Чистота форсунок - залог правильной работы топливной системы и всего двигателя. Удалить загрязнения в форсунках можно двумя способами: с помощью промывочной станции (безразборный метод) или при ультразвуковой очистке.
Ультразвуковая очистка форсунок - это разборный метод очистки, при котором детали демонтируются и погружаются в ванну, наполненную очищающей жидкостью, где подвергаются воздействию высоких частот. Под действием ультразвуковых волн в жидкости образуются микропузырьки - происходит процесс кавитации, благодаря чему и удаляются загрязнения. До и после очистки форсунки тестируют на специальном стенде. Это позволяет оценить их производительность, герметичность и факел распыла, чтобы определить, какая форсунка неисправна или изношена.
Чаще всего процедуру ультразвуковой очистки рекомендуют при подозрениях на неисправность системы впрыска и в тех случаях, когда пробег у автомобиля перевалил за 100 тысяч километров и срок службы форсунок может подходить к концу. Также этот метод помогает очистить детали при значительных загрязнениях.
В нашей статье мы наглядно покажем, как осуществляется процедура очистки форсунок в ультразвуковой ванне в условиях автосервиса. Промывать и тестировать форсунки мы будем с помощью наших препаратов - жидкости для очистки форсунок в ультразвуковых ваннах LAVR Ultra-Sonic Cleaner и жидкости для тестирования форсунок LAVR Inject Tester. Эти препараты производятся более 7 лет и зарекомендовали себя как эффективные и безопасные средства. Более подробно об их преимуществах читайте в каталоге продукции - LAVR Ultra-Sonic Cleaner и LAVR Inject Tester.
Процедуру начинаем с демонтажа форсунок. Призываем вас ответственно отнестись к этой операции! Рекомендуем держать поблизости огнетушитель и использовать индивидуальные средства защиты - перчатки, очки и т.д.
1. Очищение прилегающих к форсункам деталей от пыли и других загрязнений
Эта несложная процедура предотвратит попадание грязи в цилиндры, которая со временем может повредить детали двигателя.
2. Снятие форсунок
Стандартная процедура, на которой мы не будем останавливаться подробно и ограничимся лишь двумя замечаниями. Заранее советуем купить фильтры и резиновые уплотнители, потому что при извлечении форсунки «прикипевшие» уплотнительные кольца могут быть повреждены. Также обратите внимание на крепление обратного клапана (клапана сброса давления). Если при снятии форсунок вы проводили их демонтаж, то уплотнитель тоже лучше заменить.
3. Осмотр деталей
После снятия осматриваем распылители. «Обгоревшая» или поврежденная поверхность пластикового колпачка - явный сигнал того, что форсунка работает неправильно. Пластиковый колпачок защищает форсунку от высокой температуры в цилиндрах и предотвращает нагарообразование, поэтому при заметных повреждениях его лучше заменить. К сожалению, отдельно колпачки для форсунок купить практически невозможно, но это не означает, что придется менять весь комплект. Практически у любого диагноста найдется коробка неисправных распылителей, среди которых могут обнаружиться форсунки с нужными вам колпачками.
Во вторую очередь оцениваем состояние электрического разъема форсунки. На его контактах не должно быть следов коррозии. При необходимости очищаем от грязи и пыли.
После того, как форсунки сняты, можно приступать ультразвуковой очистке. Устанавливаем детали на рампу стенда и подключаем их к блоку управления.
Смазать уплотнитель (например, самой тестирующей жидкостью) и затем установить форсунку на рампу стенда. | Подключить форсунку к блоку управления. | Надежно зажать форсунку специальным переходником. |
Включаем топливный насос и наблюдаем, не течет ли топливо через закрытую форсунку. Форсунки считаются абсолютно герметичными в том случае, если в течение минуты на них не образовалось ни капли жидкости.
Течи возникают в двух случаях:
1. При износе седла клапана. Как правило, такое встречается при тестировании форсунок автомобиля с пробегом от 100 тысяч километров. Дефект серьезный, поэтому деталь придется заменить.
2. При загрязнении седла клапана. Если в зазор между седлом и иглой клапана попадет даже мельчайший кусочек нагара и других твердых отложений, форсунка перестанет закрываться полностью. Из-за этого во время работы топливо будет попадать на впускной клапан и цилиндр, что приведет к неустойчивой работе всего двигателя.
Как видно по фотографии, в нашем комплекте негерметичных форсунок нет.
Факел распыла проверяется в режиме полного открытия форсунки. Этот параметр зависит от типа форсунки, диаметра отверстия (отверстий), их количества и расположения, формы иглы и т.д. Единых стандартов для него нет, но как минимум, факел распыла должен иметь форму однородного правильного конуса.
От того, какую форму имеет факел распыла, напрямую зависит качество смеси. Чем конус ровнее и больше, тем лучше топливо распыливается, т.е. смешивается с воздухом, воспламеняется и сгорает. Экономичность, приемистость, уровень вибраций, скорость нагарообразования в цилиндрах - все это зависит от факела распыла.
В нашем комплекте единства формы факела распыла явно не наблюдается.
Устанавливаем под форсунки мерные цилиндры. Режимы проверки выставляются на приборной панели аппарата для тестирования. Как правило, они имитируют процесс топливоподачи на холостом ходу, а также при 3000 и 5000 оборотов. Устанавливаем давление, идентичное давлению в топливном насосе автомобиля.Нажимаем кнопку «Пуск» и в течение 3-5 минут наблюдаем за работой форсунок. Постепенно цилиндры наполняются тестирующей жидкостью. В конце этапа оцениваем результаты. Как видно по фотографиям, уровень жидкости в цилиндрах неодинаков - 83, 73, 84, 84 мл.
Примечание для профессиональных диагностов: жидкости для тестирования форсунок от разных производителей отличаются по плотности и вязкости. Использование одной и той же жидкости для тестирования форсунок в течение продолжительного времени позволяет накопить любопытную статистику нормальной производительности и отклонений для каждого типа форсунок. Благодаря этому диагностика будет производиться более точно.
