Выбирая моторное масло для собственного автомобиля, водители прежде всего ориентируются допусками, указанными в технической документации двигателя. С развитием отрасли горюче-смазочных материалов и изменений на рынке этих продуктов иногда возникают вопросы, касающиеся замены масла.
Смазочные жидкости 5w20 и 5w30 отличаются не только коэффициентом вязкости, но и ценой. В некоторых сервисных центрах советуют использовать эти продукты как взаимозаменяемые. Связано это с некоторыми особенностями логистики. Что же представляют каждый из этих смазочных материалов?
Любой механизм, совершающий движение, нуждается в смазке. Это необходимо для защиты деталей от сухого трения, в результате которого происходит изнашивание и появление дефектов металлических поверхностей. Правильно подобранный смазочный материал увеличивает ресурс работы. Применение неверно подобранного масла может привести к выводу из строя деталей двигателя и необходимости капитального ремонта.
Основные задачи моторного масла:
Кроме того, продукту необходимо обладать высокой летучестью и не сильно пениться. Любое масло должно сохранять свои характерные свойства в указанном температурном режиме, который обозначается специальной маркировкой.
Расшифровка значения 5w20 указывает на то, что масло предназначено для работы в следующем диапазоне: холодный запуск двигателя осуществляется при температуре минус 30 градусов по цельсию, а предел плюсовой температуры обозначен +20C. Это означает, что коэффициент вязкости продукта достаточно низкий, что уменьшает трение в узлах силового агрегата. В таких условиях мотор может работать с максимально возможной мощностью. Единственный минус при этом – разрыв масляной пленки на поверхностях деталей из-за длительного простоя в пробках.
Последняя цифра маркировки по SAE обозначает также толщину пленки, которая образуется на рабочих поверхностях для защиты деталей от воздействия сухого трения.
Маркировка в виде литеры w указывает на то, что продукт пригоден для зимнего применения. Таким образом моторное масло 5w20 относится к всесезонным смазкам.
Модификации смазочных материалов с маркировкой 5w20 выпускаются для бензиновых и дизельных агрегатов, подходит как для старых моделей, так и для новинок автопрома.
Преимущества 5w20:
При использовании моторного масла 5w20 наблюдается экономия топливных ресурсов.
5w30 ― всесезонное масло для бензиновых двигателей. Этот продукт отличается показателем вязкости и значением предела плюсовых температур. Температурный диапазон, при котором 5w30 не теряет своих качеств: от -30C до +30C. Эта смазка может использоваться в любой сезон для большинства российских регионов. У данного продукта соответственно и толщина защитной пленки выше, чем у 5w20. Важным аспектом является и относительно невысокая цена продукта в отличие от предыдущего.
У многих автолюбителей возникает вопрос, что же выбрать, 5w20 или 5w30, в чем заключается разница, и что более предпочтительно для использования. Обе смазочных жидкости имеют невысокие показатели вязкости, обладают хорошей текучестью. Эти качества помогают лучше отводить избыток тепла.
5w20 | -30℃… +20-25℃ |
5w30 | -30℃ …+30-35℃ |
Оба продукта относятся к легко текучим смазочным материалам. Какой из них выбрать подскажет техническая документация двигателя транспортного средства. Нередко их относят к взаимозаменяемым маслам. Неправильно при этом подходить к выбору с позиции, какое масло лучше. Ключевым фактором должен стать температурный режим. Даже незначительные изменения качественного состава могут существенно менять эксплуатационные свойства.
Можно выделить сходство и отличия этих продуктов в таблице, представленной ниже:
текучесть и толщина пленки | 20 | 30 |
холодный запуск | –30℃ | –30℃ |
предел плюсовых температур | +25℃ | +35℃ |
сезонность | все | все |
тип двигателя | дизель, бензин | бензин |
Таким образом, оба продукта имеют схожие характеристики. При использовании их мотор будет работать с высоким КПД за счет показателей текучести. И только один фактор ограничивает применение: относительно невысокая граница положительной температуры. Для эксплуатации в регионах с жарким летом эти виды смазок не подходят.
Автомасла 5w20 и 5w30 очень популярны среди автовладельцев из-за того, что они эффективны, как при низких, так и при высоких температурах. В условиях русского северного климата, когда термометр иногда опускается до -40°С, способность обеспечивать полноценную смазку в мороз очень важна.
Однако между этими типами масел есть существенная разница, которая заключается в степени вязкости. Это отражается на том, как при разной температуре меняется текучесть, отвечающая за способность смазки проникать в мельчайшие зазоры двигателя. При этом масло не должно становиться излишне жидким и полностью стекать в картер, оставляя детали без защиты.
