С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Система пуска двигателя автомобиля


Cистема запуска двигателя. Стартер

_____________________________________________________________________________________________________________________

Система запуска двигателя предназначена для создания первичного крутящего момента коленвала двигателя с оборотами, необходимыми для образования нужной степени сжатия, для воспламенения горючей смеси. Управление системой запуска может быть ручным, автоматическим и дистанционным.

Система пуска двигателя состоит из основных функциональных устройств:

  1. Аккумуляторная батарея
  2. Стартер
  3. Механизмы управления запуска (замок зажигания, блок управления автоматическим пуском, система дистанционного управления)
  4. Соединительные провода большого сечения (многопроволочные медные).

Предъявляемые требования к системе запуска:

  • надежность работы стартера (отсутствие поломок в 45-50 тыс. км. пробега)
  • возможность уверенного  запуска в условиях пониженных температур
  • способность системы к многоразовым пускам в течение короткого времени.

Устройство стартера автомобиля

Основным узлом системы запуска двигателя является стартер. Представляет собой электродвигатель постоянного тока напряжением 12 вольт и, развивающий на холостом ходу примерно 5000 об\мин.

Стартер состоит из пяти основных элементов:

  1. Корпус стартера выполнен из стали, имеет форму цилиндра. На внутреннюю стенку корпуса крепятся обмотки возбуждения (обычно четыре) совместно с сердечниками (полюсами). Крепеж происходит винтовым соединением. Винт закручивается в сердечник, который прижимает обмотку к стенке. Корпус имеет резьбовые технологические отверстия для крепления передней части, в которой происходит движение обгонной муфты.
  2. Якорь стартера представляет собой ось из легированной стали, на которую запрессован сердечник якоря и коллекторные пластины. Сердечник имеет пазы для укладки обмоток якоря. Концы обмоток надежно крепятся к коллекторным пластинам. Коллекторные пластины расположены по кругу и жестко установлены на диэлектрической основе. Диаметр сердечника напрямую связан с внутренним диаметром корпуса (совместно с обмотками). Якорь крепится в передней крышке стартера и в задней крышке при помощи втулок, изготовленных из латуни, реже из меди. Втулки одновременно являются и подшипниками.
  3. Втягивающее реле или тяговое реле устанавливается на корпус стартера. В корпусе тягового реле, в задней части находятся силовые контакты – «пятаки», и подвижный контакт-перемычка, выполненные из мягких металлов. «Пятаки» представляют собой обыкновенные болты, запрессованные в эбонитовую крышку тягового реле. При помощи гаек к ним крепятся силовые провода от аккумулятора и от плюсовых щеток стартера. Сердечник тягового реле соединяется, через подвижное «коромысло» с обгонной муфтой, в простонародье именуемой бендиксом.
  4. Обгонная муфта (бендикс) крепится подвижно на вал якоря и представляет собой роликовый механизм, который связан с шестерней зацепления с венцом маховика. Конструкция собрана так, что при подаче крутящего момента на бендикс в одну сторону, ролики, находящиеся в сепараторе выходят из пазов сепаратора и жестко фиксируют шестерню к наружной обойме.  При вращении в противоположную сторону ролики западают в сепаратор, и шестерня вращается независимо от наружной обоймы.
  5. Щеткодержатель элемент стартера, через который подается рабочее напряжение на медно-графитные щетки, а затем передается на коллекторные пластины якоря. Выполнен щеткодержатель в виде диэлектрической обоймы с металлическими вставками, внутри которых находятся щетки. Контакты щеток (мягкий многожильный провод) при помощи точечной сварки привариваются к полюсным пластинам. Полюсными пластинами обычно являются «хвосты» обмоток возбуждения.

Принцип работы пусковой системы и стартера

Этапы работы стартера следующие: стыковка с зубчатым венцом маховика, пуск стартера, расстыковка стартера.

На деле это выглядит следующим образом: при включении замка зажигания и повороте ключа в положение «запуск», по цепи «+» АКБ - замок зажигания - обмотка тягового реле - «+» выхода стартера - плюсовая щетка - обмотка якоря - минусовая щетка, срабатывает тяговое реле. Под действием сердечника реле подвижный контакт замыкает силовые пятаки, через которые подается ток от АКБ на плюсовой провод стартера. Плюс стартера соединен с плюсовой полюсной пластиной и плюсовыми щётками. Минус по умолчанию подключен постоянно.

После подачи тока вокруг обмоток якоря и обмоток возбуждения возникают магнитные потоки, которые направлены в одну сторону а, как известно, одинаковые полюса магнита отталкиваются друг от друга, так возникает круговое движение якоря.

В момент срабатывания втягивающего реле, «коромысло» приходит в движение вместе сердечником реле и выталкивает бендикс на шлицах якоря, в сторону венца маховика. Якорь в этот момент начинает вращаться и приводит в действие маховик. Если двигатель автомобиля завелся, а ключ зажигания еще не отпущен, наступает момент, когда обороты двигателя превышают обороты стартера, в этом случае срабатывает обгонный механизм бендикса.

Для дизельных двигателей или двигателей большой мощности, применяется другой механизм подачи вращения на бендикс. Применяется редуктор, встроенный в корпус стартера. Редуктор представляет собой механизм привода трансмиссии, т.е. по внутренней зубчатой обойме вращаются три сателлита, которые и приводят в действие вал, на котором подвижно находится бендикс. Достоинство таких стартеров в малых габаритах и большой мощности.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ: _____________________________________________________________________________________________________________________

Получи ПРАВА в Ташкенте

    Система пуска двигателя состоит из следующих механизмов (рисунок 20.1):
  • стартер с тяговым реле и механизмом привода,
  • реле включения стартера,
  • замок зажигания.

Стартер - мощный электрический двигатель постоянного тока. Именно с его помощью происходит запуск двигателя, путем поворота ключа в замке зажигания. Когда водитель повернул ключ, ток через реле пошел от аккумуляторной батареи на обмотки стартера, что заставляет работать двигатель. Рис. 20.1. Схема системы пуска двигателя а) стартер выключен 1 - корпус стартера; 2 - вал якоря стартера; 3 - шестерня привода с муфтой свободного хода; 4 - рычаг привода шестерни; 5 - обмотки тягового реле; 6 - якорь тягового реле; 7 - контактная пластина; 8 - контактные болты; 9 - обмотки стартера; 10 - якорь стартера; 11 - коленчатый вал двигателя; 12 - зубчатый венец маховика Рис. 20.1. Схема системы пуска двигателя б) стартер включен Рис. 20.1. Схема системы пуска двигателя в) схема электрической цепи стартера 1 - аккумуляторная батарея; 2 - предохранитель; 3 - замок зажигания; 4 - реле стартера

Стартер совершает работу в три этапа:

1. С помощью механизма привода стартера шестерня на валу якоря вступает в зацепление с зубчатым венцом маховика.

2. Вал и шестерня начинают вместе вращаться. Шестерня проворачивает коленчатый вал двигателя через маховик. Происходит запуск двигателя.

3. Как только двигатель начал работать, механизм привода выводит шестерню из зацепления с зубчатым венцом маховика.

Все эти этапы повторяются каждый раз при повороте ключа в замке зажигания.

Вопрос46: Система пуска. Назначение. Структурный состав системы пуска. Электрические схемы управления стартером.

Технология подготовки к покраске детали автомобиля , фото самой подготовки .

Итак ,тема данной странички -описание подготовки к покраске автомобиля !В данном случае занимаемся подготовкой ваз 2108 , все этапы подготовки будут обьяснятся на примере двери !Значит наше авто разобрано , поварено , и готово к шпатлеванию ! Правильная подготовка- это залог успеха и длинной жизни .

.....Значит так ,на фото автомобиль клиента ,которое уже пошпатлевано ,передняя дверь снята как наглядное пособие для дальнейшего описания процесса подготовки. Снятую дверь ложим на стол ,для удобства и отшлифовываем шлифовальным рубанком ,для снятия глянца и по возможности выравнивания поверхности .Потому как наносимые сверху материалы на глянце не держаться

Если есть очаги коррозии ,убираем их с помощью углошлифовальной машиной ,так же желательно пройтись по периметру двери для отреза доступа коррозии из внутренней части двери .В общем шлифуем все ,что напоминает ржавчину

На места где ожидается толстый слой шпатлевки наносим шпатлевку со стекловолокном ,что б придать кое какую армированность и крепость .В местах где потоньше слой -шпатлевка универсальная .Розовая-стекловолоконная.

Общий вид двери с нанесенной шпатлевкой !Стекловолокнистую шпатлевку я размешиваю на досточке узким шпателем ,чтоб перемешать более тщательно и весь состав был активирован ....

На наложенную и отвердевшую шпатлевку наносим слой проявочной пудры которая придает видимость наличия пор в шпатлевке после её шлифования .Для первой шлифовки применяем рото -орбитальную машину и шкурку Р 100

На данной фото видно ,что плоскость не ровная и требует дополнительного наложения шпатлевки .В кратерках пор осталась проявочная пудра ,что придает дефектам видимость.

