Двигатель ВАЗ 2103 заслуживает отдельного внимания по причине большой популярности среди автомобилей «классика». Этот силовой агрегат устанавливался не только на свою родную модель, но и на другие модификации «Жигулей».
Силовая установка ВАЗ 2103 представляет собой классическую модель, входящую в линейку моторов ОАО «АвтоВАЗ». Это модернизированный вариант агрегата FIAT-124, разработанный отечественными инженерами ещё во второй половине прошлого века. Изменения коснулись распредвала и межцилиндрового расстояния.
Тюнинг двигателя FIAT-124 был проведён качественно, ведь в дальнейшем его серийное производство не прекращалось десятки лет. Конечно, были проведены рестайлинги, но костяк мотора оставался прежним. Особенность вазовского двигателя 2103 в том, что его вал ГРМ приводится в действие цепью, а не ремнём.
1,5-литровый силовой агрегат представляет собой третье из четырёх поколений классики. Это наследник двигателей 1,2 л ВАЗ 2101 и 1,3 л ВАЗ 21011. Он предшествовал созданию мощного 1,6-литрового агрегата ВАЗ 2106 и более современных инжекторных моторов для автомобилей с передним приводом. Все модификации двигателя ВАЗ 2103 отличались улучшенными техническими возможностями.
ВАЗ 2103 появился в 1972 году и стал первой четырёхглазой моделью «Жигулей». Может это и стало поводом для оснащения автомобиля новым и мощным агрегатом, развивающим 71 л. с. Его по праву назвали самым «живучим» двигателем своего времени — даже пробег в 250 тыс. км не оказывал на него губительного влияния, если водитель придерживался заводских правил эксплуатации и ухода. Обычный же ресурс этого мотора составлял 125 тысяч км пробега.
1,5-литровый силовой агрегат представляет собой третье из четырёх поколений классикиУлучшенные показатели силового агрегата ВАЗ 2103 сразу заметны в особенностях конструкции. Мотор оснащён с другим блоком цилиндров — целые 215,9 мм вместо 207,1 мм. Это позволило увеличить рабочий объём до 1,5 л и поставить коленвал с увеличенным поршневым ходом.
Распредвал приводится в действие цепью без натяжителя. Он не предусмотрен, в связи с чем натяжение приходится регулярно проверять и настраивать.
Ещё особенности.
Технические возможности двигателя таковы:
Интересно, что последующий двигатель ВАЗ 2106 получил уже цилиндры с увеличенным до 79 мм диаметром.
Элементы ДВС ВАЗ 2103 изготовлены из алюминия, в разрезе они овального типа. Размер поршня сверху меньше, чем снизу. Это объясняет особенность измерения — оно проводится только в плоскости, которая перпендикулярна поршневому пальцу и находится на расстоянии 52,4 мм от низа.
По внешнему диаметру поршни ВАЗ 2103 классифицируются по 5, через каждые 0,01 мм. На 3 категории через 0,004 мм они делятся по диаметру отверстия под палец. Все данные о диаметрах поршня можно посмотреть на нижней части элемента — днище.
Для силового агрегата ВАЗ 2103 подходит тип поршня с диаметром 76 мм без выемки. А вот для моторов ВАЗ 2106 и 21011 этот показатель равен 79, поршень с выемкой.
Поршень с диаметром 76 мм без выемки для силового агрегата ВАЗ 2103Коленвал ВАЗ 2103 изготовлен из суперпрочного материала, имеет девять шеек. Все шейки основательно закалены на глубину 2–3 мм. В коленвале имеется специальное гнездо для установки подшипника.
Соединения шеек канальчатое. По ним поступает масло для подшипников. Каналы заглушены колпаками, запрессованными для надёжности в трёх точках.
Коленвал ВАЗ 2103 аналогичен ВАЗ 2106, но отличается от узлов ДВС «копейки» и одиннадцатой модели размером кривошипа. Последний увеличен на 7 мм.
Размеры полуколец и шеек коленвала.
Деталь чугунная со стальным зубчатым венцом, входящим в соединение с шестернёй стартера. Напрессовка венца — горячим способом. Зубья основательно закалены токами высокой частоты.
Крепление маховика осуществляется посредством 6 самоконтрящихся болтов. Расположение фиксаторов имеет только два положения по меткам. Центрирование маховика с коленвалом проводится через передний подшипник ведущего вала КПП.
Таблица: основные технические характеристики.
Отечественные машины хороши тем, что при достаточном бюджете удастся воплотить практически любой задуманный проект. Даже при стыковке мотора с коробкой передач не возникает особых сложностей. Таким образом, на ВАЗ 2103 подойдёт практически любой силовой агрегат. Главное — он должен подходить по размерам.
До определённого времени только спецподразделения милиции и КГБ имели на «вооружении» автомобили с такими моторами. Однако любители тюнинга в СССР, народные умельцы, находили и устанавливали роторно-поршневой двигатель (РПД) на свой ВАЗ 2103.
РПД легко ставится на любую вазовскую машину. Идёт он на «Москвич» и на «Волгу» в трёхсекционном варианте.
Роторно-поршневой двигатель легко ставится на любую вазовскую машинуДизель стыкуют со штатной КПП ВАЗ 2103 с помощью переходной плиты, хотя передаточные числа моторов совсем не подходят.
Вообще, двигатели зарубежного производства ставились и ставятся на ВАЗ 2103 часто. Правда, избежать дополнительных модификаций в этом случае не получается.
Наиболее частые дефекты, встречающиеся на двигателе:
Все эти неисправности связаны с различными причинами, о которых речь пойдёт ниже.
