С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Abs что это


Антиблокировочная система abs: что это такое, принцип действия

С помощью обычной тормозной системы автомобиля реализовать равномерное замедление скорости вращения всех четырех колес одновременно практически невозможно. Даже если допустить, что все колесные цилиндры сообщают тормозным барабанам (или дискам) одинаковые тормозные усилия, то и в таком случае сцепление колесных шин с автодорогой не может быть одинаковым. Всем известно к чему это может привезти при движении автомобиля по скользкой дороге. Здесь и спасает автомобилиста ABS.

Так появилась идея — зарегистрировать неравномерность вращения колес и по полученной информации автоматически откорректировать тормозные усилия в каждом колесном тормозном цилиндре в отдельности. Таким способом можно уровнять скорости вращения всех четырех колес и повысить безопасность движения автомобиля при интенсивном торможении. На серийных легковых автомобилях автоматическое управление гидравлическими тормозами стало применяться в конце 70-х годов, и первой была система антиблокировки колес (ABS). По мере накопления опыта эксплуатации системы ABS стало ясно, что с помощью автоматического управления тормозами можно реализовать целый ряд совершенно новых способов управления движением автомобиля. Описанию систем автоматического управления гидравлическими тормозами посвящена данная глава.

Предварительные замечания.

Езда на автомобиле по мокрому или по обледенелому асфальту часто приводит к авариям. Причина тому — потеря управляемости автомобилем из-за юза и заноса при торможении или пробуксовки ведущих колес при резком газе.

Справиться с автомобилем, потерявшим управление, умеет не каждый водитель. Неприятная ситуация возникает и в тех случаях, когда автомобиль попадает в глубокий снег, в пески или в непролазную грязь на дороге, — одно ведущее колесо проворачивается и все глубже зарывается, а другое — неподвижно. Стронуть автомобиль с места без посторонней помощи очень сложно.

С целью предотвращения подобных случаев на современных легковых автомобилях устанавливаются системы управления тормозами, которые в нештатных ситуациях адаптируются под условия движения и отрабатывают свои функции автоматически. Таких систем четыре: система антиблокировки тормозов (ABS), система блокировки дифференциала ведущего моста (EDS), система перераспределения тормозных усилий между передним и задним мостами автомобиля (EBV) и система антипробуксовки ведущих колес (ASR или DSA).

Тормозная система автомобиля.

Тормозная система автомобиля (ТСА) — это устройство, с помощью которого водитель может полностью остановить движущийся автомобиль, или понизить скорость его движения, или обеспечить стояночную блокировку колес с целью удержания от самопроизвольного скатывания с места.

ТСА принято подразделять на две части: на стояночный тормоз с ручным приводом и на рабочие тормоза с управлением от усилия ноги водителя.

  • Стояночный тормоз — это механическое устройство, с помощью которого водитель блокирует задние колеса на время стоянки автомобиля. Оно состоит из: ручного рычага, троса ручного тормоза, колесной тормозной колодки, тормозного барабана заднего колеса, возвратной пружины, шарнира тормозной колодки и защелки рычага.
  •  Рабочий тормоз — это та часть тормозной системы, которая работает на притормаживание или на полную остановку автомобиля во время его движения.

Современные рабочие тормоза легкового автомобиля — это достаточно сложное механико-гидравлическое устройство, оснащенное системами ABS, EBV, основная функция которого заключается в передаче усилия от тормозной педали водителя к колесным тормозным колодкам. Торможению подлежат все колеса автомобиля. Все каналы и устройства тормозной системы заполнены тормозной жидкостью.

По конструкции исполнения гидравлические тормозные системы подразделяют на барабанные и дисковые.

Дисковые тормоза от барабанных отличаются тем, что площадью соприкосновения с тормозными колодками в них являются не внутренние поверхности тормозных барабанов, а наружные поверхности тормозных дисков.

Дисковые тормоза эффективнее барабанных, меньше боятся загрязнений и дорожной влаги, а также проще в обслуживании и ремонте. В настоящее время на легковых автомобилях дисковые тормоза устанавливаются как на передние, так и на задние колеса. Тормозные силы и блокировка колес в ГТС.

В любой тормозной системе эффект рабочего торможения автомобиля достигается за счет использования двух видов тормозных сил. Ими являются: RT— тормозное сопротивление трению, возникающее между тормозными колодками и тормозной поверхностью колесных тормозных дисков; HK — дорожное сопротивление трению, возникающее между шинами колес автомобиля и поверхностью дороги.

Если RT меньше HK, то процесс торможения протекает устойчиво вплоть до полной остановки автомобиля. При этом движение автомобиля в режиме интенсивного замедления протекает плавно, без юза, без заноса, без блокировки колес.

Однако при резком нажатии водителем на тормозную педаль соотношение сопротивлений трению может поменяться на обратное, т.е. RT станет больше HK, и произойдет так называемая блокировка колес.

Блокировка колеса автомобиля во время торможения — это явление полной остановки вращения колеса при продолжающемся движении кузова автомобиля. Ясно, что блокировка приводит к юзу колеса, т.е. к его движению по автодороге без вращения. Юз любого колеса автомобиля, любой пары колес или всех колес сразу приводит к потере устойчивости движения автомобиля по автодороге:

  • если заблокированы передние колеса, то станет невозможным управление автомобилем с помощью рулевого управления, так как оно при блокировке передних колес не действует;
  • при полной блокировке всех четырех колес движение автомобиля по автодороге будет неуправляемым и совершенно непредсказуемым, что неизбежно приведет к аварийной ситуации. Особенно опасна блокировка колес при движении автомобиля на большой скорости и на поворотах.

Водитель с обычным умением вождения в подобной ситуации, как правило, сразу пытается поставить руль в сторону выравнивания движения, что приводит к полной потере контроля над движением.

Движение автомобиля юзом наиболее часто возникает на скользких дорогах зимой, а также летом во время или после дождя.

Блокировка колес при торможении является главным и потенциально опасным недостатком классической тормозной системы автомобиля. От этого недостатка свободна тормозная система с автоматической антиблокировкой колес ABS. Гидравлическая тормозная система может быть реализована таким образом, что каждое колесо будет иметь свой, отдельный от всех остальных колес, гидравлический контур автоматического управления. В этом случае поток тормозной жидкости от главного тормозного цилиндра (ГТЦ) надо разделить на четыре потока и обеспечить торможение каждого колеса в отдельности.

Для реализации 4-х контурной ГТС с автоматическим управлением в каждом канале устанавливают электроуправляемый гидравлический клапан, который обеспечивает регулирование давления тормозной жидкости в колесном тормозном цилиндре (КГЦ). Электроуправляемые гидроклапаны конструктивно объединяют в центральный исполнительный механизм (ЦИМ), который управляется электрическими сигналами от ЭБУ ABS.

Алгоритм автоматического управления электроклапанами задается путем сравнения скорости вращения колес с приведенной скоростью движения кузова автомобиля, что реализуется в цифровом электронном блоке управления (ЭБУ), который получает сигналы о скорости вращения колес от колесных датчиков в виде числа электрических импульсов, приходящегося на один оборот колеса. Скорости вращения всех четырех колес сравниваются в ЭБУ, где вырабатываются электрические сигналы рассогласования, которые и подаются на электроуправляемые гидроклапаны, расположенные в ЦИМ. Таким образом обеспечивается автоматическая корректировка эффективности торможения каждого колеса в отдельности. Такое управление гидравлическими тормозами не допускает блокировки колес в любых режимах движения автомобиля.

Полезное:  Китайские грузовики - BAW

В сказанном заключается основная концепция любой современной тормозной системы с автоматической антиблокировкой колес, которая чаще называется антиблокировочной системой тормозов (ABS).

Теоретические предпосылки полезного функционирования системы ABS заключаются в следующем.

При движении автомобиля с постоянной скоростью разницы в скоростях вращения колес не возникает. При этом не возникает также разницы между приведенной скоростью Va движения автомобиля и согласованной с ней усредненной скоростью Vk, вращения колес, т.е. Va = VK. При этом под усредненной скоростью вращения колес понимается величина VK = (VKl + VK2 + VK3 + VK4)/4, где VKl + VK4 — скорости вращения каждого колеса в отдельности.

Но как только начинается процесс интенсивного торможения, приведенная скорость кузова автомобиля Va начинает превышать усредненную скорость VK вращения колес, так как кузов «обгоняет» колеса под действием силы инерции массы автомобиля, т.е. Va > VK.

В такой ситуации между колесами и дорогой возникает явление равномерного умеренного скольжения. Это скольжение является рабочим параметром тормозной системы и определяется как S = [(Va-VK)/Va]100%.

Физически рабочее скольжение в отличие от аварийного юза реализуется за счет пригибания протектора колесных шин, сдвига мелких фракций на поверхности дороги, и за счет амортизации автомобильной подвески. Эти факторы удерживают автомобиль от юза и отображают полезную суть рабочего скольжения колеса при его торможении. Ясно, что при этом замедление вращения колеса происходит постепенно и управляемо, а не мгновенно, как при блокировке.