В этой статье мы разберемся в отличиях указанных масел и ответим на вопрос – «Что лучше: 5W20 или 5W30?». И чтобы лучше разобраться в теме, для начала, выясним, какие функции выполняет смазка в двигателе.
В двигателе много деталей, которые трутся друг о друга с высокой скоростью. Трение вызывает появление дефектов и постепенное разрушение механизма. Качественная, правильно подобранная смазка снижает трение и значительно увеличивает ресурс двигателя.
Если же масло не соответствует требованиям эксплуатации, двигатель лишается полноценной защиты и со временем выходит из строя. Поэтому проще и разумнее залить подходящее масло, чем платить за капитальный ремонт.
К основным функциям моторного масла относится:
1. Снижение износа соприкасающихся деталей.
2. Противостояние коррозийным процессам.
3. Удаление нагара и выведение отложений.
4. Поддержание оптимальной температуры.
Еще одно условие – недопустимо образование пены. Именно поэтому нельзя смешивать разные составы, так как несовместимые химические компоненты при нагревании вступают в реакцию и начинают пениться, приводя к снижению смазывающего эффекта.
И, конечно, не забывайте о качестве продукта. Чтобы не сомневаться в надежности масла, покупайте продукцию компании MANNOL – проверенного производителя авто комплектующих, который для изготовления своих масел использует современное оборудование и сырье высшего сорта.
Дальше мы попробуем понять, что значат цифры 5W20 и 5W30, и как эти показатели влияют на функциональность масла.
Случалось ли так, что при заряженном аккумуляторе и рабочем стартере, вы не смогли запустить двигатель при минусовой температуре? Если нет, то вы выбрали правильное масло, которое не густеет зимой, блокируя работу ДВС.
Как видите, есть составы, загустевающие в мороз до такой степени, что стартер не в состоянии провернуть коленвал. Однако это относится не ко всем маслам. Существует три вида смазки, различающейся в зависимости от оптимальных температурных условий:
1. Летнее масло имеет высокую вязкость. Такая смазка комфортно себя чувствует летом, но при минусовой температуре застывает. Плюс в том, что при нагреве, летнее масло остается более-менее густым, образуя плотную защитную пленку на деталях.
2. Зимнее масло не замерзает даже при отрицательной температуре, обеспечивая должный уровень смазки. Однако при нагревании такое масло становится очень текучим и не всегда полноценно защищает механизм, так как микропленка на соприкасающихся поверхностях истончается и может даже временно исчезать – особенно это касается двигателей с большим износом, в которых зазоры между деталями увеличены.
3. Всесезонное масло благодаря сбалансированной вязкости может употребляться в разное время года. Такие смеси не нужно менять каждый сезон и поэтому они пользуются наибольшей популярностью.
Чтобы автовладельцы не путались в обилие масел, институт под названием Society of Automobile Engineers ввел классификацию, которой дал свое имя – SAE.
По SAE летние масла маркируются просто цифрами от 20 до 60, а зимние получили индексы от 0W до 25W. Логично, что для обозначения всесезонных составов летнюю и зимнюю маркировку объединили, получив знакомые всем значения 0W20, 5W30, 10W40 и т.д. В следующей части мы расскажем о том, чем отличаются масла 5W20 и 5W30.
Главное отличие между маслами 5W20 и 5W30 в степени вязкости. Из этих двух вариантов 5W20 менее вязкое (густое). Благодаря большей текучести 5W20 обеспечивает лучшее, по сравнению с и 5W30 скольжение, снижая нагрузку на коленвал и поршневую систему.
Также менее вязкое масло 5W20 упрощает работу маслонасоса, распределяющего смазку между механизмами. Поэтому 5W20 предпочтительнее использовать в регионах с холодным климатом, так как оно облегчает запуск двигателя. Также масло 5W20 можно лить, как в бензиновые, так и в дизельные двигатели, в то время как 5W30 предназначено только для бензиновых агрегатов.
По температурным показателям 5W20 и 5W30 отличаются следующим образом:
· 5W20 – от -30°С до +20°С.
· 5W30 – от -30°С до +30°С.
Как видите, оба варианта можно использовать в большинстве регионов России. На юге страны предпочтительнее заливать 5W30 – оно лучше адаптировано для работы в жару, так как образует более плотную защитную пленку на соприкасающихся поверхностях.
5W20 и 5W30 – масла с высоким индексом вязкости, позволяющим использовать эти составы в любую погоду. Хорошая текучесть обеспечивает полноценную смазку всех деталей, а оптимальная плотность не дает защитной микропленке разрушаться от интенсивного трения.
Выбирать масло нужно не с позиции лучше/хуже, а соответственно рекомендациям производителя машины и температурному режиму. Смешивать разные масла не рекомендуется – разные химические компоненты могут вступить в реакцию, что приведет к образованию пены и снижению смазывающего эффекта.
