С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Пайка радиатора охлаждения двигателя


Пайка радиатора охлаждения двигателя

В системе охлаждения автомобиля наиболее уязвимым элементом является радиатор. Он расположен в передней части подкапотного пространства, и первым встречается с внешним механическим загрязнением. Порой такие встречи чреваты значительными повреждениями, после которых требуется немедленный ремонт радиатора охлаждения автомобиля.

Так как конструкция всей системы не предполагает быстрой разборки, то нужно позаботиться о безопасной эксплуатации всех элементов, участвующих в процессе охлаждения мотора. Иначе выход из строя охлаждения может привести к печальным последствиям для силовой установки. Например, произойдет заклинивание поршней, и в итоге потребуется дорогостоящий ремонт или полная замена блока цилиндров с другими узлами. Ведь ехать с нерабочим охлаждением нельзя.

Почему система охлаждения перестает работать

Выход из строя радиатора может происходить не только по причине механических или химических повреждений, но и вследствие выработки или износа. Иногда поломки случаются при недобросовестном отношении автовладельцев к своей машине.

Закипела охлаждающая жидкость

Наиболее распространенными причинами неэффективной работы охлаждения являются:

  1. забитые накипью и грязью каналы для прохода охлаждающей жидкости;
  2. плохая циркуляция или полное ее отсутствие из-за поломки помпы;
  3. утечка охлаждающей жидкости через трещины или другие несанкционированные отверстия в системе.

Кроме того, что утечка охлаждающей жидкости требует регулярной доливки тосола, а это – постоянный финансовый расход, существуют эксплуатационные проблемы:

  • малый объем циркулирующей в системе жидкости ведет к нежелательному повышению рабочей температуры силовой установки;
  • горячая жидкость может приводить к ожогам при попадании на кожу;
  • испарения тосола токсичны и вызывают отравления при вдыхании в течение длительного времени.

Закупорка каналов прохождения в одной зоне циркуляции ведет к перегреву в других частях.

За счет этого места пайки могут быстро окисляться вплоть до появления на таких стыках трещин, что также ведет к дополнительным утечкам. В этом случае может помочь новая пайка радиатора охлаждения двигателя на образовавшихся трещинах.

Самостоятельный ремонт элементов системы охлаждения

Работу по устранению течи предлагают выполнить практически все станции обслуживания автомобилей. Однако, за такую операцию потребуется отдать от 1000 до 7000 рублей, в зависимости от таких факторов:

  • сложности разборки и класс авто (легковой, грузовой);
  • материала радиатора (медный, алюминиевый, пластиковый);
  • степени повреждения (в одном или нескольких местах, размеру отверстия, необходимости замены элементов);
  • дополнительных операций (промывка, внешняя очистка и т.д.);
  • требуемая скорость работ.
Читайте также:  Через сколько менять антифриз

В таком случае выгоднее будет провести ремонт радиатора охлаждения своими руками, особенно если течь небольшая и видимая. Для этого понадобится запастись временем и материалами для пайки или сварки.

Демонтаж радиатора

Пайка или сварка радиатора проводится после снятия его с автомобиля. Демонтаж нужно начинать после того, как автомобиль остынет, и температура тосола понизится. После этого необходимо слить охлаждающую жидкость через отверстия внизу радиатора и на нижней части блока цилиндров.

Демонтаж радиатора

Если конструкцией не предусмотрены такие сливы, то потребуется отсоединить патрубки от радиатора. До выполнения такой операции нужно установить автомобиль на ровную горизонтальную поверхность, откинуть клеммы аккумулятора, подставить под места слива емкости достаточного объема для сливаемой охлаждающей жидкости. После удаления жидкости из системы можно отвинтить датчики и проводку от радиатора и раскрутить крепления для демонтажа.

Промывка полостей

Пайка радиатора автомобиля своими руками должна проводиться только на чистом, без загрязняющей накипи устройстве. Для этого радиатор промывают проточной водой от грязи, коррозионных отложений и известковых солей.

Можно воспользоваться химическими реактивами для промывки.

Их растворяют в воде согласно инструкции, а потом, заглушив отверстия, заливают внутрь. Дождавшись нужной реакции через заданное время воду с грязью нужно слить. Далее опять промываем проточной водой от остатков «химии».