Величина S названа коэффициентом скольжения и измеряется в процентах. Если S = 0%, то колеса вращаются свободно, без воздействия на них дорожного сопротивления трению HK. Коэффициент скольжения S = 100% соответствует юзу колеса, когда оно переходит в заблокированное состояние.

При появлении эффекте рабочего скольжения, при котором все еще имеет место нормальное качение колес, между ними и дорогой возникает равномерно возрастающее сопротивление трению RA, которое является функцией от рабочего скольжения S и создает силу торможения автомобиля FT = KRA(S). К — конструктивный коэффициент пропорциональности, зависящий от состояния протектора шин, тормозных колодок, тормозных дисков и тормозных суппортов.

Важно заметить, что при малых S (от 0% до 7%) силе торможения линейно зависит от скольжения, что обеспечивает наиболее эффективное торможение. Это имеет место при плавном и медленном нажатии на педаль тормоза.

При более интенсивном торможении скольжение S растет, а сила FT торможения начинает уменьшаться или, в лучшем случае, остается постоянной. Из сказанного ясно, что основной задачей ABS является автоматическое (без участия водителя) поддержание коэффициента скольжения S в пределах от 10% до 30%, когда сила торможения автомобиля максимальна. На графике этот рабочий для ABS участок заштрихован.

При некоторых состояниях дорожного покрытия, например, на твердом и сухом бетоне, система ABS может привести к некоторому увеличению тормозного пути автомобиля по сравнению с этим показателем для случая интенсивного торможения с выключенной ABS. Однако в последнем случае устойчивость движения автомобиля не гарантирована, а износ колесной резины и тормозных колодок резко взрастает. В большинстве же случаев тормозная система с ABS значительно эффективнее классической тормозной системы.

Разновидности систем ABS

В настоящее время на легковых автомобилях применяется достаточно большое количество самых разнообразных вариантов исполнения систем антиблокировки тормозов (ABS). Общим для всех ABS является то, что они дополняют рабочие функции гидравлической тормозной системы (ГТС) автомобиля принципиально новым качеством — способностью интенсивного торможения без блокировки колес. Для достижения этой цели любая система ABS помимо основных компонента ГТС включает в свой состав датчики частоты вращения колес.

Электронный блок управления гидротормозами (ЭБУ-Т) автомобиля и центральный гидравлический исполнительный механизм (ЦИМ), который раздельно управляет колесными тормозными цилиндрами (КГЦ), а сам управляется от электрических сигналов ЭБУ-Т.

Разновидности систем ABS можно классифицировать на четыре типа по четырем отличительным признакам: а — конструктивным особенностям системы; б — функциональным возможностям системы; в — компонентному составу;

г — эксплуатационным свойствам (преимуществам и недостаткам).

ABS: что это такое и как работает

Как бы странно не звучало, но возникновение многих ДТП происходит из-за чересчур высокоэффективных тормозных систем автомобилей. Экстренное торможение приводит к полному блокированию колёс, что и является причиной аварий. В следствии этого теряется сцепление между колёсами и дорогой, машина становится неуправляемой и не реагирует на тщетные попытки водителя исправить ситуацию.

Скорость автомобиля в данной ситуации снижается медленно. Опытные водители, дабы воспрепятствовать блокировке колёс и срыву в занос автомобиля, производят торможение прерывистыми нажатиями на педаль тормоза.

Система электронного контроля ABS обеспечивает наилучшие условия в аварийных ситуациях для обеспечения правильного торможения. Главная задача ABSсостоит в том, чтобы обеспечить как можно лучшее сцепление колёс с дорожным покрытием, предотвращая их полную остановку. При этом не важно по какому покрытию Вы передвигаетесь, управляемость сохраняется. Это сложнейшая задача, которую и призвана решать система ABS. Давайте сделаем краткий экскурс в историю её возникновения. Поехали?

История возникновения ABS

«Устройство, предотвращающее жёсткое колёсное торможение» было запатентовано почти восемьдесят лет назад немецкой компанией Bosch в далеком 1936 году. Современная история ABS положила своё начало в 1964 году дипломированным инженером Гейнцом Либером, разработавшим основы этих систем в компании TELDIXGmbH. Позднее он стал главой отделения электроники и электрики в автомобилях Mercedes в холдинге Daimler-Benz. И уже в декабре 1970 года профессор Ханс Шеренберг, который входил в высший состав управления компании, провозгласил о создании первых работающих образцов ABS.

