С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Работа сцепления автомобиля


Принцип работы сцепления автомобиля

Оно является одним из элементов трансмиссии. Главным принципом функционирования считается передача вращательного момента от мотора на коробку скоростей. При помощи сцепления можно на небольшой промежуток времени провести отключение от ДВС остальных трансмиссионных узлов и вновь подсоединить их плавно. Такое действие сделает начало движения машины равномерным, без рывков, снизить нагрузочное воздействие на механические агрегаты.

Содержание:

Конструктивные особенности

Сцепление на один диск, которое устанавливается на жигулях девятой модели, состоит из ведущих и ведомых частей.

Ведущие:

  • маховик;
  • диск и пружины нажимного действия.

Ведомые:

  • диск с накладками фрикционного типа;
  • демпфер, необходимый для погашения колебаний.

Теперь рассмотрим принцип работы сцепления автомобиля.

Рабочая схема

Когда начинает выжиматься педаль, с помощью тросика или гидравлики двигается вилка, перемещая выжимной к пружинке дифрагмента. Ее лепесточки выгибаются, снаружи расположенные края отодвигаются от нажимного дискового элемента, высвобождая последний. Подача вращения от мотора на трансмиссионный привод заканчивается.

Следует добавить, что пружинки, располагаемые на дисковой поверхности, необходимы для поглощения ударов от трансмиссии, образующихся при резковатых сбросах сцепления. Система функционирует устойчиво, но некоторые проблемные вопросы случаются.

Наиболее вероятные поломки

Раньше сцепление меняли после стотысячного пробега. Современные конструкции отличаются несколько большим ресурсом, если организована грамотная эксплуатация транспортного средства и необходимый уход за ним. Чаще всего изнашивается фрикционный дисковый материал, напоминающий колодки тормозов. При существенном истирании диска появляется проскальзывание, сцепление перестает подавать силу от мотора на колесную базу.

Такое возможно только в том случае, если диски крутятся с различными скоростными режимами. Когда они плотно прижаты один к другому, фрикционный состав сдерживает диски, которые вынуждены вращаться одинаково.

Еще одна вероятная проблема – диск системы сцепления не отрывается от нажимного. Отжатое не полностью сцепление будет продолжать вращение ведущего вала. В такой момент при включении скорости слышен «хруст» или ощущается подклинивание. Этому есть несколько причин:

  • растянулся или повредился тросик;
  • износился либо подтекает цилиндр механизма сцепления;
  • в гидравлику попал воздух;
  • педальный рычаг выставлен с нарушением;
  • установлены детали от другого автомобиля.

Очередной сложностью считают тугость в сцеплении. Для каждого включения скорости необходимо прикладывать некоторую силу. Чрезмерно туговатая педаль подтверждает, что в системе появилась поломка. Порой износ уплотнений и заторы в гидравлике приводят к тому, что в педали появляется тугость. Это возможно, если износился выжимной, отвечающий за отключение сцепления.

Диагностика сцепления машины

Когда слышны посторонние звуки, то это не означает, что проблема в сцеплении. Шумность при холостых оборотах, исчезающая после отжимания педали, может быть вызвана неполадками в контактной точке подшипниковой вилки. Машину следует запустить, установив на ручной тормоз, и включить нейтральную передачу. Послушать, имеется ли гул на холостых оборотах без нажатой педали. Если да, необходимо проверять трансмиссию. При отсутствии шумовых признаков на «найтралке» выжимаем сцепление и внимательно слушаем. Возникший скрежет станет свидетельством того, что необходим ремонт вилки либо выжимного подшипникового устройства. Но если и на этом этапе проверки нет шума, то сцепление выжимаем до упора. При возникновении скрипа можете быть уверены – неисправность кроется в вилке или подшипнике управления.

Разновидности сцеплений

Коробка-автомат может иметь несколько вариантов сцеплений, включаемых и выключаемых планетарными передачами. Каждое устройство приводится в работу специальной жидкостью под определенным давлением. Есть авто, в которых имеется охлаждающий вентилятор, работающий от мотора. Он находится под управлением вязкостной муфты – еще одной разновидности сцепления.

Зная принцип работы сцепления, всегда есть возможность без проблем выполнить его ремонт самостоятельно, меняя определенные детали либо весь механизм в комплекте. Но при недостаточном опыте все же рекомендуется воспользоваться помощью профессиональных специалистов.

Принцип работы сцепления в автомобиле +видео

Слишком резкий старт автомобиля, работа при слишком высоких нагрузках и другие подобные факторы часто становятся причиной поломки системы сцепления. Судить о появлении неисправности можно по возникающим проблемам с коробкой переключения передач, по пробуксовыванию авто при изменении передачи и при превышении оборотов двигателя при условии того, что авто не набирает скорость.

Возникновение проблем приводит к тому, что систему сцепления необходимо срочно заменить полностью, или произвести ремонт тех или иных деталей узла. В противном случае проблема может спровоцировать серьёзные неполадки во время езды и стать причиной возникновения ДТП.

Крайне важно понимать принцип работы сцепления, знать устройство механизма, и с чем именно связана проблема.

Система сцепления в автомобиле — один из основных механизмов, без которого связь двигателя с трансмиссией была бы невозможна. Сцепление также позволяет временно разъединять указанные узлы во время того, как автомобилист переключает передачу, притормаживает или останавливает транспортное средство.

Система сцепления в авто работает по довольно простой схеме – механизм провоцирует плотное сжатие между собой сразу нескольких узлов: деталей маховика, сцепного диска и прижимной поверхности корзины. Пока автомобилист нажимает педаль сцепления, внутри авто происходят следующие процессы:

  1. Диски (прижимной и ведомый) плотно прилегают друг к другу и к рабочему маховику;
  2. Вал первичного типа заезжает в шпилевую муфту;
  3. На диске сцепления зарождается крутящий момент, который далее передаётся на первичный вал;
  4. Когда водитель выжимает педаль сцепления, начинает работать привод;
  5. Выжимной подшипник давит на выжимные пружины;
  6. Рабочая поверхность отходит от сцепления, что провоцирует высвобождение диска.

В итоге вал коробки прекращает движение, при этом двигатель авто работает в стандартном режиме.

Какие функции выполняет

В автомобиле сцепление выполняет сразу несколько функций: во-первых, оно обеспечивает постоянное взаимодействие дисков, располагающихся сразу на двух валах. Вторая важная функция — обеспечение плавного старта автомобиля с места.

Стоит отметить, что при отсутствии сцепления автомобиль не двинулся бы с места за счёт того, что именно данный узел позволяет валу двигателя взаимодействовать с валом трансмиссии, который находится в неподвижном и фиксированном состоянии. За счёт сцепления обороты, обеспечиваемые валами, начинают постепенно увеличиваться, в итоге транспортное средство стартует, начинается движение с места.

Другими словами, сцепление необходимо для соединения вала коробки передач и маховика двигателя в момент переключения передачи

Если валы по стечению обстоятельств или намерено были разъединены слишком быстро, неподвижный вал трансмиссии спровоцирует неприятные последствия — заклинит вал двигателя. Итог крайне печален — либо автомобиль попросту заглохнет на месте, либо из строя выйдут те или иные механизмы сцепления. В случае поломки может потребоваться довольно дорогостоящий ремонт с заменой неисправных деталей.

Видео: принцип действия сцепления, и зачем оно нужно

  • Автор: Андрей
  • Распечатать

Устройство и принцип работы сцепления в авто

Система сцепления предназначена для подключения двигателя транспортного средства к коробке передач. В целом, ее можно назвать связующим звеном между этими двумя силовыми агрегатами. В этой статье мы расскажем вам, в чем заключается принцип работы сцепления, из каких компонентов состоит система и наглядное видео работы устройства.

Как сказано выше, основным предназначением системы является плавное соединение шкива КПП и маховика мотора авто во время переключения скоростей и трогания машины с места.

Иными словами, сцепление выполняет функцию выключателя крутящего момента.

Также стоит отметить, что СС (система сцепления) предотвращает возникновение перезагрузки и повреждений трансмиссии во время аварийного торможения.

Однодисковый агрегат авто

Различают несколько видов СС по различным свойствам:

  • по числу ведомых дисков: однодисковые или многодисковые (первый вариант наиболее распространен);
  • по принципу функционирования: «мокрое» или «сухое» («сухие» сцепления являются наиболее распространенными);
  • по принципу включения маховика системы могут быть механическими, гидравлическими, электрическими или комбинированными;
  • по принципу воздействия на прижимной диск.

Далее рассмотрим устройство сцепления, то есть из каких частей он состоит. Чтобы вам был более понятен принцип функционирования устройства, мы также покажем видео наглядного примера работы.

Нажимной элемент

Этот диск среди отечественных автомобилистов принято называть «корзиной». Данный компонент представляет собой устройство округлой формы. Пружинки «корзины» соединяются с прижимной площадкой, которая также имеет округлую форму.

«Корзина» или нажимной элемент

Ведомый шкив

По своей форме этот компонент также округлый и состоит он из нескольких элементов:

  • металлическое основание диска;
  • шлицевая муфта;
  • углепластиковые накладки, которые также могут быть изготовлены из керамических материалов или кевлара — данные компоненты крепятся к основанию диска посредством специальных устройств;
  • специальные толстые пружины, называющиеся демпферными, они располагаются по периметру круглого основания. В частности, они находятся вокруг муфты и предназначены для того, чтобы предотвратить возникновение вибраций.
Ведомый шкив механизма

Выжимной элемент

По сути это подшипник. Одна сторона данного компонента является площадкой, которая находится на первичном шкиве и прикрепляется к защитному кожуху вала. К слову, первичный шкив немного выступает из агрегата КПП.

Выжимной компонент системы сцепления активируется в момент нажатия на оправу. По своему принципу действия подшипник может быть:

Выжимной подшипник механизма

Привод

Система привода по своей конструкции, как сказано ранее, может быть гидравлической, электрической или механической. Рассмотрим принцип работы каждой из них.

  • «Гидравлика» состоит из двух цилиндров: главного и рабочего, которые соединяются между собой при помощи патрубка высокого давления. При нажатии на педаль сцепления при помощи давления активируется шток главного цилиндра, с одной стороны которого находится специальный поршень. Данный поршень выжимает тормозную жидкость, в результате чего в системе возникает давление, которое, в свою очередь, передается к рабочему цилиндру через патрубок. Что касается рабочего цилиндра, то его конструкция схожа: на нем также расположен поршень и шток. В результате возникновения давления поршень приводит в действие шток, который воздействует на выжимную вилку.
  • Что касается электрического привода, то во время нажатии на педаль активируется специальный электрический моторчик, к которому подключается тросик.
  • В системе механического привода усилие, которое возникает при нажатии на педаль сцепления, переходит на выжимную вилку при помощи тросика, который расположен внутри кожуха.
Двухдисковый агрегат авто

Педаль

Как известно, педаль сцепления системы расположен слева от педали тормоза. Если ваше транспортное средство оборудовано автоматической коробкой передач, то педаль сцепления в нем будет отсутствовать. Тем не менее, сам механизм, разумеется, будет.

Как работает?

Если вы не знаете, как работает сцепление, то наша статья поможет вам разобраться в этом вопросе. Рассмотрим принцип работы сцепления автомобиля на деле.

Если сцепление отпущено, то ведомый вал в это время зажат между нажимным диском и маховиком. Когда водитель нажимает на газ, в системе возникает трение, в результате чего крутящий момент перенаправляется от маховика ДВС на силовую скорость транспортного средства.

 Загрузка ...

Когда водитель выжимает педаль СС, детали агрегата начинают функционировать и взаимодействовать между собой. В результате этого ведомый вал освобождается от прижимного усилия. Чтобы это произошло, в работу вступает тросик устройства. На выжимной подшипник воздействует вилка отключения механизма, в результате чего подшипник начинает движение к маховику вдоль вала. После этого подшипник оказывает давление на пластинки нажимной пружины.

В том случае, если лепестки пружины механизма прогибаются в сторону маховика, пружина отгибает наружный край от нажимного диска, таким образом освобождая его. Одновременно тангенциальные пружинки отпускают нажимной диск, в результате чего крутящий момент перестает передаваться от мотора к КПП.

Если водитель отпускает педаль, нажимной диск начинает взаимодействовать с ведомым шкивом посредством диафрагменной пружины. Также стоит отметить, что нажимной диск взаимодействует с маховиком во время отпускания педали. Тогда крутящий момент начинает передаваться от мотора к КПП в результате образовавшихся сил трения.

Схема механизма с обозначением каждого элемента

Далее рассмотрим схему устройства а также расскажем, из каких деталей оно состоит.

  • 1 — непосредственно оболочка тросика механизма;
  • 2 — нижняя часть оболочки, наконечник;
  • 3 — устройство крепления тросика педали;
  • 4 — защитный чехол тросика;
  • 5 — нижняя часть тросика;
  • 6 — гайка, позволяющая регулировать положение педали;
  • 7 — контргайка;
  • 8 — поводок тросика;
  • 9 — вилка выключения механизма;
  • 10 — защитный кожух устройства;
  • 11 — винт крепления;
  • 12 — нажимной диск;
  • 13 — маховик агрегата;
  • 14 — ведомый шкив;
  • 15 — первичный шкив силового агрегата;
  • 16 — нижняя часть картера устройства;
  • 17 — непосредственно сам картер механизма;
  • 18 — пружина нажимного устройства;
  • 19 — подшипник, предназначенный для выключения во время переключения скоростей;
  • 20 — фланец муфты;
  • 21 — втулка муфты выжимного элемента;
  • 22 — уплотнительная резинка;
  • 23 — верхняя часть оболочки тросика;
  • 24 — верхняя часть тросика;
  • 25 — опорная деталь крепления педали устройства;
  • 26 — пружина педали механизма;
  • 27 — непосредственно сама педаль;
  • 28 — упорная пластина.

Видео от Михаила Нестерова «Принцип работы сцепления»

В этом видео показан принцип работы механизма.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости