С-Петербург, улица Тосина 3
+7 (812) 917-84-85
+7 (921) 316-27-00

Что лучше дизель или бензиновый двигатель


Какой мотор сегодня лучше выбрать: бензиновый или дизельный?

В нашем предыдущем цикле статей, который посвящен особенностям дизельных и бензиновых моторов, мы сознательно опустили сравнение распространенных типов ДВС между собой с учетом всех преимуществ и недостатков эксплуатации указанных агрегатов.  Вполне очевидно, что намного целесообразнее поговорить об этом в  отдельной статье.

В процессе сравнения обязательно  необходимо учесть и тот факт, что особенности  эксплуатации того или иного двигателя могут существенно отличаться в разных странах. Будет абсолютно  неверным говорить о плюсах и минусах активного использования данных моторов  только в рамках высококлассного сервиса в развитых государствах Европы и США. Необходимо учесть и те особенности, с которыми силовая установка на бензине или дизельном топливе может в реальности столкнуться на просторах стран СНГ.

Вечные споры автолюбителей: бензиновый мотор против экономичного дизеля

Как говорится, в аргументированном споре  рождается настоящая истина. Каждый владелец мотора на бензине или дизеле имеет в запасе достаточно весомых аргументов для защиты своего выбора. Давайте займем позицию нейтрального наблюдателя и попытаемся во всем разобраться.

Стоит отметить в самом начале, что в эксплуатации  как двигателей на бензине, так и дизельных агрегатов, есть свои плюсы и минусы. Так что однозначный и окончательный выбор, особенно в наши дни, весьма затруднителен.

 Основные недостатки и преимущества бензиновых авто

  • Моторы на бензине более распространены;
  • Изначально машина на бензине стоит на 20-30% дешевле;
  • На практике их легче и дешевле обслуживать на неофициальных СТО и сервисах;
  • Огромное количество новых и б/у запчастей;
  • Меньшая требовательность к качеству топлива и смазки;
  • Нет проблем с зимним запуском, быстрый прогрев при отрицательных температурах;
  • Минимальный уровень шума и вибраций;
  • Доступна продолжительная езда на повышенных оборотах;
  • Двигатель на бензине лучше сочетается с автоматической КПП, коробка служит дольше;
  • Простота установки ГБО при необходимости экономии;

К основным минусам бензиновых ДВС относят:

  • Повышенный расход топлива сравнительно с дизелем;
  • Сложная система зажигания, требующая контроля и периодической замены свечей и высоковольтных проводов;
  • Распространенные ошибки, связанные с качественным смесеобразованием;
  • Низкий КПД, слабая тяга на низких оборотах, необходимость постоянно «крутить» мотор;
  • Постоянное усложнение систем для снижения уровня токсичности в выхлопе и неисправности, связанные с такими системами;
  • Меньший ресурс бензинового двигателя сравнительно с дизельным ДВС;

Что касается дизельного «сердца», то его положительные и отрицательные стороны наглядно отражены в сравнении такой силовой установки с бензиновым агрегатом. Давайте остановимся на этом подробнее.

Основные плюсы и минусы дизельного мотора:

  • Высокая топливная экономичность;
  • Отличная тяга на низких и средних оборотах, что намного предпочтительнее;
  • Больший ресурс сравнительно с бензиновым агрегатом;
  • Отсутствие системы зажигания;

В списке основных минусов дизеля отмечены:

  • Более высокая начальная стоимость;
  • Повышенные затраты в процессе сервисного обслуживания;
  • Требовательность к качеству топлива и ГСМ;
  • Высокая стоимость ремонта и обслуживания топливной системы (ТНВД, форсунки);
  • Затратная процедура капитального ремонта топливной системы и дизельного ДВС;

Приведенная выше информация оправдана применительно к любому государству, так как деньги на содержание ТС считает автовладелец в любой стране. Но что же показывает мировая практика? Почему в Европе повсюду «дизели», в США такой мотор уверенно набирает популярность, а в СНГ дизелей традиционно мало?

Дизельный двигатель в Европе

Если взглянуть на  европейские страны, то дизельный силовой агрегат сегодня всего в одном шаге от того, чтобы доминировать над традиционным бензиновым мотором. Жители США также все чаще и чаще останавливают свой выбор на автомашине, которая ездит на «тяжелом топливе». Исследования авторитетного консалтингового агентства J.D. Power Asia Pacific выявили, что около 25% всех новых авто в мире имеют дизельную силовую установку.

В исследовании отмечен также неуклонный рост популярности агрегата на солярке. Если ранее соотношение дизеля и бензина было 1/10, то сегодня эксперты прогнозируют, что до 2018 года доля дизельных машин вполне может дойти до 30%.