Специалисты называют основной причиной перегрева моторной установки недостаток хладагента в системе. По правилам перед выездом из гаража водитель обязан каждый раз проверять уровень всех технических жидкостей. Но не все это делают, а потом удивляются, оказавшись с «закипевшим» ДВС на обочине.
Перегрев двигателя возникает из-за недостатка хладагента в системеТосол может и вытекать из системы. В этом случае налицо неисправность — нарушение целостности системы охлаждения. Пятна антифриза на полу гаража, в котором стояла машина, прямо указывают владельцу на утечку. Её важно своевременно устранить, иначе в бачке и системе не останется ни капли жидкости.
Причины утечки таковы.
Ещё одна причина перегревания мотора — неработающий вентилятор радиатора. На ВАЗ 2103 качество охлаждения лопастями двигателя крайне важно. Малейшее провисание ремня привода воздействует на него отрицательно. Но это не единственный повод для выхода элемента.
Наконец, перегрев ДВС может произойти из-за порчи термостата.
На ВАЗ 2103 стук двигателя определяется без специального оборудования, на слух. Берётся деревянный 1-метровый шест, который одним концом прикладывается к мотору в проверяемой части. Другая сторона шеста должна быть зажата в кулаке и поднесена к уху. Получается нечто вроде стетоскопа.
Как правило, одновременно с дымом мотор подъедает масло. Он может быть серого цвета, увеличиваться при повышении оборотов на холостом ходу. Причина связана с маслосъёмными кольцами, требующими замены. Возможно также, что не работает одна из свечей.
В некоторых случаях такое бывает из-за разрыва прокладки, недостаточной затяжки болтов головки блока. На старых моторах возможна трещина на головке блока.
Под словосочетанием «троит двигатель» подразумевается, что не работает один или несколько цилиндров. Силовая установка не способна развивать полной мощности и не обладает нужным тяговым усилием — соответственно, увеличивается расход топлива.
Основными причинами троения являются: неисправные свечи, неправильно установленный момент зажигания, потеря герметичности в зоне впускного коллектора и т. д.
Троение двигателя вызывается неправильно установленным моментом зажиганияНаиболее простым способом ремонта силовой установки является замена расходников. Однако настоящее восстановление работы ДВС подразумевает его снятие, разборку и последующую установку.
Перед тем, как начать операцию, важно подготовить правильные инструменты.
Алгоритм действий.
Теперь надо будет подготовить защиту для кузова — установить деревянный брусок между мотором и кузовом. Он подстрахует на случай возможного повреждения.
Далее.
Они представляют собой тонкие полукруглые пластинки из стали, и являются обоймами для подшипников.
Вкладыши невозможно ремонтировать, так как они имеют чёткий размер. Менять детали приходится из-за физического износа, так как со временем поверхности истираются, появляется люфт, который важно своевременно устранить. Ещё одной причиной замены является проворачивание вкладышей.
Вкладыши невозможно ремонтировать, так как они имеют чёткий размерВся процедура по замене поршневых колец сводится к трём действиям:
При наличии съёмника снятие старых колец с поршня не вызовет никаких сложностей. Если инструмента нет, то можно попробовать тонкой отвёрткой разжать кольцо и вынуть. В первую очередь снимается маслосъёмное кольцо, затем компрессионное.
Старые кольца снять с поршня легче с помощью съёмникаВставлять новые кольца надо с помощью специальной оправки или обжимки. Сегодня они продаются в любом автомагазине.
Масляный насос — важнейший узел системы смазки двигателя ВАЗ 2103. С его помощью осуществляется перекачка смазки с картера по всем каналам. Первым признаком неисправности насоса становится снижение давления, а причиной — забитый маслоприёмник и засорённый картер.
Ремонт маслонасоса сводится к сливу масла, снятию поддона и промыванию маслоприёмника. Среди других причин неисправности узла выделяют поломку корпуса насоса. Для восстановления детали используются специальные инструменты, такие как ударная отвёртка, паяльник, набор гаечных ключей и отвёртка.
Двигатель ВАЗ 2103 и его модификации считаются одними из лучших в классе. Однако и они со временем требуют проведения ремонта и замены составляющих.
ВАЗ 2103 уже давно не производят, но на них по-прежнему ездят, их красят и делают тюнинг. Немало автовладельцев намеренно не спешат расставаться со своей «тройкой», поскольку эта машина открывает широкие возможности для реализации различных идей по изменению внешности, интерьера и технических характеристик.
ВАЗ 2103 относится к тем автомобилям, с которых началось отечественное автомобилестроение. Так же как и две другие модели — ВАЗ 2101 и ВАЗ 2102, «тройка» разрабатывалась на базе «Фиат» 124. Работники Волжского завода приложили немало усилий, прежде чем удалось создать комфортабельный и динамичный автомобиль на то время. Модель, выпуск которой был начат в 1972, несмотря на свой преклонный возраст можно нередко увидеть на дорогах и сегодня. Многие владельцы прибегают к внесению изменений в транспортное средство для улучшения тех или иных характеристик, внешности либо интерьера.
Тюнинг автомобиля — изменение заводских параметров с целью их улучшения. На ВАЗ 2103 есть что дорабатывать: агрегаты, внешность, салон и т. д. Стоит понимать, что более серьёзный тюнинг, как правило, касается технической части автомобиля, а конкретно двигателя, системы выхлопа, коробки, системы зажигания. Возможен и более простой вариант — затонировать стёкла, установить современную оптику. Однако во всех этих вопросах стоит разобраться более детально.
Сегодня можно встретить множество тюнингованных авто, в том числе и «Жигули» третьей модели. Поэтому вполне логично рассмотреть примеры доработанных авто.