Протестировав форсунки, приступаем непосредственно к их очистке. Сначала удаляем внешние загрязнения с форсунок с помощью губки и тряпки, смоченной растворителем. Затем извлекаем фильтры из форсунок. После процедуры очистки их необходимо заменить на новые.
Примечание: не всегда есть возможность заменить фильтры форсунок на новые. Чаще всего мастера вымачивают эти детали в препарате LAVR ML-201, даже не демонтируя их, а затем промывают в режиме обратного тока жидкости.На многих современных ультразвуковых станциях такая возможность предусмотрена.Помечаем каждую деталь номером, чтобы после очистки и при последующем тестировании оценить изменения. Устанавливаем форсунки на специальную подставку, подключаем их к электрическим контактам и помещаем всю эту конструкцию в ультразвуковую ванну. Включаем подогрев, чтобы ускорить процесс очистки и сделать ее максимально эффективной. Оптимальная температура - 60ºC. Затем включаем ультразвук. Во время очистки блок управления подает на форсунки редкие импульсы для их открытия. Процесс удаления загрязнений также значительно ускоряется.
Примечание: есть мнение, что ультразвук может повредить хрупкое керамическое покрытие в форсунках. Чтобы исключить возможность повреждений, советуем сократить время воздействия ультразвука на детали до минимума или выбрать один из следующих вариантов очистки:Снова устанавливаем форсунки на стенд и повторяем шаги 1-3. В нашем случае видно, что после очистки производительность форсунок выровнялась и стала практически эталонной - 88, 88, 87, 89 мл. В том случае, если показатели сильно разнятся из-за того, что одна из форсунок очистилась недостаточно хорошо, можно повторить действия, описанные в шаге 4.
Устанавливаем форсунки на место и проверяем правильность сборки, предварительно смазав резиновые уплотнители. На этом процедура ультразвуковой очистки системы впрыска закончена.
Статьи
Очистка инжекторов. Жидкость или ультразвук?
Из практики мне известно, что клиенты, автомобилям которых необходим ремонт или ТО системы питания двигателя, в частности чистка инжектора, часто задаются вопросом – «Каким образом правильно и лучше очистить инжектор, жидкостью или ультразвуком?» Иногда приходится сталкиваться с категоричными мнениями – очистка ультразвуком (жидкостью) не имеет преимуществ или наоборот – чистить надо только ультразвуком (жидкостью). Формат статьи позволяет дать полный (развернутый) ответ на эти и другие вопросы по этой теме.
Причины засорения форсунок
Со времен существования в авто карбюраторных двигателей,совсем недавноимевшим преимущественное распространение, автолюбителям со стажем и тем более профессионалам хорошо известны причины засорения системы питания двигателей. На первый взгляд, не существует не чего нового в причинах засорения топливной системы двигателей и нового поколения – инжекторных. Главные из них — некачественный бензин, «плохая» очистка воздуха, и в любом случаи постепенное образование смолистых (углеводородистых) отложений с пробегом. Все верно. Но новые системы впрыска очень чувствительны к качеству бензина. В силу сравнительной простоты устройства карбюраторной системы питания она обладает таким техническим преимуществом, как минимально возможной чувствительностью к качеству бензина. Без особой разницы — этилированный или неэтилированный и даже низкосортный бензин не столь большая проблема для «всеядного» карбюратора. Попутно отмечу такой плюс, как относительная простота обслуживания карбюратора. Для некоторых автолюбителей не проблема самостоятельно (особенность прошлых времен «не простой жизни» автолюбителей) почистить карбюратор, не говоря о чистке в условиях автосервиса. Совсем иная ситуация сложилась с эксплуатацией и техническим обслуживанием двигателей нового поколения, оборудованных системами: моно-впрыска (одноточечный, SPI), распределенного (многоточечный, MPI) или непосредственного (GDI) впрыска топлива. Их основные преимущества — меньший расход топлива, нет проблем с холодным стартом, отсутствие необходимости в частой регулировке. Но есть и минусы. Еще до их широкого распространения выяснилось, эти системы более требовательны к качеству бензина. В данных системах форсунок много, а их жиклеры имеют гораздо меньший диаметр в отличие от жиклеров карбюратора, что является причиной их ускоренного засорения. Проблему засорения мелкими механическими частицами предельно малых проходных сечений каналов форсунок эффективно решили при помощи сменных, более тонких по степени очистки фильтров. Но самые эффективные фильтры не могут качественно изменить бензин. Сера и тяжелые фракции без проблем преодолевают топливные фильтры. А так как форсунки располагаются в верхней части двигателя, в зоне самых высоких температур, то под их воздействием в тонких каналах происходит образование смолистых отложений. Кратко, но более интенсивно, этот процесс протекает, когда двигатель остановлен и наблюдается кратковременный перегрев корпуса инжектора. Каналы форсунок в это время не охлаждаются бензином, как это происходит в рабочем режиме. Очевидно, что в любом режиме этот процесс протекает тем активнее, чем ниже качество бензина. Смолистые отложения постепенно, но неотвратимо, уменьшают проходные сечения каналов вплоть до их полного перекрытия. И если первоначально меняется только качество распыления топлива — изменяются направление и форма факела распыла, то поздней, с ростом отложений, падает и количество впрыскиваемого бензина. Потеря мощности и приемистости, неустойчивая работа в режиме холостого хода, повышенный расход топлива, плохой запуск двигателя (особенно в условиях «крепких морозов») – одни из ярких признаков последствий смолистых отложений в каналах форсунок инжекторов. Важное примечание: указанные косвенные признаки могут являться проявлением и других неисправностей двигателя. О диагностике будет сказано ниже. Отмечу, что собственными силами с очисткой форсунок инжектора автолюбителю не справиться – привести в порядок, вне условий автосервиса такую систему нереальное дело.