Здесь видно ,что я перекрыл универсальной шпатлевкой всю ремонтируемую поверхность ,для чего ?А так, на всяк пожарный !Далее опять шлифуем применяя шлиф .рубанок и орбиталку ,стараясь вывести поверхность .Шкурка та же р 100

Полученный результат на вид конечно не впечетляет , дверь ровная ,но на ощуп -шершавая!Чтоб убрать риски от грубой шкурки ,в дальнейшем ,применим жидкую шпатлевку

Итак ,дверь мы повесили на свое место ,машину обклеили бумагой ,на колеса накинули чехлы .Перед нанесением жидкой шпатлевки необходимо машину протереть обезжиривающим средством ,для снятия с поверхности жировых отложений

Жидкая шпатлевка наноситься методом распыления ,пневматическим пистолетом ,данный метод позволяет нанести ровный однородный слой ,сохраняя ровность поверхности и одновременно забивая риски и мелкие поры !Есть маленькая хитрость ,которую я использую для изолирования дверных щелей !Аккуратно отрезав от жигулевского уплотнителя дверей резиновую трубочку ,и вставив ее в щель ,можно ускорить процесс обклейки

Итак ,на лицо результат-машина подготовлена и залита ж.шпатлевкой !Итак наша телега была залита жидкой шпатлевкой ,ночь она постояла в малярке ,потом я снял всю бумагу чехлы и выкатил в общее помещение .На данном моменте есть удобная возможность подшпатлевать места ,которые остались недошпатлеваны .

Следующий этап -наносим слой пудры для визуализации процесса шлифования !Хотя можно и не делать этого !Все зависит от глаза и опыта рабочего .Обычно пудру я использую только для выделки сложных форм ,хотя и в данном случае не помешает

Итак переходим к процессу шлифования ,для этого используем шкурку зернистостью р180, хотя это на личное усмотрение !Методов шлифовки море ,я например зарядил 180ю на рубанок ,и все плоские места просто прошел ,дополнительно выравнивая плоскость..........

Но ручные работы никто не отменял ,поэтому все кантики ,формы и тд. обрабатываем вручную ,пользуясь при этом , всемозможными брусками .Бруски существуют разных форм ,размеров ,ну и разные по стоимости .Раньше я пользовался просто самодельными из струганой доски

Если нет досточки нужной формы или толщины ,просто идем и находим во дворе кусок деревянной рейки и употребляем её в процесс !Данный этап в ремонте очень важный , тк .скоро наша машина пойдет под грунт !Применив инструмент и фантазию заканчиваем данный этап!

Загоняем авто в малярку ,обклеиваем ,накидываем чехлы на колеса ,обдуваем ,обтираем обезжиривателем , подготавливаем грунт ,заливаем в пистоль ,и вперед грунтовать

Нанеся 2или 3 слоя грунта я даю незначительную выдержку ,а потом наношу легкий слой какой-нибудь базы !Это вместо той самой пудры ,также для наглядности шлифования!

Что б ускорить процесс ,я не стал ждать полного высыхания грунта ,а выкатил телегу для приведения в порядок проемов дверей .Применяя способ по мокрому ,зашлифоваю под покраску .Шкурка зернистостью р600.

После всего на некоторые места ,если есть необходимость можно нанести шовный герметик .Значит ,закончил я на том ,что машина загрунтована !Далее приклеиваем паралоновую прокладку на машину ,ну а сверху на прокладку шкурку !Использую р400.Прокладка нужна для того ,чтоб не повредить поверхность ,и не заточить углы .а плавно их прошлифовать............................

Для улучшения ровности капота ,я его прохожу бруском с водой ,доравнивая и так плоскую поверхность .Вода ,так же дает наглядное состояние капота ,его ровность видна по отражению ламп !Большие дефекты не выведешь в данном случае ,но наблюдая ,что получилось ровно -на душе приятней!

На фото видно ,что нижняя часть кузова -серого цвета !Это гравитекс ,наноситься методом распыления ,и дает толстый резиновый слой .В дальнейшем ,так же будет покрашен.Машина была обклеена и задута гравитексом...............

Пришло время бамперов !Зачищены орбиталкой .Шкура р240,если нужно подшпатлевать ,то есть шпатлевка по пластику .Шлифование не чем не отличается от простой шпатли ,но зернистость шкурки не менее 220!Для покраски бамперов ,есть спец краска ,так и называеться – бамперная !Заряжаем в пистоль и в перед!

Ну вот со шлифовкой вроде и закончили !!Загоняем авто в малярку ,обклеиваем все ,что не нужно красить бумагой ,на колеса чехлы ,сливаем конденсат с системы ,обдуваем авто ,обезжириваем,опять обдуваем ,проходим липкой салфеткой ,чтоб убрать мельчайшую пыль ,и вперед красить!!

В данном случае я красил краской ДЮКСОН !Просто смешиваешь с отвердителем и ...поливаю !!В другие краски помимо отвердителя нужно добавлять и растворитель ,доводя краску до нужной консистенции! Ну вот телега и покрашена !Слава богу без подтеков ,и малым количеством мусора !Полировать её не буду !Краска разлилась равномерно , шегрень незначительная и мелкая !В общем все в порядке !С чем я себя и поздравляю !гы ! Далее была сборка ,которая занимает немало времени !Потом , здача авто клиенту !Ну и радостный момент -принятие оплаты за свой труд !Вот практически и все!!

В завершение хотелось бы сказать -что описанное выше ,это как бы упрощенная версия для первичного ознакомления с процессом подготовки и покраски авто !!С уверенностью могу сказать ,что нет четкого и однородного алгоритма по подготовке и покраске !Все приходит со временем ,и как наносишь шпатлюю ,и как ведешь пистолет !Но и без теории не обойдешься !Со временем постараюсь осветить теоретическую часть в полном обьеме !

Cистема пуска автомобиля

Категория:

   Техническое обслуживание автомобилей

Cистема пуска автомобиля

Система пуска должна обеспечивать надежный пуск двигателя при различных температурных условиях, малую длительность пуска, возможность повторных пусков и удобство управления. Кроме стартера эта система включает в себя включатель зажигания и реле включения стартера.

При ТО-2 на автомобиле УАЭ-31512 снимают с двигателя стартер, разбирают и проверяют техническое состояние его сборочных единиц: состояние и высоту щеток, легкость их перемещения в щеткодержателях, усилие прижатия щеток к коллектору, состояние коллектора якоря, усилие срабатывания муфты свободного хода и плавность ее работы, состояние контактов тягового Реле, исправность электрических цепей стартера.

Испытания проводят на стендах типа 2214, 3-129 532М. Новые щетки притирают к коллектору, обернув его мелкозернистой (100—140 единиц) стеклянной шкуркой и вращая якорь от руки. После притирки поверхность щеток, прилегающая к коллектору, должна составлять не менее 80%. Такой же шкуркой при необходимости зачищают коллектор и обдувают сжатым воздухом. Давление пружины на щетку измеряют динамометром.

Подгоревшие контакты тягового реле зачищают шкуркой или бархатным напильником, чтобы обеспечить соприкосновение по всей плоскости. При большом износе контактных болтов их поворачивают на 180°.

При сборке одновременно смазывают моторным маслом винтовые шлицы вала якоря, втулки вала якоря и шестерню. Поводковое кольцо привода смазывают пластичной смазкой Литол-24. После сборки стартеров СТ-117А и СТ-230 БЗ регулируют привод вращения коленчатого вала двигателя для того, чтобы добиться согласования момента замыкания включателя стартера с положением приводной шестерни в соответствии с данными табл. 18. При необходимости регулировку выполняют эксцентриковой осью рычага привода стартера.

Работоспособность стартера при отсутствии специальных стендов проверяют с помощью вольтметра постоянного тока с шунтом до 1000 А, тахометра, динамометра и аккумуляторной батареи.

Для испытания на холостом ходу устанавливают стартер в слесарные тиски и собирают по схеме рис. 1, а. Присоединительные провода к батарее, шунту амперметра и стартеру должны иметь сечение не менее 16 мм2. Замеряют потребляемый ток и частоту вращения якоря. Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вращения якоря свидетельствуют о замыкании обмотки якоря на корпус или замыкании между витками. Малый потребляемый ток и пониженная частота вращения якоря при нормальном напряжении на клеммах стартера наблюдаются при плохом контакте в соединениях проводов или слабом прижиме пружиной щеток.

Для испытания стартера в режиме полного торможения схема соединений стартера и приборов остается той же. На шестерню привода в этом случае устанавливают зажимное приспособление с рычагом, связанное с динамометром и служащее для создания крутящего момента. Стартер включают не более чем на 4—5 с во избежание его перегрева и повреждений. Если при нормальном напряжении на клеммах стартера ток, потребляемый стартером, и тормозной момент будут ниже номинальных, значит внутри стартера плохие контакты или слабое усилие пружин щеток. Если эти величины ниже номинальных при пониженном напряжении на клеммах стартера, значит плохой контакт в проводах или неисправна батарея аккумуляторов.

Рис. 1. Схема проверки работоспособности стартера: а — в режиме холостого хода: 1 — стартер; 2 — тяговое реле стартера; 3 — кнопочный выключатель; 4 — шунт амперметра; 5 — батарея аккумуляторов; 6 — амперметр; 7 — вольтметр; 6 — в режиме полного торможения: 1 — зажимное приспособление с рычагом; 2 — динамометр

Напряжение включения тягового реле проверяют с помощью включаемого в его цепь реостата. Постепенно уменьшая сопротивление, определяют по вольтметру напряжение, при котором замыкаются главные контакты реле. Величина этого напряжения не должна превышать 9 В. Повышенное напряжение свидетельствует о неисправной обмотке реле или затрудненном включении привода вращения коленчатого вала двигателя. С помощью контрольной лампы можно проверить, не замыкаются ли на корпус клеммы на крышке реле.

Система пуска обеспечивает принудительное проворачивание коленчатого вала при пуске двигателя. Исполнительным устройством системы является стартер, представляющий собой электромеханическое устройство. В автомобиле он устанавливается на двигателе и является самым мощным потребителем энергии. Электродвигатель стартера потребляет ток в сотни ампер. В систему также входят устройства, обеспечивающие дистанционное управление стартером. Питание стартера обеспечивается аккумуляторной батареей. К системе пуска можно отнести устройства электрооборудования, обеспечивающие работу различного типа подогревателей, облегчающих пуск при низких температурах.

Система пуска предназначена для подготовки двигателя к пуску и вращения коленчатого вала с пусковой частотой.

Система пуска должна обеспечивать надежный пуск двигателя при различных температурных условиях эксплуатации автомобиля, малую длительность пуска, возможность повторных пусков и удобство управления.

У большинства автомобилей система пуска состоит из стартера, аккумуляторной батареи и выключателя. На автомобилях КамАЗ, ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и др. в систему пуска также входит устройство для предпускового подогрева двигателя, а на автомобиле КамАЗ—дополнительно устройство для подогрева воздуха во впускном трубопроводе двигателя.

Рис. 2. Принципиальная схема аппарата для проверки свечей зажигания

Принципиальная схема системы пуска включает стартер (рис. 3), аккумуляторную батарею и выключатель стартера.

Стартер состоит из электродвигателя постоянного тока, тягового реле и механизма привода.

Электродвигатель служит для вращения коленчатого вала пускаемого двигателя с пусковой частотой, равной 40— 50 об/мин для карбюраторных двигателей и 80—120 об/мин для дизельных.

Аккумуляторная батарея является источником электрической энергии для питания электрической цепи стартера.

Тяговое реле обеспечивает ввод шестерни привода в зацепление с венцом маховика, а также включение электрической цепи электродвигателя стартера к аккумуляторной батарее.

Механизм привода позволяет передавать вращение от вала якоря на венец маховика двигателя и предотвращает передачу вращения от маховика на вал якоря после начала работы двигателя.

При пуске двигателя выключателем замыкают цепь управления и по обмотке тягового реле будет проходить ток, что и обеспечивает втягивание стального якорька внутрь обмотки. При этом рычаг введет шестерню механизма привода в зацепление с венцом маховика.

В момент зацепления шестерни с венцом маховика контактный диск тягового реле подключит электродвигатель стартера к аккумуляторной батарее. Якорь электродвигателя будет вращаться, что и обеспечит вращение коленчатого вала двигателя.

После пуска двигателя выключателем размыкают цепь обмотки тягового реле и под действием возвратной пружины якорек возвращается в исходное положение. При этом контактный диск тягового реле отключает электродвигатель стартера от аккумуляторной батареи и шестерня механизма привода выходит из зацепления с венцом маховика.

Рис. 3. Принципиальная схема системы пуска

Для обеспечения вращения коленчатого вала с пусковой частотой вал электродвигателя соединяется с ним через редуктор, состоящий из двух шестерен: малой с числом зубьев 9—13, расположенной на валу электродвигателя, и большой, закрепленной на маховике с числом зубьев 100—150.

Вращение от вала стартера к валу двигателя должно передаваться только в период пуска двигателя. Как только двигатель начал работать самостоятельно, механизм привода должен автоматически исключить передачу вращения от коленчатого вала двигателя к валу электродвигателя во избежание «разноса» якоря (выброса проводников обмотки из сердечника якоря и распушения обмотки). В стартерах это осуществляется с помощью муфт свободного хода (роликовой, храповой и др.) или автоматического выхода шестерни стартера из зацепления.

Ввод шестерни механизма привода стартера в зацепление с венцом маховика производится принудительно с помощью педали или электромагнита (тягового реле), а вывод — чаще всего за счет возвратной пружины.

Управление стартером на современных автомобилях дистанционное, из кабины водителя. Для такого управления применяют тяговое и дополнительное реле, реле блокирования и выключатель.

При дистанционном управлении включение силовой цепи стартера осуществляется контактами тягового реле. Управление тяговым реле производится непосредственно выключателем, расположенным в кабине водителя, или через дополнительное реле, когда контакты выключателя не рассчитаны на прохождение большой силы тока обмоток тягового реле.

Реле блокирования предотвращает включение стартера при работающем двигателе и отключает его после запуска двигателя.

К стартерам предъявляются следующие требования: простота конструкции, малые габариты, масса и стоимость, большая долговечность и надежность в эксплуатации, большая удельная мощность (мощность на 1 кг массы), большой вращающий момент в режиме полного торможения и малая частота вращения якоря в режиме холостого хода.

При пуске автомобильного двигателя его коленчатому валу необходимо сообщить определенную частоту вращения, при которой в карбюраторе образуется горючая смесь надлежащего состава, затем происходит наполнение цилиндров смесью, сжатие ее и воспламенение. Для карбюраторного двигателя эта частота вращения коленчатого вала составляет 50—100 об/мин, а для дизеля 200—300 об/мин. Автомобильные двигатели можно пускать от руки и электрическим стартером.

Пуск от руки применяют для карбюраторных двигателей; он и служит резервным средством, если аккумуляторная батарея разрядилась и стартером нельзя провернуть коленчатый вал.

Пуск электрическим стартером наиболее распространен. В качестве стартеров применяют высокооборотные электродвигатели постоянного тока с последовательным или смешанным возбуждением, конструктивно объединенные с шестеренчатым приводом. Крутящий момент, развиваемый стартером, достигает максимального значения при полном торможении якоря в начале пуска двигателя и постепенно уменьшается по мере увеличения частоты вращения.

Стартеры различают по типам механизма привода и управления. Механизм привода может быть механическим и электромагнитным; он служит для соединения и разъединения шестерни стартера с венцом маховика. По способу управления стартеры йогут быть с непосредственным и дистанционным управлением. Если водитель, нажимая ногой на педаль, при помощи рычага вводит в зацепление шестерню стартера с венцом маховика (механический привод) и одновременно тем же рычагом включает в цепь ток, то такое управление стартером называют непосредственным.

Если водитель, нажимая на кнопку или повертывая ключ в замке зажигания, включает только реле привода, а оно вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика, то такое управление называют дистанционным. При расположении стартера и аккумуляторной батареи на значительном расстоянии друг от друга дистанционное управление позволяет сократить длину проводов, по которым проходит большой электрический ток. При дистанционном управлении стартер можно включать лишь после включения зажигания. Стартеры представляют собой почти одинаковые по конструкции электрические двигатели, различающиеся лишь схемой соединения обмоток, сечением проводов, механизмами привода управления и т. д.

Стартер СТ-130 (рис. 4) с электромагнитным приводом и дистанционным управлением четырехполюсный, получает питание от аккумуляторной батареи напряжением 12В. Он прикреплен болтами к картеру сцепления. Вал якоря вращается на бронзографитовых втулках, установленных в крышках и в среднем опорном диске. В пазы сердечника якоря заложена обмотка, состоящая из секций толстой медной ленты. Концы ленты соединены с пластинами коллектора. Щетки установлены в щеткодержателях, два из которых соединены с задней крышкой, т. е. с массой (корпусом), а два изолированы от корпуса. Обмотка возбуждения расположена на четырех магнитных полюсах и разделена на две параллельные ветви; в каждой ветви по две последовательно соединенных катушки. Окна в корпусе стартера закрыты защитной лентой. На валу якоря выполнена винтовая ленточная резьба, по которой может перемещаться и повертываться втулка привода стартера с шестерней.

Рис. 4. Стартер СТ-130 с электромагнитным приводом и дистанционным управлением (стрелками указано направление тока при пуске двигателя стартером): а — устройство; б — электрическая схема; в — узел муфты свободного хода; 1 — неподвижный контакт тягового реле; 2 — подвижный контакт; 3 — тяговое реле; 4 — якорь тягового реле; 5 — регулировочный винт-гайка; 6 — рычаг включения стартера; 7 — винт для регулировки хода шестерни; 8 — крышка стартера со стороны привода; 9 — упорное кольцо; 10 — шестерня стартера; 11 — муфта свободного хода; 12 — вал якоря; 13 — муфта; 14 — корпус; 15 — якорь стартера; 16 — защитная лента; 11 — коллектор; 18 — крышка стартера со стороны коллектора; 19 — обмотка возбуждения; 20 — магнитный полюс; 21 — аккумуляторная батарея; 22 — генератор; 23 — реле включения; 24 — контакты; 25 — удерживающая обмотка; 26 — втягивающая обмотка; 27 — контактный диск; 28 — контакты выключателя; 29 — реле-регулятор; 30 — выключатель батареи; 31 — втулка; 32 — кожух; 33 — ступица; 34 обойма; 35 ролнк; 36 — плунжер; 37 — пружина

Стартер имеет два реле: тяговое, установленное на корпусе, и реле включения, расположенное между аккумуляторной батареей и тяговым реле. Реле включения служит для подачи питания в обмотки тягового реле при пуске двигателя и для автоматического отключения стартера после его пуска. Тяговое реле вводит в зацепление с венцом маховика шестерню и замыкает цепь стартера.

При повороте ключа выключателя зажигания по часовой стрелке до упора включается зажигание и стартер. В этом случае питание от аккумуляторной батареи поступает в реле включения по следующей цепи: положительная клемма аккумуляторной батареи — клемма реле включения — обмотка реле включения — клемма Я реле-регулятора — клемма Я генератора — обмотки якоря генератора — масса (корпус)— отрицательная клемма батареи. Сердечник реле включения намагничивается и притягивает якорь, замыкая контакты, после чего включается в цепь обмотки тягового реле втягивающая и удерживающая обмотки. От положительной клеммы аккумуляторной батареи питание поступает к клемме реле включения, далее к замкнутым контактам, клемме тягового реле и далее по двум параллельным цепям: — втягивающая обмотка — клемма тягового реле — обмотка возбуждения стартера — изолированные щетки — коллектор — обмотка якоря — коллектор — щетки — масса (корпус) — отрицательная клемма аккумуляторной батареи;

— удерживающая обмотка — масса (корпус) — отрицательная клемма аккумуляторной батареи.

Электрический ток создает магнитное поле, под действием которого якорь тягового реле втягивается внутрь катушки и через рычаг включения стартера вводит его шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика. В конце хода якорь нажимает на контактный диск, замыкая контакты выключателя, и накоротко замыкает втягивающую обмотку реле. От аккумуляторной батареи ток поступает к стартеру, и якорь стартера начинает вращаться. Якорь тягового реле удерживается внутри катушки лишь благодаря магнитному полю удерживающей обмотки.

Когда двигатель начинает работать, на обмотку реле включения действует разность напряжений генератора и аккумуляторной батареи. Направление тока, возникающее в генераторе, противоположно направлению тока аккумуляторной батареи, поэтому ток в обмотке реле включения уменьшается, магнитное поле сердечника ослабевает и контакты размыкаются. В результате ток в удерживающей обмотке исчезает, и она перестает удерживать якорь. Рычаг под действием возвратной пружины вернется в исходное положение, шестерня стартера выйдет из зацепления с венцом маховика, и стартер отключится (диск 27 отойдет от контактов) даже тогда, когда водитель удерживает ключ замка зажигания.

Случайное включение стартера при работающем двигателе невозможно, так как при этом обмотка реле включения находится под действием разности напряжений генератора и аккумуляторной батареи (обмотка соединена с батареей и клеммой Я генератора). Сердечник в этом случае не намагничивается, якорь не притягивается и замыкания контактов не происходит.

На автомобилях с генераторами переменного тока стартер автоматически не выключается при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Поэтому необходимо сразу же выключать стартер, когда заработает двигатель, так как если стартер удерживать включенным после начала работы двигателя, то муфта свободного хода может выйти из строя.

Стартер имеет муфту свободного хода для передачи вращения только в одном направлении — к маховику, что предохраняет якорь от значительного увеличения его частоты вращения при передаче вращения от маховика к стартеру. На валу якоря установлена втулка 31, жестко соединенная с обоймой, которая закрыта кожухом. Шестерня изготовлена как одно целое со ступицей. В обойме есть фасонные пазы, в которых расположены ролики, отжимаемые в узкую часть паза пружинами через плунжеры.

При вращении якоря стартера (пуск двигателя) ролики заклинивают ступицу и обойму, заставляя их вращаться как одно целое, и крутящий момент с шестерни передается на зубчатый венец маховика. Когда двигатель начнет работать, зубчатый венец маховика будет вращать шестерню с большей частотой вращения, и ролики расклинивают ступицу и обойму.

На карбюраторных двигателях применяют стартеры и с непосредственным управлением. В этом случае для пуска двигателя нажимают ногой на педаль стартера и его шестерня входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. Регулировочный болт воздействует на направляющий стержень, сжимает пружину и перемещает контактную пластину. Она замыкает контакты, и якорь стартера начинает вращаться. Одновременно пластина соединяется с контактами и выключает резистор в катушке зажигания.

Рис. 5. Электрическая схема стартера с механическим приводом: 1, 3, 17 я 18 — щетки; 2 — коллектор; 4 — корпус; 5 — магнитные полюса; 6 я 13 — контакты; 7 — регулировочный болт; 8 — направляющий стержень; 9 — контактная пластина резистора; 10 — пружина; 11 — контактная пластина стартера; 12 — выключатель; 14 — изолированная клемма; 15 — соединительный провод; 16 — обмотка возбуждения; 19 — аккумуляторная батарея (стрелками показано направление тока при пуске двигателя стартером)

Цепь тока при работе стартера следующая: аккумуляторная батарея — верхний контакт выключателя — пластина — нижний контакт — изолированная клемма — обмотка возбуждения — щетки, соединенные между собой проводом, коллектор — обмотка якоря — щетки — масса (корпус) — аккумуляторная батарея.

Когда водитель убирает ногу с педали стартера, пружина привода возвращает в исходное положение механизм включения.

На дизеле автомобиля MA3-5335 применен стартер СТ-103 с электромагнитным приводом и дистанционным управлением. Дизель пустить труднее, чем карбюраторный двигатель, поэтому для него используют более мощный стартер и с большей частотой вращения якоря. Стартер СТ-103 получает питание от аккумуляторных батарей общим напряжением 24 В. Конструктивные особенности стартера СТ-103 следующие: — вместо муфты свободного хода использован привод с самовыключением шестерни; — якорь стартера имеет бандажи, удерживающие его обмотку; — вал якоря вращается на трех подшипниках скольжения, к которым поступает масло (по фитилям) от масленок; — в щеткодержателях установлено по две графитовых щетки, изолированных от массы (корпуса);

— концы двух параллельных полюсных обмоток соединены с массой (корпусом); включают стартер кнопкой.

При нажатии на кнопку включения стартера ток от аккумуляторной батареи поступает в тяговое реле и идет далее по двум параллельным цепям: — втягивающая обмотка — верхняя клемма — клемма — щетки — коллектор — обмотка якоря — коллектор — две параллельные обмотки возубуждения — масса (корпус) — аккумуляторная батарея;

— удерживающая обмотка — масса (корпус) — аккумуляторная батарея.

Под влиянием магнитного поля, создаваемого этими двумя обмотками, якорь втягивается в сердечник реле. Вместе с якорем перемещаются серьга, рычаг, палец, стакан, и в результате шестерня входит в зацепление с венцом маховика. В конце хода якоря контактный диск замыкает клеммы, и ток от аккумуляторной батареи поступает к стартеру. При этом контактный диск накоротко замыкает втягивающую обмотку, и якорь не выходит из сердечника благодаря действию только удерживающей обмотки. Якорь стартера начинает вращаться и шестерня повертывает маховик. При вращении вала якоря стакан 16 перемещается своим спиральным пазом по пальцу рычага (вследствие трения ступицы стакана о резьбу вала) в исходное положение, освобождая место для отхода шестерни.

Рис. 6. Стартер СТ-103: а — конструкция; б — электрическая схема; 1 — коллектор; 2, 11 а 14 — масленки; Зяб- клеммы; 4 — провод; 5 — щетки; 7 — контактный диск; 8 — тяговое реле; 9 — якорь реле; 10 — серьга; 12 — рычаг; 13 — шестерня стартера; 15 — вал якоря; 16 — стакан; 17 — палец; 18 — обмотка возбуждения; 19 — якорь стартера; 20 — бандаж; 21 — корпус стартера; 22 — магнитный полюс; 23 — втягивающая обмотка реле; 24 — удерживающая обмотка реле; 25— аккумуляторная батарея; 26— выключатель массы (корпуса) аккумуляторной батареи; 27 — кнопка (ключ) включения стартера

После пуска дизеля шестерня стартера начнет вращаться от маховика с большей частотой вращения, чем вал якоря, а поэтому будет отброшена по резьбе вала в первоначальное положение (удар воспримет буферная пружина). Таким образом, шестерня стартера автоматически разъединяется с венцом маховика. При отпускании кнопки стартера обмотки реле теряют питание, якорь выходит из сердечника, отводит контактный диск от клемм, отключая этим стартер от аккумуляторной батареи.

Реклама:
Читать далее: Контрольно-измерительные приборы, приборы освещения и сигнализации

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости