Несмотря на то, что крестовина карданного вала является одним из самых долговечных и надежных элементов автомобиля, тем не менее, и она иногда выходит из строя, причем не всегда удается ограничиться ее ремонтом, в некоторых случаях необходима и замена.
Названную деталь по праву можно назвать центральным звеном всего кардана, так как она осуществляет важнейшую функцию в его работе – передачу крутящего момента от коробки передач на все необходимые агрегаты. Таким образом, именно она заставляет крутиться и сам вал. Поэтому каждый автомобилист должен знать, как заменить крестовину карданного вала, и как за ней правильно следить, чтобы не попасть в весьма неприятное положение, особенно, когда речь идет о непредвиденной поломке во время путешествия. Еще, для продления ее срока службы, полезной будет информация и о том, чем смазывать крестовины карданного вала.
Самым первым предвестником поломки крестовин служит характерный стук, возникающий во время движения в карданной коробке. Кроме того, можно услышать еще и скрип, скрежет и даже треск. Помните, что ремонт крестовины карданного вала нельзя откладывать на потом, так как даже маленькая ее неисправность отразится на качестве поездки и работе всего механизма, а значит, может послужить причиной ДТП.
Главной же причиной подобной неисправности, как правило, служит зазор в карданном шарнире, а также износ подшипников самой крестовины.
Безусловно, на их исправность влияет как манера езды, так и качество дорожного покрытия, но если первое полностью зависит от водителя, то на второй фактор мы повлиять не в силах. Особенно негативно отражаются и поездки по пересеченной местности, которые вызывают большие нагрузки. Кроме того, не самым благоприятным является и расположение крестовины (очень близко от дорожного покрытия), поэтому на нее все время воздействует пыль, грязь и вода.
Для того чтобы как можно дольше продлить жизнь крестовине и, конечно же, самому кардану, необходимо регулярно осуществлять визуальный контроль, с помощью которого можно оценить ее исправность. Также не помешает и качественная смазка для крестовин карданного вала, тем более что приобрести ее не составляет никакой сложности. Причем смазывать ее элементы рекомендуется не реже, чем через каждые десять тысяч километров.
Провести диагностику можно следующим образом: одной рукой беремся за фланец, а другой – за вал, и вращаем их в разные стороны. Если образуется люфт, то это свидетельствует о сильном износе детали, а значит, и о потребности в срочном ремонте или же полной ее замене. Для того чтобы понять, можно ли ограничиться только лишь заменой изношенных элементов, потребуется полное снятие крестовины карданного вала.
Делается это по следующей схеме. Сначала следует открутить крепежные болты кардана, и тогда его можно будет легко демонтировать. Далее откручиваются гайки, с помощью которых вал крепится к хвостовику заднего моста. С помощью пассатижей нужно разжать стопорное кольцо и демонтировать саму крестовину. Затем поверните вал в такое положение, чтобы она висела, и выбейте молотком ее чашки. Теперь извлеките их, учитывая размеры крестовины карданного вала, сделать это не сложно.
В основном, эта деталь не подлежит реставрации, а нуждается в полной замене. Ниже приведена инструкция, как установить новую крестовину. Первым делом следует снять обе чашки, установить ее в проушины, а потом аккуратно, так, чтобы не рассыпались иголки, надеть чашки на прежние места. Далее сжимаем их и надеваем стопорное кольцо, а затем устанавливаем вал на место. Чтобы этот этап не вызвал трудностей и осуществился очень быстро, во время снятия кардана лучше ставить метки.
Также перед тем, как устанавливать новую крестовину, очистите от следов ржавчины проушины кардана и канавку для стопорного кольца. Безусловно, если нет уверенности в своих силах, и вы испытываете дефицит времени, тогда лучше, чтобы замена крестовины карданного вала осуществилась на станции. Но, в целом, нет никакой трудности поменять ее своими силами.
О необходимости скорой замены крестовины карданного вала вам просигнализирует щелчок (а иногда и откровенное клацанье) в момент трогания автомобиля с места. Затягивать с проведением данной операции не стоит, поскольку изношенная крестовина начинает разбивать проушины вала и карданного шарнира; увеличиваются вибрации и нагрузки на редуктор, мост, что, в свою очередь, приведет к более серьезному и дорогостоящему ремонту. Замена крестовины карданного вала без особых проблем производится в гараже своими руками. Последовательность проведения ремонтных работ следующая:
Крестовина, как элемент кардана, соединяет между собой отдельные части, имеющие на своих концах специальные вилки, куда она и монтируется. Неприятное клацанье происходит из-за выработки подшипника, в результате чего образуется зазор. В момент трогания крестовина сначала преодолевает этот зазор, и только потом усилие с ударом передается на вилку.
Для начала необходимо приобрести новую крестовину, а к ней дополнительно стопорные кольца, поскольку их также придется заменить.
Для проведения данной операции вам потребуется гараж с подъемником или ямой. Подъемники в частных гаражах явление довольно редкое, поэтому опишем процесс работы при наличии смотровой ямы. Автомобиль необходимо загнать на яму, под колеса поставить противооткатные упоры. В том случае, если вы выполняете ремонт в одиночку, упоры разумнее ставить под передние колеса, так как в процессе автомобиль необходимо перемещать. Исключение составляют те счастливые владельцы, у которых яма на всю длину гаража и можно демонтировать кардан, не передвигая автомобиль.
Справедливости ради, стоит заметить, что заменить крестовину возможно и без снятия самого кардана. Но лишь при условии использования специального съемника.
С другой стороны применение съемника и сама предлагаемая технология больше относятся к теории, потому как подобный метод ничем, кроме лишних проблем, обычно не заканчивается. Поэтому намного проще и в несколько раз быстрее демонтировать карданный вал. Разумеется, при условии, что вы обладаете навыками самостоятельного ремонта, а все болты нормально откручиваются.
Для облегчения работы рекомендуется включить первую или вторую передачу, что заблокирует кардан. Прежде чем приступить к снятию карданного вала обязательно, стоит пометить положение вилок относительно вала и фланца редуктора. Это позволит вам правильно установить кардан при сборке, тем самым избежать дисбаланса и биения.
Для начала требуется освободить болты крепления задней вилки к фланцу редуктора. Сделать это можно используя рожковые ключи (обычно типоразмера 12-13 мм). Затем демонтируем промежуточную опору подвесного подшипника. Удобнее будет использовать торцовый ключ или головку на 13. Теперь вам остается только аккуратно вытащить карданный вал из шлицев со стороны коробки передач.
После снятия вала его обязательно нужно очистить от грязи. Используя специальный съемник или подручные средства (плоские отвертки и шило), извлеките стопорные кольца из проушин вала и вилки карданного шарнира. Будьте предельно осторожны и берегите глаза. Стопорные кольца изготовлены из пружинной стали, поэтому при их снятии подручными средствами они имеют свойство вылетать из канавок в неизвестном направлении.
Далее необходимо подобрать цилиндрическую проставку диаметром немного меньше проушины на валу. Старая крестовина уже отработала свой ресурс и не представляет для нас никакой ценности. Поэтому ударами молотка через проставку выбиваем пробку, противоположную направлению удара. Аналогичным образом необходимо удалить оставшиеся пробки и извлечь крестовину.
После того как крестовина извлечена, хорошенько очищаем проушины от оставшейся грязи, дабы она не попала в новые подшипники при сборке. Можно использовать бензин и кисть. После очистки стоит внимательно осмотреть проушины. В случае необходимости напильником круглого сечения удалить образовавшиеся задиры внутри проушин. Пробка должна входить с небольшим натягом, но ее не должно закусывать.
Теперь необходимо подготовить все детали к сборке. Новую крестовину и подшипники необходимо слегка смазать маслом, стопорные кольца должны быть под рукой.
Новую крестовину заводим в проушины карданного вала и слегка вбиваем одну пробку. После этого вставляем крестовину в подшипник (обязательно следим за чистотой поверхностей) и забиваем пробку ровно до канавки для стопорного кольца. Устанавливаем стопор на его законное место. Теперь необходимо перевернуть вал и через мягкую, например, алюминиевую проставку слегка постучать по крестовине, чтобы пробка уперлась в стопор. Зазор между крестовиной и пробками во время работы кардана должен быть максимальным, чтобы исключить подклинивание. Проверяем чистоту поверхности крестовины и устанавливаем на место вторую пробку. Вторая пробка устанавливается аналогичным образом – до появления пояска под стопорное кольцо. После установки второй пробки необходимо проверить работу крестовины. При ее вращении подклинивания не допускаются.