Периодичность чистки системы впрыска
Общая и личная практика позволяет мне утверждать — при работе на отечественном топливе инжекторы нуждаются в очистке через 20 — 30 тысяч км пробега автомобиля. Или примерно через два года эксплуатации. Замечу, что не пробег, не сроки не показатели. Точно назвать сроки и (или) пробег трудно, поскольку все зависит не только от условий и района эксплуатации, но и от случайных факторов, например: сбои в электронной системе управления двигателем (сбои рабочих режимов систем питания или зажигания). Надо помнить о том, что засорение системы питания может произойти в короткий срок, если приходилось заправляться низкокачественным бензином. Заправляя автомобиль на проверенной, внушающей доверие АЗС (сети АЗС) можно благополучно проездить несколько лет, и так же возможно в любой момент, довершившись случайной заправке, «попасть» на суррогат.
Кроме того, у нас в стране пока одновременно действуют два стандарта на бензин. Не стоит думать, что речь идет о стандартах на этилированные и неэтилированные бензины. Старый ГОСТ 2084-77 – «менее строгий» и конечно не соответствует современным требованиям к качеству бензинов допустимых для инжекторов. Он описывает требования к качеству как неэтилированных, так и этилированных бензинов. Новый ГОСТ Р 51105-99 — близок к аналогичным требованиям европейских стандартов по качеству бензинов. Новый ГОСТ распространяется только на производство неэтилированного бензина. В результате действия двух стандартов и соответственно производства и распространения двух разных по качеству бензинов автомобилист никогда не знает, какому стандарту качества соответствует топливо, котором он заправляет свое авто. Особенно актуальна эта проблема, для тех выезжает по долгу службы или во время отпуска за приделы «родных мест» — остается верить, что на этой «по пути» АЗС такое же хорошее топливо, как на тех же «проверенных» заправках дома.
Способы очистки форсунок
Способов очистки форсунок два: жидкостный (химический) — и ультразвуковой. Все они имеет несколько вариаций (методик). Больше всего различных методик на основе жидкостного способа. Жидкостный (или химический) назван так потому, что для очистки элементов системы питания используется специальная жидкость, получившая общее название — сольвент. Этот способ имеет две основных разновидности (схемы): «одноконтурный» и «двухконтурный», осуществляются без демонтажа инжектора. Ультразвуковой, предполагает разборку системы впрыска – снятие инжектора с двигателя. Процесс очистки форсунок производится в ванне специального стенда.
Комплексные очистители топливной системы
Среди жидкостных способов есть кажущийся простым, доступным, и потому рассматриваемый как вариант самостоятельной чистки инжектора. Он основан на подмесе прямо в топливо специальных растворителей (присадок). Порекомендовать его не могу и не только потому, что он не имеет никакого отношения к услугам автосервиса. И скажу больше – прошу не ставить экспериментов с топливными системами требующих очистки. Риск связан с механизм действия и основным достоинством такого способа – промывка всей топливной системы, от бензобака до форсунок. Как пишут в аннотациях к этим средствам автохимии: «препарат удаляет все виды грязей, со всех деталей топливной системы, начиная с бензобака и заканчивая камерой сгорания». Химические активные вещества (растворители) «комплексного очистителя» заливаемого в бак, растворяя отложения и грязь в нем, а так же в бензопроводе, топливном фильтре, провоцируют еще большее засорение тончайших каналов форсунок. Приводят к росту отложений в топливной рампе и регуляторе давления. Необходимо особо подчеркнуть назначение этих средств автохимии — они являются профилактическими . Как указывается изготовителями в аннотациях к ним: «процедуру очистки проводить каждые 2 тыс. км » или « рекомендуется для регулярного использования при каждой заправке автомобиля». Даже самые «мягкие» («безопасные») из этих препаратов по действию, рассчитаны на применение в изначально чистой бензомагистрали. Одним из плюсов этих препаратов преподносится возможность чистки форсунок без разборки системы. И хотя это общее свойство жидкостных (химических) способов очистки, этот плюс мнимый. Схема и механизм действия жидкостной очистки форсунок, применяемые на нашем (и любом другом) автосервисе, радикально отличаются от действия «комплексных очистителей».
Одноконтурная схема
Жидкостная очистка как одноконтурная, так и двухконтурная осуществляется с помощью специальной установки. Данная установка одна из лучших по надежности и функциональности. Благодаря большому количеству адаптеров входящих в ее комплект, мы можем подключить установку практически к любому автомобилю. Для промывки используем Промывка инжекторных систем LAVR ML-101 Injection System Purge 1,0л который по своим моющим способностям считается лучшим и не оказывает негативного влияния на другие узлы двигателя. Схема одноконтурной очистки форсунок выглядит так: чистящая жидкость под давлением подается на вход топливной рейки, а штатный бензонасос отключается. Величина давления выбирается ниже порога открытия регулятора установленного на топливной рейке, чтобы жидкость не попадал в топливный бак. Двигатель запускается и работает на этой жидкости 15- 20 минут и более, в зависимости от загрязненности форсунок. Чаще используются более сложный алгоритм: три цикла по 15 — 20 минут. Первый цикл — двигатель работает на жидкости; второй -двигатель остановлен: идет процесс «отмокания», и в третьем цикле двигатель снова работает.
Двухконтурная схема
По двухконтурной схеме задействуются не только подающая, но и возвратная бензомагистраль от рампы. Или другими словами – фактически полностью дублируется топливная система автомобиля. На первом этапе жидкость прокачивается только по топливной рампе, в это время форсунки закрыты и не задействованы, тем самым производится предварительная очистка рампы и регулятора давления. Далее, как правило очистка идет по описанному выше алгоритму в три цикла.
