Бензонасос: что же это за устройство и где оно находится, спросит начинающий автолюбитель. Если вы таковым являетесь и вам нравится ремонтировать машину своими руками, то статья подробно расскажет, где находится бензонасос. Для начала опишем, что такое бензонасос, чтобы было понятней.
Бензонасос – это устройство, благодаря которому топливо попадает в двигатель. Так как бак и двигатель находятся на довольно большом расстоянии друг от друга, причем бак ниже по уровню, приходится создавать давление, чтобы топливо дошло до него. Этой функцией и занимается бензонасос. Бензонасосы бывают механического и электрического типа. Механические бензонасосы применяются в карбюраторных двигателях. Электрические бензонасосы используют в двигателях с электронной системой впрыска топлива. В основном, бензонасосы устанавливаются на баке или внутри него. Реже встречаются внешние бензонасосы или и тот, и другой сразу. Механические бензонасосы располагаются снаружи бака, в то время как электрические устанавливаются внутрь. Это помогает уменьшить уровень шума от бензонасоса, так как он работает под давлением. Электрический бензонасос полностью погружен в содержимое топливного бака, кстати, благодаря чему он и охлаждается. Поэтому рекомендуют поддерживать не самый малый уровень топлива в баке.
Так как насос находится в топливном баке, то для начала нужно знать, где искать этот самый бак. Чаще всего топливный бак в легковых автомобилях расположен под задним пассажирским сидением. Чаще всего и доступ к бензонасосу находится под ним. Чтобы добраться до бензонасоса, придется снять сидение. Сняв сидение и убрав шумоизоляцию, вы обнаружите маленький лючок – это и есть крышка бензонасоса. От него должны отходить топливные шланги и провода, за счет которых и питается двигатель бензонасоса. Чтобы вытащить бензонасос, вам придется открутить штуцер и рассоединить штекер питания и управления бензонасосом. Если вы открутите крышку, то под ней будет находиться тот самый бензонасос. Это пластиковая деталь, у которой внутри электромотор, а внизу сетчатый фильтр. Реже встречается доступ к бензонасосу из багажного отделения.
Внешний бензонасос чаще устанавливается в подкапотном пространстве, недалеко от системы впрыска. Определить его можно по топливным шлангам, отходящим от системы впрыска топлива.
Двигатель большинства современных автомобилей находится выше уровня бензобака, что исключает поступление топлива «самотеком» и вынуждает перекачивать его принудительно. Более того, для нормальной работы силового агрегата необходимо создать приличное давление в системе. Для этого и установлен на автомобиле топливный насос. За последние несколько десятилетий он не только изменился конструктивно, но и поменял свое местоположение. Поэтому нелишним будет напомнить, где находится бензонасос, его устройство и принцип работы.
Сначала несколько слов об известном всем механическом бензонасосе. Он качает топливо в автомобилях с карбюратором. Ключевым элементом является мембрана, которая, совершая поступательные движения вверх и вниз, обеспечивает доставку топлива от бака к карбюратору. В конструкции предусмотрена система клапанов, благодаря которым обеспечивается закачка бензина и предотвращается его возврат в топливную магистраль.
Движение механических частей осуществляется непосредственно от самого двигателя, для этого там, где находится бензонасос, в блоке цилиндров предусмотрен его привод. Закачка топлива может осуществляться вручную, с помощью предусмотренного рычага. Насос не требует автономной системы смазки, так как включен в общую с двигателем магистраль.
Мембрана насоса не только находится в постоянном движении, но и непрерывно контактирует с бензином. Это вызывает ее деформацию и приводит к потере эластичности. Поэтому основная причина поломки бензонасоса карбюраторного двигателя – износ диафрагмы. Чаще всего мембрана попросту рвется. Впрочем, в большинстве случаев это не приводит к большим затратам и долгому ремонту. Диафрагма стоит копейки, если речь идет об автомобилях ВАЗ, а сам насос легко снимается и ремонтируется даже начинающими автолюбителями.
Еще одной частой причиной неисправности являются клапаны. Если в жаркую погоду перестал качать бензонасос, причина точно в них. Дело в том, что место, где находится бензонасос, на тольяттинских автомобилях выбрано не очень удачно. Он греется и от блока цилиндров, и от радиатора, что приводит к появлению зазора между клапанами насоса и посадочными местами. В результате перекачка топлива прекращается.