Для избавления от маслянистых загрязнений можно воспользоваться слабым раствором сольвента или растворителя. После них также требуется промывка водой.

Самостоятельная пайка

Для проведения работы понадобится припой, флюс, обеспечивающий отсутствие кислорода в зоне пайки, мощный паяльник от 100 Вт. Обнаруженное место протечки необходимо зачистить от окислов и грязи. Далее на это место надо нанести флюс, паяльную кислоту или канифоль.

Пайка радиатора своими руками

Предварительно необходимо прогреть паяльником место обработки. Для такой операции подойдет также газовая минигорелка. Затем нужно нанести припой в достаточном количестве, и распределить его по зоне пайки. Дождавшись полного остывания, можно проверить качество пайки с помощью компрессора. Его подсоединяют к одному из отверстий радиатора, опущенного в воду. Отсутствие пузырьков воздуха говорит о качественной пайке. После установки радиатора на свое место, необходимо залить в систему новый антифриз.

Далее надо дать проработать мотору на холостых оборотах около получаса, чтобы проверить отсутствие течи в системе после самостоятельного ремонта.

Холодная пайка радиатора

В пути от таких неприятностей, как течь в радиаторе, спасет метод «холодной сварки». Для этого используют эпоксидный клей из двух компонентов. Работать с ним достаточно просто. Для этого смешиваем его части и наносим с помощью шпателя на отверстие с утечкой. Заглушив нежелательную щель, можно доехать до ближайшей станции для полноценного ремонта.

Читайте также:  Как работает система охлаждения двигателя

Внутренняя обработка микроотверстий

Если заметна утечка по уровню жидкости в системе, но нет видимых мест с потеками, то в этом случае проблема решается с помощью присадок. Автомобильная «химия» позволяет проводить латание маленьких трещин с помощью «внутренней обработки».

Таким способом можно избавиться от небольших течей в труднодоступных для обычной пайки местах. Важно правильно подобрать средство, которое не создаст новых проблем с закупориванием в узких каналах. Существуют прецеденты, когда из-за подобных средств закупоривались каналы радиатора печки, так как сам радиатор небольшой, а внутренние трубки узкие.

Добавление томпонирующих веществ

Добавлять реактивы надо через горловину радиатора в систему охлаждения, потом завести мотор и прогреть его в течение четверти часа на холостых оборотах. За это время проводится тампонаж микротрещин и щелей.

К положительным качествам такого способа относится простота в применение и отсутствие в необходимости разборки системы. Однако, нужно четко следовать инструкциям по дозировке и режимам использования.

Жидкие средства, в отличие от порошкообразных веществ, стоят дороже, но более эффективны и снижают возможность тромбирования каналов.

Вывод

Паять радиатор можно самостоятельно при наличии мощного паяльника, припоя и флюса. Для небольших трещин возможно использование автомобильных специальных средств, заливаемых в антифриз, без разборки радиатора. В пути выручит двухкомпонентный комплект для «холодной пайки» радиаторов.

Инструкция по пайке радиаторов охлаждения двигателя

Пайку радиаторов автомобиля можно выполнить самостоятельно, тем самым сэкономив на обращении за помощью к профессиональным мастерам.

Как известно, радиатор охлаждения двигателя является важным элементом системы охлаждения любого автомобиля, а поэтому всегда должен находиться в исправном состоянии.

Когда этот элемент охлаждения двигателя или кондиционера автомобиля дает течь, многие водители стремятся сразу заменить его на новый агрегат, однако, не всегда это по карману, тем более провести необходимый ремонт можно и своими руками.

Проблема течи радиаторов больше всего касается тех автомобилей, которые имеют устройство с циркулирующей жидкостью охлаждения.

Между тем, если вовремя не ликвидировать эту проблему, в любой момент могут произойти более серьезные поломки, вплоть до полного заклинивания всей поршневой системы, а такая поломка уже требует капитального ремонта двигателя, а значит и существенных финансовых затрат.

Пайка системы охлаждения выполняется своими руками достаточно просто, при этом нет необходимости обладать какими-то профессиональными познаниями в механике.

В данном случае устранить течь радиатора своими руками можно как снаружи, так и изнутри агрегата.