Устанавливаем второе стопорное кольцо. Подобным образом проделываем те же манипуляции с вилкой карданного шарнира. После окончательной сборки снова проверяем работоспособность. Если и здесь все в порядке, устанавливаем карданный вал на автомобиль в обратном к снятию порядке. Но перед этим стоит смазать шлицы.
Теперь, обладая всеми необходимыми знаниями, вы можете самостоятельно заменить крестовину карданного вала. После проделанной работы по замене изношенных деталей уходят все посторонние шумы и вибрации. При условии качественной сборки узел служит достаточно долго. Удачного ремонта!
Карданные крестовины на классических «Жигулях» выполнены в форме крестообразного шарнира, который предназначен для соединения вращающихся осей трансмиссии. Заменить эти детали можно без особых усилий и специальных инструментов. Трудности могут возникнуть лишь в том случае, если за крестовинами не было должного ухода.
При движении автомобиля оси транспортного средства не всегда находятся на одной прямой. Они меняют своё положение друг относительно друга и расстояние между осями также меняется. На ВАЗ 2106, как и на многих других авто, крутящий момент от КПП к заднему мосту передаётся посредством кардана, на концах которого установлены крестовины (шарниры). Именно они являются главным звеном карданной передачи, которое соединяет коробку передач и ведущую шестерню редуктора заднего моста. На крестовину кардана возлагается ещё одна немаловажная функция — способность гашения возможной деформации карданного соединения, обусловленной постоянным движением всех его элементов.
Крестовина кардана ВАЗ 2106 предназначена для соединения вращающихся осей трансмиссииКонструктивно карданный шарнир выполнен в виде крестообразной детали с игольчатыми подшипниками, уплотнителями и крышками, которые фиксируются стопором.
Устройство крестовины: 1 — крестовина; 2 — пыльник; 3 — манжетное уплотнение; 4 — игольчатый подшипник; 5 — упорный подшипник; 6 — корпус игольчатого подшипника (стакан); 7 — стопорное кольцоСама крестовина — изделие с перпендикулярными осями в виде шипов, опирающимися на подшипники. Материалом изготовления детали является высоколегированная сталь, обладающая высокой прочностью. Такие свойства позволяют крестовине выдерживать большие нагрузки в течение длительного времени.
Внешняя часть подшипников представляет собой стакан (чашку), внутренняя — шип крестовины. Перемещение чашки вокруг оси шипа возможно благодаря иголкам, расположенным между этими двумя элементами. Для защиты подшипника от воздействия пыли и влаги, а также для удержания смазки применяются пыльники и манжеты. В некоторых конструкциях торец шипа крестовины упирается в дно чашки через специальную шайбу, которая представляет собой упорный подшипник.
Подшипник крестовины состоит из чашки и иголок, а внутренней его частью является шип крестовиныЧашки подшипников в отверстиях вилок и фланцев могут фиксироваться разными способами:
На ВАЗ 2106 стопорное кольцо фиксирует стакан подшипника изнутри.
Если прислушиваться к мнению специалистов СТО, то они рекомендуют менять обе крестовины кардана, даже при выходе из строя только одной из них. Но не всё так однозначно. Крестовина, расположенная в передней части карданной передачи, ходит гораздо дольше, чем задняя. Бывают ситуации, когда в хвостовике деталь меняется трижды, а возле подвесного подшипника в её замене нет необходимости. Выбирая крестовины для своего авто, не стоит гнаться за низкой ценой, поскольку ремонт в итоге обойдётся дороже. Рассмотрим некоторых производителей шарниров, которым можно доверить свой выбор:
Прежде чем купить и установить карданный шарнир, обязательно нужно учитывать размеры и форму чашек. Внимание следует также обратить на шипы шарниров. На них не должно быть никаких заусенцев, рисок и других дефектов. Для отечественных автомобилей предпочтение лучше отдавать крестовинам с тавотницей, т. е. обслуживаемым, что позволит периодически обновлять смазку в подшипниках. Уплотнители не должны иметь каких-либо изъянов, например, видимых разрывов или заводского брака.
При выборе крестовины внимание следует обращать на размеры и форму чашекКрестовина ВАЗ 2106, как и любая другая деталь автомобиля, имеет определённый срок службы. Теоретически ресурс детали довольно большой, около 500 тыс. км., но реальные цифры в 10 раз меньше. Поэтому замену приходится проводить через 50–70 тыс. км пробега. Обусловлено это не только качеством деталей, но и нашими дорогами, интенсивностью эксплуатации автомобиля. Отсутствие периодического обслуживания крестовин только приближает необходимость их замены. О том, что с шарниром возникли какие-то неполадки, свидетельствуют характерные признаки:
Часто проблемы с крестовинами появляются при повреждении уплотнителей и попадании внутрь подшипников пыли, песка, грязи и воды. Все эти факторы негативно влияют на ресурс изделия. При износе шарниров будут слышны щелчки во время переключения передач на ходу, удары на скорости около 90 км/ч, также появляется хруст либо шуршание. При возникновении металлических звуков рекомендуется покрутить части кардана, например, установив авто на эстакаду. При обнаружении большого люфта крестовины нужно будет заменить.
Во время диагностики зазора в крестовинах на коробке должна быть включена нейтральная передача.
Если на моём автомобиле появляются щелчки в области кардана, но при этом я уверен, что крестовины ещё в хорошем состоянии и должны походить, то, скорей всего, в шарнирах попросту недостаточно смазки, для чего их нужно прошприцевать. Советую при появлении щелчков не затягивать с обслуживанием, поскольку подшипники будут разбиваться и без замены крестовины обойтись уже не удастся.
Причина скрипов в районе карданного вала обычно связана с закисанием крестовин. Проблема хорошо заметна в начале движения и при езде с малой скоростью, при этом машина скрипит как старая телега.
Крестовина может скрипеть из-за отсутствия смазкиНеисправность появляется при отсутствии обслуживания шарниров, когда подшипник попросту не справляется со своей задачей. Иногда после снятия кардана обнаруживается, что крестовина не движется вообще ни в какие стороны.
Неисправности в виде вибрации с шарнирами кардана могут проявляться при движении вперёд или задним ходом. Проблема может присутствовать как со старыми подшипниками, так и с новыми. В первом случае неисправность обусловлена подклиниванием одного из шарниров. Если же вибрация сохранилась после замены крестовины, то, возможно, была установлена некачественная деталь либо монтаж выполнен неправильно. Крестовина, будь то старая или новая, должна двигаться в любую из четырёх сторон свободно и без заеданий. Если при движении шарнира руками приходится прилагать небольшие усилия, можно слегка постучать по чашке подшипника, возможно, он плохо сел.
Вибрации карданного вала могут быть связаны с нарушением балансировки. Причина может крыться в ударе по кардану чем-то твёрдым, например, при наезде на камень. Также могла отвалиться балансировочная пластина с вала. В таких ситуациях придётся посетить автосервис для устранения разбалансировки, а возможно и заменить сам вал.
Вибрации кардана бывают вызваны не только выходом из строя крестовины. Из личного опыта могу сказать, что проблема проявляется также при поломке подвесного подшипника, когда обрывается резина, в которой он удерживается. Особенно отчётливо вибрация слышна при движении задним ходом и в начале движения на первой передаче. Поэтому прежде чем приниматься за замену крестовины, нелишним будет проверить и опору карданного вала.
Крестовины кардана подлежат только замене, поскольку иголки подшипника, наружная и внутренняя часть обоймы изнашиваются, что приводит к образованию люфта. Это говорит о невозможности и неуместности восстановления детали. Если по характерным признакам было выявлено, что шарниры кардана нуждаются в замене, потребуется демонтировать сам вал, а уж после приступать к ремонту. Для предстоящей работы нужны будут такие инструменты и материалы:
На ВАЗовской «шестёрке» крепление карданного вала выполнено к редуктору заднего моста, а ближе к коробке передач кардан удерживается подвесным подшипником. Демонтаж вала с автомобиля проводится следующим образом:
После демонтажа карданного вала можно сразу приступать к разборке крестовины:
Монтаж шарнира и вала выполняем в следующем порядке:
В крестовины кардана смазка закладывается с завода. Однако при замене изделия я всегда после проведения ремонта шприцую шарнир. Лишней смазка не будет, а её недостаток приведёт к повышенному износу. Для крестовин рекомендуется использовать «Фиол-2У» или «№ 158», но в крайнем случае подойдёт и «Литол-24». Хотя знаю автовладельцев, которые используют «Литол» как для крестовин, так и для шлицевого соединения. При шприцевании нагнетаю смазку до тех пор, пока она не начнёт выходить из-под уплотнителей. Согласно регламенту шарниры нужно обслуживать каждые 10 тыс. км пробега.
Обслуживаемые крестовины смазывают через тавотницы специальным шприцемДля замены шарниров кардана необязательно быть опытным автомехаником. Желание автовладельца и пошаговые инструкции помогут выявить неисправность и провести ремонт в гаражных условиях без совершения ошибок.
Преддверием предстоящей замены крестовины карданного вала является появление вибрации в салоне автомобиля во время его движения, а также постукивания, слышимые из под днища транспортного средства. Конечно, опытный владелец машины легко определит суть проблемы, ну а для начинающих автолюбителей существует два способа выявить поломку:
Второй вариант потребует вложения денег, так как гарантированно мастера автосервиса предложат быстро исправить неисправность, не ограничиваясь диагностикой, поэтому, так как мы решили выполнить процесс замены крестовины карданного вала своими руками, рассмотрим первый способ, а также опишем вариант, как заменить крестовину самостоятельным путем.
Визуальный осмотр потребует одновременной фиксации карданного вала и фланца ведущей шестерни редуктора. Если владелец автомобиля ощущает люфт при попытке проворота этих элементов на встречу друг к другу, то крестовина требует замены.
Перед проведением ремонта в домашних условиях следует озаботиться наличием необходимых запчастей и инструмента. Для работы потребуется:
Рекомендуется запастись набором новых болтов и гаек, для замены ими старых крепежных элементов. Карданный вал снимается достаточно просто с помощью ключа, имеющий размер «13». Следует помнить, что новая крестовина должна иметь точно такой же номер маркировки, как и снимаемый аналог, иначе решить проблему с неисправностью станет невозможно.
Весь процесс можно условно разделить на несколько этапов:
Перед началом процесса снятия крестовины рекомендуется сделать пометки точного расположения вилок, так как неправильная установка нового изделия в неправильном положении не приведет к положительному результату.
Следующий этап – снятие стопорных колец и выбивания подшипников с помощью молотка и выколотки из мягкого металла. В специализированных мастерских для такой работы применяют специальный съемник, который очень редко оказывается под руками обычного автовладельца, поэтому мы воспользуемся подручными средствами. После снятия крестовины необходимо тщательно обработать все пазы и отверстия от грязи, заусениц и других потенциальных источников будущей поломки.
Для установки новой передней крестовины карданного вала потребуется снять с обоих сторон чашки, аккуратно следя за их содержимым. После заправки изделия в проушины необходимо одеть одну из снятых чашек и осторожно (с помощью молотка и выколотки) осадить ее на необходимое место – правильно установленная чашка откроет специальную выемку для установки стопорного кольца. Стопорное кольцо устанавливается по месту своего назначения.
Запрессовка чашек крестовины происходит таким способом: крестовина сдвигается в направлении уже установленной чашки, а затем одевается следующая, аналогично способу, описанному выше.
Для установки подвесного подшипника потребуется открутить гайку крепления вилки карданного шарнира к переднему валу транспортного средства.
При проведении всех этапов работы следует быть предельно внимательным и осторожным. Все необходимые детали механизма должны быть обработаны смазкой, старый крепеж, по возможности, следует заменить на новый, а установка крестовины не должна происходить с перекосами и отклонениями, так как это будет стоить владельцу автомобиля напрасной потерей времени и возможно новым финансовым растратам, связанных с приобретение еще одного комплекта запчастей. Для тех людей, которые не знают чем смазывать элементы карданного вала сообщаем, что для этого потребуется смазка № 158 или аналог зарубежного производства.
Окончательная установка карданного вала происходит в обратном порядке, с учетом установленных заранее меток. Впрочем, все этапы этого процесса можно прекрасно увидеть на фото и видео материалах, присутствующих в статье.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453