Первая мысль, которая приходит в голову автовладельцам, решившим выполнить тюнинг своей «тройки» – это обновить краску. Однако в этом случае следует использовать отличные от стандартных цветов, оттенки, поскольку обычная краска ничем не привлекательна. Одним из современных методов стайлинга является жидкая резина. С помощью этого материала становится возможным сделать автомобиль не просто привлекательным, но и создать защитный слой от негативных внешних воздействий. Независимо от выбранного способа тюнинга кузова, поверхность предварительно нужно подготовить: удалить ржавчину и устранить присутствующие дефекты.
Довольно простым и распространённым способом тюнинга ВАЗ 2103, как и любого другого автомобиля, является тонировка стёкол плёнкой. Такое улучшение позволяет изменить не только внешний вид машины, но и повысить уровень безопасности. Если авто попадёт в ДТП, то затонированное стекло не разлетится на мелкие осколки. К тому же летом тонировка защищает от ярких солнечных лучей.
Прежде чем выбирать тонировочный материал нужно учесть, что в соответствии с действующим законодательством, лобовое стекло должно пропускать не менее 70% света. Кроме этого, сама поверхность имеет оптическое сопротивление, т. е. стекло пропускает не более 90% света. По мере эксплуатации автомобиля на стекле появляются трещины и сколы, что отрицательным образом сказывается на светопропускной способности. Чтобы выполнить тонировку лобового стекла и не беспокоиться о возникновении проблем с сотрудниками ГАИ, необходимо выбирать плёнку со светопропускной способностью 80%.
Наибольшее распространение получил плёночный способ тонирования стёкол автомобиля. Преимущества этого варианта заключаются в том, что плёнку можно нанести в гаражных условиях без особых сложностей, а в случае необходимости её легко удалить с поверхности. Для тонировки понадобится следующий перечень материалов и инструментов:
Подготовив всё необходимое, в том числе сам материал для затемнения стекла, можно приступать к процессу. Плёнку наносят с использованием мыльного раствора, благодаря которому можно корректировать положение изделия и удалять пузырьки воздуха. Чтобы на плёнке и стекле не оставались отпечатки пальцев, рекомендуется надеть резиновые перчатки (медицинские).
Лобовое стекло можно затонировать полностью либо частичноСтекло перед нанесением тонировки очищают от загрязнений как снаружи, так и изнутри, после чего моют. Затем производят замеры и вырезают плёнку в соответствии с необходимыми параметрами. На наружную сторону лобового стекла распыляют воду из брызгалки и наносят затемняющий материал, располагая плёнку защитным слоем вверх. После этого её разравнивают и вырезают нужную форму острым лезвием.
После проделанных действий отделяют защитный слой от тонировочного материала и распыляют на него раствор. Затем снимают плёнку со стекла, заносят внутрь автомобиля и производят наклеивание на лобовое стекло. Главное правило в процессе тонирования — хорошо разгладить тонировку, чтобы на ней не оставалось складок и пузырьков. В этом поможет фен и выгонка.
Стоит принять во внимание тот факт, что заднее стекло для тонировки является наиболее сложным из-за изгибов. Поэтому плёнку рекомендуется наносить тремя продольными полосами, которые вырезают и наносят по шаблону. Для этого можно задействовать обои. Выполнив замер и отрезав нужную длину от рулона, бумагу прикладывают к стеклу и обрезают по контуру. Чтобы бумага удерживалась на поверхности, её можно слегка смочить. Таким же образом делают ещё 2 полосы. Затем по готовому шаблону раскраивают плёнку и наносят аналогично лобовому стеклу. Некоторые автомобилисты рекомендуют снимать стекло для тонирования, но далеко не каждый этому следует. Затемнение боковых стёкол трудностей вызвать не должно: поверхность ровная, а сам процесс такой же, как с лобовым и задним.
Иногда можно встретить ВАЗ 2103 с решёткой на заднем стекле. Кому-то такой вариант тюнинга покажется устаревшим, а кто-то, наоборот, придерживается мнения, что машина с таким аксессуаром становится более спортивной и агрессивной. Крепится решётка на уплотнитель заднего стекла. Для этого потребуется демонтировать стекло, вставить замок в резинку и поставить решётку под уплотнительный элемент. Затем при помощи верёвки, установить стекло на автомобиль.
Решётка на заднее стекло позволяет придать автомобилю более агрессивную внешностьПрежде чем принять решение о покупке и установке рассматриваемого изделия, нужно учесть плюсы и минусы этого аксессуара. Из положительных качеств решётки выделяют следующие:
Из отрицательных сторон выделяют:
Каркас безопасности автомобиля — конструкция, предотвращающая сильные повреждения кузова транспортного средства при столкновении либо перевороте и сохраняющая жизнь водителю и пассажирам. Изделие представляет собой пространственную конструкцию, которая имеет жёсткую связь (сваркой, болтовыми соединениями) с кузовными элементами.
Нужен ли каркас безопасности на ВАЗ 2103? Если вы не участвуете в гонках, то, скорей всего, нет. Дело в том, что с таким изделием пройти техосмотр будет не так просто: для этого потребуется соответствующий сертификат. Плюс ко всему автомобиль, оснащённый каркасом безопасности, эксплуатировать в городе запрещено. Несмотря на то что конструкцию устанавливают в целях защиты, изделие при ударе может наоборот, усугубить ситуацию, например, разрушиться из-за неправильного монтажа. К тому же стоимость каркаса — удовольствие не из дешёвых. Цена зависит от сложности изделия и может достигать 10 тыс. долларов.