Очистка форсунок с помощью ультразвука
Демонтированные форсунки, которым по данным диагностики необходима чистка, помещается в ультразвуковую ванну стенда заполненную подогретой жидкостью (примерно 2,5+3,0л). Применяемая для этого специальная жидкость химически нейтральна — она не содержит какихлибо химических активных веществ. Промывка форсунок сопровождается приведением в действие управляющими импульсами с переменной частотой их электромагнитных клапанов, что повышает эффективность очистки. Для полной очистки выполнятся «обратная» промывка форсунок – жидкость через специальные переходники подается в обратном направлении. В результате остатки загрязнений полностью удаляются из форсунок. Затем их вновь диагностируют по всем параметрам (производительность, герметичность, факел распыла и т.д.). При необходимости процедура очистки и тестирования повторяется до тех пор, пока все параметры не войдут в норму. Собственно процедура очистки форсунок с помощью ультразвука происходит следующим образом. На дне ванны установлен ультразвуковой излучатель — он и является основным чистящим орудием. Эффект очистки достигается не за счет ультразвуковых вибраций жидкости как кажется, а за счет физического процесса, именуемого кавитацией. Это понятие раскрою подробнее, поскольку это ключ к пониманию эффективности очистки с помощью ультразвука. Кавитацией называется процесс образования в жидкости и последующего схлопывания газовых, точнее кавитационных пузырьков. Образование и разрыв пузырьков обычно связаны либо с местным понижением давления в жидкости, либо с прохождением мощной акустической волны. При разрыве кавитационного пузырька происходит акустический (гидравлический) удар, сопровождаемый локальным повышением давления, которое может достигать нескольких тысяч атмосфер. Эти микроскопические, но мощные удары и являются тем самым очищающим средством. Интенсивность кавитации зависит от сочетания двух факторов: мощности излучателя и температуры жидкости. Исследования показали, что наилучшие результаты очистки от загрязнений форсунок инжекторов достигаются при мощности генератора от 50 до 150 Вт и температуре жидкости в ванне около 60 градусов по С. Конечно, ультразвуковые стенды сконструированы с учетом всех этих особенностей.
Достоинства и недостатки методов очистки форсунок
Жидкостный (химический)
Низкая стоимость; простота и вследствие этого высокая надежность.Невысокая трудоемкость процесса промывки. Жидкостная очистка умеренно загрязненных форсунок эффективно справляется с поставленной задачей. Во время процедуры очистки форсунок одновременно с ними очищается другие узлы топливной системы: очищаются от нагара стенки камеры сгорания, днища поршней, стебли клапанов, по двухконтурной схеме более тщательной очистке подвергается топливная рейка, а очистка регулятора давления ее дополнительная положительная особенность.
Ультразвуковой
Высокая трудоемкость — необходимость снятия и установки форсунок. Система очистки инжекторов с помощью ультразвука всеми специалистами оценивается однозначно, как более продвинутая, дающая лучшие результаты. При ультразвуковом методе промываются только форсунки ( но некарамические-их нельзя промывать ультрозвуком). Он заключается в очистке загрязнений с форсунок, когда даже дырочка в сопловом отверстии не проглядывается. Это, как правило, присуще неухоженным машинам с большим пробегом. Таким инжекторам может помочь (и то уже далеко не всегда) только очистка в ультразвуковой установке. Но это процедура относится к дорогим, т.к. требует дорогостоящего оборудования (что не всем по карману) и требует разборки важных частей и механизмов двигателя (что не все сервисы могут грамотно осуществить). Таким образом, такая промывка больше актуальна для тех владельцев, которые не дорожат своими «железными конями» и не балуют их своевременным уходом и деваться им уже некуда. В профилактических же целях, промывка на ультразвуковой установке экономически не оправдана. Дополнительный плюс устранение различных неисправностей.
Выбирать, конечно же, Вам, автовладельцам.
Информация предоставлена автосервисом «ИнРусАвто»: сервисным центром по обслуживанию инжекторов и ремонту двигателей. г. Арзамас, ул. Калинина, 64
Тел.: 8-962-5-111-455
Рано или поздно анализировать плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком начинает каждый владелец автомобиля с инжекторным двигателем, перепробовавший все другие методы чистки при помощи химии. То, что промывать форсунки необходимо регулярно, знают, наверное, уже все водители: чтобы в этом убедиться, достаточно просто заглянуть внутрь моторного узла.
Любой двигатель по ходу своей работы загрязняется остатками масла, бензина и пригарами. К тому же, свою роль играют еще и пылевые частицы, грязь и осадки: уязвимые места мотора ими непрерывно засоряются. Истина проста: не будешь чистить – не будешь ездить. Однако промывка инжектора так сказать, по старинке, связана с большим риском возникновения пожара.
Особенно, в случае, если чистящий будет небрежен или поторопится. Да и чистящие жидкости представляют собой довольно агрессивные химические среды.
Неудивительно, что с появлением нового метода, он сразу же привлек внимание и заинтересовал многих автолюбителей.
Плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком определяются особенностями данного технологического процесса. И прежде, чем ее использовать, надо хорошо представлять, что может произойти в результате.
Признаки засоренности форсунок
Заложить их может по разным причинам. Основные из них: не слишком качественный бензин, недостаточная очистка поступающего воздуха и, конечно же, образование смолистых напластований – нагара, увеличивающего свой слой по мере пробега. Вне зависимости от факторов, вызвавших загрязнения форсунок, вас ждут следующие последствия:
В чем суть ультразвуковой промывки?
Прежде всего – осуществить ее без специального оборудования не получится. Сам процесс можно описать следующим образом:
Такие воздействия в теории должны привести к полному очищению форсунок.
Преимущества и недостатки ультразвука
Главный плюс этого метода – возможность пробить даже полностью заросшее отверстие сопла. Химические реагенты в таком случае просто не в состоянии проникнуть внутрь. Однако сопровождается ультразвуковая промывка массой неудобств и опасностей.
Требуется довольно серьезная разборка двигателя – без снятия форсунок их не промоешь. Самостоятельно такой демонтаж произведет не каждый, следовательно, предстоят затраты на СТО.
Промывается исключительно форсунка, все сопутствующие узлы и элементы остаются в неочищенном виде. В то время как химическая промывка затрагивает весь комплекс.
Ультразвуковая чистка не применима к тефлоновым и керамическим форсункам – а на многих современных движках стоят именно они.
Нельзя не учитывать человеческий фактор: в стремлении ускорить процесс или по незнанию его тонкостей «мастера» нередко окунают форсунку в жидкость с головой. Итог: короткое замыкание – и покупка новой форсунки либо ее нештатное функционирование.
А ведь предстоит еще и обратная установка, на которую тоже придется потратиться. Не говоря уже о том, что работа стенда далеко не каждому окажется по карману. Поэтому опытные автомеханики, хорошо знающие плюсы и минусы промывки форсунок ультразвуком, рекомендуют прибегать к данному методу только в самых крайних случаях, когда категорически не срабатывает химический подход.
Содержание:
Топливная система при работающем двигателе подвергается загрязнению твердыми частицами, а также лаковыми и смолистыми отложениями. В основе этих отложений — химические элементы и их соединения, такие как сера, олефин и другие, содержащиеся в бензине. Наиболее уязвимыми к этим загрязнениям являются форсунки впрысковых систем. При использовании некачественного бензина ситуация усугубляется.
При загрязненных форсунках снижается мощность двигателя и приемистость, появляются детонационные стуки при разгоне автомобиля, работа двигателя в режиме холостого хода становится неустойчивой, затрудняется запуск двигателя (особенно при низких температурах), увеличивается расход топлива, повышается токсичность выхлопа. Все эти признаки могут свидетельствовать и о других неисправностях двигателя, это можно определить с помощью диагностики автомобиля.
Если диагностика показала, что причиной неисправностей являются засоренные форсунки, для их восстановления необходимо сделать промывку. Промывка форсунок может проводиться без демонтажа или при снятии их с двигателя. Промывка без демонтажа менее трудоемка, но осуществление контроля за качеством промывки является косвенным. При демонтаже форсунок операция рассматривается как ремонтная. При этом часто проводят замену уплотнений форсунок и топливной рампы, а также замену уплотнений впускного тракта двигателя. Это достаточно дорогая и трудоемкая процедура, которая компенсируется качественной диагностикой.
Чистка форсунок осуществляется разными способами, которые имеют преимущества и недостатки. Наиболее простым способом является добавление в топливный бак моющей присадки. Такие препараты выпускают почти все производители автохимии. Флакона присадки объемом от 200 до 500 мл хватает на 40 – 80 литров бензина. Промывке таким способом подвергаются все компоненты топливной системы, включая бензобак, бензопроводы, топливный насос, регулятор давления, топливную рампу и форсунки. При этом следует учитывать, что данный способ является рискованным по причине того, что отложения и грязь, отмытые из бензобака, бензофильтра и бензопровода, могут еще больше загрязнить клапан регулятора давления и форсунки. Поэтому промывка форсунок и топливной системы присадками целесообразна в качестве профилактики при относительно чистых деталях бензомагистрали.
Еще одним способом промывки и чистки форсунок без демонтажа является мойка с использованием одноконтурных и двухконтурных установок подачи моющего сольвента. Мойка производится при запуске мотора и работе его в разных режимах на моющем сольвенте. Использование специальных установок для промывки форсунок является эффективным способом, результат оценивается как положительный в 60% — 90% случаях. При промывке сольвентами могут выйти из строя свечи зажигания, поэтому промывку следует совместить со сменой свечей.
Демонтированную форсунку промывают с помощью высокоэффективных моющих составов, которые пропускаются через форсунку или в ультразвуковой ванне.
Первый метод производится на специальных установках, имитирующих работу форсунки с заменой бензина на чистящий сольвент. Второй метод очистки в моющем сольвенте при воздействии ультразвуковых колебаний или в ультразвуковой ванне является самым востребованным. Этот способ отличается наибольшей стабильностью и возможностью применения менее токсичных сольвентов. Единственный недостаток этого способа – его стоимость, он из самых дорогостоящих.
Контроль за состоянием форсунок, которые были демонтированы с двигателя, осуществляется на стенде, являющемся частью установки. Следует помнить, что при демонтаже форсунок остальная часть бензомагистрали остается не тронутой, и если она загрязнена, то в скором времени форсунки снова засорятся. Во избежание этого рекомендуется одновременно проводить промывку бензопроводов, бензобака и топливной рейки.
При использовании бензина хорошего европейского качества необходимость в промывке форсунок не возникает, тем не менее, производители автомобилей рекомендуют замену этих деталей после 120-140 тыс. км пробега. При использовании отечественного топлива чистка форсунок может понадобиться после 15-30 тыс. км., сервисные станции рекомендуют делать это через 20-40 тыс. км. пробега.
Чистка и промывка инжектора – процедура обязательная, так как мельчайшие частицы нерастворимых смол, находящиеся в топливе, со временем откладываются внутри форсунок, тем самым сильно осложняя их работу, что в последствии может привести к дорогостоящему ремонту автомобиля.
Давайте рассмотрим основные способы диагностики и очистки инжектора. Отметим сразу, что в данной статье речь пойдет о промывке форсунок инжектора двигателя внутреннего сгорания. При наличии доступа к установке ультразвуковой промывки инжектора, очистку можно выполнить и своими руками (в конце статьи на видео показано, как самостоятельно сделать такую установку).
Но мы, всё же, настоятельно рекомендуем для качественной промывки инжектора обратиться к услугам профессионалов.
Ведь, как известно, скупой платит дважды.
Несмотря на надежность инжекторных двигателей, необходимо постоянно следить за чистотой системы впрыска топлива. Конечно, стабильность характеристик таких моторов гораздо выше их карбюраторных собратьев – не требуется регулировать постоянно “уплывающий” холостой ход и менять хронически протекающий игольчатый клапан. Но это не значит, что под капот можно совсем не заглядывать.
Довольно часто после первых ста тысяч километров пробега с инжекторами начинаются проблемы: повышается расход топлива (как снизить расход топлива), падает мощность, мотор неустойчиво работает на холостом ходу. Если система зажигания и контроллер впрыска исправны, эти признаки явно указывают на загрязнение инжектора.
Происходит это так. После остановки двигателя легкие фракции бензина быстро испаряются, а примеси и тяжелые составляющие остаются на поверхности форсунки, уменьшая проходное сечение отверстий и, следовательно, количество впрыскиваемого за цикл топлива. Если форсунка не герметична, то процесс идет гораздо быстрее.
Топливный фильтр тонкой очистки не спасает, поскольку примеси растворены в бензине и свободно проходят сквозь него. При частых коротких поездках, когда двигатель не успевает как следует прогреться, и при использовании грязного бензина эти проблемы могут возникнуть при гораздо меньшем пробеге. А вот у моторов с одноточечным впрыском вероятность загрязнения инжектора гораздо ниже из-за конструктивных особенностей системы.
Поиск неисправностей и проверка форсунок при диагностике инжектора не сильно отличаются от аналогичных операций с карбюраторным двигателем.
Если проверка форсунок показала их работоспособность, то все проблемы, связанные с их нестабильной работой двигателя, должны исчезнуть сразу после промывки инжектора.
Наибольшее распространение получили три способа промывки инжектора:
Давайте подробней остановимся на каждом из них.
Присадки для промывки инжектора – это самый дешевый и простой способ его очистки от загрязнений. Такие присадки есть в ассортименте многих производителей автохимии. Они наиболее эффективны при регулярном добавлении в бензобак.
При появлении первых признаков загрязнения инжектора можно применить ударную дозу таких присадок, но при условии, что бензобак и трубопроводы относительно чистые. Иначе вся грязь окажется в электробензонасосе и фильтре тонкой очистки топлива, что долговечности этим узлам явно не добавит.
Чистка и промывка инжектора без снятия форсунок с двигателя осуществляется при помощи несложной промывающей установки:
Моющая способность такого состава очень высока и он без труда вымывает все отложения (пример смотрите на видео в конце статьи).
Ультразвуковая промывка инжектора на сегодняшний день является самым эффективным способом очистки. Для этого форсунки снимаются с мотора и помещаются в ультразвуковую установку со специальным растворителем.
Принцип действия установки следующий:
Время такой промывки инжектора обычно составляет от получаса до часа. К достоинствам этого способа можно отнести ненадобность дорогостоящего сольвента, однако при этом производится достаточно большой объем работ по снятию и обратной установке форсунок на двигатель.
Последнее время оптики и ювелиры охотно предлагают услугу чистки ультразвуком. Для проведения процедуры используют специальный агрегат под названием ультразвуковая ванна (УЗ-ванна), где есть специальный резервуар для размещения обрабатываемых предметов. Полезные свойства ультразвука проявляются в специальной жидкости. Мастеру нужно положить предмет, включить прибор, затем помыть. Минимум действий!
Теоретически, такой ванной можно сделать любую емкость, используя специальное оборудование для создания и распространения ультразвука.
Очищение предметов – самый простой и банальный способ применения УЗ-ванны в большинстве отраслей. Большим спросом пользуется прибор в медицине, исследованиях – используя ультразвук ускоряют реакции, проводят тесты с веществами, стерилизуют инструменты. Необходим он для чистки труднодоступных мест, тонкой и мелкой работы, дополненной специальными реагентами. Широкое применение получил прибор в мастерских оргтехники, мобильных телефонов, у ювелиров, в автоиндустрии промывают фильтры и двигатели.
Поэтому некоторым индивидуальным предпринимателям очень полезно завести такую помощницу, которая будет проводить часть операций, освобождая время и руки мастера для более важной и сложной работы.
В автосервисах применяется УЗ-ванна для разных чисток, помогая забраться вглубь и ускорить процесс ремонта. Например, очистка форсунок – довольно распространенная операция. Такой вариант не подойдет для керамических изделий.
Предварительно нужно разобрать детали, чтобы достать форсунки и проверить их на тестовом устройстве, а затем погрузить в емкость УЗ-ванны, наполненную специальным раствором. По окончании процесса делают повторную проверку.
Метод считается более действенным, чем просто промывка, вместе с тем износ деталей становится больше из-за кавитации. Из-за этого и технических нюансов чистка форсунок ультразвуком используется при большом пробеге и загрязненности.
О чистке форсунок инжекторов ультразвуком смотрите в следующем видео.
Конструкция УЗ-ванны сводится к трем элементам (кроме емкости):
О том, как устроена купленная ультразвуковая ванна, смотрите в следующем видео.
Ванны востребованы во многих отраслях, разница заключается в размере деталей, требующих очистку, частоте применения и объемах работы:
Ультразвук – физический термин, характеризующий уровень звука или шума, вне человеческой слышимости, его диапазон определяется как 16 кГц - 1000 кГц.
При изучении УЗ-волн было установлено, что они вызывают своеобразное «закипание» жидких веществ, из-за которых пузырьки не всплывают, а взрываются, вызывая дополнительные волны. Условно этому процессу дали название «кавитация», которое и легло в основу работы УЗ-ванны.
Размер пузырьков зависит от частоты ультразвука: чем выше звук, тем мельче пузырьки. Поэтому такой способ позволяет выталкивать грязь и налет с поверхности более твердых предметов. Кавитация имеет обратную связь с высотой ультразвука: от мелких пузырьков сила давления возникающих волн меньше, поэтому при относительно низкой частоте кавитация сильнее. При этом могут оставаться «метки» на поверхности, изменяя ее на уровне мельчайших частиц. Получается, что чем выше показатель частоты, тем миниатюрнее пузырьки и меньше их следы.
Там где требуются ювелирная точность и тонкая очистка, УЗ-ванны просто незаменимы, они имеют ряд достоинств по сравнению с любым другим механическим способом очищения:
Ультразвук способен очистить осадок, остатки пасты, любую коррозию, пленки, в том числе защитные. Некоторые камни и минералы имеют органическое происхождение или относятся к осадочным породам, это делает их несколько чувствительными к такой обработке. По этой причине нужно обратить внимание на кораллы, жемчуг, опалы, малахиты, изумруды, бирюза, танзаниты, ляпис, и исключить их из перечня работ: после УЗ-ванны «красота» камня, его огранка и полировка нарушается.