Будьте осторожны и не покупайте продукцию неизвестных производителей. Если хотите быть уверенным, что машина не подведет, приобретайте масла Mannol, которые производятся в соответствии с современными стандартами, а перед поступлением в продажу проходят обязательные испытания. Возврат к спискуЗамена масла – очень важная процедура. В большинстве случаев автомобилисты используют марки 5W-30 и 5W-20, поскольку они одинаково эффективны при высоких и низких температурах.
Качественное масло – главное условие для обеспечения работоспособности автомобиля. Причина популярности марок 5W-30 и 5W-20 в том, что они могут использоваться в самых разных двигателях. Как правило, они не вызывают нареканий при эксплуатации в любых температурных условиях, но 5W-20 адаптировано в большей степени для холодного климата, а 5W-30 – для жаркого. Впрочем, в большинстве случаев температура окружающего воздуха никак не влияет на их характеристики.
Отличаются они друг от друга прежде всего тем, что 5W-20 менее вязкое (или густое). Благодаря этому оно создает меньше трения в процессе работы двигателя и снижает нагрузку на коленчатый вал, клапаны и поршни. В результате расход топлива может немного уменьшиться.
Пониженная вязкость масла 5W-20 упрощает работу маслонасоса, который перекачивает его из маслосборника к узлам двигателя. Именно поэтому 5W-20 предпочтительнее для мест с холодным климатом – оно существенно облегчает запуск. 5W-30 применяют в условиях жаркого климата, поскольку жидкое масло имеет свойство разлагаться под действием высоких температур. Вязкость 5W-30 выше, чем 5W-20, и оно обеспечит в этой ситуации более надежную защиту деталей двигателя.
Всесезонное масло, созданное для работы при широком диапазоне температур, является оптимальным вариантом. Сезонные масла прошлых лет обеспечивали защиту двигателя либо при высокой, либо при низкой температуре. В основном все зависело от их удельного веса или нижнего предела температуры эксплуатации. 5W-30 чаще всего использовали осенью и зимой, а 10W-30 – весной и летом.
С другой стороны, всесезонное масло содержит специальные добавки, улучшающие вязкость. С долей иронии их называют именно так: «улучшители вязкости». При нагревании масла они расширяются, поддерживая его густоту на должном уровне, несмотря на жаркую погоду. При охлаждении масла они уменьшаются в объеме, и вязкость масла снижается, что обеспечивает нормальную работу мотора в холодное время года.
Производители автомобильных масел используют присадки для улучшения качества смазки. Помимо того, они выполняют задачи очистки двигателя от различных отложений, замедления процесса коррозии и ржавления и предотвращения окисления и разложения масла под воздействием высокой температуры.
Выбирая масло для своего автомобиля, не забудьте о следующем. Марки 5W-30 и 5W-20 на самом деле обеспечивают практически одинаковую защиту двигателя, но они немного отличаются друг от друга в плане вязкости. 5W-30 – более густое масло, и ему нужно отдать предпочтение, если автомобиль будет работать при повышенной температуре окружающей среды, а 5W-20 обеспечит надежную защиту мотора в более прохладную погоду и поможет в какой-то степени сэкономить горючее.
Эксплуатационная гибкость в данном случае означает, что масла 5W-30 и 5W-20 одинаково хорошо работают независимо от погоды и времени года.
Выбор моторного масла для современного автомобиля может поставить в тупик даже опытного владельца, не говоря уже о начинающем водителе.
Основная трудность заключается в том, как разобраться в маркировках на упаковке моторного масла, которые содержат цифры и буквы, обозначающие параметры текучести и вязкости – от 0w-20 и далее.
Многие автомобилисты склонны полагать, что минимальная первая цифра – это залог того, что перед ними синтетическое моторное масло. И следуя этой логике, чем она выше, тем больше вероятности купить полусинтетику или и вовсе минеральное масло.
Но это мнение ошибочно, так как ГСМ с классом вязкости SAE 0w-20 – это вовсе не чистая синтетика у многих производителей, а высококачественное гидрокрегинговое масло с высокой текучестью.
Секрет классификации ГСМ по SAE в том, что этот показатель демонстрирует характеристики масла при определенных температурах, то есть его вязкость и текучесть.
Масло с буквой W вначале – это всесезонный продукт. Однако при выборе все же нужно обращать внимание и на следующие цифры. Так, первая цифра показывает оптимальную температуру, при которой смазка в двигателе будет наилучшим образом работать. Вторая цифра – это показатель вязкости ГСМ при достижении мотором рабочей температуры. То есть чем выше вторая цифра, тем более густое будет масло.