Каркас безопасности увеличивает жесткость кузова, но устанавливают его только на автомобили, участвующие в соревнованияхДля автомобилистов привычнее подвергать тюнингу относительно новые автомобили. Основные цели, которые преследуются в этом случае — это придание индивидуальности, чтобы машина не была похожа на серийные экземпляры. В результате у транспортного средства повышается уровень качества, комфорта и безопасности. Однако существует и несколько иное направление в тюнинге автомобилей, называемое ретро тюнингом.
Во время реставрационных работ, автомобилю, который был давно снят с производства, стараются вернуть первоначальный вид. Если рассмотреть ВАЗ 2103, которую прекратили выпускать в далёком 1984 г., то в те времена машина была для всех привычна и ничем не выделялась. Однако сегодня такой автомобиль может выглядеть довольно интересно и восприниматься как эксклюзив, привлекая внимание людей.
Чтобы выполнить ретро тюнинг, необходимо произвести реставрацию автомобиля. Работы направлены на восстановление кузова и доведение его практически до идеального состояния. Немало усилий прилагают к восстановлению интерьера: осуществляют пошив салона, изготавливают, если невозможно восстановить, декоративные элементы. Если углубиться в процесс, то это довольно кропотливая и затратная, в финансовом плане, работа.
Однако полная реставрация автомобиля нужна далеко не всегда, ведь всё зависит от преследуемых целей. Бывают ситуации, когда внешность автомобиля оставляют неизменной, а технически машину полностью переоборудуют, заменяя подвеску, двигатель, коробку передач и т. д., что позволяет вполне уверенно передвигаться в современном потоке.
Ретро тюнинг предполагает восстановление первоначального вида автомобиляПрактически каждый, кто решил улучшить не только внешний вид своей «тройки», но и её управляемость, дорабатывает подвеску. К тому же сегодня предлагается широкий выбор соответствующих элементов, установка которых не вызывает особых трудностей. Подвеску дорабатывают исходя из преследуемых целей. Можно, например, увеличить или, наоборот, уменьшить клиренс. В результате уменьшения дорожного просвета, изменяется внешний вид, улучшается поведение автомобиля на дороге. Если клиренс необходимо увеличить, одним из доступных вариантов является установка деталей подвески от модели ВАЗ 2104. Монтаж таких пружин предполагает также замену амортизаторов.
На ВАЗ 2103 и другой «классике» извечной проблемой являются шаровые опоры, срок службы которых не радует, поэтому их заменяют на усиленные, например, от Трек Спорт. Кроме этого, «троечная» подвеска отличается своей мягкостью. Для придания жёсткости следует установить спереди двойной стабилизатор поперечной устойчивости, что значительно улучшит управляемость автомобиля на скорости. Стабилизатор устанавливают также и сзади. Работы с ходовой частью должны проводиться обдуманно, чтобы управляемость автомобиля не пострадала. Резиновые элементы, такие как втулки штанг заднего моста, сайлентблоки, заменяют на полиуретановые.
Важно понимать, что тюнинг подвески должен проводиться комплексно, поскольку замена одной детали, например, только амортизаторов или пружин, желаемого результата не даст. Да, можно установить усиленные шаровые, они будут дольше ходить, но тюнингом такие действия назвать будет сложно. Внесение изменений в подвеске повысит уровень комфорта и безопасности.
Подвеска должна дорабатываться комплексно, а не путём замены одного элементаТюнинг ВАЗ 2103 невозможно представить без изменений интерьера. Заводской салон «тройки» слишком скучный, простой и неудобный. Чтобы улучшить внутреннее убранство прибегают к установке спортивных кресел, а классический руль ставят от спортивной модели. Кроме этого, выполняют перетягивание салона современными и практичными материалами: кожа, велюр, алькантара. Изменения вносят также в приборную панель, устанавливая дополнительные приборы и датчики.
В процессе тюнинга интерьера производят перетяжку элементов салона современными материаламиПередняя панель салона ВАЗ 2103 оставляет желать лучшего: приборы плохо читаются, подсветка слабая, щиток дребезжит. Поэтому автолюбители, решившие преобразить салон своего авто, начинают, как правило, со щитка приборов. Для того чтобы организовать хорошую подсветку потребуется демонтировать панель и вынуть приборы. Затем необходимо извлечь штатные лампочки, являющиеся подсветкой. В основном заменяют их светодиодами, которые смотрятся гораздо привлекательнее. В их установке проблем не возникает, даже если до этого вы с такими деталями не сталкивались. После внедрения новых элементов подсветки, щиток приборов устанавливают на место.
Если рассмотреть модернизацию передней панели в общем, то при тщательном подходе процесс сводится к следующим действиям:
Следующим этапом в видоизменении салона ВАЗ 2103 является замена обшивки сидений, потолка, дверных карт и других деталей. Этот процесс довольно трудоёмкий, поскольку требуется грамотная подборка материалов по цвету. Однако конечный результат будет в полной мере отвечать вашим запросам.
Такие понятия, как комфорт и удобство к сиденьям «Жигулей» третьей модели практически не относятся. Поэтому принимаясь за тюнинг салона, кресла не оставляют без внимания. Эту деталь можно перетянуть или установить от другого автомобиля. Как правило, при замене выбирают сиденья от иномарок. Нужно понимать, что в зависимости от выбранного варианта, разница по финансам будет довольно существенная. Установка новых кресел обойдётся гораздо дороже, чем восстановление старых. В полной замене сиденья нуждаются в том случае, если они пришли в негодность, т. е. имеется не только сильный износ, но и повреждение внутренних элементов.