На это влияет как рост цен на топливо, так и ужесточение экологических требований и норм касательно уровня выбросов вредных веществ. Статистика продаж новых авто говорит сама за себя, так как бережливые иностранцы прекрасно знают:

  1. дизели потребляет на 30—40% меньше горючего;
  2. такие ДВС ходят до миллиона км. пробега без капитального ремонта при должном обслуживании;
  3. дизельное топливо на 10—15% дешевле бензина;
  4. отсутствие системы зажигания повышает надежность;
  5. уровень содержания CO2 в выхлопе очень мал, а сажевый фильтр отлично справляется со своей задачей;
  6. низкий транспортный сбор на дизельные авто сравнительно с бензином;
  7. перспективная возможность заправляться биодизелем (рапсом);

Как обстоят дела с гражданским «дизелем» в СНГ

Если взглянуть на страны СНГ, то ситуация с новыми легковыми авто получается абсолютно иная. Статистика продаж дизелей без пробега  демонстрирует показатель около 7-10%  от общего числа реализованных гражданских машин. Вот и получается, что дизельный мотор на бюджетных малолитражках и моделях среднего класса остается редкостью. Указанный агрегат чаще встречается на б/у легковушках и внедорожниках с солидным пробегом, при этом машины активно эксплуатировались в других странах и затем были пригнаны на территорию СНГ.

Если учесть вышесказанное и добавить ряд особенностей, которые мы уже перечислили выше в списке общих минусов дизельного ДВС, тогда причины такой низкой популярности станут еще более очевидными.

Отдельно стоит заметить еще и то, что в СНГ традиционно пользуются спросом авто бюджетного и начального среднего сегмента с АКПП. Получается то, что дизель сам по себе заметно дороже изначально, а такой новый агрегат в связке с «автоматом» по стоимости уже никак не назовешь по цене уверенным середнячком.

Все это закономерно привело к тому, что дизели в менее развитых экономически странах  покупают заметно меньше, а сама эксплуатация дизельной машины на примере сильно подержанных экземпляров  обрастает больше мифами, предположениями  и слухами, чем выводами, основанными на реальном опыте. Знающие автовладельцы новых дизелей из автосалона зачастую отзываются о моторе крайне положительно. Есть и такие, которые  пугают ужасами о том, что зимой дизель не заводится, но их меньшинство.

Слабой стороной дизеля действительно считается топливная система. Единственная заправка некачественной соляркой уже способна привести к тому, чтобы топливная дизельная аппаратура вышла из строя. Распространены также жалобы на ремонт дизеля, который обходится намного дороже бензиновых машин и может дойти до нескольких тысяч долларов США.

Такие страхи чаще бытуют в кругу владельцев, не учитывающих особенности эксплуатации дизеля, заправляющихся топливом сомнительного качества в целях призрачной экономии, откладывающих межсервисную замену масла в долгий ящик и т.д. Не менее распространены подобные жалобы и среди уже упомянутых выше водителей таких дизельных авто, которые были куплены изначально  б/у и с большим пробегом.

Слабые места дизельных ДВС

Если с бензиновыми моторами все привычно и понятно, то давайте присмотримся к так называемым «проблемным местам» дизеля повнимательнее и с учетом отечественных современных реалий:

Отсутствие качественного дизельного топлива на заправках

Такое мнение было актуальным на территории СНГ в эпоху 90-х, когда на фоне общей нестабильности владельцы автозаправок продавали под видом топлива все что угодно, а водители регулярно заливали  самое дешевое горючее. В дизтопливо, особенно зимой, лили керосин, бензин, добавляли химию неизвестного происхождения.

От таких продуктов теневого рынка и желания сэкономить со стороны автовладельцев страдали все без исключения авто того времени с любыми моторами, но дизель выходил из строя заметно быстрее. Вот и создалось ошибочное  впечатление о его ломучести. Общеизвестно, что для дизеля топливо низкого качества губительно даже после одной заправки.

Помните о том, что старая техника нормально работает на сернистом дизтопливе, а современный автомобиль может сломаться даже тогда, когда топливо наливали в бак при условии повышенной влажности или же в канистре оказалось даже немного обычной воды.

Высокая температура в камере сгорания, вода и наличие серы приведут к образованию серной кислоты. Такая кислота является крайне агрессивным реагентом, уничтожающим детали ДВС и его топливной системы. Теперь вы понимаете, что произойдет в том случае, если вы решитесь купить канистру солярки у сельского тракториста или дальнобойщика на старом КамАЗе у обочины. В 90-е это было распространенной практикой.

Гарантия отсутствие воды также не может быть весомым аргументом. Одного повышенного содержания серы уже достаточно для того, чтобы заметно сократить срок службы масла, катализатора и сажевого фильтра, так как сера попадает в масло с картерными газами. Ремонт после таких заправок низкосортным топливом обходится минимум в 500—1000 у.е, а отличить сернистое или низкосернистое топливо визуально просто невозможно.

Эксплуатация дизельных моторов сегодня

За последние 10-15 лет ситуация в корне изменилась, усилился госконтроль за деятельностью АЗС на территории СНГ, законы рынка заставляют заправки конкурировать между собой без ущерба для качества топлива, чтобы не терять клиентуру. Мало того, но качество дизтоплива за последние годы даже возросло.

Дополнительно можно изучить  количество обращений владельцев дизельных авто на официальные станции по причине неисправностей, связанных с низким качеством солярки. Жалобы на данную проблему существенно сократились, а их количество не превышает сегодня аналогичное количество обращений владельцев бензиновых авто. Остается только добавить, что к выбору заправки всегда необходимо подходить ответственно как в случае с бензином, так и с дизелем. Избегайте сомнительных заправок, удаленных от крупных населенных пунктов.