Использование аксессуаров и специальных возможностей упрощает и облегчает работу прибора, в некоторых случаях – повышает эффективность.
Самые распространенные функции:
Как почистить монеты в ультразвуковой ванне, смотрите в следующем видео.
Выбрать УЗ-ванну – шаг важный и ответственный, который полностью зависит от назначения чистки, области применения. Именно с оглядкой на них выбирают рабочие параметры:
20-50 кГц – относительно грубая чистка, применяется для промышленных объектов и деталей, в автомобильной промышленности. Частота в 20кГц может разрушать клеточные структуры, а вот 35-40 кГц – рабочий диапазон для бытовой чистки стойких поверхностей.
50-100 кГц – интенсивная и более мягкая чистка, используется в медицине и ювелирном деле. Подходит для частичной стерилизации.
Творческие и способные техники могут сами создать «ультразвуковую ванну мечты». Для этого понадобится небольшой опыт электромеханики, смекалка и нехитрые приспособления: стойкая к воздействию прочная глубокая миска из нержавейки, ванночка из диэлектрика (например, фарфора или стекла), меньшая по размеру чем миска. Пригодится магнитная катушка, плоский магнит для радиотехники, непроводящий стержень, импульсный преобразователь и насос.
Трансформатор будет выступать как генератор, емкости образуют рабочий объем ванны, а излучатель делают из оставшихся запчастей: надо перемотать провод с бобины на приготовленную палку-диэлектрик, на ферритовый хвостик продевают магнит.
Сделав заготовку излучателя, соединяют миски, оставляя фарфор внутри металла. Нужно сделать дырку снизу для контакта с излучателем, а в керамической посудке два противолежащих «прохода» для жидкости. Если к ним подсоединить насос, то процесс обновления жидкости можно автоматизировать. Здесь излучатель расположен внизу, их может быть несколько, размещать возможно и на боках ванны. Соединив излучатель и генератор, нужно наполнить емкости жидкостью-очистителем и только потом включать в сеть. Преобразователь должен быть сильным и компенсировать возможные скачки напряжения. Для этого подойдет устройство для чувствительной техники, используемой в телеателье и ремонте компьютеров.
Применение ультразвуковой ванны для очистки предметов вы можете посмотреть в следующем видео.
При работе с УЗ- ванной нужно помнить:
В следующем видео вы можете посмотреть процесс ухода за ультразвуковой ванной.
Жидкости дополняют действие ультразвука, а значит делятся по сферам применения:
Различаются концентрации веществ, и их фасовка 0,15 - 5 л.
Для коммерции (косметология, стоматология, ремонтные и ювелирные мастерские) УЗ-ванна необходима. Внимательно читайте инструкцию прибора и вспомогательных жидкостей. Важна рабочая концентрация, наличие запаха и воздействия на материалы. Кроме того, разные жидкости могут иметь разную длительность воздействия, поэтому этапы процесса очищения порой приходится подбирать самостоятельно.
Процедура чистки не заменяет полностью стерилизацию, а является этапом обработки, поэтому нельзя игнорировать рекомендации СанПиНа.
УЗ-ванна – это удачный пример приручения научных достижений для бытовых нужд, но как и любой электроприбор требует внимания и бережного отношения. Именно в этом заключается секрет успешного применения.
Ультразвуковая чистка форсунок – это такой метод очищения этого элемента двигателя, при котором детали сначала демонтируются, а потом помещаются в ёмкость, где поддаются воздействию высоких ультразвуковых частот. Эти высокие частоты провоцируют появление в жидкости микропузырьков, которые и удаляют все загрязнения.
«Зачем нужна чистка форсунок?», - спросите вы. Давайте разберёмся в данном вопросе. Форсунки – это такой элемент топливной системы автомобиля, от которого зависит распределение топлива в цилиндрах двигателя. А именно качество распределения топлива и определяет качество работы всего двигателя. Это качество распределения топлива во многом зависит от чистоты форсунок.
Со временем фильтры форсунок теряют свои свойства и пропускную способность, что ухудшает их производительность. Вследствие этого увеличивается расход топлива, требуется большее количество времени на разгон автомобиля, двигатель начинает работать неравномерно. Именно поэтому периодически просто необходимо чистить форсунки в вашем двигателе.
Чистка форсунок проводится двумя способами:
1. Методом промывки на промывочной станции (без разборный метод).
2. Методом использования ультразвука (разборный метод).
Первый метод, более простой в исполнении, быстрый и доступный по стоимости. Также чистка при помощи жидкости не требует разборки топливной системы и демонтажа форсунок. Для чистки используется специальная жидкость под названием сольвент.
Ультразвуковая чистка форсунок двигателя оценивается экспертами как более продвинутая и современная процедура чистки, которая обеспечивает намного лучшие результаты. Такая чистка рекомендуется, если форсунки были загрязнены очень сильно, и обычная промывка не даёт результатов. Перед процедурой ультразвуковой чистки и после её завершения форсунки проверяют на специальном стенде, что помогает определить их производительность, герметичность и факел распыления. А из этого делаются выводы, исправна форсунка или требует замены ввиду износа/повреждений.
Ультразвуковую чистку рекомендуют проводить, если есть подозрения на неисправности в системе впрыскивания, а также, если пробег транспортного средства превысил сто тысяч километров и период их службы подходит к завершению.
Ультразвуковая чистка форсунок имеет свои особенности и некоторые нюансы, в которых мы попытаемся разобраться. Первое, что стоит запомнить, ультразвук – это не решение всех проблем. Частенько проблемы в работе двигателя связаны не с форсунками, а с чем-то другим. На пример причина может крыться в компрессии, неправильной работе датчиков, системе зажигания. Так что перед тем как приступать к чистке форсунок, обязательно проведите полную диагностику работы двигателя, потом принимайте решение.