Работа по изменению обшивки сидений хоть и менее затратная, но и усилий придётся приложить немало. Для начала потребуется сделать замеры, по которым будет изготавливаться новая отделка. Качественная реставрация предполагает не только замену отделочного материала, но также ремонт либо замену деталей кресла, например, пружин. Разобрав сиденья, удаляют старый поролон и заменяют его новым, после чего натягивают изготовленную обшивку. Материал для сидений может использоваться абсолютно разный:
Цветовая гамма, как и выбор материала, зависит только от предпочтений владельца и его возможностей. Перетяжку можно сделать своими руками или обратиться в ателье, но в последнем случае стоимость обновлённых сидений выйдет дороже.
Сиденья можно заменить либо перетянуть современными материаламиПоскольку дверные карты на ВАЗ 2103 со временем изнашиваются, то рано или поздно приходится задумываться о замене элементов обшивки. Для этих целей могут использоваться такие материалы:
К наиболее распространённым относятся кожа и дерматин. Для изготовления и отделки дверных карт также потребуется фанера, новые пластиковые пистоны, поролон, материал для обшивки и клей. Вся работа сводится к следующим действиям:
Поскольку новые дверные карты будут иметь большую толщину, закрепить их традиционным способом не удастся. В этом случае потребуется использовать втулки с внутренней резьбой. Для закрепления этих элементов на дверных картах, в процессе изготовления сверлят отверстия в будущих местах крепления, после чего вставляют втулки. Такой метод монтажа дверной отделки позволяет избавиться от посторонних шумов, которые присутствуют во время движения автомобиля.
Причин, когда приходится менять обшивку потолка на ВАЗ 2103 может быть несколько:
Для отделки потолка используют материалы, которые будут сочетаться с элементами салона и в целом с интерьером. Выбор варианта обшивки зависит от финансовых возможностей владельца, поскольку можно использовать как недорогой Карпет, так и дорогостоящую автомобильную кожу. Кроме обшивки, тюнинг потолка может подразумевать установку дополнительного освещения, ЖК-мониторов для пассажиров заднего ряда. На самом деле вариантов доработки может быть гораздо больше: светодиодная подсветка, температурные датчики и т. п.
Родной двигатель ВАЗ 2103 далёк от совершенства, поскольку разрабатывался он не один десяток лет назад. Показатели мощности в 71 л. с. и крутящего момента в 104 Нм способны удовлетворить далеко не каждого. В процессе тюнинга владельцы уделяют внимание мотору, изменяя его технические характеристики с целью повышения динамических показателей. Есть результаты, когда рассматриваемый двигатель форсировали до 110–120 л. с. Более высокие показатели являются критическими, поскольку надёжность мотора значительно снижается.
Тюниг двигателя может состоять из множества процедур, направленных на увеличение мощности, улучшение динамических характеристикВариантов доработки «троечного» двигателя, множество, начиная от расточки блока до установки компрессора с турбинами. Для начала рассмотрим самый простой и доступный вариант форсирования «Жигулёвского» силового агрегата — расточка цилиндров на 3 мм под поршень 79 мм. В результате таких доработок получим мотор объёмом 1,6 л. Растачивать под поршень 82 мм не рекомендуется из-за тонких стенок цилиндров.
Чтобы увеличить объем штатного мотора ВАЗ 2103 ещё, необходимо поработать над ходом поршня, увеличив его до 84 мм. Такой способ повышения объёма двигателя позволяет снизить максимальные рабочие обороты. Чтобы увеличить ход поршня, устанавливают коленчатый вал ВАЗ 2130, шатуны 134 мм, поршни ТРТ. К недостаткам указанных поршней относится меньшая прочность в сравнении со стандартными элементами, что может привести к их прогоранию.
На двигателе ВАЗ 2103 используется «копеечная» головка (ВАЗ 2101). Основным минусом такой ГБЦ является то, что разрабатывалась она для оснащения малообъемных моторов. Этот говорит о том, что проходные сечения каналов не подходят под возросший объём в результате форсирования двигателя. В этом случае необходима расточка и полировка каналов. Эти процедуры позволят снизить сопротивление топливно-воздушной смеси на впуске, что отразится на увеличении мощности на 10% во всём диапазоне.
Доработка ГБЦ предполагает расточку и полировку каналовВ связи с описанными переделками силового агрегата ВАЗ 2103, потребуется поработать также с распределительным валом. Важно понимать, чего вы хотите добиться на выходе: тяги на низах (низких оборотах) или подъёма на верхах. Для того чтобы получить хорошую тягу при низких оборотах можно установить распредвал, например, от ВАЗ 21213. Если необходимо получить мотор с верховой конфигурацией, то выбирают вал Мастер Мотор 48 или деталь с подобными характеристиками. Если есть желание установить вал более широкофазный, потребуются дополнительные работы. Стоит учитывать, что широкофазный распредвал будет иметь плохую тягу на низких оборотах и нестабильный холостой ход. Однако в результате удастся получить высокую мощность на высоких оборотах.
Для улучшения тяги на низах устанавливают распредвал от ВАЗ 21213Относительно недорогой вариант прибавить мощности «тройке» — установить компрессор с давлением 0,5–0,7 бар. Приобрести такое изделие сегодня не является проблемой. Если установить компрессор на мотор с доработанной ГБЦ, то в результате можно получить 125 л. с. Единственное что может стать преградой на пути такого тюнинга — стоимость всех работ.
Установка турбины на «Жигули» является самым затратным способом доработки двигателя ВАЗ 2103. Прежде всего, потребуется переоборудовать мотор на инжектор. Затем следует покупка турбо — кита на «классику», цены на которые начинаются от 1,5 тыс. долларов. Как правило, большая часть таких узлов выполнена с использованием турбины Garrett GT 17. Установка производится без доработок поршневой группы, но давление получаем всего около 0,5 бар. Это говорит о том, что внедрение компрессора, будет более рациональным решением. Если финансовая сторона вопроса не является решающей, то двигатель подвергают более серьёзной модернизации: меняют поршневую, устанавливают вал с фазами 270–280˚, с турбины получают 1,2 бара, а с двигателя выжимают 140 л. с.
Для получения максимальной мощности с двигателя, производят установку турбиныЛюбая система выхлопа автомобиля создаёт для работающего двигателя дополнительное сопротивление, что сказывается на потере мощности. Чтобы избавиться от этого неприятного момента проводят тюнинг выхлопной системы. Работы начинают от выпускного коллектора и заканчивают глушителем. В результате удаётся добиться не только улучшения тяги, но и получить приятный звук выхлопа.
Работы по тюнингу выхлопной системы начинают с выпускного коллектора, заменяя штатный узел на так называемый паук. Такое изделие отличается как размерами, так и расположением приёмных труб. Однако стандартный коллектор можно доработать своими руками и получить достойный результат. Преследуемая цель — обработать внутреннюю поверхность коллектора. Для этого понадобится круглый напильник, с помощью которого стачивают все выступающие части. В силу того, что выпускной коллектор изготовлен из чугуна, то работа будет не из лёгких.
Когда грубая обработка будет завершена, выполняют полировку каналов выпуска. Процедуру производят электродрелью и металлическим тросом. Гибкий элемент зажимают в патроне дрели и наносят абразивную пасту. Включив электроинструмент, выполняют полировку каналов поступательными движениями. Чтобы осуществить чистовую полировку, трос обматывают ветошью и покрывают пастой ГОИ, после чего проводят обработку.
В процессе тюнинга выхлопной системы дорабатывают штатный выпускной коллектор или устанавливают паукКрепление приёмной трубы, с одной стороны, выполнено к выпускному коллектору, с другой — к резонатору. К замене трубы прибегают в случае её выхода из строя, например, при прогорании, что бывает крайне редко либо при установке прямотока. Труба в этом случае используется увеличенного диаметра по сравнению со штатной, резонатор устанавливается низкого сопротивления. Такие доработки обеспечивают выход выхлопных газов без какого-либо препятствия. Крепление трубы к резонатору выполняют посредством гофрированных соединений, что смягчает удары в момент резкого набора мощности.
Ещё один вариант доработки выхлопной системы ВАЗ 2103 — установка прямотока. В этом случае выхлопная труба прямоточного глушителя не имеет внутренних перегородок, которые снижают шум выхлопа. Поглощение шума осуществляется только внешним слоем трубы, который изготавливается с применением специальных материалов, например, базальтовой ваты. При установке прямотока удаётся повысить мощность на 10–15% и получить «рычащий» звук выхлопа.
Прямоточный глушитель позволяет увеличить мощность на 10–15% и получить «рычащий» звук выхлопаДля качественной установки прямоточного глушителя на «тройку» потребуется помощь квалифицированного сварщика. Работа упрощается, если есть свой сварочный аппарат и опыт работы с ним. Нужно принять во внимание, что тюнинг выхлопной системы «Жигулей», так же как и доработка силового агрегата, салона, внешнего вида, потребует немалых финансовых затрат.
Благодаря тюнингу становится возможным изменить свой автомобиль до неузнаваемости, сделать из транспортного средства не просто привлекательный, комфортабельный, но и уникальный экземпляр. Изменения можно внести в любую деталь и систему автомобиля, поскольку выбор материалов и комплектующих для тюнинга сегодня просто огромен.
Популярность классических моделей ВАЗ во многом зависит от надёжности и ремонтопригодности их двигателей. Будучи сконструированными в далёких семидесятых годах прошлого века, они продолжают «трудиться» и сегодня. В этой статье мы поговорим о силовых установках, которыми оборудовались автомобили ВАЗ 2105. Мы рассмотрим их технические характеристики, конструкцию, а также основные неисправности и способы их устранения.
На протяжении всей своей истории ВАЗ 2105 сходили с конвейера с пятью разными двигателями:
Они отличались не только техническими характеристиками, но и типом конструкции, видом потребляемого топлива, а также способом подачи его в камеры сгорания. Рассмотрим каждый их этих силовых агрегатов в деталях.
Двигатель ВАЗ 2105 имеет поперечное расположениеПервым агрегатом, устанавливаемым на «пятёрку» был старый «копеечный» двигатель. Он не отличался особыми мощностными качествами, но уже был проверен и отлично себя зарекомендовал.
Для «пятёрки» был специально разработан свой силовой агрегат. Он являлся усовершенствованной версией двигателя ВАЗ 2101, отличавшейся большим объёмом цилиндров при таком же ходе поршней.
«Троечный» двигатель был ещё мощней, однако, не за счёт увеличения объёма камер сгорания, а благодаря изменённой конструкции коленвала, которая позволила несколько увеличить ход поршня. Коленвал такой же конструкции устанавливался на «Ниву». Двигатели ВАЗ 2103 с завода оснащались как контактной, так и бесконтактной системой зажигания.
Силовой агрегат четвёртой модели «Жигулей», который устанавливался на ВАЗ 2105 отличался типом впрыска. Здесь уже применялся не карбюратор, а форсунки с электронным управлением. Двигатель претерпел некоторые изменения, касающиеся монтажа узлов для инжекторной подачи топливной смеси, а также нескольких контролирующих датчиков. Во всём остальном он практически не отличался от карбюраторного «троечного» мотора.