Летняя и зимняя солярка

При эксплуатации дизельного двигателя необходимо учитывать ежегодный нюанс перехода на зимнюю солярку. Наступающие холода обязывают владельца тщательно контролировать заправку своего авто именно зимним видом горючего. В чем же заключаются отличия летнего и зимнего дизтоплива?

Летнее дизтопливо при незначительно отрицательной температуре мутнеет. Достаточно показателя в −5ºС для образования в летней солярке кристаллов парафинов. Далее топливо густеет до такой степени, что утрачивается его способность прокачаться через фильтр. При температуре −10ºС летняя солярка полностью теряет текучесть и застывает.

Зимняя солярка содержит меньше парафинов и при отрицательных температурах не густеет. Для такого топлива температура помутнения в разных климатических зонах колеблется от −25 до −35ºС, а температура застывания находится на отметке от −35 до −45ºС. Отдельно стоит упомянуть и «усредненный» вариант, который годится для регионов с очень мягкими зимами, а также арктическое дизтопливо, приспособленное к работе в условиях крайне низких температур.

Главным же отличием летней солярки от зимней для простого автолюбителя является более высокая цена последней. Это дает повод и возможность нечестным дельцам на АЗС зарабатывать продажами летней солярки по цене зимнего дизеля, тем самым выводя агрегаты и топливную систему из строя. Отличить визуально топливо для лета или зимы невозможно, но вы можете затребовать у оператора АЗС документацию на топливо для подтверждения его соответствия.

Использование «антигеля»

Существует еще один способ защитить дизель от холодов. Многие водители таких авто доливают в бак особую депрессорную присадку для предотвращения парафинизации. Такую присадку называют антигель, а главной функцией добавки становится понижение температуры застывания дизтоплива на 10-20ºС.

Стоимость заправки естественным образом возрастает с учетом цены на присадку, но риск застывания топлива снижается. Особенно актуальны антигели поздней осенью, когда температура начинает суточные колебания от плюса днем к минусу ночью. На непроверенных заправках в этот период можно попросту заправиться летним топливом по зимним ценам.

Стоит отметить, что данный способ добавки антигеля на новых машинах запрещен автопроизводителями для своих моделей на гарантии, так что добросовестная  забота о заправке качественным топливом по сезону без присадок ложится исключительно на плечи водителя новенькой дизельной машины.
Затрудненный пуск зимой

Как мы помним, солярка в дизеле воспламеняется от контакта с нагретым от сжатия воздухом. Такое сжатие должно происходить быстро и резко. Холодный старт в современных дизелях обеспечивается свечами накаливания и фильтрами с подогревом, а коленвал наделяют при старте способностью быстро вращаться благодаря специальной аккумуляторной батарее и стартеру повышенной мощности, которые устанавливают на дизельные авто. Активное использование масел с низкой вязкостью становится еще одним фактором, который позволяет с уверенностью говорить о нормальном запуске дизеля при любом холоде за окном.

Для уверенного старта необходимо соблюдение ряда простых условий:

  • подходящее  по сезону топливо;
  • исправная система топливоподачи;
  • работоспособный аккумулятор и стартер;

На основе данной информации можно сделать вывод о том, что зимой завести исправный дизельный двигатель, который эксплуатируется с соблюдением всех условий, так же просто, как и бензиновый. Времена отогрева элементов машины паяльной лампой на морозе уже давно прошли применительно к современным дизельным ДВС.

Дизель дорого купить и еще дороже обслуживать

С таким утверждением вполне можно согласиться, но только частично. Начальная стоимость дизельного авто дороже машины на бензине, но расход топлива у дизельных моторов на 30-40%  ниже. Разница в последующей экономии средств при езде на солярке очевидна.  Если сравнивать машины с похожими характеристиками ДВС на бензине и дизеле, то дизель окупается уже через 50 тысяч км. пробега по городу.

Что касается техобслуживания, то бензиновые и дизельные моторы по затратной части на обслуживание, качественные  расходники и ГСМ сейчас практически сравнялись. Межсервисные интервалы для обоих типов моторов находятся на отметке в 10-15 тысяч, а для большей уверенности масло и фильтры  меняют один раз в 7-8 тысяч пройденных километров независимо от типа двигателя. Детальнее об особенностях эксплуатации и обслуживания дизельных и бензиновых ДВС мы поговорим в отдельной статье.

Надежность

Если говорить о надёжности дизеля, то речь идет чаще всего о его топливной системе. Ресурс самого «железа» в двигателе такого типа очень высок, так что о капремонте не приходится говорить очень долго.Дизель сложно и затратно ремонтировать.

Вернемся к топливной системе. Сегодня современные дизели оснащены турбиной и системой Common Rail. Об обслуживании этих систем мы детально поговорим в отдельной статье, которая представлена в соответствующем разделе сайта.