Содержание:

  • Устройство агрегата
  • Подготовительные работы
  • Выполнение пайки

Устройство агрегата

Стоит отметить то, что использование охлаждающих радиаторов практикуется не только в автомобилях. Эти важные устройства используются также и в самых разных приборах.

Та же система отопления в машине тоже имеет свой радиатор. Есть радиатор и для кондиционера.

Все они выполняют похожие функции и, несмотря на некоторые конструктивные сходства, имеют множество различий, как по своей работе, так и по исполнению.

В автомобиле такой агрегат в обязательном порядке состоит из набора алюминиевых трубок, к которым особым образом прикреплены в большом количестве тоненькие пластинки, которые способствуют увеличению коэффициента теплоотдачи трубок.

Основное предназначение алюминиевых трубок в этом случае — это обеспечение протекания охлаждающей жидкости, нагретой до определенной температуры.

Протекая таким образом по трубкам, жидкость избавляется от излишнего тепла, которое уходит в атмосферу. Для более эффективного охлаждения радиатор постоянно обдувается специальным вентилятором.

Несмотря на то, что это охлаждающее устройство устроено достаточно просто и состоит из небольшого набора элементов, важность его в работе двигателя переоценить трудно.

Как и любой другой агрегат, автомобильный радиатор имеет свойство периодически выходить из строя и причин тому может быть множество.

Достаточно часто устройство начинает плохо функционировать ввиду того, что произошло внутреннее засорение медных патрубков или сердцевины.

Также причиной неисправности может стать его внешнее засорение.

Кроме этого, очень часто радиатор ломается вследствие самых разных механических неисправностей, к которым можно отнести появление микротрещин в поверхности патрубков, а также в местах их крепления к основанию.

Это может стать результатом плохой пайки, а может носить и другой характер. В случае если причиной неисправности агрегата стало засорение, то справиться с проблемой поможет промывка.

При возникновении неисправностей механического характера, решать проблему придется путем проведения определенных ремонтных работ.

Механические неисправности можно ликвидировать при помощи специального клея, некоторых химических составов, однако чаще всего это делают при помощи пайки.

Пайка универсальных радиаторов автомобиля или кондиционера проводится своими руками достаточно просто, при этом потребуется минимум материалов и инструмента.

На видео ниже показано, как выполнить пайку радиатора кондиционера самостоятельно.

Видео:

Подготовительные работы

Так как от радиатора главным образом зависит эффективность охлаждения двигателя или кондиционера, то за его техническим состоянием необходимо внимательно следить.

Прежде всего, следует регулярно проводить технический осмотр на предмет работоспособности, а кроме этого, контролировать уровень охлаждающей жидкости, которая циркулирует в нем по замкнутому циклу.

Появление течи является одной из наиболее часто встречающихся причин выхода из строя этого охлаждающего агрегата, причем как у автомобиля, так и у кондиционера.

Появиться она может по разным причинам. В первую очередь, это может случиться из-за каких-либо повреждений механического характера.

Кроме этого, вызвать течь могут и всевозможная вибрация, идущая от работающего двигателя или кондиционера во время движения автомобиля. В некоторых отдельных случаях жидкость может начать протекать не только в патрубках, но и в местах их соединения с основанием.

При появлении течи радиатора устранить проблему поможет пайка, которую можно выполнить своими руками. Пайка выполняется в стационарных условиях и для этого оптимально подойдет гаражное помещение.

При обнаружении течи необходимо, в первую очередь, слить с агрегата всю охлаждающую жидкость, после чего аккуратно демонтировать его со штатного места в автомобиле.

В том случае, когда в качестве охлаждающей жидкости выступает тосол, рекомендуется сливать его в специальную чистую емкость, чтобы потом использовать вторично.

Далее от устройства аккуратно отсоединяют все патрубки, стараясь их не повредить. После этого отвинчивают крепления агрегата в штатном месте и вытягивают из подкапотного пространства.

Демонтированный радиатор рекомендуется уложить на ровную устойчивую поверхность, в качестве которой может выступать рабочий стол в гараже.

О том, как правильно выполняется пайка радиатора своими руками, подробно рассказано на видео, размещенном ниже.

