Любой автомобиль — это набор достаточно сложных узлов и агрегатов, тесно связанных между собой. Законы физики никто не отменял, а потому нагревание автомобиля в процессе работы неизбежно. С целью предотвращения чересчур высокой температуры и была изобретена система охлаждения автомобиля. Однако периодически возникающие в этой системе воздушные пробки могут привести к выводу из строя многих узлов машины, в том числе и двигателя.
В первую очередь, это касается самого двигателя. Как известно, жидкости и материалы при нагревании имеют свойство расширяться. Достигая определённой температуры, кольца, клапаны и поршни ДВС начинают видоизменяться и терять свою форму, что приводит к гибели самого мотора. Помимо этого возникновение воздушной пробки в системе охлаждения приводит и к выходу из строя различных датчиков, из-за чего водителю поступает некорректная информация о состоянии автомобиля и его параметрах. Влияет неисправность системы охлаждения и на комфорт: как правило, при возникновении воздушной пробки очень слабо нагревается салон.
Нередко и более весомые причины могут выражаться такой симптоматикой. Поэтому перед проведением диагностики нужно осмотреть все компоненты и части системы охлаждения на предмет отсутствия протечек и механических повреждений. Необходимо внимательно обследовать патрубки и крыльчатку, помпу, проверить термостат.
Итак, когда причина определена как возникновение воздушной пробки в системе охлаждения, следует предпринять действия, чтобы выгнать её. Для того чтобы убрать неполадку, требуется по сути немного — эстакада и умелые руки. Если речь идёт о старом авто, то достаточно просто загнать его на эстакаду так, чтобы был задран капот, отвернуть специальную резьбовую пробку на радиаторе и запустить двигатель. Как показывает практика, через некоторое время воздух удаётся полностью выпустить из системы охлаждения.
Однако такая схема не устранит проблему на современных транспортных средствах. Их система охлаждения отличается тем, что она замкнута, и, чтобы удалить завоздушивание, нужно помочь системе освободиться от воздуха. Для этого следует ослабить верхний патрубок, идущий от печки. Разумеется, будет выходить и антифриз. Как только в охлаждающей жидкости пропадут пузырьки воздуха, можно смело констатировать, что пробки в устройстве нет.
Важно! Для проведения процесса удаления воздуха понадобятся ключи для съёма защиты и хомутов, а также отвёртка для подкручивания.
Ниже прилагается видео, в котором наглядно демонстрируется процесс удаления воздушной пробки из системы охлаждения автомобиля.
Для того чтобы в дальнейшем избежать подобных инцидентов с системой охлаждения, стоит запомнить несколько простых правил по обслуживанию и эксплуатации автомобиля:
Автомобиль, как и любой технически сложный агрегат, требует соответствия режиму эксплуатации, заявленному производителем. Поэтому именно соблюдение всех правил и требований завода является залогом долгой и беспроблемной работы вашего любимца.
В ходе эксплуатации своего «железного друга» можно столкнуться с сотнями разнообразных проблем. Некоторые из них достаточно просто исправить даже без обращения в дорогостоящие сервисные центры. Распространенной неисправностью является воздушная пробка в системе охлаждения. Если вам нужна более подробная информация об этой проблеме, а также о признаках возникновения и методиках удаления пробки, то обязательно ознакомьтесь с представленными рекомендациями.
Многие водители могут даже не догадываться, что в системе охлаждения произошло завоздушивание. Понять это помогут следующие признаки воздушной пробки в системе охлаждения:
Если вы столкнулись с одним или несколькими описанными симптомами, проводите диагностику системы охлаждения. Владельцам новых иномарок лучше обратиться к официальным представителям для проверки системы.
Разобравшись с симптомами и определив наличие пробки, необходимо выяснить, что послужило ее образованию. Далее представлены моменты, которым стоит уделить особое внимание. Именно они в большинстве случаев приводят к завоздушиванию системы. В список распространенных причин входит:
Сначала решите проблему с описанными деталями, а после этого можно удалить воздушную пробку из системы охлаждения. Если с этими компонентами проблем не обнаружено, рекомендуем обратиться в специализированный техцентр. Автомеханики с помощью профессионального оборудования смогут провести более детальную диагностику систем транспортного средства.