Дело ясное, что говорить о каких-то сложных разработках в области электроники в те годы нет толку, но всё же через восемь лет в 1978 году компания Bosch разработала первый аналог современной ABS под электронным управлением. И вполне естественным явлением было оборудование ABS автомобилей марки Daimler-Benz. Первыми автомобилями с АБС были люксовые представители компании, автомобили Mercedes-BenzS-класса. И уже с октября 1992 года, уже все автомобили Mercedes, во всех комплектациях оснащались АБС по умолчанию. Вскоре система стала устанавливаться и на BMW 7-ой серии.

За почти сорокалетнюю историю создания системы ABS компания Bosch произвела множество модернизаций и целый ряд её усовершенствований. Функциональная эффективность их стремительно растёт. Наряду с этим постоянно оптимизируется и инженерная составляющая, в следствии которой вес агрегата существенно уменьшается. В начале 2000-ых Bosch выпустила восьмое поколение тормозных систем весом в 1,6 кг, что меньше своего «праотца» в 4 раза. Первая ABS,выпущенная в 1978 году, весила 6,9 кг. Это гласит о существенном оптимизировании производства компании Bosch.

Принцип действия

АБС по способу своей работы несколько напоминает поведение опытного водителя за рулём автомобиля. Например, на ледяном покрытии, когда нужно прерывисто подтормаживать, удерживая колёса на грани блокирования. Кроме всего этого, ABSвыравнивает работу колёс, регулируя автоматически тормозные усилия. Это происходит на таком уровне, чтобы автомобиль не утратил своей курсовой устойчивости.

Сложность технического исполнения не распространяется на принцип действия этой системы. После нажатия водителем на педаль тормоза, на тормозные механизмы колёс происходит воздействие тормозной жидкости. В месте контактирования автомобильных колёс с дорожным покрытием начинают возникать тормозные силы. В случае продолжения нажатия на педаль, тормозной эффект будет безусловно возрастать, но только до определенного момента.

Если же далее увеличивать тормозное давление, то положительных результатов не стоит и ожидать, так как колёса просто напросто блокируются, вращение их прекращается, а скольжение же наоборот усиливается, хотя воздействие тормозных сил остаётся на том же уровне. В следствии чего автомобилем становится уже практически невозможно управлять.

ABS делает всё необходимое, чтобы такое развитие событий Вы попросту избежали.Получив сигналы от датчиков и сопоставив их нужным образом, блок управления АБС командует распределительному клапану уменьшить давление жидкости в тормозной системе, независимо от того с какой силой Вы осуществляете нажатие на педаль тормоза. Важное в принципе работы ABS и то, что система индивидуально определяет торможение каждого колеса, которое начало испытывать блокировку. Когда ситуация стабилизировалась и миновала блокировочная вероятность, давление тормозной жидкости нормализуется во избежание недотормаживания колёс.

Каждому водителю необходимо знать отличие вождения автомобиля, который оснащён АБС и автомобиля без данной системы.При езде на машине с АБС, смело жмите на тормоза, блокировки колёс не произойдёт. Иногда у водителей, пересевших со старых автомобилей на модели, оснащённые АБС, процесс привыкания проходит не просто. Ведь раньше с педалью нужно было «играть», а сейчас нужно просто давить тормоз в пол.

Как устроена ABS?

Основными и важнейшими агрегатами антиблокировочной тормозной системы являются: датчики скорости вращения колёс, электронныйблок управления, гидравлический блок.

Датчики скорости колёсного вращения

У большинства данных датчиков работа основана на принципе электромагнитной индукции. Конструкция такого датчика проста: катушка, внутри которой намагниченный сердечник. Кколёсной ступицеприкреплён зубчатый венец, над торцом которого и фиксируется неподвижно датчик колёсного движения. Когда колесо начинает вращаться, рядом с магнитным сердечником датчика движутся зубцы и желоба венца, изменяющие магнитный поток внутри сердечника.

В процессе такого взаимодействия в обмотке датчика возникает электрический ток. Частота появившегося переменного тока пропорциональна угловой скорости, с которой вращается колесо, и количеству роторных зубцов. Сформированный сигнал колёсного датчика о конкретной скорости вращения колеса по электропроводке передаётся в ЭБУ – электронный блок управления.

Электронный блок управления

Когда блок управления получает сигналы от колёсных датчиков, он начинает обработку информации, сравнивая их показания и отслеживая скорость, с которой движется автомобиль, обчисляет фактическое его ускорение или степень замедления каждого колеса индивидуально.Используя пресеты запрограммированных в память таблиц, ЭБУ просчитывает выгодную стратегию торможения, состояние дорожного покрытия и предельную величину тормозного давления, при котором состоится потеря сцепления колёс с дорогой и произойдёт их блокировка.Основываясь полученными расчётами, электронный блок управления командует модуляторам как скоординировать давление для каждого колеса индивидуально.

Кроме того ЭБУ определяет имеющиеся неисправности колёсных датчиков, модуляторов и остальных элементов системы торможения. Если выявляется какая-либо неисправность, она записывается в виде кода в память ЭБУ, оповещая об этом водителя включением соответствующего индикатора неисправности АБС. Затем система автоматически отключается до следующего перезапуска автомобиля. При следующем включении зажигания электронный бок управления снова проверяет систему на наличие ошибок и неисправностей. Если признаки таковых отсутствуют, ABSвключается в работу.

Модуляторы гидравлического блока

Выполнением распоряжений ЭБУ занимаются модуляторы гидравлического блока, которые содержат в себе по два клапана на электромагнитной гидравлической основе, которые расположены на каждом колесе. Первый клапан отвечает за доступ тормозной жидкости от основного тормозного цилиндра к колесу через магистраль, в случае чего перекрывает её. Второй клапан перекрывает путь от магистрали до резервуара тормозной жидкости, который служит накопителем избыточной «тормозухи».Частота работы модулятора варьируется от 4 до 17 Герц.

В случае блокировки одного из колёс, ЭБУ начинает управлять клапанами так, что, подающаяся к главному цилиндру колеса, жидкость, временно прекращается.Если этих действий оказывается недостаточно, то тут и приходит на помощь аккумулятор накопитель, в следствии чего давление в цилиндре колеса из-за нехватки жидкости уменьшается. Когда накопитель заполняется «под завязку» тормозной жидкостью, её перекачивает обратно в основную магистраль специальный электро-насос.

Модуляция – это процесс периодического торможения и растормаживания колёс. Гидравлический блок ещё называют иногда модулятором тормозного давления. Работа системы АБС ощущается водителем передающимися ему периодическими толчками в педаль тормоза, пока система не справится с угрозой возникновения блокировки колёс. ABS активизируется в случае нажатия на педаль тормоза выше скорости движения в 15 км/ч, которая считается минимальной.

Преимущества и недостатки ABS

Антиблокировочная система ABS славится рядом своих преимуществ, в силу которых она и получила такое широкое распространение:

- при езде на автомобиле, оснащённом ABS, можно смело тормозить на любой составляющей части поворота, будь то вход или дуга;

- обладание ABSпозволяет производить маневрирование с одновременным торможением;

- можно не контролировать и не работать активно педалью газа, за Вас всё делает система;

- хороша для водителей-новичков в плане того, что не нужно осваивать нюансы торможения, как, например, ступенчатое, прерывистое или комбинированное. Всё это будет делать ABS.

Но не стоит всё перекладывать на систему с «больной головы». Как известно, панацеи от всех бед не существует и ABSвходит в число ещё не придуманных. На ряду с весомыми преимуществами, она имеет так же и недостатки. И самым, пожалуй, явным является её полное не предназначение к манёврам в условиях близких к экстремальным. Да, - это прекрасная защита от «дураков» и крепкая опора для неопытных новичков, но есть и минусы:

- во время работы системы сложно провести расчёт и предсказать, когда она остановится, ведь торможение фактически контролирует не водитель;

- возможны задержки включения ABS, ведь для корректной работы она должна провести тест дорожного покрытия и просчитать коэффициент сцепления шин с ним. Такое возможно на скользкой дороге при езде на скорости свыше 130 км/ч. Это важно знать, чтобы быть готовым и не растеряться, подумав, что отказали тормоза!

- если происходит частое чередование неровного и неравномерного дорожного покрытия, система может не всегда правильно среагировать в какой момент и для какой дороги просчитать правильный коэффициент сцепления;

- если авто подскочило, система приостанавливает тормозное усилие. Это может привести к внезапной раскоординации водителя в момент бездействия ABS;

- антиблокировочная система устраняет даже мельчайшие попытки блокировки колёс, что может вызвать дискомфорт на рыхлых и сыпучих покрытиях;

- ABS завершает свою функцию на скоростях до 10 км/ч. Да, это норма для легковых авто, но если взять в расчёт тяжеловесные машины, например инкассаторские или представительские бронированного типа, тут то может добавляться расстояние до полутора метров к тормозному пути, что может явно привести к ДТП.

Знайте и учитывайте все недостатки ABS. Наш Вам совет, постоянно моделируйте для себя различные ситуации и условия, чтобы овладеть этой системой в совершенстве.

Эффективность антиблокировочной системы

Главной задачей антиблокировочной тормозной системы является сохранение водителем контроля над своим автомобилем в случаях экстренного торможения Главная задача АБС — позволить водителю сохранить контроль над транспортным средством во время экстренного торможения, не лишая возможности резкого маневрирования непосредственно в процессе торможения. Именно эти два фактора в совокупности и делают ABS очень качественным помощником, обеспечивающим активную безопасность водителю, при вождении транспортного средства.

Опытный водитель со стажем, конечно прекрасно справится и без участия данной системы, точно контролируя самостоятельно момент срыва колёс.

Для неопытного же водителя, наличие ABSгораздо лучше в любом случае. Ведь он может интуитивно осуществлять экстренное торможение, просто максимальным приложением усилия на педаль тормоза или рукоять ручника, сохраняя при всём этом способность маневрировать.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

ABS - что это такое в автомобиле и для чего она нужна?

Уже более 70% автомобилистов знают, что это такое ABS, и имеют данную систему в своей машине. Для отечественного автопрома это является некой новинкой, а вот зарубежные производители устанавливают ее практически на каждое транспортное средство. Какова же она в действии?

Что такое ABS в автомобиле?

Современная система ABS (АБС - антиблокировочная система тормозов), входящая в комплектацию автомобиля, считается очень полезным оборудованием. Она устанавливается для того, чтобы при торможении в пол воспрепятствовать неконтролируемости транспортного средства. Для ABS нет разницы, на какой дороге происходит остановка, машина не пойдет юзом, что возможно, при отсутствии данной системы. Электрическое устройство направлено прежде всего на безопасность на дороге.

Задаваясь вопросом, что это такое ABS и как она работает, можно представить основной блок и идущие от него датчики. Устанавливаются они на каждое колесо, которое является приводным. Система срабатывает при нажатии на тормоз и определяет с какой скоростью вращаются колеса. Если скорость слишком высока, то лишнее давление устраняется, с помощью гидроаккумулятора.

Для чего нужен ABS?

Такая ABS система торможения необходима для каждой машины, ведь она улучшает сцепление колес с дорогой. В основном она выручает на скользкой или мокрой поверхности, когда автомобиль может просто перестать реагировать на движения руля. При ее отсутствии возможно уменьшение тормозного пути, особенно на скользкой поверхности. Простая установка поможет сохранить управляемость на любой дороге и при любых погодных условиях.

Как работает ABS?

Доступная для многих антиблокировочная система, работает от нескольких датчиков и главного блока. Простой вариант представляет собой схему, в которой датчики считывают скорость, развитую в колесе. Данные датчики помогают предотвращать проскальзывание, на любом покрытии дороги. Комплектация системы включает в себя следующие приборы, устанавливаемые в автомобиль:

  • скоростной датчик – 2 или 4 штуки;
  • клапана;
  • насос;
  • блок управления.

Исходя из этого, принцип работы ABS максимально прост. Активация происходит только при резком нажатии на педаль тормоза, в остальное время система бездействует. Скоростные датчики ждут сигнала, при котором нужно будет считать скорость движения автомобиля и моментально понизить ее. Клапана выполняют роль цилиндров, понижающих давление. Насос приводит клапан в исходное положение, а управляющий блок подает сигналы всем остальным компонентам, для их своевременной работы.

Гололед и ABS

Не стоит думать, что система ABS на льду обеспечивает стопроцентную гарантию контроля над автомобилем. На это влияет и состояние протектора и шин, скорость, развитая на гололеде и опыт водителя. Последнее время стали выпускать шины, изготовленные специально для автомобилей с ABS. Они подготовлены к резкому торможению и предотвращают движение автомобиля юзом.

В любом случае ABS и гололед, вещи практически несовместимые. Скользкая дорога всегда очень опасна и для безопасности стоит надеяться не на тормозную систему, а на самого себя. Правильно подобранная дистанция и скорость движения обеспечит комфортную езду и исключит стрессовые и аварийные ситуации. Автомобильные помощники нужны, но надеяться нужно на себя.

Как пользоваться ABS?

Профессиональные водители отлично знают, что это такое ABS. Некоторые считают ее бесполезной, но не убирают ее с автомобиля, ведь лишняя безопасность не бывает лишней. Неопытным водителям стоит потренироваться, ведь можно не среагировать в нужный момент. Для тренировки будет хватать несколько раз, ведь все что требуется, это максимально сильно давить на педаль тормоза.