Второе – на автосервисах клиентов часто «разводят». Мол, если форсунки сняли, то их обязательно стоит промыть и непременно ультразвуком. Это неправильно. Сначала проводиться полная диагностика их работы и только потом возможно принять решение о промывке. Если же форсунки работают нормально, то промывка и не нужна. Третье – для чистки важно использовать качественную жидкость от известных производителей, так как некачественная жидкость приводит к неисправностям.
Четвёртое – по мнению некоторых экспертов, ультразвук оказывает влияние на керамические элементы форсунки, так что период воздействия стоит сократить до минимума. По мнению других экспертов, ультразвук не влияет на форсунки негативно, а просто полностью очищает их от загрязнений, из-за которых сопло могло увеличиться в диаметре. Это и приводит к протеканиям и не совсем правильной работе. Кому верить, решать вам.
Несмотря на свои заметные преимущества и достоинства, процедура ультразвуковой чистки двигательных форсунок имеет ещё и ряд недостатков. Рассмотрим основные из них. Недостатки ультразвуковой чистки форсунок:
1. Очень высокая трудоёмкость работ по очистке форсунок, ведь требуется демонтировать их из автомобиля, а после процедуры – обратно установить.
2. Есть вероятность повреждения керамических элементов форсунок.
3. Процедура ультразвуковой чистки дорогая, так как для неё необходимо дорогое оборудование и разборка ключевых компонентов двигателя. Поэтому в целях профилактики такая процедура мало оправдана.
Таким образом, ультразвуковую чистку стоит применять только тогда, когда форсунки действительно очень сильно загрязнились.
В этом разделе рассмотрим, как происходит ультразвуковая чистка. Перед чисткой форсунки аккуратно демонтируются с топливной системы. Осторожность в этом деле – главное. Стоит использовать очки, перчатки и другие средства индивидуальной защиты. Сама процедура демонтажа форсунок проходит в три этапа, на которых необходимо сделать такое:
1. Почистить все прилегающие к форсункам детали от грязи и пыли, что не позволит грязи попасть внутрь цилиндров. А ведь грязь со временем выводит из строя даже самые надёжные системы.
2. Снять форсунки. В процессе снятия форсунок могут повредиться фильтры и уплотнители из резины, так что рекомендуем предварительно ими запастись. При этом стоит быть очень осторожным, чтобы не сломать другие составляющие элементы топливной системы. После демонтажа может начаться утечка бензина, поэтому внимательно следите за пожаробезопасностью (проверьте, где у вас находиться огнетушитель на случай худшего сценария развития событий). Все мелкие детали спрячьте в одно место, чтобы не растерять их.
3. Провести внимательный осмотр всех деталей. Обязательно осмотрите пластиковый колпачок форсунки. Если колпачок имеет повреждённую поверхность, то это значит, что форсунка работала неправильно, и этот колпачок стоит заменить. Также очень важно проверить электрические разъёмы форсунок. Контакты должны быть свободны от коррозии, пыли и грязи. Если это не так, стоит очистить поверхность этих разъёмов или заменить их.
Когда форсунки сняты, можно начинать их ультразвуковую чистку. Для этого у всех деталей смазывают уплотнители, устанавливают их на рампу стенда, подключают к блоку управления и зажимают специально предназначенными для этого переходниками. Процедура ультразвуковой чистки включает в себя ещё и проверку форсунок и состоит из таких этапов:
Первый этап. Тест форсунок на герметичность.
Для этого нужно включить насос и понаблюдать за состоянием форсунок. Если через закрытую форсунку топливо не протекает на протяжении минуты, то их можно считать полностью герметичными. Протекания возникают в таких случаях:
1. Если седло клапана износилось. Это происходить при проверке форсунок, у которых пробег более ста тысяч километров. В таком случае понадобится полная замена этой детали.
2. Если седло клапана засорилось вследствие попадания нагара или других отложений в зазор между иглой и седлом. Такое засорение приводит к невозможности полного закрытия форсунок.
Второй этап. Оценка формы, факела, распыления форсунок.
Для оценки форсунки полностью открывают и включают насос. Форма факела распыления определяется типом форсунки, диаметром отверстия, формой иглы и другими параметрами и для разных форсунок нормальной считается разная форма. Чем форма правильнее и ровнее, тем более качественной будет приготовленная воздушно-топливная смесь, а значит и работа двигателя станет приемлемее.
Третий этап. Оценка производительности форсунок.
Для этого ставятся мерные цилиндры под форсунки, и имитируются реальные условия работы форсунок на протяжении 3-5 минут. После этого измеряется количество жидкости и оценивается степень производительности форсунок.
Четвёртый этап. Непосредственная ультразвуковая чистка.
Этот этап состоит из следующих пунктов:
1. Удалить с форсунок все внешние загрязнения при помощи тряпок и губок, смоченных в растворителе.
2. Извлечь из форсунок фильтры, а после процедуры заменить их новыми. Но замена фильтров не всегда возможна, так что допускается вымачивание деталей в специальном растворе даже без демонтажа фильтров. Возможность такой процедуры предусмотрена на многих современных станциях с ультразвуком.
3. Каждую деталь пометить номером для последующей оценки результатов чистки.
4. Форсунки установить на специальную подставку и подключить их к электрическим контактам.
5. Весь этот агрегат поместить в ультразвуковую ванну.
6. Включить подогрев для ускорения процесса и включить ультразвук. Блок управления будет подавать на форсунки импульсы и процесс удаления грязи очень ускорится. Некоторые специалисты думают, что ультразвуковая очистка форсунок способна повредить их покрытие из керамики. Чтобы подобного не случилось можно просто сократить действие ультразвука на детали или попробовать очистить их с помощью специальных растворов.
Пятый этап. Проведение повторного тестирования.
Опять поместить форсунки на проверочный стенд и наблюдать за результатами работы (первый-третий этапы). Если результат вас не удовлетворил, то можно повторить четвёртый этап ещё раз. В общем, это и всё. Осталось только обратно установить форсунки в топливную систему на их место.
Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.
Была ли эта статья полезна?
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453