Итак, исходя из описанного выше, мы теперь знаем, что маркировка SAE 0w-20 говорит нам о том, что перед нами всесезонное масло с температурным режимом от -30 до +15° с минимальной вязкостью.
Эксперты напоминают, что степень вязкости моторного масла для конкретного двигателя нужно выбирать исходя из таких факторов, как температура окружающей среды, особенности конструкции мотора, степень его износа и превалирующий режим работы.
Многие внимательные автомобилисты с удивлением обнаруживают, что у ведущих производителей моторного масла, которые продают свой товар в Европе, отсутствует маркировка 0w-20. В результате они начинают подозревать, что 0w-20 – это подделка. Однако, это не так.
Суть в том, что смазка SAE 0w-20 имеет довольно специфические характеристики и может использоваться только до +15°С, после этой температуры она становится слишком жидкой для большинства автомобилей, кроме, пожалуй, японских машин или гоночных болидов. Эти транспортные средства имеют особенное строение мотора, которое как раз таки и требует высокой текучести смазки для работы из-за показателей степени сжатия и крутящего момента.
В связи с этим моторное масло 0w-20 больше подходит для зимнего использования, так как в условиях низких температур оно остается текучим и не застывает, что позволяет мотору легко заводиться даже в сильный мороз. Также оно позволит снизить износ мотора в такие моменты.
Что касается большинства гражданских автомобилей, то их двигатели не такие производительные и требовательные, поэтому большинство производителей и начинают выпускать для них масло с маркировкой 5w-30.
ГСМ SAE 5w-30 – это масло с температурным режимом от -30° до +20°С, что больше подходит для европейских погодных условий.
Существует мнение, что использование ГСМ 0w-20 позволяет сократить потребление топлива на 1,5% по сравнению с аналогичным показателем при использовании 5w-30. Также 0w-20 лучше себя проявляет в вопросе борьбы с низкотемпературными отложениями на стенках двигателя.
Однако вязкость этих масел отличается практически в два раза, для 0w-20 она составляет 5,6, а для 5w-30 – 9,5 мм2/с при рабочей температуре ДВС в 100° С, поэтому при выборе лучше ориентироваться на погодные условия и режим езды.
Ведущие производители моторных масел при выпуске товара для Европы начинают с SAE 0w-30. Это связано с тем, что большинство автомобилей ездит в более теплом климате, чем предполагает масло 0w-20.
Также играет роль и чуть более высокая вязкость масла при достижении мотором рабочей температуры.
Однако если производитель рекомендует в сервисной книжке использовать 0w-20, то не стоит изобретать велосипед, несмотря на то, что в наших широтах такое масло относится к зимним.
Что касается 0w-30, то его не стоит лить в высокооборотистые моторы с узкими каналами, так как КПД может упасть, или еще хуже – возникнет масляное голодание из-за того, что система не сможет прокачать слишком густое масло.
Особенности масла 0w-20 мы уже детально рассматривали выше, поэтому здесь рассмотрим только 5w-40 и его особенности.
ГСМ с классом вязкости SAE 5w-40 относится к всесезонным маслам и обладает средним показателем текучести. Температурный режим — от-30° до +35° С.
Такое масло является наиболее популярным среди автомобилистов, проживающих в умеренном климате, где летние температуры часто переваливают за +25°С. В результате масло с более низкой вязкостью, например, 0w-20, будет терять свою смазывающую способность, просто стекая вниз.
Также популярность этого масла связана с тем, что оно подходит для моторов с некоторым износом, так как благодаря своей оптимальной густоте остается в двигателе, смазывая его во время работы и при запуске.
В любом случае при выборе моторного масла лучше всего опираться на рекомендации производителя транспортного средства.
Многие автомобилисты сталкивались с ситуацией, когда где-то на трассе возникает острая необходимость срочно долить масло, а в ближайшем магазине нет нужного варианта. Именно в этот момент и возникал вопрос, а можно ли смешать, к примеру, 0w20 с 5w30 или 0w20 с 0w30 или даже 5w40?
Ответ экспертов единогласен – все эти масла можно смешивать между собой без вреда для мотора при условии пробега на такой смеси 2000-3000 км максимум. После этого при первой же возможности нужно слить смесь и залить то масло, которое рекомендует производитель.
Единственное чего стоит избегать при доливе масла – это смешивание продуктов разных производителей. Лучше купить масло одной торговой марки, но немного другой вязкости и долить его, чем найти аналогичное, но под другим брендом.
Такая избирательность связана с тем, что производители моторных масел используют разные присадки, которые не всегда хорошо смешиваются между собой.
Тест Моторных Масел в -32 (0w20,0w30,5w30,5w40)
AMSOIL 0W-20, 5W-20, 5W-30, 10W-30 Signature Series Gasoline Engine Oils
Вконтакте
Google+
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453