Прямая работа ABS заключается в том, что она снижает скорость в колесной паре. При давлении на педаль появляется неприятный треск, который слышно в салоне, но это нормальное явление. То, что система выполняет свою работу станет понятно и по сильной вибрации педали тормоза. Клапана контролируют давление и от этого появляется такие эффекты, к которым нужно привыкнуть.

Неисправности ABS

Проблемы могут возникнуть и у самой хорошей системы, и ABS не является исключением. Исправить их можно самостоятельно или обратиться в любой сервис по техническому обслуживанию автомобилей. Такие поломки не доставляют больших проблем водителям и решаются примерно за несколько часов. Ошибка ABS проявляется очень быстро, и вероятную поломку легко обнаружить.

  1. Сгорели или повредились предохранители.
  2. Стал неисправен датчик в автомобиле.
  3. Были подобраны неправильные шины.
  4. Обрыв проводов.

Люди, которые хоть на 30% разбираются в автомобилях могут выявить и исправить данные нарушения самостоятельно. Для других имеются специализированные сервисные центры, с современной компьютерной диагностикой, которая за минуту выявляет неисправность. Для того чтобы избежать данных проблем, следует следить за машиной и как минимум содержать ее в чистоте.

Почему загорается ABS?

Если на приборной панели горит значок ABS, это значит, что система работает неправильно или сломана вовсе. Многие водители считают, что это как-то сказывается на тормозах в целом, но это не так. Такая ситуация не критична, ведь некоторые автомобилисты не имеют ее в комплектации и спокойно управляют транспортным средством. Основными причинами горения лампочки считаются:

  • нет контакта у разъема подключения;
  • один из датчиков не передает сигнал;
  • поврежден ступичный венец;
  • не работает блок управления.

На машинах, оборудованных бортовым компьютером, все неполадки системы определяются с помощью кода. Выявив и устранив возникшую неприятность обязательно нужно проверить работоспособность системы. Сделать это можно способом разгона автомобиля до 40 км/час и резкого торможения. Ели раздастся характерный треск, и нога почувствует вибрацию, то ABS исправна.

Как проверить ABS?

Чтобы не морочить голову поиском аппаратуры и оборудования, прокачка ABS происходит в специализированных салонах технического обслуживания. Коды показывают проблемные места и становится проще устранить неполадки. Самостоятельно можно проверить лишь состояние датчиков и проводки, а вот добраться до блока управления уже будет сложнее. В целом даже полная замена системы не слишком проблематична и финансово дорога.

За и против ABS

Опытные автомобилисты считают данную систему абсолютно бесполезной, так как стопроцентно уверены в своем умении водить машину. Да, тормозной путь без ABS короче практически в два раза, но есть один минус - автомобиль становится практически неуправляемый. Прерывистое торможение более безопасно не только для водителя, но и для других участников движения. Функция ABS по статистике набирает больше плюсов, чем минусов, поэтому ее стали устанавливать практически во все автомобили двадцать первого века.

Иммобилайзер - что это такое в машине и какие функции он выполняет?

Защита автомобиля включает в себя целый комплекс систем. Для полной осведомленности в этой области следует ознакомиться со многими программами и установками, в том числе и тем, что такое иммобилайзер в машине и зачем он нужен.

Гбц - что это такое в машине, устройство и неисправности ГБЦ

Все, кто заботятся о своем автомобиле, обязаны знать, что это такое ГБЦ в машине и как за ним следить. Подчеркнув для себя некоторые моменты, водители смогут избежать проблем, связанных с двигателем и обеспечить себе комфортное передвижение по дорогам.

Что такое вебасто знает не каждый, но использовав данную систему один раз, мало кто откажется от нее в дальнейшем. Представленные советы помогут подобрать лучшее устройство и избежать ошибок в его эксплуатации.

Коробка передач CVT - что это такое?

Что такое коробка передач CVT, знают не многие, но те, кто пробовал ездить на нем, остаются довольны. Изучив некоторые тонкости, езда на данной трансмиссии будет незабываемой и, что немаловажно - очень экономичной.

Антиблокировочная система ABS – что это и зачем

Этой статьёй мы открываем серию публикаций о технической начинке наших автомобилей. О том, что стоит за загадочными номерами двигателей и о том, какие системы делают нашу поездку безопасной и комфортной. И первое, о чём хочется рассказать это антиблокировочная система ABS.

Этот материал охватит следующие темы:

Что такое АБС и зачем его применяют

Зачем применяют систему АБС

Представьте такую ситуацию:

На улице смеркается. Вы едете по неосвещенной, мокрой дороге и вдруг замечаете перед собой какую-то тень. Первое что обычно делаю водители, это резко и сильно жмут на тормоз.

И, в общем-то, это правильно. Вот только физика не совсем с нами согласна. Сильным нажатием на педаль тормоза вы блокируете колеса, и машина, вместо того что бы остановиться, продолжает скользить вперёд. Согласитесь, не приятная ситуация.

То есть получается, что колесо вашего автомобиля уже остановилось, а сама машина продолжает движение.

Вот как раз тут, не доводя дело до блокировки колёс, включается антиблокировочная система ABS. Эта система помогает избежать проскальзывания и не допустить остановки колёс ранее, чем произойдёт полная остановка автомобиля, тем самым максимально увеличивая эффективность тормозов.

Те, кто сталкивался с работой системы ABS в автомобиле, возможно даже не поняли, что она сработала. Во время работы АБС вы ощущаете резкие и короткие толчки автомобиля и чувствуете, как пульсирует тормозная педаль.

Устройство ABS

Устройство антиблокировочной систмы тормозов

Антиблокировка тормозов состоит из, всего, 4-х частей:

Датчик(и) скорости – для отслеживания скорости вращения колёс и выявления момента когда колёса почти заблокировались

Клапаны – для каждого тормоза, над которым властен ABS, есть свой клапан. В зависимости от автомобиля и установленной системы АБС у клапана может быть 2 или 3 положения.

1)      Клапан закрыт – тормозная жидкость не поступает к колесу от главного цилиндра

2)      Клапан открыт – тормозная жидкость поступает

3)      Приоткрыт – клапан помаленьку понижает давление в тормозе

Насос – во время действия системы антиблокировки тормозов ABS давление в тормозах падает, и насос используется для накачки давления до требуемого уровня

Главный блок управления – считывает информацию с датчиков скорости, решает, когда наступил момент вхождения ABS в процесс торможения и даёт команду клапанам. Также отключает антиблокировку при низких скоростях или когда считает что торможение проходит в штатном режиме.

Принцип работы

В наиболее просто представлении, принцип работы системы АБС, сводится к следующему:

Компьютер постоянно проверяет показания датчиков скорости и при резком изменении скорости вращения колеса, когда колесо практически останавливается, решает что пора включаться в процесс торможения.

Первое что происходит, это уменьшения давления тормозной жидкости на тормоз, таким образом, колесо, которое было готово вот-вот заблокироваться – освобождается и с новыми силами бросается на помощь остальным колёсам. В качестве оружия, оно использует силу трения, но это пока останется за рамками нашей статьи.

После того как колесу не дали заблокироваться, АБС автомобиля возвращает давление тормозной жидкости с помощью насоса и тормозная система продолжает работу в обычном режиме.

Такая процедура может происходить с каждым колесом, которое попытается выпасть из общего ритма. Причём такая процедура может повторяться до 15 раз в секунду.

Как работает ABS видео (eng)

Типы антиблокировочных систем

Типы систем антиблокировки тормозов делятся по количеству датчиков скорости вращения. Бывают 1-но, 3-х и 4-х канальные системы, которые оснащаются, соответственно 1, 3 или 4-мя датчиками.

Наиболее современной, и дорогой, является 4-х канальная система. В этом случае для каждого колеса имеется свой  датчик, и компьютер, управляет по отдельности каждым из них.

При использовании трехканальной АБС, датчики ставятся: один на задний мост и по одному на каждое переднее колесо. Таким образом, задние колёса управляются параллельно, а передние каждое в отдельности.

Одноканальная ABS это самый простой вариант. Датчик скорости тут всего один и ставится он на задний мост. Клапан тут тоже один. Из этого следует, что при включении систему ABS, её воздействию, и значит антиблокировке, подвержена только пара задних колёс, причём вместе.

В итоге

Эта статья лишь начало рассказа о возможностях активной системы антиблокировки тормозов – ABS. В продолжении, в статье «Антиблокировка тормозов с ABS – хорошо или плохо«, мы расскажем, когда не стоит уповать на эту систему и что делать, если её нет.

А также более подробно осветим большое количество вопросов связанных с работой АБС.

Опубликовано: Июнь 25, 2014

Была ли эта статья для вас полезной? (2 голосов(а), среднее: 5,00 из 5)

Поделись статьей с друзьями!


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости