Механические коробки нас, по традиции, интересуют мало. Тем более с ними все довольно прозрачно - со второй половины 90-х все субару на механике имеют честный полный привод с тремя дифференциалами (межосевой блокируется закрытой вискомуфтой). Из отрицательных сторон стоит упомянуть слишком усложненную конструкцию, полученную совмещением продольно установленного двигателя и исходно-переднего привода. А также отказ субаровцев от дальнейшего массового использования такой несомненно полезной вещи, как понижающая передача. На единичных "спортивных" версиях Impreza STi встречается и продвинутая МКПП с "электронноуправляемым" межосевым дифференциалом (DCCD), где водитель может на ходу изменять степень его блокировки...
1 - входной вал, 2 - механизм понижающей передачи, 2 - ведущая шестерня 3-й передачи, 4- ведущая шестерня 4-й передачи, 5 - ведущая шестерня 5-й передачи, 6 - корпус раздаточной коробки, 7 - ведомая шестерня раздаточной коробки, 8 - хвостовик, 9 - ведущая шестерня раздаточной коробки, 10 - межосевой дифференциал, 11 - вязкостная муфта, 12 - передний выходной вал, 13 - вторичный вал коробки передач, 14 - ведомая шестерня 3-й передачи, 15 - ведомая шестерня 2-й передачи, 16 - ведомая шестерня 1-й передачи, 17 - вспомогательная шестерня 1-й передачи, 18 - передний межколесный дифференциал. |
Но не будем отвлекаться. В автоматических трансмиссиях ныне эксплуатируемых Subaru используется два основных типа 4WD.
1.1. Active AWD / Active Torque Split AWD |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес гидромеханической муфтой с электронным управлением
1 - демпфер блокировки гидротрансформатора, 2 - муфта гидротрансформатора, 3 - входной вал, 4 - вал привода масляного насоса, 5 - корпус муфты гидротрансформатора, 6 - масляный насос, 7 - корпус масляного насоса, 8 - корпус КПП, 9 - датчик частоты вращения турбинного колеса, 10 - муфта 4-й передачи, 11 - муфта заднего хода, 12 - тормоз 2-4, 13 - передний планетарный ряд, 14 - муфта 1-й передачи, 15 - задний планетарный ряд, 16 - тормоз 1-й передачи и заднего хода, 17 - выходной вал КПП, 18 - шестерня режима "P", 19 - ведущая шестерня переднего привода, 20 - датчик частоты вращения заднего выходного вала, 21 - задний выходной вал, 22 - хвостовик, 23 - муфта A-AWD, 24 - ведомая шестерня переднего привода, 25 - обгонная муфта, 26 - блок клапанов, 27 - поддон, 28 - передний выходной вал, 29 - гипоидная передача, 30 - насосное колесо, 31 - статор, 32 - турбина. |
Этот вариант издавна устанавливается на подавляющее большинство Subaru (с АКПП типа TZ1) и широко известен еще по Legacy образца 89 года. По сути, этот полный привод такой же "честный", как и свежий тойотовский Active Torque Control - те же самые подключаемые задние колеса и тот же самый принцип TOD (Torque on Demand). Межосевого дифференциала нет, а задний привод включается гидромеханической муфтой (пакет фрикционов) в раздаточной коробке.
Субаровская схема имеет некоторые преимущества в рабочем алгоритме перед другими типами подключаемого 4WD (особенно простейшими, вроде примитивного V-Flex). Пусть и небольшой, но момент при работе A-AWD передается назад постоянно (если только система не отключена принудительно), а не только при пробуксовке передних колес - это полезнее и эффективнее. Благодаря гидромеханике перераспределять усилие можно немного точнее, нежели в электромеханическом ATC. Кроме того, A-AWD конструктивно долговечнее. У машин с вискомуфтой подключения задних колес существует опасность резкого самопроизвольного "появления" заднего привода в повороте с последующим неуправляемым "полетом", но у A-AWD такая вероятность хоть и не исключена полностью, но значительно снижена. Однако с возрастом, по мере износа, предсказуемость и плавность подключения задних колес существенно уменьшается.
Алгоритм работы системы сохраняется прежним в течение всего времени выпуска, лишь немного корректируясь.
1) В нормальных условиях, при полностью отпущенной педали акселератора распределение момента между передними и задними колесами составляет 95/5..90/10.
2) По мере нажатия на газ, подводимое к пакету фрикционов давление начинает увеличиваться, диски постепенно поджимаются и распределение момента начинает смещаться в сторону 80/20...70/30... и т.д. Зависимость между газом и давлением в магистрали отнюдь не линейная, а выглядит скорее как парабола - чтобы значительное перераспределение происходило только при сильном нажатии педали. При полностью утопленной педали фрикционы поджимаются максимальным усилием и распределение доходит до 60/40...55/45. Буквально "50/50" в данной схеме не достигается - это не жесткая блокировка.
3) Кроме того, установленные на коробке датчики частоты вращения переднего и заднего выходных валов позволяют определить пробуксовку передних колес, после чего максимальная часть момента отбирается назад независимо от степени дачи газа (кроме случая полностью отпущенного акселератора). Эта функция действует на малых скоростях, примерно до 60 км/ч.
4) При принудительном включении 1-й передачи (селектором), фрикционы сразу поджимаются максимально возможным давлением - таким образом как бы определяются "сложные вседорожные условия" и привод сохраняется самым "постоянно полным".
5) При воткнутом в разъем предохранителе "FWD" повышенное давление к муфте не подводится и привод постоянно осуществляется только на передние колеса (распределение "100/0").
6) По мере развития автомобильной электроники пробуксовки стало удобнее контролировать по штатным датчикам ABS и уменьшать степень блокировки муфты при прохождении поворотов или срабатывании ABS.
Следует обратить внимание, что все паспортные распределения моментов даются только в статике - при ускорениях/замедлениях развесовка по осям меняется, поэтому реальные моменты на осях получаются другими (иногда "очень другими"), точно также как и при разном коэффициенте сцепления колес с дорогой.
Модель |
Модификации |
Impreza |
кроме 2.0T WRX |
Forester |
SF5A52..53 2.0T, SF5B53 2.0T, SF5C53 2.0T (P#,V#,H#,I#), SF5A56 2.0, SF5B56..57 2.0, SF5C56..57 2.0, SF5A55 2.0T (T/tb до 09.98), SF9B58 2.5, SF9C58 2.5 |
Legacy |
BE5 2.0, BE9 2.5, BH5 2.0, BH9 2.5 (P#,C#,M#,K#) |
Постоянный полный привод, с межосевым дифференциалом, блокировка гидромеханической муфтой с электронным управлением
1 - демпфер блокировки гидротрансформатора, 2 - муфта гидротрансформатора, 3 - входной вал, 4 - вал привода масляного насоса, 5 - корпус муфты гидротрансформатора, 6 - масляный насос, 7 - корпус масляного насоса, 8 - корпус КПП, 9 - датчик частоты вращения турбинного колеса, 10 - муфта 4-й передачи, 11 - муфта заднего хода, 12 - тормоз 2-4, 13 - передний планетарный ряд, 14 - муфта 1-й передачи, 15 - задний планетарный ряд, 16 - тормоз 1-й передачи и заднего хода, 17 - промежуточный вал, 18 - шестерня режима "P", 19 - ведущая шестерня переднего привода, 20 - датчик частоты вращения заднего выходного вала, 21 - задний выходной вал, 22 - хвостовик, 23 - межосевой дифференциал, 24 - муфта блокировки межосевого дифференциала, 25 - ведомая шестерня переднего привода, 26 - обгонная муфта, 27 - блок клапанов, 28 - поддон, 29 - передний выходной вал, 30 - гипоидная передача, 31 - насосное колесо, 32 - статор, 33 - турбина. |
Схема VTD (Variable Torque Distribution) применяется на менее массовых версиях с автоматическими коробками типа TV1 (и TZ102Y, в случае Impreza WRX GF8) - как правило, наиболее мощных в гамме. Здесь с "честностью" все в порядке - полный привод действительно постоянный, с несимметричным межосевым дифференциалом (45:55), блокирующимся гидромеханической муфтой с электронным управлением. Кстати, по такому же принципу работал еще с середины 80-х годов тойотовский 4WD на коробках A241H и A540H, но сейчас, увы, он остался только на исходно-заднеприводных моделях (полный привод типа FullTime-H или i-Four).
К VTD Subaru обычно прилагает достаточно продвинутую систему VDC (Vehicle Dynamic Control), по-нашему - систему курсовой устойчивости или стабилизации. При старте ее составная часть, TCS (Traction Control System), подтормаживает буксующее колесо и слегка придушивает двигатель (во-первых, углом опережения зажигания, во-вторых, даже отключением части форсунок). На ходу работает классическая динамическая стабилизация. Ну и благодаря возможности произвольно тормозить любое из колес, VDC эмулирует (имитирует) блокировку межколесного дифференциала. Конечно, это здорово, но не стоит серьезно полагаться на возможности такой системы - пока что ни у одного из автопроизводителей не получилось даже приблизить "электронную блокировку" к традиционной механике по надежности и, главное, эффективности.
Модель |
Модификации |
Impreza |
GF8C58..GF8F58 2.0T (WRX), GGAA58T..GGAB58T 2.0T (WRX) |
Forester |
SF5B55 2.0T (T/tb с 09.98), SF5C53 (U#,J# - S/tb с 01.2000) |
Legacy |
BE5 2.0T, BH5 2.0T, BH9 2.5 (A#,D#,F#,3#), BHE 3.0 |
Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вискомуфтой
Вероятно, стоит упомянуть и про 4WD, применяемый на малых моделях с вариаторными коробками (вроде Vivio и Pleo). Здесь схема еще проще - постоянный передний привод и "подключаемый" вискомуфтой при пробуксовке передних колес задний мост.
Мы уже говорили, что в английском языке под понятие LSD попадают все самоблокирующиеся дифференциалы, однако в нашей традиции так обычно называют систему с вискомуфтой. Но Subaru использовала на своих машинах целую гамму LSD-дифференциалов разных конструкций...
2.1. Вязкостный LSD старого образца
Нормальное движение | Пробуксовка левого колеса |
2.2. Вязкостный LSD нового образца
Нормальное движение | Пробуксовка левого колеса |
2.3. Фрикционный LSD
2.4. Кулачковый LSD (SURETRAC)
1 - сепаратор, 2 - направляющие кулачки, 3 - упорный подшипник, 4 - корпус дифференциала, 5 - шайба, 6 - ступица. |
Евгений
Москва
[email protected]
© Легион-Автодата
Благодаря зимним зимам в Канаде полный привод (AWD) стал очень популярной функцией. Но хотя это звучит так, будто все колеса едут постоянно, это не всегда так.
В большинстве полноприводных автомобилей и спортивных комплексов используется та или иная форма регулируемой системы, способной распределять мощность по мере необходимости для дополнительного сцепления, в том числе на скользкой поверхности, а также на поворотах и ускорении.
Полный привод (4WD) - это не одно и то же.Большинство полноприводных пикапов и внедорожников используют систему «неполный рабочий день», которая требует от вас задействовать четыре колеса, когда это необходимо. На полноприводном автомобиле или внедорожнике система активна постоянно.
Полный привод на Acura TLXНа всех автомобилях используются дифференциалы. Это агрегаты с шестернями, подключенными к выходным валам, которые вращают колеса, что позволяет колесам вращаться с разной скоростью. Каждый раз, когда вы поворачиваете за угол, внешнее колесо должно двигаться дальше, чем внутреннее колесо. Дифференциал позволяет ему быстрее поворачиваться.
Тем не менее, всегда есть предел скорости вращения одного колеса. Если, например, одна шина вращается на льду, вы хотите, чтобы колесо с другой стороны получало большую часть мощности, иначе вы никуда не поедете. Дифференциал повышенного трения передает мощность на ведущее колесо.
В случае полного привода имеется межосевой дифференциал, который по мере необходимости передает мощность между передними и задними колесами. Какая именно мощность двигателя распределяется между ними, зависит от автомобиля.Как правило, при обычном вождении большинство обычных полноприводных автомобилей передает больше мощности на передние колеса, в то время как более спортивные модели обычно делают упор на задние колеса. Например, если система описывается как 60/40, это означает, что 60 процентов мощности идет на передние колеса и 40 процентов - на задние.
АвтомобилиAWD, которые направляют больше мощности на передние колеса, включают Toyota Highlander и Ford Escape, в то время как примеры автомобилей с задним смещением включают BMW X5 и Dodge Charger AWD.
«Симметричный» полный приводSubaru звучит так, будто каждое колесо получает одинаковую мощность, но на самом деле название относится к тому, как трансмиссия расположена симметрично вдоль оси автомобиля.В то время как некоторые модели Subaru делят мощность 50/50 спереди назад, большинство из них 60/40.
Под «симметричным» полным приводом Subaru понимается расположение трансмиссии по обе стороны от оси автомобиля.На любом автомобиле с полным приводом, когда необходимо переместить мощность, доступная мощность зависит от системы. Многие идут только до 50/50 спереди назад, но некоторые могут передавать до 100 процентов вперед или назад по мере необходимости. Отсюда некоторые из них - в основном более спортивные автомобили - могут также распределять мощность между левым и правым колесом.
В некоторых случаях это может быть большая часть или вся мощность двигателя, направляемая только на одно колесо, если это лучше всего для условий движения. Некоторые менее сложные системы обеспечивают этот тип «распределения крутящего момента», применяя тормоз на вращающемся колесе, поэтому колесо на другой стороне берет на себя задачу по перемещению транспортного средства вперед.
Перемещение мощности происходит автоматически, но на некоторых кроссоверах и внедорожниках на приборной панели есть кнопка «Блокировать». Когда он активирован, он блокирует дифференциал, поэтому передние и задние колеса вращаются вместе с одинаковой скоростью.Он предназначен только для выхода из снега или грязи на очень низких скоростях и отключается, когда вы превысите этот предел скорости.
На некоторых автомобилях с полным приводом дифференциал может быть заблокирован для движения на низкой скорости в снегу или грязи.Есть разные способы перемещать эту силу. В некоторых межосевых дифференциалах используется вязкостная муфта. В этом агрегате используются пластины, которые соединены с выходными валами и погружены в густую жидкость. Если одно колесо проскальзывает, его пластина вращается быстрее. Это заставляет жидкость циркулировать, и она достаточно толстая, чтобы потянуть за другую пластину и заставить это колесо - то, которое имеет тягу - тоже двигаться.
Многодисковые дифференциалы с гидравлическим сцеплением быстрее реагируют на пробуксовку колес, но они более сложные и, соответственно, более дорогие. В них используются диски сцепления, которые активируются гидравлическим давлением, передавая мощность на колесо при необходимости. Гидравлические насосы активируются электроникой, и система может собирать информацию от различных датчиков транспортного средства, таких как скорость и угол поворота рулевого колеса, для определения возможности потери тяги и активации системы полного привода по мере необходимости.
В некоторых автомобилях используются дифференциалы Torsen (это торговая марка), которые являются механическими и используют пары маленьких шестерен, сцепленных с более крупными шестернями на валах. Когда одно колесо пробуксовывает, шестерни передают мощность другому.
Во всех этих системах полного привода используется приводной вал, который соединяет переднюю и заднюю оси, поэтому мощность двигателя может распределяться между ними. Однако для привода дополнительного комплекта колес требуется больше топлива, и некоторые автомобили могут отключать одну ось с помощью электроники, когда полный привод не нужен.Когда это происходит, они повторно подключаются за доли секунды для передачи энергии.
Некоторые гибриды и электрика предлагают полный привод, в том числе Prius AWD-e 2019 года и Tesla Model 3, но в них не используется соединительный вал. Вместо этого двигатель / электродвигатель приводит в действие передние колеса, в то время как отдельный электродвигатель (или моторы) включается, чтобы приводить в действие задние колеса, когда они необходимы. Все, что нужно, чтобы доставить вас туда, куда вы собираетесь.
.Общепринятое представление о полноприводном автомобиле заключается в том, что он постоянно приводит в движение все колеса. То есть, независимо от типа дорожного покрытия или приложения, в котором используется автомобиль с полным приводом, все четыре колеса используются для создания поступательного движения. Автомобиль с задним приводом, как следует из названия, использует только два из четырех колес для развития движения вперед.
Это означает, что у автомобилей с полным приводом сцепление с дорогой для передачи движущих сил вдвое выше, чем у автомобиля с задним приводом того же веса и конфигурации шин.
Эта особенность автомобилей с полным приводом, имеющих вдвое большее сцепление с дорогой, является значительным преимуществом с точки зрения безопасности, поскольку устойчивость и степень управляемости водителя лучшего автомобиля с полным приводом выше, чем у лучшего автомобиля с задним приводом, когда автомобиль движется вперед.
Одним из примеров повышенного уровня безопасности полноприводных автомобилей является взлет на перекрестке дорог на скользкой дороге, когда уровень сцепления между шиной и дорогой низкий, а водитель пытается въехать в проем встречное движение.
В зависимости от коэффициента трения между шиной и поверхностью дороги каждая шина имеет максимальный уровень сцепления. Если мощность двигателя, приложенная к колесу, превышает доступное сцепление с дорогой, шина теряет сцепление с дорогой, и колесо начинает вращаться. В случае полноприводного автомобиля, поскольку общая приводная сила двигателя распределяется на все четыре колеса, каждая шина должна передавать только одну четверть от общей, и поэтому вероятность того, что шина потеряет сцепление с дорогой и пробуксовка, меньше.Это означает, что, поскольку автомобиль с полным приводом ведет все четыре колеса, общая сила привода с меньшей вероятностью превысит величину сцепления, необходимую для движения вперед автомобиля.
Результатом является более стабильное и надежное ускорение транспортного средства в пропасть встречного движения, потому что в этой ситуации сцепление с дорогой у лучшего автомобиля с полным приводом вдвое больше, чем у лучшего автомобиля с задним приводом.
Еще один важный пример повышенного уровня безопасности полноприводного автомобиля по сравнению с заднеприводным автомобилем - это прохождение поворотов с усилием привода.Шины в автомобиле с полным приводом передают половину общей приводной силы по сравнению с автомобилем с задним приводом. При прохождении поворотов шина передает не только движущую силу, но и силы поворота. Поскольку ведущая ось автомобиля с приводом на задние колеса передает в два раза большую движущую силу, чем автомобиль с полным приводом, сцепление с дорогой на поворотах меньше.
Это означает, что в автомобиле с задним приводом, если мощность двигателя увеличивается и используется большее количество доступного сцепления, что приводит к недостаточному сцеплению с дорогой для преодоления поворотов, шина теряет сцепление и скользит в сторону.Это приводит к тому, что задняя часть автомобиля скользит вбок в так называемом маневре с избыточной поворачиваемостью, что означает, что автомобиль поворачивает с меньшим радиусом поворота, чем предполагал водитель.
Поскольку автомобиль с полным приводом передает только половину движущей силы на каждое колесо, величина сцепления, доступная для поворотов, больше, чем у автомобиля с задним приводом при том же уровне мощности двигателя. Это означает, что лучший автомобиль с полным приводом потеряет сцепление с дорогой при гораздо более высоких усилиях на поворотах, чем лучший автомобиль с задним приводом.
В результате получается полноприводный автомобиль, который может более безопасно преодолевать повороты при мощности привода, которая внезапно и неожиданно становится более скользкой, чем ожидал водитель.
Статьи по теме: Полный привод (AWD) и полный привод (4WD)
.Уважаемые покупатели, доводим до вашего сведения, что шоу-рум и сервисный центр Subaru Manila Bay будут закрыты до 2 октября 2020 года. Мы надеемся снова приветствовать вас 3 октября 2020 года.
Два сотрудника дали положительный результат на COVID-19. Наши помещения продезинфицированы, и мы проинформируем всех клиентов и сотрудников, которые контактировали с ними. Желаем им скорейшего выздоровления.
В качестве дополнительной меры предосторожности мы попросили весь персонал Manila Bay оставаться дома в течение следующих 14 дней.Следовательно, мы временно остановим работу в Манильском заливе, чтобы прервать любую возможную передачу. Мы приносим извинения всем клиентам, которые могли записаться на прием к нам.
Автосалон и сервисный центр Subaru Pasig также закрыты. Мы возобновим работу 30 сентября 2020 года.
Хотя мы не можем обслуживать вас в Манила-Бэй и Пасиге, наши выставочные залы и сервисные центры в других местах остаются открытыми.
Выставочные залы: https://www.subaru.asia/ph/en/how-to-buy/showroom-locations/ .
Сервисные центры: https://www.subaru.asia/ph/en/owners/subaru-service.php
Спасибо за понимание. Оставайся в безопасности, Филиппины.
.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453