздуха начинает работать на малых оборотах. Через 25 секунд начинается подача топлива. После установления наличия пламени и стабилизации процесса горения свеча отключается. Быстрый нагрев отопителя на максимальном режиме происходит до нагрева теплообменника до рабочей температуры. В режиме отопления внутренняя температура и температура забираемого воздуха постоянно замеряются и сравниваются с температурой, заданной на устройстве управления. При достижении заданной температуры в салоне автомобиля, отопитель переходит в режим ожидания, при этом осуществляется циркуляция воздуха, и как только значение температуры упадет ниже заданной, отопитель включится снова. При выключении отопителя подача топлива прекращается и следует продувка (работаеттолько вентилятор) с целью охлаждения отопителя.
Для прогрева салона и двигателя авто перед поездкой в зимнее время применяются охранные комплексы с дистанционным запуском или специальные установки. Автономный отопитель салона позволяет подогревать также систему охлаждения двигателя, которая при запуске не будет подвергаться усиленному износу.
Автономный отопитель салона представляет собой устройство, обеспечивающее прогрев салона транспортного средства и системы охлаждения двигателя без запуска. Нагрев производится от теплообменника, в котором происходит сгорание горючего. Отопитель работает на топливе, предназначенном для функционирования двигателя.
Существует два типа автономных отопителей:
Отопитель мокрого типа устанавливается в магистрали системы охлаждения двигателя. Визуально устройство представляет собой единый блок, в котором расположена камера сгорания и блок управления. Сгорающее топливо прогревает охлаждающую жидкость, которая прокачивается электрической помпой через рубашку охлаждения и штатный отопитель салона. Конструкция автономного отопителя допускает его использование на стоянке и в процессе движения. Благодаря этому достоинству устройство получило распространение на автомобилях, оснащенных дизельными двигателями.
Пример установки штатного отопителя мокрого типа на Tiguan 1-го поколенияСовременные модели жидкостных отопителей оборудованы блоками управления, контролирующими состояние заряда аккумулятора автомобиля. При снижении напряжения до определенной отметки происходит автоматическое выключение прибора.
Пуск устройства может выполняться несколькими методами:
Положительные стороны мокрого отопителя:
Отрицательные стороны:
Основным узлом жидкостного автоматического отопителя является камера сгорания. Она оборудована распылителем топлива, представляющим собой трубку Вентури. Подача воздуха в камеру сгорания выполняется при помощи вентилятора. Воздух, проходя через сужение канала, оснащенное соплом, распыляет частицы горючей смеси.
Для розжига смеси применяется отдельная свеча накаливания, которая после начала горения отключается. В свечи может устанавливаться датчик, определяющий начало воспламенения смеси, который позволяет отключать свечу и не допускать ее перегрева. К камере сгорания подключена жаровая труба, увеличивающая площадь теплообменника. Газы, пройдя через жаровую трубу, попадают в малогабаритный глушитель и выводятся под днище автомобиля.
Жидкостный отопитель в разрезеВокруг камеры сгорания и жаровой трубы расположена рубашка, по которой циркулирует охлаждающая жидкость. В рубашке находятся датчики температуры жидкости и сигнализатор перегрева теплообменника. При чрезмерном нагреве подается сигнал на блок управления, который аварийно отключает подачу топлива. Циркуляция жидкости выполняется встроенным электрическим насосом. Управление работой отопителя производится штатным электронным блоком. При заводской установке модуль входит в состав электрооборудования автомобиля и получает данные от различных датчиков транспортного средства.
Прибор построен по принципу фена, для прогрева потока воздуха используется корпус камеры сгорания. Обогреватели применяются на автобусах и грузовых машинах, которые вынуждены подолгу находиться в режиме ожидания на улице в зимнее время. Воздушный прибор отапливает только салон транспортного средства, система охлаждения двигателя остается холодной.
Воздушный отопитель Sirocco от автобуса ИкарусЗапуск выполняется:
Положительные стороны воздушного отопления:
Минусы отопителей сухого типа:
Воздушный обогреватель представляет собой конструкцию цилиндрической вытянутой формы, внутри которой расположена камера сгорания и два вентилятора. Камера сгорания оснащена вентилятором, который нагнетает необходимый для горения воздух. Розжиг выполняется свечой, раскаляемой электрическим током. Основной вентилятор прокачивает воздух вокруг камеры сгорания и жаровой трубы. Нагретый воздух подается по каналу в кабину транспортного средства. Отработавшие газы удаляются из жаровой трубы в атмосферу через специальный трубопровод, оснащенный малогабаритным глушителем выпуска.
Воздушный отопитель в разрезеУправление работой воздушного отопителя ведется встроенным электронным модулем, который автоматически отключает устройство при перегреве.
Рассмотрим наиболее востребованные модели воздушных и жидкостных обогревателей.
Отопитель модели Планар-4Д относится к категории воздушных устройств, поставляется в виде комплекта, предназначенного для самостоятельной установки. Подача топлива и электроэнергии выполняется от штатных систем транспортного средства.
Общий вид устройства Планар-4ДВ состав комплекта поставки входит:
Алгоритм работы Планар-4Д:
По желанию владельца в комплект поставки включается температурный сенсор, устанавливаемый в кабине. Датчик позволяет производить нагрев воздуха до заданной температуры и поддерживать ее в автоматическом режиме. При достижении определенной температуры отопитель не отключается, а лишь переходит в режим минимальной подачи топлива. Если температура наружного воздуха окажется ниже, чем запрограммированная на сенсоре, то отопитель переходит в режим работы вентилятора.
Отопитель Планар-4Д позволяет:
Для управления применяется отдельный пульт, устанавливаемый на панели приборов либо другом месте по желанию владельца. На пульте расположен поворотный регулятор температуры (обозначен на схеме 1) и контрольный мультифункциональный диод (на схеме 2). Рукоятка регулировки при повороте до упора влево позволяет выключить отопитель. В механизме имеется подпружиненный элемент, для выключения необходимо преодолеть его сопротивление. При этом раздастся характерный щелчок. Вращение по часовой стрелке регулирует интенсивность горения и температуру выходящего из отопителя воздуха.
Схема пультаПульт позволяет:
Режимы работы диода:
Ремонт и обслуживание автономки Планар показано в видеоролике, снятом каналом Тим Сервис.
Компания Вебасто производит несколько разновидностей жидкостных обогревателей. Устройства различаются способом подключения и режимами работы. Для подготовки двигателей к запуску применяются приборы модельного ряда Thermo Top С. Для машин с дизелем выпускается линейка Thermo Top Z. Обогреватели отличаются алгоритмом функционирования — пуск и работа возможны только на заведенном двигателе, помпа принудительной циркуляции отсутствует. Дополнительное тепловыделение отопителя применяется для компенсации дефицита тепла двигателя, характерного для дизельных силовых агрегатов.
Одна из модификаций ВебастоСуществую версии Вебасто, предназначенные для работы на бензине (допускается использование этилированного топлива) или на дизельном горючем. При эксплуатации устройства на дизеле требуется следить за соответствием сорта топлива температуре окружающей среды. При заправке зимнего вида нужно заполнить магистрали отопителя новой жидкостью. Применение присадок к горючему не влияет на работу отопителя.
Блок обогрева Вебасто имеет компактные размеры, на устройстве размещены входы и выходы:
Установки Вебасто имеют несколько недостатков:
На автомобилях, оборудованных системами Вебасто, рекомендуется проезжать число километров, соответствующее минутам времени установки. В этом случае обеспечивается подзарядка аккумуляторной батареи.
Тепловые пушки Eberspacher рассчитаны на подключение к электрическим сетям автомобилей с напряжением 12 или 24 Вольт. В конструкции имеется регулятор мощности, позволяющий ступенчато изменять тепловой поток. Устройства устанавливаются в транспортных средствах, предназначенных для перевозки пассажиров. Возможна установка нескольких тепловых пушек, обеспечивающих равномерный прогрев салона.
Тепловая пушка Eberspacher AirtronicНа рынке автономных отопителей в России присутствуют несколько разновидностей устройств, которые можно разделить на категории:
Каждый тип автономных отопителей салона имеет свои преимущества и недостатки. Конечный выбор прибора остается за потребителем.
Электрические обогреватели обладают значительным преимуществом перед другими системами — они не требуют длительной и кропотливой установки. Устройства подключаются к гнезду прикуривателя или к штатной проводке и питаются от бортовой сети с напряжением 12 или 24 Вольт. Обогреватели не выделяют вредных выбросов и могут применяться в закрытых помещениях. Минусом устройств является низкая эффективность работы и большое потребление электроэнергии.
Электрический отопитель DefaВ качестве нагревательных элементов используется нихромовая спираль или керамический элемент, с расположенной внутри спиралью нагрева. В комплект поставки вентиляторов входит кронштейн и провод для подключения. В конструкции устройств применяется термический предохранитель, отключающий питание при перегреве.
На современных автомобилях, оснащенных двигателями с небольшим рабочим объемом, в климатической установке штатно монтируются дополнительные электрические фены. Устройство начинает работать сразу после запуска двигателя, обеспечивая ускоренный прогрев салона. Возможна установка таких приборов на машины, конструкция печки которых не предусматривает дополнительного прогрева. Радиаторы обогрева подключаются через электронный блок управления.
Штатный радиатор Ford FocusЗа счет использования электроники обеспечивается:
Совместить дополнительный электрический фен с блоком управления возможно не на всех автомобилях.
Другим вариантом автономного отопителя является система прогрева силового агрегата от нагревательного элемента, подключаемого к бытовой электрической сети 220 Вольт. Примером подобных устройств является продукция компании Северс+. В состав прибора входит насос, который обеспечивает циркуляцию жидкости в рубашке охлаждения. Питание подается через разъем, расположенный на бампере или под капотом. К разъему подключается силовой провод, идущий от сети 220 В.
Обогреватель Северс+ перед монтажомУпрощенным вариантом обогревателей являются изделия под маркой Спутник, которые предназначены для установки на карбюраторные автомобили отечественных и иностранных моделей.
Конструкция обогревателя СпутникОбозначения на схеме:
Принцип работы изделия:
Газовые обогреватели работают по аналогии с изделиями на жидком топливе. В конструкции применен редуктор, регулирующий давление газа, и специальная горелка, предназначенная для распыла газообразного топлива. Запас горючего находится в баллоне, расположенном отдельно от корпуса отопителя. Примером газового устройства может служить прибор Trumatic, приспособленный к работе на сжиженном пропане или пропан-бутановой смеси.
Общий вид устройства TrumaticУправление выполняется от рычагов или поворотной рукояткой на пульте управления, который ставится в салоне автомобиля.
Кроме перечисленных выше устройств на жидком топливе, на рынке представлено оборудование фирмы Belief, использующее для отопления салона нагретый воздух. Принцип действий не имеет отличий от установок Планар или Eberspacher.
Конструкция отопителя BeliefВ состав устройства входит литой алюминиевый теплообменник (1), имеющий оребренную поверхность. Внутри теплообменника расположена жаровая труба (3) с камерой сгорания (4). Для подачи топлива применяется магистраль (13). Розжиг смеси выполняется свечой (14). Подача воздуха для горения выполняется через трубу (12) при помощи вентилятора (6). Выход газов осуществляется в атмосферу через выхлопной канал. Сверху узел накрыт кожухом, через который подается воздух. Нагрев воздуха ведется от оребренного теплообменника.
Автономный отопитель может применяться на автомобилях любого типа. Производительность устройства подбирается в зависимости от объема салона.
Автономные отопители используются в случаях:
Применение автономного отопителя салона на автомобилях, работающих в суровых климатических условиях, позволяет повысить ресурс силового агрегата в несколько раз и снижает расход топлива.
Если на автомобиле установлено автономное устройство обогрева, то владельцу рекомендуется:
Изготовители автономных отопителей оговаривают в инструкциях требования к монтажу, который должен производиться специализированными организациями. Установка своими руками может стать причиной повреждения устройства и отказа в гарантийном ремонте или обслуживании. Самостоятельный монтаж можно порекомендовать владельцам, имеющим большой опыт обслуживания автомобилей, а также набор инструментов для установки.
Перед началом установки автономного отопителя салона необходимо проанализировать прилагаемую в комплекте техническую документацию. Монтаж следует производить в строгом соответствии с инструкциями производителя.
Монтаж отопителей разных видов может отличаться, рассмотрим установку некоторых из них.
Установка электрического обогревателя с вентилятором:
Приблизительная последовательность установки воздушного отопителя:
Монтаж устройств Вебасто с подогревом жидкости имеет ряд нюансов:
Ниже рассмотрены основные варианты врезки жидкостного обогревателя в систему охлаждения.
Стандартная схема Установка с обратным клапаномНа схемах обозначено:
Дополнительные варианты установки.
Прогрев большого контура Приоритетный прогрев двигателяРасшифровка обозначений:
При монтаже обогревателей следует соблюдать правила:
Обзор конструкций автономных отопителей предоставлен каналом Александра Кебухова.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453