Если была диагностирована пробка в системе охлаждения, не стоит откладывать ее удаление в долгий ящик. Нарушение циркуляции ОЖ приведет очень скоро к печальным последствиям. Эффективность охлаждения двигателя существенно падает. Работа на высоких температурах приводит к ускоренному износу компонентов агрегата. В крайнем случае, естественно, будет деформация и заклинивание. Уже не получится обойтись без капитального ремонта, а это удовольствие крайне дорогое.
Второе – это проблемы с печкой. Ее функционирование напрямую зависит от полноценной циркуляции охлаждающей жидкости. В летний период неработающая печка не создаст неудобств, но зимой это станет для водителя настоящим испытанием. Также работа машины с воздушной пробкой приведет к повышенному расходу топлива и поломки отдельных датчиков. Если вы действительно хотите сэкономить, займитесь ремонтом сейчас!
Далее будут представлены три способа того, как убрать воздушную пробку из системы охлаждения. Первая методика больше подходит для автомобилей АвтоВАЗ. Она включает следующие шаги:
Заведите автомобиль и проедьтесь. Убедитесь, что найденные вами симптомы исчезли. Данная методика подходит для отечественных автомобилей по причине возможности отсоединения патрубка. Если это невозможно, используйте второй способ:
У методики есть один недостаток – после прогрева температура патрубков может доходить до 90 градусов Цельсия. Чтобы не обжечься, рекомендуем проводить все действия в защитных перчатках. После можно включить печку и убедиться, что в салон действительно подает горячий воздух.
Третий способ более сложный, поэтому потребует наличия домкрата или места под наклоном:
Делать все это самому будет трудно, поэтому позовите помощника. Важно также правильно доливать в систему ОЖ, чтобы не образовалась новая пробка. Рекомендуется лить состав, аналогичный уже используемому. Это три ключевых метода, как прочистить систему охлаждения от воздушной пробки.
Лучшее решение проблемы – это избежать ее появления. Чтобы не устранять завоздушивание, рекомендуем делать все действия по его предотвращению. Во-первых, регулярно контролируйте уровень охлаждающей жидкости. Непременно доливайте ее по мере необходимости. Обратите внимание, что, если эта процедура выполняется слишком часто, возможна протечка или другая проблема. Проведите диагностику.
Обязательно необходимо хотя бы изредка делать промывку всей системы. В ходе эксплуатации на стенках образовывается накипь и другие отложения. Они ухудшают циркуляцию состава и охлаждение мотора. Проводить чистку можно дистиллированной или окисленной водой, а также спецсредствами. Выбор зависит от автомобиля и уровня загрязненности.
Низкокачественный антифриз нередко становится источником проблем в системе охлаждения. Каждый продукт имеет свою точку замерзания. Разбавляя жидкость водой, вы понижаете данный параметр. Рекомендуется покупать только ту продукцию, которую рекомендует производитель автомобиля. Она создана с учетом всех особенностей охлаждающей системы конкретно вашей машины.
Если ценник кусается, то постарайтесь подобрать максимально близкий по качеству к оригинальному состав по приемлемой цене. Остерегайтесь подделок. При покупке обязательно проверьте следующие параметры:
Желательно поискать на этикетке один из стандартов (ГОСТ, SAE, ISO), по которому осуществлялось производство. Если подобной информации нет, воздержитесь от покупки.
Определить качество состава на вкус или цвет невозможно. Запах также не является показателем. Можно использовать полоски для определения уровня кислотности Ph. У качественного антифриза он должен быть в пределах 7,0-11,5. Используя лакмусовые бумажки, обязательно распечатайте эталон, с которым вы будете сравнивать. Для определения плотности можете использовать ареометр. Нормальным показателем плотности для ОЖ является значение от 1,043 до 1,115.
Частота замены антифриза зависит от класса. Для G11 (аналог отечественного тосола) этот период в среднем составляет 2 года. Более совершенные продукты G12 и G12+/++ меняют через 4-5 лет. Срок службы продукции под маркировкой G13 может доходить до 10 лет, однако многое зависит от условий эксплуатации и конкретного автомобиля.
Как видно, воздушная пробка – это реальная проблема, которой следует заняться как можно быстрее. Если вы не хотите попасть на капитальный ремонт двигателя, то попробуйте лично одну из представленных методик или обращайтесь в автосервис. Удаление завоздушивания самостоятельно обойдется вам только затраченным временем. Никаких денежных вложений производить не придется, если не предполагается ремонт деталей, которые привели к пробке.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:
Двигатель не может бесперебойно работать без исправной системы охлаждения. При появлении в этой системе, по какой-то причине воздушной пробки, её нужно срочно удалить. Ничего хорошего двигателю она не принесёт. Признаками её появления может быть перегрев различных узлов у двигателя, или сбои в работе датчиков. Может также «сбоить» термостат, а салон Вашей машины будет прогреваться лишь частично. Всему этому виной, как раз и служит появление воздушной пробки. Понятно, что лучше её побыстрее убрать, но, не забудьте на этом этапе ещё и выявить причину её появления. Иначе, чуть позже, велика вероятность, что она снова появится в системе охлаждения, и двигатель Вашей машины, опять начнёт испытывать определённые проблемы.
Конечно, это далеко не одна причина. Ведь любой автомобиль, будь то «родной» для многих ВАЗ или «крутая» иномарка, это достаточно сложный механизм, в котором всегда есть чему ломаться. Так что, и воздушная пробка может проникнуть в систему охлаждения с разных направлений.
Прежде чем Вы возьмётесь за устранение самой воздушной пробки, нужно будет убрать все те возможные дефекты, про которые мы уже упомянули. Когда все пути воздуху в систему Вы полностью перекроете, то можно переходить к воздушной пробке. Убрать её можно разными способами.
Найдите поверхность с уклоном и установите на неё Ваш автомобиль. В таком положении горловина у радиатора должна оказаться в итоге, в верхней точке, что позволит воздуху подняться вверх. Это вполне естественный процесс.
Но, не для всех моделей авто этого будет достаточно. Ведь система охлаждения характеризуется замкнутым циклом, что не даёт воздушной пробке свободно двигаться в ней, так как внутреннее давление имеет большую силу, и прочно удерживает эту пробку. Здесь выход один – давление следует сбросить, что возможно лишь при разгерметизации всей системы. Сделать это удобнее всего на радиаторе, а точнее сказать, на его выходящем патрубке. В этой точке просто ослабляют немного соединение, и далее ждут момента, когда жидкость начнёт потихонечку вытекать.
Можно решить эту проблему и по-другому, при наличии некоторого запаса охлаждающей жидкости. В этом случае, автомобиль всё так же устанавливают на небольшой бугорок, либо просто наезжают передними колёсами ОСТОРОЖНО на бордюр. Теперь, открываем аккуратно расширительный бачок, и наливаем туда охлаждающей жидкости прямо до максимальной отметки. После этого, скручиваем пробку с радиатора, что позволит воздуху из него выйти. При этом, двигатель нужно будет завести, а печку выставить на максимальный режим обогрева. Периодически двигатель перегазовываем, а Ваш помощник в этот момент должен наблюдать за расширительным бачком, выходят ли из него пузырьки воздуха.
Ваша задача дождаться момента, когда воздух из печки, пойдёт в салон максимально горячий. В этом случае, термостат нормально отрабатывает, что позволяет полностью открыть задвижку. Ждём, пока из отверстия, предназначенного для сбора воздуха, жидкость начнёт вытекать полностью без пузырей, закрываем его, и добавляем в расширительный бачок снова жидкости, но уже до нужного уровня.
Вот ещё полезное видео на эту же тему. Где Вам также расскажут, каким образом можно убрать воздушную пробку из системы охлаждения.
P.S. Статья была полезной Вам? Поделитесь, пожалуйста, ей с Вашими друзьями в социальных сетях. Буду очень Вам признателен.
-+
Наличие завоздушенности в системе охлаждения чревато проблемами как для двигателя, так и других узлов автомобиля. В частности, может случится перегрев или печка будет плохо греть. Поэтому, любому автомобилисту полезно знать, как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения. Данная процедура довольно тривиальна, так что будет под силу даже начинающему и неопытному, автолюбителю.
Ввиду своей важности, мы расскажем о трёх методах удаления воздуха. Но сначала поговорим, как понять, что имеют место воздушные пробки и о причинах их появления.
Симптомы завоздушивания
Как понять, что в системе охлаждения появилась воздушная пробка? При возникновении этого явления, возникает несколько типовых симптомов. Среди них:
Проблемы в работе термостата. А конкретнее, если после запуска двигателя вентилятор охлаждения включается очень быстро, то велика вероятность того, что термостат вышел из строя. Другая причина этого, может заключаться в том, что в патрубке насоса скопился воздух. В случае, если клапан термостата будет закрыт, то антифриз циркулирует по малому кругу. Возможна и другая ситуация, когда стрелка температуры охлаждающей жидкости находится в «нолях», когда двигатель уже достаточно нагрелся.
Тут снова возможны два варианта — неисправность термостата, или наличие в нем воздушной пробки. Утечка антифриза. Ее можно проверить визуально по следам тосола на отдельных элементах двигателя или ходовой части машины.
Помпа начинает шуметь. При ее частичном выходе из строя появляется посторонний шум.
Проблемы в работе печки. Причин неисправностей этому существует много, однако одной из, как раз и является образование воздушной пробки в системе охлаждения. Если вы обнаружили хотя бы один из описанных выше признаков, то необходимо провести диагностику системы охлаждения. Однако перед этим будет полезно разобраться, что стало причиной возможных проблем.
Причины возникновения воздушных пробок
Завоздушивание системы охлаждения может быть вызвано рядом неисправностей. Среди них:
Разгерметизация системы. Она может возникнуть в самых разных местах — на шлангах, штуцерах, патрубках, трубках и так далее. Разгерметизация может быть вызвана механическим повреждением отдельных ее частей, их естественным износом, снижением давления в системе. Если после того как вы устранили воздушную пробку, в системе снова появился воздух, значит, она разгерметизирована.
Следовательно, необходимо делать диагностику и ее визуальный осмотр с целью выявления поврежденного места. Неверная процедура долива антифриза. Если он был залит широкой струей, то велика вероятность возникновения явления, когда воздух не может выйти из бачка, поскольку зачастую горловина у него узкая. Поэтому, чтобы этого не происходило, необходимо заливать охлаждающую жидкость не спеша, давая воздуху покидать систему.
Неисправность воздушного клапана. Его задача состоит в том, чтобы убрать лишний воздух из системы охлаждения, и не допустить попадания его извне. В случае неисправности воздушного клапана происходит подсос воздуха, который распространяется по рубашке охлаждения двигателя. Исправить ситуацию можно ремонтом или заменой крышки с упомянутым клапаном (чаще всего). Неисправность помпы. Здесь ситуация аналогична предыдущей. В случае, если фибра или сальник помпы пропускают воздух извне, то он естественным образом попадает в систему. Соответственно, при появлении описанных симптомов рекомендуется проверить этот узел.
Утечка охлаждающей жидкости. По сути, это является той же разгерметизацией, поскольку вместо антифриза в систему попадает воздух, образуя в ней пробку. Утечки могут быть в самых разных местах — на прокладках, патрубках, радиаторах и так далее. Проверить эту неисправность не так сложно. Обычно потеки антифриза видны на элементах двигателя, ходовой или других частях машины. При их обнаружении необходимо провести ревизию системы охлаждении.
Выход из строя прокладки ГБЦ. При этом антифриз может попадать в цилиндры двигателя. Одним из ярких симптомов такой неполадки является появления белого дыма из выхлопной трубы. При этом часто в расширительном бачке охлаждающей системы наблюдается значительное бурление, обусловленное попаданием в нее выхлопных газов.
Каждая из описанных выше причин может навредить узлам и механизмам автомобиля. В первую очередь страдает двигатель, поскольку нарушается его нормальное охлаждение. Он перегревается, из-за чего износ повышается до критического. А это может привести к деформации его отдельных частей, выходу из строя уплотнительных элементов, а в особо опасных случаях даже к его заклиниванию.
Также завоздушивание приводит к плохой работе печки. Причины этого аналогичны. Антифриз плохо циркулирует и не переносит достаточного количества тепла.
Далее перейдем непосредственно к методам, с помощью которых можно убрать воздушную пробку из системы охлаждения. Они отличаются по способу выполнения, а также сложности.
Методы удаления воздушной пробки из системы охлаждения
Существует три основных метода, с помощью которых можно устранить воздушную пробку. Перечислим их по порядку. Первый метод отлично подходит для автомобилей ВАЗ.
Алгоритм его будет следующим:
Снимите с двигателя все защитные и прочие элементы, которые могут помешать вам добраться до расширительного бачка с охлаждающей жидкостью.
Отсоедините один из патрубков, которые отвечают за нагрев дроссельного узла (неважно, прямой или обратный).
Снимите крышку расширительного бачка и накройте горловину неплотной тканью. Подуйте внутрь бачка. Таким образом вы создадите небольшое избыточное давление, которого будет достаточно для того, чтобы лишний воздух вышел через патрубок.
Как только из отверстия для патрубка пойдет антифриз, сразу наденьте патрубок на него и желательно зафиксируйте хомутом. В противном случае воздух опять попадет в него. Закройте крышку расширительного бачка и соберите обратно все снятые ранее элементы защиты двигателя.
Второй метод проводится в соответствии со следующим алгоритмом:
Запустите двигатель и дайте ему поработать в течение 10…15 минут, после чего выключите его. Снимите необходимые элементы дабы добраться до расширительного бачка с охлаждающей жидкостью.
Не снимая с него крышку, отсоедините один из патрубков на бачке. Если система была завоздушена, то из него начнет выходить воздух. Как только польется антифриз, сразу же установите патрубок на место и зафиксируйте его.
При выполнении этого будьте аккуратны, поскольку температура антифриза может быть высокой и доходить до значения +80…90°С.
Третий метод того, как удалить воздушную пробку из системы необходимо выполнять так:
Необходимо поставить машину на возвышенность таким образом, чтобы ее передняя часть была выше. Важно, чтобы крышка радиатора была выше остальных частей охлаждающей системы. При этом поставьте машину на ручник, а лучше установите под колеса упоры.
Дайте поработать двигателю 10…15 минут.
Открутите крышки с расширительного бачка и радиатора.
Периодически нажимайте на педаль акселератора и доливайте в радиатор охлаждающую жидкость. При этом из системы будет выходить воздух. Его вы заметите по пузырькам. Продолжайте процедуру, пока весь воздух не выйдет. При этом можно включить печку на максимальный режим. Как только термостат откроет задвижку полностью и в салон пойдет очень горячий воздух, значит, воздух из системы был удален.
Одновременно с этим нужно проверить наличие выходящих из охлаждающей жидкости пузырей. Что касается последнего метода, то на машинах с автоматически включаемым вентилятором системы охлаждения можно даже не перегазовывать, а спокойно дать двигателю нагреться и дождаться, пока вентилятор включится. Одновременно с этим движение охлаждающей жидкости усилится, и под действием циркуляции воздух выйдет из системы. При этом важно добавить охлаждающую жидкость в систему, с тем, чтобы вновь не допустить завоздушивания.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453