Пусковой подогреватель двигателя
Категория:
Оборудование, кузов и органы управления
Пусковой подогреватель двигателя
Пусковой подогреватель двигателя используется на грузовых автомобилях для прогрева двигателя перед пуском в холодное время года при стоянке на улице или в неотапливаемом гараже.
На автомобиле ЗИЛ-130 в устройство подогревателя входят: жаровой водоподогревательный котел (рис. 1) с заливной воронкой, соединяемый трубопроводами с водяной рубашкой двигателя; электрический вентилятор со шлангом подвода воздуха к камере сгорания котла; бензиновый бачок 4 с краном, регулятором подачи топлива с электромагнитным клапаном и топливной трубкой; выпускной патрубок жаровой трубы с лотком для обогрева картера горячими газами; электрическая свеча накаливания.
Рис. 1. Подогреватель двигателя автомобиля ЗИЛ-130
Регулятор подачи топлива обеспечивает равномерное поступление топлива в камеру сгорания котла, а электромагнитный клапан — включение подачи топлива. Регулятор состоит из поплавковой камеры с поплавком и игольчатым клапаном, который поддерживает постоянный уровень топлива в камере. Из поплавковой камеры топливо поступает по каналу к электромагнитному клапану. Когда переключателем питание катушки электромагнита током выключено, подвижный сердечник клапана под действием пружины перекрывает топливопровод, и подачи топлива не происходит. При включении электромагнита по его катушке проходит ток, сердечник клапана оттягивается, открывая топливопровод и пропуская топливо в камеру сгорания. В топливный канал завернута регулировочная игла, дозирующая поступление топлива.
Управление работой подогревателя осуществляется с пульта управления, на котором расположены: электрический переключатель, контрольная спираль накала электрической свечи, выключатель свечи. Рукоятка переключателя устанавливается в три положения: I — все выключено; II — включен электродвигатель вентилятора; III — включены вентилятор и электромагнитный клапан.
Для прогрева двигателя котел заполняется через воронку сначала незначительным количеством воды (1,5 л). Затем открывается кран бензинового бачка и в камеру сгорания через включенный регулятор подачи топлива и электромагнитный клапан по трубке поступает в определенном количестве топливо. Одновременно при помощи вентилятора подается воздух. В начальный момент бензовоздушная смесь воспламеняется от включенной свечи накаливания, а потом от раскаленных газов, имеющихся в камере сгорания, после чего свеча накаливания выключается. После включения подогревателя он доливается водой (6—8 л). Вода, находящаяся в котле, прогревается и циркулирует через водяную рубашку двигателя, обогревая его. По окончании прогрева двигателя пусковой подогреватель выключают и производят пуск двигателя. Затем в его систему охлаждения вода заливается полностью. Подогреватель такой же конструкции применен на автомобилях ЗИЛ-131 и ЗИЛ-133.
Пусковой подогреватель автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-66 и Урал имеет устройство и принцип действия, аналогичные устройству и принцхшу действия подогревателя, рассмотренного выше.
—
У автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 пусковой подогреватель (рис. 2) имеет котел, включенный в систему охлаждения двигателя. В камеру сгорания котла топливо подают самотеком из бака. Поступление топлива дозируется регулировочной иглой электромагнитного клапана. Воздух подается вентилятором. Смесь воспламеняется свечой 8. В цепь свечи включено дополнительное сопротивление, установленное на пульте управления подогревателем. По накалу спирали сопротивления судят о работе свечи. Когда в камере сгорания котла будет достигнуто устойчивое горение, свечу выключают (топливо будет воспламеняться от ранее зажженного пламени).
Рис. 2. Пусковой подогреватель двигателя автомобиля ГАЭ-53А: 1—заливная горловина, 2 — топливный бак, 3 — вентилятор, 4 — воздухоподводящий шланг, 5 — переключатель, 6 — пульт управления, 7 — электромагнитный клапан, 8 —свеча, 9 — котел, 10 — направляющий кожух, 11 — сливной кран
На автомобилях КамАЗ пусковой подогреватель используют при температуре ниже —25 °С. Для облегчения пуска холодного двигателя при температуре до —25 °С предназначено пусковое устройство «Термостарт». Подача топлива на раскаленные электрофакельные свечи обеспечивается при повертывании коленчатого вала двигателя стартером. Образовавшийся во впускных трубопроводах факел подогревает воздух, поступающий в двигатель.
Категория: - Оборудование, кузов и органы управления
Пусковой подогреватель двигателя автомобиля
Категория:
Устройство автомобиля
Пусковой подогреватель двигателя автомобиля
Пусковой подогреватель предназначен для разогрева двигателя перед пуском при низкой температуре окружающего воздуха.
На автомобиле ГАЗ-66 установлен пусковой подогреватель жидкостного типа, работающий на топливе, применяемом для двигателя. Он установлен на двигателе с левой стороны. Подогреватель состоит из котла , топливного бачка.
Рис. 1. Пусковой подогреватель: 1 — электромагнитный клапан; 2 — наливная воронка; топливный бачок; 3 — переключатель электродвигателя вентилятора и электромагнитного клапана; 4 — пульт управления; 6 — электровентилятор; 7 — свеча: 8- дренажная трубка; 9 — пробка; 10 — котел; 11 —- газоотводящий патрубок: 12 – сливной краник; 13 — направляющий кожух
Рис. 2. Электромагнитный клапан: 1 — катушка; 2 — сердечник в сборе с клапаном: 3 — пружина сердечника; 4 — основание; 5 — регулировочная игла
Котел неразборный, состоит из камеры сгорания, жаровой трубы, газохода и двух соединенных между собой жидкостных рубашек (теплообменника). Котел постоянно включен в систему охлаждения двигателя.
В камеру сгорання котла топливо подается из бачка самотеком, а воздух электровентнлятором. Для управления подачей топлива установлен электромагнитный клапан с регулировочной иглой. Работает этот клапан следующим образом. При включении переключателя пульта управления ток поступает в катушку и сердечник, на конце которого расположен резиновый клапан, перемещаясь, открывает доступ для прохода топлива в камеру сгорания котла. При выключении переключателя сердечник под действием пружины возвращается в первоначальное положение и перекрывает топливопровод.
Для нормального горения (без дыма и копоти), а также ограничения вылета пламени из газоотводящего патрубка в электромагнитном клапане имеется регулировочная игла, с помощью которой можно изменять подачу топлива. Первоначальное воспламенение смеси производится свечой накаливания. В электрическую цепь свечи последовательно включено дополнительное сопротивление — контрольная спираль. По накалу спирали судят о работе свечи. Когда установится устойчивое горение, свечу выключают и горение поддерживается зажженным пламенем.
Пульт управления подогревателем установлен на панели съемного пола (сзади двигателя). На пульте размещены: переключатель электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора, контрольная спираль, включатель свечи накаливания и кнопочный предохранитель.
Ручка переключателя имеет три положения: 0 — все выключено (ручка нажата до отказа); I — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута на половину хода); II—включены электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянута до отказа).
Работает подогреватель следующим образом. Горячие газы, образовавшиеся в результате сгорания топлива, нагревают жидкость, залитую в котел. Потом газы проходят по газоходу, а затем, меняя направление, поступают под картер двигателя для подогрева масла. Так как котел постоянно включен в систему охлаждения двигателя, то нагретая жидкость и пар поступают в рубашку охлаждения двигателя и подогревают его.
Порядок пуска двигателя с применением подогревателя: 1. Закрыть жалюзи радиатора. 2. Откинуть кабину автомобиля. 3. Открыть пробку радиатора и закрыть все сливные краники. Отвернуть пробку в воронке. 4. Проверить наличие топлива в бачке. 5. Открыть краник топливного бачка. 6. Прочистить дренажную трубку подогревателя. 7. Продуть подогреватель, для чего ручку переключателя поставить в положение I на 30—60 с, после чего ручку снова возвратить в положение 0. 8. Залить 1,5 л воды в подогреватель через воронку. 9. Пустить подогреватель, для чего включить свечу и через 30—35 с, когда контрольная спираль станет ярко-красной, переместить ручку переключателя в положение II; при этом включается вентилятор и открывается электромагнитный клапан. Через несколько секунд послышится гудение, и когда оно будет сильным, выключить свечу. 10. Залить в работающий подогреватель 6-7 л воды через воронку подогревателя и завернуть пробку воронки. Опустить кабину. 11. Через 10—20 мин работы подогревателя (в зависимости от температуры окружающего воздуха) вода в двигателе нагревается. 12. Провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой и пустить двигатель. 13. Прогреть двигатель в течение 1—2 мин и заглушить. 14. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя в положение I, и закрыть краник топливного бачка. После прекращения горения в котле, примерно через 50—60 с, перевести переключатель в положение 0. 15. Отвернуть пробку наливной воронки подогревателя и залить воду в двигатель до его заполнения.
16. Пустить двигатель и залить воду в радиатор до заполнения системы охлаждения.
Если система охлаждения заполнена низкозамерзающей жидкостью, то порядок пуска подогревателя, подогрева и пуска двигателя аналогичен изложенному, за исключением того, что система уже заполнена охлаждающей жидкостью.
Правила пользования подогревателем и меры предосторожности: 1. При пользовании подогревателем необходимо помнить, что невнимательное обращение с ним, а также неисправность подогревателя могут послужить причиной пожара. 2. К пользованию подогревателем допускается водитель, хорошо изучивший настоящие правила. 3. При разогреве двигателя водитель должен присутствовать и следить за горением в подогревателе до его выключения. 4. Запрещается разогревать двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом. 5. Необходимо содержать в чистоте и исправности как подогреватель, так и двигатель, так как замасленность двигателя (особенно картера) и подтекание топлива ‘могут послужить причиной пожара. 6. Краник топливного бачка подогревателя открывать только на время работы подогревателя.
7. В летнее время топливный бачок подогревателя нужно держать без топлива.
Категория: - Устройство автомобиля
Пусковой подогреватель* предназначен для прогрева двигателя перед его пуском при низкой температуре окружающего воздуха. Им можно прогреть двигатель, система охлаждения которого заполнена водой или низкозамерзающей жидкостью. Подогреватель работает на бензине, применяемом для двигателя. Подогреватель 13 (рис. ниже) двигателя состоит из теплообменника и горелки. Теплообменник представлен двумя газоходами - внутренним и наружным - и двумя жидкостными рубашками, соединенными между собой. Подогреватель постоянно включен в систему охлаждения двигателя. В камеру сгорания подогревателя бензин подается самотеком из бачка 2 через электромагнитный запорный клапан 5.
Установка пускового оборудования
При включении переключателя пульта управления ток поступает в катушку 1 (рис. ниже), сердечник 2 при этом оттягивается, и бензин беспрепятственно поступает в камеру сгорания подогревателя. При выключении переключателя сердечник 2, на котором расположен резиновый уплотняющий клапан, под действием пружины 3 перекрывает бензопровод.
Электромагнитный клапан
Воздух для горения подается электровентилятором 3 (см. первый рис.).
Первоначальное воспламенение смеси производится свечой накаливания 8. После того, как в камере установится устойчивое горение, свеча выключается.
В цепь свечи последовательно включена контрольная спираль, которая установлена на пульте управления. По накалу контрольной спирали судят о работе свечи.
Для нормальной работы подогревателя и получении оптимальной теплопроизводительности игла 5 (см. рис. выше) должна быть отрегулирована таким образом, чтобы язык пламени не выходил из газоотводящего патрубка 11 (смотрите первый рисунок), но находился на его конце. Нормальная работа подогревателя определяется по равномерному гулу при горении в котле и выходу отработавших газов без дыма. С целью обеспечения пожарной безопасности не допускается работа пускового подогревателя при наличии пламени на газоотводящем патрубке подогревателя на установившемся режиме.
Образующиеся в результате горения газы закрученным потоком проходят по газоходам и отдают тепло жидкости, находящейся в теплообменнике. Газы, пройдя через выпускной и направляющий патрубки, используются для обогрева масла в картере. Жидкостная полость теплообменника подогревателя посредством штуцеров и трубок соединена с системой охлаждения двигателя.
Под капотом на щитке передка установлен пульт управления подогревателем, на котором размещены: переключатель 1 (рис. ниже) электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора, контрольная спираль 2, выключатель 3 свечи накаливания и кнопочный предохранитель (на рис. не виден).
Пульт управления подогревателем
Ручка переключателя 1 имеет три положения:
Положение 0 - все выключено (ручка нажата до отказа).
Положение I - включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута на половину хода).
Положение II - включены электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянута до отказа).
Электрическая схема пульта управления подогревателем приведена на схеме электрооборудования автомобиля.
* Часть автомобилей ГАЗ 5312 выпускается без пускового подогревателя.
Пусковой подогреватель двигателя предназначен для прогрева двигателя перед его пуском при низкой окружающей температуре воздуха. Подогреватель работает на топливе, применяемом для двигателя.
Подогреватель может прогревать двигатель, система охлаждения которого заполнена водой или антифризом.
Подогреватель установлен на двигателе с правой стороны (рис. 1). Подогреватель представляет собой неразборный котел 15, состоящий из камеры сгорания, жаровой трубы, газохода и двух соединенных между собой жидкостных рубашек (теплообменника). Котел постоянно включен в систему охлаждения двигателя.
В камеру сгорания котла топливо подается из бачка 1 самотеком. Для управления подачей топлива установлен электромагнитный клапан 23 с регулировочной иглой 4 и топливным фильтром.
Клапан работает следующим образом: когда переключатель 21 пульта управления выключен, сердечник под действием пружины перекрывает топливопровод; при включении переключателя ток поступает в катушку, сердечник оттягивается, и топливо беспрепятственно попадает в камеру сгорания подогревателя.
Воздух в камеру сгорания подается вентилятором, установленным под капотом двигателя.
Первоначально воспламенение смеси производится свечой накаливания 11. После того как в камере установится устойчивое горение, свеча выключается, и дальнейшее горение топлива происходит от ранее зажженного пламени.
В цепь свечи последовательно включено дополнительное контрольное сопротивление, установленное на пульте управления подогревателем. По накалу спирали сопротивления судят о работе свечи.
После воспламенения топлива от свечи подогревателя, образующиеся горячие газы закрученным потоком проходят по жаровой трубе и отдают тепло подогреваемой жидкости, залитой в котел.
Газы, проходящие через выпускной патрубок, лотком 13 направляются под картер двигателя, где используются для обогрева масла в картере.
Жидкостная полость котла подогревателя посредством трубок 12 и 17 соединена с системой охлаждения двигателя. На щите двигателя установлен в отдельном кожухе пульт 18 управления подогревателем, на котором установлены выключатель 20 свечи, контрольная спираль 19 и переключатель 21.
Переключатель имеет три положения:
положение 0 — все выключено (ручка переключателя нажата до отказа);
положение 1 — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута на половину хода);
положение II — включены электродвигатель вентилятора и магнитный клапан (ручка вытянута до отказа).
Электрическая схема пульта управления подогревателем показана на рис. 2.
Порядок пуска двигателя при применении воды в качестве охлаждающей жидкости. Прогрев и пуск двигателя нужно производить в следующем порядке:
1. Подготовить воду для заполнения всей системы охлаждения.
2. Закрыть жалюзи радиатора, открыть капот двигателя, при сильном ветре принять меры к тому, чтобы открытый капот не был поврежден. Отключить масляный радиатор и надеть утеплительный чехол на облицовку радиатора.
3. Открыть пробки радиатора и заливной воронки подогревателя, закрыть кран котла подогревателя и кран трубопровода подогревателя.
Если краны замерзли, то следует закрыть их при прогреве двигателя, после того как из кранов пойдет вода.
Сливной кран радиатора оставить открытым.
4. Если топливо в бачке отсутствует или его недостаточно, наполнить бачок. При наполнении бачка надо следить, чтобы он не был переполнен и чтобы не проливалось топливо. Емкость бачка 2 л.
5. Залить 1,5 л воды в котел подогревателя через воронку З (см. рис. 1).
6. Открыть кран 24.
7. Переместить ручку 21 переключателя в положение II на 15—20 сек; при этом включается электродвигатель вентилятора, открывается электромагнитный клапан и асбестовая футеровка камеры сгорания смачивается бензином. При очень низкой температуре это время надо увеличить до 60 сек.
Поставить переключатель в положение 0 и включить выключатель 20 свечи, оставляя его нажатым. Как только контрольная спираль накалится до светло-красного цвета, происходит воспламенение бензина в камере сгорания; при этом будет слышен хлопок. После хлопка пустить подогреватель, переместив ручку переключателя 21 в положение II.
При достижении устойчивой работы подогревателя выключить свечу, отпустив выключатель 20.
8. Если подогреватель по каким-либо причинам не начал работать, повторить его пуск.
В случае замерзания воды в трубках 12 и 17 (проверяется на ощупь) оттаивание ее нужно производить периодическим включением подогревателя на 1—2 мин с интервалами 2—4 мин и подачей вентилятором воздуха в котел подогревателя между включениями. Нельзя допускать продолжительную работу подогревателя при замерзших трубках (более 2 мин).
9. По истечении 1—2 мин после пуска подогревателя нужно дополнительно залить через воронку котла 6—8 л воды в двигатель, закрыть пробку воронки и продолжать прогрев двигателя. На время прогрева двигателя капот следует закрыть. Если подогреватель при закрытом капоте глохнет, капот нужно оставить приоткрытым, подложив под него какой-либо предмет. Воду необходимо заливать аккуратно, не проливая ее на агрегаты электрооборудования.
10. Когда вода в двигателе нагреется и появится пар из наливной горловины радиатора, провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой.
Вал готового к пуску двигателя легко проворачивается, причем на пусковой рукоятке отчетливо ощущается сопротивление компрессии.
11. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя 21 в положение I (на продувку котла), и закрыть кран 24. Примерно через 50—60 сек после прекращения гудения пламени в котле подогревателя выключить вентилятор, переместив ручку переключателя в положение 0. Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя могут произойти выброс пламени и подгорание воздухоподводящего шланга 10.
12. Пустить двигатель, и закрыть сливной кран патрубка радиатора. Если он замерз, закрыть его после оттаивания при заливке воды.
13. Прогревая двигатель на средних оборотах, налить дополнительно воды в двигатель через наливную воронку до полного ее заполнения и закрыть пробку воронки. Затем налить воду в радиатор до заполнения объема системы охлаждения и закрыть пробку радиатора. При наличии расширительного бачка налить в него 2 л воды.
14. После прогрева воды в системе охлаждения двигателя до температуры 60—70° С (по указателю температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов) можно начинать движение автомобиля.
15. Слив воды из системы охлаждения нужно производить через кран радиатора, кран 14 котла и кран 7 трубопровода подогревателя, повернув ручку 6 управления краном; при этом необходимо открывать пробку радиатора или расширительного бачка. При наличии расширительного бачка надо сливать воду также через кран, расположенный в днище расширительного бачка.
Порядок пуска двигателя при использовании для охлаждения двигателя антифриза. При применении в качестве охлаждающей
жидкости антифриза подготовку к пуску двигателя следует вести, как было указано выше, за исключением пп. 1,3, 5, 9 и 13.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453