В современных автомобилях с впрысковыми двигателями, за приготовление рабочей смеси отвечает электроника. Качество рабочей смеси зависит от соотношения, в котором смешивается топливо с воздухом. В зависимости от количества воздуха, проходящего через дроссельную заслонку, электронный блок управления двигателем определяет, сколько горючего необходимо подать в цилиндры. Для определения количества воздуха, поступающего в двигатель, применяется датчик массового расхода воздуха или ДМРВ; в некоторых источниках встречается название «волюметр».
«Где находится ДМРВ?» — интересуются неопытные автовладельцы. Указанный датчик устанавливается во впускном воздушном тракте сразу за воздушным фильтром, к блоку управления он подключается при помощи шестиконтактной колодки.
В теории, процесс измерения количества проходящего через дроссельную заслонку воздуха, не представляет особой сложности. Если нажать на педаль газа, заслонка открывается, и воздуху будет проще попасть внутрь, при отпускании, наоборот, всасывается намного меньше воздуха. Однако мотор работает постоянно в разных режимах, водитель то нажимает, то отпускает педаль газа, причем, постоянно по-разному, к тому же во впускном тракте возникают завихрения, поэтому на деле задача будет в разы сложнее.
В зависимости от строения выделяют несколько типов датчиков массового расхода воздуха. Наиболее часто встречаются:
Движущихся частей в датчике массового расхода воздуха нет. Благодаря этому повышается срок его службы. Принцип его работы следующий. Чувствительным элементом первых датчиков, разработанных формой Bosch, является платиновая проволока или никелевая сетка. К элементу подводится электрический ток, который нагревает его. Если система проволочная, то термоэлемент будет нагреваться до температуры на 100 градусов выше температуры входящего воздуха, температура сетки из никеля на 75 градусов выше температуры входящего воздуха.
Входящий поток воздуха охлаждает чувствительный элемент, следовательно, для поддержания его температуры необходим больший ток. По тому, насколько увеличился ток, блок управления двигателем определяет, какое количество воздуха поступает в двигатель. Некоторые ДМРВ выдавали частотные выходные сигналы, т.е. у них изменяемой величиной была частота выходных импульсов. Такие датчики массового расхода воздуха применялись в двигателях автомобилей ВАЗ, оснащенных контроллером «Январь-4.1».
Современные ДМРВ, устанавливаемые, в том числе на автомобили ВАЗ, имеют более сложное устройство. Вместо проволоки или сетки, в качестве чувствительного элемента они имеют тонкую пленку, на которой размещены температурные датчики и нагревательный элемент. Принцип работы ДМРВ автомобилей ВАЗ немного другой. В центре пленки находится зона подогрева, степень ее нагрева контролируют термодатчики. По обе стороны пленки расположены два дополнительных термодатчика, т.е. один находится прямо на пути воздушного потока, а второй скрыт за пленкой. Когда автомобиль стоит на месте, температура обоих датчиков одинакова, при движении первый датчик охлаждается входящим потоком воздуха, а второй имеет практически неизменную температуру. Разница температур термодатчиков прямо пропорционально зависит от массы всасываемого воздуха.
Каждый датчик имеет свои достоинства и недостатки, поэтому однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Проволочный датчик массового расхода воздуха обладает высокой надежностью. Это его основное достоинство, способное перекрыть все недостатки, в числе которых более низкая точность измерений, по сравнению с пленочным ДМРВ, и невозможность зарегистрировать обратный поток воздуха.
Пленочный датчик, который устанавливается на современные двигатели ВАЗ, благодаря наличию двух термодатчиков, способен зарегистрировать обратный воздушный поток (если температура второго датчика ниже, чем первого), кроме того, точность его измерений очень высока. Главный недостаток датчика – он боится грязи и влаги, поэтому если автовладелец желает бесперебойной работы датчика, ему необходимо тщательно следить за состоянием воздушного фильтра.
Нередко случается, что датчик массового расхода воздуха выходит из строя. Поскольку не для каждого автомобиля его можно запросто пойти и купить, многие автовладельцы задаются вопросом: «А можно ли ездить без ДМРВ?»
Если отключить ДМРВ, блок управления переходит в аварийный режим работы. Топливно-воздушная смесь готовится в зависимости от положения дроссельной заслонки, в результате возрастает расход горючего, а частота вращения коленвала не опускается ниже 1500 об./мин.Кстати, таким способом можно проверить исправность датчика. Если машина при его отключении становится резвее, значит, ДМРВ неисправен.
Некоторые владельцы автомобилей ВАЗ интересуются, что будет, если установить другой ДМРВ взамен штатного, и насколько безопасно такое усовершенствование.
Датчики массового расхода воздуха разрабатываются под определенный двигатель, и имеют разные выходные напряжения при одинаковом воздушном потоке. Поэтому, если установить не тот датчик, который нужен, ЭБУ не сможет правильно интерпретировать его показания. Результатом будет, как минимум, увеличение расхода топлива, как максимум – мотор просто не будет работать.
Все же при крайней необходимости, если штатный датчик нигде не удается найти, можно «перепрошить» под параметры ДМРВ, предназначенного для другого двигателя ВАЗ. Однако делать это следует крайне осторожно, поскольку велика вероятность полностью вывести ЭБУ из строя.
Корректная работа двигателя зависит от работоспособности многих устройств, в частности, речь идет о датчиках. В частности, речь идет о датчике массового расхода воздуха (ДМРВ), которым комплектуются все современные моторы. Подробнее о том, что это такое ДМРВ, какие бывают виды регуляторов и в чем заключается принцип действия устройства, мы расскажем ниже.
Для начала давайте разберем, для чего нужен воздушный регулятор подачи объема воздуха, где находится устройство, и в чем заключается принцип работы датчика. Начнем с устройства и местоположения.
Датчик массового расхода воздуха используется для управления объемом воздуха, необходимого для формирования правильного соотношения кислорода и топлива при образовании горючей смеси. Точность показателей расходомера определяет правильную работу двигателя. Пленочный АЦП ДМРВ представляет собой небольшое по размерам и массе устройство. Этот расходомер расположен между воздушный патрубком, подключенным к дросселю, и воздушным фильтрующим элементом (автор видео — канал АВТО — МОТО).
Предназначение АЦП ДМРВ заключается в определении объема воздуха, поступающего из этого фильтра. Само устройство состоит из провода и пластины, диаметр которой составляет 70 мкм, которая вмонтирована в измерительную магистраль. Внутри девайса имеется специальный чувствительный элемент. В целом принцип функционирования цифрового преобразователя основан на принципе постоянства температуры.
Устройство оснащено разъемом с разными проводами, вкратце о распиновке:
Схематическое устройство расходомера
Датчик массового расхода воздуха может иметь несколько разновидностей, в зависимости от его конструкции.
Вкратце рассмотрим основные виды устройств:
Наиболее оптимальная работа силового агрегата будет обеспечения в том случае, если пропорции топлива и воздуха составят 1:14. Датчик расхода воздуха предназначен для определения количества поступившего в мотор воздушного потока, а также для дальнейшей передачи этих данных на ЭБУ. В соответствии с этими данными блок управления регулирует расчеты и определяет нужный объем топлива, которое потребуется для образования горючей смеси. Так что параметры, которые передает ДМРВ, в любом случае влияют на распределение объемов воздуха и бензина.
При использовании нагревательная часть регулятора загрязняется, поскольку воздух никогда не может быть чистым. Чтобы устройство могло самоочищаться, при остановке мотор на него кратковременно подается высокое напряжение, в результате чего датчик нагревается до огромной температуры — 1100 градусов. Соответственно, из-за этого вся грязь на девайсе прогорает (автор видео — канал Alex ZW).
Чтобы работа расходомера была более стабильной, необходимо, чтобы воздушный фильтр был чистым. Со временем эксплуатации платиновые спирали начинают загрязняться. Когда это происходит, для восстановления работоспособности расходомера можно их очистить. Это позволит на время его восстановить, но если процедура очистки будет выполнена неправильно, то регулятор нужно будет заменить.
Теперь рассмотрим основные неисправности, которые могут произойти в работе расходомера.
Для начала поговорим о признаках:
При появлении нескольких или одного симптома необходимо проверить целостность устройства. К примеру, на нем могут появиться трещины, в частности, на шланге, соединяющем расходомер с заслонкой. В том случае, если вы столкнулись с проблемой, когда глохнет мотор, есть вероятность, что причина кроется в повреждении цепи питания.
Если сигнал с расходомера очень низкий, причины могут быть таковы:
Естественно, определить неисправность по этим признакам нельзя, так как они могут говорить и о других поломках. Для точного определения поломки производится диагностика устройства.
Схема обманки ДМРВ
Если вы не хотите сталкиваться с проблемой неработоспособности расходомера, то есть один вариант, как блок управления можно обмануть. Для этого ставится диод вместо ДМРВ. Для того, чтобы обманка работала нормально, двигатель в любом случае должен быть в рабочем состоянии. Если силовой агрегат будет работать некорректно или в его работе будут неисправности, то обманка просто не даст эффекта.
Для того, чтобы обмануть «мозги», вам потребуется диод, который будет иметь просадку на 0.3 вольта, его без проблем можно приобрести в любом магазине электроники. Диодный элемент будет использоваться для подачи с опорных 5 В на сигнальный 4.7 В. Это позволит блоку управления «думать», что ДМРВ видит довольно большой объем воздушного потока. Для примера рассмотрим двигатели автомобилей Фольсваген.
Если на этом авто используется регулятор от производителя Bosch, то диодный элемент ставится с контакта 4 в контакт 5. Если используется расходомер от Pierburg, то диод устанавливается с контакта 1 в контакт 6. Монтаж диодного элемента осуществляется с учетом направленности потока, поскольку он позволяет пропускать только в одну сторону.
Стоимость расходомера зависит от производителя, а также автомобиля, на котором он будет использоваться. Стоимость ДМРВ на сегодняшний день составляет от 1 до 7 тысяч рублей.
На видео ниже представлена подробная инструкция по проверке датчика в домашних условиях при помощи мультиметра (автор ролика — канал Простое мнение).
Загрузка ...Датчик массового расхода воздуха (принятое сокращенное обозначение – ДМРВ или английская аббревиатура – MAF) – это устройство, управляющее интенсивностью воздушного потока при образовании топливно-воздушной смеси. Работа ДМРВ обеспечивает точность пропорций ее компонентов.
Регулирование впрыском топлива и вычисление его необходимого объема выполняется блоком управления на основе преобразованных в электронный вид сигналов ДМРВ и лямбда-зонда.
По типу конструкции все использующееся сейчас датчики массового расхода воздуха можно разделить на несколько категорий, самые популярные из которых в основе имеют нагретую проволоку или флюгерную заслонку.
Самые простые и уже устаревшие устройства лопаточного типа. Их принцип действия основан на способности потенциометра, соединенного с упругой пластинкой, менять сопротивление в зависимости от степени ее изгиба. Пластинка, в свою очередь, деформируется под действием потока воздуха пропорционально его силе.
В таком устройстве воздух попадает на теплообменник, снижая его температуру. Критерием оценки выступает количество энергии, затрачиваемое на восстановление параметров.
Для того чтобы избежать погрешности из-за наличия отложений на тонкой пластине предусмотрен автоматический и мгновенный разогрев пластины до 1000° после каждой остановки двигателя. Эти конструкции более совершенны, чем модели на основе трубки Пито.
Самые современные модели, в которых используются нагревающиеся кремниевые элементы с платиновым напылением, выполняющие также функции измерителей.
ДМРВ устанавливаются на машинах с двигателями внутреннего сгорания и для большинства моделей их стандартное положение – между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой.
В инновационных моделях брендов с мировой известностью ДМРВ часто заменяют датчиками абсолютного давления, которые монтируются на впускных коллекторах. Тенденцию к отказу от применения датчиков массового расхода воздуха эксперты считают характерной для современного автомобилестроения.
О том, что датчик массового расхода воздуха неисправен, свидетельствуют следующие признаки:
Причиной некорректной работы ДМРВ может быть механическое повреждение его элементов или засорение. Наиболее уязвимые устаревающие расходомеры лопаточного типа могут засоряться частицам масла. У них часто наблюдается повреждение токопроводящих элементов.
Увеличение расхода топлива объясняется аварийным режимом работы блока управления, который при формировании управляющих сигналов «полагается» на сигналы, поступающие с дизельной заслонки. Критическим случаем (значительная поломка или засорение ДМРВ) является отказ в работе – завести двигатель при таком расходомере не удается вовсе.
Аналогичная ситуация может возникнуть, если машину оснастить датчиком, предназначенным для другой модели. Современные автомобили с бортовыми компьютерными системами извещают своего владельца о наличии неисправности заранее, прежде чем водитель обнаружит видимые признаки поломки.
При выходе из строя ДМРВ система диагностик выдает индикацию «чек» двигателя. Точное определение поломки выполняется на СТО при помощи точного диагностического оборудования, считывающего из бортовой системы код ошибки.
Мигание лампочки Check возникает при различных повреждениях, в том числе, при нарушениях работы датчика дроссельной заслонки, свечей и пр. Индикация этого типа возникает и при повреждениях проводки, датчика температуры.
Проверка чека путем анализа совокупности «симптомов» не всегда дает точный результат. Для полного выявления неисправностей (часто сигнал свидетельствует не об одном, а о ряде нарушений), необходимо использование компьютерной диагностики.
Ремонту в полном смысле этого слова подлежат только самые простые лопаточные расходомеры. Одна из наиболее частых причин повреждений – замасливание рабочих поверхностей – устраняется при помощи состава для чистки карбюратора. Аэрозоль легко снимает масляный слой, не повреждая поверхность.
Карбклинер может использоваться и для чистки других устройств. Механический ремонт ДМРВ затруднен. Условно ремонтопригодными (не все типы повреждений) являются лопаточные модели. Более современные конструкции, вышедшие из строя, требуют замены. Пластинчатые и пленочные ДМРВ можно не менять, если причина некорректной работы заключается в нарушении питающей сети (обрыв проводки, короткое замыкание).
Диагностика, очистка, ремонт и замена датчиков массового расхода воздуха должны выполняться в условиях современного сервисного центра с обязательной проверкой работы оборудования после выполненных операций. В этом случае автовладелец получает гарантию и может предъявить претензии, если обнаружит недостатки в работе после ремонта.
Сделать эксплуатацию системы более экономичной и продлить срок безаварийной службы датчика массового расхода воздуха можно, точно соблюдая правила эксплуатации транспортного средства.
Уход за двигателем, своевременно проводящиеся профилактические осмотры, контроль состояния воздушных фильтров и их смена при загрязнении позволят избежать преждевременного загрязнения ДМРВ или его загрязнения, максимально увеличат период безаварийной эксплуатации датчика.
Корректная работа датчика массового расхода воздуха, в свою очередь, обеспечит экономичную работу двигателя внутреннего сгорания, плавный и динамичный набор скорости автомобилем, корректное переключение скоростей и ход без «провалов».
Прибор, определяющий объем воздушного потока, который заполняет цилиндры работающего двигателя, называют датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ). Сам прибор устанавливают в воздушном патрубке за фильтром воздуха, и в процессе работы системы впрыска он является одним из основных компонентов. Устанавливаются ДМВР практически на все двигатели, которые оснащены электронной системой подачи топлива.
Принцип его работы заключен в следующем. Для оптимального функционирования мотора ему требуется за одну фазу попадание топлива и воздушного потока в соотношении 1 к 14. Если эта пропорция нарушается, мощность мотора или уменьшится, или произойдет переизбыток расхода топлива.
Датчик измеряет объем воздушного потока, который попал в систему двигателя. После этого он отсылает информацию в главный компьютер, и, основываясь на этих данных, тот рассчитывает, сколько топлива необходимо для нормальной работы мотора.
Чем сильнее водитель давит на газ, тем больше поступление воздушной массы в мотор. Датчик производит фиксацию объема и через главный компьютер увеличивает число поступающего топлива. При равномерной езде большого расхода бензина быть не может. За этим ведет контроль датчик.
Также прибор, называемый ДМВР, занят определением нагрузки, получаемой двигателем. Объем поступающего в двигатель воздуха регулируется педалью газа. Чем сильнее водитель на нее давит, тем больше воздуха всасывается в двигатель. И, наоборот, чем меньше давление педали на газ, тем меньше нагрузка на двигатель.
В своей работе датчик использует принцип постоянного температурного режима. Рассмотрим, как устроен датчик. Последний состоит из корпуса, в котором установлены сенсорные элементы, на корпусе имеется уплотнительная резинка, герметизирующая место присоединения датчика к воздушному патрубку. На датчике находится также фланец с отверстиями для крепежных винтов, а также электрический разъем. Он служит для присоединения датчика к проводке автомобиля. В основе конструкции датчика массового расхода воздуха заложен терморезистор.
По своей конструкции ДМРВ разделяют на датчики с температурным датчиком и без него. Температурный датчик измеряет температуру поступающего воздуха, что позволяет более точно определять его количество. В зависимости от наличия или отсутствия температурного датчика, отличается и количество штекеров, находящихся в электрическом разъеме. В разъеме ДМРВ с неустановленным термодатчиком, находится четыре штекера, а с установленным – пять штекеров в разъеме. Встречаются датчики с металлическими корпусами. Их устройство по сравнению с датчиком с пластмассовым корпусом, отличается только дизайном.
Из-за чего выходят из строя датчики массового расхода воздуха? Основной причиной, приводящей к их поломке, является загрязнение ДМРВ частицами пыли, которые содержатся в воздухе. Поэтому для того, чтобы ваш датчик прослужил как можно дольше, важно использовать качественный воздушный фильтр. Оригинальный фильтр позволяет максимально качественно очищать поступающий воздух и обеспечивать наилучшую герметизацию в области уплотнительной резинки, не допуская подсоса неочищенного воздуха мимо фильтрующего элемента. Использование оригинального фильтра позволяет максимально продлить срок службы датчика.
Существуют также дубликатные воздушные фильтры японского производства, являющиеся достаточно качественными для обеспечения долгой работы датчиков расхода воздуха. Однако на рынке присутствует огромное количество дубликатных воздушных фильтров с низкой стоимостью, а это значит, что и качество у них тоже более низкое. Внешне эти дешевые фильтры мало чем отличаются от своих дорогих аналогов. Но фильтрующий материал, используемый для изготовления таких фильтров, обладает гораздо большей проницаемостью для мельчайших частиц пыли.
Поэтому при использовании дешевых дубликатных воздушных фильтров риск поломки датчика массового расхода воздуха резко увеличивается. Стоимость новых датчиков довольно высока. Для некоторых автомобилей она может доходить и до 30 000 рублей. Из этого понятно, почему гораздо дешевле использовать качественные фильтры либо оригинального, либо японского производства.
Читайте также: Как доработать печь на ВАЗ 2107
Простота и надежность в использовании датчика расхода воздуха не предусматривают его ремонта. В случае поломки датчика, лучше обратиться к людям, профессионально занимающимся ремонтом автомобилей, на станцию технического обслуживания. Невозможность ремонта является большим недостатком датчика. Профессионалы смогут провести диагностику и сумеют найти причины возможных неисправностей, так, чтобы не пришлось менять датчик. На СТО существует специальная измерительная аппаратура, согласно показаниям, которой мастера делают выводы о возможных неисправностях датчика.
Как самостоятельно проверить датчик с помощью мультиметра? С его помощью можно проверить напряжение, выдаваемое датчиком расхода воздуха. Новый датчик выдает напряжение 0,966 в пределах 1,01.
Вот таблица проверки датчика массового расхода воздуха:
Для того чтобы совершить проверку, используем мультиметр. Как мы знаем, вольтаж в машине у нас постоянный. В принципе все цифровые мультиметры одинаковы.
Шкала слева отвечает за постоянный ток. Ставим два вольта, и в этих пределах будем измерять силу тока своей сети. Для того чтобы замерить напряжение датчика, с него необходимо снять защитную колодку. Делается это просто на интуитивном уровне. На защитной колодке присутствуют две защелки, которые надо поддеть ногтями. Включается зажигание, не заводя двигатель, и производится замер. Сверяются данные с таблицей.
При неисправном датчике стрелка тахометра сильно «гуляет», практически на тысячу оборотов. При неисправном датчике бортовой компьютер показывает расход топлива 1,2-1,3 л/ч. Расход, по сравнению с нормальной работой, возрастает на 30-40%. Появляются плавающие обороты при пуске. При подгазовке машина не набирает оборотов.
Если датчик изношенный, в качестве продления его службы рекомендуется чистка. Этот метод годится для автомобилей ВАЗ 2110-2112, ВАЗ 2114, 2115, 2109, «Приора», «Калина» и «Гранта».
Первым делом снимается корпус датчика расхода воздуха. Затем откручивается два болта крепления к воздушному фильтру. Ослабляется хомут с патрубка. С датчика массового расхода воздуха снимается фишка. Достаем сам датчик и начинаем эксперимент по промывке ДМВР. Он находится внутри корпуса. Необходимо его оттуда извлечь. Для этого откручиваются два болта, держащие датчик. Для них нужны специальные ключи. Если ключей нет в наличии, то подойдут и плоскогубцы. Для промывки датчика покупаем обычный очиститель карбюратора. Пробуем вытащить датчик из корпуса.
Сразу предупреждаем, что выходит он оттуда довольно туго, поэтому вытаскивать надо осторожно, не торопясь, чтобы ничего не повредить. Сначала промывается корпус один раз, затем, дав ему просохнуть, промываем еще раз. Далее таким же образом промывается сам датчик. Если до проведения эксперимента показания датчика после проверки мультиметром были 1,5 вольта, то после они показали 1,3 вольта. Таким образом, мы немного отсрочили выход датчика из строя.
Этот метод годится как временный, лучше, конечно, заменить датчик на новый.
На нашем сайте действует специальное предложение. Вы можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста, просто задав свой вопрос в форме ниже.
"Питер - АТ"
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453