Большинство владельцев автомобилей относятся к своей технике, как к детищу. Не считаясь с расходами, они стараются обслужить свою «ласточку» самыми качественными деталями и расходными материалами. Для этого подыскивают и приобретают, иногда даже впрок, самые что ни на есть фирменные запасные части, резину, разнообразные автомобильные аксессуары.
К сожалению, о таком важном компоненте машины, как тормозная жидкость, вспоминают чуть ли не в последнюю очередь. И напрасно, ведь тормозная жидкость, соответствующая всем требованиям и параметрам, является надежной гарантией того, что тормоза вашего автомобиля всегда будут работать, как часы.
Тормозная жидкость – один из самых ответственных элементов автомобиля: сколь бы не была совершенна модель, но без хорошей тормозной жидкости невозможно быстро останавливаться. Как же выбрать тормозную жидкость, и что сейчас предлагает рынок?
Среди основных требований предъявляемых к тормозной жидкости стоит отметить высокую температуру закипания при экстренных торможения и низкую температуру застывания при сильных морозах. Закипание чревато образованием пузырьков в тормозной жидкости, и, как следствие, потерей свойства несжимаемости (т.е. педаль тормоза будет мягкой, а тормоза будут срабатывать слабо). Застывание тормозной жидкости на сильном морозе грозит полным отказом тормозов, ведь жидкость попросту не будет перетекать по трубкам. Так же для тормозной жидкости важна малая гигроскопичность (свойство впитывать влагу), хорошие смазывающие и антикоррозионные свойства, вязкость (чувство «чистой педали»), агрессивность резиновым деталям.
Как и в большинстве других случаев, тормозная жидкость являет собой смесь нескольких компонентов (2-7%) и базовой основы (93-98%). Именно в зависимости от «базы» и следует изначально классифицировать тормозную жидкость. Существует 3 основы: смесь бутилового спирта и касторки, гликоль и полигликоль (иногда с добавлением бора), силикон.
Тормозные жидкости на основе бутилового спирта – это «вчерашний день», их применяли на старых автомобилях (одним из последних был ГАЗ-24 Волга до 1985 года). Такая тормозная жидкость имеет температуру кипения в +115-120°C, и малую температуру застывания (около -20°C), однако она выделяется хорошими смазывающими способностями, к тому же она не агрессивна к резиновым соединениям старых автомобилей. Поэтому если для старого автомобиля рекомендована именно такая тормозная жидкость – то ее и следует применять, иначе современная тормозная жидкость может попросту разъесть «резинки».
Тормозные жидкости на основе силикона применяются в основном в спорте. Их отличие – высокая температура кипения (240-260°C, бывают жидкости и на 300°C), полная негигросокпичность (т.е. они не впитывают влагу, что позволяет эксплуатировать силиконовые тормозные жидкости до 5 лет), и небольшая сжимаемость. Зачастую тормозные жидкости на силиконовой основе обозначают как DOT 5 SBBF (Silikon Based Brake Fluid), и окрашивают в темно-красный цвет.
Тормозные жидкости на гликолевой или поле-гликолевой основе – наиболее популярны. В зависимости от состава, такие тормозные жидкости могут обеспечить и температуру кипения в 230-260°C, хорошую устойчивость к замерзанию (примерно до -40°C), низкую вязкость, достаточные антикоррозионные и смазывающие свойства. Главный минус таких тормозных жидкостей – гигроскопичность, возможность впитывать влагу: за первый год эксплуатации тормозная жидкость набирает около 2% влаги от своего объема, за 2-й год – еще 1-2%. Это приводит к существенному понижению температуры кипения тормозной жидкости (примерно на 70-80°C), поэтому такие жидкости следует менять раз в 1-2 года (или около 30-40 тыс. км пробега – что наступит раньше). Их окрашивают в желтый или светло-коричневый цвет, иногда тормозные жидкости на гликолевой основе вообще бесцветны.
Именно тормозные жидкости на гликолевой основе представляют собой основную массу рынка, именно их классифицируют по DOT (с учетом «силиконовой» тормозной жидкости DOT5). Тормозные жидкости на разных основах смешивать запрещено, можно лишь доливать тормозные жидкости на одинаковой основе, желательно одного класса по DOT и одного производителя (ведь пакет присадок у разных производителей может отличаться). При переходе с гликолевой тормозной жидкости на силиконовую, или наоборот, всю тормозную систему необходимо тщательно промыть.
Зачастую все иностранные и большинство российских тормозных жидкостей имеют на упаковке обозначение DOT 3, DOT 4, DOT 5.1. Что же значат эти буквы и цифры? DOT расшифровывается как «Department of Transport», а последующая цифра означает определенный класс допуска – эти детали полностью прописаны в требованиях FMVSS 116 (Federal Motor Vehicle Safety Standard) - Американский Федеральный стандарт США по безопасности автомобилей.
DOT 3 – «базовая» тормозная жидкость на гликолевой основе с необходимым пакетом смазывающих и антикоррозионных присадок, с температурой закипания 210-220°C для «сухой» томрозной жидкости и 140-150°C для «мокрой» тормозной жидкости (уже набравшей 3,5% воды). Вязкость тормозной жидкости DOT 3 – 1500 кв. мм/с при -40°C. Ее применяют в автомобилях с дисковыми и барабанными тормозами, она требует замены примерно каждые 1-2 года, при попадании на краску может ее разъедать, поэтому требуется определенная степень сноровки при замене тормозной жидкости.
DOT 4 – тормозная жидкость на гликолевой основе с базовым пакетом присадок и улучшенными качествами: температура кипения «сухой» тормозной жидкости достигает 230-235°C, «мокрой» 155-160°C, вязкость составляет 1800 кв. мм/с. Такая жидкость хорошо подходит для автомобилей с дисковыми (вентилируемыми) тормозами. Агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.
DOT 4,5/DOT 4+/DOT 4 Super – дальнейшая модификация DOT 4: с более высокой температурой кипения («сухая» тормозная жидкость – 260°C, «мокрая» тормозная жидкость – 170-180°C), и низкой вязкостью (1400 кв. мм/с, за счет этого педаль тормоза более «прозрачна»).Отлично подходит для быстрой езды на пределе с резкими и затяжными торможениями. Агрессивна к краске, требует замены примерно раз в 1-2 года.
DOT 5 (SBBF, silikon based brake fluid) – тормозная жидкость на силиконовой основе, с высокими рабочими температурами (260/180°C), и низкой вязкостью (900 кв. мм/с, педаль еще более «чистая»). Отлично подходит для спорт-каров, для быстрой спортивной езды с сильными торможениями. Не агрессивна к краске, не впитывает воду, поэтому такую тормозную жидкость можно менять спустя 4-5 лет эксплуатации.
DOT 5.1 (NSBBF, non silikon based brake fluid) – тормозная жидкость на гликолевой основе, дальнейшее развитие DOT 4.5: рабочие температуры одинаковы (для «сухой» тормозной жидкости – 260°C, иногда 275°C, для «мокрой» — 180°C), вязкость ниже (900 кв. мм/с, педаль более «чистая»), больше антикоррозионных присадок. Требует замены раз в год. Отлично подходит для быстрой напористой езды на мощном автомобиле.
БСК – это общее название для жидкостей на основе бутилового спирта и касторки (сокращение базовых элементов и дает название БСК). Рабочие температуры такой тормозной жидкости низкие (закипание при 115-120°C), БСК плохо противостоит морозу (замерзание при -20°C), вообщем – вчерашний день. Поэтому БСК на рынке практически не найти.
Иногда – кислоту, иногда – «бодягу», иногда – подкрашенную воду. Покупка тормозной жидкости – дело ответственное, иначе однажды можно остаться без тормозов. Поэтому главный совет – не экономить на хорошей тормозной жидкости. Ее отличия – качественная упаковка и этикетка, прозрачная тормозная жидкость без осадка (но определенный цвет вполне допустим), пломба под крышкой. У «россиян» только несколько крупных компаний выпускают тормозную жидкость, удовлетворяющую требованиям DOT 3 и DOT 4, посему лучше выбрать тормозные жидкости именитых иностранных фирм – ATE, TRW, Lockheed, Quaker State, BP, Castrol, Shell, ZIC, Q8, Xado, Aral, Total, Liqui Moly. Все компании обозначают свои тормозные жидкости согласно классификации DOT, отличаются лишь Total и Shell: у первой, к примеру, жидкость с обозначением HBF4 отвечает требованиям DOT4, у Shell жидкость Donax ZB отвечает требованиям DOT 5.1, а YB равна DOT 4. Для российских производителей традиционно применение названий «Нева» и «Томь» для тормозных жидкостей, которые примерно отвечают требованиям DOT 3, а жидкость «Роса» отвечает требованиям DOT 4.
Надежность и безопасность в поллитровой бутылочке
Тормозная жидкость больше влияет на состояние и эффективность тормозной системы, чем это принято считать – часто в автосервисе можно увидеть автомобиль с заклинившим суппортом, владелец которого на вопрос: «Когда Вы меняли тормозную жидкость?» удивленно отвечает: «Зачем?».
Что ж, перед обсуждением лучших представителей своего класса рассмотрим, что же такое современная тормозная жидкость.
В процессе торможения кинетическая энергия автомобиля превращается в тепло. Нагревающиеся колодки передают тепло дальше – на поршень и тело суппорта, они уже нагревают саму тормозную жидкость. Отсюда проистекает первое требование к лучшей тормозной жидкости: как можно большая температура кипения во избежание «провалов» педали тормоза аналогично тем, что происходят при завоздушивании тормозов. Увеличение скоростей и усложнение траффика привели к тому, что старые спиртокасторовые тормозные жидкости перестали удовлетворять потребностям автомобилистов, и на свет вышел новый стандарт – DOT4, наиболее широко распространенный сейчас.
Второе требование – это минимальная коррозионная активность: всем известное закисание рабочих поршней в этом случае является лишь верхушкой айсберга, коррозия самих тормозных магистралей гораздо опаснее. Здесь произошел первый, так сказать, «конфликт интересов» – необходимость в обеспечении высокой температуры кипения потребовала использования крайне гигроскопичной полиэтиленгликолевой основы, отсюда и необходимость хранения тормозной жидкости в плотно закрытой таре. Набравшая воду жидкость не только ускоряет коррозию в тормозной системе, но и закипает при значительно более низкой температуре, что знакомо многим владельцам спортивных автомобилей и особенно мотоциклов: «провал» тормозов при агрессивной езде может стать причиной серьезной аварии.
Третье требование – хорошие смазывающие свойства, снижающие износ не только манжет тормозных цилиндров, но и гидроблока АБС. В этом плане современные тормозные жидкости DOT5 на силиконовой основе превосходят более старый стандарт DOT4, а с учетом меньшей гигроскопичности и высокой температуры кипения они станут лучшим выбором для любителей быстро ездить и вовремя останавливаться. Стандарт DOT5.1, разработанный специально для автомобилей с антиблокировочной системой, предусматривает введение увеличенного количества антифрикционных присадок в привычную гликолевую основу, и жидкости этого класса для большинства автомобилей будут предпочтительными, так как совместимы с уплотнениями, рассчитанными на жидкости старых стандартов.
И, наконец, в-четвертых от тормозной жидкости требуется высокая стабильность вязкости, позволяющая тормозам адекватно работать в условиях зимнего холода. Вновь это наиболее важно для автомобилей с АБС: застывшая жидкость может привести к нарушению работоспособности гидроблока, на автомобилях, где на антиблокировочную систему завязана курсовая стабилизация и, как на современных кроссоверах – система распределения тяги, это повлечет и изменение управляемости автомобиля.
Хотя эта тормозная жидкость и сертифицирована по стандарту DOT4, по температуре кипения она значительно перекрывает требования этого стандарта: в «сухом» состоянии она закипает при 265˚ С, в увлажненном – при 175˚ С. Учитывая, что производитель предписывает ее замену каждые два года, ее характеристики более чем достаточны и для близкой к спортивной езде. Приставка «Low Temp» в названии продукта появилась не зря – в отличие от обычных жидкостей DOT4, производимых Castol, здесь вязкость снижена в несколько раз: до 650 мм2/с, так что для северных районов она будет более выгодным приобретением, чем Motul DOT5.1, занявший второе место. Вообще, с учетом всех характеристик React Low Temp, складывается впечатление, что сертификация по DOT4 здесь стала скорее маркетинговым ходом, позволяя продавать фактически соответствующую DOT5.1 жидкость в наиболее востребованном сегменте рынка. К сожалению, нельзя не попенять маркетологам Castrol за странное решение о расфасовке продукта: найти литровую баночку этой жидкости Вам не удастся, так что при полной замене жидкости в системе придется возиться с несколькими 500-граммовыми, переплачивая за лишнюю тару. Основные плюсы:
Минусы: | 9.9 / 10 Рейтинг Отзывы Уважаю эту марку, и «зимняя» тормозная жидкость Castrol, по моим ощущениям, самая лучшая, ни грамма не посрамила свой бренд. |
В отличие от тормозных жидкостей с «чистым» DOT5, этот продукт от Motul изготовлен на традиционной гликолевой базе и полностью совместим с жидкостями стандарта DOT3 и DOT4. Благодаря этому ее можно использовать и для доливки в тормозную систему, и для полной замены. Второй вариант, естественно, предпочтительнее: эта жидкость прекрасно подойдет и любителям неспешной езды, и горячим водителям: ее температура кипения – не менее 185 градусов в увлажненном состоянии (при испытаниях имитируется увлажнение, примерно имитирующее год службы), после полной замены свежая тормозная жидкость закипит при 272 градусах, что почти в два раза превосходит требования стандарта DOT4, под который обычно рассчитываются тормозные системы городских автомобилей. Следовательно, есть повод рассчитывать на длительный срок службы жидкости даже при агрессивной езде. Так как стандарт 5.1 разрабатывался специально для автомобилей с ABS, значительно снижена низкотемпературная вязкость: при -40˚ С Motul имеет вязкость всего 820 мм2/с, что более чем в два раза меньше требований стандарта DOT4. Основные плюсы:
Минусы:
| 9.5 / 10 Рейтинг Отзывы Часто и помногу езжу и летом, и зимой. После замены старой «тормозухи» на Motul тормоза стали ощутимо информативнее, особенно зимой, при резких торможениях педаль не становится ватной. |
Пожалуй, главным недостатком этой тормозной жидкости можно назвать ее труднопроизносимое оригинальное название. К счастью, русскоязычным покупателям выговаривать «бремзенфлюссигкайт» не приходится, так как производитель локализует все надписи для российского рынка – за это стоит сказать отдельное спасибо. Однако же перейдем к более насущным свойствам. Увы, в отличие от лидеров рейтинга, здесь производитель не стал заметно превышать требования сертификации: и по температуре кипения (230˚ С для свежей жидкости, 155˚ С для увлажненной), и особенно по низкотемпературной вязкости (1800 мм2/с!) она ощутимо проигрывает другим представленным в рейтинге вариантам – все эти параметры четко соответствуют стандарту, но не более. В какой-то степени это компенсируется низкой ценой, но рекомендовать для использования на автомобилях с АБС в северных широтах ее не стоит. Но нельзя не упомянуть и о хороших смазывающих свойствах этой жидкости и упоре производителя на антикоррозийные характеристики своего продукта – по совокупности свойств тормозная жидкость Liqui Moly будет лучшим выбором для водителей, не склонных к лихачеству и живущих в средней полосе России и южнее. Основные плюсы:
Минусы:
| 9.0 / 10 Рейтинг Отзывы О тормозной жидкости обычно вспоминаешь, когда тормоза ощутимо теряют эффективность. С Liqui Moly поводов задуматься об этом у меня пока что не было. |
По характеристикам продукт Дзержинского завода не так плох на фоне одноклассников – в требования DOT4 жидкость укладывается с запасом, закипая при 255˚ С в свежераспакованном виде (к удивлению, здесь россиянам удалось превзойти попавшую в рейтинг лучших тормозную жидкость Liqui Moly) и при 160˚ С после года среднестатистической эксплуатации. Вязкость зимой, хотя и не будет наиболее оптимальной для гидроагрегатов АБС, тоже перекрыла требования стандарта (1600 мм2/с). Недорогая жидкость РосДОТ широко распространена в торговой сети, и найти ее, наверно, можно в любом уголке России. Она же заливается на отечественных автопроизводствах. При условии своевременной замены владелец автомобиля будет надежно застрахован от чрезмерной коррозии тормозной системы и износа манжет главного и рабочих цилиндров. Основные плюсы:
Минусы:
| 9.4 / 10 Рейтинг Отзывы Для отечественного продукта – хорошая тормозная жидкость. Уверенно выдерживает частые резкие торможения, когда тормоза ощутимо перегреваются. |
Самая дешевая тормозная жидкость из попавших в рейтинг лучших произведена подмосковным заводом «Обнинскоргсинтез», но цена и отечественное происхождение не означают плохих характеристик: по температуре кипения Sintec лишь немногим уступил РосДОТ (240˚ С/155˚ С), та же ситуация и с вязкостью при -40˚ С (1360 мм2/с). Для размеренной езды ее будет более чем достаточно, а небольшую разницу в вязкости при реальной эксплуатации почувствовать будет невозможно. К чему стоит придраться – так это к нестабильности качества: во всех тестах различных автомобильных тормозные жидкости из Обнинска показывают различные результаты, хотя и не снижающиеся относительно требований стандарта, но о производстве это говорит не лучшим образом. Основные плюсы:
Минусы:
| 9.1 / 10 Рейтинг Отзывы По ощущениям – ничуть не хуже многих именитых брендов при доступнейшей цене. |
Выбирая тормозную жидкость, можно долго перебирать тесты и списки характеристик. Но не стоит забывать, что даже самая лучшая тормозная жидкость имеет ограниченный ресурс, и менять ее нужно по регламенту, как и другие технические жидкости: экономить на собственной безопасности не стоит.
Эффективная тормозная система – залог безопасности на дорогах. Эту истину водителям втолковывают с первых занятий в рамках курсов вождения. Но так уж сложилось, что первостепенное внимание уделяется тормозным колодкам, о необходимости своевременной замены которых знают буквально все водители. А вот что касается тормозной жидкости, то большинство автомобилистов даже не в курсе о регламентных сроках её замены. Между тем их несоблюдение грозит не меньшими неприятностями. Впрочем, любые проблемы с тормозами недопустимы. К сожалению, о тормозной жидкости мы вспоминаем только тогда, когда тормоза перестают работать с прежней эффективностью, или вообще отказывают. И хорошо, если это обнаруживается не во время движения.
Исправная тормозная система — заглог вашей безопасности
Поэтому так важно не только соблюдать рекомендованные сроки замены, но и знать о том, какую тормозную жидкость допустимо заливать в тормозную систему автомобиля.
Цель данной статьи – дать читателю базовые теоретические знания о тормозной жидкости, о её классификации и разновидностях, а также ознакомить автолюбителей с рейтингом лучших ТЖ в зависимости от ценового критерия.
Если говорить о международных стандартах, то наиболее употребительным и общепризнанным является стандарт DOT. Большинство всевозможных тестов и независимых исследований в первую очередь руководствуются именно этой классификацией. В соответствии с ней каждой марке и модели тормозной жидкости соответствует класс допуска, который в маркировке обозначается соответствующей цифрой, стоящей после аббревиатуры стандарта. Можно считать, что класс по DOT является самым первым критерием, который стоит учитывать при выборе тормозной жидкости.
Рассмотрим все используемые в настоящее время классы допусков:
Как вы уже поняли, классификация по DOT достаточно поверхностно описывает состав тормозной жидкости, поэтому имеет смысл остановиться на этом моменте более подробно.
Как правило, 95 – 98% ТЖ – это основа, остальные несколько процентов приходятся на различные присадки и модификаторы. Основа также является в большинстве случаев многокомпонентной. Различают три большие группы базовых составов:
Дот 3 на гликолевой основе
Минеральные смеси основаны на использовании в разных пропорциях касторового масла (обязательный компонент) и различных спиртов. Так, при применении бутилового спирта такая жидкость называется БСК, амилового – АСК. Особенностью минеральных тормозных жидкостей являются их слабые вязкостно-температурные характеристики: температура застывания – минус 30 – 40 градусов, температура закипания – плюс 115 градусов.
Впрочем, многие другие свойства таких составов вполне заслуживают одобрения: это хорошие защитные параметры, практически абсолютная негигроскопичность, нейтральность по отношению к автомобильным лакокрасочным покрытиям, хорошие смазывающие свойства.
При этом составы на минеральной основе не подлежат сертификации, поскольку несовместимы с международными стандартами, обладают недопустимо низкой температурой кипения, что делает невозможным их использование в ТС с дисковыми тормозами, и теряют текучесть при относительно небольшом морозе (-20º С).
В настоящее время применение ТЖ на минеральной основе ограничено моделями авто старых образцов, в которых тормозные шланги и трубки имеют увеличенный диаметр, что частично решает проблему увеличения вязкости при отрицательных температурах..
В качестве основы в таких жидкостях используются гликолевые (борсодержащие, полигликолевые) эфиры, а в качестве добавок/присадок – коррозионные ингибиторы.
Обладая достаточно высокой температурой кипения, гликолевая ТЖ может быть использована на автомобилях с дисковыми тормозными механизмами, а способность не терять текучесть в сильные морозы делает её весьма популярной в нашей стране.
Одним из наиболее заметных недостатков гликолевых смесей является их низкая гигроскопичность, что в определённой степени нивелирует хорошие вязкостно-температурные характеристики. Использовать такие жидкости на старых машинах не рекомендуется из-за наличия большого количества резиновых деталей, которые достаточно быстро придут в негодность.
У Дот 4 гликолевая основа + присадки
Смеси на основе полимерных компонентов (преимущественно кремнийорганических) появились относительно недавно. Обладают вязкостью, которая практически не зависит от температурного фактора, инертны к лакокрасочным материалам, не теряют своих свойств в обширном температурном диапазоне (от –110 до +340° С), обладают способностью не адсорбировать влагу. Не способствуют коррозии металлических деталей тормозной системы.
Единственный их недостаток – неудовлетворительные смазывающие свойства.
Чаще всего такие тормозные жидкости используются теми водителями, которые предпочитают экстремальный стиль вождения.
Специалисты выделяют следующие характеристики, которые оказывают существенное влияние на выбор ТЖ:
Как выбирать подходящую тормозную жидкость для вашего автомобиля с учётом этих критериев, зависит от конкретной машины (вернее, характеристик тормозной системы) и условий, в которых она будет эксплуатироваться.
При торможении транспортного средства его кинетическая энергия трансформируется в тепловую, при этом наиболее подверженными нагреву узлами являются как раз тормозные колодки вместе с диском. Через колодку тепло распространяется на суппорт, который в итоге нагревает и тормозную жидкость. Если температура нагрева будет близкой к точке закипания жидкости, она перестанет выполнять свои функции надлежащим образом, что проявится падением эффективности торможения, а в худшем случае – провалом педали тормоза.
Кроме этого, показатель температуры кипения ТЖ характеризует её общий ресурс. Из-за особенностей своих физико-химических свойств тормозная жидкость обладает способностью впитывать влагу, поступающую из-за недостаточной герметичности соединений извне, что также снижает этот показатель. Если из-за насыщения водой температура кипения снижается до критического уровня, дальнейшая эксплуатация автомобиля может стать причиной серьёзных неприятностей. Поэтому и введено понятие температуры кипения «сухой» и «влажной» жидкости, причём второй показатель является даже более важным, чем теоретический первый. Доказано, что за несколько лет количество воды в ТЖ увеличивается на 2 – 5%. Если вы сомневаетесь, какую тормозную жидкость лить в автомобиль – выбирайте при прочих равных показателях имеющую более высокие показатели температуры кипения.
У Дот 4+ более высокая температура кипения
Многие тормозные системы имеют в своём составе резиновые уплотнительные элементы. Тормозная жидкость не должна оказывать влияние на эти уплотнения. Их разбухание, потеря прочности, изменение эластичности или уменьшение размеров допустимо, но до определённой степени.
Если манжеты сильно распухнут, это создаст дополнительные препятствия для обратного движения поршней в тормозных цилиндрах, что грозит длительным подтормаживанием автомобиля после окончания торможения. А это – быстрый износ колодок, повышенный расход топлива и потеря разгонной динамики.
Более существенные неприятности произойдут в случае, если резиновые манжеты дадут усадку. В этом случае возрастает риск нарушения герметичности соединения и утечки ТЖ, что грозит снижением эффективности торможения.
При выборе тормозной жидкости следует обращать внимание и на этот показатель, который также является важной причиной отказа тормозов. Дело в том, что образование коррозионного слоя на металлических деталях тормозной системы грозит, в первую очередь, заеданием поршней тормозного цилиндра, во вторую – способствует быстрому износу манжет, которым придётся работать с изъеденной ржавчиной поверхностью. В обоих случаях эффективность торможения постепенно будет снижаться, пока гидропривод вообще не перестанет реагировать на нажатие педали тормоза.
Следует отметить, что коррозионная активность во многом зависит от температуры кипения. Чем выше температура закипания смеси, тем она гигроскопичнее. А чем больше влаги попадает в ТЖ, тем хуже для металлических деталей. Такая вот обратная зависимость.
Этот параметр, характеризующий способность ТЖ прокачиваться по тормозной системе в условиях отрицательных температур, влияет на корректную работу тормозов в зимний период. Впрочем, и повышение текучести грозит не меньшими неприятностями, а в летнее время при интенсивном торможении температура жидкости в главном бачке может подниматься до 200° С и выше.
Тормозная жидкость с увеличенной вязкостью ухудшит обратную связь между торможением и действием водителя, что особенно неприятно для автомобилей, оснащённых системой ABS. Полное или частичное замерзание ТЖ вызовет блокировку работы тормозной системы. Слишком жидкая смесь повышает риск возникновения течей.
Так что общее правило здесь простое – выбирайте состав с максимально большим температурным диапазоном.
Мы уже вскользь упоминали об этом параметре – это способность составов на полигликолевой основе впитывать влагу извне. Обычно это происходит через компенсационное отверстие, находящееся в крышке бачка.
Способность накапливать конденсат
Скидки на новые автомобили!
Выгодный кредит от 9.9%Рассрочка 0%
во многом обусловлена температурными перепадами между внутренней и внешней средами (запотевание стёкол автомобиля – очень показательный пример такого воздействия). Повышение концентрации воды в тормозной жидкости снижает температуру кипения, повышает температуру замерзания, ухудшает смазывающие свойства жидкости и убыстряет коррозионные процессы в тормозной системе.Каждые 2 – 3% воды в тормозной системе уменьшают температуру кипения на 60 – 80 градусов. Это означает, что при интенсивном торможении жидкость, соответствующая классу DOT-4, закипит при 160 градусах, хотя в «сухом» состоянии этот показатель составляет около 230 градусов.
Высокая гигроскопичность в конечном итоге приводит к столь же плачевным последствиям, как и попадание воздуха в гидросистему: эффективность торможения резко снижается.
Этот параметр, хотя и не столь критичен, но тоже может оказывать влияние на работоспособность тормозной системы. Чем выше эта характеристика, тем меньше скорость износа тормозных цилиндров, а также блока ABS при его наличии. По этому показателю лучшие результаты демонстрируют жидкости класса DOT5 с силиконовой основой. У них неплохие характеристики и по гигроскопичности, и по температуре кипения, так что такая ТЖ будет оптимальным выбором для апологетов активной езды.
Дот 5 нельзя смешивать с другими тормозными системами
Приступая к замене тормозной жидкости, необходимо сначала узнать, какой тип был залит в систему ранее, поскольку существуют определённые требования, касающиеся совместимости разных классов и составов. В общем случае эти рекомендации несложны, и запомнить их не составит сложности:
Дело в том, что первые три жидкости имеют одинаковую основу (гликолевую), к тому же состав примесей и присадок у них приблизительно одинаковый, что и обуславливает их совместимость (по крайней мере, теоретическую).
В жидкости класса DOT-5 используется силиконовая основу. Смешивание полимерных компонентов с гликолевыми может стать причиной запуска химических реакций, которые в конечном итоге приводят к потере эксплуатационных характеристик смешанной тормозной жидкости.
Но мы не зря упомянули о том, что совместимость между тремя вышеупомянутыми классами имеет скорее теоретический характер, чем практический. Далеко не всегда производители сообщают обо всех используемых присадках, что может стать причиной несовместимости при смешивании разных типов, относящихся как к разным классам допуска по DOT, так и разным производителям в пределах одного класса.
Так что лучший совет здесь один – используйте тормозные жидкости одного бренда. В этом случае смешивание составов разных типов не грозит никакими неприятностями.
Как выбрать лучшую тормозную жидкость для конкретного автомобиля, учитывая приведённую выше информацию? Совет здесь прост: изучите рекомендации производителя и старайтесь следовать им. Впрочем, ассортимент продукции данного типа постоянно расширяется, появляются новые жидкости с улучшенными свойствами, поэтому рекомендации автопроизводителей часто оказываются устаревшими. Предлагаем вашему вниманию небольшой рейтинг лучших тормозных жидкостей, которые можно встретить на отечественном рынке. Для удобства мы разделили все жидкости на три категории в зависимости от ценового фактора (справедливости ради отметим, что ориентироваться исключительно на стоимость – подход не слишком правильный):
Felix Brake Fluid.
Данная тормозная жидкость от российского производителя, несмотря на очень доступную стоимость (от 75 рублей), характеризуется приемлемыми высокотемпературными свойствами, что позволяет использовать её во многих марках отечественных и импортных легковых автомобилей. В состав жидкости включена присадка – ингибитор коррозии, которая гарантирует длительную сохранность металлических компонентов тормозной системы. Выпускается в таре объёмом 0,5 литра.
Бюджетная тормозная жидкость Felix Brake Fluid
Температурные характеристики:
Тосол-Синтез Роса 4
Считается одним из лучших составов бюджетной категории. Наименование этого отечественного бренда является именем нарицательным по отношению к охлаждающим жидкостям, но и составы для тормозной системы отличаются очень хорошим качеством, позволяющим использовать их для большого спектра автомобилей отечественного и иностранного производства. Жидкость, выпускаемая в 0,5-литровой таре (стоимостью от 105 рублей), инертна к металлическим и резиновым компонентам тормозной системы и характеризуется хорошими показателями термостабильности и вязкости.
Температурные характеристики:
Luxe Brake Fluid
Ещё один отечественный бренд бюджетного класса, основной целевой аудиторией которого являются автомобили, оснащённые тормозными системами с механизмами дискового и барабанного типов. В качестве основы служат полиалкиленгликоли с пакетом оптимальных присадок, гарантирующие эффективное торможение. Упаковка объёмом 0,9 л. стоит от 155 рублей.
Температурные характеристики:
Bosch Brake Fluid
Хотя немецкий бренд не нуждается в представлении, тормозная смесь Brake Fluid производится на итальянском заводе. Характеризуется достаточно высокой температурой кипения и, согласно заявлениям производителя, может эксплуатироваться на протяжении двух лет. Оптимальна для современных автомобилей, оснащенных тормозами дискового типа с круговым контуром. Поставляется в полулитровой таре стоимостью от 230 рублей.
Итальянская тормозная смесь Brake Fluid
Температурные характеристики:
Castrol Brake Fluid
Ещё один представитель знаменитого британского бренда, специализирующегося на производстве автохимии. Отличается комплексным насыщенным составом (сложные борсодержащие эфиры, полиалкиленгликолевые эфиры, пакет присадок и ингибиторов). Характеризуется отличной защитой от коррозии деталей тормозной системы и образования в патрубках паровых пробок. Высокий показатель температуры кипения позволяет использовать ТЖ водителям, предпочитающим агрессивное вождение. Стоимость 0,5-литровой ёмкости достаточно высока – от 375 рублей.
Насыщенный состав у тормозной жидкости Castrol Brake Fluid
Температурные характеристики:
Bosch Brake Fluid HP
Жидкость с индексом HP характеризуется сниженным показателем вязкости. Её потенциальная сфера использования – автомобили последнего поколения, оснащённые тормозными системами, в которых регулировка давления осуществляется электроникой, и имеющие в своём составе системы ESP/ASR/ABS. Обеспечивает оптимальную скорость изменения давления в системе. Поставляется в литровой таре, стоит от 435 рублей.
Температурные характеристики:
Motul DOT 3/4/5.1
Французский производитель автохимии хорошо знаком отечественным автомобилистам по моторным маслам. Но в ассортименте компании имеются и тормозные смеси, ориентированные на использование в автомобилях, оснащённых системой ABS. Один из самых высоких показателей температуры кипения обеспечивает максимально долгий срок эксплуатации. ТЖ отличается нейтральностью по отношению к резиновым деталям тормозной системы и отличными антикоррозийными характеристиками. Доступна в таре ёмкостью 0,5 литра, которая стоит от 535 рублей.
Температурные характеристики:
Elf Frelub 650
Известный французский производитель качественной автохимии предлагает тормозную жидкость премиум-класса стоимостью от 575 рублей за литровую ёмкость, предназначенную для использования в автомобилях, эксплуатирующихся в активных или экстремальных режимах. Характеризуется отличной текучестью в условиях отрицательных температур и рекордными показателями температуры кипения ТЖ, что гарантирует отсутствие в тормозной системе паровых пробок при интенсивном торможении. Гигроскопичность предлагаемого состава минимальна. Жидкость нейтральна к резиновым и металлическим (стальным, алюминиевым, медным, оловянным, чугунным, латунным) компонентам. Испаряемость жидкости пренебрежительно мала, степень образования отложений незначительна.
Жидкость премиум-класса
Температурные характеристики:
TCL DOT 4
Главным недостатком тормозной жидкости из Страны Восходящего Солнца является высокая цена – за литровую ёмкость нужно отдать от 580 рублей. Но если говорить о качестве, то здесь японские ТЖ вне конкуренции. Отличается хорошей вязкостью в обширном температурном диапазоне, прекрасными антикоррозионными свойствами, способностью не воздействовать на сальники и резиновые манжеты. Идеальный выбор для современных автомобилей, оснащённых дисковыми тормозами.
Температурные характеристики:
У этой тормозной жидкости 1 недостаток — высокая цена
Хочется надеяться, что наш рейтинг станет вашим ориентиром при выборе тормозной жидкости для своего автомобиля. В то же время мы отдаём себе отчёт в том, что приведённые выше сведения могут со временем устареть. В любом случае, изучив рейтинг и особенности характеристик ТЖ, вы сможете в дальнейшем самостоятельно определять, насколько подходит конкретный состав для вашей тормозной системы.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453