Ещё один агрегат, которым комплектовались «пятёрки», был позаимствован у ВАЗ 2106. По сути, это модифицированная версия двигателя ВАЗ 2103, где все доработки были сведены к повышению мощности за счёт увеличения диаметра цилиндров. Но именно этот мотор сделал «шестёрку» наиболее популярным автомобилем благодаря разумному соотношению количества потребляемого топлива и развиваемой мощности.
БТМ-341 — дизельный силовой агрегат, который устанавливался на классические ВАЗы, в том числе и на «пятёрки». В основном такие машины шли на экспорт, но и у нас их также можно было встретить. Двигатели БТМ-341 не отличались ни особой мощностью, ни малым расходом топлива, видимо, поэтому дизельные «Жигули» и не прижились в СССР.
Устанавливали на «пятёрки» и роторные двигатели. Поначалу, это были опытные образцы, а после — серийное производство. Силовой агрегат ВАЗ 4132 развивал вдвое большую мощность, нежели все другие моторы «Жигулей». По большей части «пятёрками» с роторными двигателями обеспечивались подразделения милиции и спецслужбы, но и простые граждане также могли их приобрести. Сегодня редко, но все же можно встретить ВАЗ с двигателем 4132 или аналогичным.
«Пятёрку» без проблем можно оборудовать силовым агрегатом от любой другой «классики», будь то карбюраторный ВАЗ 2101, или инжекторный ВАЗ 2107. Однако ценители настоящего тюнинга предпочитают моторы от иномарок. Лучше всего для этих целей подходят силовые установки от «ближнего родственника» – Фиата. Его модели «Аргента» и «Полонез» оснащены моторами, которые без проблем становятся на наши ВАЗы.
Двигатель с Фиата можно установить на «пятерку» без переделокЛюбители моторов помощней могут попытаться поставить силовой агрегат от Митсубиши Галант или Рено Логан объёмом от 1,5 до 2,0 см3. Здесь, конечно, придётся менять крепления под сам двигатель и под коробку переключения передач, однако, если все сделать правильно, результат вас удивит. Но важно не переусердствовать, ведь каждый кузов рассчитан на определённую нагрузку, в том числе и на мощность двигателя.
Ну, а тем, кто желает передвигаться на уникальном автомобиле, можно посоветовать оборудовать свою «пятёрку» роторным силовым агрегатом. Стоимость такого двигателя сегодня составляет 115–150 тысяч рублей, но для его установки не потребуется никаких переделок. Он отлично подойдёт на любой «классический» ВАЗ.
Роторными двигателями оборудовались автомобили милиции и спецслужбЕсли не брать в учёт силовые установки БТМ 341 и ВАЗ 4132, двигатели ВАЗ 2105 мало чем отличаются друг от друга. Они имеют аналогичную конструкцию, а, следовательно, неисправности у них возникают одинаковые. Основными признаками того, что мотор вышел из строя, являются:
Давайте выясним, о чём могут свидетельствовать перечисленные симптомы.
Силовой агрегат не запустится при:
Отсутствие искры на электродах свечей может быть обусловлено неисправностью:
Топливо может не поступать в карбюратор, а оттуда в цилиндры в связи с:
Нарушение стабильности работы силового агрегата на холостом ходу может свидетельствовать о:
Нормальная температура работающего двигателя ВАЗ 2105 составляет 87–950С. Если её показатели превышают предел в 950С, двигатель перегревается. Это может привести не только к прогоранию прокладки блока цилиндров, но и заклиниванию подвижных деталей внутри силового агрегата. Причинами перегрева могут быть:
Мощность двигателя может снижаться при:
Выхлопные газы исправного силового агрегата имеют вид пара и пахнут исключительно сгоревшим бензином. Если с выхлопной трубы идёт густой белый (сизый) газ — это верный признак того, что вместе с топливом в цилиндрах сгорает масло или охлаждающая жидкость. Такой силовой агрегат долго не «проживёт» без капитального ремонта.
Причинами густого белого или сизого выхлопа являются:
Работающий силовой агрегат издаёт множество различных звуков, которые, сливаясь, образуют приятное урчание, свидетельствующее о том, что все узлы и механизмы работаю слаженно. Но если вы услышите посторонние шумы, в частности, стуки, это должно вас насторожить. Они являются верным признаком серьёзной неисправности. В двигателе подобные звуки могут издавать:
Клапана стучат вследствие:
Стук поршневых пальцев, обычно, возникает при нарушении регулировки угла опережения зажигания. Топливно-воздушная смесь при этом воспламеняется раньше положенного времени, что и провоцирует возникновение детонации.
Неисправные шатунные и коренные подшипники коленчатого вала также являются причиной посторонних шумов в двигателе. Когда они изнашиваются, увеличивается зазор между подвижными элементами коленвала, из-за чего возникает люфт, сопровождающийся высокочастотным стуком.
Что касается цепи привода газораспределительного механизма, то посторонние звуки она может создавать в случаях её растяжения и неисправности успокоителя.
Большинство неисправностей силового агрегата можно устранить, не снимая его с автомобиля. Особенно, если они касаются систем зажигания, охлаждения или питания. Но если речь идёт о неполадках в системе смазки, а также о выходе из строя элементов поршневой группы, коленчатого вала, то тут без демонтажа не обойтись.
Демонтаж силового агрегата — процесс не столько трудоёмкий, сколько требующий специального оборудования, а именно тельфера или другого приспособления, которое позволит вытянуть тяжёлый двигатель из моторного отсека.
Тельфер позволит извлечь двигатель из моторного отсека не прилагая никаких усилийКроме тельфера также потребуются:
Чтобы снять двигатель необходимо:
Чтобы произвести замену вкладышей, необходимо:
Чтобы произвести замену поршневых колец, выполните п.п. 1–14 предыдущей инструкции. Дальше необходимо:
Дальнейшая сборка двигателя производится в обратном порядке.