Видео:

Выполнение пайки

Для того чтобы пайка была выполнена по всем правилам и в соответствии с технологией, необходимо подготовить для работы весь необходимый материал и инструмент.

В обязательном порядке потребуются припой, флюс, а также мощный ручной паяльник.

Место, где непосредственно и произошла течь, следует тщательно очистить от грязи и пыли, для чего можно использовать различные химические реагенты, после чего его высушивают.

Далее на поверхность неисправного радиатора следует аккуратно нанести небольшое количество специального флюса, который можно заменить на паяльную кислоту или канифоль.

В этом случае следует отметить то, что лучше всего использовать именно паяльную кислоту. Данная универсальная кислота наносится только на предварительно разогретую поверхность радиатора.

Разогреть поверхность можно при помощи паяльника, мощность которого должна составлять порядка ста ватт. Для этих целей подойдет и небольшая газовая горелка.

Когда кислотой будет покрыта вся поверхность поврежденного радиатора, аккуратно наносится олово, которое паяльником равномерно разравнивается по всей площади.

В такой последовательности работу рекомендуется выполнить несколько раз для того, чтобы повысить качество пайки.

Очень часто случается так, что радиатор выходит из строя прямо во время пути, вдали от гаража, где есть необходимые для ремонта материал и инструмент.

В этом случае рекомендуется всегда иметь под рукой специальный двухкомпонентный клей на основе эпоксида, который принято называть холодной сваркой.

Как правило, на упаковке данного средства подробно описывается процедура его нанесения на металлическую поверхность и для того чтобы устранить течь радиатора, достаточно только внимательно ее прочитать.

В некоторых отдельных случаях ликвидировать резко возникшую в радиаторе течь можно с использованием физической силы.

Для этого понадобятся плоскогубцы или какой-либо другой аналогичный инструмент.

Необходимо будет сильно сжать деформированное место и постараться как можно быстрей доехать до автомастерской или гаража.

Видео:

В любом случае, при появлении течи в элементах радиатора в автомобиле, ликвидировать ее нужно как можно быстрей, тем более что всю работу можно выполнить своими руками.

О том, как самостоятельно запаять радиатор, подробно рассказано на видео выше.

Достаточно часто устранить неисправность радиатора охлаждения можно некоторыми внутренними методами, к которым пайка не относится.

В этом случае следует использовать специальные химические составы, которые можно приобрести в специализированных магазинах.

Данный средства достаточно эффективны только в том случае, когда течь имеет небольшие размеры.

Следует отметить и то, что использование химических составов позволяет ликвидировать даже те течи, которые сложно обнаружить невооруженным глазом.

Используя данный метод, важным моментом является правильный подбор состава.

Видео:

О том, как пользоваться химическими реагентами для устранения течи в радиаторе, как правило, подробно излагается на инструкциях, идущих вместе с ними в комплекте.

Основным достоинством использования таких составов является то, что нет необходимости демонтировать агрегат. О том, как самостоятельно выполнить ремонт радиатора, подробно рассказано на видео в нашей статье.

Как запаять автомобильный радиатор

Радиаторами называют большое семейство устройств, которые, в силу своей конструкции призваны излучать и рассеивать в воздух тепло. Отсюда и название их, созвучное со многими словами в иностранных языках. Например, по-английски «radiate» — излучать.

В различных областях современной жизни эти устройства встречаются очень часто и принцип их работы очень схож. Но когда заходит разговор о ремонте радиаторов, чаще всего имеет в виду радиаторы системы охлаждения автомобиля.

Определение места повреждения

Автомобильные радиаторы подвержены наибольшему риску повреждения, так как работают в условиях температур с разными знаками, под воздействием сильных вибраций. Не исключены и случаи механического повреждения таких устройств.

Реже ремонтируют радиаторы кондиционеров, которые используются в роли конденсоров и испарителей. Но такие случаи тоже бывают. Очень неприятно, когда вдруг в шикарном авто в жаркое время года внезапно перестанет работать климат-контроль.

Одним из наиболее эффективных и доступных способов ремонта является пайка радиаторов. При повреждении автомобильного радиатора очень важно своевременно выявить неисправность и попытаться ее устранить.

Авторадиатор, входящий в состав системы охлаждения двигателя, является очень важным ее компонентом. Конструктивно это устройство представляет собой два вертикальных бачка, соединённых большим количеством тонких горизонтальных трубок. Циркулирующая в них охлаждающая жидкость посредством естественного теплообмена отдает тепло в воздух и остывает. Для улучшения теплоотдачи поверхности трубок, соприкасающиеся с окружающим воздухом, увеличивают. Для этого к ним припаивают тонкие металлические пластинки – оребрение.

Признаками повреждения радиатора является повышение температуры двигателя при работе, а также снижение уровня охлаждающей жидкости. Конечно, потеря жидкости может происходить и не только через радиатор, но чаще всего причиной является именно этот узел. Визуально крупные повреждения можно определить, наблюдая течь охлаждающей жидкости. Но на горячем двигателе сделать это будет довольно сложно, так как антифриз будет сразу испаряться. Некоторые составы окрашивают специальными пигментами, которые остаются на поверхности детали после высыхания, что помогает выявить место повреждения.

Если установлено, что течь произошла в радиаторе, а повреждения не видно, необходимо снять устройство с автомобиля, предварительно слив охлаждающую жидкость. После этого необходимо закрыть все отверстия, оставив одно, и подавать в него воздух под небольшим давлением, опустив радиатор в емкость с водой. По выходящим пузырькам воздуха можно будет определить расположение отверстия.

Ремонт медных радиаторов

Не всегда повреждённый элемент подлежит замене на новую деталь. Часто пайку радиатора охлаждения двигателя можно произвести своими руками. Никакое сложное оборудование для этого не потребуется.

Достаточно иметь довольно мощный паяльник, оловянно-свинцовый припой ПОС-60 или ЗИЛ-2 (для латуни можно использовать ПОС-40) и флюс (канифоль, разбавленная спиртом).

Электрический прибор вряд ли подойдёт для того, чтобы паять трубки или припаивать латунные патрубки к бачкам радиатора. Чаще всего используют устройства, которые нагреваются в печи или в пламени паяльной лампы. Способ пайки таким паяльником своеобразен:

  • детали, которые необходимо спаивать, предварительно нужно зачистить и нагреть феном, паяльной лампой или на печи;
  • горячая деталь должна быть хорошенько обработана флюсом для устранения с ее поверхности оксидных пленок;
  • припой к месту шва доставляют не на жале паяльника, а прямо подачей оловянного прутка;
  • разогретым паяльником его распределяют по месту спайки.

Если течь обнаружена в одной из охлаждающих трубок, можно использовать для устранения неисправности газовую горелку. Чтобы подобраться к поврежденному месту и произвести работу качественно, нужно аккуратно удалить пластинки оребрения. Сделать это можно, применив специальную абразивную насадку к портативной дрели. Сразу можно и очистить поврежденное место.

Нагревая трубку горелкой, необходимо охватывать как можно большую площадь, чтобы обеспечить достаточную температуру для наложения шва и при этом не перегреть медную трубку. Припой в виде прутка или паяльной проволоки вводится в зону пайки, когда деталь будет разогрета до нужной температуры и обработана флюсом.

Пайка радиаторов кондиционера автомобиля осуществляется аналогично, с той лишь разницей, что нужно стравливать хладагент из системы, соблюдая меры предосторожности. Вообще работы по ремонту трубок и радиаторов лучше доверить специалистам, если нет опыта в пайке.

В случае алюминия

При повреждении алюминиевых радиаторов, ремонт будет несколько сложнее. Проблема заключается в том, что алюминий качественно спаять очень сложно. На поверхности материалов очень быстро образуется оксидная пленка, которая препятствует прилипанию припоя. В последнее время радиаторы, целиком изготовленные из алюминия, не применяют, а используют конструкции выполненные наборным способом из алюминиевых трубок, впрессованных в корпуса пластмассовых бачков.

Если же всё-таки возникла необходимость пайки алюминия, можно воспользоваться специально приготовленным для этого флюсом. Он представляет собой канифоль, в которую при застывании добавлены металлические опилки. Пользоваться таким флюсом надо быстро и умело. Можно купить специальный флюс для алюминия и подходящий припой, например, кастолин. Флюсовый состав наносят на предварительно разогретую поврежденную поверхность и после этого расплавляют паяльником.

Осуществляя поступательные движения, жалом зачищают алюминиевую поверхность. При этом металлические стружки и опилки, находящиеся в составе флюса, действуют как абразив, снимая загрязнение и оксидную пленку. Канифоль при этом сразу же покрывает очищенное место, не допуская к нему кислород. Далее пайка происходит так же, как и в случае с деталями из меди.

Ремонт деталей системы охлаждения

Кроме радиатора, в процессе охлаждения двигателя участвуют еще очень много узлов и деталей. Это и термостат, и радиатор отопления салона, и много других. Все они соединяются различными резиновыми и пластиковыми трубками и шлангами. В условиях постоянной вибрации и колебаний температуры (особенно зимой), изделия из пластика могут ломаться. Если возникла трещина в пластмассовом корпусе, а сам материал вокруг нее крепкий, можно заклеить трещину двухкомпонентным бензо- маслостойким клеем.

Менее ответственные пластиковые детали, которые не работают под давлением (кронштейны, подставки), можно отремонтировать, применив пайку. Для этого достаточно разогреть паяльником верхний слой полимера на стыках обеих частей детали, плотно прижать их друг к другу после этого и дождаться остывания.

Как производится пайка радиатора охлаждения двигателя

Течь радиатора – проблема пренеприятнейшая. Способов ее устранения имеется немало, но мы в посте рассмотрим такой, как пайка радиатора охлаждения двигателя. Очень много запросов в Сети именно по этому способу.

 

Первым делом радиатор нужно демонтировать. Тосол нужно слить в специальную емкость, отсоединить все патрубки, разболтить крепления и вынуть узел.

Далее предстоит довольно сложный этап: нужно определить, в каком именно месте находится течь.

Как это сделать?

  • Визуально. Предварительно перед снятием обычно заводят движок, прогревают его до 80⁰С и ищут взглядом место утечки. После демонтажа надо также внимательно осмотреть узел. Крупный дефект будет найден.
  • Не получилось? Демонтированный агрегат следует опустить в ванну, к одному из патрубков присоединить работающий компрессор (для подкачки шин). Пузырьки воздуха покажут точное место дефекта.

После этого можно определяться с методом пайки.

  • Если пробой небольшой, проблемное место можно просто залить припоем.
  • Если повреждение относительно обширное — придется старить латку и пропаивать ее по контуру.

Теперь несколько конкретных советов по пайке радиатора охлаждения двигателя автомобиля.

 

Потребуется флюс, припой, паяльник (от 100 Вт и выше) или газовая горелка. Алгоритм работы следующий.

  1. Место пайки нужно очистить от грязи и пыли, просушить.
  2. Затем на него следует нанести канифоль или паяльную кислоту (наиболее предпочтительный вариант).
  3. В случае небольшой пробоины олово равномерным слоем распределить по обрабатываемому участку.
  4. Если повреждение большое — придется ставить заплатку (медную или латунную). Она аккуратно пропаивается по периметру. Заплату, кстати, можно вырезать из старого радиатора охлаждения двигателя. Легкоплавкий припой рекомендуется марок ПОС­Су 30-0,5 или ПОС­Су 25-2.
  5. В том случае, если радиатор охлаждения двигателя алюминиевый, ремонт имеет свои особенности. Мгновенно образующаяся оксидная пленка может сорвать процесс. Поэтому надо использовать активный флюс и алюминиевый припой.
  6. Если повреждена трубка и к ней имеется возможность доступа паяльником, место пайки прогревается, трубочка аккуратно извлекается. Далее либо паяется, либо заменяется на новую (в зависимости от характера, а также площади повреждения).
  7. Если наружного доступа к трубке нет, можно поступить иначе. Внутрь трубочки вводят нагретый прут подходящего диаметра. После того, как припой размягчится, его можно удалить вместе с трубкой.

Если имеется газовая горелка и опыт работы с ней, пайку радиатора охлаждения двигателя можно производить так, как показано в этом видео:

26 января 2016 Teor21 ← Как промыть и прочистить радиатор печки, не снимая с машины (Пока оценок нет) Загрузка...


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости