Ремень ГРМ представляет собой замкнутое резиновое кольцо, диаметр которого зависит от типа и модели двигателя. Внутренняя сторона ремня снабжена специальными насечками по всему периметру. Вот и вся схема ремня ГРМ. Не смотря на его простоту без него движения автомобиля невозможно. Задачей ремня является связать распределительный вал с коленчатым и синхронизация движения поршней с клапанами. Поскольку данная деталь выполнена из резины, в работе она практически бесшумна и не страдает от коррозии. Но устройство ГРМ характеризуется постоянным трением между ремнем и шкивами, из-за чего он изнашивается и требует периодической замены.
фотогалерея:
Работа ремня ГРМ заключается в передаче крутящего момента с коленвала двигателя на вентилятор, газораспределительный механизм, генератор и прочие узлы, точный состав которых зависит от модели автомобиля. Наиболее распространенными на данный момент являются зубчатые, клиновые и поликлиновые ремни. Зубчатый ремень ГРМ является наиболее сложным конструктивно, но и самым эффективным.
Обрыв ремня может стать серьезным бедствием для автомобильного двигателя, поскольку с его помощью приводится в движение газораспределительный механизм, и внезапная его остановка чревата поломкой клапанов и головки блока цилиндров. До ремней в ДВС использовались цепи. Их замена позволила несколько упростить и облегчить двигатель, а также улучшить его шумовые характеристики. Но ремень ГРМ нуждается в постоянном контроле состояния и натяжения.
Основная задача ремня ГРМ – соединение распредвала и коленвала, позволяющее открывать и закрывать клапана синхронизировано с работой поршней. Ремень должен крутить распределительный вал со скоростью, ровно вдвое меньшей скорости прокручивания коленвала. Это важно для нормальной работы ДВС.
Если ремень газораспределения соскакивает или рвется, поршень гарантированно бьется в открытый клапан, сгибая его, что ведет к дорогостоящему ремонту мотора. Следует отметить, что двигатели с такими конструктивными особенностями устанавливаются на подавляющее большинство производимых сегодня автомобилей.
Быстрый износ ремня, как правило, указывает на неисправность в системе газораспределения. Факторы влияния нужно изучить и устранить, дабы уберечь себя от серьезных поломок.
Дефектовка состояния ремня ГРМ.
Ремень выходит из строя без предупреждения, поэтому ему требуется периодическая замена. Периодичность колеблется в зависимости от марки и модели автомобиля. Данная информация приводится производителями в технической документации на машину. Специалисты рекомендуютменять ремень через каждые 75 000 километров пробега. Этот срок может быть большим или меньшим в зависимости от текущего состояния детали.
Видимы повреждения ремня явный повод для преждевременной замены.
Оно определяется визуально: если ремень не стерся, не растянулся, на нем не появились трещины и другие дефекты, он будет работать и дальше.
Ремень газораспределительного механизма располагается спереди двигателя и хорошо заметен. В некоторых моделях он устанавливается открыто, в некоторых – под крышкой, защищающей его и шкивы механизмов. В современных двигателях коленвал через ремень приводит в движение не только газораспределительную систему, но и многие другие устройства. Поэтому ремень проходит по сложному маршруту, для достижения максимальной компактности и оптимального натяжения он ограничивается регулируемыми валиками.
Для того чтобы снять ремень, необходимо ослабить подвижные валики, что снизит натяжение и позволит высвободить резиновую ленту, а на ее место установить новую. Далее нужно с помощью тех же валиков обеспечить максимальное натяжение ремня для обеспечения его наивысшей эффективности.
Меняя ремень устанавливайте только новый вместе с натяжителями и дополнительными ролики для повышения надежности и безопасности.
Следует отметить, что от состояния валиков и шкивов также во многом зависит работоспособность ремня и продолжительность его эксплуатации. Так что при обнаружении проблем иногда нужно менять и их. Для многих моделей автомобилей можно купить все валики сразу в комплекте с ремнем.
Связанные термины
Владелец автомобиля, даже не любящий что-либо делать своими руками, должен знать устройство своего автомобиля и найти, в случае необходимости, нужный механизм. Поскольку ремень ГРМ является важной деталью в работе любого автомобиля, автовладелец должен знать устройство этого механизма и где этот механизм расположен. Инструкция каждого автомобиля подробно рассказывает и прикладывает картинки, о том, как выглядит нужный механизм. Ремень ГРМ в виде резинового зубчатого ремня охватывает шкивы и является связующим звеном. В задачу ремня ГРМ входит обеспечение синхронизированной работы коленчатого вала и распределительного вала, технология работы данного звена обеспечивает зацепку еще нескольких важных вспомогательных агрегатов. И так, мы делаем вывод, что ремень ГРМ находится в постоянной работе, являясь важной деталью автомобиля и поэтому срок его службы не очень большой.
Ремень представляет из себя замкнутое кольцо, с внутренней стороны кольца имеются специальные насечки, их еще называют метки ремня ГРМ.
Современные автомобили очень часто оснащены ремнями ГРМ, которые изготовлены из резины.
Резиновые ремни ГРМ не издают шума и не подвержены коррозии. Конструкция ремня ГРМ состоит из водяной помпы, натягивающего ролика и сальников.
В обязанность натягивающего ролика входит обеспечение дополнительной натяжки ремня.
Если натягивающий ролик изнашивается, ремень ГРМ начнет провисать и быстро изнашиваться.
Профессионалы говорят о том, что если вы вынуждены менять ремень ГРМ — купите оригинальное изделие, тем самым вы предотвратите машину от преждевременного обрыва ремня.
При замене ремня ГРМ, меняйте и ролик и помпу одновременно.
Обрыв ремня ГРМ грозит выходом из строя клапанной группы, а далее происходят серьезнейшие поломки других частей двигателя.
Поломки происходят из-за того, что современные двигатели машин имеют высокий крутящий момент.
И уж если стоит вопрос о замене ремня ГРМ, необходимо внимательно осмотреть все элементы ремня ГРМ.
После разрыва ремня ГРМ, распредвал остановит свою работу, а коленвал продолжит крутиться.
Вне зависимости от передачи и от оборотов двигателя, поршни с большой силой бьют по клапанам мотора.
Из-за этого, клапаны гнутся.
В практике бывают случаи, когда клапан пробивает поршень.
Причин обрыва ремня ГРМ много, мы укажем на основные:
-ремень ГРМ эксплуатировался большой срок и пришел поэтому в негодность;
-ремень ГРМ был установлен низкого качества (не оригинальный);
-заклинила помпа — самая частая причина;
-ролики заклинило;
-плохо отрегулирован натягивающий ролик;
-из-за поломки заклинило распредвал;
-заклинило коленвал.
Поломку лучше предупредить, а для этого нужно придерживаться определенных правил:
-своевременно, согласно инструкции, меняйте ремень ГРМ;
-обращайте внимание на состояние сальников, посмотрите не остаются ли пятна масла на асфальте;
-не упускайте из вида аварийную лампочку давления масла, если лампочка загорелась, остановите машину и выясните причину загорания аварийной лампочки;
-в случае замены ремня ГРМ, используйте только оригинальные детали всех комплектующих;
-следите за натяжением ремня ГРМ и его состоянием;
-не пропустите даже небольшой шум из привода, при появлении шума, осмотрите ролики и водяную помпу.
Профессионалы рекомендуют, менять ремень ГРМ через каждые 50 000 км. пробега, а если машина мало эксплуатируется, ремень ГРМ необходимо менять каждые 6 лет, одновременно меняется и натяжной ролик.
Не ленитесь и через каждые 40 — 45 тысяч километров пробега проверяйте состояние ремня ГРМ, при выявлении признаков повреждения или износа, ремень необходимо заменить.
Чтобы проверить натяжение ремня, снимите воздушный фильтр и снимите крышку ремня ГРМ, возможно придется снять декоративную крышку двигателя. Возьмитесь за ремень двумя пальцами и перекрутите его вокруг оси, ремень должен закрутиться на 90* вокруг собственной оси.
Более точное натяжение можно проверить при помощи специальных приборов. Если ремень затянут выше нормы, он быстро будет изнашиваться, водяной насос и натяжной ролик выйдут из строя.
Если ремень плохо натянут, это будет причиной проскальзывания ремня по зубцам и из-за этого нарушатся фазы газораспределения.
Прежде чем произвести замену ремня ГРМ, необходимо произвести демонтаж старого ремня.
Первоначально отключите клемму “минус” от аккумулятора и удалить приводной ремень генератора.
Далее, устанавливаем поршень первого цилиндра в позицию “верхняя мертвая точка”.
Ключом (15), откручиваем болт, который крепит ролик, слегка повернув сам ролик, снижаем натяжение ремня.
Далее, снимаем ремень ГРМ со всех шкивов.
В этот момент помощник должен зафиксировать коленчатый вал с помощью большой отвертки и удерживать его.
А вы в это время снимаете заглушку с картера сцепления.
При помощи 17 ключа, открутите болт шкива коленчатого вала и удалите его, затем демонтируйте шкив привода генератора.
Аккуратно удалите шайбу привода ремня ГРМ и снимите сам ремень ГРМ со шкива коленчатого вала.
Демонтаж окончен, теперь очистите шкивы и натяжной ролик от масла и грязи. Можно пользоваться уайтспиритом или ветошью увлажненной бензином. Установите новый ремень ГРМ и сделайте все в порядке, противоположном снятию.
При этом, соблюдайте правила:
-шкив привода генератора устанавливается в специальную выемку;
-установив ремень, создайте оптимальное натяжение ведущей ветви;
-применяйте специальный ключ для натяжки ремня, вставляйте его в пазы натяжного ролика и поворачивайте ролик против часовой стрелки. Ролик необходимо поворачивать до тех пор, пока выемка на внешнем диске не станет вровень с прямоугольным выступом не его внешней втулке;
-пользуйтесь ключом на 15 при затяжке болта, который фиксирует ролик;
-проверьте все метки;
-если после замены ремня ГРМ появится шум от привода распредвала, значит поломался подшипник натяжного ролика, ролик придется заменить.
В специализированном магазине купите оригинальную деталь натяжного ролика, произведите монтаж в порядке, противоположном установке ремня ГРМ.
Произведя замену, следите, чтобы отверстия под специальный ключ, находились снаружи.
В автомобильной терминологии достаточно много слов и словосочетаний, которые способны напугать начинающих автомобилистов. Одним из них является «ремень ГРМ», о значении и предназначении которого я бы хотел рассказать вам сегодня.
Начнем с аббревиатуры ГРМ, обозначающей дословно – газораспределительный механизм. Главная задача этого механизма раскрывается в его названии: он обеспечивает цикл всасывания воздушной смеси в камеру сгорания и вывод из нее отработанных газов. Вся эта «магия» осуществляется над блоком цилиндров и состоит из вращающегося кулачкового вала либо нескольких валов, которые заставляют систему работать, клапанов, которые перекрывают эти каналы, и разного рода соединительных элементов (пружин и других деталей).
Так вот, герой сегодняшней статьи – это элемент, который приводит во вращение кулачковый вал газораспределительного механизма, заставляя данную систему выполнять свои функции. Кроме этого через данную ременную передачу параллельно может приводиться в действие и другие узлы двигателя – такие, как: помпа охлаждающего контура, масляный насос и др. Вращение же на сам ремень передается от коленчатого вала двигателя, движение которого и есть результат работы двигателя.
Внешне расходник представляет собой замкнутый резиновый пояс, усиленный внутри нитями корда, с зубцами. Именно благодаря последним обеспечивается синхронность работы системы и исключается проскальзывание.
Однако из-за недолговечности такого пояса очень часто в автомобилях вместо него устанавливают цепной привод. Но и он не идеален — повышает шумность и стоимость двигателя.
Наиболее распространенной поломкой, которая касается ремня ГРМ, является его обрыв, подробнее здесь. Основная причина обрыва – несоблюдение регламентных сроков замены данного узла.
Среди иных распространенных причин можно назвать:
Что касается последствий, то обрыв последнего приводит к невозможности дальнейшей работы двигателя до его замены. Кроме того такая неполадка может привести к ситуации, когда под действием сил инерции внутри цилиндра могут столкнуться поршень и оставшиеся в открытом положении клапана, что приведет к поломке последних и многократному увеличению стоимость ремонта.
Название газораспределительный механизм говорит само за себя о его назначении. Состоит механизм из клапанов, которые впускают воздух и выпускают выхлопные газы из цилиндров двигателя. Работой клапанов управляет распределительный вал, при вращении которого, его кулачки открывают и закрывают клапана. Распределительный вал получает вращение от коленчатого вала. Для передачи этого вращения и служит ремень газораспределительного механизма.
До недавнего времени в приводе газораспределительного механизма вместо ремня применялась цепь. Она и до сих пор применяется во многих двигателях, но не так массово. Сокращение числа выпускаемых моторов с цепным приводом связано с несколькими причинами:
Сейчас не редки автомобили, у которых срок службы ремня ГРМ равен сроку службы двигателя. При этом ремень не издаёт посторонних звуков, и изготовить его до сих пор дешевле, чем цепь.
Так что же такое ремень ГРМ? По своей сути, его устройство повторяет любой приводной ремень, состоящий из корда внутри и нескольких слоёв армированной резины, спечённых воедино. В отличие от ремней привода вспомогательных механизмов, ремень газораспределительного механизма имеет не клиновую, а зубчатую рабочую поверхность. Это необходимо для предотвращения проскальзывания шкивов и сто процентной синхронизации коленвала с распредвалами.
Наверх
При всех достоинствах ремня, возникает вопрос, нужно ли его менять? И если да, то зачем менять ремень ГРМ?
На основании этого, производителями разработаны нормы пробега всех деталей автомобиля, в том числе и ремня ГРМ, при которых требуется их замена.
Если ремень ГРМ не заменить вовремя, это может привести к его обрыву, или срезанию его зубов. В большинстве моторов это приводит, как минимум, к загибу клапанов. Последствием обрыва ремня может стать и поломка распредвала, а так же загиб шатунов и юбок поршней, которые «встретились» с клапанами. Наверх
Пробег, при котором производится замена ремня, каждый производитель автомобиля указывает в инструкции, или электронных базах данных по его техническому обслуживанию и ремонту. Этот пробег, как правило, находится в пределах 60 – 90 тысяч километров. Есть и моторы, ремни которых рассчитаны на замену при капитальном ремонте, например ВАЗ 21126.
Некоторые производители не указывают пробег, когда надо менять ремень ГРМ. В инструкции по техническому осмотру и ремонту предписывается проверка состояния ремня, например как у некоторых моторов Volkswagen, с периодичностью в 30 000 км. Меняется ремень в случае обнаружения при осмотре износа, или трещин у основания зубов. Менять придётся и после попадания на него масла, в независимости от пробега.
Наверх
Об этом подробно описано опять же в инструкции по обслуживанию каждого автомобиля. Однако при проведении работы есть много однотипных операций, которые сейчас и рассмотрим.
Если шкив составной и прикручен к ступице несколькими болтами, то особых проблем при его снятии не возникает, потому что усилие затяжки болтов не большое. Когда шкив изготовлен заодно со ступицей и крепится одним центральным болтом, вкрученным в торец КВ, усилие его затяжки может быть огромным. Кроме того, у некоторых моторов нет шпонок между шкивами и коленвалом (Ford Duratec 1,6 л., один из них). А так как при замене ремня ГРМ нельзя допускать изменения взаимного положения коленвала и распредвала, то перед откручиванием болта шкива, нужно провести подготовительные работы.
Коленчатый и распределительные валы выставляются по заводским меткам, нанесённым на шкивы и внутренний кожух ремня ГРМ. В этом положении надежно блокируется коленвал за венец маховика. На большинстве моторов это удобней делать через отверстие предварительно снятого стартера. Теперь можно откручивать болт шкива коленвала и снять его. Доступ к шкиву ремня ГРМ открыт.
Часто замене ремня мешает правый кронштейн мотора, вокруг которого вращается ремень при работе двигателя. Что бы снять кронштейн, придётся поддомкратить двигатель за переднюю часть, предварительно сняв защиту картера.
После этих подготовительных работ приступаем к замене ремня ГРМ.
В случае совпадения всех меток, собираем авто в порядке, обратном разборки. Болт шкива КВ при этом, нужно затягивать положенным усилием динамометрическим ключом.
Разберёмся, как поменять ремень ГРМ на автомобилях с продольным расположением мотора.
Если автомобиль заднеприводный, или переднеприводный, но тоже с продольным расположением двигателя, понадобится разобрать часть моторного отсека в его передней части. Для получения доступа к приводу ГРМ, в этом случае, нужно снимать электровентилятор охлаждения радиатора, или его аналоги с вискомуфтой включения. Также может понадобиться демонтаж генератора, насоса ГУР и компрессора кондиционера. У многих таких автомобилей есть возможность отодвинуть радиатор вперёд от мотора, сняв перед этим бампер.
После обеспечения доступа к приводу ГРМ, остальные операции по замене ремня аналогичны таковым у автомобилей с поперечным расположением двигателя.
Наверх
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453