Чаще всего маслонасос выходит из строя по причине износа его крышки, ведущей и ведомой шестерён. Устраняется подобная неисправность путём замены изношенных деталей. Для ремонта маслонасоса необходимо:
Как видите, самостоятельный ремонт двигателя ВАЗ 2105 не представляет особой сложности. Он может быть осуществлён в условиях собственного гаража без привлечения специалистов.
Двигатель ВАЗ 2103 представляет собой классический силовой агрегат, входящий в линейку моторов, разработанных и выпускаемых ОАО «АвтоВАЗ».
Обобщая, можно сказать, что все двигатели этого семейства (2101 — 2130) разработаны на базе глубокого модернизированного мотора FIAT-124. Изменения, проведенные отечественными конструкторами, касались верхнего распределительного вала и межцентровых расстояний цилиндров.
Именно эти изменения позволили в дальнейшем не один раз модернизировать моторы, не останавливая их серийного производства. От остальных силовых агрегатов этого модельного ряда (кроме «шестерки») двигатель 2103 отличается тем, что вал газораспределительного механизма приводится в действие стальной цепью.
Объем цилиндров (рабочий), см3 | 1452 |
Максимальная мощность, л. с. (при 5600 об/мин.) | 71.4 |
Максимальный крутящий момент, Н.м (при 3400 об/мин.) | 104 |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов на цилиндр | 2 |
Общее количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
Ход поршня, мм | 80 |
Подача топлива | Карбюратор или инжектор |
Степень сжатия | 8.5 |
Вид горючего | АИ-92 |
Расход горючего, л./100 км (город/трасса/смешанный режим) | 9,4/6,9/8,9 |
Система смазки | Комбинированная (под давлением+ разбрызгивание) |
Применяемое масло | 5W-30, 5W-40, 10w-40, 15W-40 |
Объем масла в картере, л | 3.75 |
Система охлаждения | Жидкостная, замкнутого типа, с принудительной циркуляцией |
Габаритные размеры, мм | 565х541х665 |
Вес, кг | 120.7 |
Моторесурс, тыс. час. (завод/практика) | 125/200 |
Силовой агрегат устанавливался на автомобилях ВАЗ: 21023, 2103, 21043, 21053, 21061, 2107, 2121.
Двигатель ВАЗ 2103 изготавливается с использованием «высокого» блока цилиндров (215,9 мм вместо 207,1 у ВАЗ 2101), что позволило довести его рабочий объем до 1,5 литров и установить коленвал с увеличенным ходом поршней.
Агрегат представляет собой классический вариант мотора с верхним расположением газораспределительного механизма.
Распределительный вал приводится в действие цепным приводом, причем натяжитель цепи не предусмотрен. В связи с этим, натяжение цепи необходимо регулярно проверять и регулировать. Кроме того регулировать нужно и зазоры клапанов, так как газораспределительный механизм не имеет гидрокомпенсаторов.
Двигатель ВАЗ 2103 обладает высокой степенью унификации на уровне деталей и сборочных единиц, в связи с чем его ремонт, связанный с заменой комплектующих, не вызывает никаких трудностей.
Как и все силовые агрегаты ВАЗ того времени, моторы ВАЗ 2103 требуют достаточно сложного и трудоемкого технического обслуживания. При проведении регламентных работ необходимо:
По мнению многочисленных владельцев автомобилей с двигателями ВАЗ 2103 этот силовой агрегат является одним из самых неприхотливых и надежных среди всех моторов семейства классических моторов.
Единственное условие – тщательное регулярное обслуживание и эксплуатация в режимах, рекомендованных руководством по эксплуатации автомобиля. При выполнении этого требования моторесурс двигателя 2103 может достигать 300 тыс. км.
Двигателю 2103 свойственны такие же неисправности, как и для других классических моторов ВАЗ. Чаще всего встречаются:
Двигатель невозможно запустить. | 1. Не поступает топливо в карбюратор. 2. Сильное загрязнение топливного фильтра. 3. Сломан бензонасос. 4. При запуске мотора не открывается электромагнитный клапан карбюратора. | ŸПромыть и/или продуть топливопроводы и топливный фильтр. Заменить топливный фильтр. Прочистить или заменить бензонасос. Проверить целостность электропроводки. |
Мотор «глохнет» на холостом ходу или его обороты «плавают». | 1. Нарушена регулировка холостого хода. 2. Сломан карбюратор. 3. Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала. | ŸОтрегулировать режим холостого хода. Прочистить каналы и жиклеры карбюратора. Заменить диафрагму пускового устройства карбюратора. Отрегулировать зазоры между деталями газораспределительного механизма. |
Повышенный расход моторного масла. | 1. Протечки масла сквозь уплотнители. 2. Изношены поршневые кольца или цилиндры. 3. Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки клапанов. | ŸПроверить и при необходимости заменить прокладки и сальники. Заменить кольца и/или поршни. Расточить цилиндры. ŸЗаменить маслоотражательные колпачки. |
Встречаются и другие неисправности при эксплуатации двигателей ВАЗ 2103. В общем случае диагностику неисправностей мотора лучше проводить в условиях специализированного СТО.
Добавить мощности мотору 2103 можно различными способами:
Самый простой способ – расточить цилиндры до диаметра 79 мм. Это позволит увеличить их общий объем до 1,6 литров. Установка поршней диаметром 79 мм позволяет поднять мощность до 75 л. с. При этом крутящий момент составит 115 Нм при 3 000 об/мин.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453