Нельзя не согласиться, что система Common Rail сложна, в конструкции имеются неремонтопригодные дорогостоящие элементы (насосы, инжекторные форсунки), требуется регулярная замена топливного фильтра и промывка системы, но достаточное количество мастеров высокой квалификации на автосервисах успешно справляются со всеми этими задачами. Что касается запчастей, то для дизеля их в свободной продаже не меньше, чем для бензиновых агрегатов.

Кажется, что ремонтировать дизель действительно дорого, но неремонтируемые элементы присутствуют и в современных бензиновых агрегатах, особенно турбированных. Такие моторы не менее требовательны к качеству топлива, масла и расходных элементов.

Дизельный агрегат вибрирует, шумит, долго прогревается и медленно разгоняет автомобиль

Прочно укоренившаяся в головах людей привычка ассоциировать все дизели с тяжелой или сельскохозяйственной техникой сегодня является пережитком прошлого. Что касается шума и вибраций, то эффект «трактора» на современных дизельных авто полностью отсутствует. Более того, европейские тесты и замеры выявили тот факт, что современные дизели оказались тише бензиновых собратьев в разных режимах работы на 5-6 дБ.

С фактом слабого прогрева дизеля при малых нагрузках приходится смириться, но для решения этой проблемы давно найден качественный выход. В дизельные авто штатно устанавливают дополнительный электрический отопитель, так что дизель не боится обледенелых стекол и холодного салона зимой. Такие отопители встречаются и на малообъемных бензиновых малолитражках с рабочим объемом около 1.0 и 1.2 литра, которые за последние 5 лет набрали огромную популярность. Владельцу не все ли равно, откуда берется в салоне тепло? Главное, чтобы это тепло было!

Разгонных характеристик  современного дизельного двигателя вполне хватает для достойной конкуренции с бензиновыми установками. Разница в разгоне составляет не более 0.5 или 1 сек. Слыхали про триумф дизельной Audi R10 в гонке Ле-Ман? Это был далекий 2006 год!

Современный гражданский дизель уступает по удельной мощности бензину, но крутящий момент у дизеля намного выше. В городских режимах «старт-стоп» от светофора к светофору дизель оказывается намного динамичнее, ведь мотор имеет ураганную тягу на низких оборотах сравнительно с бензином. Распространенной ошибкой новичков при знакомстве с дизелем является манера езды аналогично бензиновой установке и привычка крутить мотор до высоких оборотов с постоянным выходом за пределы пика крутящего момента.

Давайте подведем итоги

Если сравнивать дизельный агрегат с бензиновым, то реальное его содержание, обслуживание и ремонт все равно обходятся заботливым владельцам на 15-30% дороже бензиновых аналогов. Очевидная экономия на топливе позволит говорить о существенной денежной экономии для нового авто только через 40-60 тысяч километров пробега в городских условиях.

Сравнение ездовых характеристик  дизельного мотора с бензиновым показывает, что с этой стороны выбор дизеля обеспечивает только плюсы в виде ровной и уверенной тяги, которая является залогом отличной динамики. Как уже говорилось выше, проблемы шума, вибраций и медленного прогрева дизеля сегодня для моторов на «тяжелом топливе» остались далеко позади. Учитывая все аргументы «за и «против»,  можно сделать ряд определенных выводов:

  • дизель отлично подойдет жителям густонаселенных городов с постоянными пробками;
  • наличие поблизости развитых сетей АЗС исключает проблемы с топливной аппаратурой;
  • сервисное квалифицированное обслуживание дизельных моторов и наличие запчастей в крупных населенных пунктах сегодня не является проблемой;
  • тщательное соблюдение владельцем всех условий эксплуатации позволяет говорить об огромном ресурсе и надежности дизельного ДВС;
  • такой агрегат намного предпочтительнее на тяжелых внедорожниках, особенно при их целевом использовании по назначению. Это обусловлено техническими особенностями и великолепным крутящим моментом дизельного двигателя;
Вполне очевидно, что приобретение авто на дизеле с пробегом является нежелательным, так как существует огромный риск столкнуться с дорогостоящим ремонтом ДВС и топливной аппаратуры. Помните, что дизельный автомобиль приобретается первым владельцем в целях экономии, такой покупатель отличается рациональным подходом, а продажа машины зачастую происходит тогда,  когда автомобиль совсем скоро начнет «тянуть деньги». Затраты же на восстановление и серьезный ремонт дизеля намного выше сравнительно с бензиновым агрегатом.

От себя мы отдельно заметим, что на сегодняшний день готовность доплатить за новое авто в самом начале, подобрать правильную манеру езды и далее считаться с особенностями эксплуатации и планового ТО дизельного мотора может обернуться для Вас исключительно динамичным, надежным, комфортным, экономным и достаточно  выгодным приобретением на долгие годы.

Напоследок  остается только добавить, что итоговое решение о выборе того или иного типа ДВС в конечном итоге необходимо принимать исключительно Вам! Обязательно при таком выборе  учитывайте все указанные особенности и нюансы. Тонкости эксплуатации автомобилей как с бензиновым, так и дизельным двигателем, которые являются залогом успешной работы агрегатов,  представлены в наших отдельных тематических статьях по обслуживанию, ремонту и уходу за ДВС .

«Война» моторов: бензин против дизеля

Извечный вопрос – машину с каким типом двигателя выбрать, бензиновым или дизельным, мучает российского автомобилиста уже не первый десяток лет. У каждого из вариантов есть свои положительные и отрицательные стороны, которые мы и собираемся сегодня рассмотреть, чтобы помочь автолюбителям сделать взвешенный и обоснованный выбор.

Для удобства, мы разобьем наше «выяснение отношений» между бензиновыми и дизельными силовыми установками на несколько пунктов: мощность и производительность, экономичность, ресурс, обслуживание и эксплуатация.

Какой мотор производительнее?

Одной из характеристик, на которую чаще всего обращают внимание покупатели, является мощность двигателя автомобиля. Причем, характеристика эта не зависит от типа топлива, на котором работает мотор, но в нашем случае, раз уж мы решили сравнить дизельные и бензиновые силовые установки, скажем, что зачастую по количеству «лошадей» верх берут именно бензиновые двигатели. Даже если агрегат снабжен турбокомпрессором, то мощность бензинового турбомотора все равно будет выше, чем у дизельного.

Казалось бы, рассуждать тут особо не о чем: тот, кто хочет мощного «железного коня», в первую очередь посмотрит в сторону авто с бензиновым двигателем, ведь «лошадок» под капотом у него больше – если мы сравниваем двигатели одного объема. И окажется не совсем прав.

Автомобиль с мощным бензиновым двигателем подойдет тому, кто любит скорость, быстрые ускорения, словом – чувствовать себя королем скорости где-нибудь на автостраде. Но машина с бензиновым двигателем, обладая отменными динамическими характеристиками, проигрывает автомобилю с дизельным двигателем в тяге. Да-да, если ваше бензиновое авто заедет на бездорожье, то его крутящего момента будет недостаточно для того, чтобы с легкостью выбраться из грязи. А вот дизельная машина, обладая более высоким крутящим моментом, который достигается на гораздо более низких, чем у бензинового агрегата, оборотах, справится с этой задачей гораздо увереннее – за счет того, что «полка» этого самого момента у дизеля ровная.

Бензин слева и дизель справа

У авто с бензиновым мотором и максимальный крутящий момент, как правило, меньше, и достигается он на более высоких оборотах. Для отменной динамики это, повторимся, замечательно (не зря же подавляющее большинство спортивных машин имеют бензиновые моторы), но при преодолении бездорожья предпочтение все же нужно отдать агрегатам, работающим на «тяжелом» топливе – и именно потому дизельными силовыми установками комплектуются внедорожники и спецтехника.

Говоря о коэффициенте полезного действия дизельных и бензиновых двигателей, можно сказать, что тут первые выигрывают у последних – ведь на преодоление одного и того же отрезка пути, неважно, будет это хорошая скоростная трасса или бездорожье, автомобиль с дизельным двигателем потратит меньшее количество топлива, чем машина с бензиновым агрегатом. Но! За счет своей мощности и более выдающихся динамических характеристик автомобиль с бензиновым мотором доставит вас из пункта А в пункт Б намного быстрее. Расход топлива будет выше? Хм, ну ведь за скорость нужно платить.

Какой двигатель экономичнее?

Тут мы плавно подошли к следующему пункту нашего обзора – одной из болезненных тем топливной экономичности. Это тоже одна из главных характеристик, на которую покупатели обращают внимание в первую очередь. Что же мы увидим, заглянув в сравнительную таблицу одной и той же модели, допустим, Renault Logan, но оборудованной бензиновым или дизельным двигателем? А увидим мы то, что у дизельной модификации расход топлива в городском, загородном или комбинированном режиме ниже, чем у бензиновой версии.

Да, сейчас, в эпоху даунсайзинга, когда производители уменьшают объемы бензиновых силовых установок, уменьшая количество цилиндров или применяя системы, которые отключают их часть, чтобы добиться экономичности, эти моторы достигли прежде невиданных показателей экономичности. Но тягаться с дизелями им все еще не с руки. И весь секрет тут — в принципиально ином алгоритме образования и сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах этих двигателей. В цилиндре бензинового двигателя топливовоздушная смесь находится под меньшим давлением и имеет меньшую температуру (500 градусов Цельсия), чем в цилиндре дизельного двигателя (тут и давление мощнее, благодаря более высокой степени сжатия, и температура смеси – 900 градусов). Следовательно, скорость образования топливовоздушной смеси и процент ее сгорания выше у дизельного мотора. Иными словами, дизельный агрегат использует меньше топлива для получения энергии, необходимой для создания оптимального крутящего момента, который распределяется по ведущим осям. Таким образом, если покупатель хочет экономить деньги на покупке топлива, то тут предпочтение следует отдать дизельным агрегатам – ведь «тяжелое» горючее и расходуется меньше, и стоит дешевле, чем бензин.

Самый большой дизельный двигатель Wartsila-Sulzer RTA96-C создан для больших кораблей

Кстати, говоря об экономичности нелишним будет упомянуть и об экологичности – немаловажной характеристике современных двигателей. Это раньше автолюбители, да и государственные власти не обращали внимания на качество топливного выхлопа. Теперь же в большинстве стран мира за уровнем выбросов вредных веществ следят очень строго, вводя все более высокие нормы чистоты выхлопа – Евро-5 и Евро-6. Так вот, по уровню экологичности сейчас первую скрипку играют дизельные агрегаты – именно поэтому их так много в общей массе автомобилей, продающихся, к примеру, в странах Западной Европы. В России же пока перевес у бензиновых авто.

У каких агрегатов больше ресурс?

Статистика свидетельствует, что средний срок эксплуатации нового автомобиля не превышает 5-8 лет. То есть, особых вопросов к моторесурсу бензинового или дизельного агрегата у покупателей возникать не должно, да и производители современных автомобилей не склонны рассекречивать данные о том, сколько моточасов или километров пробега может «выходить» бензиновый или дизельный агрегат. Но этот вопрос заботит тех, кто приобретает подержанные авто.

Отвечаем: и в этом параметре бензиновая силовая установка пасует перед дизельной. Факторов успеха в этом плане у двигателя, работающего на солярке, несколько. Во-первых, конструкция узлов бензинового двигателя более жесткая, чем у дизельного, и, как следствие, они более подвержены износу. Во-вторых, дизельное топливо в виду своего химического состава играет роль дополнительной смазки для узлов мотора, что повышает срок его ресурсной эксплуатации. Среди двигателей-миллионников дизельных значительно больше, чем бензиновых.

Какой мотор легче эксплуатировать и обслуживать?

В этом поле сравнений преимущество на стороне бензиновых двигателей. Известно, что работающие на бензине двигатели менее зависимы от качества топлива. То есть, если вы зальете горючее низкого качества, то бензиновый мотор в лучшем случае его переварит (динамика пострадает, но ехать машина сможет), а в худшем – придется чистить форсунки и промывать топливную систему. Если же «бодяга» попадет в топливную систему дизельного двигателя – пиши пропало. Тут самое страшное в том, что может выйти из строя топливный насос высокого давления и авто никуда больше не поедет.

Мастер обслуживает авто

Еще один плюс бензиновых моторов – их сравнительно низкая чувствительность к внешним температурам, что особенно актуально для России. Проще говоря, шансов, что бензиновое авто заведется при сильном морозе больше, чем у его дизельного «оппонента». Здесь секрет в химическом составе бензина, который имеет свойство воспламеняться при более низких температурах, чем дизель. Впрочем, эта проблема для работающих на солярке машин сегодня решается за счет применения «зимних» видов топлива и специальных устройств – предпусковых подогревателей, которые нагревают двигатель до его запуска. Так что, как видим, в этом компоненте преимущество бензинового мотора над дизельным не такое однозначное.

Очередной плюс в карму бензинового двигателя – сравнительно, опять же, низкий шум и вибрация при работе. Всем известен «тракторный» рокот дизеля, который зачастую проникает в салон даже на холостых оборотах, а уж при выходе на рабочие обороты у водителя и пассажиров может уши заложить. Это – особенность дизелей, обоснованная конструкцией двигателя. Слово в защиту: современные дизельные моторы, благодаря применению узлов и материалов, помогающих гасить вибрацию, звучат менее громко, чем их «предки».

Останавливаясь на таком важном пункте, как обслуживание силовых агрегатов, отметим, что в этом плане преимущество снова у бензинового мотора. Периодичность технического обслуживания (в частности, смены моторного масла и фильтра) у дизельных авто более частая, чем у бензиновых – у первых пробег между ТО, как правило, составляет 10 000 км, а у вторых – 15-20 000 км. Да и стоимость обслуживания дизельного мотора выше, уже за счет того, что расходные материалы обходятся дороже, чем для бензинового. А сложность конструкции дизеля обусловливает еще большее удорожание обслуживания двигателя такого типа. Кстати, именно из-за сложности конструкции ремонт дизельного двигателя обходится дороже, чем починка бензинового агрегата. Тоже существенный аргумент в пользу бензиновых авто.

Подводим итоги

Для удобства восприятия мы решили выделить все описанные нами плюсы и минусы дизельных и бензиновых двигателей. Проанализировав приведенные данные, любой автолюбитель может решить, машину с каким типом двигателя ему лучше купить.

Плюсы дизельных моторов:

- экономичность и экологичность;

- лучшая тяга на низких оборотах, и, как следствие, производительность;

- больший моторесурс и долговечность.

Минусы дизельных моторов:

- высокая чувствительность к качеству топлива;

- боязнь низких температур;

- больший вес агрегата;

- меньшая мощность;

- высокий уровень шума и вибраций при работе;

- дороговизна обслуживания и ремонта.

Плюсы бензиновых моторов:

- меньшая масса и габариты агрегата;

- меньший уровень шума и вибраций;

- устойчивость к низким температурам;

- лучшая переносимость топлива низкого качества;

- большая мощность агрегата;

- сравнительная дешевизна обслуживания и эксплуатации.

Минусы бензиновых моторов:

- повышенный расход топлива;

- меньшая тяга на низких оборотах;

- меньший моторесурс.

Аркан-блог

В среде автомобилистов немало расхожих заблуждений, некоторые из них касаются особенностей бензиновых и дизельных двигателей. Почему-то принято считать, к примеру, что у дизеля больше ресурс, и что у него «лучше» момент на низких оборотах. Попробуем разобраться. Для начала пройдем короткий ликбез, вспомним особенности моторов обоих типов. Основное и решающее отличие дизельного двигателя от бензинового — в организации рабочего процесса. Именно из-за него конструкции моторов — разные. 1. Бензин Начнем с бензинового двигателя. Топливовоздушная смесь у него формируется вне цилиндра, во впускном коллекторе (пока непосредственный впрыск оставим за кадром). Пары топлива окончательно перемешиваются с воздухом в конце такта сжатия. В камере сгорания образуется топливная смесь, которая называется гомогенной, с равномерным распределением топлива по объему. От сжатия температура смеси поднимается до 400–500 0С (ниже температуры самовоспламенения бензина). Далее смесь воспламеняется искрой свечи зажигания. Такая организация рабочего процесса ощутимо сужает возможности двигателей. Во первых, топливо должно иметь высокую испаряемость при температуре окружающей среды, иначе гомогенную смесь к моменту  зажигания не получить, И, значит не будет быстрого и полного ее сгорания. Это резко сужает возможный перечень альтернативных топлив. Во вторых, в двигателе с внешним смесеобразованием есть цикл сжатия топливной смеси. Это сильно ограничивает возможную степень сжатия (ε), а она, между прочим,  сильно влияет на КПД двигателя. Повысить степень сжатия не дает детонация. Поднять детонационный порог помогает высокое октановое число бензина, сокращение времени распространения фронта пламени и снижение температуры топливного заряда. В современных моторах удается достичь степени сжатия примерно около 11 единиц и, скорее всего, эта величина — предельная. В третьих, способность к воспламенению и сгоранию гомогенной смеси находится в узком диапазоне соотношения воздуха к бензину, с коэффициентом избытка воздуха 0,8< λ

Чем дизельный двигатель лучше бензинового / личный блог Drusha / smotra.ru

личный блог Drusha → Все усилия, которые применяет компания Bosch на просвещение граждан, оказываются тщетными. Компания периодически устраивает встречи, пресс-конференции, тест-драйвы дизельных автомобилей и до сих пор, согласно статистике, восприятие дизельных двигателей российскими водителями остается искаженным. Хотя последние 20 лет внесли кардинальные изменения в сферу дизельных технологий и, в результате, сегодня дизельный двигатель не уступает, а в некоторых аспектах превосходит бензиновый. Компания Bosch в очередной раз собрала представителей СМИ для ознакомления с новыми характеристиками дизельного двигателя и сравнения его с двигателями старого поколения, а также с бензиновым аналогом. В ходе тест-драйва, который состоялся 13 октября, мы имели возможность проследить эволюцию дизельных технологий на примере систем впрыска топлива старого поколения и современной Common Rail. Нам также было предложено сравнить дизельный двигатель с бензиновым по таким характеристикам, как ускорение со старта и в движении, экономичный расход топлива. Тестирование проводилось на семи моделях дизельных внедорожников и легких коммерческих автомобилей отечественного и зарубежного производства. Два автомобиля Kia Sportage (бензиновый и дизельный), стартовав одновременно, показали разные результаты. Дизельный Sportage смог опередить “бензиновый” только вначале, показав хорошее ускорение со старта. Разогнавшись, Kia Sportage с бензиновым двигателем имела преимущество перед дизельным. Это лично на киа спортаж,но все же,что лучше?? Какой двигатель выбрать - бензиновый или дизельный??? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Попытаемся рассмотреть факторы, от которых зависит принятие правильного решения. Если автомобиль оборудован дизельным двигателем, то в процессе эксплуатации будут значительно сэкономлены средства за счет более низкой стоимости топлива и его меньшего расхода. Чем объясняется меньший расход топлива? У дизельного двигателя легкового автомобиля степень сжатия находится в пределах 20—22 единицы по сравнению с 9 -10 у бензиновых двигателей, что обеспечивает более высокий КПД. Кроме того, у дизеля регулирование рабочей смеси в основном качественное, т.е. вне зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки в цилиндры подается практически одинаковое количество воздуха, а количество используемого топлива увеличивается с нагрузкой. Но даже при полной мощности масса впрыскиваемого топлива в 1,5— 1,7 раза меньше, чем у бензинового двигателя такого же рабочего объема. Это означает, что действительная степень сжатия, т. е. давление и температура конца сжатия, не зависит от нагрузки, а рабочая смесь по сравнению с бензиновым двигателем всегда очень бедная. Эти факторы обеспечивают дизелю высокую эффективность сгорания и последующего расширения и на частичных нагрузочных режимах. В условиях эксплуатации стабильность мощностных показателей и расхода топлива зависит в первую очередь от сопротивления воздухоочистителя, которое влияет на наполнение цилиндров воздухом (в том числе и двигателей с турбонаддувом), угла опережения впрыска топлива, давления начала подъема иглы форсунки (давления начала впрыска), качества распыла топлива фор­сунками, а также от характера (закона) подачи топлива топливным насосом высокого давления. Следует отметить, что стабильность регулировочных параметров системы подачи топлива у дизельных двигателей выше, чем у бензиновых. Однако в процессе эксплуатации нужно строго контролировать качество очистки воздуха и топлива, а также исключить возможность перегрева двигателя, что незамедлительно повлияет на работу форсунок и поршневой группы. Дизельные двигатели более долговечны, чем бензиновые, что объясняется более прочным и жестким выполнением блока цилиндров, коленчатого вала, деталей цилиндро-поршневой группы, головки блока цилиндров и применением дизельного топлива, которое в отличие от бензина в известной степени также является смазочным материалом. К недостаткам дизельных Двигателей следует отнести большую массу, меньшую литровую мощность, повышенный шум из-за высокого давления сгорания и затрудненный пуск при отрицательных температурах окружающего воздуха, особенно у автомобилей прошедших 100 000 км и более. В процессе эксплуатации изнашиваются плунжерные пары топливного насоса высокого давления, нарушается герметичность посадки иглы форсунки, что приводит на низких оборотах при пуске (70—90 оборотов в минуту) к плохому распылению шва. В то же время в резуль­тате появившегося износа цилиндро-поршневой группы на такой частоте вращения заметно увеличивается про­рыв сжимаемого воздуха в картер, а значит, давление и температура не достигают значений, необходимых для воспламенения распыленного топлива. Тем не менее существуют достаточно простые уст­ройства, которые резко улучшат запуск дизелей при низких температурах, в том числе теплообменное устрой­ство, устанавливаемое на период зимней эксплуатации во впускной коллектор. Опыт эксплуатации дизельных двигателей позволяет сделать вывод, что рассмотренные выше изменения, которые происходят в топливной аппаратуре и цилиндро-поршневой группе, почти не вызывают снижения мощности и увеличения расхода топлива. Двигатели подвергаются ремонту, главным образом, из-за повышения расхода смазочного масла, что можно легко определить по доливу и появлению голубого дыма, который образуется из-за сгорания масла. Бензиновые двигатели имеют более высокую частоту вращения, большую литровую мощность, шум и вибрации более низкие. Регулирование горючей смеси в них, главным образом, количественное. Поэтому на малой и средней мощностях (двигатели легковых автомобилей работают в основном в этих режимах), действительная степень сжатия — низкая, т. е. в результате дросселирования на впуске и частичного наполнения цилиндра вместо давления сжатия, например 2,5 МПа на полной мощности, смесь сжимается до 1,0 МПа. Отсюда — низкая эффективность сгорания и последующего расширения, а значит, и большой расход топлива. Таким образом, если при номинальных мощностях эффективный КПД бензинового двигателя на 20% ниже, чем у дизеля, то на частичных режимах разрыв увеличивается до 40% и более. Это подтверждается многочисленными сравнительными эксплуатационными испытаниями автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями одинаковой мощности. Снижение расхода топлива на 100 км пути в зависимости от условий движения (в городе или на магистралях) составляет 25—50%. Что касается токсичности отработанных газов, то проведенное за последнее десятилетие усовершенствование бензиновых двигателей, включая управляемый поршневым процессором прямой впрыск форсунками, значительно улучшило этот показатель. Однако многие специалисты ведущих автомобильных компаний, например фирмы Volkswagen, считают, что в условиях повышенных требований к защите окружающей среды и расходу топлива дизели остаются наиболее перспективными двигателями. В настоящее время в ФРГ на 14 % автомобилей установлены дизели, во Франции — на каждом третьем автомобиле, а в Австрии — на каждом втором. Сравнительная таблица преимуществ и недостатков бензиновых и дизельных двигателей Преимущества дизельных ДВС - экономичность, расход топлива при том же объеме и мощности меньше на 15-25%; - меньшая стоимость топлива; - хорошая тяга на низких оборотах, дизельный двигатель удобен для джипов и грузовиков особенно на бездорожье; - отсутствие свечей зажигания, проводов, трамблёров. Преимущества бензиновых ДВС - низкий уровень шума и вибраций; - большая литровая мощность; - способен работать на высоких оборотах, без последствий для двигателя. Недостатки дизельных ДВС - хуже динамика разгона больший шум и вибрация; - чувствительная топливная система, особенно к нашему топливу, - может не завестись при сильном морозе; - не терпит высоких оборотов, и как следствие высоких скоростей; - большая масса, меньшая литровая мощность; - чаще замена масла и фильтров, масло необходимо более высокого качества; - для запуска дизельного двигателя необходим аккумулятор большей емкости, следовательно, больше и стоимость. Недостатки бензиновых ДВС - больший чем у дизеля расход топлива; - наличие системы зажигания;

- наибольшая мощность достигается в небольшом диапазоне оборотов например с 3500 до 4000, правда у новых бензиновых двигателей диапазон более широкий и ровный, за счет изменения фаз газораспределения, применения непосредственного впрыска и т.п.


Смотрите также

 

"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453

Новости