При капитальном ремонте двигателя нередко приходится выполнять шлифовку головки блока цилиндров. Данная процедура не самый простой процесс, который имеет свои тонкости и требует от исполнителя определенного опыта. Как правило, с необходимостью проведения такого мероприятия при обычной эксплуатации транспортного средства вряд ли кто столкнется. Делается шлифовка в крайне редких случаях и в основном в качестве серьезной модификации силового агрегата. Несмотря на то, что проводится такая процедура не так часто, знать все о ее тонкостях будет полезно каждому автомобилисту. В рамках этого материала будет рассказано, как проводится шлифовка, в каких случаях и с какой целью.
Одним из основных элементов силового агрегата считается головка блока цилиндров. Располагается данное устройство непосредственно на блоке цилиндров и прилегает к нему через максимально плотную прокладку. В головке блока цилиндров размещен газораспределительный механизм, а также частично располагается камера сгорания. В корпусе ГБЦ проходят различные компоненты с техническими жидкостями типа смазки и антифриза. В связи с этим можно сделать вполне закономерный вывод, что для максимально эффективной работы блока цилиндров крайне важно, чтобы его головка прилегала максимально плотно. Соответственно шлифовка и предназначена для устранения с поверхности различных заусенцев, неровностей и шероховатостей.
Из уже сказано можно понять, что для качественной работы блока цилиндров важно плотное прилегание головки. Если же этого не происходит, в работе двигателя могут возникнуть серьезные нарушения, которые могут проявляться в виде таких симптомов:
Все вышеперечисленные проблемы являются типичными для ситуации плохого прилегания головки блока цилиндров. Однако наиболее частой ситуацией повреждения головки блока цилиндров все же считается именно повреждение прокладки. При этом вполне возможно возникновение прорыва газов из камеры сгорания.
Выполнять шлифовку головки блока цилиндров лучше всего в специализированном центре, где есть все необходимое оборудование для проведения такой манипуляции. Сам же процесс шлифовки ГБЦ происходит таким способом:
При выполнении шлифовки важен именно профессионализм исполнителя, поскольку потом от качества произведенных работ и будет зависеть герметичность всей системы.
Подробнее о том, как производят шлифовку головки блока цилиндров в этом видеоролике:
Опубликовано: 12 июля 2018
07.04.2015
Шлифовка головки блока цилиндров требует специального оборудования и соответствующих навыков. Поэтому, выполнить процедуру самостоятельно удастся вряд ли. Несмотря на это, автолюбитель должен ознакомиться с некоторыми подробностями, которые понадобятся при сборке ГБЦ и установке в исходное положение.
Для удачного проведения ремонта, автолюбитель, должен знать точные характеристики параметра — глубина дефектовки (толщина фрезеровки). Для этого, необходимо обратиться к инструкции производителя и найти необходимое значение в числовой форме. Производитель, указывает определенные рамки параметра, при котором обеспечивается продуктивное функционирование двигателя машины.
шлифовка ГБЦДалее, необходимо обратиться к профессионалу производящему работу и узнать у него, на какую глубину будет осуществляться дефектовка. Не забываем сопоставить указанное значение с заводским. Данный параметр, поможет при подборе прокладки ГБЦ. Так как, каждый ремонт блока цилиндров, сопровождается заменой расходного материала. В случае необходимости изменить размеры клапана, соответственно, так же понадобиться знать глубину обработки головы.
Если при выполнении процесса, были превышены допустимые нормы (углубленная шлифовка ГБЦ), голова не подлежит дальнейшей эксплуатации. В данном случае понадобится обязательная замена элемента. OLYMPUS DIGITAL CAMERAКак привило, мастера своего дела выполняют работу по шлифовке ГБЦ весьма оперативно. После получения обработанной головы и ее проверки, можно устанавливать отремонтированный элемент в исходное положение и проверять правильную работу двигателя. При ремонте ГБЦ, в обязательном порядке замените прокладку головы блока цилиндров и проверьте ее герметичность. Момент затяжки, определяется согласно инструкции производителя.
Лучше доверить обработку элемента проверенным мастерам, тогда в ходе эксплуатации авто не возникнет дальнейших проблем с блоком цилиндров. Учитывайте важность обрабатываемой составляющей в двигательной системе транспортного средства. Не стоит экономить на важных этапах обслуживания и ремонта автомобиля, во избежание больших затрат. Удачи!
Начнем с того что это такое:
Шлифовка головки блока цилиндров — это технологический процесс, производимый на специальном оборудовании, с целью доведения плоскости ГБЦ до определенных параметров допустимых заводом изготовителем для плотного сопряжения головки с блоком цилиндров.
Есть несколько вариантов, при которых рекомендована данная процедура:
Вариант первый.
Зачастую автомобилисты обращаются с уже сложившейся проблемой, а именно заменой прокладки ГБЦ в связи с течью. Но надо понимать, что это уже видимый результат неправильной работы вашего автомобиля. Причиной может служить, как незначительный перегрев двигателя в связи с неисправностями в системе охлаждения, так и абсолютно случайное попадание воды и в последствие деформация ГБЦ и прогоревшая прокладка, требующая замены. Очень важно выяснить причину неисправности и провести грамотную дефектовку и вероятнее всего причиной пробитой прокладки явилось нарушения сопряжения плоскости ГБЦ и блока цилиндров. В этом случае шлифовки (фрезеровки) избежать не получится.
Вариант второй
Не редко встречаются обращения владельцев автомобилей с большим пробегом, а соответственно естественным износом. Либо те, кто просто поездил без масла в результатом чего стало «масляное голодание» двигателя. Естественно этим машинам рекомендуется капитальный ремонт ДВС. Действие серьезное и затратное. Но в любом случае не стоит ограничиваться только теми работами, которые указала дефектовка. Ведь головка уже снята и можно уделить ей немного времени и сделать идеально ровной. И при правильной эксплуатации автомобиля это поможет отсрочить на длительный период дальнейшие ремонты.
Вариант третий.
Сварочные работы, связанные с ремонтом трещин ГБЦ. При этом повышенная температура локально нагревает головку и происходит деформация. Так же на полости образуются швы, которые тоже убираются при помощи шлифовки ГБЦ.
Вариант четвертый.
При не регулярной замене либо некачественной охлаждающей жидкости на полости появляется коррозия. Вариант лечения - шлифовка головки.
Вариант пятый (банальный)
Данный случай имеет место быть зимой. Зачастую в связи с нехваткой времени либо просто с желанием сэкономить, мы решаем самостоятельно залить антифриз в систему охлаждения. Тем более, что антифриз уже куплен и лежит он у нас в багажнике. Чего же проще! Остановить машину и залить жидкость. Теперь внимание! Разогретый двигатель, а по системе охлаждения начинает циркулировать ледяной антифриз. В результат, локальный удар и деформация ГБЦ. И снова –шлифовка ГБЦ.
Вариант шестой.
Тюнинг автомобиля. Этот вариант касается только любителей, которые фанатично стремятся изменить параметры двигателя.
Делаем вывод: шлифовка ГБЦ, осуществляется при каждом снятии головки блока цилиндров –это приводит к выравниванию поверхности ГБЦ, а, следовательно, увеличивает плотность прилегания головки к блоку. Результат, горячие газы не начнут выходить из-под прокладки, что сохранит прокладку целой, а нас избавит от ненужных расходов.
Специальный прайс стоимости работ по металообработке
Наименование работ | ДВС 0.8-1.3 | ДВС 1.5-2.0 | ДВС V-6 | ДВС V-8 | ДВС рядный | БОНУС |
фрезеровка головки блока 0.10 | 900 | 900 | 200 | |||
фрезеровка головки блока 0.15 | 1000 | 1000 | 200 | |||
фрезеровка головки блока V-6 | 1000 | 200 | ||||
фрезеровка головки блока V-8 | 1250 | 250 | ||||
фрезеровка головки блока ряд. 6 | 1250 | 250 |
Наименование работ | ДВС 1,5-1,6 | ДВС 2,0-2,4 | ДВС V-6 | ДВС V-8 | ДВС рядный | БОНУС |
фрезеровка головки блока 0.05 | 500 | 700 | 100 | |||
фрезеровка головки блока 0.10 | 650 | 850 | 150 | |||
фрезеровка головки блока 0.15 | 750 | 950 | 150 | |||
фрезеровка головки блока V-6 | 750 | 150 | ||||
фрезеровка головки блока V-8 | 750 | 150 | ||||
фрезеровка головки блока ряд. 6 | 750 | 150 |
Всем более-менее опытным автомобилистам, должно быть известно, что такая, на первый взгляд, незначительная деталь как головка блока цилиндров (ГБЦ) - довольно своеобразная часть двигателя транспортного средства, детали и системы которой тесно связаны между собой. Конечно, при таком взаимодействии, поломка одной части системы, очень часто, является следствием более серьезного дефекта в другой. К примеру, в случае обнаружения выхода из строя прокладки головки (пропускает масло), кроме непосредственной ее замены, рекомендуется также найти причину, повлекшую за собой появление данной неполадки. А она может скрываться даже в мелочах: например, незначительный перегрев мотора поспособствовал деформации ГБЦ, вследствие чего прогорела прокладка.
Иными словами, что бы точно установит связь между возможной причиной и ее следствием, стоит провести полную диагностику состояния головки блока. Вполне возможно, обнаружится нарушение сопряжения блока цилиндров с плоскостью ГБЦ и тогда без шлифовки (фрезеровки) обойтись не получится. Более детальную информацию об этом процессе, Вы сможете получить дочитав до конца данную статью.
Гильза цилиндра – составляющая часть его блока, которая представлена в виде металлической вставки. Свое названия деталь получила исходя из функционального предназначения, так как в переводе с немецкого языка «hylza» означает «оболочка», а из-за размещения внутри нее поршня, она таковой и является. Заметьте, рабочий объем двигателя вычисляется именно исходя из значения объема гильзы цилиндра.
Будучи обычной механической составляющей, разумеется, она не есть исключением и как любая другая деталь подвержена поломкам и износу. В таких случаях, требуется ремонтное вмешательство, представляющее из себя довольно непростые действия, успешность которых зависит от определенных знаний и навыков.
К ремонту гильз приступают в плановом порядке (прописано производителем в технической документации), или же преждевременно, когда из-за сильного износа приключилась поломка. Что бы правильно определить граничный срок ремонта, необходимо владеть информацией о марке, модели транспортного средства и о его стандартном пробеге. На сегодняшний день выделяют два вида гильз:
• Так называемые «мокрые» гильзы – легче всего поддаются ремонту. Их особенность в расположении: внешняя часть постоянно соприкасается с охлаждающей жидкостью, а что бы она не протекала, устанавливают специальные прокладки (сальники), которые, также, не допускают смешивания газов сгорания и антифриза двигателя.
• «Сухие», напротив, вмонтированы в блок цилиндров и являют собой единую конструкцию, что немного утрудняет ремонтный процесс (приходится раскручивать часть мотора).
Также, как и при производстве, ремонт гильз блока цилиндров имеет свой список определенных требований. К ним относятся: устойчивость материала к коррозии; необходимость использования металла с повышенной износостойкостью; обеспечение прочности с учетом воздействия высоких температур и давления.
В ходе проведения ремонтных мероприятий, стоит помнить о необходимости создания высокого уровня надежности в местах стыка гильзы и блока цилиндра. В основном, лучше всего в требованиях к ремонту этих деталей, разбираются специалисты сервисного центра, однако, владельцу машины, дополнительная информация касательно данного процесса, тоже не помешает. Чаще всего, в целях экономии, автолюбители сами покупают необходимый ремкомплект, а в этом деле, важно уметь сделать правильный выбор. Выбирая сменные детали, обратите внимание на их форму: размеры конуса и эллипса не должны сильно отличаться (максимум 0,02 мм), а разница толщины стенок обязана не превышать 0,01 мм. Класс выполнения точности поверхности должен находиться в пределах 8-10.
При покупке гильзы блока, можете просмотреть каталог производителя (имеется в большинстве автомагазинов), в котором описаны все необходимые данные о параметрах выбранной детали.
Обычно, справиться с поломкой двигателя помогает метод гильзования, для которого производители предусмотрели специальные сменные втулки (гильзы). Разумеется, что любые ремонтные действия, будь то ремонт ГБЦ, блока цилиндров или ремонт гильз цилиндров, обойдутся владельцу автомобиля намного дешевле, нежели покупка нового силового агрегата.
Одни специалисты утверждают, что менять только одну или две гильзы нельзя, а нужно произвести замену сразу всех таких деталей. Другие, наоборот, уверяют в необязательности такого условия и рекомендуют менять только те, которые за результатами диагностики были признаны испорченными.В любом случае, обратившись в сервисный центр, с помощью специального прибора нутрометра, Вы сможете узнать толщину стенок гильз, после чего, исходя из степени изношенности, можно принимать решение о необходимости замены.
Дальнейший процесс замены, полностью зависит от вида установленных гильз - от того «мокрые» они или «сухие». Первые - менее требовательны к любым ремонтным мероприятиям, при чем, для этого совсем не обязательно иметь соответствующий набор инструментов (достаточно будет правильно растущих рук). Второй вариант, как правило, может устанавливаться двумя способами: холодным или способом термической обработки, которые требуют наличия специализированого оборудования. Технология ремонта гильз цилиндров, зависит от материала с которого они сделаны и будет разной для чугунных и алюминиевых деталей.
Ремонт цилиндров способом гильзирования, в наше время, подходит практически любому двигателю, а в зависимости от материала детали, отличается только метод проведения ремонтных работ. Ну, например, чугунные блоки гильзуются путем применения вставок из легированного чугуна, а для блоков, изготовленных из алюминия, используют вставки сплава этого материала с различными специальными присадками.
На начальном этапе, проводят растачивание цилиндров. Это очень ответственный и довольно сложный процесс, требующий идеального соблюдения всех размеров расточки и геометрии гнезд. Если, к примеру, эллипс окажется слишком большим, то он передаст это и гнезду, что, в свою очередь, отразится на работе поршня в целом. В любом случае, с неправильной формой эллипса, цилиндр долго работать не сможет. После расточки, с целью соблюдения требуемого ремонтного размера и точности поверхности цилиндров, проводится хонингование (абразивная обработка), а в последнюю очередь, используя новые гильзы, выполняют гильзирование.
Если, благодаря конструктивным особенностям «мокрых» гильз, процесс гильзирования более-менее понятен (можно вручную вытянуть старую деталь и на ее место установить новую), то с заменой «сухих» гильз цилиндра все не так просто и осуществить процедуру в «домашних условиях», у Вас вряд ли получится. Тут, чаще всего, специалисты используют метод горячего гильзирования, который применяется с учетом разницы температурных показателей втулки и блока. Для этого, с помощью газовой горелки, блок цилиндров нагревают до 120-1500 , после чего в подготовленное раскаленное гнездо помещают предварительно охлажденную в жидком азоте гильзу. Перед установкой, она подвергается обработке специальным составом, которое, при монтаже, препятствует появлению влажного конденсата. Естественно, благодаря максимально качественному взаимному притягиванию материалов, такой метод является самым эффективным.
Кроме чугунных и алюминиевых деталей, иногда можно встретить цилиндры, состоящие из сплава галникала, покрытого внутри никелем. Такой материал не растачивается, поэтому при вставке алюминиевых гильз проводят прессование. Оно проходит в несколько этапов: блок разогревают; гильзу погружают в азот; в гнездо напыляется герметик; втулку помещают в нужное место и запрессовывают.
Гильзировка цилиндров является самым распространенным видом капремонта мотора, поэтому владельцу машины не помешает знание основных моментов этого процесса. Кроме того, стоит ответственно подойти к выбору автосервиса и специалистов, непосредственно связанных ремонтными работами.
Шлифовка головки блока цилиндров – довольно распространенный процесс. Его часто проводят после каждого снятия головки с мотора машины. Делают это для ликвидации всех неровностей ГБЦ, в результате чего она должна лучше прилегать к блоку. Если этого не сделать, оставив деталь в деформированном состоянии, то с большой долей вероятности можно утверждать, что она не сможет плотно прижаться к стенкам блока, а значит горячие газы будут свободно выходить из-под прокладки, в следствии чего, последняя быстро прогорит.
Чаще всего, к искривлению головки приводит либо сильный перегрев двигателя, либо неправильная затяжка. Допустимой нормой данного явления, при которой можно не спешить совершать шлифовку, есть показатель 0,05 мм (такая величина приемлема даже для новых силовых агрегатов с минимальными зазорами). Одним из признаков необходимой шлифовки является прогоревшая прокладка, находящаяся под головкой блока цилиндров. Выход из строя этого элемента, заметен по следующим показателям: двигатель закипает, пузыри попадают в радиатор, а в случае сильного прогара прокладки, антифриз может попасть в блок мотора и как результат объем масла увеличивается, приобретая грязно серый цвет.
Кроме того, шлифовка нужна в следующих случаях:
Нарушена геометрия. При локальных перегревах ГБЦ, которые довольно часто никак не проявляют себя в ходе работы мотора (так как головка хорошо прикреплена к блоку), в головке все же возникает напряжение, ведущее при ее снятии к деформации. Это объясняется нарушением прочности конструкции и появлением изменений плоскости ГБЦ. После проведения сварочных работ. В ходе ликвидации трещин головки блока цилиндров, применяют сварку, локально нагревающую ГБЦ, что и приводит к изменению ее формы. А еще, в результате применения сварочных работ, на поверхности детали появляются сварочные швы, которые легко убираются с помощью шлифовки. В процессе тюнинга двигателя. В этом случае, ГБЦ занижают путем спиливания нескольких миллиметров на шлифовальном станке.
Перед началом непосредственной шлифовки, головку блока цилиндров дефектуют, тоесть, измеряют размер деформированного участка. Эти данные необходимы для определения глубины процесса. Измерительные работы проводятся с помощью обычной лекальной линейки, которую необходимо прикладывать к поверхности детали в пяти разных плоскостях: по длине, по центру, вдоль отверстий креплений, крест на крест и по диагонали.
Если полученные результаты, больше допустимой нормы (0,05 мм) – головку надо шлифовать. Иногда, случается, что с ГБЦ уже сняли достаточное количество металла при предыдущих операциях, и оно значительно превосходит величину явной деформации. В этой ситуации, не надо ничего придумывать и стоит просто выбросить головку, особенно учитывая тот факт, что на сегодняшний день, достать нужную запчасть вообще не проблема.
Проверку плоскости головки можно осуществить самостоятельно и в домашних условиях. Для этих целей Вам понадобятся набор щупов и металлическая линейка. Последнюю, по диагоналям прикладывают к нижней плоскости, а затем подбирают щуп, который попадает в зазор между линейкой и плоскостью головки. Конечно, этот способ несколько далек от точных величин, однако, он дает общее представление об имеющейся деформации.
Правила проведения шлифовки гласят, что ее нужно применять только в том случае, если Вы убедились в отсутствии трещин на корпусе ГБЦ. Проверить их наличие можно воспользовавшись специальным красящим веществом. Технология проста как дверь: на чистую поверхность головки наносится краска, затем, по истечении пяти минут ее смывают и…если трещины есть – Вы их сразу увидите. Дальнейшие действия требуют проверки герметичности внутренних полостей ГБЦ, при помощи специального устройства, которое «заставит» трещины проявится в форме пузырьков и повышения давления в ванне прибора. Все обнаруженные несоответствия требуют своевременного устранения, ведь только после этого можно приступать к шлифовке ГБЦ.
После снятия головки блока, в первую очередь, появляется куча вопросов касательно ее ровности, длительности и особенностей процесса шлифовки или проверки полученного результата. Конечно, всю работу лучше доверить профессионалам, но если Вы не боитесь испортить деталь, то можно попробовать осуществить шлифовку самостоятельно, без специального оборудования. В качестве необходимого инструментария, Вам понадобиться отрезной диск или точильный камень. Не смотря на то, в каком состоянии находится ГБЦ, на проведение всех действий не должно уйти много времени.
Временно устранить проблему позволит замена прокладки, но Вы должны понимать, что надолго такого «ремонта» не хватит , так как при имеющихся неровностях, стабильной работы мотора, ждать не приходится. Кроме того, через щели будут проходить газы, которые, в скором времени, опять приведут к прогоранию прокладки. Как видите, самым оптимальным вариантом решения проблемы, все-таки, остается проведение ремонтных работ, а именно – шлифовки головки блока цилиндров. В процессе работы, не лишней будет протирка клапанов и замена их сальников, при чем сделать это, рекомендуется сразу, что б в конце выполнения шлифовочных работ не протирать прогоревший клапан. Данная процедура поможет увеличить мощность двигателя транспортного средства.
Ну вот, осталось только качественно отшлифовать ГБЦ, до устранения (затирки) всех имеющихся неровностей. Обратите внимание! Обязательно водите диском по всей длине детали, не надо пытаться тереть только в одном месте. Старайтесь равномерно зачищать все выступы, что б в результате получилась одинаково ровная поверхность.
Кстати, при использовании отрезного диска, робота должна идти быстрее, нежели при использовании точильного камня. Что касается толщины шлифовки, то здесь стоит обратиться к технической документации, прилагающийся к Вашему транспортному средству. Там, производитель должен указывать максимально допустимую глубину шлифовки плоскости, которая сможет гарантировать стабильную работу двигателя. Не забудьте озвучить эти цифры специалисту, который будет заниматься фрезеровкой ГБЦ. Это нужно для подбора соответствующей толщины новой прокладки и если надо – для укорачивания длины клапана.
Не экспериментируйте с двигателем! При превышении озвученного производителем максимального запаса для шлифовки, придется менять ГБЦ. Как правило, вся процедура шлифовки не занимает много времени, а получив обработанную и проверенную на герметичность головку блока, можете спокойно устанавливать ее на прежнее место.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453