В этом случае специалисты не рекомендуют заниматься восстановлением насоса. Несмотря на то что в продаже имеются ремкомплекты, поможет это ненадолго. Поэтому лучше поменять насос целиком.
Принудительный впрыск топлива в цилиндры предполагает наличие высокого давления в топливной системе. Использование для этого дополнительного насоса привело бы к существенному усложнению конструкции автомобиля. Поэтому пришлось полностью изменить существующий, придерживаясь при этом следующих требований:
Чтобы соблюсти все требования, пришлось сделать бензонасос электрическим. Это позволило решить часть проблем. Для большей эффективности пришлось поменять и местоположение.
Бензонасос инжекторного двигателя состоит из следующих элементов:
При описании бензонасоса нужно упомянуть о фильтре грубой очистки, так называемой сетке, которая предохраняет его составные части от попадания посторонних частиц.
Электронный блок управления подает на обмотку бензонасоса напряжение 12 В. Крыльчатка начинает вращаться вместе с ротором двигателя. При этом бензин прижимается к стенкам корпуса и выдавливается из него в топливную магистраль. Далее он поступает на рампу и распределяется по форсункам. В то же время в центре вращающейся крыльчатки образуется разряжение, которое немедленно заполняется новой порцией бензина из бака.
Пока вращается двигатель, процесс непрерывно повторяется. При этом в системе устанавливается рабочее давление порядка 2,5 атм. Поддерживать его помогает редукционный клапан. Он открывается, если превышено пороговое значение. Обратный клапан предназначен для сохранения давления после выключения бензонасоса. Таков вкратце принцип работы. Теперь о том, где находится бензонасос инжекторного двигателя.
По целому ряду причин разместить электрический бензонасос на двигателе оказалось невозможно. В этом случае, прежде всего, нельзя обеспечить достаточную производительность, а значит, не будет выполняться одно из назначений бензонасоса — создание высокого давления. Кроме того, установка на двигателе была нужна для обеспечения механического привода, но при использовании электродвигателя необходимость в этом отпала. Поэтому конструкторы разместили бензонасос в топливном баке автомобиля.
Изменение местоположения позволило решить сразу несколько проблем:
Охлаждение насоса бензином имеет и один существенный минус. В баке постоянно необходимо иметь резерв горючего. Если бензин закончится, что часто происходит у неопытных автолюбителей, электродвигатель, скорее всего, выйдет из строя.
Бензонасос в топливном баке — конструкция, характерная для всех инжекторных двигателей. Это остается неизменным у любого производителя. При этом место, где находится бензонасос, и то, как до него добраться, зависит от марки автомобиля. В большинстве случаев для доступа достаточно снять задние сиденья.
Приличная мощность электродвигателя не позволяет запитывать бензонасос от электронного блока управления (ЭБУ). Поэтому в его цепь включены контакты промежуточного реле. Благодаря высокому сопротивлению его обмотку вполне можно подключать непосредственно к блоку управления. Сработав своими контактами, реле замыкает цепь питания электродвигателя.
Провода подключения бензонасоса проходят через весь салон автомобиля. Со временем их изоляция может перетереться, что грозит коротким замыканием. Поэтому цепь бензонасоса защищена предохранителем. Для повышения надежности его номинал немного завышен. Блок, где находится предохранитель бензонасоса, на отечественных автомобилях, как правило, вынесен отдельно от общего щитка. Это позволяет в случае неисправности быстро его отыскать.
Электрический бензонасос обладает высокой надежностью и редко выходит из строя. Все отказы, как правило, связаны с неаккуратностью владельца в эксплуатации и обслуживании. Наиболее частыми неисправностями являются:
Кроме несоблюдения периодичности обслуживания еще одной частой причиной, которая приводит к неисправности бензонасоса, является бензин. Не на всех АЗС его качество одинаковое. На некоторых из них нарушаются правила транспортировки и хранения. В результате систематических заправок на таких АЗС в баке скапливается большое количество посторонних частиц, которые забивают сетку бензонасоса.
Это проявляется потерей мощности двигателя, рывками машины при движении и, как ни странно, перерасходом топлива. Приходится снимать бензонасос и проводить его обслуживание. Если этого не сделать, то ездить на машине станет невозможно, топливо просто перестанет поступать к форсункам. Причина этого хорошо видна на фото бензонасоса с забитой сеткой.
Электрический бензонасос очень надежен и не нуждается в обслуживании. Для его надежной работы важно своевременно менять фильтр тонкой очистки и заправляться только на проверенных АЗС. Кроме того, в баке обязательно должен оставаться небольшой резерв бензина. Сухой бак — самая частая причина покупки нового бензонасоса.
Источник
Любой автомобилист в курсе, где находится бензонасос. Этот небольшой компонент является настоящим «сердцем» топливной схемы любой машины. Его бесперебойная работа важна не только для увеличения рабочего ресурса авто, но и для безопасности водителя с пассажирами. Для своевременной диагностики потребуются знания строения бензонасоса. Все манипуляции могут быть выполнены своими руками.
Чтобы понять и устранить возможные неполадки с бензонасосом, важно знать его устройство. Данный компонент двигательной схемы подает топливо к мотору. Неисправности бензонасоса становятся причиной неполадок в остальных системах машины. До изобретения этого «труженика» топливо двигалось по специальному шлангу благодаря силам гравитации.
Чтобы регулировать объем топлива, необходим редуктор бензонасоса. Поэтому проверка уровня давления необходима для того, чтобы ремонт был более результативным. Редукторы бывают электрическими и механическими, это деление определяет порядок диагностики и ремонтных манипуляций.
Принцип работы электрического редуктора – проталкивание топлива с определенной скоростью. Для проверки функционирования используется электронная система, проводящая мониторинг соотношения воздуха и топлива, уровень содержания выхлопных газов. Запуск электрического бензонасоса происходит от электродвигателя при включении замка зажигания.
ВАЖНО: старые модели авто имели заданную скорость движения топлива.
Бензонасосы, имеющие механическое устройство, устанавливаются во всех видах карбюраторных автомобилей. Давление топливной подачи в этом случае имеет низкий уровень. Крепеж насоса выполняется снаружи, в то время как электрические модели – монтируются внутри машины.
Стоит заметить, что на некоторых автомашинах устанавливаются оба типа бензонасоса. Функция одного – работа с малыми объемами и высоким давлением, вотчина второго – большие объемы и низкое давление.
Первый тревожный сигнал, характеризующий нарушение работы бензонасоса, это прерывистое движение транспортного средства. Появление этого признака означает, что требуется ремонт своими руками.
Продолжительное заведение двигателя также свидетельствует об определенных неполадках в бензонасосе. В один «прекрасный» миг мотор может вообще не завестись. Первопричина этого – падение давления в системе, поэтому в первую очередь проводят проверку на отсутствие протечек.
Проверить устройство бензонасоса можно специальным индикатором, приобрести который можно в магазине автозапчастей. Монтаж этого прибора выполняется своими руками согласно приложенной инструкции. При заглушенном двигателе происходит диагностика давления в топливной сети. Снижение уровня давления за 5-7 мин до 1,6 атмосферы свидетельствует о неполадках в топливном регуляторе или форсунке. Выявление «виновника» является этапом, предваряющим сам ремонт.
Чтобы провести диагностику работы бензонасоса и проверить показатели давления, можно воспользоваться манометром. Прибор необходимо подключить к рампе топлива и вывести на лобовое стекло, используя кромку автомобильного капота. Включение зажигания является стартом для фиксации показаний манометром. Норма колебаний давления от 300 до 380 кПа. После этого машину нужно разогнать до 3-й передачи и проверить еще раз показания прибора. Если уровень давления не изменился, значит, повода для беспокойства нет, и ремонт требуется какой-то другой составляющей машины.
При изменении уровня давления в топливной системе следует обратиться к профессионалам.
Если машина начинает глохнуть на ходу, причина чаще всего кроется в электрике. Подтвердить или опровергнуть данные опасения можно, протестировав реле бензонасоса. Диагностику можно провести своими руками, подключив к бензонасосу лампочку контроля. При включении зажигания эта лампочка должна на 2-3 сек загореться. При отсутствии этого сигнала требуется ремонт электрической системы авто.
Протечка топлива ликвидируется элементарно – заменой прокладок, клапанов, диафрагм и фильтров. Необходимо только знать устройство топливной схемы, сама замена не вызывает сложностей даже у любителей. Ремонт же электрики лучше доверить специалистам автосалона или крупного сервисного центра.
В старых моделях машин установлены карбюраторы и механическая топливная система. Такое устройство реже ломается по сравнению с автомобилями инжекторного типа. В последние монтируется электрическая система и современный бензонасос. Электронная система контролирует уровень и скорость подачи топлива. Функциями бензонасоса является транспортировка топлива от бака до места образования смеси, а также создание требуемого уровня давления.
Выполнить любой ремонт своими руками проще, если известна последовательность отдельных операций. Сначала требуется проверить устройство на отсутствие внутри топливного бака заводского мусора (мелкие металлические частицы), который может попадать в насос и выводить последний из строя.
Все ремонтные работы, касающиеся функционирования бензонасосов, можно разделить на несколько направлений:
1) при обнаружении в топливном баке посторонних частиц его необходимо промыть. При невозможности вымыть весь мусор, бак нужно заменить;
2) подтекание масла является сигналом к проверке места соединения блока цилиндров и бензонасоса. Проверяются также уплотнительные прокладки теплоизоляции;
3) для снятия насоса требуется отсоединить нагнетающий и подводящий бензопроводы, после чего открутить крепежные гайки и снять шайбы на пружинах. После этого возможен демонтаж самого бензонасоса;
4) неисправность в работе насоса может вызвать деформированная диафрагма. В этом случае ее нужно укрепить полиэтиленовой пленкой;
5) машины, имеющие большой пробег, могут иметь ослабленные от нагрузки пружины диафрагмы. Ремонт – растягивание пружины с обратной установкой на место.
Данная статья отвечает на вопрос автовладельца: возможен ли самостоятельный ремонт топливного насоса в машине инжекторного типа? Он не только может быть выполнен своими руками, но и не представляет ничего сложного, что подтверждает видео:
В конструкцию топливной системы автомобиля входит топливный насос. Он отвечает за поставку топлива в камеры сгорания.
Различают два типа данного устройства:
топливный насос высокого давления,
топливный насос низкого давления.
Выбор топливного насоса
При выходе из строя «сердца» топливной системы этот агрегат нуждается в замене. В процессе покупки нового устройства данного типа понадобится:
Взять топливный насос в руки.
Убедиться в его исправности. Данное устройство должно «крутиться».
Подать «питание». При этом агрегат должен «дернуться» в соответствии с направлением своего вращения.
Как провести проверку давления в топливном насосе?
Для проверки давления топливного насоса понадобится:
- демонтировать механизм системы круиз-контроля;
- присоединить к шлангу, идущего от топливного насоса, измеритель давления;
- включить зажигание, после чего должен включиться и топливный насос. Давление при этом увеличивается;
- прогрев двигатель, записать показания данного прибора, сравнив их с техническими нормами. Сходство показаний говорит об исправности данного устройства;
- отсоединить вакуумный шланг. Если давление в топливной системе не повысилось, тогда необходимо увеличить разряжение в регуляторе давления. Для этого достаточно подсоединить вакуумный насос. В противном случае следует провести замену регулятора давления топлива;
- при несоответствии давления топлива с техническими требованиями, вероятно, понадобится заменить регулятор, топливный фильтр либо топливный насос.
Как правильно заменить топливный насос?
При выходе из строя топливного насоса его нужно демонтировать. Для этого следует:
Поставить машину на ручник.
От аккумулятора отсоединить провода.
В зависимости от того, где расположена крышка доступа к баку, следует демонтировать заднее сиденье либо обшивку пола багажника.
Отсоединить шланги проводов топлива и разъем электропитания бензинового насоса.
Открутить болты.
Снять крышку, которая закрывает отверстия для обслуживания топливного агрегата. Необходимо проследить, чтобы в бензобак не попал мусор.
Открутить гайку фиксации клеммы электропитания бензинового насоса.
Демонтировать бензонасос.
Заменить сетку грубой очистки фильтра.
Заменить топливный фильтр.
Собрать все снятые детали.
Также следует учесть, что замена топливного насоса должна проходить при соблюдении техники безопасности. Следует учесть, что топливо в двигателе может быть под давлением. После того, как новый топливный насос и прочие элементы данной системы были заменены, запустить двигатель автомобиля можно с помощью стартера. Только после такой прокрутки в системе появится топливо, и двигатель можно будет запустить обычным способом.
Еще одним важным нюансом в процессе эксплуатации топливного насоса является наличие топлива в системе. Специалисты рекомендуют контролировать уровень данной жидкости. Предельным показателем может быть красная отметка. Если же наличие топлива ниже данной отметки, тогда вероятность выхода из строя топливного насоса возрастает в несколько раз.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453